Характеристика и образ Профессора Преображенского в повести Булгакова Собачье сердце сочинение

Образ профессора Преображенского пример по повести Собачье сердце (Булгаков Михайл)

На это указывает фамилия главного героя, профессора Преображенского. Для Булгакова операция Преображенского, социальная революция, “вся эта социальная кутерьма” – вещи одного порядка, они похожи в своём стремлении искусственно, на основе теории усовершенствовать человеческое общество и природу.

Автор использует приём “остранения”. когда основные события показаны через необычный “странный” взгляд. Это позволяет читателю взглянуть на Россию того времени глазами собаки. Она не принимает революцию, не выступает против неё, пёс может лишь отметить реальные изменения окружающей его действительности, это будто взгляд со стороны, отмечающий все детали.

Удивительно, но произведение, написанное в 1925 году опубликовали лишь после смерти писателя в 1987 году в журнале «Знамя».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В центре внимания Булгакова лежит проблема отношений между новой большевистской властью и старой интеллигенцией, драма пса Шарика и драма человека – профессора Преображенского.

Прототипом Филиппа Филипповича был родной дядя писателя, известный в то время в Москве врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский.

Итак, для того, чтобы поближе познакомиться с профессором Преображенским, я выделила следующие основные способы создания образа данного реалистического персонажа:

* мировоззрение, принципы профессора.

* положение Филиппа Филипповича в обществе, род деятельности

* отношение к новой власти, революции

1). Имя Филипп Филиппович, подчеркивающее идею преемственности, перенятия обычаев предков, старых устоев, будто намеренно противопоставляется имени Полиграф Полиграфович, которое было выбрано наиглупейшим образом: с помощью календаря, и является олицетворением новых порядков. Фамилия “Преображенский” может быть связана с религиозным праздником “преображение” и как-бы намекает на желание героя внешне “преображать”.

Интересно то, как называет Преображенского Шарик, будучи собакой, способной на благодарность: “Божество, седой волшебник, Мой властитель” Пёс относится к нему с невероятным почтением, уважением и благодарностью:

“Я знаю, кто это. Он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки”

Впервые мы встречаем профессора Преображенского, когда он спасает Шарика от смерти, давая ему кусок краковской колбасы. Собака, пытаясь выжить, отдаёт свою любовь и преданность «умственного труда господину».

2). Портрет Филиппа Филипповича динамичен, он показан глазами разных персонажей.

3). Произведение представляет нам 2 типа поведения человека, главными выразителями которых являются Швондер и профессор Преображенский.

Революционеры-романтики, изначально предложившие романтическую идею равенства всех людей, “сотворившие” революцию со временем ушли “на задний план”, предоставляя возможность таким, как Швондер и Шариков, использовать революцию ради собственного обогащения, искажая её неправильным пониманием столь великих идей.

“Все должно идти своим чередом, каждый должен заниматься своим делом. ” – такова точка зрения пр. Преображенского. “Разруха не в клозетах, а в головах” – говорит профессор. Современны замечания о том, что разруха – в головах; что лишь когда каждый займётся своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать, тогда «разруха исчезнет сама собой».

Для того, чтобы обеспечить себя, Филипп Филиппович, учёный с мировым именем, вынужден заниматься практикой, хотя и говорит доктору Борменталю, что делает это не ради денег, а из научных интересов.

В доме на Причистенке у профессора Преображенского сохраняются культурные традиции, порядки.

5). Преображенский принимает революцию, он не принимает отсутствие порядка в новом обществе, не принимает путей формирования этого самого “нового общества”: ” Так я говорю, никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них лишь здравый смысл и жизненная опытность.”

” Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый!”

Булгаков на протяжении произведения никогда не был полностью согласен с Преображенским: он то посмеивался над героем и его высказываниями, то показывал его страшным, то выявлял его человеческие слабости. Несмотря на то, что профессор понимал опасность нарушения законов природы, но от опытов над человеческим мозгом не отказался. Просчёт, который не учёл профессор во время операции, привёл к негативным последствиям («Перемена гипофиза дала не омоложение, а полное очеловечивание»).

