Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

Образ и характеристика Князя Святослава (Слово о полку Игореве) сочинение

Князь Святослав один из значимых фигур произведения “Слово о полку Игореве”- прекрасные полководец, имел плечами большое количество военных походов и завоеваний, отличался своей мудростью и живым умом. Он был великим человеком, всю свою жизнь он старался объединить Русь против общего врага, бросая на это все свои силы.

Святослав прославился на Руси благодаря тому, что положил конец набегам половцев, терроризирующих русских людей долгое время, и, тем самым, облегчил всего народа. Святослав был не только смелым, но и мудрым мужчиной, он не только защищал народ от половцев силой, но и сумел сплотить несколько городов для наибольшей защиты населения усилиями всех. Это характеризует его как довольно умного и смышленого человека.

Святослав был горд за своих детей Игоря и Всеволода, тем, что восстановил спокойствие для других людей. Святослав понимал, что решение его сыновей пойти в поход не было хорошо обдуманным, а, скорее скоропостижным, и влекло за собой поражение в любом случае и дальнейшие беды. Князь рассчитал это, опираясь на свой ум и жизненный опыт военного человека, умного полководца, что пока ещё было непостижимо для его сыновей. Промахи Всеволода и Игоря тяжело ударило по отцу, он знал, что они были очень юны, чтобы брать на себя такой ответственный подвиг. А также Святослав переживал и за судьбу своей родины, из-за того что его сыновья своим поступком пробудили силы половцев, которые до этого момента затихли. Последние же в свою очередь поняли , что в этот раз могут победить русских ещё раз.

Князь Святослав верит, что у русской земли есть только лишь одно спасение – это объединение, но, к его беде он не находит отклик у народа, который теперь уже думает только о своей выгоде, что огорчает его больше всего. Он ужасно жалеет, что прошлое уже не вернуть, когда все были едины готовы были защищать друг друга.

Сочинение Образ Князя Святослава

Произведение “Слово о полку Игореве” описывает важные исторические события, которые происходили во времена правления Князья Святослава.

Князь Святослав является достаточно значимой персоной. Он прославился как великий полководец.

В произведении он описан как сильный воин, умный и мудрый правитель, который заботиться о благополучии своего народа и процветания русских земель.

На момент событий, описанных в “Слове о полку Игореве”, Святославу было около 60 лет. Он смог остановить безжалостных половцев, которые в те времена совершали набеги на русские земли, грабили их, убивали местных жителей, уводили скот.

У Святослава было два сына, Игорь и Всеволод, которые пошли по стопам отца и стали хорошими воинами и правителями. Князь был уверен в том что его дети, так же как и он, будут умны и сильны, однако его ожидания не были оправданы.

Братья отправляются в поход, и только Святослав понимает что Игорь и Всеволод еще совсем молоды и рано им идти на такие подвиги, но братья жаждали добиться воинской славы, хотели показать свою храбрость. К сожалению им не повезло, они потерпели поражение, тем самым “разбудив” старые силы врагов. Эта победа над сыновьями великого князя, побудило половцев вновь напасть на Киевские земли. Поражение Игоря и Всеволода дало половцем уверенность в том что они смогут победить и самого князя.

Бояре осуждают сыновей князя, из-за их поражения. Святослав в своей речи тоже осуждает Игоря и Всеволода, за их самонадеянный и необдуманный поступок. Князь и рад бы встать за своих детей, но ему нужно, как можно быстрее прийти на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.

Святослав понимает что в одиночку ему не справится с многочисленными войсками половцев, поэтому он просит поддержки от других князей. Однако мало кто слушает, так как никто не хочет воевать и каждый хочет получить свою выгоду.

Святославу остается только оплакивать своих сыновей и горевать о прошлых, мирных временах.

Характеристика 3

Среди самых дорогих духовных богатств каждого народа является его героический эпос. А это поэтический рассказ о давно минувших днях, любимых исторических героях. В основе эпоса лежат исторические события, образы людей, которые существовали на самом деле.

В третьей части, сон и «золотое слово» Святослава имеет значение для понимания идейного содержания поэмы. Киевскому князю Святославу приснился дивный, тревожный сон, который он рассказ своим приближенным. Этот сон предвещал горе – гибель Игоря, Всеволода и их дружин. И тогда Святослав обращается к князьям Киевской Руси с пламенным словом-призывом. Он прославляет силу и доблесть князей и призывает их всем вместе встать за родную землю, за раны Игоря.

