Характеристика и образ Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Кот Бегемот – персонаж романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, один из самых запоминающихся и противоречивых героев его свиты Воланда.

Автор описывает кота “чёрным, как сажа или грач”, “здоровенным” по размеру, а потому напоминающим огромного бегемота. Существо спокойно разгуливает по Москве на задних лапах, в рваной кепке. Бегемот в состоянии сам оплачивать проезд в общественном транспорте, разговаривать на человеческом языке и даже чинить примус. Кроме того, изредка этот герой предстаёт перед читателями в человеческом облике, превращаясь в маленького толстого мужичка с “мордой, очень напоминающей кошачью”.

Бегемот, как и другие члены свиты, обладает навыками волшебства, как правило, проделывая свои фокусы согласно с Коровьевым-Фаготом, с которым они являются “неразлучной парочкой”. Часто, напакостив, они просто исчезают с места действия, растворяясь в воздухе. Как и Коровьева, Бегемота называют “шутом гороховым” за непрестанные выходки. Коту Бегемоту присущи черты хулигана, местами даже грубияна. Когда речь идёт о необходимости проучить кого-то, он беспощаден. Герой с истинным наслаждением и смекалкой подходит к тому, чтобы наказать провинившихся людей.

Помимо баловства, в характере Бегемота уживаются также и противоположные черты – обаяние и галантность. Отправляясь на переговоры с Маргаритой, Азазелло негодует, что подобное поручение было дано ему, а не Бегемоту, ведь он “обаятельный”. На балу сатаны герой опять-таки демонстрирует воспитанность и знание приличий, позолотив усы и надев галстук-бабочку. Правда, болтливость кота Бегемота подводит его и здесь: постоянные замечания и шутки с его стороны раздражают Маргариту, прибывшую на бал в роли королевы, он попадает под её немилость.

В обличие демона кот Бегемот предстаёт перед нами совсем в ином облике: это печальный мальчик, любимый паж Воланда. Его чёрная шерсть и пушистый хвост похищаются ночью, и в новом образе Бегемота, обреченного на вечные скитания бок о бок со своим мессиром, не остаётся ничего кошачьего.

Таким образом, кот Бегемот – важный участник свиты. Пусть ему достаются не самые ответственные поручения Воланда, но всю необходимую работу он выполняет с завидным рвением, неукоснительно слушаясь распоряжений своего мессира. Благодаря юмористическим изречениям, комичности образа Бегемота он искренне полюбился читателям, его фразочки стали крылатыми и разлетелись на афоризмы.

2 вариант

Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.

Огромное животное, передвигающееся на ногах, жгуче черного цвета, умеет разговаривать и вести себя как обычный человек, употребляя алкоголь, кушая человеческую пищу с использованием столовых приборов. Бегемот имеет склонность к философским размышлениям и может быть весьма интеллигентным.

Поступки кота Бегемота отличаются шутливостью, гримасничеством, розыгрышами, при этом герой обожает производить на людей шокирующее впечатление, устраивая представления путем создания чрезвычайных ситуаций (например, пожары в доме на Садовой, ресторане «Грибоедов»).

Персонаж Бегемота характеризуется дружелюбностью по отношению окружающих его своих людей, в свите он любит рассказывать необычайные истории, азартно заниматься стрельбой, мошенничать в шахматных баталиях.

Проявляя таинственное очарование, во время сатанинского бала Бегемот, украшенный элегантным бантом и держа бинокль над позолоченными усами, опекает главную героиню Маргариту, давая советы по общению с гостями, предлагая напитки, ведя светскую беседу.

Однако в отношениях с Воландом Бегемот предстает в образе ответственного члена команды, верного и преданного слуги, четко выполняющего любые поручения господина, проявляя агрессивность и не задумываясь о своих преступных деяниях.

Совершая приказы Воланда, легко и непринужденно Бегемот меняет внешность кота на человеческий облик, представая перед читателем в виде небольшого роста толстяка с кошачьей мордой и в рваной кепке, а в финале произведения и вовсе растворяется в пространстве.