Таким образом, мы можем сказать, что Преображенский, отрицающий революционные преобразования в социальной жизни, сам того не замечая, проводит революционный эксперимент. Он, пытаясь вернуть молодость, нарушает законы природы; по сути, берёт на себя миссию Бога, искусственно сотворив “нового человека”. Однако профессор вовремя осознаёт бесполезность своего эксперимента и возвращает все “на круги своя”. У него есть своя позиция, он весьма категоричен, но видит свои ошибки и умеет их исправить:

“Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе.”

Нарушение законов – как природных, так и нравственных может привести к катастрофе. Но, в отличие от литературного произведения, в реальной жизни проделать “обратный путь” окажется невозможным.

Как писал Сахаров Всеволод Иванович, российский литературовед, литературный критик, член союза писателей СССР, “Собачье сердце” – шедевр булгаковской сатиры”.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51294

Образ профессора Преображенского в повести Булгакова “Собачье сердце”

Одним из центральных персонажей повести “Собачье сердце” Михаила Афанасьевича Булгакова является профессор медицинских наук Филипп Филиппович Преображенский. Светило медицины мирового масштаба, гениальный ученый и уважаемый человек, доктор, который лечит “сильных мира сего” в постреволюционной России – все эти определения относятся к одному и тому же человеку – Филиппу Филипповичу Преображенскому. Советская власть делает Преображенскому некие поблажки, учитывая его мировую известность и ученые изыскания, несмотря на то, что профессор недолюбливает большевиков и позволяет себе вольности в высказываниях по поводу властей и настоящего политического режима. Гениальный доктор делает уникальные операции по омоложению, которые еще никто и никогда не делал в мировой практике, пишет научные труды на эту и другие темы, чем заслужил уважение не только заграничных коллег, но и признания своих высоких заслуг в области медицины даже при советской власти.

В быту Филипп Филиппович – человек незлобливый и интеллигентный, не приемлет насилия над живыми существами ни словом, ни делом. Поскольку он на особом счету у “сильных мира” сего, то даже в послереволюционной России при “власти Советов” он может позволить себе вести удобный для себя образ жизни, иметь прислугу и проживать в шикарной квартире. Профессор ведет достойный образ жизни, удобство и комфорт в быту ему обеспечивают домработница Дарья и горничная Зина. Филипп Филиппович не особо задумывается о материальной стороне жизни, далек от бюрократии и чинопоклонничества.

Профессор спокойно себе живет и работает, пока на его пути не встречается обыкновенная дворняга, благодаря которой резко меняется вся его жизнь и все вокруг встает “с ног на голову”. Случайная встреча с бродячей собакой, которую профессор для себя определяет как подходящий биологический материал для одного из своих грандиозных опытов, становится фатальной и неожиданно изменяет жизнь и быт профессора в худшую сторону. Приведенный в дом бродячий пес мил и ласков, слегка шкодлив, донельзя упрям и хитер, однако он нравится профессору своим характером. Доктор терпеливо выхаживает беднягу после ожогов, но отнюдь не из-за сострадания к псу – собака ему нужна для задуманного опыта, запланированной операции, которая должна была продвинуть профессора в научной деятельности. Преображенский хотел разгадать зашифрованный природой секрет вечной молодости, но его желанию не суждено было сбыться. Проведенная над псом операция по пересадке гипофиза дала совершенно неожиданные результаты – пес стал постепенно превращаться в человека.

Опыт профессора широко освещен в прессе, небывалые результаты предрекают Преображенскому мировую славу и известность, но это ничто по сравнению с тем, что ждет Филиппа Филипповича в дальнейшем. Фатальной ошибкой профессора был неудачный выбор другого биологического материала, человеческого. К своему несчастью, биологический материал был взят от трупа алкоголика, тунеядца, уголовника и дебошира Клима Чугункина. И в прошлом милый пес после пересадки гипофиза начинает превращаться в асоциальную личность, обладающую всеми чертами и наклонностями покойного Чугункина.

