Характеристика и образ Кукшиной в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Образ и характеристика Кукшиной в романе Отцы и дети Тургенева

Что можно сказать про эту героиню романа «отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, только то, что она является второстепенным персонажем в данном произведении. Она была обычной помещицей, хорошо общалась с Ситниковым.

По жизни она стремиться быть женственной и учиться этому у других женщин, с увлечением изучает естественные науки. Образ ее был в роли распушенной, довольно вульгарной и неопрятной женщины, к тому же она еще была не особо умной. В Кукшиной с трудом можно рассмотреть что-то душевное. Увлекаясь проповедованием нигилизма, таким способом она пытается скрыть свою женскую несостоятельность и то, что она не интересна окружавшему ее обществу.

В данном произведении героиню Кукшину, автор изображает некрасивой и несчастной женщиной, которая была безжалостно брошена собственным мужем, и в дальнейшей жизни не вызывает особого внимания у мужчин. Поэт описывает ее образ, таким как будто она не достойна обычной человеческой любви и счастья. И ей нечего не остается, как только отдавать всю себя своему увлечению, таким способом она приобретает чувство занятой и важной женщины. И ей становиться приятно, осознавать, то, что она что-то может дать обществу. Увлечения ее нигилизмом, приводят ее к внутреннему вдохновения и умиротворению.

Автор в своем произведении ее упоминаем очень редко. По жизни она дружила с тремя друзьями это – Ситников, Кирсанов и Базаров. Они довольно терпеливо относились к ее непростому образу с неприятной внешностью и неправильной речью. Но постепенно от нее стали отказываться друзья, давая понять, что как она живет очень похоже на бедлам. И это не допустимо, по моральным принципам, так жить нельзя.

Подводя свой итог данному образу в романе, можем сказать пусть может ее поведения не вызывает у читателя особого вдохновения, но мы не вправе ее осуждать за ее своеобразную жизнь и недалекое поведение. Так сложилась ее судьба и она в этом не виновата, она тоже хотела быть любимой и жить счастливой жизнью, но к глубочайшему сожалению, но, увы этого не произошло.

Вариант 2

Произведениям И.С. Тургенева отведено в русской литературе особое место. Женские образы, описанные русским писателем, наделены лиричностью и поэтичностью. В романе «Отцы и дети» целая череда разнообразных женских персонажей. Представительницы прекрасной половины человечества представлены в романе от крестьянского сословия до высших слоёв общества. Разная внешность, социальное положение и черты характера объединяет одно очень ёмкое понятие – «тургеневские девушки».

Одним из персонажей романа «Отцы и дети» является Кукшина Авдотья Никитична. Образ гротескный, но абсолютно неслучайный. Авдотья Никитична считала себя эмансипированной женщиной. Она рассталась со своим мужем, жила одна и единолично управляла в своём имении. На примере Кукшиной, писатель не просто показывает своё негативное отношение к эмансипации. Он изливал всё своё раздражение и жгучую неприязнь к явлению, которое с каждым днём получало всё большее распространение и постепенно укоренялось в жизни общества.

Описание внешности и манеры поведения Кукшиной свидетельствуют о неприязни Тургенева к таким женщинам. Авдотья Никитична не была красавицей. Но и явного уродства в хрупкой и незаметной женщине не было. Отталкивающим было выражение её лица. По нему невозможно было угадать, какие эмоции испытывает в данный момент его хозяйка. Все её движения и поступки были так же неестественны. Во всём сквозило чувство какой-то наигранности. Одевалась героиня безвкусно и неряшливо.

Считая себя нигилисткой, Кукшина любила принимать участие в разговорах и полемике. Но всё, что бы она ни говорила, воспринималось окружающими, как несусветная околесица. Не даром Базаров, который впервые увидел Авдотью Никитичну, поморщился от досады. В быту героиня была столь же неряшлива, как и в одежде. В доме у неё всё было завалено книгами, журналами, письмами и бумагами. Кругом валялись окурки от папирос, которые Кукшина курила постоянно.

Образ Кукшиной в романе получился каким-то неуклюжим и несуразным. Но именно так, через гротеск и карикатурность, Тургенев И.С. выражает своё отрицательное отношение к неприятному для себя явлению – эмансипации. Изображая Авдотью Никитичну, автор описывает её так, что вся её развязность, вульгарность и глупость выпячиваются наружу. И в этой женской особи трудно отыскать не то, чтобы признаки женственности. В ней, даже с трудом не отыскать признаки обыкновенной человечности.