По своей сути Бегемот является оборотнем, подручным демона, обладающим вовсе не веселым нравом, а лишь обычным шутом при дворе своего повелителя.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Два друга: внук тринадцати лет и дед семидесяти трех, что же может связывать их дружбу? Оба больше всего любили смотреть кино. Не просто по телевизору, а именно в кинотеатре

Петр Иванович Добчинский – очень забавный персонаж. Чего стоит его разговор с губернаторшей, когда он ей объясняет, каким оказался ревизор. Анна Андреевна крестила ведь его детей

Александр Иванович написал данную повесть, чтобы передать все особенности, эмоции и чувства жизни в военной среде. Куприн задел одну из проблем, которая часто встречается в военной области

Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки

В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста

Образ характер и характеристика Бегемота по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Бегемот является одним из подручных Воланда, он предстает перед читателем в образе огромного черного кота. Бегемот в Библии рассматривается в качестве примера непостижимости божественного творения; однако одновременно с этим Бегемотом традиционно именуется как демон, приспешник сатаны. При создании образа этого персонажа автор романа пользовался книгой М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», где рассказывалось о французской игуменье, которая жила в XVII веке и была одержима семью бесами, пятым из которых был Бегемот. Он представлял собой чудовище, наделенное слоновой головой, клыками и хоботом. У него были человеческие руки, громаднейший живот, толстые задние лапы и короткий хвостик, как у бегемота.

Булгаков изобразил своего Бегемота в виде черного кота-оборотня громадных размеров, поскольку считается, что именно черные коты имеют связь с нечистой силой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В романе Булгакова Бегемот – комический персонаж, сочетающий в себе склонность к философствованию, повадки интеллигента, агрессивность и жуликоватость. Появляется этот герой впервые в эпизоде погони поэта Ивана Бездомного за Воландом. Уже здесь мы видим фантастические черты этого персонажа: от погони он уезжает на трамвае; в другой сцене перед Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая маринованным грибом, наконец, на пару с Азазелло Бегемот избивает и похищает Варенуху. Отличился этот персонаж и перед сеансом черной магии, где он наливал в стакан воду из графина и выпивал ее, затем оторвал голову конферансье Жоржу Бенгальскому, после чего вернул ее на место. Свои фокусы Бегемот продемонстрировал и в кабинете председателя Зрелищной комиссии, когда после его посещения в кресле остался только оживший костюм. Бегемот сообщил Поплавскому, который явился в квартиру покойного Берлиоза, что телеграмму в Киев дал он, после чего проверил документы у ошарашенного Поплавского. Голову Берлиоза из морга крадет тоже Бегемот, он же играет с Воландом в шахматы, а проигрывая, пытается жульничать, ему свойственны демагогические рассуждения. Одним словом, этот персонаж ведет себя не как кот, которым он, по сути, является, а как человек, причем не совсем честный и порядочный. Но именно такими видел Булгаков большинство людей – испорченными и нечистыми на руку демагогами. Бегемот во время бала купается в бассейне, наполненном коньяком, спорит с Маргаритой по поводу виновности хозяина кафе, соблазнившего Фриду, в детоубийстве. Бегемот любит выпить и побалагурить, вот он соревнуется в стрельбе с Азазелло, который после ранения котом Геллы заявляет, что Бегемота «хорошо было бы утопить». Бегемот продолжает свои проделки даже во время облавы чекистов, вступая с ними в перестрелку, он притворяется убитым, но после оживает и поджигает квартиру. Бегемот также устраивает пожары в магазине Торгсина и ресторане Грибоедова. Поведение Бегемота, его проказы становятся в романе юмористическими сценками, помогающими снять остроту важных житейских, философских и нравственных проблем, поставленных в произведении перед читателем.

