Характеристика и образ Яши в пьесе Чехова Вишнёвый сад

Образ вишневого сада в пьесе А.П. Чехова

Разделы: Литература

Цели урока:

образовательная:

  • расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
  • закрепить теоретические знания – образ, символ;

развивающая:

  • развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательная:

  • способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы:

  • анализ текста
  • беседа
  • составление таблицы

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • мультимедийная презентация
  • тексты

Эпиграф:

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ – символ.

Символ – (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное – красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.

2. Обратимся к главным героям комедии.

Вопрос к классу:

– Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?

(Через “поиск ассоциаций” учащиеся должны увидеть картины зеленого “гая”, или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых (а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками “ранет”, следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее – Любовь – оказалось связанным с “любовью к саду”. Также могут возникнуть ассоциации этого имени с “раной”, с “раненым садом”.

Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с “лопатой”, кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.

Аня , хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)

Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.

(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)

3. Вопросы к классу:

– Какое отношение к саду героев пьесы?

Слайд 4, 5, 6, 7, 8

Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.

Отношение к саду героев комедии
РаневскаяГаевАняЛопахин
Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

“Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад”.Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

“И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад”.Сад – символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

“Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше”.

Сад – надежды на будущее.

“Мы насадим новый сад, роскошнее этого”.Сад – воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее – вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад – источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: “Если вишневый сад. отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода”.

“Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает”

4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

(Для Фирса сад – барское благополучие.

“В прежние времена, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили. Денег было!”

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

“Неужели. с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа. “.

“Вся Россия наш сад” – это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано. )

5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

6. Вопрос к классу:

– Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад – символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего)

7. Авторское отношение к саду.

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад – символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: “прекрасный сад”, “широкий простор”, звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: “Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль”. “Звук. должен быть короче и чувствоваться совсем издалека”.

8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: “Вся Россия – наш сад”. А.П.Чехов

Слайды 13, 14, 15

III. Итог урока.

Сад – это символ родины, ее прошлого и будущего.

Пьеса “Вишневый сад” – это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье – в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса – это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Какое будущее ждет Россию?”

Образ и характеристика Яши в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

В произведении Антона Павловича Чехова Яша второстепенный персонаж. В своём произведении Вишнёвый сад Чехов представляет обычную, бытовую жизнь дворянского поместья.

Вместе с панами там проживают и слуги. Символично их можно поделить на 2 категории. Фирс и Шарлотта, они верны своим хозяевам и сильно привязаны к поместью. С вырубкой сада их жизнь теряет, всю цель в их жизни. Дуняша и Яша молодые люди, чья жизнь только начинается. Желание жить современной жизнью, проявляется в характере Яши наиболее всего.

Молодого слугу привезла из Парижа Любовь Раневская. За годы, проведённые за рубежом, слуга очень изменился. И сейчас он научился прекрасно одеваться, тактично вести разговор и показывает себя как человек, который, очень много повидал в своей жизни.” Вы теперь образованный человек, умеете о всём рассуждать”, так умилённо о нём говорит влюблённая в него Дуняша. Но несмотря на безукоризненный вид, Яша скрывает множество своих недостатков.

С первых строчек произведения видна Яшина, некомпетентность и любовь ко всему заграничному. Яша даже упрашивает Любовь Раневскую, чтобы она увезла его во Францию, обосновывая это тем, что ему в России невыносимо жить, потому, что страна эта неграмотная, население аморальное и при всём этом тут очень скучно. Имеется у Яши ещё одна отвратительная сторона – очерствелое сердце. Яша многократно говорил грубости Фирсу, хотя и сам был прислугой.

Оставшись с Фирсом наедине, он говорил деду , что хочет, чтобы он поскорее помер. Он не упускает возможности оскорбить, другого человека и ему это доставляет радость. А когда из посёлка пришла простится с ним, его мама, он не хочет к ней даже спустится. Яша не брезгует подворовывать у своей хозяйки её денежные средства и выпивать за её счёт, хотя он прекрасно осведомлен, что поместье разрушено. Даже любовь девушки Яша использует, в своих интересах. А когда девушка призналась ему в любви, говорит ей что “если девушка в кого-то влюблена значит она аморальная.” Любимое высказывание Яши аморальный, непотребный он применяет к каждому, Этот разговор может послужить более полной картиной характера Яши из пьесы “Вишнёвый сад”.