Сочинение Характеристика и образ Кукшиной

Евдоксия Никитишна Кукшина является второстепенным персонажем романа, одной из знакомых Базарова и Кирсанова.

Кукшина – молодая эмансипированная помещица, якобы придерживающаяся нигилистических взглядов. Она бескомпромиссна в своих оценках, и резка во взглядах. Евдоксия считает себя современной феминисткой, борющейся за права женщин. Ей интересны женские проблемы в разных странах, и она увлекается точными науками. Кукшина самоуверенна, груба и нелепа, обожает вступать в споры и полемику. В образе Евдоксии раскрыты самые нелестные стороны женского натуры, способной создавать проблемы, сама того не замечая. При этом ей ничего не стоит из любого пустяка развязать скандал, не стесняясь в выражениях и эмоциях. Стараясь добиться поставленной перед собой цели, Кукшина готова совершить даже неприглядный поступок, ничуть не сомневаясь в своей непогрешимости.

В своем поведении Евдоксия ведет себя развязно, вульгарно и неестественно, любит алкоголь и сигареты. Однако, мечтает выглядеть хорошим человеком, хотя ее глупость скрыть ничем невозможно. Кукшина злопамятна и долго помнит обиды, причиненные ей.

Кукшина некрасива внешне, никогда не привлекала к себе особого внимания мужчин, а собственный муж ее оставил, ведь в ней невозможно рассмотреть ни капельки душевности и теплоты, а тем более женской прелести и очаровательности. В жизни она очень неряшлива и неаккуратна, за чистотой и порядком в доме Кукшина предпочитает не следить.

Проявляя интерес к прогрессивным взглядам молодежи в лице Базарова и Кирсанова, она уверена, что занята весьма значительным делом и в нем она видит отдушину, на время отвлекаясь от несчастной женской доли. Возникает ощущение, что с помощью нигилизма Кукшина прикрывает свое чувство ущербности, собственной женской недостаточности, обретает внутреннее вдохновение и умиротворение.

Приятели Кукшиной довольно терпимо относятся к ее неприглядной внешности и неправильному образу жизни, но постепенно и они чураются общению с дамой, не имеющей моральных принципов.

Раскрывая образ неприглядной героини второго плана, писатель подчеркивает сатирическую направленность этого персонажа и его пародийный смысл. Кукшина как будто является искривленной карикатурой Базарова и прямой противоположностью Фенечки. По мнению автора, в реальной жизни люди, подобные Кукшиной, могут легко подорвать авторитет любого грамотного человека.

Таким образом, описав в произведении образ Кукшиной, писатель подчеркнул тем самым всю выразительность характера и глубокомысленность убеждений главного героя романа – Евгения Базарова.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кукшиной в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Рассказы А. П. Чехова не столько ироничны, сколько наполнены сочувствием к людям, их заботам, радостям и бедам. Обычно автор описывает небольшой эпизод, очень обыденный, но обнажающий сокровенные

1749 — Александр Радищев родился в Саратовской губернии в семье образованного помещика. Его отец был религиозен, владел четырьмя языками. Отец сам обучил сына русской грамоте.

Здравствуй, Радион. А живу я сейчас аж в 21 веке. В своем письме у меня есть желание, это поделиться с тобой наболевшем, о том, что думаю по поводу что их убеждений и выражений, твоей теории и мыслях.

Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.

Сейчас не осталось ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал про фаст-фуд. Многие пробовали и любят эту вредную пищу. В быстром темпе большого города, зачастую не успеваешь полноценно пообедать

Ситников и Кукшина в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети». Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере. Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.

«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».

Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.

Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.

Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение». Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком. Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни». «Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.

Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина — еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.

Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.

Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно. Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд. По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.

Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.

Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает — они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь. Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет. И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.

Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» — вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.

Читайте также:  Герои произведения Ася Тургенева

На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.

Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.

И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком. Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался. Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.

Кукшина в романе “Отцы и дети”: образ, характеристика, описание в цитатах

Кукшина.
Художник П. М. Боклевский

Госпожа Кукшина – одна из ярких второстепенных героинь романа “Отцы и дети” Тургенева.

