История создания пьесы Бесприданница Островского

А.Н. Островский “Бесприданница”: описание, герои, анализ произведения

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она – невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она – первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) – кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» – обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» – дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

Анализ «Бесприданница» Островский

Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.

Год написания – 1874-1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема – Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт – экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт – развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт – кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт – развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

История написания

В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

Читайте также:  Любимые герои Толстого в романе Война и мир

И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.

Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бесприданницы».

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

Оглавление

Наша семья

История нашей семьи

Творчество

Наши дети

Страна, город, дом

Заметки

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

3. Творчество

История создания драм «Гроза» и «Бесприданница» | 29.05.2013 в 15:32

Александр Николаевич Островский (1823 — 1886) вошел в историю русской литературы и искусства как основатель русского национального театра.

Он родился в Замоскворечье — старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы, там же прожил большую часть своей жизни. Его родители происходили из духовного сословия: мать умерла рано, и мачеха дала Островскому прекрасное домашнее образование. После окончания гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд, а все свободное время отдавал сочинительству.

После того, как в 1850 году в журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Банкрот» (“Свои люди — сочтемся!«),князь В. Ф. Одоевский, один из самых просвещенных людей своего времени, писатель написал: «Я считаю на Руси три трагедии: „Недоросль“, „Горе от ума“, „Ревизор“; на „Банкроте“ я поставил нумер четвертый».

Островский написал 50 оригинальных и 22 переводных (среди них Шекспир, Сервантес, Гольдони) пьес.

Творческая судьба драматурга сложилась в общем-то вполне удачно. Большинство его пьес, почти сразу после написания ставились на сцене Малого театра в Москве, где в то время блистала целая плеяда выдающихся актеров; Островский вел активную общественную жизнь — основал «Литературный фонд» и «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».

Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» занимают значительное место в драматургии Островского: первая считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, вторая — более позднего, постреформенного периода.

Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Сам Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали „Бесприданницу“ лучшим из всех моих произведений», но после премьеры критики были единодушны: пьеса потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал. Автор рецензии в газете «Голос» сетовал на то, что «Островский игнорирует сильные, героические характеры. В его новых пьесах нравственная личность персонажей падает все ниже и ниже. » — одна из самых знаменитых пьес Островского, в которой блистали такие знаменитые русские актрисы, как М. Н. Ермолова, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, М. И. Бабанова, встретила категорическое непонимание современников.

Только тогда, когда пришло время изменений, новых веяний в искусстве, социальных изменений, для пьесы Островского, опередившего свое время, наступила настоящая жизнь: спустя 18 лет, в 1896 году Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская, которая смогла понять не только хрупкость и поэтичность Ларисы, но и двойственность, надломленность ее характера.

Островский же, как истинный художник, уже тогда видел те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству: если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную, поэтичную Ларису убивал дух торгашества. «Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной. Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы уподобить ее другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира», — говорит Б. Костелянц.

История создания драм “Гроза” и “Бесприданница”

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) вошел в историю русской литературы и искусства как основатель русского национального театра.
Он родился в Замоскворечье – старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы, там же прожил большую часть своей жизни. Его родители происходили из духовного сословия: мать умерла рано, и мачеха дала Островскому прекрасное домашнее образование. После окончания гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на

Related posts:

История создания пьесы “Гроза” А. Н. ОстровскогоА. Н. Островский – величайший русский драматург. Современники стали называть его “Колумбом Замоскворечья”, поскольку главным действующим лицом своих пьес впервые в русской литературе Островский сделал купца – выразителя русской натуры и средоточия народной жизни. По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес, Островский достроил здание, “в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Он окончательно […].

История создания Гроза ОстровскийИстория создания. А. Н. Островский – величайший русский драматург. Современники стали называть его “Колумбом Замоск­воречья”;, поскольку главным действующим лицом своих пьес впер­вые в русской литературе Островский сделал купца – выразителя русской натуры и средоточия народной жизни. По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес, Островский достроил здание, “в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”;. […].

Женские образы (по пьесам “Свои, люди – сочтемся!”, “Гроза”, “Бесприданница”)Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский – драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Пестрая, полная драматизма жизнь открылась читателям и зрителям Александра Николаевича. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, “не […].