Автор поэмы, дальновидный и мудрый политик, не случайно поставил в центре этого важного эпизода именно Святослава. Ведь Святослав – киевский князь, а именно Киев представляется здесь как центр могущественного объединения руського государства. Кроме этого, перед походом Игоря Святослав дважды победил половцев. Поэтому автор «Слова …» пытается возвеличить образ этого князя, сделать его имя символом объединения Руси, без чего была немыслима сильная Русь, способная противостоять не только натиску кочевников, но и диктовать им свою волю.

На самом деле же киевский князь Святослав Всеволодович на то время, на основании исторических источников, не играл в жизни Киевской Руси такой выдающейся роли, которую ему приписывал автор поэмы. Он не выделялся военной мощью, был посредственным политиком и руководителем государства. Святослав, точно так, как и другие князья, заботился только о местных интересах собственного княжества, действовал, исходя с эгоистических соображений обыкновенного феодала.

Автор поэмы «Слово о полку Игореве» идеализирует Святослава, показывает, как к нему тянуться другие князья, для которых слово великого князя киевского – закон. В «Слове …» он заботиться обо всей Руськой земле, отстаивал, прежде всего, общие интересы. Его речь поистине наполнена государственной мудростью и дальновидностью.

Святослав, обращаясь к руським князьям, проявляет хорошее понимание характеров каждого из них, говорит как старый и умудренный опытом отец с сыновьями.

Таким образом, устами Святослава говорит сам автор поэмы, который стремиться всей душой, чтобы объединилась Русь под знаменами киевского князя.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Князя Святослава

Популярные сегодня темы

А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.

Произведение является составной частью авторского цикла, повествующего истории жизни русских праведников.

Если говорить про то, какое впечатление у читателей остается от образов героев, то стоит отметить, что в основном, данное мнение складывается от поступков, которые совершали эти персонажи

Главным героем пьесы выступает Андрей Васильевич Коврин, который занимается философией и делает свою работу не по принуждению, а по призванию, то есть получает от этого удовольствие, полностью отдает себя

Так и есть, Ростов-на-Дону мой самый-самый любимый город. Конечно, это можно объяснить тем, что я там провожу летние каникулы – у бабушки с дедушкой! Еще там жарко, красиво, много фруктов.

Образ и характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве”

Характеристика Святослава играет большую роль в знаменитом памятнике древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”. В основе сюжета этого произведения реальные события – провалившийся поход князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь. Предположительно, “Слово о полку Игореве” было написано в 1185 году, когда и состоялся этот поход.

Роль Святослава в тексте

Характеристика Святослава дается и в самом тексте “Слова о полку Игореве”. Стоит отметить, что в этом произведении не только описывается неудачный поход русских князей, но и подробно рассказывается о междоусобицах между ними. Также внимание уделяется их походам и военным удачам, начиная с древнейших времен. В “Слове. ” разворачивается настоящая народная эпопея.

Святослав выходит на первый план в повествовании уже после того, как князья терпят поражение. Многие плачут по павшим. При этом автор “Слова. ” отмечает, что всему виною стали неблагоразумные молодые князья, которые увлеклись спорами за чужое имущество и крамолами друг на друга.

После громкой победы Святослава над половцами, которая произошла в 1184 году, контраст просто поразителен.

Выступление Святослава в Киеве

События в “Слове о полку Игореве” переносятся в Киев. Там все обсуждают удачи Святослава и провал Игоря. Результат сражений оказался тем более удручающим, что сразу четыре русских князя попали в плен. Это сам Игорь, а также Всеволод, Владимир Игоревич и Святослав Ольгович.

Бояре обращаются к собравшимся с речью, которая постепенно переходит в настоящий плач. Именно тогда князь Святослав произносит свое знаменитое “золотое слово”, это одно из самых значимых мест в произведении. В своей речи он осуждает и упрекает Всеволода и Игоря, которые были слишком самонадеянны, отправившись в далекий и опасный поход. В заключение он отмечает, что готов был бы встать за свою семью и близких, но надо спешить на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.