Образ и характеристика Кукшиной в романе “Отцы и дети”: описание в цитатах

Полное имя героини – Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина:
“. Eudoxie, Евдоксия Кукшина. ”
“. Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина. “

Кукшина является дворянкой и помещицей. Она сама управляет своим имением:
“. Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю. “

О внешности Кукшиной известно следующее:
“. дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor». ”
“. уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила. ”
“. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»..”
“. Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами. ”
“. стуча плоскими ногтями. ”
“. даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах. “

Кукшина является неопрятной женщиной:
“. не совсем опрятном платье. ”
“. дама. несколько растрепанная. “

Она – невзрачная женщина:
“. В маленькой и невзрачной фигурке. “

Кукшина является некрасивой женщиной:
“. – Хорошенькая она? – перебил Базаров.
– Н… нет, этого нельзя сказать. “

Кукшина – эмансипированная, независимая женщина:
“. Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина. ”
“. «эманципе» вроде Кукшиной..”

Она живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время):
“. Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит. ”
“. Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин. “

У госпожи Кукшиной нет детей, чему она, судя по всему, рада:
“. Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу. “

Она является женщиной с прогрессивными взглядами:
“. явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки. “

Кукшина сама себя считает хорошим человеком. Ее приятель Ситников называет ее чудной и замечательной женщиной:
“. она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо. ”
“. Кукшина – человек чудный. ”
“. ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление. ” (мнение Ситникова)

Госпожа Кукшина курит папиросы и любит выпить:
“. везде белели разбросанные окурки папирос. ”
“. Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила. ”
“. За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая. “

Она играет на фортепиано и поет:
“. стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада». “

Госпожа Кукшина не следит за чистотой и порядком в доме:
“. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. “

“. И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. “

Госпожа Кукшина является развязной, неестественной женщиной:
“. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно. “

Порой она ведет себя как ребенок:
“. Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками. “

На досуге госпожа Кукшина занимается химией:
“. А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово. “

Также в свободное время Кукшина читает книги и журналы:
“. Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях». ”
“. Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич. ”
“. прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо. “

Госпожа Кукшина считает себя борцом за права женщин:
“. за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови. ”
“. Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно. “

В конце романа Евдоксия Кукшина уезжает за границу и изучает архитектуру:
“. Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. “

Это был цитатный образ и характеристика Евдоксии Кукшиной в романе “Отцы и дети” Тургенева: описание героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

Цитатная характеристика. Евдоксия Кукшина. Цитатная характеристика

Евдоксия Кукшина. Цитатная характеристика

Краткая характеристика

Госпожа Кукшина является одной из второстепенных героинь романа “Отцы и дети” Тургенева. Кукшина – знакомая Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Впервые она появляется в главе XII романа “Отцы и дети”.

Это молодая женщина с “прогрессивным взглядом” на жизнь. Она разъехалась с мужем, живет одна и сама занимается имением. Кукшина называет себя “эмансипированной женщиной” и борцом за права женщин.

Кукшина далеко не красавица: у нее невзрачная внешность. Кроме того, она небрежно одевается и ведет себя развязно.

Цитатная характеристика

Полное имя – Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: “. Eudoxie, Евдоксия Кукшина. ” “. Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина. “

Дворянка, помещица: “. Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю. “

Внешность: “. дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor». ” “. уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила. ” “. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»..” “. Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами. ” “. стуча плоскими ногтями. ” “. даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах. “

Неопрятная: “. не совсем опрятном платье. ” “. дама. несколько растрепанная. “

Невзрачная: “. В маленькой и невзрачной фигурке;

Некрасивая: “. – Хорошенькая она? – перебил Базаров. – Н… нет, этого нельзя сказать. “

Эмансипированная, независимая женщина: “. Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина. ” “. «эманципе» вроде Кукшиной..”