Сочинение про Яшу в Вишневом саду

«Вишнёвый сад» – последнее произведение Антона Павловича Чехова. Пьеса была написана в 1903 году, за год до его трагической ранней смерти. Она словно подводит итог в его размышления о судьбах России.

События пьесы происходят в поместье Любови Андреевны Раневской. Она несколько лет жила во Франции, и возвращается в Россию со своей дочерью Аней. Её имение и прекрасный вишнёвый сад должны продать за долги, так как Раневская почти полностью разорена.

В пьесе изображён традиционный уклад жизни в дворянской усадьбе. Кроме помещиков в доме обитает различная прислуга: гувернантка, горничная, камердинер и лакей. Здесь мы видим их явное разделение на два разных типа. Фирс и Шарлотта не представляют свою жизнь вне стен имения, они по-настоящему любят хозяев и преданы им. Исчезновение вишнёвого сада для них означает потерю смысла жизни. Яша и Дуняша представляют собой молодое поколение прислуги, менее заинтересованное в сохранении поместья. Ярче всего ожидание перемен заметно в Яше, поэтому мы более подробно разберём его образ.

Яша – лакей, он довольно молод, вместе с Раневской он прожил пять лет во Франции. Пребывание за границей сильно повлияло на его внешний облик. Он стал модно одеваться, красиво говорить и воображать себя человеком, много чего повидавшим. Этим он и покоряет Дуняшу, девушка влюбляется в него.

Но весь этот внешний лоск скрывает множество пороков. Он называет влюблённую девушку безнравственной, когда Дуняша признаётся ему в своих чувствах, хотя, на мой взгляд, такая точка зрения говорит о его собственной безнравственности. Он всего лишь попользовался её любовью в своих интересах, а потом бросил.

У Яши чёрствая душа. Когда его мать приходит из деревни попрощаться, то он говорит, что ему это вовсе не нужно, что она могла бы и вовсе не приходить, заставляет её целых день ждать в людской. Он жестоко говорит Фирсу, что тот ему недоел, и желает, чтобы он «поскорее подох».

Его переполняет гордость от того, что он жил во Франции, он просто преклоняется перед всем заграничным. Он ничего не делал в Париже, лишь требовал в ресторанах шикарных блюд, не смотря на стеснённых в средствах хозяев, а также привык баловаться сигаретами и шампанским. Кроме того, он, без зазрения совести, воровал у хозяйки деньги.

Ещё одна отрицательная черта Яши – высокомерие. Он называет всех без исключения крестьян невежами. Но я думаю, что он сам и является невежей.

После продажи имения он упрашивает Раневскую снова взять его с собой в Париж, говоря, что не может оставаться в необразованной, безнравственной и скучной стране.

На протяжении всей пьесе Яша называет всех окружающих либо безнравственными, либо невежами. Я считаю, что это очень метко подчёркивает его собственные необразованность и низкие моральные качества.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Яши в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

По жанровой направленности произведение представляет собой постмодернистскую прозу в сочетании с элементами экзистенциальной литературы.

Рассказ написан в характерном для Василия Макаровича жанре «рассказ – анекдот». Только если в большинстве произведений это казалось противостояние города и села, то в данном случае все герои горожане.

Сказка Александра Островского, написана в конце весны 1873 года, и опубликована журналом «Вестник Европы». Сюжет сказки писатель взял из сборника А. Н. Афанасьева, о воззрении славян на природу.

Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: Как один мужик двух генералов прокормил.

Полотно выдающегося русского художника О.А.Кипренского. Глядя на произведение «Портрет мальчика Челищева» зритель задается вопросом

Яша: характеристика и образ

Когда речь заходит о Чехове и его пьесе “Вишневый сад”, то сразу вспоминается дворянская усадьба. Здесь рассказ идет о ее традиционном быте. Автор показывает читателям всех – помещиков и прислугу. К последним можно отнести лакея, камердинера, горничную, гувернантку. Если говорить об условном разделении, то выделяют две группы. Шарлота и Фирс имеют большую связь с имением, они правдой служат хозяевам, уважают их и остаются преданными. У них есть свой смысл жизни. Но он пропадает в тот момент, когда начинается вырубка вишневого сада.

Кроме этой прислуги есть еще персонажи – Яша и Дуняша. Они являются представителями молодого поколения. Эти герои только начали свой путь. Яша – это человек, который яростно стремится к новой жизни.