Князь Святослав

Характеристику Святослава следует начать с того, кем был этот русский князь. Это отец Всеволода и Игоря, имя которого на Руси было у всех на слуху. Популярность он заработал благодаря тому, что сумел остановить бессистемные набеги половцев на Русь. Это значительно облегчило жизнь всего народа. На протяжении многих лет половцы не давали спокойной жизни многим населенным пунктам, расположенным у границы. Только Святослав дал им понять, что не потерпит такого. Он решительно дал им отпор с помощью силы и меча. При этом сумел между собой объединить некоторые приграничные города, чтобы им было проще обороняться. Это явно свидетельствует о его организационном таланте и сообразительности.

Ему удалось оставить после себя в княжестве мир и покой. Воспитал талантливых сыновей, которые неплохо до поры до времени управлялись со своими землями. Пока не отправились в самостоятельный поход против половцев.

Опрометчивый поход

Ведь по большому счету поход, который описан в “Слове. “, нельзя назвать умным и расчетливым поступком. Лучше всех это понимал как раз князь Святослав. В “Слове о полку Игореве” подробно описывается, к чему привела такая недальновидность.

Отец тяжело переживал поражение своих сыновей. Кроме того, волновался за будущее русской земли, на которой только все стало налаживаться после набегов половцев. Он осознает, что так половцы получают силу и уверенность в себе, о которой уже успели подзабыть. Победив сыновей Святослава, они начинают подозревать, что вполне в состоянии справиться и с их отцом.

Читайте также:  Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души сочинение

Святослав понимает, что Русь может спастись, только объединившись, но его мало кто слушает.

Характеристика Святослава

В данном произведении герой нашей статьи предстает истинным патриотом, сильным и смелым человеком. Именно такой его образ сохранился и в летописях.

Образ Святослава в “Слове о полку Игореве” исключительно положительный. Его яркие и неординарные качества подчеркивает один из самых известных исследователей этого произведения академик Лихачев.

Примечательно, что к моменту описываемых событий Святославу около 60 лет. Это весьма почтенный возраст для того времени. Именно поэтому автор “Слова. ” изображает его как старца, убеленного сединами.

Великий князь

Характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве” вполне однозначна – его называют исключительно великим князем. Причем в конкретном случае понятие “великий”, скорее всего, отражает не величие самого князя, а величие и значимость города, в котором он правил – Киева. На тот момент это, пожалуй, главный город славян, исторический и религиозный центр всей Руси.

Описание Святослава в “Слове о полку Игореве” неизменно сопровождается его значимостью. Ведь в то время киевский князь фактически был главою всех русских князей.

Патриот и защитник

Давая характеристику Святослава в “Слове о полку Игореве”, автор всегда его представляет как патриота и защитника своей Отчизны. Несмотря на преклонные годы, он не намерен давать в обиду Русь, на страницах произведения он часто называет ее своим “гнездом”.

В описании Святослава в “Слове о полку Игореве” его сравнивают со старым соколом, который с виду слаб. Но при этом заставляет высоко летать всех окружающих его птиц.

Еще один исследователь этого памятника древнерусской литературы Булахов пишет о патриотизме Святослава, что князь в первую очередь заботился о безопасности своей страны, ратовал за ее единство. Все это характеризует образ Святослава в “Слове о полку Игореве” как настоящего патриота. Эту же черту отмечают и многие летописцы, которые отражали в своих трудах его значения для своего народа.

Цитаты про мужество Святослава

Многие цитаты о Святославе в “Слове о полку Игореве” свидетельствуют о нем как об отважном, грозном и беспощадном к врагам воине. Например, автор “Слова. ” пишет, что князь “поганых ратей не щадил”.

Но грозность Святослава не следует понимать как грозность Ивана Грозного. Тот же Лихачев отмечает, что Святослав при всех своих достоинствах был чрезвычайно слабым князем из тех, которые когда-либо правили в Киеве.

Отмечая, какой Святослав в “Слове о полку Игореве”, Лихачев пишет, что он не был по-настоящему грозным, владея только одним Киевом.

Оценка Святослава современными исследователями

Интересно, что нынешние исследователи, в отличие от современников князя, воспринимают его неоднозначно. Например, историк Рыбаков называет его, пожалуй, наиболее крупной фигурой среди всех русских князей того временного периода.