Семейное положение. Живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время): “. Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит. ” “. Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин. “

Нет детей: “. Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу. “

С прогрессивными взглядами: “. явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки. “

Хочет казаться хорошим человеком: “. она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо. ” “. Кукшина – человек чудный. ” “. ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление. ” (мнение Ситникова)

Курит папиросы и любит выпить: “. везде белели разбросанные окурки папирос. ” “. Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила. ” “. За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая. “

Играет на фортепиано и поет: “. стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада». “

Не следит за чистотой и порядком в доме: “. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. “

Вечно хандрит: “. И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. “

Развязная, неестественная: “. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно. “

Ведет себя как ребенок: “. Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками. “

Увлекается химией: “. А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово. “

Читает книги и журналы: “. Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях». ” “. Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич. ” “. прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо. “

Читайте также:  Сочинение по повести Алые паруса Грина 6 класс

Считает себя борцом за права женщин: “. за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови. ” “. Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно. “

В конце романа уезжает за границу и изучает архитектуру: “. Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. “

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8759 – | 8291 – или читать все.

Кукшина Авдотья Никитична – характеристика героини из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”

История написания романа

Написание романа «Отцы и дети» приходится на 60-е годы XIX века, когда в России получили развитие нигилистические настроения, свойственные преимущественно молодому поколению. Отрицание старых принципов и устоев, беспринципность на пути к достижению поставленных целей, отсутствие преклонения перед авторитетом взрослых опытных людей и приоритетное отношение к полезному, ставящее на задний план духовное — все это проводит черту между отцами и их детьми.

Сегодня в таких взглядах нет ничего нового и определенный конфликт со старшими есть практически у каждого поколения, другое дело, что в ту пору, которую описывал русский классик, тенденция к отрицанию всего привычного стала своеобразной революцией в умах, воспринятой на ура многими представителями молодого дворянства. Примечательно, что события разворачивались в канун событий 1861 года, когда была принята крестьянская реформа, упразднившая крепостное право.

А что сам автор, ведь его отношение к описываемым событиям играет огромную роль? Судить об этом по каким-то отдельным отрывкам из произведения неправильно, даже если сквозь них явно прорывается симпатия или, напротив, негативное отношение к определенным персонажам, их взглядам и поступкам. Приоткрыть завесу тайны помогает письмо, датированное 14 апреля 1862 года, которое Иван Сергеевич адресовал своему другу, драматургу Константину Случевскому.

В этом послании Тургенев почти с презрением относится ко всему дворянскому классу, отмечая отдельных персонажей своего романа, как олицетворение вялости, слабости и ограниченности.

Это не означает, что он является приверженцем нигилизма, и даже наоборот, во всем произведении явно чувствуется уродливая карикатурность некоторых его персонажей, тогда как эмансипация некоторых из них и вовсе вызывает у автора явное раздражение.

Главные герои произведения

Главный герой повести — молодой студент, изучающий медицину, по имени Евгений Васильевич Базаров. Именно он является ярым приверженцем новомодного тогда течения нигилизма, неся его в массы. У него есть друг — Аркадий Кирсанов, который на какое-то время подпадает под влияние нигилистических настроений, выступая вместе с Базаровым против отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича, двух помещиков аристократического происхождения, являющихся сторонниками либерализма во всех его направлениях.

Есть в произведении и персонажи второстепенные, но от этого не менее значимые:

  • Авдотья Никитична Кукшина как раз таки является одним из них, будучи натурой, сотканной из противоречий. Образ очень колоритный, состоящий из множества слоев, которые можно снимать один за другим в поисках его истинной сути, однако на выходе приходит осознание его беспросветной пустоты. При более глубоком рассмотрении становится очевидно, что персонаж Кукшиной есть не что иное, как пародия на главного героя Базарова, причем карикатура эта не злая и жестокая, а нелепая, поверхностная и отражающая всю никчемность и необоснованность его взглядов и суждений.
  • Анна Сергеевна Одинцова, богатая вдова, к которой питают чувства и Базаров, и его друг Аркадий. Ставящая ценность тихой, спокойной жизни без мирских страстей превыше всего, она, питающая симпатию к Евгению, отказывает ему, тогда как изнемогающий от безответных чувств Аркадий со временем понимает, что его истинной любовью является младшая сестра Анны Катя, на которой он и женится.

Определенные чувства у Базарова возникают и в отношении молоденькой любовницы Николая Петровича Кирсанова Фенечки, которую он целует в порыве страсти, будучи замеченным братом помещика Павлом Петровичем. Несмотря на свой неофициальный статус, Федосья Николаевна описывается автором, как девушка тихая и порядочная. Она явно противопоставляясь Кукшиной с ее раздутым эмансипе.