Совершенно неприспособленный к решению бытовых проблем, бюрократической волоките и прочим житейским треволнениям, Филипп Филиппович становится совершенно беспомощным против хамоватого нового жильца, который поселился в его квартире. Пес, который приобрел человеческое обличье, и именуется теперь не Шариком, а Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, третирует всех проживающих под одной крышей с профессором людей, да и к самому Филиппу Филипповичу благодарности не испытывает. Сдерживает бесчинствующего Шарикова лишь помощник и ассистент профессора Преображенского – доктор Борменталь. Его слегка побаивается Шариков, лелея надежду отомстить доктору за свои обиды. Когда чаша терпения профессора, доктора и остальных домочадцев переполняется, Преображенский принимает решение повернуть процесс вспять и снова делает операцию, уже гражданину Шарикову. И гражданин Шариков снова превращается в пса, которого добрый профессор не выгоняет на улицу, а оставляет жить у себя дома, как бы в назидание самому себе о том, что человек бессилен против законов природы.

На примере контраста образов профессора Преображенского и Шарикова Булгаков старается донести до читателя, как слаба либеральная интеллигенция против хамства и наглости полуграмотного пролетариата. Однако умный и интеллигентный человек, подобный профессору Преображенскому, всегда найдет в себе силы, чтобы подобное противостояние закончилось бескровно, и выйдет из этой неравной борьбы победителем, а к побежденному проявит снисходительность и сочувствие.

Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце Булгаков

Действие произведения происходит в 1924 году, в городе Москва. Главный герой повести – светило медицины, 60-летний врач-хирург, профессор с мировым именем Преображенский Филипп Филиппович.

Доктор Преображенский живёт вместе с прислугой в квартире из семи комнат. Филипп Филиппович – практикующий врач. Целый день ведёт приём больных. Вечер он посвящает чтению медицинской литературы. Быт профессора вполне налажен. Он не привык отказывать себе в удобстве и хорошем питании. У доктора, любителя вкусно покушать, на столе всегда разносолы и деликатесы.

Профессор всю свою жизнь посвящает излечению людей. Он много и плодотворно работает. Это позволяет ему вести тот образ жизни, к которому он привык. А привычке жить хорошо он не намерен изменять, невзирая на то, что времена были тяжёлые и голодные.

Параллельно с врачебной практикой Филипп Филиппович занимается и наукой. Его очень привлекает евгеника – наука о долголетии. Опытным путём доктор пытается решить проблемы омоложения организма и сделать открытие в области продления человеческой жизни. Следуя своей цели, Преображенский делает операцию бродячей собаке Шарику. Он пересаживает «пациенту» гипофиз человека. То ли потому, что гипофиз принадлежал никчёмному существу, страдающему алкоголизмом, то ли потому что природа не терпит вмешательств, опыт имел плачевный результат.

Умный, образованный, интеллигентный профессор столкнулся с кучей проблем. Прооперированный им пёс превратился в грубого, невоспитанного человека, страдающего алкоголизмом. Доведённый до отчаяния, Филипп Филиппович вынужден был вместе со своим помощником доктором Борменталем сделать новую операцию. Невыносимый «квартирант» Шариков снова стал собакой Шариком.

Через образы Преображенского, Борменталя, Шарикова, Швондера и «домкома» Булгаков хочет донести до читателя свою точку зрения. Он так же, как и профессор не понимает и не принимает революцию. Не любит пролетариат и не скрывает этого. Ему не понятны и неприятны люди из домкома, действующие по его мнению иррационально.

Разруха по мнению доктора, прежде всего «сидит» в головах тех, кто, пытаясь построить новую жизнь, разрушают всё вокруг. Невозможно создать новое адекватное общество, разрушая культуру и быт. Вместо созидания «шариковы» и «швондеры», ставшие именами нарицательными, кроме разрушений и хаоса ни на что не способны.

Сочинение Характеристика и образ профессора Преображенского

В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.

В центре повести стоит профессор Преображенский, истинный представитель интеллигенции, величина мирового масштаба. Филипп Филиппович живёт в квартире из семи комнат, и ему хотелось бы иметь ещё одну. В этом он прав, он в своей квартире не только живет, но и работает. Это нормальное желание нормального человека, иметь квартиру, удовлетворяющую своим запросам. Преображенский правильно делает, когда выгоняет представителей домкома, желающих отобрать квартиру. Они же даже не могут войти по-человечески, ни разуться, ни поздороваться. Профессор просто поставил их на место.

Доктор занимается врачебной практикой, зарабатывая себе на жизнь, и на содержание квартиры с прислугой. Филипп Филиппович считает, что человек должен нормально жить и питаться, иметь хорошие вещи и возможность культурного развития.