А вот другой исследователь Каллаш пишет, что авторы “Слова. ” были наверняка необъективными в описании образа Святослава. Он считает, что они явно хотели угодить действующему правителю или его ближайшим родственникам и приближенным. Идеализация Святослава кажется этому историку слишком надуманной.

Отдает должное важности фигуры князя Святослава академик Дмитрий Лихачев. Он утверждает, что его “золотое слово” имело огромное значение для того времени, он господствовал над всеми князьями, все происходило так, как он повелевал.

Мудрым правителем называет Святослава и историк Яценко. Он считает его обладателем государственной мудрости, положившим начало будущему объединению Руси. С ним солидарен и исследователь “Слова о полку Игореве” Барсов, который пишет, что Святослав – редкий на то время представитель идеи единства Руси.

А вот историк Древней Руси Булахов невысоко оценивает достижения Святослава. По его мнению, он вовсе не был выдающейся личностью. Но при этом умудрился играть важную роль в истории своего и соседних княжеств.

Сон Святослава

Важное место отводится в “Слове о полку Игореве” сну Святослава. Анализ его приведен в этой статье. Он важен для понимания того, как рассказчик оценивает последствия поражения Игоря от половцев.

Необычный сон он видит, когда находится в Киеве. Автор так описывает его, будто князя накрыли черным покрывалом, угощали вином, смешанным со страданиями и горем. При этом на кровать, где спит князь, сыпется жемчуг. При этом крыша в его тереме остается без князька.

Для того чтобы разобраться в значении этого сна, для начала отметим, что князек – это специальная балка, которая призвана скреплять обе половины крыши жилого дома. Пытаясь растолковать сон Святослава, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в то время под Киевом наши предки понимали примерно то же самое, что сегодня все христиане подразумевают под Иерусалимом. То есть это Небесный Град или Небо, самое святое место. Естественно, что править в этом Граде может только Бог, некий Высший Разум. Именно с ним и сравнивается Святослав в этом сне. Он как бы считается главным в Граде Божьем, которым фактически является Киев.

В христианстве существует убеждение, что именно Разум имеет всесветную славу, которая способна охватить весь свет. Среди исследователей существует мнение, что Игорь в этом произведении олицетворяется с Иисусом Христом. А так как Иисус создал учение об Уме, то он и должен являться истинным сыном Разума.

Отмечается, что Святослав видит мутный сон. Таким он стал после того, как Игорь потерпел поражение от половцев. Поэтому, когда Святослава накрывают черным покрывалом, это означает, что разум покидает его.

Вино во сне князя символизирует не только хмельное опьянение. Уточняется, что оно было черным, то есть похожим на густую человеческую кровь. Это последствия кровопролитного и неудачного походя Игоря против половцев.

Подводя итог, стоит признать, что после князя Игоря Святослав – один из ключевых и центральных персонажей “Слова о полку Игореве”. Образ князя в этом произведении максимально идеализирован. Хоть на самом деле, возможно, он был и не таким грозным и великим, но его роль в общем противостоянии половцам, а также в первых шагах, сделанных для объединения Руси, отнять нельзя. В наше время изучать личность и образ князя Святослава важно и интересно. Это противоречивая, но, безусловно, значимая личность в истории Древней Руси.

Образ и характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве”: описание в цитатах для сочинения (князь Святослав Киевский)

“Золотое слово” Святослава.
Художник В. И. Семенов

Князь Святослав Киевский является одним из центральных героев произведения “Слово о полку Игореве”.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве”: описание персонажа в цитатах, материалы для сочинения.

В статье используются цитаты из текста “Слова о полку Игореве” в переводе Н. А. Заболоцкого.

Смотрите: Все материалы по “Слову о полку Игореве”

Характеристика князя Святослава: краткая биография

Князь Святослав Всеволодович родился около 1125 г. и умер в 1194 г. Он являлся киевским князем с 1180 г. В 1143 г. Святослав женился на Марии Васильковне, дочери полоцкого князя.

Святослав вел успешную борьбу против половцев. В 1180-х гг. Святослав вместе с другими князьями совершил походы на половцев и нанесли им сокрушительное поражение.

