Характеристика семьи Рудневых в рассказе Тапер Куприна

Характеристика семьи Рудневых в рассказе “Тапер” Куприна: образ, описание членов семьи

“За чайным столом”.
Художник К. А. Коровин

Члены семьи Рудневых являются центральными и второстепенными персонажами рассказа “Тапер” Александра Куприна.

В этой статье представлена характеристика семьи Рудневых в рассказе “Тапер” Куприна: образ, описание членов семьи в цитатах.

Смотрите:

Характеристика семьи Рудневых в рассказе “Тапер” Куприна: образ, описание членов семьи в цитатах

“Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей, обитающих испокон века в окрестностях Пресни, Новинского и Конюшков и создавших когда‑то Москве ее репутацию хлебосольного города.”

“Дом Рудневых – большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного. “

“. задорная молодежь собиралась в громадном рудневском доме. “

“Дом Рудневых. круглый год с утра до поздней ночи кишел народом. Приезжали без всякого предупреждения, «сюрпризом», какие‑то соседи по наровчатскому или инсарскому имению, какие‑то дальние родственники, которых до сих пор никто в глаза не видал и не слыхал об их существовании, – и гостили по месяцам.”

“. Аркадий Николаевич, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства, до сих пор еще, несмотря на свои пятьдесят с лишком лет, не утратил заслуженной репутации дамского угодника, поклонника и покорителя. Даже и теперь его можно было назвать красавцем, когда он, опоздав на десять минут к началу действия и обращая на себя общее внимание, входил в зрительную залу Большого театра – элегантный и самоуверенный, с гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой.

Аркадий Николаевич редко показывался домой, потому что обедал он постоянно в Английском клубе, а по вечерам ездил туда же играть в карты, если в театре не шел интересный балет. В качестве главы дома он занимался исключительно тем, что закладывал и перезакладывал то одно, то другое недвижимое имущество, не заглядывая в будущее с беспечностью избалованного судьбой грансеньора.”

“Даже Аркадий Николаевич, любивший музыку и знавший в ней толк, вышел из своего кабинета.”

“Ирина Алексеевна Руднева – хозяйка дома – почти никогда не выходила из своих комнат, кроме особенно торжественных, официальных случаев. Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно»* и «брютально»**, и потому равнодушно «иньорировала»*** его, развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как и она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность. Впрочем, мужа своего Ирина Алексеевна не уставала даже теперь тайно, но мучительно ревновать. И она, вероятно, имела для этого основания. “

(*мескинно – пошло (от фр. mesquin),**брютально – грубо (от фр. brutal), ***игнорировала (от фр. ignorer))

Судя по всему, самыми старшими детьми в семье являются сыновья Аркадий и Митя. Молодые люди уже служат офицерами или чиновниками:

“К Аркаше и Мите десятками ходили товарищи, менявшие с годами свою оболочку, сначала гимназистами и кадетами, потом юнкерами и студентами и, наконец, безусыми офицерами или щеголеватыми, преувеличенно серьезными помощниками присяжных поверенных.”

“Самая старшая из сестер, Лидия Аркадьевна, стояла перед трюмо. Повернувшись боком к зеркалу и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею, она, слегка прищуривая близорукие глаза, закалывала в волосы чайную розу. Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением.”

“. от нашей Несмеяны-царевны ничего, кроме наставлений, не услышишь.” (Тиночка о Лидии)

“. эта противная гордячка Лидия сейчас получит щелчок.”

“. приятельницами Лидии, которые говорили о Марксе и об аграрной системе и вместе с Лидией стремились на высшие женские курсы.”

“. Татьяна Аркадьевна, полная, веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы.”

“. сказала она своим спокойным, слегка насмешливым, как у Аркадия Николаевича, голосом.” (о голосе Татьяны)

“Мальчик перевел глаза на Таню, в которой он инстинктивно угадал заступницу. “

“Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались. “

“. и вдруг со своей обычной стремительностью, схватив за руку маленького пианиста. “

“. начиная от Катиных сверстниц, приводивших с собою в гости своих кукол. “

“. запирали с младшей сестрой Катей. ” (речь идет о Тиночке и Кате)

“Голубчик, да ведь это Рубинштейн. Понимаете ли, Антон Григорьевич Рубинштейн! И я вас, дорогой мой, от души поздравляю и радуюсь, что у меня на елке вам совсем случайно выпал такой подарок. Он заинтересован вашей игрой. “

Такова цитатная характеристика семьи Рудневых в рассказе “Тапер” Куприна: образ, описание членов семьи в цитатах.

