Характеристика и образ Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

«Яма», анализ повести Куприна

А. Куприн работал над повестью «Яма» на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин «во всей ее чудовищной простоте».

Своеобразие сюжетной композиции повести

Повествование в «Яме» не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень. Сюжетную основу «Ямы» составляют картины жизни определенной социальной среды – обитательниц публичных домов. Автор описывает день за днем жизнь девушек в «двухрублевом заведении»; своеобразную хронику событий объединяет диалог Платонова и Лихонина о причинах «страшной социальной язвы» – проституции.

Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов. В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно. Автор стремится показать, что «маленький человек» бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая фигура в этой картине жизни.

Композиционно повесть состоит из трех частей. Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток.

Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток. История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей «Ямы». В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки.

Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей. Для повести характерны новеллизм (особенно во второй и третьей части), внесюжетные вставные эпизоды (новелла о торговце «живым товаром» Горизонте, эпизоды с певицей Ровинской и адвокатом Рязановым). «Яма» – яркий пример натуралистической прозы.

Тематика и проблематика повести

Куприн подходит к главной теме произведения – проституции – с честной, неравнодушной и человечной позицией художника-гуманиста, глубоко сочувствуя женщинам, оказавшимся на «дне» жизни.

В повести поднимается также целый ряд сложных социально-философских проблем, так или иначе связанных с главной темой произведения. В книге идет речь о силе искусства, о системе воспитания и образования, о порочности нравов в обществе, о невежестве. В уста героев Куприн вкладывает рассуждения о революции, о русском характере. Во второй части повести через сюжетную линию отношений Лихонина и Любки Куприн поднимает важную тему оторванности интеллигенции от народа.

Повесть о домах терпимости смело можно назвать произведением о социальных и моральных тупиках современности.

Система образов повести

Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька. Девушки, живущие в «заведении» Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне. Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов. За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту.

Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны.

Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора.

Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.

Повесть Александра Куприна «Яма»: краткое содержание, критика

В 1915 году вышла в свет книга «Яма». Повесть Чуковский назвал «пощечиной обществу». Один из критиков – лучшим произведением Куприна. Однако оно вызвало гневное возмущение в определенных слоях общества. Многие, даже не зная краткого содержания «Ямы» Куприна, но имея поверхностное представление о проблематике повести, отказывались от прочтения произведения.

Писатель понимал, что щепетильные читатели его произведение найдут неприличным, безнравственным. Тем не менее он посвятил повесть «Яма» матерям и юношеству. О чём книга, которая вызвала негативные отзывы критиков? Краткое содержание «Ямы» Куприна даст ответ на этот вопрос.

Это самое объемное произведение русского писателя. Состоит из трех частей. Краткое содержание «Ямы» Куприна в этой статье изложено по следующему плану:

  • Большая Ямская.
  • Платонов.
  • В чем же трагедия?
  • Девушки.
  • Лихонин.
  • Болезнь Жени.
  • Конец заведению Анны Марковны.

Большая Ямская

Когда-то давно, на окраине некоего южного города, жили исключительно ямщики. А потому местность эту назвали Ямской слободой. Но появились паровозы, и труд жителей района потерял смысл. Ямщики разбрелись кто куда, но название сохранилось. Правда, со временем район начали называть просто – Яма. В этом имелся некоторый социальный и даже философский смысл.

На Большой Ямской (так официально называлась одна из улиц района) располагались дорогие, дешёвые и средние публичные дома. Героини повести Куприна – проститутки, которые трудятся в заведении Анны Марковны Шойбес. Есть дома пошикарнее. Например, заведение Треппеля. Но имеются на Большой Ямской и совсем дешевые, рублевые, куда боится попасть каждая обитательница дома Анны Марковны.

Платонов

Это главный герой «Ямы» Куприна. Платонов – довольно странный человек. Он много вечеров провел в заведении Анны Марковны, всё знает об унылом, принужденном веселье, которое царит здесь каждую ночь. Ему известны секреты обитательниц заведения. Но ни у одной из девушек Платонов не бывал.

Великие художники избегают темы проституции. Вероятно, у них не хватает самоотверженности, времени, самообладания вникнуть в жизнь падшей женщины. Но если б кто-нибудь создал книгу о проституции, искреннюю и правдивую, она бы стала великим произведением. Приблизительно такие слова произносит Платонов. Прототипом этого героя является сам писатель А. И. Куприн.

Название повести символизирует социальное дно. Но можно ли назвать героинь падшими? Куприн не осуждает их. Он сторонний, объективный наблюдатель. Автор осуждает, скорее, тех, кто меняет жизнь девушек в худшую сторону. Так, одну из героинь в бордель привез не кто иной, как ее муж. Позже оказалось, что он профессиональный мошенник, который тем и промышляет: влюбляет в себя молодую особу, женится на ней, затем отправляет к Анне Марковне за неплохой гонорар.

В чем же трагедия?

Произведение вызвало неоднозначную реакцию критиков не только из-за скандальной темы. Краткое содержание «Яма» Куприна изложить непросто. Ведь проблематику понять можно из диалогов героев, рассуждений Платонова, страшных подробностей быта героинь.

В доме Анны Марковны творится ужас. Но воспринимается он как нечто обыденное. Девушки продают себя, но лишь немногие из них осознают, насколько жалким, грязным является их существование. К слову, Лев Толстой, не оценил глубокую тему повести «Яма». Прочитав лишь несколько первых глав, он отметил: «Автору доставляет удовольствие копаться в неприглядных подробностях».