Если он профессор, значит, он получил достойное образование, к тому же он выходец из интеллигентной среды, и у него отличное воспитание. Его мастерство как врача позволяет ему совершать сложнейшие операции. Путём многих проб и опытов, Преображенский приходит к тому, что делает операцию на собаке, вживляя ей человеческий гипофиз. Операция проходит успешно, и собака постепенно превращается в человека. Единственное, чего не предусмотрел доктор, что новый человек, получившийся из собаки, вберет в себя все отрицательные качества донора. Не имея никакого педагогического опыта, профессор понимает, что Шарикова ему не перевоспитать. Доктор идет к обратному, снова делает операцию, возвращая Шарикова к начальному образу. Преображенский прав, что «говорить— это еще не значит стать человеком».

Но профессор очень трудолюбивый человек, он ведет кропотливую работу, экспериментируя и совершенствуясь, а его ум и уверенность вселяют надежду, что он сделает немало открытий в области медицины на благо общества. Трезвый и здравомыслящий человек, Преображенский прежде всего стремится к порядку, не только внешнему, но и порядку в мыслях. Представитель аристократии, доктор воплощает в себе символ русской культуры, над которой нависла угроза уничтожения.

Как обычно, в произведениях Булгакова, реальность сливается с фантастикой.

Вариант 3

Прочитав повесть «Собачье сердце» я решил осветить образ профессора Преображенского, которого автор представляет Московским Виктором Франкенштейном. Замахнувшись на поиск омоложения, а возможно, и вечной жизни профессор сталкивается с некоторыми проблемами.

Филипп Филиппович Преображенский профессор медицинских наук, практикующий хирург и представитель аристократии. Привык жить комфортно и в достатке, в связи с чем постоянно спорит и ругается с представителями домкома. Швондер и компания пытаются отобрать у профессора квартиру, в которой он не только живёт, но и работает. Именно поэтому имея в своей квартире 7 комнат, он хочет ещё одну.

За свои заслуги в медицине имеет некоторые привилегии и неприкосновенность. Он не любит пролетариат и не скрывает этого. Разруха по мнению профессора, прежде всего в головах тех, кто, пытаясь построить новый мир, разрушает старый.

Профессор занимается изучением вопроса возможности омоложения людей. Проводя опыты и изучая научную литературу, пытается понять возможно ли омоложение. Для ответа на этот вопрос приводит домой бродячего пса Шарика. Лечит его, откармливает, а потом проводит операцию по замене собачьего гипофиза на человеческий. В результате операции Шарик очеловечился и стал Шариковым, но достойным человеком стать не смог. Он научился ходить на двух ногах, начал говорить и носить одежду, словом выглядел, как человек. Однако возможность говорить и передвижение на двух ногах не сделало его достойным представителем общества. Ведь без воспитания, манер и желания познавать новое человек становится неполноценным.

Шарик же став человеком начал пить, ругаться и не желал учиться. Профессор столкнувшись с педагогической проблемой и неспособностью к перевоспитанию, решил провести обратную операцию. После неудачной попытки провести омоложение организма профессор понимает, что лучше с природой не спорить. Он признаётся общественности, что его опыты потерпели «фиаско». Таким образом, потеряв часть своей выдающейся репутации, скрывает свое самое великое достижение перед человечеством.

Профессор Преображенский трезвый и здравомыслящий человек. Поэтому стремится к порядку не только в квартире и жизни, но и в душе и мыслях. Филипп Филиппович Преображенский в повести «Собачье сердце» олицетворяет собой всю аристократию, над которой в тот период времени нависла гроза уничтожения.

Сочинение 4

Булгаковская повесть «Собачье сердце» стала последним сатирическим произведением автора. Долгих шестьдесят лет она была под запретом в Советском Союзе. В настоящее время пожалуй не найдется человека, который не прочитал или не видел одноименного фильма режиссера Бортко. Роль профессора Преображенского сыграл талантливейший актер Евгений Евстигнеев.

По жанру — это фантастика, основанная на реальных событиях. Москва двадцатых годов прошлого столетия. Вокруг разруха, голод, грязь. Внешнее и внутренне состояние людей под стать событиям. Новая власть кроме депрессии ничего не может предложить своему народу. И вот параллельно, автор описывает совершенно другую жизнь.