Краткое содержание рассказа Куприна «Тапер»

Авторское примечание к художественному произведению информирует читателя, что описываемые события имели место в 1985 году в одном из московских семейств. Все фамилии персонажей, кроме композитора Рубинштейна, являются вымышленными. Свой рассказ Куприн назвал «Тапер». Краткое содержание сохраняет последовательность сюжетной линии и позволяет составить характеристику основных действующих лиц. Актуально для уроков литературы или заполнения читательского дневника.

Неожиданный рождественский подарок

История случилась в один из дней Рождества, когда в доме Рудневых устраивали «елку». В детском празднике принимали участие многочисленные гости, для которых «хлебосольный дом» был открыт «круглый год», и вся семья московских аристократов:

  1. Глава семейства — Руднев Аркадий Николаевич, любитель балета, карточной игры и больших, шумных обществ.
  2. Его жена — Руднева Ирина Алексеевна.
  3. Дочери: старшие — Лидия и Татьяна; младшие — Тина и Катя.
  4. Сыновья — Аркадий и Дмитрий.

Впрочем, участие в рождественском мероприятии хозяйки дома не подтверждается повествованием, но предполагается, если считать событие достаточно «официальным и торжественным». Именно в таких случаях «урожденная княжна» снисходила до «пошлого» и «грубого» общества, в котором вращались муж и дети.

Возможно, что и сыновья на момент событий были довольно взрослыми и находились вне дома по долгу службы или другим обстоятельствам. Впрочем, в кратком содержании «Тапера» гораздо важнее передать особенности поведения трех старших сестер, вполне отражающего атмосферу дома Рудневых.

Недоразумение с музыкой

В комнату, где Лидия и Татьяна переодеваются к празднику, врывается разгоряченная двенадцатилетняя Тина. Она впервые принимает участие в устройстве праздника наравне со взрослыми, очень волнуется и вносит беспокойство и суматоху в общие приготовления. Тина не может получить у прислуги вразумительного ответа по поводу музыкального сопровождения, и это ее возмущает.

Каждый год приглашали «оркестр Рябова», но в этот раз заявку подали слишком поздно, когда музыканты были «разобраны». Аркадий Николаевич распорядился найти «хорошего тапера». Экономка Олимпиада Савична, заведующая в доме всеми организационными вопросами, передала распоряжение камердинеру Луке, который успешно забыл о поручении, оправдываясь тем, что его дело быть рядом с хозяином, а не искать «фортепьянщиков».

В дело вынуждена вмешаться Татьяна Аркадьевна, девушка:

  • с характером спокойным и ровным;
  • умеющая с легкостью устранять «внутренние междоусобицы»;
  • наблюдательная и чуткая.

Она выписывает из газеты адреса таперов и отправляет по ним горничную Дуняшу. Тем временем начинают съезжаться гости. Малышей отправляют в детскую и столовую комнату, а взрослые собираются в гостиной.

На улице темнеет, а Дуняши все нет. Тина забрасывает сестру тревожными вопросами. Татьяна и сама начинает беспокоиться и делится опасениями с Лидией. На тот случай, если музыкант не будет найден, она предлагает обойтись своими силами. Лидия же была особой:

  • не отличающейся тактичностью;
  • унаследовавшей от матери надменность и пренебрежительность к зависимым от ее расположения людям;
  • эмансипированной, интересующейся политикой и экономикой;
  • с модной среди молодых девушек мечтой о высших курсах;
  • любящей выражаться кратко и с сарказмом.

Она насмешливо отвергла предложение Татьяны, выразив мнение, что уж лучше «танцевать без музыки». В это время вернулась горничная и послала за «барышнями».

Юный музыкант

В передней девушки видят Дуняшу и «бледного, худощавого» мальчика. Дуняша начинает шепотом оправдываться, рассказывая, что по пяти адресам застать никого не удалось, а этот «малец» убеждал ее в имеющемся опыте игры на вечеринках и свадьбах.

Татьяна, взглянув на мальчика, сразу почувствовала его смущение и очень тактично поинтересовалась, приходилось ли ему играть на вечерах и не будет ли нагрузка слишком велика. Юный тапер ответил утвердительно и попросил не беспокоиться. Было видно, что мальчик:

Серые глаза, на «некрасивом, но выразительном лице», смотрели на окружающий мир «серьезно, твердо и умно».

Лидия, относившаяся к «мелюзге» с презрением, которое прослеживалось в холодно-вежливом тоне, начала выспрашивать мальчика о широте репертуара, перечисляя танцевальные композиции. Девушка откровенно дразнила не приглянувшегося ей юного тапера. Издевка была настолько очевидна, что Татьяна одернула сестру, а мальчик неожиданно и «самоуверенно» заявил, что может играть не только польки и мазурки, но сонаты и рапсодии.

Тина, в предвкушении «щелчка» старшей сестре, которую она считала заносчивой «гордячкой», повлекла музыканта к фортепиано. Мальчик наугад открыл ноты и, обернувшись к Лидии, предложил исполнить рапсодию Листа. Звуки, которые он извлекал из инструмента, сочетали в себе прекрасную мощь, полноту и силу.