Основная сюжетная линия

Для того чтобы как можно глубже понять характер ключевых героев произведения, необходимо еще раз перечитать роман или хотя бы ознакомиться с кратким его пересказом. Так, содержание «Отцы и дети» характеризуется следующими событиями:

  1. В первой главе описывается пребывание Базарова в фамильном имении Кирсановых в Марьино, которое заканчивается конфликтом Евгения с владельцами поместья Николаем Петровичем и Павлом Петровичем и его переездом вместе с Аркадием в небольшой губернский город.
  2. В этом городе молодые нигилисты коротают время с Виктором Ситниковым и Авдотьей Никитичной Кукшиной, которая оказывается единомышленницей строптивцев, позиционирующей себя приверженницей вульгарного нигилизма. За непродолжительный срок пребывания в гостях у помещицы Базаров с Кирсановым успевают не только заинтересоваться этой личностью, но и порядком охладеть к ней. Стоит отметить, что Тургенев не скупился на описание характеристик Кукшиной, стараясь отразить в них, как через лакмусовую бумагу, черты главных героев.
  3. Молодые люди покидают дом Кукшиной, уязвляя ее самолюбие. Причина кроется не только в разочаровании в личности этой маленькой напористой дамы, но и в знакомстве Базарова с Анной Одинцовой, которое происходит на балу. В итоге они останавливаются в имении богатой помещицы, но вскоре вновь уезжают из-за неудачного объяснения в любви Евгения хозяйке.
  4. После этого молодые люди едут в отчий дом Базарова, но и там они не могут долго задерживаться ввиду того, что Базарова раздражает чрезмерная опека родителей. Совершенно случайно они вновь оказываются в Никольском, но вынуждены продолжить свой путь из-за нарочито холодного приема хозяйки Одинцовой.
  5. Попадая в дом своего друга в Марьино, Евгений в порыве внезапно вспыхнувших чувств страстно целует Фенечку. Это видит вошедший в комнату Павел Петрович, вызывающий молодого наглеца на дуэль. Аркадий уезжает к Одинцовой, где понимает, что на самом деле любит Катю, а не ее старшую сестру Анну Сергеевну.
  6. Базаров возвращается ни с чем домой, где вскоре получает ранение при вскрытии умершего от тифа и умирает от сепсиса. Перед смертью он по своей инициативе в последний раз разговаривает с Одинцовой.

Произведение заканчивается тем, что сын и отец Кирсановы благополучно женятся на своих возлюбленных, а Павел Петрович и Кукшина навсегда эмигрируют за рубеж, о чем последняя всегда страстно мечтала.

Подробный портрет Кукшиной

Глубина персонажа заключается прежде всего в том, что он является своеобразным двойником главного героя, представленном в женском обличьи. Да, основные черты, присущие характеру и нраву Базарова, здесь явно гипертрофированны, но суть остается прежней, и именно при знакомстве с Кукшиной становится очевидной вся их нелепость. Мало того, в конце общения Евгений явно испытывает отторжение к Авдотье, тайный смысл которого кроется в непринятии самого себя и поиска нестандартных способов самовыражения, в итоге играющих с ним злую шутку.

Внешние характеристики

Любой персонаж в первую очередь интересен своей внешностью, особенно если речь идет о молодой женщине. Авдотья Кукшина, как героиня противоречивая и от этого еще более яркая и интересная, не является в этом плане исключением из правил. А для того чтобы понять, как выглядела помещица, стоит привести сравнительную таблицу цитатных характеристик Кукшиной.