Истинный облик Бегемот принимает во время последнего полета. Это демон-паж, худенький юноша, лучший шут, существовавший когда-либо в мире. Его шутки привели к тому, что даже после исчезновения Воланда и его свиты, черных котов вылавливали и истребляли по всей стране.

Читайте также:  Характеристика и образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

В целом Бегемот – симпатичный персонаж, вызывающий симпатию читателя. Большей частью он появляется в произведении в виде кота, который ходит на задних лапах, разговаривает и проказничает. Время от времени этот персонаж принимает человеческое обличье и становится маленьким толстяком с лицом, удивительно напоминающим кошачью морду.

Главная функция этого героя – шутовская, он служит для развлечения Князя Тьмы. В последней сцене романа ночь содрала шерсть с Бегемота, оторвала его пушистый хвост «и расшвыряла клочья по болотам».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3805

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Кот Бегемот.
Художник А. Э. Луказик-Фиш

Кот Бегемот является одним из самых забавных и ярких героев в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ и характеристика

Кот Бегемот является помощником Воланда и состоит в его свите:
“. рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. “

Этот персонаж все делает вместе со своим напарником – господином Коровьевым:
“. согласился со своим неразлучным спутником Коровьев. ”
“. длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. ”
“. это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот. “

О внешности кота Бегемота известно следующее:
“. кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. ”
“. и кот черный, жирный. ”
“. жутких размеров черный кот. ”
“. слышались мягкие прыжки тяжелого кота. ”
“. протянул пухлую лапу. ”
“. свои острые уши. ”
“. Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке. “

Внешность кота Бегемота на балу у сатаны:
“. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены. ”
“. зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов. “

Бегемот – кот огромного размера:
“. громаднейшего черного кота, сидящего на стуле. ”
“. невероятных размеров кот. ”
“. кот, громадный, как боров. ”
“. черный котище. ”

“. в зеркале прошел здоровеннейший черный кот. “

Бегемот ходит на задних лапах как человек:
“. котом, вступившим на сцену на задних лапах. ”
“. Стоящий на задних лапах. “

Кот Бегемот ведет себя как человек:
“. этот странный кот сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. ”
“. кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить. ”
“. он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан. “

Кот Бегемот разговаривает как человек:
“. вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом. ”
“. Я, кажется, русским языком спрашиваю, – сурово сказал кот. “

Этот персонаж иногда превращается в человека с кошачьей мордой:
“. увидел за собою какого‑то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. ”
“. отозвался котообразный толстяк. ”
“. входит толстяк, тоже с какой‑то кошачьей мордой, и говорит. ”
“. толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. “

В “человеческом виде” Бегемот похож на оборванца:
“. глядел на двух сомнительных оборванцев. ”
“. Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул. ”
“. на разорванный Бегемотов локоть. ”
“. со своим порыжевшим ботинком на пол. ”
“. надел кепку на круглую голову, поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть. “

Этот персонаж умеет творить “чудеса”:
“. Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг. ”
“. Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе. “

При этом он ведет себя как шут:
“. Нет, я видеть не могу этого шута горохового. ”
“. Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению. ”
“. перед двумя одетыми какими‑то шутами гороховыми. ”
“. Очень хорошо, мессир, – ответили оба гаера. ” (гаер – то есть шут)

Кот Бегемот – неугомонный весельчак, который любит безобразничать:
“. Салют, мессир, – прокричала неугомонная парочка. ”
“. неугомонный Бегемот. ”
“. не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились. “

Он является обаятельным существом:
“. Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный. “

Кот Бегемот любит поговорить:
“. Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот. “

Он ведет себя нагло:
“. наглый котяра Бегемот..”
“. А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло. ”
“. А тот нахал, вообразите, развалился в кресле. “

Кот Бегемот является хвастуном:
“. презрительно кривя рот, протянул их хвастуну. “

Он иногда ведет себя как мошенник:
“. Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. “

Кот Бегемот – врун:
“. Враки, как и всегда, – ворчал Азазелло, косясь на Бегемота. ”
“. И интереснее всего в этом вранье то, – сказал Воланд, – что оно – вранье от первого до последнего слова. “

Он умеет играть в шахматы:
“. громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня. “

Кот Бегемот курит сигареты и пьет водку и пиво:
“. подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот. ”
“. Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки. “

Кто такой кот Бегемот на самом деле?