Аркадий Николаевич, понимавший и любивший музыку, услышав игру, вышел из кабинета и стоя аплодировал маленькому пианисту. Безо всякой заносчивости хозяин дома искренне благодарит мальчика за игру, узнает его имя и просит дать знать, когда устанет.

Великий композитор

Мальчик, руководимый Тиной, которая взяла его под свое покровительство, продолжает играть марши и польки. Он замечает, что в зале появился «пожилой господин», привлекший внимание всех присутствующих. Манера держаться выдавала в нем человека «большого света». На лице отражалось внутреннее «упорство и властность». Сделав общий поклон, незнакомец проходит в кабинет хозяина. Из обрывков разговора мальчик узнает, что гостя зовут Антон Григорьевич.

«Необыкновенный гость» не выходит из головы подростка. Неожиданно юный музыкант чувствует на себе пристальный взгляд и, обернувшись, видит, что Антон Григорьевич внимательно наблюдает за ним, при этом имеет вид «скучающий и нетерпеливый». Незнакомый господин обращается к пианисту и просит сыграть его рапсодию Листа.

Преодолев неожиданный страх и словно окрыленный неведомой силой, вызванной необыкновенным и властным присутствием, мальчик играет так хорошо, как «никогда в жизни». Он не видит, как «проясняется и смягчается» выражение лица Антона Григорьевича, а когда заканчивает играть, то обнаруживает, что «странный и привлекательный» человек уже покинул зал.

К мальчику, многозначительно улыбаясь, подходит хозяин, передает ему конверт с деньгами и предлагает пройти в переднюю, одеться и поехать вместе с Антоном Григорьевичем. Маленький тапер полагает, что это делается из снисхождения к возрасту, и пытается доказать, что может играть целый вечер.

Читайте также:  Сочинение по произведению Левша Лескова

Но Аркадий Николаевич, возбужденный и радостный, поздравляет мальчика с нечаянным подарком. Он сообщает, что незнакомый господин — это Рубинштейн, «триумфатор» мирового музыкального Олимпа, вполне оценивший игру юного дарования и заинтересовавшийся ею.

Был ли мальчик

Наверное, не стоит искать среди учеников Рубинштейна мальчика, который проходит под именем Юрия Агазарова в повести Куприна «Тапер». Краткое содержание и анализ этого произведения не имеют целью исследование вопроса, но, изучив биографию композитора, можно уверенно сказать, что наиболее известные ученики композитора — Чайковский, Голлидей и Гофман — не подходят на роль главного героя по исторической хронологии.

Несомненно, что Рубинштейн был одним из первых, кто стоял у истоков создания института профессионального музыкального образования в России, доступного при наличии таланта не только аристократической верхушке, но и всем слоям населения. Краткий пересказ истории свидетельствует о поддержке прогрессивного начинания и отдельными лицами высшего света.

Но если в реальности мальчика Юрия Агазарова не существовало, то что заставило Куприна написать, что фабула рассказа опирается на фактические события? Возможно, автор изобразил реальные изменения в отношении высшего общества к искусству и людям искусства по причине сокращения знатных, но «окаменелых родов» и усиления его прогрессивного крыла.

“Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей”
план-конспект урока по литературе (6 класс)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok._a._i._kuprin._tapyor.doc166.32 КБ
kuprin._tapyor.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2015 – 2016 учебный год)

«Педагогические идеи и технологии: среднее образование».

Методическая разработка урока по литературе

рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей

Автор: Захарова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

г. Реутов Московской области

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР»

(рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)

С овсем недавно мы с вами встретили чудесный светлый праздник: Рождество Христово. Это один из самых почитаемых праздников в России, один из главных праздников православного мира. В России и некоторых других странах Рождество празднуют 7 января.

Давайте вспомним, в чём же заключается празднование Рождества:

  • Празднование заключается в воспоминаниях о светлом дне рождения Иисуса.
  • К рождеству готовятся заранее. 40 дней до Рождества соблюдают пост (с 28 ноября по 7 января). Пост нужен для того, чтобы люди встретили великий праздник с чистой душой и телом.
  • 6 января (этот день носит название «Сочельник») не принято употреблять пищу до появления на небе первой звезды. Это дань Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Иисуса.
  • Вечером в Сочельник принято готовить особые блюда: кутью (особая сладкая каша из пшеницы) и взвар (обычно из чернослива).
  • Все православные христиане собираются в храмах, где проходят богослужения в честь праздника. Служба начинается поздним вечером и длится до раннего утра. Вернувшись из храма, люди начинают праздновать Рождество.
  • На стол принято ставить праздничные блюда, вино. Приглашают гостей.
  • Ряженые подходят к дому и начинают петь колядки (особые песни, содержащие слова прославления праздника и прошение о подаянии), хозяин дома должен непременно открыть дверь и угостить ряженых. В качестве угощения давали сладости, кутью, деньги или любое блюдо с праздничного стола. После этого ряженые благодарят хозяина и поют еще одну колядку с добрыми пожеланиями хозяину и его дому.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ (СЛОВО УЧИТЕЛЯ)