Филипп Филиппович Преображенский — профессор медицины, знаменитый в Европе ученый, интеллигент не первого поколения, человек, привыкший всю жизнь трудиться — это главный герой произведения. Профессор одержим идеей омоложения и достаточно преуспел в этом. Помогает ему талантливый молодой доктор Борменталь.

На протяжении повести Филипп Филиппович преподает уроки нравственности помощнику. Сам профессор не приветствует советский образ жизни и принципиально не интересуется политикой. Он лечит тех, кто стоит у руля, взамен они разрешают ему вести тот образ жизни, к которому он привык. Живет профессор в семикомнатной квартире со всеми удобствами, кушает здоровую, качественную пищу, содержит прислугу и не пропускает ни одной премьеры в театре. Его жизни можно позавидовать, ведь он искренне уверен, что труд и знания делают человека счастливым, несмотря на обстоятельства.

Но по сути профессор еще не до конца понял советскую власть, он не видел, как разрушались семьи, человеческие судьбы. Городовой, по мнению Филиппа Филипповича, мог враз навести порядок, если бы захотел.

Одно событие перевернуло сознание профессора. Подобрав на улице бездомную собаку, профессор решил провести над ней свой опыт по «улучшению человеческой природы». В итоге вместо доброго пса, появилось чудовище с человеческим сердцем Клима Чугункина. В ужасе от собственного эксперимента, Филипп Филиппович ругая себя на чем свет стоит, зарекается от подобной деятельности. Он понимает, что нельзя вмешивать в человеческую природу. Ведь гения «может родить любая баба».

Михаил Булгаков в повести «Собачье сердце» затронул нравственные вопросы, которые всегда вставали перед человеком в любую эпоху. Он писал о прогрессе в эпоху террора и морального падения. Сегодня мы с интересом читаем «Собачье сердце», потому что вопросы, поднятые автором актуальны для современного человека, пытающегося жить в гармонии и счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

Когда приходит зима, природа понимает, что настало время для отдыха: скидывает свою листву и наряжается самым красивым чисто-белым нарядом.

У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том

Сказка «Бременские музыканты» одна из самых музыкальных сказок, мультипликационная версия которой по сей день с любовью и трепетом просматривается зрителями. Именно эта версия больше принесла сказке славу и интерес к рассказу

В основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына

Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти­ка. Писатель показывает гротескный образ современ­ной ему действительности.

«Тему ответственности науки (и шире — теории) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий впе­ред и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен»,— писал литературовед В. Я. Лакшин.

В центре «Собачьего сердца» история преображе­ния бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автор эксперимента — профессор Филипп Филиппович Преображенский.

«Нет, здесь пролетарием не пахнет»,— таково пер­вое впечатление самого Шарика о профессоре. Дейст­вительно, Преображенский — настоящий аристо­крат, сын кафедрального протоирея. Он живое во­площение уходящей русской культуры. Доктор носит черный костюм английского сукна, золотую цепь, шубу из черно-бурой лисицы. Филипп Филиппович имеет прислугу, с которой поддерживает уважитель­ные, добрые отношения. Он уже немолодой человек. Живет в шикарной комфортабельной квартире. Не­смотря на идущий процесс «уплотнения квартир», Филипп Филиппович живет в семи комнатах. Он имеет столовую, хотя таковой нет даже у Айседоры Дункан.

Автор любуется культурой быта героя, о которой многое говорит интерьер комнат. Здесь и зеркало до пола, и оленьи рога, и «опаловый тюльпан с электри­чеством под потолком» и многое другое.

Обед у Преображенского — настоящий ритуал. Его стол богат семгой, маринованными угрями. Автор ри­сует и кусок сыра со слезой, и икру. Богатая посуда: тарелки с райскими птицами, графинчики, рюмки с разноцветными водками — мраморный столик, рез­ного дуба буфет, стол и другое лишь дополняют об­щую картину аристократичности быта Преображен­ского.

Удивительно обаятелен облик профессора. Его речь полна афоризмами. Он умен, довольно выдержан в споре и остер на слова, эрудирован. Филипп Филип­пович хорошо знаком с репертуаром московских теат­ров, постоянно напевает строки из любимой оперы, не прочь культурно провести свой досуг.