Князь Святослав объединился с Рюриком Ростиславичем. Благодаря их союзу в 1181—1194 гг. жизнь на Руси протекала относительно мирно и стабильно.

Образ и характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве”: описание в цитатах

“. главный положительный герой «Слова» — князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославичей. Святослав Всеволодович провел бурную жизнь. “ (Д. С. Лихачев “Комментарий исторический и географический [к “Слову о полку Игореве”])

“. Это зло великою грозою
Усыпил отец их Святослав. “

“. Не твои ли два любимых чадаПоднялись над полем незнакомым. “

“. установилось у Святослава нежное и отеческое отношение к Игорю. ” (Д. С. Лихачев “Комментарий исторический и географический [к “Слову о полку Игореве”])

“. И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово. “

“. Киев и в XII в. продолжал считаться, если и не реально, то в каком-то идеальном смысле, центром Руси, а киевский князь — главою всех русских князей. “ (Д. С. Лихачев, “„Слово о полку Игореве“. Комментарий исторический и географический”)

“. Старый сокол, хоть и слаб он с виду,Высоко заставит птиц лететь,Никому не даст гнезда в обиду.Да князья помочь мне не хотят. “

“. Забота о единстве и безопасности Руси, бесспорно, характеризует Святослава как русского патриота, и эта черта образа Святослава подчеркивается древнерусскими летописцами. “ (М. Г. Булахов,”«Слово о полку Игореве»” в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь”)

“. Был он грозен в Киеве с врагамиИ поганых ратей не щадил —Устрашил их сильными полками. “

“. На самом деле Святослав „грозным“ не был: он владел только Киевом, деля свою власть с Рюриком, обладавшим остальными киевскими городами. Святослав был одним из слабейших князей, когда-либо княживших в Киеве. ” (Д. С. Лихачев, “„Слово о полку Игореве“. Историко-литературный очерк”)

Характеристика Святослава: мнение исследователей

“. наиболее крупной фигурой в русских княжествах становится Святослав Всеволодич. ” (Б. А. Рыбаков, “«Слово о полку Игореве» и его современники”)

“. Такой идеализации можно ожидать только от человека близкого. ” (В. В. Каллаш, “Несколько догадок и соображений по поводу «Слова о полку Игореве»”)

“. Неподвижен великий князь Святослав Киевский, но его „золотое слово“ обращено из Киева „на горах“, где он сидит, ко всем русским князьям. Он господствует над движением русских князей, управляет движением. “ (Д. С. Лихачев, “«Слово о полку Игореве» и его эстетические представления”)

“. трудная, бурная, обильная событиями жизнь незаурядного, умного и деятельного русского князя XII в. “ (Д. С. Лихачев “Комментарий исторический и географический [к “Слову о полку Игореве”])

“. проявилась не слабость, а государственная мудрость великого князя. “ (Б. И. Яценко, “Про «золотое слово» Святослава Киевского”)

“. С высоты киевского престола Святослав обращается ко всем тогдашним князьям. “ (Е. В. Барсов, “„Слово о полку Игореве“ как художественный памятник Киевской дружинной Руси”)

“. Среди других русских князей XII века Святослав не считался выдающейся личностью, но в сложном водовороте внутренних политических событий он играл не последнюю роль. “ (М. Г. Булахов,”«Слово о полку Игореве»” в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь”)

Анализ “Золотого слова” Святослава из “Слова о полку Игореве”

Меню статьи:

Слово о полку Игореве – это произведение, которое стало значимым в жизни славянских народов. Текст этого произведения занимает умы и вызывает интерес у научных деятелей различных отраслей и направлений, так как по своей сути является энциклопедией того времени. Именно в этом произведении мы можем увидеть этапы симбиоза христианства и язычества, обозначить эволюцию образов политических деятелей и социальных ролей, узнать о географических особенностях древнего государства, проанализировать особенности ведения боя, обмундирования воинов.

Предлагаем вашему вниманию анализ “плача Ярославны” из произведения “Слово о полку Игореве”

Этот текст периода Киевской Руси помогает не только узнать о стихотворных особенностях того периода, но и узнать о различных социальных категориях, их функциях в обществе.
Одним из опорных моментов «Слова» является «Золотое слово» Ярослава.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Поздний час

Кто такой Святослав

Святослав Всеволодович, действующий в произведении, по факту, является исторической личностью. Годы его правления припадают на 1140-1194. Политическая деятельность Святослава Всеволодовича обозначена урегулированием отношений и борьбой с междоусобицами. В контексте общей политической и экономической ситуации результаты его правления были положительными, а достижения, хотя они и не избавляли от большинства проблем, все же были заметны.