Многие писатели обращались к празднику Рождества Христова как к основе для своих произведений. И такие произведения получили название рождественских. Сегодня нам предстоит проанализировать один из рассказов А. И. Куприна и решить задачу: можно ли отнести рассказ А. И.Куприна к циклу рождественских и почему. (Вопрос на доске)

Запишем в тетради: (гиперссылка) А. И. Куприн «Тапёр» (тетрадь)

Мы открыли произведение, которое вы уже успели все прочитать.

Ну а поскольку речь зашла о празднике, то выясним, есть ли в рассказе атмо сфера праздника? Как писателю удаётся её передать?

  • суматоха, приготовления, ёлка, суета. Писатель передаёт атмосферу при помощи описания действий, глаголов, описания гостей и хозяев.

РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ.

— Где происходит действие рассказа?

В доме семьи Рудневых

— Что мы узнаем о семействе Рудневых?

Описанию семьи уделяется много места в рассказе: оно хлебосольное; отец любил, чтобы в доме было много гостей, не скупился на угощение, был радушным, добрым хозяином, любил музыку и знал в ней толк. В семье много детей. И дру зья любили бывать в этом доме, так как им всегда были здесь рады .

(тетрадь: Семья Рудневых: гостеприимная, хлебосольная, всегда рады друзьям)

— Мы вошли с вами в атмосферу рассказа? Как же называется введение в атмосферу рассказа?

Вывод : это экспозиция рас сказа. (тетрадь)

— Опишите детей Руд невых?

(индивидуальная работа: найти в тексте описание Лидии, Татьяны, Тины)

— Кто из сестер больше всех волнуется и почему? Конечно же, младшая из сестер, Ти на, ведь это ее первый бал.

(проверка индивидуального задания: учащиеся читают найденные в тексте описания сестёр) Старшая Ли дия — красавица с чайной розой в волосах, которую прозвали царевной-несмеяной. От нее, кроме наставлений, ничего не услышишь;

Татьяна — полная, веселая, спокойная. Она удивительно умела улаживать внутренние междуусобные войны;

Тина — двенадцатилетняя девочка, добрая и веселая, самая младшая из сестер на этом празднике.

— Что же случилось перед праздником, почему все так отчаянно волнуются?

Музыкантов все нет!

Вывод : это завязка действия (тетрадь)

  • Прочитайте описание тапёра, которого привела в дом Дуняша. Какие определения будут ключевыми в этом описании?
  • бледный, худощавый, в подержанном мундирчике, вихры темных волос, завивающихся «гнездышками», лицо некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами, большие серые глаза — слиш ком большие для такого худенького детского лица. » Они «смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно»).

–Можно ли всё это описание разделить на части? Сколько их будет?

Можно описание мальчика разделить на две части: описание внешности, описание внутреннего мира

— На что более обращает внимание писатель? (на описание черт лица, глаз)

— Как можно назвать такие лица?
(Хорошо, если ребята из многих опреде лений выделят одно — одухотворенное.)

— Каково ваше первое впечатление о му зыканте?

  • «Застенчив, беден и самолюбив». Имен но таким его увидела добрая Таня Руднева.
  • Умен, серьезен, горд. Об этом говорят его глаза и высокий лоб.
  • Он не допустит насмешки над собой и презрительного отношения.

— Как реагируют домашние на появление в доме этого мальчика?

Попробуем разыграть диалог Лидии и мальчи ка, на что мы обратим внимание при постановке этой сцены? (индивидуальное опережающее задание)

На внутренний мир героев. Высокомерие Лидии, гордость и уверенность мальчика, отметим, как меняется его поведение: на пряженная неловкость позы исчезла, «большие глаза вдруг блеснули гневом и насмешкой» .

И вот Тина ведет мальчика в залу, усажи вает за великолепный рояль.

(Слушание текста со слов: «Реалист взял наугад. » до слов: «…он искал глазами Лидию, но её уже не было в зале»).

  • Как автор передает состояние пианиста, чья голова едва виднелась из-за пюпитра?

При помощи эпитетов, описания лица

  • Каким одним словом можно выразить состояние мальчика?

(Из всех названных учащимися слов выде ляем вдохновение).

  • Как присутствующие реагируют на игру музыканта?

Игра мальчика привлекла слушателей: «зала постепенно заполнилась. »

Отец восклицает: «Какой мастер!», «Прекрасно играете!», «Безбожно заставлять его играть танцы!»

