Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Островского Гроза сочинение

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

В творчестве А.Н. Островского пьеса “Гроза” является одним из наиболее известных произведений. Одной из главных героинь пьесы, несущей в себе отрицательные черты, является Кабаниха, а точнее – Марфа Игнатьевна Кабанова. Она выступает прообразом русского купечества.

Фамилия героини говорит сама за себя. Она довольно точно характеризует свою хозяйку, в этом можно убедиться с первых минут знакомства с ней. Кабаниха – обеспеченная вдова, лицемерная и хладнокровная особа. У нее есть сын Тихон, жена которого Катерина, проживает вместе с мужем в доме его матери. Также Кабанова имеет дочь Варвару. Обоим своим детям Кабаниха навязала свою неоспоримую волю. Но основным проступком Кабановой можно считать то, что она воспитала сына Тихона бесхарактерным и безвольным человеком, неспособным защитить свою супругу от нападок своей деспотичной матери.

Важную роль для Кабанихи играют жизненные устои, порядки и обычаи, принятые в обществе. Основные принципы для нее заключаются в приказах и дисциплине, основанной на страхе. Она – деспотичная, властная женщина. Кабаниха требует беспрекословного подчинения. Ее боится вся семья. Однако на людях она умело прикидывается больной, непонимающей и немощной старушкой. Кабаниха – натура противоречивая. Она обижает свою семью, но при этом подает милостыню нуждающимся. Она тратит на них немалые деньги. Она верит в Бога, но совершает злые поступки.

Кабанова любит читать нравоучения своим домашним, упрекать и высмеивать их. Кабаниха унижает и своих детей, и свою невестку Катерину, которая страшно боится свою родственницу, считая ее бесцеремонной и грубой женщиной. Кабаниха принуждает Катерину слепо следовать ее велению. Единственное сходство между этими двумя героинями – это уважение старины. Только понимают они ее совершенно по-разному. Кабанова считает, что молодые люди должны подчиняться указанием старых. Для Катерины же старина – это светлые чувства любви и уважения.

Кабаниха ревнует сына к его супруге, она ненавидит свою невестку, упрекает при каждом удобном случае. Именно неблагоприятное влияние и омерзительное отношение Кабановой довело Катерину до самоубийства, после которого Варвара ушла из дома, а Тихон запил. Семья Кабанихи распалась, но даже эта ужасная череда событий не изменило характер Кабанихи и ее жизненный подход. Она по-прежнему не лишена ханжеского отношения к людям.

Сочинение 2

В пьесе «Гроза» написано Островским, рассказывается об одном центральном и негативном персонаже как Кабаниха.

Кабаниха так прозвали ее простой народ, а полное имя ее было Марфа Игнатьевна Кабанова. Она очень хорошо дружит со своим кумом Диким. Такая крепкая дружба держится на том что они оба негативнее персонажи и очень похожи за характером. Сама же Кабаниха имела очень хорошее финансовое состояние. Для общества она старалась быть толерантной, но на дело ей было очень далеко до повадок дворянки. Марфа жестокая и грубая женщина, обладающая твердым характером. Кабаниха живет по старым принципам и обычаям, она не может понят что мир изменился и жить так как она привыкла уже нельзя.

Марфа всегда думала, что ум приходит с годами, молодые люди не могли бить умнее стариков. Со своими старыми привычками она уверена, что дети должны боготворить своих родителей, а жена всегда слушать мужа. В семье Марфа проявляет все силу своего характера. У ее в семье три человека это дочь, сын и невестка. Кабаниха со всеми из них не ладит.

В основном конфликты происходить из-за характера матери которая любит поскандалить. Марфа все время лезет в семью сына, не давая ему ничего делать самостоятельно, пытается контролировать каждый его шаг. Но в тоже время высказывать все свои недовольства и в адрес невестки, всегда находит повод что бы упрекнуть. Дочь что бы не быть в центре скандалов, так как поняла, что бить правой и доказать свою позицию у нее не получиться, потому она научилась лгать собственной матери. В пьесе дочь убегает с дома, как это ее последний шанс на нормальную жизнь и подальше от тирании матери. А сын с невесткой так и не думали, как поменять свое положение, они все время терпели оскорбления и унижения со стороны Кабанихи. Невестка Катерина что бы почувствовать себя счастливой изменила Тихону, но из-за своих моральных ценностей призналась мужу. А когда об этом узнала Кабаниха она так надавили и унизила невестку что та закончила жизнь самоубийством. Когда сын узнал, что его мать довела невесту до смерти, он нашел в себе силы дать отпор матери.