История создания и постановкиA. H. Островский Драма “Гроза” История создания и постановки драмы “Гроза” С деятельностью великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823- 1886) связана целая эпоха в развитии русского театра. За сорок лет напряженного труда – с 1847 по 1886 год – им написано около пятидесяти оригинальных пьес. Продолжая лучшие традиции драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островский […].

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМЫ “ГРОЗА”Драма “Гроза” – вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала “Библиотека для чтения” за 1860 год. Основная тема пьесы – борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями. Город Калинов и его обитатели. Город Калинов на Волге – собирательный образ волжских городов – хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся […].

Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского – “Бесприданница”и “Гроза”Если говорить о драматических произведениях и их роли в литературе, то в первую очередь вспоминается творчество А. Н. Островского, поскольку, на мой взгляд, больше никто из писателей не обращался к данной форме так основательно. В своих пьесах драматург затрагивал различные темы, которые волновали и волнуют людей всех времен и народов. Мораль, нравственность, общество – основные […].

Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов и для всего света. А. Н. Островский С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, “для всего народа”. Одними из лучших и […].

Образы купцов в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”А. Н. Островский известен в русской литературе как драматург, впервые выведший на сцену купечество. Выросший в Замоскворечье – традиционном месте жительства купцов, досконально знающий их образ жизни и мысли, Островский на примере жизни русского купечества раскрыл многие проблемы, актуальные для современной ему России. Можно сказать, что Островскому выпало жить в нескольких эпохах. Он застал и […].

Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы. Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость […].

Сравнение произведений А. Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза”1. Вступление. Прочитав пьесы А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”, я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно […].

Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А. Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из “Грозы” и Ларисы Огудало-вой из “Бесприданницы”. В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини […].

Читайте также:  Родители, семья и происхождение Андрея Штольца в романе Обломов

Символика имен в пьесах А. Н. Островского “Гроза”, “Бесприданница” и “Лес”Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в пьесах Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые обертоны греческих и римских имен в […].

Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”. С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему. В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город “темным […].

История создания комедии “Горе от ума” А. С. ГрибоедоваВ историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии “Горе от ума”, хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее. Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия “Горе от ума”, открывшая в 1825 году, вместе с трагедией “Борис Годунов” […].

Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”)Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […].

История создания горе от ума ГрибоедоваИстория создания. В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии “Горе от ума”;, хотя его перу принадлежат и другие произведения, написан­ные ранее (комедии “Молодые супруги”;, “Студент”; и другие). Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произ­ведением стала комедия “Горе от ума”;, открывшая […].

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО (“Гроза”, “Бесприданница”)Два емких художественных символа оп- ределяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в загла- вие мощный стихийный катаклизм, пронес- шийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от из- бытка невостребованных запасов любви ду- шу героини. Второй – это великая река Вол- га, в которую бросилась несчастная […].

Героини пьес островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Снегурочка”Два емких художественных символа заключают в себе главную тему драмы “Гроза”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – […].

“НА ДНЕ”История созданияИстория создания. В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. “На дне”; была задумана раньше, чем “Мещане”;, замысел “Дачни­ков”; обозначился еще до первой премьеры “На дне”;. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: “Затеял еще одну пьесу. Бо­сяцкую. Действующих лиц человек […].

История создания “Ревизора” ГоголяПлан Сюжет, подсказанный Пушкиным Первая премьера “Ревизора” Авторский комментарий к комедии Заключение История создания “Ревизора” Гоголя начинается в 1830-х гг. В этот период автор работал над поэмой “Мертвые души”, и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; “рука дрожит написать… комедию”. Ранее Гоголь уже успешно дебютировал […].

История создания романа “История одного города”Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет (с 1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (1862-1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить […].

История создания “Вишневого сада”План Истоки произведения Оригинальность и своевременность Пьеса, рожденная в муках Художественные методы и стилистика Истоки произведения Очень часто встает вопрос, что же положено в историю создания ” Вишневого сада ” Чехова? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, на рубеже каких эпох творил Антон Павлович. Он родился в XIX веке, менялось общество, менялись люди […].

История создания пьесы “На дне” М. ГорькогоВ начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. “На дне” была задумана раньше, чем “Мещане”, замысел “Дачников” обозначился еще до первой премьеры “На дне”. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: “Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень […].

Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского (по одной из пьес “Гроза” или “Бесприданница”)Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого “жестокого мира” Островский создает в пьесе “Гроза”, ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое […].

Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”?Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Н. Островский Где происходит действие пьесы А. Н. Островского “Гроза”? а. Провинциальный город б. Петербург в. Москва Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского “Гроза”? а. Кудряш б. Калиныч в. Тихон г. Варвара Какой конфликт лежит в основе пьесы А. […].

Почему Островский назвал пьесу “Гроза”?Появление пьесы Островского ” Гроза ” вызвало большой резонанс в обществе. Многочисленные споры об этом произведении не утихают до сих пор. Один из важнейших вопросов, который тревожит многих и современных критиков: “Почему Островский назвал свою пьесу “Гроза”?”. Это очень интересный вопрос и для меня. На самом деле, случайно ли название пьесы именно “Гроза”. ” Ведь […].

Образ города в произведениях А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”А. Н. Островский – величайший драматург XIX века. За годы своего творчества он прошел долгий путь, по мере прохождения которого он находился в постоянном поиске той идеальной составляющей, в коей нуждалось его столетие. Огромную роль играет периодизация – за многие периоды своей творческой жизни он успел не только возвеличить купечество как сословие, способное стать основой […].

История создания и тема по роману Обломов (Гончаров И. А.)Роман “Обломов” создавался более десяти лет. Он был полностью опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. В своем романе Гончаров воссоздал жизнь России в дореформенную эпоху. Основной предмет изображения в этом произведении – русское дворянство. В характере главного героя соединились многие черты всего дворянского сословия в период его угасания. Обломов не нашел применения своим […].

Творческая история создания поэмы “Демон”Поэма “Демон” имеет сложную творческую историю. Более десяти лет своей короткой жизни Лермонтов работал над этим произведением. Первоначальный замысел поэмы относится к 1829 году, когда юному поэту еще не было пятнадцати лет, но и сравнительно незадолго до смерти Лермонтов продолжал вносить отдельные поправки в текст поэмы. Поэт несколько раз прерывал свою работу, а затем снова […].

История создания романа “Отцы и дети” ТургеневаЗамысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. “…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль “Отцов и детей”…” Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом “Современник”. Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о […].

История создания поэмы “Мцыри”История создания поэмы ” Мцыри “, известной романтической поэмы М. Лермонтова, могла бы сама по себе послужить сюжетом для повести. Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем следующие строки: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, […].

История создания поэмы ОБЛАКО В ШТАНАХИстория создания. Результатом поездки по стране в 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) стала поэма “Облако в штанах”; (1915). Полностью впервые поэма опубликована в 1918 году, в предисловии В. Маяковский писал: “Облако в штанах”; (первое имя “Тринадцатый апостол”; зачеркнуто цензурой. Не вос­станавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; “Долой вашу любовь”;, “долой […].

История создания произведения Герцена “Былое и думы”“Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить”. Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла “Былого и дум”. За какие-нибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как “духовная драма” Герцена. Тогда же из […].

История создания сказок Салтыкова-ЩедринаИстория создания. “Сказки”; явились итогом сорокалетней твор­ческой деятельности писателя. Лишь три сказки были созданы в 1869 году, большинство же (всего у Щедрина 32 сказки) написаны с 1882 по 1886 годы. Писатель хотел издать их в виде сборников – брошюр ценой по 3 копейки, чтобы каждый мог их купить. Ведь сказки были написаны для народа, для […].

История создания, тема и идея “Былого и дум” А. И. Герцена“Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить”. Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла “Былого и дум”. За какиенибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как “духовная драма” Герцена. Тогда же из […].

“ВАСИЛИЙ ТЕРКИН”; История созданияИстория создания. Первые главы были опубликованы в 1942 году, хотя имя героя книги – Вася Теркин – было известно значи­тельно раньше, с периода Финской войны. На страницах фронтовой газеты “На страже Родины”; стали появляться стихотворные фелье­тоны об удачливом, ловком бойце, создававшиеся содружеством во­енных писателей, среди которых был и Твардовский. Тогда у него и возник замысел […].

История создания “Тараса Бульбы”Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провел свое детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родного края продолжали интересовать писателя на протяжении всего творческого пути. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Вий” и другие произведения описывают обычаи и ментальность украинского народа. В повести ” Тарас Бульба ” история Украины […].

История создания трагедии “Фауст”Фигура Иоганна Георга Фауста, реально жившего в 16 в. в Германии доктора, интересовала многих поэтов и писателей на протяжении долгих столетий. Известны многочисленные народные легенды и предания, описывающие жизнь и деяния этого чернокнижника, а также десятки романов, поэм, пьес и сценариев. Идея написания “Фауста” пришла к двадцатилетнему Гете в самом начале 70-х гг. 18 в.. […].