Татьяна восхищена: «Правда отлично игра ет?»

Лидия ушла. (тетрадь)

  • Почему ушла? Помните, при каких обстоятельствах мальчик стал играть?

Его обидела недоверием старшая из сестер — Лидия.

  • Как вы думаете, почему мальчик стал играть «Венгерскую рапсодию», а не какое-то другое произведение. Легко ли мы ответим на этот вопрос, если никогда не слышали произведение? У нас есть такая возможность.

(слушание рапсодии и ответ на тот же вопрос)

Это красивое, очень сложное произве дение. Оно трудное для исполнителя, требует высокого мастерства, музыкальное произведение Листа соответствует настроению мальчика.

— Попробуйте передать характер музыки.

торжественное, утверждающее, серьезное — подчеркивает настроение юного пианиста.

— Как меняется настроение мальчика во время исполнения музыки?

— Скажите, а мог бы писатель на этом закончить рассказ? Какие части можно было бы здесь найти?

  • Кульминацией был бы момент виртуозной игры мальчика,
  • Заключением — победа пианиста.

Но автор, как мы убедились, замечательный психолог, на этом не кончает повествование. Поэтому звучит уже другая музыка. Это марш из «Фауста».

Он раскрывает перед нами двери столо вой и под звуки торжественного марша из «Фауста» ведет к красавице елке, на которой за жигают свечи.

Задание 3 ряду: Докажите фразой из текста, что всю вторую часть рассказа Куприн наполнил музыкой.

Потрясающее зрелище нарядной ёлки удивляет детей. А что ещё придумал писатель, что полнее раскрыть торжественность момента?

Герой — Аркадий Николаевич Руд нев, любитель и знаток музыки, просит сыг рать марш из «Фауста»..

Проверка задания 3 ряда.

Вечер начат: и долго будут звучать валь сы, польки, кадрили, а «перед глазами будут мелькать белые, розовые, голубые платьица, короткие юбочки. русые и черные головки в шапочках из папиросной бумаги».

–Кто же таким образом становится ещё одним героем этого произведения?

  • Музыка стала одним из главных действующих лиц.
  • И не только потому, что ее исполняет юный виртуоз.
  • Без музыки мы не мыслим такой праздник, как Новый год, Ро ждество.

Но тут писатель вводит в дом еще одного гостя. (Определяем, что это своеобразная за вязка второй части рассказа.)

  • Почему появление нового гостя заста вило пианиста повернуть голову к входной двери? Что об этом говорит сам автор?

Мальчик почувствовал волнение, охва тившее всех присутствующих. «Не переставая играть, он увидел, что в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих».

  • Каким мы видим этого человека?
  • Это пожилой господин, «немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн».
  • «Держался он с такой изящной, не уловимо небрежной и величавой простотой, которая свойственна только людям большого света».
  • Что в его облике особенно впечатляло?

Всего замечательнее было его лицо: огромный лоб, изборожденный морщинами, глаза смотрели тяжело, утомленно и недо вольно. Губы энергично и плотно сжаты. Вооб ще лицо было властное и упорное. «Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос. Все это делало характерную голову похожей на льви ную. »

(Откроем портрет композитора, поме щенный на доске, — Антона Григорьевича Ру бинштейна — великого русского композитора, музыканта, известного всему миру).

–Знал ли его Юрий Азагаров?

Да, многие знали его.

–А мы знакомы с этим композитором?

  • Согласитесь со мной, что Куприн не только мастер-психолог, умеющий передать тончайшие переживания человека, но и мас тер портрета? Писатель удивительно точно и ярко передал внешность и характерные особенно сти Рубинштейна глазами своего героя. Вели кий музыкант и композитор словно ожил под его пером.

(Проверка опережающего индивидуального задания: рассказ о Рубинштейне)

— Каково состояние мальчика? Почему ис пуган, изумлен, смущен?

— Как играл мальчик в этот раз? Прочи тайте отрывок выразительно, стараясь пере дать волнение пианиста.

«Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем играл в первый раз. Но понемногу к нему вернулись смелость и вдох новение. Присутствие того властного и не обыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гиб кость и послушность. Он сам чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хоро шо, как в этот раз. »

  • Какова реакция Рубинштейна на игру пианиста?

Постепенно проясняется его хмурое ли цо, смягчается мало-помалу строгое выраже ние губ. И мы знаем почему: мальчик играл превосходно.

  • Вы заметили, что композитор не обмол вился с юным музыкантом ни одним словом? Когда мальчик кончил играть, Рубинштейна уже не было в зале. Как вы думаете, почему?