Марфа Игнатьевна всегда играла на окружающий, пыталась показать себя с наилучшей стороны. Однако все люди знали какая она на самом деле и в открытую это обсуждали.

Автор так хорошо описал негативный образ Кабанихи, что читатель может увидеть этот образ, состоящий полностью из негативных качеств характера человека. Все время Марфа пытается оставить старые привычки и обычаи, но он все равно рушиться.

Образ Кабанихи в пьесе Гроза

Популярные сочинения

С самого детства наши родители всегда говорят, что нужно быть добрым, совершать добрые поступки и делать как можно больше добрых дел. Ведь именно совершая, что-то хорошее, мы становимся счастливее, помогая бабушке

Творческие идеи Куинджи можно назвать весьма удачными и великолепными, так как в них прослеживается реализация того, что автор хотел воплотить в жизнь работы, в которых он отображал пылающее солнечное настроение.

Бывая в маленьком городке, расположенном прямо на берегу Волги, Левитан написал эту картину. Городок назывался Плес, приехав туда во второй раз, вдохновленный величавыми и живописными пейзажами

Образ и характеристика Кабанихи (Кабановой) в пьесе Гроза Островского сочинение

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной. Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков. С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения. Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность. Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.

Читайте также:  Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка Пушкина Анализ эпизода

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» Островского есть героиня по имени Марфа Игнатьевна Кабанова, но все за глаза называют ее Кабанихой. Она очень богатая женщина, купчиха. Кабаниха вдова и у нее есть двое детей. Мальчика зовут Тихон, а девочку Варвара. Сын со своей супругой проживают в доме Марфы Игнатьевны.

Островский наградил Кабаниху такими качествами как зависть, злость, лицемерие. Женщина ненавидит всех людей. Единственное, что она любит делать, это выказывать недовольство и читать морали своим детям. Жена Тихона, Катерина очень утонченная, нежная и ранимая молодая девушка. Молодая особа сильно боится Кабаниху. Катя считает ее грозной, бесцеремонной и грубой женщиной.

Островский не случайно придумал для главной героини такое прозвище. Он хотел, что бы читатель сразу представлял себе ее. Кабаниха представлена как бессердечная женщина.

Из-за своего сильного и властного характера она подавила в своем сыне мужской стержень. Мальчик вырос бесхарактерным человеком. Он полностью зависит от мнения матери. Тихон ничего не решает сам. Даже когда Кабаниха донимает его жену Катю, он молчит и боится за нее заступиться. Но мать неспроста не любит невестку. Она ревнует ее к сыну.

Не смотря на то, что Кабаниха творит злые вещи, она является верующим человеком. Женщина искренне верует в Бога. Она совершает много противоречивых поступков. Например, дает милостыню бедным (поступок хорошего человека), но в тоже время обижает родных людей (поступок плохого человека). На людях она прикидывается старой и немощной старухой, но на деле она решительна, энергична и полна сил.

Катя и Кабаниха это две противоположности, но у них есть одно сходство. Обе женщины уважают старость, но по-разному. Кабаниха считает, что молодежь должна слушать и подчиняться старикам. Она думает, что молодое поколение должно беспрекословно и незамедлительно выполнять все приказы старших. Катерина считает, что старость заключает в себе любовь, заботу, тепло и понимание.

Кабаниха откровенно издевается над Катериной. Она ее унижает и ругает. Все это Катя принимает близко к сердцу. Варвара же наоборот только делает вид, что прислушивается к наставлениям матери. Втихаря она делает, что сама считает нужным.

Дочитав пьесу до конца можно понять. Что Кабаниха в большей степени виновата в гибели молодой Катерины. Она хотела подавить и сломить характер своей невестки, а в итоге довела е до самоубийства. В конце из-за своего скверного нрава Кабаниха остается одна. Потому, что Варвара ушла от нее, а Тихон начал спиваться.