Уверенно и смело ведет себя Преображенский в стычках с компанией, возглавляемой Швондером. «Вот это парень,— восторгается им Шарик,— весь в меня».

Преображенский откровенно признается в нелюб­ви к пролетариату. Ему чужды и ненавистны гру­бость, развязность излишняя самоуверенность и на­глость пролетариев. С иронией говорит он о советских газетах, предсказывает наступление скорой хозяйст­венной разрухи, с негодованием замечает об измене­ниях, наступивших после марта 1917 года. В его доме теперь пропадают калоши, некоторые не считают нужным разуться перед мраморной лестницей, убран ковер с парадной лестницы, исчезли цветы с площа­док, электричество гаснет раз в месяц. Прямое назначение пролетариата, по Преображенскому,— не управление страной, а чистка сараев.

Филипп Филиппович — персонаж типичный. Он живет на Пречистенке, где издавна селилась потомст­венная московская интеллигенция. Сам писатель этот московский район прекрасно знал и любил. Здесь он написал и «Собачье сердце». На Пречистенке жили люди, близкие Булгакову по духу, культуре, воспита­нию.

Филипп Филиппович — светило медицины. Он за­нимается редкими и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и кавалеров, не желаю­щих смириться с закономерностями природы. Беспо­щадна авторская ирония и сарказм в отношении па­циентов Преображенского. Одного из них он именует «фруктом». У «фрукта» зеленые волосы, отливающие на затылке в ржавый табачный цвет, младенческий цвет лица при отсутствии морщин, несгибающаяся левая нога и прыгающая правая. У другой пациентки под глазами висят страшные черные мешки, а щеки кукольно-румяного цвета. Ей пятьдесят один год, но она выдает себя за сорокапятилетнюю. Еще один посе­титель профессора имеет отношения с весьма юной особой и очень боится огласки. «Похабная кварти­ра»,— думает Шарик, насмотревшись на деятель­ность Преображенского.

Тем не менее врачи, подобные профессору,— ред­кость. Доктора неимоверно уважает его ассистент Борменталь. «Не имеет равных в Европе. ей-богу!» — с восхищением восклицает он.

Неоднократно Преображенский говорит о недопус­тимости насилия над живым существом. «Можно дей­ствовать только внушением»,— утверждает он, одна­ко задумывает улучшить саму природу, пересадив со­баке часть человеческих органов. Пес был нужен хирургу как материал для опытов по исправлению не­совершенной человеческой природы.

Лишь через некоторое время после проведения опе­рации профессор осознает всю безнравственность на­учного насилия над природой и человеком. «Попробо­вал, да только неудачно»,— печально замечает он о своем эксперименте. В ходе повествования несколько раз меняется портрет профессора. Вначале это сияю­щий благополучием богатый господин, потом сгор­бившийся и как будто поседевший старик и в фина­ле — прежний властный и энергичный Филипп Фи­липпович. Преображенский в итоге делает важный для себя вывод о том, что «в эволюционном порядке» каждый год упорно выделяются «из массы всякой мрази» десятки выдающихся гениев, «украшающих земной шар».

С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Лю­бой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца и не содержать в себе насильственных методов переделки действитель­ности, иначе последствия его могут привести к на­стоящей катастрофе.

Неоднозначно отношение Булгакова к Преображен­скому. Он уважает и любит его как истинного предста­вителя интеллигенции, но осуждает его как автора весьма сомнительного и опасного эксперимента.

Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Повесть «Собачье сердце» воспроизводит революционную действительность 20-х годов 20-го века. Перед читателем встают образы интеллигенции и нарождающегося пролетариата. Также показано общественное положение людей, их жизнь, наполненная гнилой солониной, грязными улицами и вывесками с обещанием светлого будущего. Гнетущее впечатление от происходящего усиливается с помощью ненастной погоды и образа бездомной собаки, которая все понимает и живет почти так же, как и большинство советских людей того времени – в унижении и постоянном поиске еды и тепла.