“Темное царство” в новое время (о пьесе “Бесприданница” А. Н. Островского)Драматург нередко упоминал место действия своих произведений. Например: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги…” (“Гроза”). В “Бесприданнице” же есть ремарка, указывающая не только на место, но и на время действия: “Действие происходит в настоящее время в городе Бряхимове, на Волге”. В настоящее время – слова эти чрезвычайно знаменательны. В сознании современников семидесятые годы […].

История создания комедии Грибоедова “Горе от ума”Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие друг перед другом поклонение всему иностранному присущее высшему свету того времени в Москве, очень раздражало образованного и умного Грибоедова. Наблюдая на балу, как большинство представителей […].

Читайте также:  Описание внешности и положения Герасима в рассказе Муму

Пьеса Островского «Бесприданница» — анализ

«Бесприданница»

Выдающийся русский писатель и драматург А. Н. Островский создал бессмертное произведение «Бесприданница». Сам автор признавал, что эта пьеса является самым значимым произведением, одним из лучших в его творчестве. Писатель стремился показать, что обществом правят власть имущие и деньги. Правда жизни заслужила резкое порицание многих современников автора. И все же, получившая популярность и признание только после кончины писателя, пьеса была и остается актуальным произведением русской классики. Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ произведения «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Предлагаем ознакомиться с литературоведческим анализом пьесы Островского.

Краткий анализ

Год написания — 1874-1878 г.

История создания — Имеется предположение, что сюжетная линия пьесы взята автором из реальной истории, произошедшей во времена его деятельности мировым судьей.

Тема — Главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества, преобладание денег над настоящими чувствами.

Композиция — Пьеса состоит из 4-х действий. Первое действие — экспозиция, завязка действия — приезд Сергея Сергеевича Паратова. Второе действие — развитие сюжета, жертвенная любовь Ларисы. Третье — кульминация действия, Карандышев дает званый обед, Лариса сбегает на пароход. В четвертом действии происходит развязка — молодая девушка погибает от руки несостоявшегося мужа.

Жанр — Социально-психологическая драма

Направление — Реализм

История создания

А. Н. Островский занимался не только литературной деятельностью. В 70-е годы 19 века ему пришлось исполнять обязанности мирового судьи в Кинешемском уезде. Непременное участие в судебных процессах давало ему возможность быть в курсе криминального положения уезда того периода. Обширный литературный материал, накопленный за время судейской деятельности, Островский использовал для своих произведений. Есть предположение, что сюжетом для «Бесприданницы» послужило одно из таких дел, случившихся в уезде. Суд рассматривал дело по обвинению одного из жителей об убийстве собственной молодой жены. Процесс получил широкую огласку, и писатель взял его за основу своей новой пьесы.

Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Цензура одобрила новое сочинение автора, и пьеса была опубликована. Премьеры пьесы, состоявшиеся на разных сценах театров, потерпели крах, и были резко разгромлены критиками.

После смерти писателя прошло долгих десять лет, прежде чем «Бесприданница» приобрела заслуженный успех и снискала широкую популярность у почитателей таланта Островского.

В пьесе широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Главным моментом является уничижение настоящих нравственных ценностей. Власть имущие, состоятельные купцы и дворяне, увлеченные жаждой наживы, идут по душам мелких людей, не имеющих богатства, с чувством великого превосходства. Стремление к еще большему обогащению застилает им глаза. Им глубоко плевать, что чувствуют люди, стоящие ниже их на социальной лестнице.

Здесь разыгрывается драма молодой девушки, вина которой в том, что она — бесприданница. Лариса Огудалова — молодая, красивая, одаренная девушка. Она способна на настоящие чувства, готова пожертвовать собой во имя любви. Но она бедна, и люди, окружающие ее, не воспринимают девушку всерьез. Все эти Паратовы, Кнуровы, Вожеватовы, и даже полное ничтожество Карандышев, видят в Ларисе лишь игрушку, красивую вещь, которой можно пользоваться и хвастаться ей перед друзьями.