Кабанова в пьесе Гроза

Современники А.Н. Островского отмечали, что «Гроза» — драма народной жизни. Драматург понимал социальные реалии и создавал достоверные и узнаваемые характеры. Одним из воплощений русского народного сознания является Марфа Кабанова — зажиточная купчиха и представительница старого патриархального мира.

Привычно соотнося Кабаниху с «темным царством», сторонники Н.А. Добролюбова в ней видят героиню страшную, прячущую самодурство под видом благочестия. Марфа Игнатьевна уверена, что в опоре на устои заложена возможность ее власти в семье. Старина – то, на чем, по ее мнению, держится мир: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». У нее сформировалось ясное представление об устройстве патриархальной семьи, которое она готова отчаянно защищать. Кабаниха по натуре — невероятно сильная женщина. И силу ее чувствуют все: не только забитый Тихон («Забыл, с кем говоришь!»), но и Дикой («Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!»). Именно на внутренней силе характера и стоит ее несложная идеология, именно поэтому она единолично управляет всем и не терпит никаких возражений. Возникает мрачная картина быта, где мать — ненавистница всего, что связано с человеческой волей и свободой: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. » Кабаниха изо всех сил цепляется за традиции, ее наставления — отчаянная попытка сохранить собственное понимание истинного. Чувствуя, что земля уходит из-под ног, что молодое поколение, несмотря на внешнее почтение, ей сопротивляется и её позицию не принимает, Кабаниха приходит в бешенство. Все это приводит лишь к большему напряжению в семье.

В восприятии современных Островскому критиков Кабаниха была страшным злом русской жизни. Но был и другой взгляд на образ Марфы Игнатьевны, восходящий к А.А. Григорьеву. Он отмечал, что Островский не был обличителем «самодурства»; понятие «самодурства» слишком узко. Островский показывает народную жизнь во всех ее проявлениях и особенностях. Так, Кабаниха стремится «законсервировать» устои, естественные на Руси. В этом она не одна — приверженность к консерватизму свойственна людям. «Домостроевские» законы хоть и устарели, но остались законами. А возможно ли жить без правил?

Таким образом, расхождения в оценке образа Кабанихи только подтверждают талант Островского в умении изображать драму народной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Невозможно представить жизнь современного человека без труда. У большинства из нас он начинается с самого детства. Помощь по хозяйству, уборка в доме, присмотр за младшими братьями и сестрами.

Мария Нарышкина родилась в глухом спокойном городке. Она видела караваны верблюдов, с упоением читала книги. В шестнадцать лет поступила на педагогические курсы. За годы учёбы была любовь, слёзы.

Свой небольшой рассказ хочу начать с того, что мне очень сильно повезло. Многие дети просят родителей, чтобы у них родился братик или сестричка, а моя мечта сбылась. И когда я узнала одной из первых, что у нас в семье скоро будет пополнение

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым.

В истории российской литературы есть огромное множество писателей, которые посвящали свои произведения темам войн и разрушений. Но настоящий Бум случился сразу после начала отечественной войны с Францией

Характеристика и образ Кабанихи в пьесе «Гроза»

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист — протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой — муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Читайте также:  Тема искусства в повести Гоголя Портрет сочинение

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза Островского сочинение

Одним из центральных персонажей в пьесе Островского А.Н. считается Кабанова Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, живет без мужа, упрямая и черствая, жестокая и боевая, имеет двоих детей Тихона и Варвару. Эта героиня полна земных дел, она, как и многие женщины того времени считают себя женщиной-законом и выставляет свои нормы и правила жизни.

Образ Марфы противостоит образу Катерины. Женщина, которая держит в ежовых рукавицах всю семью, никак не порождает мощного почтения. Скорее всего, именно гибель супруга повлияла таким образом в неё, и возлюбленная установила «бразды управления». Несмотря на то вероятнее в целом, то что и в замужестве такая женщина не являлась покорной женой. Такие женщины как наша героиня никогда в жизни не будут примиряться с человеческими слабостями, они никогда не прощают людей, а о милосердии даже не вспоминают.