Вполне вероятно, что великий музыкант вспомнил, слушая игру пианиста, свое детст во, увидел себя выступающим с концертами в Москве, Вене, Лондоне, Будапеште, Берлине. Вспомнил, что в детстве у него не было детст ва, как, вероятно, и у этого скромного талант ливого мальчика с огромными серыми глаза ми на одухотворенном лице.

Может быть, вспомнил, как однажды в Вене, уже достаточно взрослым (ему исполни лось 17 лет) оказался в нужде, просил помощи у Ф.Листа (чью рапсодию сейчас слушал). Но Лист высокомерно отказал, заявив, что талант должен сам пробивать себе дорогу. А как в тот момент ему нужна была поддержка!

Вероятно, подобные мысли могли пронес тись в голове великого маэстро. Волнение вы нудило его покинуть залу. Но Куприн не гово рит об этом читателю, как бы оставляя за ним право самому сделать вывод.

— Как завершается рассказ? Кто, по-ва шему, этот талантливый мальчик?

Писатель не назвал нам его имени. Но мы знаем, сколько учеников было у Рубинштейна, скольким он помог на их трудном пути к славе. Одним из талантливых учеников Рубинштейна был П.И.Чайковский. Но это не о нем, ведь в то время Чайковский уже закончил учебу и работал в Московской консерватории. Известны встречи Рубинштейна с молодым Рахманиновым.

В конечном счете, не так уж важно, кто этот мальчик.

— О чем заставляет задуматься нас писа тель?

— О чём же этот рассказ?

О бедности и богат стве, о добре и милосердии, об отзывчивости и высокомерии, о неожиданных поворотах судьбы, о таланте, который порой требует поддержки и внимания, иначе погибнет. А ещё он о Рождестве, которое может подарить чудо, встречу с чудеснейшими людьми, день, в который могут сбыться самые заветные мечты и желания . (тетрадь)

Вот и ответили мы с вами на вопрос, поставленный в начале урока. Этот рассказ один из цикла рождественских рассказов русских писателей. Верю, что встре ча с героями Куприна сделает нас лучше, отзывчивее на добро и красоту.

“Тапёр” – краткое содержание и анализ рассказа А.И. Куприна

Информация о произведении

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн. Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

Каждому образованному человеку будет полезно хотя бы в сокращении прочитать этот рассказ.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

  • Антон Григорьевич Рубинштейн — знаменитый композитор, дирижёр и музыкальный педагог.
  • Ирина Алексеевна Руднева — урождённая княжна Ознобишина, хозяйка дома, в котором проводится новогодний праздник.
  • Аркадий Николаевич Руднев — её муж, которому в тексте даётся характеристика дамского угодника, игрока, гурмана, щедрого покровителя балетного искусства и любителя шумного общества.
  • Лидия Аркадьевна, Татьяна Аркадьевна, Тина и Катя Рудневы — дочери Ирины и Аркадия. Старшая Лидия характеризовалась автором как строгая и высокомерная особа. Татьяна, напротив, была отзывчивой. Младшие девочки мечтают поставить на место гордую старшую сестру, поэтому обрадовались триумфу тапёра.
  • Аркаша и Митя — сыновья Рудневых.
  • Дуняша — горничная, приведшая в дом тапёра.

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки. Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов. Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру. Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин. Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

  • Случай в судьбе человека. Талант мальчика на первых порах никак не может помочь ему выбраться из нищеты, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут по-настоящему оценить его. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а недостаток средств может привести к их потере, и это ещё больше угнетает тапёра, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливым случаем можно объяснить то, что скучающий композитор, имевший много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и разглядел его способности.
  • Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, по всей видимости, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы достаточно развить свои способности и стать знаменитым. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам понимал это, поскольку считал разговор с мастером священным и никому не доверил сказанные ему слова.
  • Истинное искусство и ремесло. В «Тапёре» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора оно заключалось в одухотворённости. Вдохновлённость, воодушевлённость и артистичность игры талантливого музыканта была так далека от манер бесчувственно играющего исполнителя, что не могла оставить равнодушным никого. Именно вкладывание души в творчество помогло маленькому и скромному человеку обратить на себя внимание сильных мира сего.

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Отзывы читателей

Добрый рассказ Куприна пришёлся по вкусу многим читателям. С ним можно расслабиться, получить приятные эмоции и поверить в чудо.

В книге про мальчика-тапёра чудесно всё. История, подтверждающая, что ничего в жизни не бывает случайным, главный герой, к которому проникаешься симпатией, и, конечно, праздничная атмосфера.

Без пересказа событий можно только сказать, что это очень доброе и тёплое произведение, похожее на сказку и вселяющее надежду на лучшее во всех нас.

Я очень люблю перелистывать страницы до боли знакомого рассказа «Тапёр». Для меня он имеет особенное значение. Благодаря ему, я, наконец, осознала, как важно подходить с любовью к своему делу, и что только так можно добиться чего-то стоящего в жизни.