“. держите их! У нас в доме нечистая сила. ”
“. притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. ”
“. Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном‑пажом, лучшим шутом, какой существовал когда‑либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны. “

Кот Бегемот – характеристика персонажа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

История создания персонажа

Ноту мистицизма и магии добавила сохранившаяся в архиве писателя тетрадь с заголовком «О дьяволе». Почему же это произошло? Собранные материалы послужили литературной родословной главных героев — мессира и его свиты, в частности, любимого шута и прислужника Воланда кота Бегемота.

По предположению литературных исследователей, образ и имя герой получил от беса из книги Орлова. Чудовище с головой слона, огромным животом, коротким хвостом и массивными задними лапами, как у бегемота, имело человеческие руки, в точности как у кота-оборотня из «Мастера и Маргариты». Булгаков позаимствовал описание слоноподобного демона для своего персонажа, наделив его «толстыми, словно дутыми лапами», имеющими «человеческий фасон». Однако в завершении сюжета внешность героя меняется. Кот Бегемот становится громадным и чёрным, словно сажа, боровом и имеет кавалерийские усы.

По мнению литературоведа Мариэтты Чудаковой, кот из «Мастера и Маргариты» является отождествлением учёного кота Мурра из сатирического романа немецкого писателя Гофмана. Булгаковский персонаж обладает самовлюбленностью и комичностью, как и вымышленный Гофманом кот Мурр.

Простое, но логическое объяснение было выдвинуто второй супругой писателя Любовью Евгеньевной Белозерской. По её мнению, влияние на историю создания персонажа, которого зовут кот Бегемот, оказал живший в их доме толстый кот Флюшка. Жена писателя также отметила некое сходство в повадках и нраве двух котов из фразы «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

В итоге появление персонажа Бегемота в романе получилось оригинальным и запоминающимся читателю.

Внешность и характер

Булгаков изобразил кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» чёрным. Именно этот цвет является олицетворением демонической силы. Кроме этого, кот:

  • имеет пузо;
  • ходит на задних лапах, подобно чёрту на копытцах.
Читайте также:  Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие

На протяжении всей сюжетной линии кот-оборотень несколько раз меняет свой облик: от громадного чёрного, словно грач, кота с кавалерийскими усами, низкорослого толстяка «с кошачьей рожей» до худенького юноши-пажа. В большинстве эпизодов Бегемот умело сочетает в себе образ кота с совершенными человеческими манерами. А неординарный характер героя лишь усиливает его амплуа.

Характер героя незаурядный и неоднозначный. Обладая сверхъестественными способностями, кот Бегемот одной лишь фразой «Брысь!» отогнал Лиходеева в Ялту, поджег огромную площадь при помощи бензина из примуса и вернул голову конферансье Жоржа Бенгальского обратно, после того как оторвал её.

Появляясь на московских улочках, он удивляет жителей своими повадками, свойственными истинному джентльмену: «Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» Оплачивает проезд, прощается с людьми, открывает двери, любезно предается философским размышлениям. Ведя себя абсолютно как нормальный человек, Бегемот в то же время проявляет самолюбование. Время от времени подкручивает усы и следит за внешним видом.

Неоднозначность характера Бегемота кроется в его умелом сочетании интеллигентности и коварности. Но большую часть персонаж показывает себя со стороны, склонной к хитрым и злым умыслам и поступкам. Он то и дело избивает других героев, доводит до безумия жителей Москвы, пьет водку, подшучивает над людьми, отрывает голову, убегает от сотрудников НКВД. Последний инцидент доказывает бессмертие и неубиваемость героя. Самое интересное, что все свои злодеяния Бегемот совершает с особым блаженством.

Кроме этого, кот показал себя необычайным обжорой, когда поглощал всё без разбора на своём пути. Именно обжорство Бегемота усилило предположение многих литературных исследователей по поводу возникновения самого персонажа, так как по демонологическим традициям смертный грех чревоугодия был свойственен бесу Бегемоту.

Роль Бегемота в романе

Впервые этот персонаж появляется в эпизоде, когда Иван Бездомный устраивает погоню за хозяином кота Воландом. Как верный и «лучший из шутов», он сопровождает мессира ещё в нескольких сценах: от квартиры, где остановился Воланд и его свита, до восхода солнца, где уготован вечный приют и скитания со своим господином. Часто мы также видим его в компании Коровьева, Фагота и других лиц из темной свиты.

Образ Бегемота был выдуман неспроста. Наделив своего героя остроумием, Булгаков с помощью периодических «колких высказываний» пытался донести до читателя:

  • проблему злоключений;
  • обличить поступки людей.

Шалости и стремление к беззаботности кота придают сценам в романе «Мастер и Маргарита» некую смехотворность и самоиронию. Многие выражения Бегемота стали «крылатыми». В них скрыты сатира и подтекст. Особенно ярко это выражается в стремлении кота доказать непричастность ко всем злодеяниям. Такая манера поведения, как оправдание неприятных поступков, свойственна многим людям.

В последнем эпизоде Бегемот предстает в образе печального мальчика и становится пажом мессира. Обреченная на вечные скитания, свита Воланда исчезает до рассвета, подобно всей нечистой силе, и больше не появляется на протяжении всего романа.

Булгаков в романе иронизировал не только над человеческими пороками, но и над самим собой. Писатель вспоминал, как однажды с возлюбленной поехал за покупками в Торгсин на гонорары, полученные от постановки его пьес. Место славилось стремлением граждан «нахапать» как можно больше деликатесов.

Кот Бегемот, по его собственным словам, мирно «чинил примус». В Википедии можно найти информацию, что примус — это важная бытовая деталь в домах начала XX века. Примусы были практически в каждой небогатой семье. На них готовили, ведь больших, стационарных газовых или дровяных печей было немного.

Цензура, существовавшая в годы писателя, никак не подействовала на работу над романом. Булгаков даже не пытался прикрыть пороки общества, о которых в СССР было не то что не принято, а запрещено говорить.

Кот Бегемот в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Бегемот – персонаж романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», один из спутников Воланда, кот, « громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами ». Он ходит на задних лапах и вообще ведет себя как человек (садясь в трамвай, кот пытается всучить гривенник кондукторше) — таким увидел Бегемота Иван Бездомный.

Степе Лиходееву Бегемот представляется в еще более диковинном виде: « на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился. жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой ».
Бегемот может появиться и в облике небольшого толстяка с кошачьей физиономией (перед администратором Варьете, в Торгсине и в доме Грибоедова).

Поведение кота одних поражает, других пугает. В Варьете Бегемот «неожиданно поднявшись с дивана. на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан, выпил ее, водрузил пробку на место и гримировальной тряпкой вытер усы. Тут никто даже и не ахнул, только рты раскрыли, а гример, восхищенно шепнул: “Ай, класс!”»

Кот не просто свободно говорит по-человечески, а непринужденно пользуется различными стилистическими манерами. Это и просторечно-жаргонный стиль («Маэстро! Урежьте марш!»), и официально-канцелярский («Ваше присутствие на похоронах отменяется. потрудитесь уехать к месту жительства»), и книжный («Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно упакованных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, сам Аристотель») Однако все эти монологи в устах Бегемота звучат пародийно — по выражению Воланда, это не более чем «валянье дурака».

Не случайно, что в свите Воланда Бегемот играет роль гаера, «шута горохового» (это опять определение Воланда).

Правда, шутки кота далеко не всегда безобидны. «Мужчин, одетых в штатское», которые пришли арестовывать обитателей квартиры № 50, Бегемот встречает, сидя на каминной полке с примусом в лапах. «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное». После этого заявления он устраивает бешеную стрельбу (она, правда, никому не причинила вреда), притворяется смертельно раненым и «воскресает», глотнув бензина из примуса. «Рана кота. была не чем иным, как фокусом и свинским притворством, равно как и питье бензина». В итоге переполоха, учиненного им, Бегемот плеснул бензином, и дом загорелся «как-то необыкновенно быстро и сильно, как не бывает даже при бензине».

И уж совсем по-дьявольски поступает Бегемот во время сеанса магии с конферансье Бенгальским. «Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи». Потом по приказу Воланда Бегемот «прицелившись поаккуратнее, нахлобучил голову на шею, и она точно села на свое место, как будто никуда и не отлучалась. Кот лапами обмахнул фрак Бенгальского и пластрон, и с них исчезли следы крови».

Вместе с Коровьевым Бегемот устраивает скандалы и пожары в Торгсине и в доме Грибоедова и предстает перед Воландом, нагруженным разной дребеденью, «спасенной» им от огня «Под мышкой у него находился небольшой ландшафтик в золотой раме, через руку был перекинут поварской, наполовину обгоревший халат, а в другой руке он держал цельную семгу в шкуре и с хвостом. рожа Бегемота была в саже, а кепка наполовину обгорела».

Последний раз Бегемот преображается во время полета на волшебном коне в свите Воланда. « Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставляя свое молодое лицо под свет, льющийся от луны ».

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова Белолобый сочинение

Невольными жертвами проделок Бегемота уже после того, как он исчез из Москвы, становятся черные коты «Штук сто примерно этих мирных, преданных человеку и полезных ему животных были застрелены или истреблены иными способами в разных местах страны. Десятка полтора котов, иногда в сильно изуродованном виде, были доставлены в отделение милиции в разных городах».

Хвостатые байки

24 хвоста могут удивлять вас 24 часа в сутки

День рождения Булгакова и образ кота Бегемота. Часть 1

15.05.2019

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

(Михаил Афанасьевич Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Сегодня, 15 мая 2019 года, исполняется 128 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, выдающегося русского писателя и драматурга, автора «Белой гвардии», «Записок юного врача» и «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры» и «Бега». И, конечно же, знаменитого «Мастера и Маргариты», романа, над которым писатель, уже неизлечимо больной, продолжал работать до последнего дня своей жизни.
Вспомним сегодня Кота Бегемота — одного из самых ярких образов котов в литературе.

Фото Елена Мартынюк

Интересно, что у Михаила Афанасьевича жил черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал Новый год, после боя курантов Бегемот пролаял 12 раз, хотя его никто этому не учил.

Существует множество версий, откуда Булгаков почерпнул образ Кота Бегемота. Весь роман насыщен мифическими образами, которые опираются на различные источники. Черный кот – вечный собирательный символ приспешника дьявольских сил.

…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

В роли Воланда – Юрий Васильев, в роли Коровьеа – Денис Курочка

Фото Елена Мартынюк

Персонаж «Мастера и Маргариты» Воланд получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!»

В роли Воланда – Александр Ширвиндт. А фотография сделана именно там, где и сидел Воланд: на крыше дома Пашкова. Разрешение на съемку получить было трудно, но все же удалось

Фото Елена Мартынюк
Бегемот, член свиты Сатаны, огромный черный кот-оборотень, способный ходить на задних лапах и сводить с ума московских обывателей. Он кажется зловещей галлюцинацией и вызывает сильный страх и потрясение.

В зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал.

Фото Елена Мартынюк

Иногда Бегемот появляется в романе в человеческом облике. Тогда он выглядит как низенький толстяк с рожей, очень похожей на кошачью. Он носит рваную кепку и везде появляется рядом со своим соратником Коровьевым-Фаготом.

Фагот щелкнул пальцами, залихватски крикнул:
– Три, четыре! — поймал из воздуха колоду карт, стасовал ее и лентой пустил коту. Кот ленту перехватил и пустил ее обратно. Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал.

Фото Елена Мартынюк

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами: «Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»

На ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки.

Фото Елена Мартынюк

Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно.

Бегемот, к тому же, рассказчик небылиц, шулер в шахматы, азартный стрелок, обаятельный друг Коровьева и верный подданный Воланда.

– Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Фото Елена Мартынюк

В начале «Бала Сатаны» Кот Бегемот творит атмосферу праздника: «Я в восхищении!». Он надевает бант, бинокль и золотит усы, ведет светские беседы и плавает в фонтане из коньяка.

– Первые! – воскликнул Коровьев, – господин Жак с супругой. Рекомендую вам, королева, один из интересных мужчин! Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик. Прославился тем, – шепнул на ухо Маргарите Коровьев, – что отравил королевскую любовницу. А ведь это не с каждым случается! Посмотрите, как красив!

Фото Елена Мартынюк

Супруга господина Жака уже становилась перед Маргаритою на одно колено и, бледная от волнения, целовала колено Маргариты.
– Королева, – бормотала супруга господина Жака.
– Королева в восхищении, – кричал Коровьев.
– Королева… – тихо сказал красавец, господин Жак.
– Мы в восхищении, – завывал кот.

Фото Елена Мартынюк

С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

– Все кусается, – вздохнув, заметил Коровьев, – эх, эх… – Он немного еще подумал и пригласил своего спутника: – Кушай, Бегемот.
Толстяк взял свой примус под мышку, овладел верхним мандарином в пирамиде и, тут же со шкурой сожравши его, принялся за второй.

Фото Елена Мартынюк

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они пошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Культурные люди стали на точку зрения следствия: работала шайка гипнотизеров и чревовещателей, великолепно владеющая своим искусством.

Фото Елена Мартынюк

Жители столицы, будучи под впечатлением от злодеяний Бегемота, начинают отлавливать всех черных котов в городе даже после исчезновения Воланда и его свиты.

Фото Елена Мартынюк

Фото Елена Мартынюк

В сцене последнего полета Бегемот предстает перед читателем в образе юного мальчика, любимого пажа самого Дьявола. Печальный паж обречен на вечные скитания рядом со своим темным господином: «Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном, пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны».

Образ кота Бегемота талантливо воплощали многие художники. Вспомним некоторых из них.

И начала я рассказ с самых моих любимых —

гениальных фотоиллюстраций Елены Мартынюк, заслуженного художника Международной Федерации фотохудожников. Члена Европейского союза профессиональных фотохудожников. Обладателя более 150 золотых, серебряных и бронзовых медалей, кубков, дипломов и других наград. Академика Гильдии фотохудожников.

Фото Елена Мартынюк

Елена Мартынюк – первая и пока единственная женщина-фотограф из Восточной Европы, которая получила фотографический «Оскар» за победу на международном конкурсе «Суперкруг-Хассельблад» в Австрии.

А в 2006 году Гильдией фотохудожников России ей было присвоено звание академика с вручением приза «Золотой глаз России» за оригинальность стиля.

Специально для «Мастера и Маргариты» ею было организовано более семидесяти (. ) фотосессий. Съёмки происходили, как в студийных павильонах, так и в самой «нехорошей квартире» (в Доме Булгакова на Садовой), а также на Патриарших прудах и на крыше Дома Пашкова.

Продолжение будет в Части 2! В иллюстрациях других художников.

А сегодня, напоследок, сцены с Бегемотом из фильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита.»

Над образом Кота Бегемота, в фильме трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актер и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в кошачьем комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актер Семен Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актер Александр Баширов. И наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачева.

Ссылка на основную публикацию