Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Образ и характеристика Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова

“Мастер и Маргарита” – нетленный роман М.А. Булгакова, чудом не оставшийся “в столе” и явивший миру ярких, неоднозначных, запоминающихся персонажей и не только.

Одним из героев произведения является автор стихотворений и член МАССОЛИТа Иван Понырев, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.

Наше знакомство с поэтом происходит на Патриарших прудах, где он, страдая от жары, неспешно прогуливался с Мишей Берлиозом, председателем вышеупомянутого литературного учреждения.

Михаил Александрович мягко, но твердо дает понять Ивану, что тот не прав, что Иисус в его рассказе получился как живой, а ведь между делом никакого Бога, да и Дьявола тоже, в природе не существует.

Зная, к чему приведет их беседа, возможно, он бы пресек этот опасный разговор на Патриарших прудах: Внезапная смерть Миши, помещение самого поэта в клинику для людей, страдающих расстройствами психики, и пророческие слова “Шизофрения. Как и было сказано.”

Оказавшись в вынужденном заточение, Бездомный начинает размышлять, обдумывать, постепенно мир предстает перед ним в совсем ином свете. И этому факту немало способствуют его ночные разговоры с соседом по несчастью, номером сто восемнадцать. Благодаря Мастеру, Иван понимает всю никчемность прежнего существования и что “кропать стишки” – вовсе не его призвание, потому как они “откровенно плохие”. Что-то в душе его переворачивается с тех памятных событий после встречи с “Иностранцем” на Патриарших. Из больницы доктора Стравинского он выходит уже совершенно иной личностью. Впоследствии становится сотрудником Института истории и философии, Иваном Николаевичем Поныревым.

Но каждый год, с приходом весеннего полнолуния, наш герой начинает нервничать, он беспокоен. Засиживаясь допоздна на той памятной лавочке, разговаривает сам с собой, тревожно смотрит на луну и воспоминания сами собой оживают. Возвращается домой он совершенно больным и засыпает тревожным сном, в котором терзается тем же самым вопросом, мучающим пятого прокуратора Иудеи.

Но его страхи и душевные терзания развеиваются: казни не было, этим всё и закончилось и никто его больше не потревожит до следующего полнолуния.

Что хотел донести до нас автор через образ поэта, для чего столкнул обычного среднестатистического человека с нечистой силой? Может, чтобы он и мы вместе с ним что-то переосмыслили для себя. Покопались в себе, в своем мировоззрение. Испытав эмоциональный шок, пройдя через страдания, герой словно прозрел. Он стал духовно развитым человеком. Булгаков, как Мастер, обращается к читателю, к Ивану – духовный поиск – это единственно возможное доказательство истинного человеческого бытия.

Сочинение про Ивана Бездомного

Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить. Иван часто писал стихи на заказ и состоял в писательском сообществе Массолит. В самом начале, можно сказать, что Иван ничем не примечательный образ, возможно, даже неприметный. Герой был полностью погружен в свою работу атеистического характера о Иисусе Христе, которая по его мнению, должна была стать главной в его жизни. Именно с него и беседы с Берлиозом начинается роман.

В тот день он впервые и повстречал Волонда, который предсказал гибель критика, друга Берлиоза. Увидев, как предсказание сбылось, его товарищ погиб под колесами трамвая, у Бездомного происходит помутнение рассудка , в состоянии эффекта его отправляют в психиатрическую больницу.

В больнице его ждали новые знакомства, которые вскоре перевернули его жизнь. Именно в больничных стенах он знакомиться с Мастером, которые рассказывает о своей книге о Пилате и Иешуа. Познакомившись с мастером, жизнь поменялась полностью: он начинает интересоваться только историей Пилата и забывает о реальной жизни. Образ и характер героя своеобразен. Данная сюжетная линия захватывает с самого начала, что невозможно оторваться. В этом и было мастерство Булгакова.

Все, что навалилось на Бездомного в такой короткий срок, полностью изменило его мировоззрение. Случай с Берлиозом чуть не довел его до полного сумасшествия, а знакомство с Мастером уверило его в том, что гении еще существуют.

Некоторые считают, что Бездомный – один из главных героев романа. Ведь в нем автор надеялся на то, что человек из светского общества, в итоге сможет переродиться.

Бездомного можно описать, как рыжего молодого человека, с яркими зелеными глазами. Всегда был полностью погружен в свои дела, ничего не замечая вокруг. Многие считали Бездомного необразованным и недалеким парнем. А все почему? Возможно, что он был из светского общества и позиционировал себя именно так. Себя парень считал атеистом, не верующего ни в Бога, ни в Дьявола. Всегда держал свое слово и был человеком чести. А так же имел простое, человеческое сочувствие.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь.

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Имя существительное – самая главная часть речи. Если убрать его из любого текста или разговора, то получится бессмыслица.