Рассказ «Тапёр», вышедший из-под пера известного русского писателя Александра Куприна, пропитан чувствами. В нём нет вычурных слов, всё так знакомо, просто, но каким-то волшебным образом ощущаются настроения всех действующих лиц. Доброе и живое произведение побуждает прочесть и другие книги автора.

Кстати, нашёл один интересный факт для себя, связанный с этой книгой. Оказывается, есть вполне себе реальный современный композитор, фамилия которого созвучна тому, как называли музыкантов во второй половине XIX и начале XX века. Его имя Роберт Теппер, почти как тапёр, и он пишет действительно красивую музыку.

Краткое содержание «Тапёр»

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер».

Главные герои

Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.

Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.

Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.

Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.

Другие персонажи

Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.

Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.

Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

« Двенадцатилетняя Тиночка Руднева » чрезвычайно взволнована: « ведь скоро шесть часов, через час » будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям « с холодным и вежливым презрением », и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат « к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей ». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, « кроме особенно торжественных, официальных случаев », и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой « дамского угодника, поклонника и покорителя ».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз « с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений ». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили « за ее ровный характер ». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился « говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями » – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него « мощные, смелые, полные звуки ». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему « рапсодию № 2 ». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.

Заключение

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

После прочтения краткого пересказа «Тапер» рекомендуем ознакомиться с творчеством Куприна.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

09.02.2019

“Тапер”

Куприн А, рассказ “Тапер”

Жанр: святочный рассказ

Главные герои рассказа “Тапер” и их характеристика

  1. Тиночка Руднева. Девочка 12 лет. Бойкая, веселая, подвижная, непоседливая.
  2. Татьяна Руднева. Сестра Тины. Добрая, умная, отзывчивая.
  3. Лидия Руднева. Самая старшая сестра. Надменная, придирчивая, капризная.
  4. Аркадий Николаевич Руднев. Отец семейства. Веселый, шумный, душа компании.
  5. Юрий Азагаров. Мальчик лет 14. Талантливый музыкант. Робкий и несмелый, но гордый.
  6. Антон Рубинштейн. Великий композитор. скучающий, равнодушный, покоренный музыкой Азагарова.

План пересказа рассказа “Тапер”

  1. Беспокойство Тиночки
  2. Сестры Рудневы
  3. Мать и отец
  4. Дуняша бежит за тапером
  5. Приезд гостей
  6. Мальчик-тапер
  7. Рапсодия Листа
  8. Юрий Азагаров
  9. Пожилой, скучающий господин
  10. Снова рапсодия Листа
  11. Антон Рубинштейн.

Кратчайшее содержание рассказа “Тапер” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Перед рождеством в семействе Рудневых случился переполох, забыли пригласить тапера.
  2. Горничная Дуняша привела мальчика, который играл на вечерах, и его посадили за фортепьяно.
  3. Мальчик играл очень хорошо, а гости веселились и танцевали.
  4. Юрий, так звали юного тапера, увидел пожилого господина, которому все оказывали почтение.
  5. Господин попросил Юрия сыграть Листа, а потом отвез его домой на своих санях.
  6. Это был Антон Рубинштейн, а Юрий Азагаров стал известным всей стране композитором.

Главная мысль рассказа “Тапер”
Чудеса случаются и в обычной жизни.

Чему учит рассказ “Тапер”
Рассказ учит верить в себя и свои силы. Учит не сдаваться и идти вперед, несмотря ни на какие трудности. Учит позитивному мышлению. Учит радоваться чужой удаче. Учит помогать другим людям.

Отзыв на рассказ “Тапер”
Мне очень понравился этот рассказ, который можно отнести к святочным, ведь действие его разворачивается под рождество и в нем случается настоящее чудо. Я очень радовалась за мальчика-тапера, который встретил великого композитора и своим талантом привлек его внимание. Очень хочется, чтобы такие чудеса случались как можно чаще.