Девушки

Женя – одна из героинь повести А. И. Куприна. Это самоуверенная, красивая, дерзкая девушка. Тамара – личность довольно загадочная. Известно, что прежде она была монахиней. Паша – самая востребованная проститутка в заведении Анны Марковны. Она единственная пришла сюда добровольно. Эта девушка больна. Основной симптом ее недуга заключается в том, что ей нравится ее работа.

Люба – девушка простая, недалекая. С ней приключится история, которая станет одной из ведущих сюжетных линий повести «Яма». Есть здесь и проститутка Сонька Руль. Прозвище получила из-за крупного носа.

Жизнь обитательниц борделя

Заведение Анны Марковны представляет собой двухэтажный дом. На втором этаже девушки и работают, и отдыхают. Обитательницы этого логова так же разношерстны, как и их клиентура. У каждой своя история. В этом месте они потеряли свои имена, родных, близких, права, принципы и, наконец, свое «я». Жизнь их сера и уродлива, статична и не имеет развития, лишена всякого смысла. Скорее, это не жизнь, а жалкое существование.

О чем пишет Куприн? Об отвратительных обитательницах борделя? Или о мужчинах, которые в своем стремлении получить удовольствие губят судьбы молодых женщин? Можно сформулировать идею повести как угодно, но смысл остается один. Александр Куприн написал страшную историю о проститутках – женщинах, которые жить иначе не умеют.

Автор извлек наружу всю подноготную публичного дома, раскрыл все тайны и хитрости. Мужчина хочет историю о том, как девушка докатилась до такой жизни? Она расскажет ему милую ложь о подлом друге семьи, бросившем ее на растерзание судьбе. Клиенту нужны зрелища и веселая компания? Он получит это, если оплатит девушке шампанское.

В книге плотно переплетаются истории разных девушек. У каждой из них своя жизнь и судьба. Одна попала сюда по собственному желанию. Другая мечтает о сказочном принце. Третья вынашивает жесткой план мести «двуногим подлецам». Всех девушек объединяет лишь одно. Все они ненавидят мужчин, не всех, но именно тех, что готовы платить за любовь. Они презирают их скупость, глупость, склонность к извращениям.

Лихонин

Этого студента однажды вдохновляют речи Платонова. В голову ему приходит безрассудная, глупая идея – спасти одну из девушек. Платонов пытается отговорить Лихонина. Хорошо зная нравы и психологию обитательниц заведения, он понимает, что задача эта непростая. Многолетний разврат сделал их глупыми, ленивыми существами. Но студент стоит на своём. Уехать с ним соглашается Люба. В чём же суть перевоспитания проститутки по методу Лихонина?

Студент и его друзья просвещают Любу. Он водит ее по театрам, выставкам. Его товарищи рассказывают девушке о литературных произведениях. Однако в эти моменты их посещают мысли отнюдь не об искусстве. Много сил потрачено, но результата никакого. Люба недоумевает, отчего студент отказывается от интимной связи с ней. Тем временем она превращается в непосильную ношу для Лихонина. Наконец он возвращает Любу в заведение Анны Марковны.

Болезнь Жени

Эта девушка неглупая и, быть может, именно поэтому всей душой ненавидит двуногих подлецов – именно так она называет клиентов. В доме Анны Марковны регулярно бывает доктор. Если девушка больна, ее отправляют в более дешевое заведение. Медицинского обследования обитательницы дома панически боятся.

Женя узнаёт о своем страшном недуге – сифилисе. Но она, конечно, ничего не говорит об этом Анне Марковне. Более того, она каждую ночь пытается заразить как можно больше мужчин. Такова ее месть. О прошлом девушки известно немного. Но однажды Платонову Женя поведала: в публичный дом ее продала родная мать.

Конец заведению Анны Марковны

Жене удаётся заразить многих. Только гимназиста, влюблённого в неё, она жалеет. В день обследования она кончает жизнь самоубийством. Печальная участь ждет и других девушек дома терпимости.

Паша впадает в беспамятство, после чего ее определяют в сумасшедший дом. В лечебнице девушка умирает. Тамара исчезает из города со своим любовником-вором. В драке погибает ещё одна проститутка – девушка по прозвищу Манька Маленькая.

Что же касается хозяйки дома, то и ей приходится спасаться бегством. Смерть Жени и недуг, которым она наградила десятки клиентов, а среди них есть и важный чиновник, – все это привело к большому скандалу. Экономка выкупает заведение, которое вскоре разграбят солдаты. В этом весь сюжет книги Куприна «Яма». Итак, каковы были рецензии на повесть, открывшую мрачные стороны общества?

Критика повести «Яма»

Произведение встречено было самыми противоречивыми отзывами. О повести Куприна до сих пор не сложилось у критиков определенного мнения. Эта книга является плодом большого труда писателя, но она вызвала, скорее, осуждение, нежели понимание. Автора обвинили в чрезмерном натурализме и безнравственности.

Читайте также:  Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

В советское время критиками о повести почти ничего не было написано. Немногие статьи, предлагающие анализ произведения «Яма» Куприна, были пронизаны идеологией. Проституция – это явление, которое могло существовать исключительно в царской России, автору удалось красочно передать ужасы дореволюционных времен – примерно такой была точка зрения советских критиков. Прошло более ста лет после первой публикации «Ямы». Давно нет ни царской, ни советской России. На произведение Куприна все так же актуально.