Характеристика персонажа

(Н. Г. Александров в роли Яши, Московском художественном театр, 1904)

Яша – это юный лакей, которого Раневская привезла из Парижа. Молодой человек провел некоторое время там и это оставило свой отпечаток. Он поменялся. Молодой человек начал одеваться по-другому, изменилась его речь. Во время разговора он ведет себя более деликатно. Кроме того, Яша строит из себя человека, который уже многое повидал. Дуняша, которая была влюблена в юношу, восторгалась его образованностью, возможностью поддержать любой разговор.

Яша имел красивую обертку, но внутри скрывалось очень много пороков. Чехов с самого начала пьесы “Вишневый сад” показывает его невежество. Юноша слепо преклоняется перед заграничными вещами. Когда Раневская собиралась ехать в Париж, он просил взять и его с собой. Зачем? Его мотив – оставаться в пределах России невозможно. Для него эта страна была необразованной, здесь было чересчур скучно, а народ, проживающий здесь, был для Яши безнравственным.

(Вадим Кириленко играет Яшу, Областной драматический театр, Кемерово 1991)

Но обладает молодой человек еще одной отвратительной чертой. Это черствость души. Он может в любой момент обидеть человека, причем совсем неважно, кто перед ним стоит. Яша с насмешкой говорит о Гаевом. Юноша Фирсу в лицо говорил, что тот ему надоел и было бы хорошо, если б тот поскорее подох. Была также неприятная ситуация с родной матерью юноши. Она приехала из деревни к сыну, простояла целый день в ожидании Яши. А тот даже не захотел выйти к ней. Он говорит следующие слова в ее адрес: “Очень нужно, могла бы и завтра прийти”.

Образ в пьесе

(Александр Артамонов — роль Яши, Московский драматический театр «Сфера», 2009)

Яша все время грезит Парижем, юный лакей мечтает быть богатым. Его характер можно охарактеризовать несколько словами – черствость, жестокость, хамство, циничность. Он пытается реже видеться даже с родной матерью, поскольку стыдится собственного крестьянского происхождения.

Юноша легко позволяет себе воровать у хозяйки. Он тайком брал деньги, наслаждался шампанским тоже за ее счет. При этом он не переживал, что имение разорилось и находится не в лучшем состоянии.

Яша очень нравился Дуняше. И тут молодой человек пользуется чувствами девушки в собственных интересах. Дуняша искренне признается ему в любви, а он в ответ говорит нечто невероятное. Он утверждает, что девушки, которые любят кого-либо, являются безнравственными. А впрочем, молодой человек и всех окружающих его людей также считает невежественными и безнравственными. Как раз, именно, эти слова четко описывают Яшу, которого Чехов представил в своей пьесе “Вишневый сад”.

Образ и характеристика Яши (Вишневый сад)

Целая галерея персонажей изменяющейся Руси проходит перед зрителями пьесы А.П.Чехова. Образ и характеристика Яши в пьесе «Вишневый сад» вызывают только негативные чувства. Герой молод и безнравствен. Он не любит родину, не дорожит матерью, пользуется чувствами влюбленной девушки.

Место в сюжете

Яков введен в пьесу с разными целями: показать новое поколение крестьян. Оно цинично, жестоко и безнравственно. Невежественность Яков подменяет внешним стремлением подчиниться всему иностранному. Лакей наводит лоск, набирает в речи несколько французских выражений. Он выглядит смешно, но зритель (читатель) понимает, что это смех сквозь слезы.

Роль в пьесе

У Якова непростая роль. Лакей Яков – особый класс. Это обнаглевшая прислуга, которая пытается руководить хозяевами. Он пользуется тем, о чем прежние слуги даже не мечтали. Яков пугает, можно представить, насколько развратит легкая жизнь мужчину. Страшно представить, сколько таких Яковов гуляет по загранице, унижая и оскорбляя все русское.

Авторитеты и пристрастия

Преклонение перед иностранным – основное в образе слуги. Яков гордится тем, что не заслужил своим умом, а преподнесла ему судьба. Оказавшись лакеем Раневской, он попадает во Францию. Бездельник пользуется дарами судьбы: требует в ресторанах дорогие блюда, курит сигары, пьет шампанское. Якову кажется, что это его жизнь. Он горд и напыщен. Французская культура не меняет русского хамства и безграмотности. Якова не волнует положение господ. Он произносит фразу: «Да здравствует Франция!», надеясь всю свою никчемную жизнь провести за границей. Читатель может представить его будущее по-разному. Лакей будет рядом с Раневской, пока у нее будут деньги. Он сможет прислуживать другим дворянам, уехавшим из страны. В его характере столько подхалимства и наглости, что смена хозяев не удивит читателя.

Страшно слушать Якова. Безграмотный ленивый наглец называет Россию страшными словами:

на кухне кормят безобразно.

Все характеристики стоят рядом: еда, народ, школа и честь. В словах лакея нет логики, но есть уверенность, что ему разрешено ругать Россию и русский народ.

Яков и Дуняша

Горничная Дуняша, бедная девушка, влюбляется в Якова. Ее покоряют лоск и умные слова лакея. Иностранный шарм для ничего не видевшей Дуни – это эталон невозможного. Она не может выехать дальше своего имения, а Яков был в другой стране. О чем еще может мечтать крестьянка? Все его фразы, иностранные изречения она принимает за образованность и культуру. Мужчина пользуется наивностью, он делает вид, что влюблен, но все завершается печально. Яков начинает воспитывать горничную: «Ведите себя прилично…» – не придется плакать. В этих словах не только грубость, но и безнравственность лакея. Его жестокость, умение манипулировать людьми отталкивают. Яков обобщает самое ценное чувство – любовь, сравнивает его с распутством. Не хочется быть рядом с персонажем. Возможно, поэтому автор добавил к образу неприятный запах. С Яковом никто не хочет стоять близко, то он пахнет селедкой, то курицей.

Яков и старшее поколение

Два лакея Яков и Фирс – это два поколения прислуги. У Якова жизнь начинается, у Фирса подходит к концу. В молодом юноше нет уважения к старости. Он не любит мать, заставляет ее ждать в людской. Старая женщина может ждать сына в людской по несколько дней. Якову напоминают о матери, но он не торопится повидаться с ней. Причем он готов вообще с ней не встречаться:

«Могла бы и завтра прийти».

Насмешки над старым лакеем не добавляют Якову положительного отношения читателя. Ему чем-то надоел старый слуга. Он не стесняется в выражениях:

Грустный образ наглого лакея вызывает тоску за будущее России. Яков отказывается от своих корней, презирает женщину, подарившую ему жизнь, оскорбляет того, кто равен ему по положению в имении. Классик образом лакея предупреждал, что будет с Россией, если не изменить отношения внутри общества, не вернуться к образованию и культуре.

Главный герой “Вишневого сада”: анализ, характеристика и особенности

Свою знаменитую пьесу “Вишнёвый сад” А. П. Чехов написал в 1903 г. В этой пьесе центральное место занимают не столько личные переживания персонажей, сколько аллегорическое видение судьбы России. Одни персонажи олицетворяют прошлое (Раневская, Гаев, Фирс, Варя), другие – будущее (Лопахин, Трофимов, Аня). Герои пьесы Чехова “Вишнёвый сад” служат отражением общества того времени.

Главные действующие лица

Герои “Вишнёвого сада” Чехова – это лиричные персонажи, имеющие особенные черты. Например, Епиходов, которому постоянно не везло, или Трофимов – “вечный студент”. Ниже будут представлены все герои пьесы “Вишнёвый сад”:

  • Раневская Любовь Андреевна, хозяйка усадьбы.
  • Аня, её дочь, 17 лет. Неравнодушна к Трофимову.
  • Варя, её приёмная дочь, 24 года. Влюблена в Лопахина.
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, выходец из крестьян, ныне купец. Ему нравится Варя.
  • Трофимов Пётр Сергеевич, вечный студент. Симпатизирует Ане, но он выше любви.
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик, у которого постоянно нет денег, но он верит в возможность неожиданного обогащения.
  • Шарлотта Ивановна, горничная, любит показывать фокусы.
  • Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик, невезучий человек. Хочет жениться на Дуняше.
  • Дуняша, горничная, считает себя похожей на барыню. Влюблена в Яшу.
  • Фирс, старый лакей, постоянно заботится о Гаеве.
  • Яша, избалованный лакей Раневской.

Образы героев пьесы

А. П. Чехов всегда очень точно и тонко подмечал в каждом персонаже его особенности, будь то внешность или характер. Поддерживает эту чеховскую особенность и пьеса “Вишнёвый сад” – образы героев тут лиричные и даже немного трогательные. Каждый имеет свои неповторимые черты. Характеристику героев “Вишнёвого сада” можно для удобства разделить по группам.

Старое поколение

Раневская Любовь Андреевна предстаёт весьма легкомысленной, но доброй женщиной, которая не может до конца понять, что всё её деньги закончились. Она влюблена в какого-то негодяя, который оставил её без средств. И вот тогда Раневская возвращается вместе с Аней в Россию. Их можно сравнить с покинувшими Россию людьми: как бы ни было хорошо за границей, они всё равно продолжают тосковать по своей Родине. Об образе, выбранном Чеховым для родины, будет написано ниже.

Раневская и Гаев – это олицетворение дворянства, богатства прошлых лет, которое во времена автора стало приходить в упадок. И брат, и сестра не могут в полной мере осознать этого, но тем не менее они чувствуют, что что-то происходит. И по тому, как они начинают действовать, можно увидеть реакцию современников Чехова – это был или переезд за границу, или попытка приспособиться к новым условиям.

Фирс – это образ прислуги, которая была всегда верна своим хозяевам и не хотела никакого изменения порядков, потому что им это было не нужно. Если с первыми главными героями “Вишнёвого сада” понятно, почему они рассматриваются в этой группе, то почему сюда можно отнести Варю?

Потому что Варя занимает пассивное положение: она с покорностью принимает складывающееся положение, но её мечтой является возможность ходить по святым местам, а сильная вера была характерна для людей более старшего поколения. И Варя, несмотря на свою бурную, на первый взгляд, деятельность, не принимает активного участия в разговорах о судьбе вишнёвого сада и не предлагает каких-либо путей решения, что показывает пассивность богатого сословия того времени.

Молодое поколение

Здесь будут рассматриваться представители будущего России – это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь – это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.

Всё это удалось воплотить в Трофимове – “вечном студенте” и “облезлом барине”, который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней – он “выше любви”.

Аня – добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.

Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин – выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса “кулаков” – зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.

Именно в тот период мог появиться герой Лопахина – тогда вот это “поднявшееся” крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.

Почему характеристика героев “Вишнёвого сада” была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.

Внутренние конфликты в пьесе

В пьесе показаны не только личные переживания героев, но и противостояние между ними, что позволяет сделать образы героев “Вишнёвого сада” ярче и глубже. Рассмотрим их подробнее.

Раневская – Лопахин

Самый главный конфликт находится в паре Раневская – Лопахин. И обусловлен он несколькими причинами:

  • принадлежность к разным поколениям;
  • противоположность характеров.

Лопахин пытается помочь Раневской сохранить усадьбу, вырубив вишнёвый сад, и построив на его месте дачи. Но для Раевской это невозможно – ведь она выросла в этом доме, и “дачи – это так пошло”. И в том, что усадьбу купил именно Ермолай Алексеевич, она видит в этом с его стороны предательство. Для него покупка вишнёвого сада – это разрешение его личного конфликта: он, простой мужик, чьи предки не могли проходить дальше кухни, теперь стал хозяином. И в этом и заключается его главное торжество.

Лопахин – Трофимов

Конфликт в паре этих людей происходит из-за того, что они имеют противоположные взгляды. Трофимов считает Лопахина обычным мужиком, грубым, ограниченным, который ничем, кроме труда не интересуется. Тот же считает, что Пётр Сергеевич просто зря растрачивает свои умственные способности, не понимает, как можно жить, не имея денег, и не принимает идеологию того, что человек выше всего земного.

Трофимов – Варя

Противостояние строится, скорее всего, на личном неприятии. Варя презирает Петра за то, что тот ничем не занят, и опасается, что он с помощью своих умных речей влюбит в себя Аню. Поэтому Варя старается всячески им помешать. Трофимов же дразнит девушку “мадам Лопахина”, зная, что все давно ждут этого события. Но он презирает её за то, что она приравняла его и Аню к себе и Лопахину, ведь они выше всех земных страстей.

Итак, выше было кратко написано о характерах героев “Вишнёвого сада” Чехова. Мы описали только самых значимых персонажей. Теперь можно перейти к самому интересному – образу главного героя пьесы.

Главный герой “Вишнёвого сада”

Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем “Вишнёвого сада” стал именно сам сад?

Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.

Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.

Что значил сад для героев

Можно для удобства написать отношение героев к вишнёвому саду в таблице.

РаневскаяГаевАняВаряЛопахинТрофимов
Сад – символ достатка, благополучия. С ним связаны самые счастливые воспоминания детства. Характеризует её привязанность к прошлому, поэтому ей трудно с ним расстатьсяТо же отношение, что и у сестрыСад для неё – это ассоциация с порой детства, но в силу молодости она не так к нему привязана, и всё равно есть надежды на светлое будущееТа же ассоциация с детством, как и у Ани. Вместе с тем, она не расстроена его продажей, так как теперь может жить так, как ей хочетсяСад напоминает ему о его крестьянском происхождении. Вырубая его, он прощается с прошлым, вместе с тем надеясь на счастливое будущееВишнёвые деревья являются для него символом крепостничества. И он считает, что даже правильным будет отказ от них, чтобы освободиться от старого уклада

Символизм вишнёвого сада в пьесе

Но как же тогда образ главного героя “Вишнёвого сада” связан с образом Родины? Через этот сад Антон Чехов показал прошлое: когда страна была богата, сословие дворян находилось в расцвете, об отмене крепостного права никто и не думал. В настоящем уже намечается упадок в обществе: оно разделяется, меняются ориентиры. Россия уже тогда стояла на пороге новой эпохи, дворянство мельчало, а крестьяне набирали силу. А будущее показано в мечтах Лопахина: страной будут править те, кто не боится трудиться, – только те люди смогут привести страну к процветанию.

Продажа вишнёвого сада Раневской за долги и покупка его Лопахиным – это символичная передача страны от богатого сословия простым рабочим. Под долгами здесь подразумевается долг за то, как к ним долгое время относились хозяева, как они эксплуатировали простой народ. И то, что власть в стране переходит простому народу, является закономерным результатом того пути, по которому двигалась Россия. А дворянству оставалось делать то, что сделали Раневская и Гаев, – уехать за границу или пойти работать. А молодое поколение будет стараться осуществить мечты о светлом будущем.

Вывод

Проведя такой небольшой анализ произведения, можно понять, что пьеса “Вишнёвый сад” – это более глубокое творение, чем может показаться на первый взгляд. Антон Павлович смог мастерски передать настроение общества того времени, положение, в котором оно находилось. И сделал это писатель очень изящно и тонко, что позволяет этой пьесе на протяжении долгого времени оставаться любимой читателями.

Характеристика пьесы «Вишневый сад», анализ комедии

А.П. Чехов. “Вишневый сад”. Общая характеристика пьесы. Анализ третьего акта.

Чехов переносит на сцену повседневность — без эффектов, красивых поз, необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто, и в то же время сложно, как бывает в жизни. В обыденности он видит и красоту, и значительность. Этим объясняется своеобразная композиция его драм, простота сюжета, спокойное развитие действия, отсутствие сценических эффектов, «подводное течение».

«Вишневый сад» — единственная пьеса Чехова, в основе которой можно увидеть, хоть и не вполне отчетливо, социальный конфликт. На смену обреченному на гибель дворянству приходит буржуазия. Хорошо это или плохо? Некорректный вопрос, считает Чехов. Это — факт. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», — писал Чехов. По мысли Белинского, комедия обнаруживает, насколько реальная жизнь уклонилась от идеала. Не это ли было задачей Чехова в «Вишневом саде»? Жизнь, прекрасная в своих возможностях, поэтическая, как цветущий вишневый сад, — и бессилие «недотеп», не способных ни сохранить эту поэзию, ни пробиться к ней, увидеть ее.

Особенность жанра — лирическая комедия. Герои рисуются автором с легкой насмешкой, но без сарказма, без ненависти. Герои Чехова уже ищут свое место, но еще его не находят, все сценическое время они куда-то собираются. Но никогда не могут собраться. Трагедия чеховских героев — от неукорененности в настоящем, которое они ненавидят, которого они боятся. Подлинная жизнь, реальная, кажется им чужой, неправильной. Выход из тоски повседневности (а причина ее все-таки кроется в них самих, поэтому выхода и нет) они видят в будущем, в той жизни, которая должна быть, но которая никак не наступает. Да они и не делают ничего, чтобы она наступила.

Один из главных мотивов пьесы — время. Начинается с опоздавшего поезда, заканчивается опозданием на поезд. А герои не чувствуют, что время изменилось,. Вошло в дом, где (как кажется Раневской) ничего не меняется, и опустошило, разрушило его. Герои отстали от времени.

Образ сада в пьесе «Вишневый сад»

Композиция “Вишневого сада”: 1 акт — экспозиция, приезд Раневской, угроза потери имения, выход, предлагаемый Лопахиным. 2 акт— бессмысленное выжидание хозяев сада, 3 акт — продажа сада, 4 акт — отъезд прежних хозяев, вступление во владение нового, вырубка сада. То есть 3 акт— кульминация пьесы.

Сад должен быть продан. Ему суждено погибнуть, на этом настаивает Чехов, как бы он к этому ни относился. Почему это произойдет — достаточно ясно показано в 1 и 2 актах. Задача 3 акта — показать как.

Действие происходит в доме, ремарка вводит зрителя на вечеринку, о которой говорили во 2 акте. Раневская называет ее балом и очень точно определяет, что “бал мы затеяли некстати” — из слов Пети зритель узнает, что именно в это время происходят торги, на которых решается судьба имения. Поэтому настроение этой сцены — контраст между внешним благополучием (танцы, фокусы, необязательные “бальные” разговоры) и атмосферой тоски, скверного предчувствия и вот-вот готовой истерики.

Как Чехов создает эту атмосферу? Идиотские выступления Симеонова-Пищика , на которые никто не реагирует, словно так и надо, то и дело прорываются разговоры хозяев дома о своем невеселом, словно им не до гостей.

Когда никому не нужный бал выдыхается, появляются Гаев и Лопахин с сообщением о продаже имения. “Выступление” Лопахина в новой роли оставляет сложное, скорее тяжелое впечатление, но заканчивается акт на оптимистической ноте — репликой Ани, обращенной к Раневской: “Мама, у тебя осталась жизнь…” Смысл в этом оптимизме есть — самое невыносимое для героев пьесы (выбор, необходимость решать и брать на себя ответственность) позади.

Что нового мы узнаем о героях в 3 акте?

Раневская.

Оказывается, она способна не только бесить своей непрактичностью, она еще и неглупа. Кажется, что на этом бале она проснулась — здравые замечания о ярославской бабушке, о том, что такое для нее вишневый сад. В разговоре с Петей она даже мудра, очень точно определяет сущность этого человека, и без красивостей и игры с собой говорит о себе и своей жизни. Хотя, конечно, остается собой — правдивые до резкости слова она говорит Пете, чтобы сделать больно еще кому-то, потому что ей самой больно. Но вообще это пик ее отражения жизни, уже в самом начале 4 акта она продолжит играть, как актриса, которой важна только собственная роль и недоступна пьеса целиком. А сейчас она принимает известие о продаже имения не мужественно, но достойно, без игры, ее горе неподдельно и потому некрасиво: “Сжалась вся и горько плачет”.

Гаев.

Его в этом акте почти нет, и ничего нового мы о нем не узнаем. Все, что он может сказать:“Сколько я выстрадал!” — в общем, опять “Я”. Утешить его в горе очень просто — стуком бильярдных шаров.

Лопахин.

Вот это неожиданность. До сих пор мы его знали добрым другом этой семейки, которая такого друга не заслуживала. О спасении вишневого сада он беспокоился больше, чем все эти балбесы вместе взятые. И мысли не возникало, что он сам хочет купить сад, что для него это не просто очередная сделка, а акт торжества справедливости. Поэтому теперь его честность стоит подороже. Еще мы не знали о нем, что он способен увлекаться, забываться, радоваться до безумия, такой он был ровный и спокойный до сих пор. И какая “генетическая” ненависть в нем к бывшим хозяевам — не лично к Гаеву и Раневской, а к классу: ”…Дед и отец были рабами. их не пускали даже в кухню…” А еще он слабый, потому что задумывается о жизни: “Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…” , а чем задумываться — маловато: “Пускай все, как я желаю!”

Петя Трофимов.

Он здесь больше, чем прежде, ранимый ребенок — дразнит Варю, хвастает тем, что “выше любви”, не способен в принципе понять правду о себе, жалеет до слез Раневскую, падает с лестницы и т.п.

Аня.

Толком проявляется только в последней реплике, но зато очень повзрослевшей. Она предлагает матери реальный психологический выход — свою любовь (в каждом ее предложении несколько ласковых слов) и осознание того, что вишневый сад потерян и, стало быть,. уже не нужно томиться неизвестностью и принимать решения.

Читайте также:  Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка Пушкина Анализ эпизода
Ссылка на основную публикацию