И вот в этом хаосе и разрухе читателю является профессор Преображенский. «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт», – так оценивает этого героя пес Шарик. Профессор – островок стабильности и благополучия в море советской действительности послевоенных лет. К нему нельзя не испытать симпатии: вот человек, у которого все хорошо. И конечно, квартира: «Я один живу и работаю в семи комнатах… И желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку…» У Преображенского эту квартиру еще только хотят отобрать. И читатель искренне поддерживает профессора в борьбе против домкома. Когда домкомовцы с позором покидают квартиру профессора, «пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз». Такой же «намаз» творят читатели повести.

Однако если попробовать увидеть подноготную этого благополучия, то мы увидим, если можно так выразиться, мало привлекательную картину. Благосостояние Преображенского базируется не на какой-нибудь научной или производительной деятельности. Он не буржуй, которому по наследству досталось богатство рода. Его богатство наживное. Он обслуживает тех самых людей, которые неожиданно пришли к власти и решили, что пришло их время.

Вспомним, что говорит один из пациентов профессора Преображенского: «сколько не накраду – все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». Вот оно, ворованное богатство, и Преображенский об этом знает. Но, несмотря на всю свою нравственность, профессор не выказывает неудовольствия и не пытается вразумить своего пациента. Ведь Преображенскому необходимы деньги, чтобы поддерживать тот образ жизни, к которому он привык (хорошая водка в запотевшем графине, дорогая колбаса, не из Массельпрома, икра, намазанная на хрустящий хлеб).

И вот Преображенский на украденные деньги обеспечивает высоким чиновникам «вечную молодость». И что это, как не паразитирование на воровстве власти? «Похабная квартирка, – думал пес, – но до чего хорошо!»

И вот этот обеспеченный, сытый господин подбирает на улице пса. Вы думаете, из любви к животным? Нет, не обогреть бедное животное захотелось профессору, он выбрал самого жалкого именно потому, чтобы было не жалко… Над собакой совершается чудовищный эксперимент ради евгеники… Ради человечества? Далее следуют три страницы текста с описанием хода операции. Читать это без мурашек по коже невозможно. Но вместо омоложения Преображенский получает народившегося человека. Вот отсюда и говорящая фамилия профессора.

Этот человек оказывается не Спинозой, а Климкой – вором-рецедевистом, чей мозжечок попал собаке. И вот тут у Филиппа Филипповича начались проблемы…

Сам Преображенский отмечает, что воспитание, возможно, сделало бы из Шарикова «хоть сколько-нибудь приемлемого члена социального общества». Но этого шанса, однако, Шарику не предоставили. У профессора нет своих детей, и даже азы педагогики он не знает. Можно оправдать его тем, что он и не подозревал, какими последствиями обернется его эксперимент… Но это не совсем так.

Подойдем к делу с другой стороны. Человек подобрал с улицы пса, кормил его, ухаживал за ним, а когда подошло время – хладнокровно убил. Вся духовная традиция, все рассуждения о том, что «мы в ответе за тех, кого приручили», забыты. Когда потом чудом выживший Шариков косноязычно говорит: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются! Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить!» – он прав. Однако ни Преображенский, ни читатели этой правоты за ним, обычно, не ощущают.

Сам Преображенский, поняв, в какую ситуацию он попал, заметно мучается. Он воспитан в старое время и свою ответственность за созданное им существо отлично понимает, чем и терзается. Профессор просто возвращает Шарикова с помощью еще одной операции к исходному состоянию, подчеркивая, что «говорить – это еще не значит стать человеком».

Как бы все не было исправлено, но неприятный осадок от Преображенского все равно остается. Не выдержал он испытания на совесть и человеколюбие…

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)

Смотрите также по произведению “Собачье сердце”:

Образ профессора Преображенского в повести «Собачье сердце»

Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе и уважения можно только трудом и знаниями. Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу. Убеждения, по мнению профессора, нельзя внедрить в сознание силой: «Террором ничего поделать нельзя».

Профессор не скрывает неприязни к революции и новым революционным порядкам. Он не принимает новых правил жизни. Научный поиск, любимая работа для него важнее всего, поэтому ему приходится идти на компромисс с новой властью: он лечит ее представителей, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость. Открытое противостояние властям означало бы лишение квартиры, возможности работать, а может быть, и самой жизни. Профессор сделал свой выбор, к нему обращается много пациентов. Преображенский уверен, что тот, кто работает, имеет право на нормальные условия труда и отдыха. Как воспитанный и культурный человек, профессор считает, что с живым существом нужно обращаться только лаской. Своему ученику и помощнику Борменталю он дает наказ-предостережение: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».