Своих родных Марфа контролировала и заставляла выполнять всё по морали. Ее приводило в гнев, если кто-нибудь не делал так, как она хотела. Сын ее даже и думать уже не мог о том, чтобы пререкаться с матерью, выполнял её просьбы.

Марфа относилась к «тёмному царству», и единственное, чего она боялась, был конец правления, так как после этого она потеряет все свою власть. Кабаниха не любит невестку своего сына и постоянно утверждает, что молодое поколение вообще выбилось из рук старших, совершенно не чтит и не уважает старость.

Несмотря на то, что героиня верующая и знает, что после смерти ее ждет адские муки, она не перестает унижать окружающих ее людей, ставить себя выше других и показывать своё положение в деньгах. Однако она подразумевает, одно богатство власти много не даст, иным незаменимым условием считается преданность тех, кто деньгами не обладает. Ничто не способно пошатнуть ее стойкую решительность в точности жизненной позиции: ни уход дочери из родного дома для того, чтобы не иметь воздействия невыносимой старухи и отыскать свободу, ни невестки, которая наложила на себя руки, ведь Марфа смогла ее «сокрушить», ни тем более обвинения безвольного сына: «Маменька, это вы ее погубили». Все её решения сводятся к печальным поворотам событий.

Марфа Игнатьевна только и делает, что окружает себя невежеством. Будто оно необходимо ей дыхания, так как это помогает поддерживать ее огромный авторитет, без которого она не сможет выжить, и держать народ в страхе. Не даром Феклуша, странница, произносит следующие слова: “В обетованной земле живете”.

Сочинение Характеристика и образ Кабанихи в пьесе Гроза

Кто же такая Кабаниха? С самого начала она предстает перед нами как очень деспотичный человек, который занимается самодурством и старается взять в свои руки управление городком. Как бы это странно не было, но первые ощущения наиболее подробно описывают Кабаниху, ее характер, темперамент и нравы.

Кабаниха, полное имя Кабанова Марфа Игнатьевна,-является богатой купеческий вдовой. Она проникнуть старыми убеждениями, можно сказать, что консервативными убеждениями. Именно поэтому она принуждает всех следовать традициям и чтить обряды. Однако, тем не менее, именно она исполняет полномочия главы семьи, являясь домашним тираном. Из-за того, что зачеты, обычаи и традиции не соблюдаются – она все больше начинает насаждать свой авторитет в семье. Придерживается убеждений, что перед людьми требуется быть пристойным, как бы трудно это не было. Ее характер является главной причиной развала семьи.

В заключение хочу сказать, что Кабаниха в произведение Островского играет важную роль. Она находится в лагере “самодуров”. Именно она и является главным тираном и десподом произведения. Именно на ней лежит вина смерти Катерины. Кабаниха ставит перед собой цель подчинить наибольшее количество народа для того, что бы вешать свои обычаи, нравы и традиции. Она является человеком старой закалки, который не желает мириться с новыми тенденциями в обществе. Без сомнения, если человек не может перестроиться к новым правилам общества-он перестает быть ее частью.

Кабаниха пошла другим путем, она пытается искусственным путем остановить развитие общества, но в это ей мешает Катерина, в том числе уход Катерины из этого мира. Главная цель Островского-осудить таких людей, поднять проблему существования таких личностей и подать знак обществу, что ему нужно быть внимательнее при выборе своего лидера

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза Островского

Я живу в прекрасном городе Ульяновске. Мой город располагается на берегу реки Волги и так же протекает река Свияга. Ульяновск пока не город – милионник потому что в моем городе проживает только 600 000 человек и его сложно назвать маленьким.

Прочитав этот удивительный рассказ, у каждого нормального человека возникает чувство очень большой утраты и жалости, так как все происходящее вызвать другие ощущения не может.

Билибин проиллюстрировал многие сказочные произведения, с большим умением изобразив все детали, передающие дух старины. Одна из его иллюстраций к сказке А. С. Пушкина о царе Салтане – картина “Гвидон и царица”. Изображены на ней главные герои,

Тяжелая судьба свободолюбивого монаха была рассказана юным Лермонтовым в поэме «Исповедь», однако данное произведение по каким-то причинам не удовлетворяло самого поэта. Это была незамысловатая история о трагической любви юноши, поддавшегося искушению.