Данная сказка очень интересна по своему содержанию. Дети почерпнут в ней одно, а взрослые люди – другое. Автор показывает два взгляда на жизнь. Взгляд мужчины и мальчика. Однако, те мысли, которые говорит ребенок очень глубокие

Сочинение: Образ Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”

В чем состоит роль Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”? Как этот образ помогает по­нять иных персонажей?

Писатель проводит в романе важную для него мысль о том, что власть в своих качествах и проявлениях соот­ветствует запросам, возможностям и потребностям лю­дей. Могут сменяться имена и титулы властителей, но чтобы изменить суть власти, требуется духовное обнов­ление человека. К этому призывал наивный, слабый и непобедимый странствующий проповедник Иешуа сво­их учеников – простых и бесхитростных.

людей, Иван Бездомный-Понырев, проходит через все произведение, участвует во всех ключевых сценах современной части. Ему одному среди рядовых, не обладающих особыми качествами людей, открывается содержание истории Пилата и Иешуа. Ма­стер перед уходом назвал его своим учеником, но при этом потребовал не писать больше стихов. Значит, име­лось в виду ученичество не как продолжение писатель­ской работы, завершение, например, истории о Пилате, а нечто иное. Иван из писателя стал историком. А Ма­стер был историком и зарабатывал на хлеб в музее до того, как судьба дала ему возможность писать. Мастер только мечтал о славе. Иван

от известности, которая у него уже была (фото на первой полосе центральной газеты), ушел в полную безвестность. Судьба Ивана Николаевича Понырева потому столь важна и так подробно описана, потому ему посвящены последние страницы произведения, что он представляет обыкновенных, никакими особыми талантами не одаренных людей. Он один из тех, кто мог бы оказаться в толпе попирающих духовные истины. Для этого были все предпосылки и были учителя на этом пути – со смертью Берлиоза их количество не уменьшилось. Но Иван, пройдя череп потрясение и страдание, сумел стать иным, оставшись обыкновенным, рядовым. Он обрел духовные потребности, муки, озарения. Он стал человеком.

Может быть, обращение на последних страницах закатного романа к образу обычного, но духовно ищуще го человека – это обращение Булгакова к читателю. Завет мастера должен в таком случае привести к мыс ли о непростом, но необходимом духовном поиске как единственно возможном основании подлинно человеческого бытия.

Глоссарий:

  • иван бездомный в романе мастер и маргарита
  • образ ивана бездомного в романе мастер и маргарита
  • судьба ивана бездомного

Другие работы по этой теме:

Мастер и Маргарита характеристика образа Ивана Бездомного Иван Бездомный (Понырев Иван Николаевич, Иван, Иванушка) – поэт, затем профессор Института истории и философии. В образе персонажа существенно “сказочное” начало (ср.: Иванушка-дурачок). Псевдоним “Бездомный”.

Образ характер и характеристика Ивана Бездомного о роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Иван Бездомный – такой творческий псевдоним дает Булгаков своему герою Ивану Поныреву. Этот персонаж переживает эволюцию, которая проходит на страницах произведения. В начале романа он.

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 “Явление героя” части первой романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) В романе М. А Булгакова “Мастер и Маргарита” есть одно заведение, где люди раскрепощаются и становятся сами собой. Это не писательская организация, как должно быть.

Читайте также:  Сочинение Теория о праве сильной личности Раскольникова

Тема творчества в романе “Мастер и Маргарита” План Вступление Творчество в понимании Берлиоза Творчество для Ивана Бездомного Творчество и мастер Выводы Вступление Роман ” Мастер и Маргарита ” поднимает много проблем, актуальность.

Почему “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – это “роман в романе”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) В “Мастере и Маргарите” М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре.

Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества.

Сочинение на тему: Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита”, бесспорно, является одним из лучших творений М. А.

Личность и толпа в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. (ЕГЭ по русскому) В романе “Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает противостояние неординарной личности и недалекой толпы. Взаимоотношения безликой толпы и настоящего героя волновали писателей всех времен. В.

Образ Маргариты в романе “Мастер и Маргарита” План Введение До встречи с мастером Маргарита и Мастер Маргарита-ведьма Прототип героини В заключение Введение Образ Маргариты в романе ” Мастер и Маргарита ” –.

Жанрово-композиционные особенности Романа “Мастер и Маргарита” Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику.

Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита”: характеристика образа

Иван Бездомный – герой романа «Мастер и Маргарита», на судьбу которого встреча со свитой Воланда оказала влияние скорее благоприятное, нежели губительное. Он оказался в психиатрической лечебнице, в дальнейшем сменил род деятельности, перестал сочинять стихи, увлекся историей, стал профессором.

Характеристика

Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.

В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.

Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.

Встреча на Патриарших

В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.

Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение. По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя. А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.

Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.

В «Грибоедове»

После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов». В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию. У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.

Шизофрения

После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.

Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность. «Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых. Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.

«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.

Знакомство с Мастером

В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный. Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал. Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.

Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев. Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате. Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.

Раздвоение Ивана

Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.

О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.

«Мельмот Скиталец»

Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов. Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня. В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.

Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.

Профессор Иван Понырев

Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя. Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе. От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.

Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.

Александр Безыменский

Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.

Читайте также:  Сочинение Жизненные идеалы Хлестакова (и чем они определяются)

Роль персонажа в сюжете

По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.

Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.

Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)

Иван Бездомный
в ресторане “Грибоедов”.
Художник Николай Королев

Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Иван Бездомный (Понырев) в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице “Литературной газеты”:
“. известный поэт Иван Бездомный. ”
“. Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт. ”
“. Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта. “

Иван Бездомный – член литературного общества “МАССОЛИТ” (это – вымышленная организация):
“. исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался. ”
“. Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного. “

Возраст Ивана Бездомного – 23 года:
“. Мне двадцать три года, – возбужденно заговорил Иван. “

Иван Бездомный – это еще юноша, мальчик:
“. этот мальчик, Иван Бездомный. ”
“. Она смотрела на лежащего юношу. ”
“. встретиться с этим молодым человеком. “

Внешность Ивана Бездомного:
“. плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. ”
“. уставив на него свои бойкие зеленые глаза. ”
“. Рыжеватый, зеленоглазый. “

У Бездомного сиплый голос:
“. Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. “

Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
“. На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. “

Он является малообразованным, невежественным человеком:
“. Ну вы, конечно, человек девственный, – тут гость опять извинился. ”
“– . ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?

– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван. “

Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):
“. мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились. ”
“. Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный. ”
“. Нет, выпивал, но не так, чтобы уж. ”
“. А тут еще алкоголизм. “

Иван – холостой мужчина:
“. Холост, – испуганно ответил Рюхин. “

Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:
“. Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. ”
“. Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз. “

Поэт Бездомный – человек, способный сочувствовать и сострадать:
“. молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему.

Он умеет держать свое слово:
“. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. “

Бездомный любит трогать предметы без надобности:
“. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. “

Иван Бездомный и Воланд

Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
“. Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед. ” (о Воланде)

Воланд наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
“. Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах. ”
“. Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал. “

После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
“. И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва. ”
“. Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича. нет, просто Миши Берлиоза. “

Бездомного помещают в сумасшедший дом:
“. меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом. “

Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:
“. Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки. ”
“. Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы. “

Доктор ставит Бездомному диагноз – шизофрения:
“. Двигательное и речевое возбуждение. Бредовые интерпретации. Случай, по‑видимому, сложный. Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм. “

Иван Бездомный и Мастер

Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
“. Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду. ”
“. вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными. ”
“. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван. “

Жизнь и судьба Ивана Бездомного

“. плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем. “

“. лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев. “

“Его жена притворяется, что не замечает его состояния. “

“Да, это еще одна жертва, вроде меня.” (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты)

“Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.”

“И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.”

“Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек. “

“И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться.”

“После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом.”

Почему Иван Понырев испльзует псевдоним “Бездомный”?

Такие псевдонимы, как “Бедный” или “Бездомный”, указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную “нищету” и “бездомность”. Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ “крестьянского” поэта, человека “из низов”, поэтому выбирает себе такой псевдоним.

По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.

Псевдоним “Бездомный” взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете “Гудок”. По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете “Гудок”.

Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, будто Иисуса Христа никогда не было в действительности. По сути, Берлиоз убеждает своего юного коллегу в том, что Бога нет и не может быть.
Последствия этого разговора для Бездомного оказываются весьма плачевными – он становится свидетелем гибели Михаила Александровича и попадает в клинику для душевнобольных. Именно здесь этого персонажа настигает прозрение – встреча с мастером, знакомство с его романом заставляет Бездомного понять свою бездарность и необходимость отказаться от «стихоплетства». В итоге, выйдя из клиники Стравинского, герой превращается в сотрудника Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева.
Но раз в году, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает героя. И тогда он вновь встречался с мастером и героями его романа – Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. И тогда его вновь начинают мучить вопросы, тревожившие в свое время мастера, до сих пор уничтожающие Пилата.
Раз в год Понырев видит на «широкой лунной дороге» двух спутников. Один из них «в белом плаще с кровавым подбоем», с лицом, то надменным, то умоляющим. Он просит о клятвенном заверении, что «пошлой казни» не было, и получает его от молодого человека «в разорванном хитоне и с обезображенным лицом: «Это тебе померещилось… Клянусь».
И тогда умиротворение человека в плаще переходит на Ивана. Явившийся мастер уверяет: «Этим и кончилось, мой ученик». И автор обещает, что «до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».
Впервые Понырев столкнулся с этими вопросами на Патриарших прудах, однако необтесанный ум героя был просто не в состоянии «переварить их». Вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту от него осталась лишь голова. А некий иностранный консультант только что ясно, по-русски говорил, что Иисус существовал, был казнен, что есть седьмое «самое надежное» доказательство существования дьявола, и в то же мгновение – исчез. Весь мир юного поэта рухнул в те минуты на Патриарших.
Так для чего же Иван Бездомный узнал об Иешуа, встречался с Воландом? Чтобы страдать раз в году от непроясненной тоски и снова впадать в покой беспамятства?
Совершенно ясно, что, по замыслу писателя, этот герой причастен к событиям в России и Иудее, описанным в романе. Булгаков показывает, что новое время создало нового молодого человека, но, волею судьбы, в него вошли боль и сомнения, грех и искупление вечности. От этого он ощутил себя разъятым, распятым между временами. И смог измениться, но лишь настолько, насколько позволила ему его натура.
Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому, что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в головах и душах большинства людей 20 века века.
Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался и послушно подчинился заведенному распорядку жизни.
В финале, однако, тема Ивана Бездомного звучит как «пророчество надежды». Ведь его по-прежнему влечет к мастеру и Иешуа, его томит неясная, болезненная тоска. Она пробуждает в нем, как и в римском прокураторе, беспокоящую память то ли о долге, то ли о вине, то ли о самом главном, по небрежности утраченном, смысле.
Таким образом, Иван Бездомный – один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель отправляет этого персонажа в путь искания, познания истины, которая не может быть известна и понятна кому-то одному из людей, а подвластна лишь высшему началу.
С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.

Читайте также:  Лирические отступления в поэме Мертвые души Гоголя

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, будто Иисуса Христа никогда не было в действительности. По сути, Берлиоз убеждает своего юного коллегу в том, что Бога нет и не может быть.
Последствия этого разговора для Бездомного оказываются весьма плачевными – он становится свидетелем гибели Михаила Александровича и попадает в клинику для душевнобольных. Именно здесь этого персонажа настигает прозрение – встреча с мастером, знакомство с его романом заставляет Бездомного понять свою бездарность и необходимость отказаться от «стихоплетства». В итоге, выйдя из клиники Стравинского, герой превращается в сотрудника Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева.
Но раз в году, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает героя. И тогда он вновь встречался с мастером и героями его романа – Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. И тогда его вновь начинают мучить вопросы, тревожившие в свое время мастера, до сих пор уничтожающие Пилата.
Раз в год Понырев видит на «широкой лунной дороге» двух спутников. Один из них «в белом плаще с кровавым подбоем», с лицом, то надменным, то умоляющим. Он просит о клятвенном заверении, что «пошлой казни» не было, и получает его от молодого человека «в разорванном хитоне и с обезображенным лицом: «Это тебе померещилось… Клянусь».
И тогда умиротворение человека в плаще переходит на Ивана. Явившийся мастер уверяет: «Этим и кончилось, мой ученик». И автор обещает, что «до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».
Впервые Понырев столкнулся с этими вопросами на Патриарших прудах, однако необтесанный ум героя был просто не в состоянии «переварить их». Вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту от него осталась лишь голова. А некий иностранный консультант только что ясно, по-русски говорил, что Иисус существовал, был казнен, что есть седьмое «самое надежное» доказательство существования дьявола, и в то же мгновение – исчез. Весь мир юного поэта рухнул в те минуты на Патриарших.
Так для чего же Иван Бездомный узнал об Иешуа, встречался с Воландом? Чтобы страдать раз в году от непроясненной тоски и снова впадать в покой беспамятства?
Совершенно ясно, что, по замыслу писателя, этот герой причастен к событиям в России и Иудее, описанным в романе. Булгаков показывает, что новое время создало нового молодого человека, но, волею судьбы, в него вошли боль и сомнения, грех и искупление вечности. От этого он ощутил себя разъятым, распятым между временами. И смог измениться, но лишь настолько, насколько позволила ему его натура.
Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому, что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в головах и душах большинства людей 20 века века.
Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался и послушно подчинился заведенному распорядку жизни.
В финале, однако, тема Ивана Бездомного звучит как «пророчество надежды». Ведь его по-прежнему влечет к мастеру и Иешуа, его томит неясная, болезненная тоска. Она пробуждает в нем, как и в римском прокураторе, беспокоящую память то ли о долге, то ли о вине, то ли о самом главном, по небрежности утраченном, смысле.
Таким образом, Иван Бездомный – один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель отправляет этого персонажа в путь искания, познания истины, которая не может быть известна и понятна кому-то одному из людей, а подвластна лишь высшему началу.
С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.

Ссылка на основную публикацию