Уверенность в своей правоте, высокий культурный уровень, талант и масштаб личности позволяют ему в условиях сложной переломной эпохи не только сохранить свою жизнь, но и выйти победителем из столкновения с домкомом и Швондером.

В политических взглядах профессора много противоречий. Он, занимаясь наукой, живет замкнуто, интересуется театром, сознательно отгораживается от проблем. Революционные потрясения его раздражают, мешают работать. Воюя со Швондером, профессор еще не вполне понял, какую страшную, разрушительную силу в его лице допустили к власти, насколько опасны шариковы всех мастей. Ученый наивно считает, что городовой, приставленный к каждому человеку, может враз навести порядок в стране. Но у новой власти роль городовых выполняют швондеры и шариковы, готовые уничтожить и культуру, и неугодных людей.

Булгаков предостерегает человечество от безответственных экспериментов, подводит к осознанию опасности форсирования законов эволюции. Этим повесть актуальна и в наши дни. Писатель называет главную причину всех человеческих бед: уверенность в знании абсолютной истины и в собственной непогрешимости.

Заметим, что ни профессор, ни доктор Борменталь не думали создавать человека. То, что получилось в результате их опыта, – страшное чудовище, перевоспитать которое невозможно. К чести профессора, он раньше доктора Борменталя понял весь ужас подобных «побочных эффектов». Доктор утверждал, что у лабораторного существа «собачье сердце», то есть в нем осталось больше собачьих качеств. Профессор же говорит, что у Шарикова «человечье сердце» Клима Чугункина со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно имя Шарикова после опубликования повести превратилось в нарицательное.

Профессор Преображенский раскаялся в своих действиях: «Если бы кто-нибудь разложил меня здесь и выпорол, – я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять! Черт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов. Так вот вам как другу, сообщу, по секрету, конечно, я знаю, вы не будете срамить меня – старый осел Преображенский нарвался на этой операции, как третьекурсник… Вы знаете, какую я работу проделал, уму непостижимо. И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу!»

Страшные результаты опыта заставляют профессора сделать вывод о недопустимости экспериментов по «улучшению» человеческой природы: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!»; «человечество само заботится и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

В эпилоге доведенные до нервного истощения ученые, спасая свои жизни от покушавшегося на них Шарикова, делают повторную операцию, превращая созданного ими монстра опять в собаку. Все возвращается на круги своя. Булгаков заканчивает свою пронзительную повесть словами:

«В отдалении глухо позвякивали склянки. Тяпнутый убирал в шкафах смотровой.

Седой волшебник сидел и напевал:

Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел:

Исследования профессора, как и других ученых по всему миру, продолжаются. Финал повести остается открытым.

Полифоническое звучание повести придает смена повествователей: внутренний монолог Шарика сменяется речью повествователя, а как вставка дан дневник Борменталя. Это позволяет придать повести многомерность смысла, а читателям – ознакомиться с позицией нескольких действующих лиц, чтобы составить свое мнение о событиях. Становится понятным, что позиция автора-повествователя близка позиции Шарика, доктора и профессора, но полного совпадения в оценке нет. За сатирой, юмором и гротеском Булгаков прятал важные нравственные и философские проблемы. Он писал о соотношении эволюции и революции, нравственном выборе человека и особенно ученого, о судьбе интеллигенции, о новой власти. Писатель считал, что мир противоречив, меняется ежесекундно, человек еще слишком мало знает, чтобы позволять себе безответственно вмешиваться в законы природы, тем более менять их по своей прихоти.

«Собачье сердце» стало последней сатирической повестью в творчестве Булгакова. Она была под запретом в течение шестидесяти лет. Позже повесть неоднократно переиздавалась и была талантливо экранизирована известным режиссером А. Бортко. Она по сей день вызывает интерес у читателей разных внутренних устремлений. Проблемы, поднятые в повести, актуальны и для людей ХХI века. Писатель с горечью пишет о несовершенстве человека, сожалеет о том, что общество счастья и гармонии пока только мечта.

Читайте также:  Образ и характеристика Дедушки главного героя рассказа Белый пудель Куприна сочинение
Ссылка на основную публикацию