Николай Васильевич Гоголь начал писать Мертвые души в 1835 году. Писал, находясь в сильнейшем душевном смятении и переживая драму в личной жизни. Полотно об российской действительности он, задумал еще

День рожденья получился очень насыщенным и интересным. Начинали праздник мы в развлекательном центре. Там мы играли в детской комнате, катались с горок, прыгали на батуте.

Образ и характеристика кабанихи (кабановой) в пьесе гроза островского сочинение

Характеристика Кабанихи (Гроза)

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе.

Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха.

Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно.

Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Читайте также:  Анализ сказки 12 месяцев Маршака

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…». Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно.

По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор.

Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане.

Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так.

Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Образ Кабанихи из пьесы Александра Островского «Гроза»

В литературных произведениях нередко появляются исключительно отрицательные образы. В то время, когда одни писатели рассуждали о двойственности души человека, плюсах и минусах его характера, настоящие мэтры художественного слова целенаправленно наделяли своих героев только негативными чертами, исключая даже минимальные проявления положительных качеств. В пьесе Александра Островского «Гроза» это образ Кабанихи.

Биография драматурга

Александр Николаевич Островский появился на свет весной 1823 года в столице. Известный писатель вырос в купеческой семье. Когда мальчику было 8 лет, скоропостижно скончалась его мать. Спустя некоторое время отец во второй раз связал себя узами брака. В семье воспитывалось четверо детей.

Александр обучался дома. У главы семейства была огромная библиотека, благодаря которой мальчик и увлекся русской литературой. Отец очень хотел, чтобы сын стал юристом.

В 1835 году Островский поступил в гимназию, а вскоре стал студентом юридического факультета столичного университета. Однако молодого человека очень увлекал театр, поэтому он так и не получил диплом. Отец был очень недоволен, поэтому юноша отправился работать писцом в один из московских судов. Это длилось на протяжении 8 лет.

В 1849 году Александр Николаевич написал произведение «Свои люди — сочтемся». Последнее принесло ему известность в литературных кругах, его отметили Гоголь и Гончаров. Спустя некоторое время, несмотря на цензуру, было издано большое количество книг, выпущены пьесы.

Сочинения для писателя были способом реалистичного изображения жизни. Главными произведениями в его творческой деятельности стали пьесы под названиями «Гроза» и «Бесприданница». Последняя, как и прочие психологические драмы, довольно нестандартно описывает терзание героев, их характеры.

Почетное место в биографии Островского занимает театр. В 1866 году мужчина основал кружок артистов, который впоследствии помог зажечься новым звездам на театральном небосклоне. Дом Александра часто посещали известные личности:

  1. Иван Тургенев.
  2. Петр Чайковский.
  3. Лев Толстой и др.

В 1874 году появилось общество драматических писателей и композиторов. Александр Островский вскоре стал его председателем. Деятельность мужчины помогла значительно улучшить жизнь театральных артистов.

Личную жизнь Александра Островского нельзя назвать счастливой. Сначала он жил с девушкой Агафьей. Она не имела образования, выросла в простой семье, однако была первой, кому писатель дал прочесть свои произведения.

Девушка поддерживала все начинания своего избранника, вместе они прожили почти 20 лет. Все совместные дети Агафьи и Александра рано умерли.

В 1869 году Островский связал себя узами брака с артисткой Марией Бахметьевой. Женщина подарила драматургу шестерых детей.

Характеристика Кабанихи

В пьесе «Гроза» Александра Островского главной отрицательной героиней стала Кабаниха. Полное имя женщины — Марфа Игнатьевна Кабанова. Она хорошо дружит с Диким, который к тому же ее кум. Важно понимать, что дружеские отношения между героями завязались не случайно, ведь они очень похожи.

Кабаниха — богатая купчиха. Ее социальный статус предполагает толерантное отношение к людям вокруг, однако на деле ее повадки далеко не дворянские. Женщина отличается твердым и непокорным характером, в поведении присутствует ханжество, жесткость и лицемерие.

Марфа Игнатьевна очень консервативна, она живет давно минувшими принципами, «застряв» в прошлом. Женщина не может понять, что в мире все меняется и жить как прежде невозможно. Кабаниха уверена, что мудрость напрямую зависит от возраста человека. Она утверждает, что умными могут быть только пожилые люди, которые прожили жизнь.

Марфа считает, что дети должны поклоняться родителям, а в обязанности мужа входит отдавать приказы супруге. Кабаниха очень расстраивается, когда эти поведенческие нормы не соблюдаются.

Женщина любит «играть на публику», в глазах общества она пытается быть благородной, хотя на деле не является таковой. Марфа Кабанова регулярно подает нищим, однако делает это не от чистого сердца, а чтобы все считали ее доброй и щедрой.

Героиня очень набожная, однако ее религиозность, скорее всего, напускная. Это обусловлено тем, что женщина не придерживается Божьих заповедей и постоянно пренебрегает правилами поведения и общения с людьми.

Семья и близкие

Сложность характера героини чаще всего проявляется по отношению к близким родственникам. Ее семья состоит из трех человек:

У Марфы Игнатьевны с каждым из них складываются довольно противоречивые отношения. Все конфликты между родными происходят из-за характера женщины, ее любви к скандалам.

Сын Марфы — Тихон — взрослый молодой человек, который вполне мог бы стать самостоятельным, однако женщина всячески препятствует этому. Кабаниха чрезмерно опекает отпрыска и пытается контролировать всю его жизнь, ссылаясь на некомпетентность парня. В результате она буквально живет вместо него.

Героиня постоянно вмешивается в семью Тихона, иногда даже приказывает ему избить невестку. Мужчина, несмотря на возраст и собственное мнение, что применение силы по отношению к супруге недопустимо, продолжает беспрекословно исполнять волю Кабанихи.

С невесткой Катериной у Марфы тоже не лучшие отношения. Женщина постоянно недовольна всем, что делает девушка, она всегда найдет повод придраться к ней. Причиной подобного отношения служит привычка Кабанихи командовать, а также ревность к сыну.

Дочь Марфы Игнатьевны Варвара не так прямолинейна. Девушка давно поняла, что отстоять свое мнение перед матерью у нее вряд ли получится: по сути, женщина является домашним тираном, она никогда не допускала каких-либо вольностей.

В сложившейся ситуации Варвара нашла единственный выход — врать матери. Девушка говорила только то, что желала услышать Кабаниха, однако поступала так, как ей заблагорассудится.

В результате такого поведения главной героини произошло множество трагедий. Однажды Варвара сбежала из дома, не выдержав материнской тирании. Тихон с супругой приняли выжидательную позицию, они всю жизнь терпят унижения со стороны женщины.

Однажды Катерина изменила супругу, чтобы почувствовать настоящее счастье. Затем она под давлением совести призналась в содеянном, после чего Кабаниха довела ее до самоубийства. Только после случившегося Тихон смог дать отпор Марфе, обвинив ее в смерти жены.

Отношение окружающих к героине

Несмотря на все попытки убедить всех вокруг, что она милая и хорошая женщина, у Кабанихи этого не получилось. Вся правда о ее любви к тирании и тяжелом характере все равно просочилась в массы. Периодически окружающие обсуждают эту тему.

Главный разоблачительный массив информации о Марфе Игнатьевне приходится на разговор Кулигина и Кудряша. Последний отмечает, что внешность обманчива и обличает двойственность поведения женщины. По его мнению, Кабаниха проживает 2 жизни:

  • реальную, где она деспот и тиран;
  • «напоказ окружающим».

Кудряшов считает, что у Марфы все проходит «под видом благочестия». Подобную тему развивает в рассказах Кулигин. Он утверждает, что Кабаниха «нищих обделяет, а родных совсем одолела».

Благодаря использованию литературной мистификации Александр Островский показывает читателю необычный образ, который состоит только из негативных характеристик. Марфа Игнатьевна старается своими поступками сохранить прежний устой, однако он стремительно разрушается. У женщины не получается таким способом достичь положительных изменений. Однако самое печальное то, что женщина разрушает жизни своих детей.

Ссылка на основную публикацию