В глазах народа он выглядел талантливым и перспективным деятелем.
Естественно, что в «Слове о полку» образ Святослава подвержен литературной обработке – некоторые его качества характера умышлено опоэтизированные – это позволяет с большей силой акцентировать на проблемах и целях эпоса.

Роль Святослава Всеволодовича в «Слове о полку Игореве»

Несмотря на то, что Святослав Всеволодович не принимает участие в военном походе, его роль в тексте неизменно важна. Автор отвел ему задание анализировать причины неудачи похода и общую ситуацию в княжествах.

Такой функции соответствует и возраст Святослава Всеволодовича. На момент повествования он опытный политический деятель и военный, обладающий значимыми достижениями в области ведения военных походов.

Почему слово Святослава названо Золотым

Слово Святослава в самом тексте не обозначено как Золотое. Такое символическое название фрагмент текста «Слова о полку…» получило исходя из его сути и содержания.

Такое обозначение речи киевского князя неслучайно.
Во-первых, такое название объясняется призывом Святослава воссоединиться ради блага Руси, как на внешнем поприще, так и на внутреннем.

Первоочередная задача – справиться со своими внешними врагами. Это вполне выполнимая задача, однако, для этого необходимо не только приложить значительные усилия, но и быть готовым принести свою жизнь в жертву. К сожалению, такое положение вещей неизбежно. С врагами невозможно будет договориться мирным путем – свою свободу и мир необходимо отстаивать военным путем, а в этом деле невозможно избежать жертв.

Предлагаем ознакомиться с “образом Бояна” из “Слова о полку Игореве.

Вторая задача, пожалуй, еще более сложная. Князьям необходимо отказаться от своей алчности, желания властвовать и быть главнее всех. К сожалению, такая борьба с самим собой и своим внутренним естеством не всем по силам, поэтому эта задача кажется еще более трудной, но вполне осуществимой.

Во-вторых, в слове Святослава ярко прослеживается взаимосвязь мир-золото. Этот постулат фактически вытекает из необходимости объединения. Мир достается слишком дорогой ценой, это те вещи, к которым нельзя относиться пренебрежительно.

Другими словами, фразу о сравнении мира в качестве золота, невозможно воспринимать буквально, в ее значении сокрыт глубокий смысл о сложностях и драгоценностях мира.

Особенности Золотого слова и характеристика Святослава

В реальной жизни о Святославе Всеволодовиче отзываются как о человеке рассудительном, обладающим спокойным нравом. Такая же тенденция к характеристике Святослава сохраняется и в тексте «Слова».

Русские князья – Игорь Святославович, его сын Владимир и племянник Святослав отправились в военных поход против половцев без ведома Святослава Всеволодовича – киевского князя.

Князи были полны решительности и смелости, но это не помогло им победить врага. Впервые в истории русские князи были пленены половцами, а войска русичей беспощадно разбиты, осознание этого факта крайне негативно усиливает порицательную сторону Золотого слова.

В первую очередь проявляется его сердобольность – он искренне переживает за судьбу молодых людей, погибших и попавших в плен. Именно поэтому его слово смешано с горькими слезами. Святослав не думал, что князья способны на такой безрассудный поступок. Киевский князь называет такое действие «злом».

Святослав обозначает и причины, повлекшее трагедию общенародного масштаба – князьями руководствовало желание прославиться, добыть себе честь и почет, но при этом они не взирали на тактическую сторону их похода. Для боевой доблести было выбрано крайне неудачное время, к тому же силы их были неравны, что также крайне негативно сказалось на итогах похода. Князья не побеспокоились о том, чтобы продумать все мелочи их похода, поэтому навлекли беду на седые волосы киевского князя – Святослава.