Пословицы к рассказу “Тапер”
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Одна удача идет, другую ведет.
Талант трудом добывают.
Всякая помощь хороша вовремя.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Тапер”
Двенадцатилетняя Тиночка Руднева вбежала в комнату, где одевались ее сестры, и взволновано стала спрашивать про тапера, которого кажется забыли пригласить.
Старшая сестра Лидия Аркадьевна посмотрела на Тиночку с неудовольствием и сказала, что от нее слишком много шума. Но девочка показала отражению сестры язык и обернулась к другой сестре, Татьяне. Тиночка стала просить ее пойти с ней и помочь, ведь через час уже надо было зажигать елку.
Только в этом году Тина была допущена до подготовки елки и потому сильно волновалась.
В семье Рудневых было много детей и постоянно толпилась молодежь. Мать, Ирина, редко выходила к гостям, а отец Аркадий Николаевич напротив редко появлялся дома, проводя время в Английском клубе. И лишь изредка он приходил домой и называя молодежь “молодыми республиканцами” звал их за город.
Зато Аркадий Николаевич очень любил принимать участие в украшении елки и подготовке подарков. Каждый год Аркадий приглашал на елку оркестр Рябовых, но в этом году случилось так, что Рябова пригласили поздно и он уже дал обещание быть на другой елке.
Аркадий Николаевич рассердился и приказал достать тапера, но в сумятице об этом все забыли.
Когда Тиночка взбудоражила весь дом, слуги стали сваливать вину друг на друга. Но тут появилась Татьяна и мигом послала горничную Дуняшу искать тапера. В это время уже стали прибывать гости и гостиная наполнилась весельем и шумом.
Дуняша долго не возвращалась и Тина изнывала от беспокойства. Она даже предполагала попросить сыграть тетю Соню, но тут камердинер Лука сказал, что Дуняша просит девочек спуститься.
Внизу Дуняша божилась. что нигде не могла найти тапера и привела мальца, который говорил, что много играл на свадьбах и вечерах. Сестры увидели мальчика в костюме гимназиста, который робко стоял у дверей. на вид ему было одиннадцать-двенадцать лет.
Татьяна подошла к мальчик у и спросила сколько ему лет. Мальчик отвечал, что четырнадцать. Татьяна выразила сомнение, что он сможет играть целый вечер, но мальчик просил не волноваться на этот счет и говорил, что ему не привыкать. Оказалось, что он умеет играть кадриль, вальсы и польку.
Расспросы немного рассердили мальчика и он ответил, что еще играет сонаты Бетховена и рапсодии Листа. Лидия продолжала дразнить мальчика и Татьяна решила помочь ему. Она предложила мальчику что-нибудь сыграть, и Тина радостно захлопала в ладоши.
Она потащила мальчика в гостиную и усадила за шикарное фортепьяно. Тот взял нотные тетради и наугад раскрыл одну из них. Обернувшись к Лидии мальчик спросил угодно ли той, что он сыграет вторую рапсодию Листа. Лидия промолчала.
А мальчик положил руки на клавиши и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Его некрасивое лицо вмиг преобразилось, став прекрасным, глаза сделались сияющими.
Зал наполнился слушателями и сам Аркадий Николаевич, большой любитель музыки вышел к музыканту. Он тоже сомневался, что этот “карапуз” сможет отыграть весь вечер, но первым зааплодировал мальчику и протянул руку. Аркадий спросил имя мальчика и узнав, что того зовут Юрий Азагаров, сказал, чтобы тот не стеснялся и если устанет играть, сразу сказал об этом.
Потом Аркадий Николаевич попросил мальчика сыграть марш. и под звуки из “Фауста” стал запускать детей и гостей. Вокруг елки вмиг образовался хоровод.
Потом тапер играл польку и вокруг него закружились в танце молодые люди. Вдруг взволнованный шепот заставил мальчика обернуться. У дверей стоял пожилой господин, изящный и величавый, с удивительным лицом.
Аркадий Николаевич повел гостя в кабинет, именуя его Антоном Григорьевичем и о чем-то на ходу упрашивая.
Юрий играл вальсы, кадрили и польки и в какой-то момент заметил, что Антон Григорьевич скучающе смотрит на него, а Аркадий Николаевич что-то ему нашептывает. Неожиданно равнодушным голосом Антон Григорьевич попросил мальчика снова сыграть рапсодию номер 2.
Юрий начал играть неуверенно, но вскоре смелость вновь вернулась к нему, словно присутствие этого важного господина предало его пальцам необыкновенную гибкость и подвижность. И Юрию казалось, что никогда еще не играл так хорошо.
Мальчик не видел как вдруг прояснилось хмурое чело Антона Григорьевича, а когда при всеобщих аплодисментах закончил, уже не увидел этого человека.
Но тут к нему подошел Руднев и протянул конвертик с деньгами. Он поблагодарил Юрия и сказал, что его довезет до дома Антон Григорьевич. Мальчик начал было возражать, говоря, что может играть весь вечер, но Аркадий прервал его. Он с улыбкой спросил, неужели мальчик не узнал этого человека. Юрий недоуменно смотрел на Руднева. А тот сделав паузу объяснил, что этот пожилой господин Антон Рубинштейн и он заинтересовался игрой Юрия. Аркадий Николаевич поздравил мальчика, говоря, что очень рад тому, что на его елке Юрию выпал такой неожиданный подарок.
Юрий Азагаров теперь известный композитор, а его учитель успокоился навсегда от своей жизни триумфатора. Но никогда Юрий не раскрывал, о чем говорил ему Рубинштейн, в ту морозную рождественскую ночь.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Тапер”

Ссылка на основную публикацию