Лариса любит Сергея Сергеевича искренне, по-настоящему. Ради него она готова на все. По первому его слову Лариса сбегает с ним на пароход, оставив незадачливого жениха с его званым ужином. И лишь после вероломства всех этих людей так называемого высшего общества, у нее с глаз спадает пелена. Только теперь она осознает всю низость их поступков. Лариса поняла, что она — никто, и никогда ей не быть другой. Карандышев, убивший свою невесту, стал для нее спасением, избавив Ларису от дальнейших разочарований и бесчестья.

Произведение Островского глубоко затрагивает социальную тему. Писатель показывает действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества. Это общество живет в мире, где все подчинено власти денег. Этот мир, бездушный и безнравственный, настолько низок, что в нем покупается все, даже любовь и человеческие жизни. Романтические мечтания главной героини разбиваются об ужасающую пошлую реальность.

Композиция

Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.

В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.

Четвертое действие — развязка. Лариса узнает о вероломстве и подлости своего возлюбленного, о низости Кнурова и Вожеватова. Девушка в отчаянии, лучшим выходом для нее становится смерть. В это время появляется несостоявшийся муж Ларисы Карандышев. Невеста отказывается от него. и Юлий Капитонович стреляет в девушку из пистолета.

Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.

В пьесе А. Н. Островского описана трагическая судьба главной героини, молодой бедной девушки. Положение ее драматично, она живет во враждебном мире, не находя понимания со стороны окружающих. Лариса Огудалова проживает тяжелую жизнь. Ее возвышенная и романтическая натура пытается бороться с несправедливостью и жестокостью мира. К сожалению, она слишком слаба для такой борьбы и жизнь Ларисы трагически обрывается.

Все это относит пьесу к жанру психологической драмы, отражающей страшную реальность окружающей жизни.

Пьеса великого драматурга злободневна и масштабна. Затронутые в ней глобальные проблемы общества по сей день не утратили своей актуальности, и «Бесприданница» по праву находится на почетном месте мировой классической драматургии.

«Бесприданница» А. Н. Островского. Сценическая жизнь пьесы, экранизации

«Бесприданницу» Александр Николаевич Островский обдумывал и писал несколько лет. Работу он начал в ноябре 1874 года, и завершил ровно четыре года спустя. 26 октября пьеса была отправлена из Москвы в Петербург. Там без каких-либо задержек и трудностей, 28 числа того же месяца она прошла через цензуру. Малый театр, не мешкая, показал ее зрителю уже 10 ноября.

10 ноября 1878 года Москва, Малый театр

Первая постановка пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» была осуществлена в Москве, в Малом театре 10 ноября 1878 года. По мнению большинства рецензентов, пьеса потерпела полнейший провал. Постановка была осуществлена всего за десять дней. Для той поры это было обыкновенным явлением. Например, в 1896 году в Александринском театре в Петербурге, чеховскую «Чайку» поставили за девять дней, и эта постановка также закончилась провалом.

Актриса Гликерия Николаевна Федотова была первой исполнительницей роли Ларисы Огудаловой на московской сцене и особого успеха в этой роли не достигла. Всего Федотова сыграла 29 ролей в пьесах Островского. Роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой драматург предназначал специально для нее. В течение 35 лет она играла роль Катерины в «Грозе».

Садовский Михаил Провович сыграл Карандышева. Вообще у него в театре было амплуа «бытового простака» и «комика». В пьесах Островского он сыграл свыше 60 ролей.

Роль Паратова исполнил Александр Павлович Ленский. Его жизненной и тонкой игрой был впечатлен молодой Константин Сергеевич Станиславский, театральный режиссёр, актёр и реформатор театра. В 1890 году Станиславский сыграет роль Паратова на любительской сцене и будет иметь успех у зрителей.

Ленский показал Паратова как человека страстного, лиричного и меланхоличного. Вероятно, он создавал более благородный образ своего героя, чтобы этим объяснить силу увлеченности Ларисы Паратовым. У Станиславского же Паратов получился противоречивым — актер передавал главным образом противоречие между его внешним изяществом и красотой (которая вызвала всеобщий восторг зрителей) и его внутренней бесчеловечностью.

На премьеру спектакля «Бесприданница» собралась вся Москва, это был бенефис артиста Николая Музиля, который играл роль Робинзона. В зале присутствовал и Фёдор Михайлович Достоевский, все ожидали хорошей пьесы, но не дождались. Через день после премьеры, в газете «Русские ведомости» вышла рецензия, в которой говорилось, что «драматург утомил всю публику». Такого провала на первых представлениях пьес Островского рецензент ни разу не видел за минувшие двадцать лет, хотя провалы случались и ранее.

Через несколько дней после первого представления роль Ларисы в Малом театре перешла к одной из талантливейших актрис в истории этого театра, Марии Ермоловой. Помимо Ларисы, за свою жизнь она успела сыграть целую галерею образов Островского: Василису Мелентьеву, Парашу, Сашу Негину, лучшей ее ролью признается именно Саша Негина. Однако актриса также очень любила и свою Ларису. В том образе Ларисы, который она создала, не было «цыганского» элемента, не было и налета мелодраматизма. Ермолова исполнила свою роль с искренностью и благородством.

Г. Н. Федотова; М. Н. Ермолова (Лариса Огудалова)
А. П. Ленский (Паратов)
М. П. Садовский (Карандышев)
Н. М. Медведева (Харита Огудалова)
И. В. Самарин (Кнуров)
Н. Музиль (Робинзон)

22 ноября 1878 года, Петербург, Александринский театр

В Петербурге «Бесприданница» в первый раз была поставлена на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года с участием Марии Гавриловны Савиной, исполнявшей роль Ларисы. Пьеса имела больший успех, нежели в Москве.

М. Г. Савина (Лариса Огудалова)
А. А. Нильский (Паратов)
А. С. Полонский (Карандышев)
А. М. Читау (Харита Огудалова)
Ф. А. Бурдин (Кнуров)
Н. Ф. Сазонов (Вожеватов)

17 сентября 1896 Петербург, Александринский театр

17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.

Именно Вера Фёдоровна Комиссаржевская по-настоящему открыла роль Ларисы, благодаря своей игре она вернула «Бесприданницу» на подмостки не только Александринского театра, но и в целом на столичную и провинциальную сцену. Сама эпоха вдохнула новую жизнь в этого персонажа. С момента создания пьесы прошло уже 18 лет, это был 1896 год, рубеж веков, происходила ломка мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве.

По словам самой актрисы, в ее героине нет типических цыганских черт, нет отпечатка старой провинции, хотя другие исполнительницы этой роли именно эти черты считали основными в Ларисе. Комиссаржевская играла Ларису по-своему, и признавала, что ее Лариса отличается от той, какую создал Островский. Критика была благосклонна к игре Комиссаржевской. Один из критиков, Юрий Беляев, отмечал, что своим исполнением Комиссаржевская «поднимает престиж» Ларисы — девушки, упавшей до положения «драгоценной безделушки, на которую бросают жребий».

Критик восторгался актрисой, но считал, что она создала образ, разительно отличающийся от героини Островского. Он считал, что Вера Фёдоровна показала Ларису какой-то «белой чайкой», а вовсе не девушкой с кипучей цыганской кровью. Другой критик, Федор Степун, оценил в игре Комиссаржевской то, что с первой же своей фразы («Я сейчас все на Волгу смотрела, как там хорошо на той стороне») она подымает внутренний мир Ларисы на огромную духовную высоту.

Еще один критик, А. Кугель, считал игру Веры Фёдоровны обаятельной, но неправильной. По его мнению, Лариса вышла слишком грустной и элегической. Возможно, это действительно так, что исполнение Комиссаржевской было слишком «надбытовым».

Ведь драма пьесы и состоит в том, что Лариса — сложное существо, и как бы пребывает в двух мирах — своем воображении и в обстоятельствах, в которые ее вовлекают самолюбивые, хищные поклонники, да и ее мать — Харита Игнатьевна.

Экранизации

1912 год. «Бесприданница». Режиссер Кай Ганзен. В ролях: Вера Пашенная, Николай Васильев

1936 год. «Бесприданница». Режиссер Яков Протазанов.

Нина Алисова (Лариса Огудалова)
Анатолий Кторов (Паратов)
Михаил Климов (Кнуров)
Владимир Балихин (Карандышев)

1974 год. «Бесприданница». Режиссер Константин Худяков. В ролях: Татьяна Доронина, Армен Джигарханян

1984 год. «Жестокий романс». Режиссер Эльдар Рязанов

Лариса Гузеева (Лариса Огудалова)
Андрей Мягков (Карандышев)
Алиса Фрейндлих (Харита Огудалова)
Никита Михалков (Паратов)
Виктор Проскурин (Вожеватов)

Скачать презентацию PowerPoint — Сценическая жизнь пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Ссылка на основную публикацию