Святослав вспоминает своих предшественников, теплые воспоминания об их былой славе и доблести вызывают восхищение. Киевский князь считает, что это результат искренней доблести и желания обеспечить безопасность и счастье своего народа. Потом киевский князь обращается с призывом объединиться между собой. Важно забыть все обиды друг на друга, лишиться чувства корысти, прекратить междоусобицы. Только таким образом можно добиться победы. Князья должны думать о благополучии своей Родины, а не о личных благах или победах.

Святослав видит в поражении Игоря повод для объединения. В его понимании все князья должны последовать этой цели.

Таким образом, Золотое слово Святослава выполняет значимую функцию в тексте. Киевский князь в своем обращении анализирует поход князей против внешнего врага, причины их неудачи, указывает на правильный подход к борьбе против врагов. Святослав показан в качестве мудрого правителя, который относиться ко всем князям с отцовской любовью, он огорчен их поступком, но не злится на них, а в мягкой форме обличает их желание к славе.

Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по — разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.

В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.

Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»

Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.

Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».

Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».

И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.

Читайте также:  Описание внешности Тараса Бульбы 7 класс

Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. «Слово о полку Игореве». Цитатная характеристика героев

Ярославн в Путивле. Картина художника В.А.Серова,1957-1962

ЦитатаКомментарий
Князь Игорь
И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: «Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Автор отмечает, что Игорь предпринял поход, не думая о последствиях, эгоизм и тщеславие руководили им.
«Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла
Природа предупреждает Игоря об опасности. Однако он всё равно идёт в поход. Даже затмение — грозное предзнаменование беды- не остановило его.
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.Ища себе чести, а князю — славы.Игорь любит Родину. Однако эгоистические мотивы преобладают. Дружина – ищет князю именно славы.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Игорь призывает к борьбе с врагами, отстоять свою честь и свободу Родины.
Скрепил ум силою своеюИ поострил сердце свое мужеством;Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
С сочувствием пишет автор об Игоре, который понимает, что идёт на смерть. Он восхищается его мужеством и смелостью.
Здравы будьте, князья и дружина,борясь за христианПротив нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
Попав в плен, Игорь осознал свои ошибки. Не случайно произведение заканчивается прославлением князя, надеждой, что враг будет побеждён.
Киевский князь Святослав
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,Высоко заставит птиц лететь,Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
В «золотом слове» Святослав кручинится, что князья не слушают его, не хотят объединиться. Хотя он и прощает Игоря, признавшего свои ошибки, верит, что князья смогут объединиться.
И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово.Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли. двинулось назад?

В своём «золотом слове» Святослав осуждает Игоря и Всеволода за безрассудный поступок, призывает к единению.
Князь Всеволод
А куряне славные —
Витязи исправные:Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»
Автор пишет о славной дружине князя.
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Яр тур Всеволод — так называет его автор, восхищаясь мужеством этого князя.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
В порыве битвы забывает обо всём, не думает о последствиях своих действий.
Ярославна
О ветер, ветрило!Зачем, господин, веешь ты навстречу?Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого.
О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую…
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
Чтобы не слала я к нему слез
на море рано.
Любящая жена, Ярославна просит силы природы помочь её мужу.
Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.Душа Ярославны готова лететь к любимому мужу
И взыграло море. Сквозь туманВихрь промчался к северу родному —Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Природа помогает Игорю бежать из плена.
Олег Гориславич
Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.
Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,
Этот князь упоминается автором как зачинатель усобиц, раздоров между князьями. Он осуждает Олега.
Всеслав Полоцкий
Пусть и вещая душа была в крепком теле,
Но часто страдал он от бед.
Ему первому и вещий Боян мудрым припевом предрек:
«Будь хитер, будь смышлен.
Будь по птице горазд,
Но божьего суда не минуешь!»
Этот князь ищет славы, лучшей доли, его автор показывает хитрым, но и ему не удалось избежать смерти.
Боян
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Боян прославлял князей, их подвиги.
«Вещие персты он подымал…»Автор высоко ценит талант Бояна, называя его « вещим», здесь – в значении волшебника, чародея.
«…И на струны возлагал живые, —Вздрагивали струны, трепетали,Сами князям славу рокотали…»Боян пел свои песни, играя на гуслях.
Кончак и Гзак
«Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея, за Русскую землю», «черный ворон, неверный половчанин!»Половецкие князья показаны как олицетворение чёрной, вражеской силы, которую необходимо победить.