Цитаты из произведенияВозрастЛицоФигураОдежда
«. дама еще молодая, белокурая. »Несмотря на то что Кукшина успела побывать замужем, ей не более 25-28 лет
«. круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик. »Хотя дама явно обладала мужским характером, ей были присущи характерные для представительниц прекрасного пола внешние черты, что, однако, не делало ее хорошенькой или милой
«Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами. »Красивой улыбку Кукшиной явно не назовешь, но, вероятнее всего, это ее не особо смущало, так как она не пыталась скрыть этот физический недостаток
«- Хорошенькая она?, — перебил Базаров. -Н..нет, этого нельзя сказать. »С определенной долей сомнения дают мужчины Авдотье эту характеристику, что говорит в пользу того, что речь не идет о явном уродстве. Вероятнее всего, по отдельности некоторые черты Кукшиной были вполне привлекательными, но вместе они не создавали сколь-нибудь привлекательную композицию
«. но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. »В произведении подчеркивается странное выражение лица дамы, по которому было очевидно, что ее что-то беспокоит, но вот что, оставалось непонятным
«В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного. »По этому описанию можно сделать вывод о том, что Кукшина не была толстой и громоздкой, однако и до изящества ей было явно далеко.
«. стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно. »Руки Кукшиной, несмотря на ее дворянское происхождение и полученное в девичестве музыкальное образование, не могли похвастаться изяществом
«. она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко. », «. что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать. », «. все у нее выходило . не просто, не естественно. »Невзирая на миниатюрность своей фигуры, Авдотья явно была не хозяйка ей, и не исключено, что виной всему не столько какие-то физические данные, сколько внутренняя неуверенность в себе и собственной привлекательности, тщательно маскирующаяся громкими высказываниями и нарочито провокационным поведением, несвойственным для дам того времени
«. с крупными браслетами на коротеньких руках. »Коротенькие руки также выдают в ней признаки низкого происхождения, хотя ситуацию могли бы исправить такие эпитеты, как «изнеженные», «холеные», «благородные», но автор их не употребил и даже, наоборот, подчеркнул обратное, причем с явными нотками пренебрежения
«. несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье. », «. без всякой кринолины и в грязных перчатках. »В образе Кукшиной сквозит явная неряшливость, неопрятность, которую она нарочито подчеркивает, выдавая за легкую небрежность, свидетельствующую о том, насколько для помещицы второстепенно материальное, уступая пальму первенства вопросам науки, теме женской эмансипации и размышлениях над смыслом жизни, хотя на самом деле это лукавство
«. с крупными браслетами. », «. кружевною косынкою на голове. », «. натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтевшем горностаевом меху. », «. но с райскою птицею в волосах. »На самом деле для Кукшиной важны детали, подчеркивающие ее статус, но в общем неряшливом образе помещицы они выглядят смешно и неуместно
«. свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами. »Эта характеристика довершает образ неряшливой дамы, делая понятным ее одиночество и невостребованность

Уже только по этим фразам можно понять, что автор относится к своей героине без симпатии, буквально выворачивая наизнанку ее порочную лень и глупость. Мало того, Тургенев будто бы специально наделяет Кукшину такими чертами, напрямую ассоциируя их с истинной подноготной женской эмансипации.

Взгляды и привычки

Несмотря на то что внешнее описание неплохо характеризует Кукшину, окончательно понять этот образ и составить рассказ о нем поможет описание ее дома, досуга и любимых занятий. Так, автор нарочито подчеркивал следующие детали, напрямую связанные с личностью Евдоксии Никитишны:

Читайте также:  Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза Островского сочинение

  • Под номером один стоит разместить описание гостиной хозяйки, которая скорее напоминала запылившийся кабинет с разбросанными бумагами и папиросными окурками.
  • Кукшина много читает, умеет играть на фортепиано и неплохо исполняет романсы, хотя все это не добавляет ей ума.
  • Она охотно рассказывает гостям о том, что серьезно увлекается химией, хотя в конце романа выясняется, что после своей эмиграции в немецкий Гейдельберг она также «серьезно» занялась архитектурой.
  • Считая себя добродушным человеком, Кукшина не останавливалась ни перед чем на пути к поставленной цели.
  • Страстно борясь за права женщин и продвигая в массы идеи нигилизма, она даже не понимает их сути и содержания.
  • Охотно и помногу выпивает, что также является противоестественным для знатных дам того времени.

Но главная особенность заключается в том, что Кукшину оставил муж, о чем она упоминает с напускным равнодушием.

Кроме того, она говорит, что, к счастью, не имеет детей, хотя на самом деле то обстоятельство, что она не состоялась как женщина, сильно угнетает героиню, у которой «. как у Ситникова, вечно скребло на душе. ». Стоит отметить, что это обстоятельство Тургенев ставит во главу угла, считая, будто все мировоззрение героини является лишь ширмой, за которым прячется лишь большое человеческое несчастье, пустота и неспособность пройти испытание так же достойно, как, например, Анна Сергеевна, оставшаяся вдовой во цвете лет.

«Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе “Отцы и дети”»

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (. ) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (. ) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг . словно прозрел! “Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!”» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (. ) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Ссылка на основную публикацию