Положительные отзывы

Одним из немногих, кто оценил произведение Куприна, стал Корней Чуковский. Писатель согласился с мнением критиков о том, что героини книги действительно омерзительны. Но при этом подчеркнул, что чем больше в них грязи, тем больше позора для общества. Чуковский в статье, опубликованной в журнале «Нива», сказал: «Необходимо перестроить общественный быт так, чтобы не было в нём места для ямы».

Повесть стала последним крупным произведением Александра Куприна. После ее публикации талант писателя, конечно, не иссяк. Он всё так же продолжал создавать интересные рассказы и повести. Но больше уже не достигал столь высоких творческих вершин.

Страшнее, чем война

Над повестью «Яма» Александр Иванович Куприн работал на протяжении шести лет. Он первым осмелился задеть столь больную тему социального общества. В самом же обществе порыв автора совсем не оценили. Произведение назвали порнографическим, на издательство даже подали в суд. Негативных отзывов стоило ожидать. Общественный строй во все времена видит то, что желает видеть. Куприн все же ответил критикам: «Я убежден, что свое дело сделал. Проституция – это еще более страшное зло, чем война, мор, голод. Войны проходят, но проституция живет веками».

Фильм 1990 года

Первую экранизацию «Ямы» Куприна сегодня помнят немногие, несмотря на блестящий актерский состав. Главную роль в этом фильме исполнила Татьяна Догилева. Олег Меньшиков сыграл Лихонина. Правда, согласно сюжету киноленты, молодой человек, решивший перевоспитать проститутку, не студент, а состоявшийся адвокат. Режиссер фильма – Светлана Ильинская. В картине также сыграли Евгений Евстигнеев, Ирина Цывина, Валентина Талызина.

Телесериал «Куприн»

Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.

Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.

Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу. «Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало. Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».

Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности. Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства. Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.

Идейно-художественное своеобразие повести А.Н. Куприна «Яма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть идейно-художественное своеобразие повести.

Содержание работы

Глава 1. Тема «порочной любви» в мировой классической литературе….4

Глава 2. Идейно-художественное своеобразие

2.2. Сюжетно-композиционные особенности……………………………..11

2.4. Тематика и проблематика……………………………………………. 20

2.5. Художетвенные особенности………………………………………….23

Содержимое работы – 1 файл

Курсач Яма.doc

В сущности, репортер Платонов не является в повести фигурой действующей. Он

Прежде всего комментатор картин, раскрывающихся перед читателем уже в начале «Ямы» писатель вкладывает в уста Платонова тираду, которая определяет тональность повести. «. Материал здесь,— говорит Платонов о публичных домах,— действительно огромный, прямо подавляющий, страшный. И страшны вовсе не громкие фразы о торговле женским мясом, о белых рабынях, о проституции, как о разъедающей язве больших городов, и так далее и так далее. старая, всем надоевшая шарманка! Нет, ужасны будничные, привычные мелочи, эти деловые, дневные, коммерческие расчеты, эта тысячелетняя наука любовного обхождения, этот прозаический обиход, устоявшийся веками. В этих незаметных пустяках совершенно растворяются такие чувства, как обида, унижение, стыд. Остается сухая профессия, контракт, договор, почти что честная торговлишка, ни хуже, ни лучше какой-нибудь бакалейной торговли. Понимаете ли, господа, в этом-то весь и ужас, что нет никакого ужаса! Мещанские будни — итолько». Платонов неоднократно и в разных вариациях повторяет эту мысль. Он говорит, что любой «штришок» этого будничного существования во сто крат страшнее всего, что пишут и говорят о публичных домах разные «суетливые души» с их воплями: «Ах, регламентация! Ах, аболиционизм! Ах, живойтовар!» В речах Платонова вырисовывается позиция писателя. Выступления репортера Платонова, устами которого философствует и комментирует автор, калейдоскопичны и довольно сумбурны. Чувствительный и умный человек, Платонов представляет собой разновидность излюбленного героя писателя — рефлектирующего интеллигента. Куприн хотел бы внушить читателям симпатию к Платонову, но этот резонерствующий и, в сущности, пассивно-эгоистический человек не воспринимается как положительный герой. Если Платонов разоблачается вопреки намерению Куприна, то сущность другого героя повести – студента Лихонина, раскрыта писателем сознательно. Под влиянием беседы с Платоновым Лихонин решает спасти «падшую» женщину и, выбрав для этой цели одну из обитательниц публичного дома Анны Марковны. Любку, увозит ее к себе. Совершив этот «гуманный» поступок, Лихонин, однако, с самого начала тяготится взятым на себя обязательством.Студент трусливо предает «спасенную» им Любку. Еще хуже Лихонина его приятель Симановский – пошляк, маскирующий свою подлинную сущность рассуждениями на политические темы. Лишь два других студента, волжанин Соловьев и грузин Нижерадзе, изображены Куприным с симпатией: оба они не задаются никакими «вопросами» и живут веселой и безалаберной жизнью. Такие люди милее писателю, чем «политик» Симановский или фальшивый гуманист Лихонин.

Явно идеализируются эпизодические фигуры повести, представители «высшего света». «Известная всей России» певица Ровинская и «знаменитый адвокат» Рязанов. Уже в их внешнем облике много от тех неотразимых красавиц и Красавцев. Ровинская – «большая красивая женщина с длинными зелеными, египетскими глазами и длинным, красным чувственным ртом, на котором углы губ хищно опускались книзу». Рязанов – «с широким, как у Бетховена, лбом, опутанным небрежно-художественными, с проседью волосами, с большим мясистым ртом страстного оратора, с ясными, выразительными, умными, насмешливыми глазами».

Как же характеризуются в произведении сами жертвы узаконенного легализированного разврата? Отмечая в каждой из них нечто индивидуальное, писатель, однако, почти во всех без исключения обитательницах публичного дома

подчеркивает одну и ту же черту: детскую беспомощность, инфантильность. «Судьба толкнула их, – говорит Платонов, – на проституцию, и с тех пор они живут в какой-то странной, феерической, игрушечной жизни, не развиваясь, не обогащаясь опытом, наивные, доверчивые, капризные, не знающие, что скажут и что сделают через полчаса,. совсем как дети. Эту светлую и смешную детскость я видел у самых опустившихся, самых старых девок, заезженных и искалеченных, как извозчичьи клячи».

Приписывая всем без исключения проституткам «светлую и смешную детскость», Куприн исходит из самых лучших и гуманных побуждений, но невольно, сам, может быть, того не сознавая, смягчает ту картину глубокого морального падения человека, которую стремился нарисовать. Как ни наивны и ни добры от природы Манька и Любка, страшная жизнь накладывает и на них свой отпечаток, и жертвы с течением времени сами становятся злодеями. Да и Куприн, как бы противореча самому себе, показывает, что именно из их массы выходят такие бессовестные, бесчеловечные эксплуататоры, как содержательница публичного дома Анна Марковна или «экономка» Эмма Эдуардовна.

Образы большинства обитательниц публичного дома даны Куприным статично, без какого бы то ни было развития, что в значительной мере определяется самим материалом, изображающим жизнь, подобную гнилому, неподвижному болоту. Едва ли не единственным исключением в этом смысле является образ «спасаемой» Лихониным Любки. Показывая, как в наивной, недалекой женщине за кратковременную жизнь «на воле» пробуждаются простые, естественные чувства, задавленные и извращенные жизнью в публичном доме, Куприн раскрывает и разлагающее влияние «узаконенной», регламентированной проституции, и силу внутреннего сопротивления пороку, заложенную в простом человеке из народа. «Случайная, короткая искренняя любовь дала ей силу, которой она сама от себя не ожидала». Есть элементы жизненной правды и в образе ожесточенной, озлобленной Женьки, которой Куприн уделяет наибольшее внимание. Однако чем дальше развертывается повествование, тем противоречивее становится этот образ. Полуграмотная (это видно хотя бы из ее записки к Платонову), зачитывающаяся пошлыми бульварными романами, Женька в конце повести в беседах с тем же Платоновым изъясняется безупречным литературным языком, напоминающим язык самого автора. Возможно, Куприн хотел показать духовный рост проститутки, но, к сожалению, на закате своей короткой жизни. В третьей части героиня больше молчалива, она молча мстит своим обидчикам и случайным посетителям, любителям продажной ласки. Она решается на страшную миссию – миссию судьи, карателя. Осознавая губительность своего плана, она кончает жизнь самоубийством.

2.4. Тематика и проблематика повести «Яма»

Первым среди русских писателей Куприн раскрывает в повести «Яма» тему проституции, тему продажной любви. Эта тема ещё недостаточно исследована, так как и при жизни автора ,и при советской власти это произведение считалось аморальным, непристойным. Но к этой теме Куприн подошел как художник-гуманист, глубоко сочувствующий «униженным и оскорбленным», стремившийся в ожесточенной душе найти светлое, человеческое начало. В повести слышны отзвуки размышлений Куприна о заблудившемся человечестве, о нищенстве людских помыслов, поступков и идеалов. “Да, вот оно, настоящее слово: человеческое нищенство!” – восклицает Платонов, иронизируя над громкими и пышными словами, которыми люди прикрывают свое убожество: “Алтарь отечества, христианское сострадание к ближнему, прогресс, священный долг, священная собственность, святая любовь”.

Книга насыщена сложными социально-философскими проблемами века. Куприн говорит и о социальном неравенстве, и о невежестве, и о повсеместной испорченности, о порочности нравов самых разных слоев населения. Посетителями домов терпимости оказываются все: от столпов общества до солдат, парикмахеров и студентов. Куприн пишет о запутанности человеческих отношений, а главное – о сложности человеческой натуры, человеческих характеров, человеческих инстинктов. Он затрагивает вопрос о взаимоотношениях интеллигенции и народа, развенчивает облегченные, то либерально-филантропические, то наивно-книжные представления о жизни. В книге идет речь об анархизме и социализме, о революции и погромах, о русском характере, об искусстве и его влиянии на людей, о системе образования и воспитания. Трудные вопросы пульсируют в повести не сами по себе. Все они так или иначе связаны с основной темой книги. Вопрос о проституции писатель не отделяет от многих других – труднейших и нелегко разрешимых. Не случайно исчезновение проституции Куприн связывает с полным освобождением человечества от рабства, деспотизма и невежества.

Повесть о домах терпимости выросла в жгучую книгу о социальных, моральных и психологических тупиках современности. Именно так воспринял и высоко оценил

Читайте также:  Образ и характеристика доктора Борменталь в рассказе Собачье сердце Булгакова сочинение

книгу Ромен Роллан, почувствовавший в ее лучших страницах то, что было свойственно всей Европе –этой громадной яме “накануне катастрофы”. Куприн нашел в “Яме” верный тон и свой угол зрения, позволивший писателю в будничных нравах, поступках и бытовых, казалось бы, драмах проституток увидеть отражение запутанных противоречий буржуазного общества в целом. Спокойно, без надрыва и “громких слов”, без воплей “суетливых душ” повествует он о повседневной, привычной атмосфере ночных заведений.

В широком смысле автор показывает не только дом Анны Марковны, но и другие: « Самое шикарное заведение – Треппеля, при въезде на Большую Ямскую, первый дом налево. Это старая фирма обитательницы одеты в открытые бальные платья, опушенные мехом, или в дорогие маскарадные костюмы гусаров, пажей, рыбачек, гимназисток, и большинство из них – остзейские немки, – крупные, белотелые, грудастые красивые женщины. У Треппеля берут за визит три рубля, а за всю ночь – десять. Три двухрублевых заведения – Софьи Васильевны, “Старо-Киевский” и Анны Марковны – несколько поплоше, победнее. Остальные дома по Большой Ямской – рублевые; они еще хуже обставлены. А на Малой Ямской, которую посещают солдаты, мелкие воришки, ремесленники и вообще народ серый и где берут за время пятьдесят копеек и меньше, совсем уж грязно и скудно”.

Куприн показал в повести «Яма» не мучительный процесс уродования человеческой личности под тяжелым прессом буржуазных отношений, а уже изуродованного этим обществом человека, скатившегося на самое дно буржуазного общества. Автор правдиво изобразил «мещанские будни» социального дна, он создал страшную обличительную картину.

На фоне проблемы проституции вырастает важный социальный вопрос о жизни русской интеллигенции , а точнее ее связи с народом. Этот вопрос поставлен во второй части. Писатель остро переживал оторванность интеллигенции от народа. Однако он лишь констатирует беду, не имея возможности сблизить их (Лихонин и Любка). Противопоставляя интеллигентов женщинам из публичного дома, Куприн

ищет наибольшего контраста, чтобы выявить правду страдающего народа и неправду «разочарованной» и скучающей верхушки интеллигенции. Знаменитая актриса Ровинская, пресыщенная преклонением зрителей, столь же знаменитый адвокат Рязанов, богатый композитор-дилетант Чаплинский и некая баронесса Тефтинг — вот небольшая компания, решающая окунуться в жизнь «Ямы». Все они далеко не худшие представители своей среды, образованные, талантливые, тонкие люди. Но жизнь кажется этим баловням судьбы скучной. Они ищут «на дне» каких-то новых ощущений. При этом «падшие» женщины выглядят куда более достойными, чем «снизошедшие» к ним представители аристократии. В обитательницах «дома» просыпается чувство собственного достоинства, они бросают в лицо скучающим интеллигентам обвинения, которые невозможно опровергнуть. Куприн сумел правдиво и едко обрисовать псевдореволюционную интеллигенцию, пытавшуюся рядиться в тогу борцов, а на деле изменившую идеям революции (Симановский).

«Яма» обличает язву проституции, которую Куприн считал “еще более страшным явлением, чем война, мор …”.

2.5. Художественные особенности повести

Куприн рассказывает о том, что увидел, что творилось в России, рассказывает мягко, задушевно, спокойно. Все его эмоции на стороне несчастных женщин, они вызывают в нем сожаление, иногда глубокое сострадание. Повествование разворачивается медленно, детально, картины «дна» жизни следуют одна за другой длинной вереницей, с удивительной точностью и правдивостью передавая томительно-бедное, нищее духом существование, взрываемое подчас пьяным безумием, кровавыми драками, самоубийствами и убийствами. Но и тогда тон рассказа продолжает оставаться спокойным, и даже в отступлениях от автора не слышится резкого голоса осуждения, гнева. Именно этот спокойно-объективный тон повествования то ли врача-аналитика, то ли ученого-исследователя, одинаково внимательного к разного рода фактам – как необычным, так и заурядным, позволил Куприну “правильно осветить жизнь проституток”- “без предубеждения, без громких фраз, без овечьей жалости”.

Следует отметить, что во второй и в третьей частях повести обесцвечивается в значительной мере язык персонажей. Именно это обстоятельство дало основание Маяковскому, который познакомился с Куприным в период его работы над окончанием «Ямы», сказать автору, что он «пишет, как присяжный поверенный». Вообще в художественном отношении начало повести сильнее ее продолжения. В первой части «Ямы» Куприн хотя и прибегает к публицистическим элементам, но в основном стремится воздействовать на читателя логикой художественных образов. Не впадая в мелочные подробности, умело и точно отбирая детали, Куприн рисует правдивую картину страшного в своей обыденности «быта» публичного дома. Такова, в частности, открывающая повесть сценка троицына дня в «заведении» Анны Марковны, такова сцена беседы за чашкой кофе хозяйки и ее благообразного супруга с не менее благообразным представителем власти околоточным надзирателем Кербешем, на совести которого немало уголовных преступлений.

Во второй и третьей частях повести значительно усиливаются элементы натурализма, сказавшиеся прежде всего в чрезмерном подчеркивании тех сторон жизни публичного дома, которые сообщают повествованию излишнюю грубость и физиологичность.

А. И. КУПРИН

Публикуется по книге: В. Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк –
М.: Художественная литература, 1960.

VII
“ЯМА”

Повесть “Яма” писалась Куприным в течение шести лет (1908-1914).

Замысел этого произведения начал складываться у Куприна давно, но вплотную к работе он приступил лишь в конце 1908 года, и это нельзя признать случайным. Больной для царской России вопрос о проституции, поднятый писателем, приобрел особую остроту как раз на рубеже 900-910-х годов. Бурное развитие капитализма, массовое обнищание деревни, а также моральное разложение верхов буржуазного общества, напуганных революцией и ищущих забвения в “острых ощущениях”, привело к значительному росту проституции, особенно в больших городах России. Все это побудило Куприна именно теперь обратиться к реализации своего давнего замысла.

К этой теме Куприн подошел как художник-гуманист, глубоко сочувствующий “униженным и оскорбленным”, стремившийся в ожесточенной душе найти светлое, человеческое начало. Мы уже упоминали о том, что еще в 90-е годы в рассказе “Наташка” (впоследствии переработанном и получившем новое название – “По-семейному”) писатель дал образ публичной женщины, всеми отвергнутой и презираемой, но сохранившей душевную чуткость и проявляющей теплую заботу о таких же, как она, обездоленных людях.

В своем новом произведении Куприн стремился привлечь внимание к сотням и тысячам таких “Наташек”, показать бесчеловечие и жестокость общественного уклада, обрекающего их на гибель. Эпиграф, который предпослал своей книге писатель: “Знаю, что многие найдут (*109) эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству” свидетельствовал о его стремлении адресоваться к самым чутким и отзывчивым читателям.

Повесть, первая часть которой появилась весной 1909 года в третьей книге альманаха “Земля”, привлекла к себе внимание критики, сделалась предметом широкого обсуждения в газетах и журналах того времени. О “Яме” не писал буквально только ленивый”,- отмечал А. Измайлов.

Особенности сюжетного построения “Ямы” наглядно раскрываются при сопоставлении этой повести с другим произведением Куприна – “Поединком”. Как и в “Поединке”, действие “Ямы”, охватывает небольшой промежуток времени, всего три месяца, но если основу “Поединка” составляют события, непосредственно связанные с центральным героем повести – подпоручиком Ромашовым, и если с его смертью кончается произведение, то в “Яме” повествование не связано с судьбой одного героя. Главную сюжетную основу повести составляют прежде всего картины жизни определенной группы людей – в данном случае обитательниц публичных домов.

А между тем в “Яме” есть персонажи, которые, казалось бы, могли стать центральными, выражающими идею произведения. Это студент Лихонин и репортер Платонов. Подобно тому как Бобров и Гольдберг в “Молохе”, а Ромашов и Назанский в “Поединке” ведут взволнованные беседы о чудовищной жестокости окружающего их мира (угнетение рабочих, издевательство над солдатами), Лихонин и Платонов обсуждают причины такого страшного социального зла, как проституция.

Однако если в первых двух повестях все основные события даны через восприятие центральных героев – Боброва и Ромашова, если без них вообще немыслимы оба произведения, то в “Яме” ни Лихонин, ни тем более Платонов не только не являются главными героями, но и вообще, строго говоря, повесть может существовать и без них.

Случайны ли такие особенности в построении повести, случайно ли “умаление” сюжетной функции тех персонажей, ее, которые имели все основания стать центральными героями? Конечно, нет. То общее снижение жизненной активности “маленького человека”, которое характерно для позднего творчества Куприна, своеобразно сказалось и в “Яме” – в том, что этот человек бес-(*110)силен бороться с социальным злом, отступил на второй план, стал, по существу, одной из эпизодических фигур в той картине жизни, которую рисует писатель.

Итак, вместо центральных героев – среда обитательниц публичного дома. Отсюда значительный элемент чисто очерковой описательности, отсюда обилие самых различных эпизодов, мало, по существу, связанных между собой. Повесть легко распадается на отдельные новеллы (особенно во второй и третьей частях, появившихся лишь через шесть лет после первой, в 1915 году), единый сюжетный стержень, характерный для “Молоха” и “Поединка”, в ней отсутствует, а это, в свою очередь, отражало тот факт, что у автора не было четкой идейной концепции, не было ответа на поставленные им же самим вопросы. О своем неумении ясно ответить на них Куприн откровенно признался в письме к читателю П.И. Иванову: “В учители жизни я не гожусь: сам всю свою жизнь исковеркал как мог” 1 .

Композиция произведения

Первым среди русских писателей Куприн раскрывает в повести «Яма» тему проституции, тему продажной любви. Эта тема ещё недостаточно исследована, так как и при жизни автора и при советской власти это произведение считалось аморальным, непристойным. Хотя для царской России, да и для нашего времени эта проблема стояла и стоит довольно остро. Бурное развитие капитализма, массовое обнищание деревни, а также моральное разложение верхов буржуазного общества, напуганных революцией и ищущих забвения в «острых ощущениях», привело к значительному росту проституции, особенно в больших городах России. Но к этой теме Куприн подошел как художник-гуманист, глубоко сочувствующий «униженным и оскорбленным», стремившийся в ожесточенной душе найти светлое, человеческое начало…

С целью более широкой типизации автор не уточнял место действия. Он заявил в газетном интервью: «Я избегаю портретности. «Яма» — это и Одесса, и Петербург, и Киев». Местом действия является окраина «большого южного города». Хотя писатель действительно избегает «портретности», но колорит южного города передается им во многих деталях произведения. Действие повести охватывает небольшой промежуток времени, всего три месяца.

В повести, особенно в первой части, нет сюжетного стержня, который связывал бы воедино сцены из жизни проституток и их «клиентов». Композиция основана здесь на описании жизни «Ямы» с утра до вечера и изо дня в день. Отсюда значительный элемент чисто очерковой описательности, отсюда обилие самых различных эпизодов, мало, по существу, связанных между собой. Повесть легко распадается на отдельные новеллы, единый сюжетный стержень в ней отсутствует, а это, в свою очередь, отражало тот факт, что у автора не было четкой идейной концепции, не было ответа на поставленные им же самим вопросы. Единственным стержнем, объединяющим эту своеобразную хронику, является «комментарий» Платонова и Лихонина.

Первая часть «Ямы» заканчивается своего рода сюжетным «мостиком», который писатель перебрасывает ко второй части. Студент Лихонин, чей образ выдвигается во второй части на передний план, заявляет о своем желании произвести социальный эксперимент, спасти одну из девушек, живущих в «Яме». При этом писатель сразу же создает впечатление, что такого рода попытка должна кончиться неудачей. «Ведь ты и на себя взвалишь непосильный груз. Я знавал идеалистов-народников, которые принципиально женились на простых крестьянских девках. Так они и думали: натура, чернозем, непочатые силы. А этот чернозем через год обращался в толстенную бабищу, которая целый день лежит на постели и жует пряники или унижет свои пальцы копеечными кольцами, растопырит их и любуется. А то сидит на кухне, пьет с кучером сладкую наливку и разводит с ним натуральный роман. Смотрите, здесь хуже будет!»

Читайте также:  Смысл произведения Тургенева Отцы и дети

Эксперимент Лихонина является сюжетной основой второй части «Ямы», законченное через несколько лет после первой. Во второй части преобладающее место занимает история отношений Лихонина и взятой им из дома терпимости проститутки Любы. Наряду с этой историей продолжается рассказ о жизни женщин в «заведении» Анны Марковны, и дается своего рода вставная новелла о похождениях торговца «живым товаром» Горизонта.

Композиция повести рыхлая, как отмечают многие советские исследователи, особенно во второй части. Это происходит из-за отсутствия у писателя целостной идейно-художественной концепции; он немотивированно переходит от одной темы к другой, о многом говорит мельком, иногда сбиваясь на фельетонную бойкость.

Третья часть повести – подведение итогов каждой проститутки. Любка вновь оказывается в публичном доме, Женька, ставшая особо нервной и истеричной, больна сифилизом, Тамара оказывается на должности новой экономки, Пашка окончально сходит с ума. Одной из центральных фигур заключительной части наряду с Женькой, становится кадет Коля Гладышев. «Он вырос, стал стройнее и ловче; лагерная жизнь пошла ему в пользу. Говорил он басом, и в эти месяцы к его величайшей гордости нагрубли у него соски грудей, самый главный – он уже знал об этом – и безусловный признак мужской зрелости». Больная Женька, мстившая всем клиентам, признается только ему о своей страшной болезни и не заражает молодого парня.

Эпиграфом к повести являются слова самого А.Н. Куприна «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству», в которых отражена суть авторского взгляда на проблему проституции в целом. Среди “горьких сестер” писатель выделяет немало лиц, мучительно, болезненно воспринимающих проклятье своего положения: одни – стихийно, бессознательно (Манька Беленькая, Любка), другие – с острым мстительным чувством (Женя) или расчетливым желанием освободиться из неволи (Тамара). Не умерла душа в этих женщинах, пало лишь тело. Трагический исход надежд и планов этих женщин – открытое, гневное обличение преступного мироустройства, от которого и предостерегал Куприн матерей и юношество в своем посвящении. Он пытался воздействовать на незамутненное сознание и нравственность молодежи, беспощадно поведав о том, какие низости творятся тайно и негласно. Заканчивается повесть авторским выводом: «И все эти Генриетты Лошади, Катьки Толстые, Лельки Хорьки и другие женщины, всегда наивные и глупые, часто трогательные и забавные, в большинстве случаев обманутые и исковерканные дети, разошлись в большом городе, рассосались в нем. Из них народился новый слой общества слой гулящих уличных проституток-одиночек. И об их жизни, такой же жалкой и нелепой, но окрашенной другими интересами и обычаями, расскажет когда-нибудь автор этой повести, которую он все-таки посвящает юношеству и матерям».

“Яма”, анализ повести Куприна

А. Куприн работал над повестью “Яма” на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин “во всей ее чудовищной простоте”.

Своеобразие сюжетной композиции повести

Повествование в “Яме” не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень. Сюжетную основу “Ямы” составляют картины жизни определенной социальной среды – обитательниц

Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов. В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно.

Автор стремится показать, что “маленький человек” бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая

Композиционно повесть состоит из трех частей. Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток.

Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток. История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей “Ямы”. В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки.

Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей. Для повести характерны новеллизм , внесюжетные вставные эпизоды . “Яма” – яркий пример натуралистической прозы.

Тематика и проблематика повести

Куприн подходит к главной теме произведения – проституции – с честной, неравнодушной и человечной позицией художника-гуманиста, глубоко сочувствуя женщинам, оказавшимся на “дне” жизни.

В повести поднимается также целый ряд сложных социально-философских проблем, так или иначе связанных с главной темой произведения. В книге идет речь о силе искусства, о системе воспитания и образования, о порочности нравов в обществе, о невежестве. В уста героев Куприн вкладывает рассуждения о революции, о русском характере.

Во второй части повести через сюжетную линию отношений Лихонина и Любки Куприн поднимает важную тему оторванности интеллигенции от народа.

Повесть о домах терпимости смело можно назвать произведением о социальных и моральных тупиках современности.

Система образов повести

Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька. Девушки, живущие в “заведении” Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне. Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов.

За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту.

Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны.

Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора.

Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.

МАН-овцы вновь собрались вместе Несомненно, каждый ребенок талантлив по-своему. Кто-то пишет прекрасные стихи, кто-то рисует или хорошо поет. А одаренные исследовательскими способностями в химико-биологическом направлении ребята собрались на станции юных натуралистов поделиться результатами своей.

“Шинель”, анализ повести Николая Васильевича Гоголя Николай Васильевич Гоголь, оставивший мистический след в русской литературе, для многих писателей XIX века стал родоначальником Критического реализма. Не случайно стала крылатой фраза Федора Михайловича Достоевского в интервью с французским.

Генрих Теодор Белль Генрих Белль вошел в немецкую литературу в конце 1940-х годов в числе писателей, которые представляли “поколение вернувшихся” с полей сражений Второй мировой войны. Генрих Белль не принимал идеологию национал-социализма. Еще.

Иван Сергеевич Шмелев. Рождество. Краткое изложение текста Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймешь чего – подскажет сердце. Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь.

Активизация творческой деятельности учащихся на уроках физики Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Вопрос 1. Как вы думаете, часто ли в природе встречается дигибридное скрещивание? Если экспериментатор выбирает для последующего анализа две пары признаков и скрещивает между собой организмы, четко различающиеся по этим.

Помогите найти шаблоны лингвистического сочинения для гиа 9 класса Шаблоны для С2.1 1. Зачем нужны запятые? Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены.

Учимся быть читателями О выразительности чтения Выразительное чтение – это особый вид речи. Художественный текст, произносимый вслух в присутствии других людей, предназначается для слушающих, для того, чтобы вызвать у них определенные мысли и.

ЧОМУ КИТАЙЦІВ ТАК БАГАТО? Може, тому, що в Піднебесній панує культ дітей, дитинства і дитячого здоров’я Краще раз побачити, ніж сто разів почути. Заяложений постулат – але ж у точку! Тому ми й шукаємо.

Сочинение Содержание романа Замятина “Мы” Ночь. Зеленое, оранжевое, синее; красный королевский инструмент; желтое, как апельсин, платье. Потом – медный Будда; вдруг поднял медные веки – и полился сок: из Будды. И из желтого платья –.

Поради виховання важких підлітків Як упоратись з підлітком? Що ж трапилось з цією милою маленькою дитиною, яка була в нас кілька років тому? Підлітки можуть бути дуже складними, і це не має дивувати вас.

План – конспект урока по ОБЖ в 10 классе “Итоговое занятие по огневой и физической подготовке” Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа город Урюпинск “Анализ урока ОБЖ с точки зрения интегративного подхода” Работу выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ Голованов Алексей Александрович 1 раздел.

Породи собак Алано – хорошо известная историкам легендарная порода легких молоссов, которую испанцы считают своей. Изображения алано мы находим у Гойи, а рассказы о нем – в охотничьей литературе, начиная с 1350.

Театрализованная викторина по математике для учащихся 7 класса Внеклассное мероприятие по математике, 7 класс. СценарийТеатрализованная викторина “Как Иванушка-дурачок на Василисе Премудрой женился” 7 класс Цели : – создание ситуации, способствующей повышению мотивации к обучению математике; – развитие творческих.

“История государства Российского…” А. К. Толстого Алексея Константиновича Толстого школьные программы не очень жалуют. “Колокольчики мои…” в начальной школе да, может быть, “Средь шумного бала…” классе в девятом. А заслуживает он большего. Он был прекрасным лириком.

Інструкція ” Правила поведінки під час зимових канікул” Інструкція № ________________. Правила поведінки під час зимових канікул 1. Дотримуйся правил ПДР 2. Дотримуйся правил пожежної безпеки та поводження з електроприладами . 3. Дотримуйся правила поведінки в громадських місцях.

Анализ стихов В. В. Маяковского Описание событий в романах и других произведениях выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной среды, Маяковский верил.

Конспект урока русского языка для 6 класса на тему “Волшебница – Зима” Конспект урока русского языка для 6 класса на тему “Волшебница – Зима” Предмет : Русский язык Класс: 6 Задача занятия : развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности.

Художественное своеобразие пейзажа прозы А. П. Чехова В пейзажных зарисовках Чехов также широко использует детали. В этом отношении показательно его скрыто ироническое отношение к роману, который сочиняет Вера Иосифовна в “Ионыче”. В нем были, например, такие строки.

История развития зоологии Вопрос 1. Как приобретало человечество зоологические знания? Можно выделить два основных этапа развития зоологических знаний – донаучный и научный. К донаучному этапу относится период накопления знаний о животных , которые.

Сейчас вы читаете: “Яма”, анализ повести Куприна

Ссылка на основную публикацию