Характеристика героев

Князь Игорь

  • Игорь правил Новгород-Северским городом в Черниговской земле. Он совершил поход на половцев в 1185 году, хотя такой необходимости не было. Ровно за год до этого Святослав уже победил врагов.
  • Игорь не смог участвовать в победоносном походе, поэтому он тоже решил пойти на половцев, показать своё мужество, храбрость. В основном эгоистические мотивы, а не истинная необходимость двигали его поступками.
  • Чувства и желания Игоря преобладают над разумом, поэтому он и совершает роковую ошибку, погубив войско, хотя и осознаёт это. Это противоречивый герой, его автор и осуждает, и прославляет одновременно. Игорь способен пересмотреть свои действия, понять ошибки, поэтому и поёт славу автор этому герою.
  • Многое привлекает в Игоре: храбрость, боевой дух, патриотизм, мужество. Однако есть и отрицательные черты в герое: погоня за личной славой, недальновидность, эгоизм, честолюбие.

Князь Святослав

  • Святослав — Великий киевский князь, опытный, мудрый, « убелённый серебряными сединами».
  • Это двоюродный брат Игоря и Всеволода. Хотя его и называют «отцом»- по старшинству, иерархии между князьями.
  • Он понимает, что только в единстве сила, призывает князей к единению. Это призыв звучит в его « золотом слове», обращённом к князьям.
  • Князь уверен что главная задача правителя — это забота о народе, стране, о её безопасности и процветании.
  • Святослав способен понять другого и простись за ошибки, как он сделал это по отношению к Игорю, погубившему дружину. Он призывает его исправить ошибки, встать единой стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

Князь Всеволод

  • Всеволод — родной брат Игоря. Он тоже идёт на половцев, попадает в плен и возвращается домой, к жене Ольге Глебовне ( Ольга- дочка Юрия Долгорукого).
  • Всеволод — храбрый, отважный воин. Ни на минуту не колебался, когда шёл защищать родную землю. Не случайно его называет автор Буй-тур, то есть смелый, отважный.
  • Он любит брата Игоря, помогает ему, считает, что браться должны действовать сообща.
  • Это опытный военачальник, именно благодаря и его дружине Игорь одерживает победу в первом бою с половцами. Всегда показывал пример своим воинам, шёл впереди дружины.
  • Но и к нему автор относится двойственно, отмечает, что князь должен не только быть отважным в бою, но и думать о дружине, предвидеть последствия своих действий, а именно дальновидности Всеволоду и не хватало. Жажда славы ослепляет и его.

Ярославна

  • Несмотря на свою молодость, Ярославна сильна духом. Она любит мужа, призывает силы природы — ветер, солнце, Днепр- помочь ему.
  • Героиня олицетворяет всех женщин Руси — матерей, жён, ждущих своих мужчин с поля боя. Они красивы душой, сильны, выносливы, терпеливы, берегут семейный очаг.
  • Плач Ярославны — один из самых трогательных эпизодов произведения.

Боян

  • Боян — древнерусский поэт и певец. Он прославлял князей, их победы.
  • Боян не был современником автора, «…О Боян, старинный соловей. », то есть певец из прошлого.
  • Боян не является героем произведения, но его автор не раз вспоминает, чтобы показать цель своего повествования: он не будет описывать только подвиги героев, а будет следовать правде, не «растекаться мыслию по древу», то есть е описывать, художественно приукрашивая действительность, как это делал Боян.
  • «…В отличие от Бояна, автор «Слова» не только воздает хвалы князьям. Он взвешивает и расценивает их деятельность не с точки зрения их личных качеств (удаль, храбрость и т. д.), а с точки зрения оценки всей их деятельности для общенародного блага…» (Д. С. Лихачев )»

Автор

  • Автор «Слова…» неизвестен, но можно понять, что это был патриот своей страны, образованный и очень мудрый человек.
  • Он осознавал, что причиной бед Руси являлась разобщённость князей, поэтому создал произведение, главная мысль которого- призыв к единению.
  • Вражда только ослабляет страну, уничтожает государство — в этом был уверен автор. Поэтому , прославляя князей, он с упрёком писал об их тщеславии и эгоизме, которые привели к трагедии.
  • Автор выражает уверенность, что распри на Руси прекратятся, призывая к единению перед лицом врага.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию