История создания поэмы Цыганы Пушкина

“Цыганы” – краткое содержание поэмы А.С. Пушкина, история создания

История создания

Поэма была начата Пушкиным в январе 1824 году, в конце ссылки. Окончательная доработка ее проходила уже в октябре того же года в Михайловском. Она является частью цикла южных поэм, не связанных между собой ни сюжетом, ни главными героями. Объединил произведения общий смысл — стремление к свободе.

История создания поэмы «Цыганы» тесно переплетена с событиями в жизни поэта. В ее основу легли наблюдения за жизнью южного края. При этом автобиографический элемент проявляется как соединение жизненных обстоятельств автора и героя.

Предосновой произведения стали странствования Пушкина с цыганским табором в 1821 году. Имя главного персонажа (Алеко) перекликается с именем Александр, и в нем поэт отождествляет себя. Автобиографическое начало определяет дальнейший характер лирической истории. Как и поэт, Алеко не любит душных городов и оков просвещения. Так выражались устойчивые мотивы лирики южного периода.

Персонажи поэмы

Произведение повествует о ветреном цыганском характере и нравах вольного народа. В ней автор затрагивает тему человеческих страстей и на примере отношения персонажей показывает, как свободолюбие, эгоизм и ревность могут изменить судьбу. Главные герои «Цыганы» Пушкина:

  • Алеко. Беглец, желающий открыть для себя вольный мир. Безумно влюблен в цыганку Земфиру, которую ревнует и боится потерять.
  • Земфира. Простая дикая цыганка, которая не стесняется выражать свои чувства и не может жить без настоящей любви. Обожает играть на чувствах и ценит личную свободу.
  • Отец Земфиры. Мудрый старый цыганин с жизненным опытом, глава маленькой цыганской семьи (он и дочь Земфира). Живет по совести и не стремится к осуждению других. Добр, кроток, незлоблив и великодушен.
  • Молодой цыган. Новый возлюбленный Земфиры, который погибает от руки ревнивого соперника.

Краткое содержание

Полное произведение поэмы можно осилить за 15−20 минут. На знакомство с кратким содержанием «Цыганы» Пушкина уйдет около 5 минут. Этого будет достаточно, чтобы понять суть произведения, однако при наличии свободного времени лучше прочитать поэму целиком.

Цыганский табор «шумною толпою» кочует по живописным степям Бессарабии. Вечер, у костра готовится ужин, невдалеке отдыхают лошади, за шатром лежит ручной медведь. Понемногу все успокаивается, затихает. Лишь в одном шатре не может заснуть старый цыган. Он ожидает дочь Земфиру, которая ушла на прогулку. Она возвращается не одна. Рядом с ней — юноша, которого цыганка встретила за курганом и позвала с собой.

Выясняется, что молодого человека зовут Алеко, он скрывается от закона и хочет стать цыганом. Отец девушки приглашает его пожить в таборе столько, сколько нужно. После ночного отдыха табор приходит в движение и трогается с места. У Алеко сжимается сердце при взгляде на опустевшую равнину. Земфира интересуется причиной его тоскливых мыслей, она думает, что он грустит по былому. Однако Алеко убеждает ее, что причина не в этом. Он рад вырваться из плена города.

В прежней жизни Алеко не было любви, а значит — радости. Он не сожалеет ни о чем и считает единственной целью своей жизни — быть рядом с Замфирой, краса которой покорила с первого взгляда. Старик слышит их разговор и делится с молодыми людьми старинным преданием о поэте, который был сослан правителем в степи Бессарабии. Несмотря на внимание и любовь местных жителей, красоту природы, поэт так и не смог забыть родину и томился в неволе. Алеко узнает в герое предания Овидия, поражается превратностям человеческой жизни.​

Два года Алеко путешествует вместе с табором. Юноша зарабатывает тем, что водит медведя по деревням. При этом он доволен жизнью и никогда не жалеет о своем выборе. Однажды он слышит песню Земфиру и по ее содержанию понимает, что она его разлюбила. Ночью девушка будит отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне, но его любовь ей не мила, а сердце требует воли. Просыпается Алеко и зовет Земфиру.

Юноша рассказывает, что ему снится сон об измене Земфиры. Она уговаривает его не верить обманчивым ночным грезам. Старый цыган зовет Алеко на откровенный разговор. Он просит молодого человека не грустить понапрасну. Алеко признается, что негативные чувства вызваны равнодушием Земфиры. Однако ее отец говорит, что женские чувства непредсказуемы. Никто не может заставить полюбить или разлюбить. Нужно идти на уступки и уметь вовремя отпустить человека.

Однако Алеко безутешен. Он тоскует и вспоминает время, когда был любим. В утешение старик рассказывает ему историю своей молодости. Он был влюблен в роскошную Мариулу, от которой удалось добиться взаимности. Но чувства молодой женщины быстро угасли и она ушла с другим табором, оставив ему маленькую Земфиру. Алеко спросил, почему же цыган не отомстил за себя? Как не вонзил кинжал в сердце обидчика и простил неверность?

Старик ответил, что никто не в силах удержать любовь. Никто не знает, что будет дальше, а былое точно нельзя вернуть. Алеко говорит, что он не такой. Он не готов мириться с изменой и обязательно бы получил удовольствие от мщения. Его возлюбленная в это время на свидании с другим цыганом. Влюбленные договариваются встретиться поздним вечером, после захода луны. В роковую ночь Алеко будит тревога. Он не находит рядом Земфиру и выходит из шатра.

В сонном молчании, при свете южных звезд Алеко удается разглядеть след, ведущий за курганы. Ступая по нему, он приходит к месту свидания и слышит голоса влюбленных, которые никак не могут разлучиться. Он узнает Земфиру, которая умоляет нового возлюбленного бежать. В ярости несчастный влюбленный вонзает нож в тело соперника. Земфира в ужасе узнает Алеко и проклинает его. Юноша убивает и ее.

До рассвета Алеко сидит у холма на ковре из трав, с окровавленным ножом в руке. Так, с трупами рядом, и застали его соплеменники. Они простились с молодыми людьми и вырыли для них могилы. После прощального обряда отец Земфиры обратился к Алеко. Он сказал, чтоб он оставил кочевой табор. Цыгане не хотят жить с гордым человеком, который требует воли лишь для себя.

Вскоре табор скрылся за горизонтом. Осталась только одинокая телега на колесах, под крышей которой больше никто не ночевал. В эпилоге Пушкин вспоминает, как встречал мирные телеги цыган и жил среди них.

О романтическом жанре

Поэма написана поэтом в годы роста оппозиционных настроений в России. Отражением их в литературе стал байронизм, воспринимаемый как протест против крепостнического строя. Пушкин стал зачинателем романтического жанра в русской литературе. Каковы же его особенности и основные черты?

В героических эпопеях главными становились события исторической и социальной важности. В связи с этим их сюжеты были богаты обилием эпизодов, отступлений. В романтической поэме сюжет имеет уклон в сторону новеллы. Основные события разворачиваются вокруг жизни одного лица, не всегда положительного.

Чаще всего главным событием в жизни персонажа является любовь, а число действующих лиц немногочисленно. В центре повествования — герой, его возлюбленная и соперник.

Действия развиваются в экзотической обстановке, все внимание автора приковано к душевным переживаниям главного героя. Все отступления способствуют раскрытия характера и внутреннего мира основного персонажа.

Сюжетная схема произведений в романтическом жанре раскрывается стандартно. Чувства героев находят препятствие в лице третьего человека. Возникающий при этом конфликт заканчивается гибелью героини, антагониста, а иногда и самого героя. Сюжет может обыгрываться по-разному, но основная структура произведений выглядит именно так.

Поэма «Цыганы» выдержана в духе указанных выше положений. В центре внимания — цыган Алеко, романтические переживания которого становятся причиной гибели цыганки Земфиры и ее возлюбленного. Последовательность событий описана рядом этапов:

  • Городская жизнь Алеко.
  • Добровольный уход из города.
  • Встреча с Земфирой и вступление в табор.
  • Алеко узнает об измене молодой цыганки.
  • Убийство Земфиры и ее возлюбленного от руки ревнивца.
  • Изгнание из табора.

Пушкин сразу вводит читателей в самый эпицентр событий, создавая драматическую ситуацию. Прошлое и будущее героя закрыты романтической полумглой. В центре внимания — один красочный эпизод его жизни. В соответствии с этим автор раскрывает характер Алеко только с той стороны, которую хотел продемонстрировать читателям. Это страстная порывистая натура, отчасти эгоистичная.

О внешности Алеко можно судить по таким кратким отрывкам: экспрессивность взгляда, меняющиеся цвет лица, взгляды, жесты. Характеристику внешности Земфиры автор не дал в тексте книги. О ее облике известно кратко то, что цыганка черноокая. Пушкин неравнодушен к судьбе лирического персонажа. Его эмоциональная заинтересованность находит отражение в разных формах: отступлениях, коротких вопросах, воспоминаниях.

Анализ произведения

Сюжет «Цыгане» Пушкина незамысловат. Через все произведение проходит единственная сюжетная линия и три главных героя. Земфира увлекается мужчиной, который успел получить жизненный опыт и устал от насущного бытия. Плененный красотой знойной цыганки, он бросает все и прибивается к табору. Юноша не рассказывает о прошлом, однако, судя по городам, где он побывал, и людям, с которыми общался, можно предположить, что оно было непростым.

Возможно, вступление в табор — попытка убежать от прошлого, в котором Алеко не было места. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет почему. Два года беглец был рядом с Земфирой. Ей пришлось нисходить до этих отношений, поскольку пылкие чувства в душе быстро прошли. Когда же к ней пришло настоящее чувство, то избранником оказался такой же простой и молодой цыган, как она сама. Застав возлюбленную в объятиях соперница, оскорбленный в чувствах Алеко совершил двойное убийство.

Цыгане в поэме Пушкина предстают робкими людьми. Они не живут по закону и потому не устраивают суда над Алеко. Одни даже не упрекнули его в ужасном поступке. Все это не из-за нравственных соображений, а из-за робости души. Им не свойственно насилие и жестокость. По этой причине они даже не изгоняют Алеко, а сами покидают его. Отец Земфиры дважды говорит «оставь нас», однако это скорее не требование уйти из табора, а просьба не сопровождать его дальше.

Анализ «Цыган» Пушкина дает возможность уточнить следующие моменты:

  • жанр — романтическая поэма (позаимствован поэтом у Байрона);
  • в поэме 10 частей, 9 из них написаны четырехстопным ямбом, песня Земфиры — двухстопным;
  • композиционно повествование строится вокруг песни Земфиры, которая является кульминацией конфликта;
  • в поэме Пушкин противопоставил трудовому народу вольное общество, которое не трудится и не соблюдает общественный порядок;
  • поэт показал, что романтическая свобода и любовь к вольной жизни не гарантирует счастья;
  • в произведении нет положительных литературных образов, поэт критикует устаревший идеал — образ романтического героя и свободу в любви, общественной жизни.

Поэма создавалась в момент возрастания интереса людей к быту и труду людей разных племен и положений. В этом направлении поэт сделал важный шаг. Неслучайно произведение было одобрено литераторами, декабристами, передовыми европейскими критиками.

«Цыгане» вдохновили Мериме на создание «Кармен», Рахманинова — на написание оперы «Алеко». Песня «птичка божия не знает… за весной, красой природы лето знойное придет» вошла во многие детские хрестоматии.

Поэма Цыганы Пушкина: краткое содержание

Истории любви и свободы – вечная и бездонная тема для многих романов и стихов. Кто не любил или не страдал, кто не искал сладкого плена или свободы от общественных оков? Из поэмы, которую написал Пушкин, Цыганы можно будет узнать все об этих бурных чувствах и эмоциях….

История создания

История создания поэмы «Цыганы» Пушкина начинается со ссылки под Кишинев, где он впервые так близко узнал быт цыган, и отразил его в своих стихах. Его удивила свобода в отношениях между мужчинами и женщинами и философское понятие цыган о свободе чувств, ведь цивилизованный человек вкладывает в понятие любви столько ограничений и требований. У поэмы «Цыганы» Пушкина год написания совпадает с временем ссылки – 1823 – 1824 годы.

Краткое содержание

Для того времени сюжет «Цыганы» Пушкина не совсем традиционен. Сначала все обычно – в кочующий стан цыган приходит молодой человек, он напоминает Печорина или Онегина, пресыщенный светом и его уловками, ищущий свободы и отдыха, чистой любви и настоящих людей.

Земфира, дочь старого цыгана, влюбляется в Алеко и становится его женой. Отец не мешает влюбленным, не учит и не запрещает.

Несколько счастливых лет проходят в любви, путешествии, заботе о хлебе. Но именно в этот момент меняется привычная линия романтических поэм.

В поэзию кочевой жизни врывается реальная жизнь и проверяет героя на прочность. Гениальность Пушкина в том, что его герои Алеко и Земфира не остались картонными образами романтиков, а превратились в живых и трагических персонажей.

После того, как юная жена признается сначала в песне, а потом открыто, что полюбила другого, герой из Манфреда превращается в Отелло при цыганке Земфире. Он забывает, что сам провозглашал свободу и честность, не слышит грустной истории любви отца жены о том, как он остался с брошенной ветреной матерью маленькой дочкой, но сохранил любовь в своем сердце.

В финале Алеко подстерегает любовников и убивает сначала мужчину, затем неверную жену. Цыгане в лице отца Земфиры обвиняют его в гордости и эгоизме, а также желании воли только для себя. Они бросают его с телегой и уходят по своему пути. Но и Алеко исчезает.

Краткая и емкая характеристика Алеко

Пушкину захотелось поселить ставшего уже популярным, благодаря Байрону и прочим романтикам, героя, уставшего от общества и его ограничений в чистую среду. Алеко, будущий муж Земфиры, попав к детям степей провозглашает, что связи с прошлым и миром городов порваны. Он не хочет врать себе и другим, ищет простоты чувств и свободы от суеты наук и толпы. Цыгане привлекают его именно внутренней свободой и детской искренностью. Герой хочет любить открыто и жить без условностей.

Внимание! Но как только мечты сталкиваются с реальными проявлениями этой нравственной свободы и призывами к чувственным порывам, герой вспоминает все надоевшие ему идеал

Земфира

Юная красавица Земфира – настоящее дитя любви и природы. Она непосредственна в своих привязанностях. Едва увидев Алеко, цыганка приводит его в семью и в свой дом, а потом вообще отдает ему сердце.

Если иногда ее тревожит страх, что возлюбленный покинет ее ради прошлой жизни, и она тут же делится своими переживаниями. Гневные проповеди Алеко о низости и грязи городов успокаивают ее.

И едва девушка почувствовала в сердце другую любовь, то и об этом не смогла молчать сначала поет о своих новых чувствах, потом признается в желании уйти к другому, и отправляется, не таясь на свидание. От непонимания того, как может быть иначе, девушка ведет себя, как мать, бросившая ее ради новой любви. Земфира видит, что отец признал право любимой уйти, если все прошло, и сама уходит так же легко.

Анализ произведения

Итак, ревнивец из поэмы «Цыганы», губящий сразу две молодые жизни поступает так только из-за чувства оскорбленной гордости, ведь его посмели бросить. Он написан словно в пику всем романтическим героям, и в частности Байрону. Эти персонажи горели от ненависти и презрения к обществу и его обманчивым идеалам. Они убегали в горы и поля, слали небесам проклятия с призывами излить свою ярость на эти прибежища порока.

Герои-романтики искали у природы истины и естественности, она примиряла их с миром, давала идеал. Алеко также скучает и тоскует от того, что все познал и перечувствовал. Он много страдал и теперь хочет покоя. Но когда мужчина попадает в тот мир, который считал идеальным, открывается его истинное лицо.

Гений автора выше романтических условностей, однобоких характеристик и обманов. Он рисует ситуацию, показывающую, что человек не умеющий построить отношения в своем круге, не нашедший друзей и любовь в своем мире, не способен делать это в новом.

Все то демоническое, косное и низменное, в котором Алеко обвиняет окружающее общество, находится в нем самом и проявляется при первых трудностях. Как только любимая хочет уйти он сразу же вспоминает о праве собственности мужчины на отдавшуюся ему женщину, о гордости мужской, поруганной изменой.

Внимание! Именно гордость, а не несчастная любовь и приводит к трагедии, и цыгане, сохранившие детские черты характера видят истинную причину и не смиряются с ней.

Особенности цыганской души

Вообще у Пушкина цыганы главные герои сильны, свободны, щедры и доверчивы, как дети. И вместе с тем, люди до краев наполнены мудростью, собирая ее по крупинкам ото всех, с кем встречаются на своем пути, и перерабатывая под свои идеалы.

Показательна история старика об Овидии, который в этих краях, обласканный любовью и заботой, горько страдал в тоске по родине. Мудрый цыган видит Алеко насквозь и говорит о том, что от себя сбежать невозможно – человек везде приносит свой внутренний мир с его кошмарами и проблемами.

Читайте также:  Книга - сочинение-рассуждение

В противовес Алеко, Земфира и ее отец не видят зла в других и не бегут от мира. Они живо реагируют на людей, радостно ищут встречи и доверчиво слушают чужие истории. Законы общества, частной собственности, брака не интересуют их и им не понятны. Цыгане принимают пришлого человека, как родного и равного, его метания не затрагивают героев. Удивлена и очарована только Земфира, но и она скоро разлюбила и променяла Алеко на своего.

Трагические персонажи по Пушкину

Страшный поступок, когда любящий человек хочет лишь мести любимому, а не счастья, пусть и далеко от него. Эти эмоции приписываются Пушкиным большинству, так называемых трагических персонажей, ставшим популярным в годы всеобщего сплина и тоски, покорившим высший свет.

Эти молодые люди носили трагические маски, томно вздыхали и ругали современное им общество с его не правильными и низкими устоями и правилами. Они стремились вернуться в «золотой век» где жилось смело и дерзко, чувства были настоящими, а люди искренними. Пушкин на примере своего героя показывает, что могут они принести в этот золотой мир – горе и смерть.

Поэма Цыганы, краткий анализ

Пушкин, поэма Цыганы, краткое содержание

Вывод

Все эти мотивы и настроения позволяют сказать,что Цыганы жанр романтическим поэм, ведь в ней есть все необходимое. Трагические и яркие герои, несчастная история любви, смерть, конфликт общества и героя, любви и неверности, душевные метания и эмоциональный финал.

“Цыганы” – краткое содержание поэмы А.С. Пушкина, история создания

Первая южная ссылка считается романтическим этапом в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Период 1820—1823 годов отмечен поездками по Крыму, армейской школой в Кишиневе, богатую на события жизнь в Одессе. В этот период выходит поэма «Цыганы» Пушкина. Краткое содержание для читательского дневника знакомит с основным замыслом и персонажами произведения.

История создания

Поэма была начата Пушкиным в январе 1824 году, в конце ссылки. Окончательная доработка ее проходила уже в октябре того же года в Михайловском. Она является частью цикла южных поэм, не связанных между собой ни сюжетом, ни главными героями. Объединил произведения общий смысл — стремление к свободе.

История создания поэмы «Цыганы» тесно переплетена с событиями в жизни поэта. В ее основу легли наблюдения за жизнью южного края. При этом автобиографический элемент проявляется как соединение жизненных обстоятельств автора и героя.

Предосновой произведения стали странствования Пушкина с цыганским табором в 1821 году. Имя главного персонажа (Алеко) перекликается с именем Александр, и в нем поэт отождествляет себя. Автобиографическое начало определяет дальнейший характер лирической истории. Как и поэт, Алеко не любит душных городов и оков просвещения. Так выражались устойчивые мотивы лирики южного периода.

Персонажи поэмы

Произведение повествует о ветреном цыганском характере и нравах вольного народа. В ней автор затрагивает тему человеческих страстей и на примере отношения персонажей показывает, как свободолюбие, эгоизм и ревность могут изменить судьбу. Главные герои «Цыганы» Пушкина:

  • Алеко. Беглец, желающий открыть для себя вольный мир. Безумно влюблен в цыганку Земфиру, которую ревнует и боится потерять.
  • Земфира. Простая дикая цыганка, которая не стесняется выражать свои чувства и не может жить без настоящей любви. Обожает играть на чувствах и ценит личную свободу.
  • Отец Земфиры. Мудрый старый цыганин с жизненным опытом, глава маленькой цыганской семьи (он и дочь Земфира). Живет по совести и не стремится к осуждению других. Добр, кроток, незлоблив и великодушен.
  • Молодой цыган. Новый возлюбленный Земфиры, который погибает от руки ревнивого соперника.

Краткое содержание

Полное произведение поэмы можно осилить за 15−20 минут. На знакомство с кратким содержанием «Цыганы» Пушкина уйдет около 5 минут. Этого будет достаточно, чтобы понять суть произведения, однако при наличии свободного времени лучше прочитать поэму целиком.

Цыганский табор «шумною толпою» кочует по живописным степям Бессарабии. Вечер, у костра готовится ужин, невдалеке отдыхают лошади, за шатром лежит ручной медведь. Понемногу все успокаивается, затихает. Лишь в одном шатре не может заснуть старый цыган. Он ожидает дочь Земфиру, которая ушла на прогулку. Она возвращается не одна. Рядом с ней — юноша, которого цыганка встретила за курганом и позвала с собой.

Выясняется, что молодого человека зовут Алеко, он скрывается от закона и хочет стать цыганом. Отец девушки приглашает его пожить в таборе столько, сколько нужно. После ночного отдыха табор приходит в движение и трогается с места. У Алеко сжимается сердце при взгляде на опустевшую равнину. Земфира интересуется причиной его тоскливых мыслей, она думает, что он грустит по былому. Однако Алеко убеждает ее, что причина не в этом. Он рад вырваться из плена города.

В прежней жизни Алеко не было любви, а значит — радости. Он не сожалеет ни о чем и считает единственной целью своей жизни — быть рядом с Замфирой, краса которой покорила с первого взгляда. Старик слышит их разговор и делится с молодыми людьми старинным преданием о поэте, который был сослан правителем в степи Бессарабии. Несмотря на внимание и любовь местных жителей, красоту природы, поэт так и не смог забыть родину и томился в неволе. Алеко узнает в герое предания Овидия, поражается превратностям человеческой жизни.​

Два года Алеко путешествует вместе с табором. Юноша зарабатывает тем, что водит медведя по деревням. При этом он доволен жизнью и никогда не жалеет о своем выборе. Однажды он слышит песню Земфиру и по ее содержанию понимает, что она его разлюбила. Ночью девушка будит отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне, но его любовь ей не мила, а сердце требует воли. Просыпается Алеко и зовет Земфиру.

Юноша рассказывает, что ему снится сон об измене Земфиры. Она уговаривает его не верить обманчивым ночным грезам. Старый цыган зовет Алеко на откровенный разговор. Он просит молодого человека не грустить понапрасну. Алеко признается, что негативные чувства вызваны равнодушием Земфиры. Однако ее отец говорит, что женские чувства непредсказуемы. Никто не может заставить полюбить или разлюбить. Нужно идти на уступки и уметь вовремя отпустить человека.

Однако Алеко безутешен. Он тоскует и вспоминает время, когда был любим. В утешение старик рассказывает ему историю своей молодости. Он был влюблен в роскошную Мариулу, от которой удалось добиться взаимности. Но чувства молодой женщины быстро угасли и она ушла с другим табором, оставив ему маленькую Земфиру. Алеко спросил, почему же цыган не отомстил за себя? Как не вонзил кинжал в сердце обидчика и простил неверность?

Старик ответил, что никто не в силах удержать любовь. Никто не знает, что будет дальше, а былое точно нельзя вернуть. Алеко говорит, что он не такой. Он не готов мириться с изменой и обязательно бы получил удовольствие от мщения. Его возлюбленная в это время на свидании с другим цыганом. Влюбленные договариваются встретиться поздним вечером, после захода луны. В роковую ночь Алеко будит тревога. Он не находит рядом Земфиру и выходит из шатра.

В сонном молчании, при свете южных звезд Алеко удается разглядеть след, ведущий за курганы. Ступая по нему, он приходит к месту свидания и слышит голоса влюбленных, которые никак не могут разлучиться. Он узнает Земфиру, которая умоляет нового возлюбленного бежать. В ярости несчастный влюбленный вонзает нож в тело соперника. Земфира в ужасе узнает Алеко и проклинает его. Юноша убивает и ее.

До рассвета Алеко сидит у холма на ковре из трав, с окровавленным ножом в руке. Так, с трупами рядом, и застали его соплеменники. Они простились с молодыми людьми и вырыли для них могилы. После прощального обряда отец Земфиры обратился к Алеко. Он сказал, чтоб он оставил кочевой табор. Цыгане не хотят жить с гордым человеком, который требует воли лишь для себя.

Вскоре табор скрылся за горизонтом. Осталась только одинокая телега на колесах, под крышей которой больше никто не ночевал. В эпилоге Пушкин вспоминает, как встречал мирные телеги цыган и жил среди них.

О романтическом жанре

Поэма написана поэтом в годы роста оппозиционных настроений в России. Отражением их в литературе стал байронизм, воспринимаемый как протест против крепостнического строя. Пушкин стал зачинателем романтического жанра в русской литературе. Каковы же его особенности и основные черты?

В героических эпопеях главными становились события исторической и социальной важности. В связи с этим их сюжеты были богаты обилием эпизодов, отступлений. В романтической поэме сюжет имеет уклон в сторону новеллы. Основные события разворачиваются вокруг жизни одного лица, не всегда положительного.

Чаще всего главным событием в жизни персонажа является любовь, а число действующих лиц немногочисленно. В центре повествования — герой, его возлюбленная и соперник.

Действия развиваются в экзотической обстановке, все внимание автора приковано к душевным переживаниям главного героя. Все отступления способствуют раскрытия характера и внутреннего мира основного персонажа.

Сюжетная схема произведений в романтическом жанре раскрывается стандартно. Чувства героев находят препятствие в лице третьего человека. Возникающий при этом конфликт заканчивается гибелью героини, антагониста, а иногда и самого героя. Сюжет может обыгрываться по-разному, но основная структура произведений выглядит именно так.

Поэма «Цыганы» выдержана в духе указанных выше положений. В центре внимания — цыган Алеко, романтические переживания которого становятся причиной гибели цыганки Земфиры и ее возлюбленного. Последовательность событий описана рядом этапов:

  • Городская жизнь Алеко.
  • Добровольный уход из города.
  • Встреча с Земфирой и вступление в табор.
  • Алеко узнает об измене молодой цыганки.
  • Убийство Земфиры и ее возлюбленного от руки ревнивца.
  • Изгнание из табора.

Пушкин сразу вводит читателей в самый эпицентр событий, создавая драматическую ситуацию. Прошлое и будущее героя закрыты романтической полумглой. В центре внимания — один красочный эпизод его жизни. В соответствии с этим автор раскрывает характер Алеко только с той стороны, которую хотел продемонстрировать читателям. Это страстная порывистая натура, отчасти эгоистичная.

О внешности Алеко можно судить по таким кратким отрывкам: экспрессивность взгляда, меняющиеся цвет лица, взгляды, жесты. Характеристику внешности Земфиры автор не дал в тексте книги. О ее облике известно кратко то, что цыганка черноокая. Пушкин неравнодушен к судьбе лирического персонажа. Его эмоциональная заинтересованность находит отражение в разных формах: отступлениях, коротких вопросах, воспоминаниях.

Анализ произведения

Сюжет «Цыгане» Пушкина незамысловат. Через все произведение проходит единственная сюжетная линия и три главных героя. Земфира увлекается мужчиной, который успел получить жизненный опыт и устал от насущного бытия. Плененный красотой знойной цыганки, он бросает все и прибивается к табору. Юноша не рассказывает о прошлом, однако, судя по городам, где он побывал, и людям, с которыми общался, можно предположить, что оно было непростым.

Возможно, вступление в табор — попытка убежать от прошлого, в котором Алеко не было места. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет почему. Два года беглец был рядом с Земфирой. Ей пришлось нисходить до этих отношений, поскольку пылкие чувства в душе быстро прошли. Когда же к ней пришло настоящее чувство, то избранником оказался такой же простой и молодой цыган, как она сама. Застав возлюбленную в объятиях соперница, оскорбленный в чувствах Алеко совершил двойное убийство.

Цыгане в поэме Пушкина предстают робкими людьми. Они не живут по закону и потому не устраивают суда над Алеко. Одни даже не упрекнули его в ужасном поступке. Все это не из-за нравственных соображений, а из-за робости души. Им не свойственно насилие и жестокость. По этой причине они даже не изгоняют Алеко, а сами покидают его. Отец Земфиры дважды говорит «оставь нас», однако это скорее не требование уйти из табора, а просьба не сопровождать его дальше.

Анализ «Цыган» Пушкина дает возможность уточнить следующие моменты:

  • жанр — романтическая поэма (позаимствован поэтом у Байрона);
  • в поэме 10 частей, 9 из них написаны четырехстопным ямбом, песня Земфиры — двухстопным;
  • композиционно повествование строится вокруг песни Земфиры, которая является кульминацией конфликта;
  • в поэме Пушкин противопоставил трудовому народу вольное общество, которое не трудится и не соблюдает общественный порядок;
  • поэт показал, что романтическая свобода и любовь к вольной жизни не гарантирует счастья;
  • в произведении нет положительных литературных образов, поэт критикует устаревший идеал — образ романтического героя и свободу в любви, общественной жизни.

Поэма создавалась в момент возрастания интереса людей к быту и труду людей разных племен и положений. В этом направлении поэт сделал важный шаг. Неслучайно произведение было одобрено литераторами, декабристами, передовыми европейскими критиками.

«Цыгане» вдохновили Мериме на создание «Кармен», Рахманинова — на написание оперы «Алеко». Песня «птичка божия не знает… за весной, красой природы лето знойное придет» вошла во многие детские хрестоматии.


Прозрение о пушкинской поэме Цыганы

“И враги человеку – домашние его” (Мф. 10: 35-36)

Пушкинистика нашего времени, располагая обширным историческим, литературным, критическим и – самое главное – биографическим материалом, связанным с жизнетворчеством величайшего поэта России, иногда упускает из виду (не придаёт должного значения) психологическим особенностям личности А.С. Пушкина, что приводит порой к неточному (или не полному) истолкованию его произведений. Ситуацию эту можно и должно исправить путём ухода от штампов культурной парадигмы прошлого столетия, а также изменив личное отношение к означенному объекту исследования. Основной задачей данной работы стало рассмотрение психологического подтекста «последней южной поэмы» А.С. Пушкина «Цыганы» в свете событий 1824-го года, повлиявших не только на замысел произведения, но и на всю дальнейшую мирскую и творческую судьбу её автора.
О поэме «Цыганы», завершённой поэтом в 1824-м году во время «михайловской ссылки», среди исследователей и критиков XIX и начала XX столетий сложились довольно разнообразные суждения. Один из первых её читателей П. А. Вяземский видит в Алеко «гражданина общества и добровольного изгнанника его, недовольного питомца образованности прототип поколения нашего»[9], а его желание делить тяготы цыганской жизни объясняет «своевольной прелестью, которую находит он в независимом житье-бытье их сообщества» [Там же]. Ф.М. Достоевский с народнических позиций утверждает, что « в Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем» [Там же]. Апологет культуры Д. С. Мережковский, рефлексируя по поводу «Цыган», высказывает следующее мнение: « Культурный человек воображает, что может вернуться к первобытной простоте, к беззаботной жизни Божьей птички . Он обманывает себя, не видит или не хочет видеть неприступной бездны, отделяющей его от природы» [Там же].
Общим местом всех этих весьма авторитетных суждений является указание на почти философскую глобальность проблемы взаимоотношения человека цивилизации и «человека естественного», лежащую, по их мнению, в основании пушкинских «Цыган». С таким подходом отчасти можно согласиться, однако не следует забывать, что Пушкин в первую очередь был поэтом, для которого личное (интимное) начало произведения куда более важно, чем философские размышления на общую тему. В «Цыганах» это личное начало, безусловно, присутствует. Попробуем определить его природу.
Традиционная, больше похожая на легенду, версия о возникновении замысла поэмы широко известна. Летом 1821-го года в пору «южной ссылки» близ села Долны Пушкин встречает цыганский табор. У старосты табора обнаруживается красавица дочь Земфира, которая сразу же становится объектом любви поэта. Пушкин некоторое время живёт вместе Земфирой и её отцом в таборе. Затем молодая цыганка сбегает. Пушкин тщетно ищет её, а после узнаёт из письма, что Земфира убита любовником из ревности.
Подтвердить или опровергнуть реальность, ставшей притчей во языцех, истории теперь вряд ли возможно. Предположим, что эпизод встречи с табором и молодой цыганкой действительно имел место в молдавской биографии поэта и даже поверим, что именно он повлёк за собой начало работы над поэмой. Пусть будет так. И всё же данное «романтическое» обстоятельство ещё не раскрывает всей семантики поэмы, структура которой многим сложнее и глубже.
И так, в начале августа 1824-го года Пушкин, отстраненный от службы «высочайшим велением», прибывает в родовое поместье Михайловское, где его ожидает семья. С собой он привозит черновик неоконченной поэмы «Цыганы». Чем встречают поэта родные? «Приезд Пушкина домой был действительно печален. Он устал от скитаний и бедности. Однако Дом обернулся ссылкой, и, как бы для того, чтобы подчеркнуть противоестественность такого сочетания, родной отец поэта имел бестактность принять на себя обязанности надзора над ссыльным сыном» – пишет Ю.М. Лотман [6].
Сам Пушкин в письме к В. Ф. Вяземской так описывает своё положение: «Вы хотите знать его, это нелепое существование: то, что я предвидел, сбылось. Пребывание среди семьи только усугубило мои огорчения, и без того достаточно существенные. Меня попрекают моей ссылкой; считают себя вовлеченными в мое несчастье; утверждают, будто я проповедую атеизм сестре — небесному созданию — и брату — дурашливому юнцу, который восторгался моими стихами, но которому со мной явно скучно»[7]. Жуковскому поэт жалуется, что Сергей Львович называет его «блудным сыном» и «чудовищем».
Положение Пушкина действительно кажется безысходным. В Михайловском невозможно писать, ибо нет того «величавого уединения», которое сопутствует рождению поэзии. Всюду шум, склоки, суета… « Ни мать, ни отец не умели, не хотели считаться с его работой. Они всю жизнь провели в праздности, не понимали, что значит работать, и своего первенца не понимали они. Не любили» – замечает А. Тыркова-Вильямс на страницах исследования «Жизнь Пушкина»[10].
Но поэт, не смотря ни на что, пишет. И пишет он «Цыган». Эту поэму исследователи XX столетия назовут переломной в творческой биографии Пушкина, охарактеризуют её « как громадный художественный и идейный шаг» [1] от романтизма к реализму; отметят «трезвость и гуманность содержания, необыкновенную ясность плана, небывалую простоту и живописность языка, рельефность всех трех действующих лиц и их положений, драматизм главных моментов, полный реализм обстановки и наконец целомудрие при изображении полудикой, свободной любви» [5].
Впрочем, никто так и не поставит перед собой задачи объяснить причину метаморфозы, произошедшей в сознании поэта и зеркально отразившейся в замысле и художественном воплощении «Цыган». Только проникновенный Ю. М. Лотман вплотную подойдёт к проблеме: «Тот переворот, который произошел в творчестве Пушкина в Михайловском и выразился в создании произведений с отчетливо реалистической окраской, подготавливался не только творчеством предшествующего периода, но и сложно преломленным жизненным опытом. Переживания Пушкина-человека оказывали исключительно мощное воздействие на его творчество»[6].
Наше исследование предлагает свежий взгляд на «последнюю южную поэму Пушкина». Проанализированный нами с психологической точки зрения текст «Цыган», обнажил душевные травмы Пушкина-ребёнка, продолжавшие мучить Пушкина-юношу, а также показал трудную борьбу личности поэта за нравственную и творческую свободу – его духовное взросление, положившее начало новому этапу жизни.
Уже в самом начале поэмы Пушкин делает мощный акцент на семейном факторе бытования цыганского табора: «семья кругом/ Готовит ужин»; «заботы мирные семей»; «Мужья и братья, жены, девы,/И стар, и млад вослед идут…». Что стоит за этим неприкрытым любованием? Ответ прост: сильное желание поэта и самому обрести семью, найти успокоение в кругу близких его сердцу людей. Здесь можно вспомнить отрывок из «длинного письма» Пушкина младшему брату Льву о жизни в семье Раевских: « Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, — счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, — горы, сады, море: друг мой, любимая моя надежда — увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского. Будешь ли ты со мной? скоро ли соединимся? Теперь я один в пустынной для меня Молдавии»[7]. Тыркова-Вильямс, комментируя это послание, не без горечи замечает: «…потребность в семье, в домашнем тепле так и осталась неудовлетворённой. Живя на юге, он (Пушкин – И.Л.) издали вообразил, что между ним и Лёвушкой может установиться тесная братская дружба, что брат может стать поверенным его дел и мыслей. Быстро рассеялась и эта иллюзия» [10].
Таким образом, главная мотивация пушкинского прототипа Алеко определяется, на наш взгляд, не уходом из мира цивилизации в мир природы, но попыткой обрести/создать крепкую семью в лице старика цыгана и его дочери Земфиры. Целомудренная любовь к Земфире (и любовь самой Земфиры) становится для Алеко залогом будущего семейного счастья. Говоря по правде, Пушкина не особенно интересуют фигуры старика и его дочери (поэт не даёт сколь-нибудь живого их портрета, что подметил ещё И.В. Киреевский), куда важнее ему смоделировать саму ситуацию семейной идиллии «на троих». «Он хочет быть, как мы, цыганом» – говорит Земфира. То есть речь не идёт о страстной любви Алеко к Земфире. Их отношения нежны, дружественны, но не более того. Цыганка становится подругой героя; старика Алеко называет отцом. Как похожа эта художественная ситуация на реальную. Ведь и опальный (изгнанный!) поэт Пушкин, прибыв в Михайловское, искренне желает гармоничных отношений со своими родителями.
Октябрьское «жалобное» письмо к Жуковскому содержит показательную фразу: «Приехав сюда, был я всеми встречен, как нельзя лучше…» [7]. Вот и старик цыган участлив к судьбе, преследуемого законом, Алеко: «Я готов/ С тобой делить и хлеб, и кров./ Будь наш, привыкни к нашей доле…». А последующая реплика Земфиры только укрепляет самые радужные мечты изгнанника: « Он будет мой:/ Кто ж от меня его отгонит…». Пушкин, который «сам обманываться рад», на короткое мгновение поверил в возможность примирения с родными, «но скоро всё переменилось…» [Там же].
Песнь, где Пушкин сравнивает житие поэта с вольной жизнью божьей птички, является, по сути, кульминацией поэмы. Здесь и светлые воспоминания о беззаботных днях «южной ссылки», и спонтанные поэтические откровения, и мрачное прозрение о ненадёжности земного счастья. Черноокая Земфира рядом, но Алеко слишком знает себя и пророчествует дальнейшую свою судьбу в иносказательном, песенном ключе. Столь внезапный перелом, столь быстрое разочарование в новой жизни вполне соответствует михайловским настроениям поэта, что легко выводимо из его скорбных писем друзьям. «Песнь о птичке» есть, возможно, первая попытка поэта рекомендовать себя посланником божьим, не привязанным ни к быту, ни к дому, ни к семейным отношениям. В этом смысле «Цыганы», как нельзя ярче, высвечивают психологический конфликт, давно терзающий душу Александра Сергеевича. С одной стороны, желание устроенной семейной жизни, с другой – природная потребность быть независимым, не связанным обстоятельствами и обещаниями. Конфликт этот будет владеть душой поэта вплоть до женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Вспомним, что и само решение вступить в брак, звучит у Пушкина как приговор: «Участь моя решена. Я женюсь…» [3].
Следующему за песней полилогу мы также даём оригинальную психологическую трактовку. Мать Надежда Осиповна Ганнибал голосом Земфиры пытается воззвать к тщеславию сына Александра (Алеко): «Скажи, мой друг: ты не жалеешь/ О том, что бросил навсегда?». Алеко в недоумении. Для него светская городская жизнь дворянина, мыслящего себя гением, ассоциируется с неволей и унижением, с «безумным гонением толпы» и «блистательным позором». Даже умудрённый жизненным опытом старик не в состоянии понять Алеко, как не в состоянии понять Пушкина его собственный отец Сергей Львович. От непонимания и рождается следующая реплика цыгана: «Но не всегда мила свобода/ Тому, кто к неге приучён».
Гению Пушкину, который называл глупцами всех тех, кто ищет в жизни торных путей, мнения родителей представляются бредом филистеров, не имеющих представления об истинном предназначении их сына. Ту же реакцию вызывает у Алеко предание старого цыгана о мытарствах, сосланного Августом, Овидия. Являясь данью романтической традиции, что отмечают многие исследователи и критики, этот сюжетный ход позволяет Пушкину провести границу между собой и римским поэтом. В отличие от беспомощного Овидия, жизнь которого зависит от подаяний цыган (в случае Пушкина – от родной семьи), Алеко вполне может постоять за себя и свою жизнь. Одним словом, Пушкин не хочет славы Овидия и размышляет о ней с надменной иронией:
Скажи мне: что такое слава?
Могильный гул, хвалебный глас,
Из рода в роды гул бегущий
Или под сенью дымной кущи
Цыгана дикого рассказ?
Впрочем, попытки примирения с семьёй в родовом пространстве михайловского не покидают поэта. Он терпит, он старается простить семье прошлое к нему отношение: « Всё тот же он, семья всё та же; / Он, прежних лет не помня даже,/ К бытью цыганскому привык…»
Далее, как нам кажется, Пушкин вводит в поэму свои ещё детские воспоминания. Полная злобы к Алеко песнь Земфиры над люлькой их ребёнка является, по сути, реальным отчуждением Надежды Ганнибал от своего старшего сына. В пушкинской биографии А.И. Кирпичников указывает на весьма сложные отношения между поэтом и его матерью. Был случай, когда «с сыном Александром она (Надежда Ганнибал – И. Л.) не разговаривала чуть не целый год». Новый любовник Земфиры при таком прочтении, вовсе и не любовник даже, а младший брат Александра Лев – любимый Лёвушка – которому достаётся всё материнское внимание. Согласитесь, что в этом свете реплика Алеко «отец, она меня не любит» получает совершенно иной окрас. Её говорит не рассерженный муж, но обиженный и встревоженный материнской холодностью мальчик. Совершая литературное убийство Земфиры и молодого цыгана («близкие две тени»), Пушкин даёт выход собственной агрессии, одновременно спасаясь от более тяжкого мирского греха. Но вовсе без греха как видно не обошлось. Вот цитата из того же письма Жуковскому: « Голова моя закипела. Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю всё, что имел на сердце целых три месяца…Отец мой, пользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить. Перед тобою не оправдываюсь. Но чего же он хочет для меня с уголовным своим обвинением? Рудников сибирских и лишения чести?» [7].
Пётр Вяземский заметил, что поэма «составлена из отдельных явлений, то описательных, то повествовательных, то драматичных, не хранящих математической последовательности»[9]. Действительно, в поэме нет плавности и той особой пушкинской гармонии, которая присуща многим другим его произведениям. Это и не удивительно, если учитывать тот факт, что в «Цыганах» поэт мучительно решает свою будущность. «Цыганы» трудно даются ему. И дело не только в том, что замысел поэмы стараниями Лёвушки (Лайона) раньше срока стал известен Петербургу. Причина более трагична и глубока. Пушкин ищет один единственный выход из создавшихся условий. Он гадает (ведь сам назвал себя когда-то «угадчиком»), он предполагает разные варианты развития этой семейной (и собственной экзистенциальной) драмы и приходит в результате к единственно приемлемому для себя выводу: примирение с родителями невозможно и сам он «не создан для блаженства» в кругу семьи.
Решение принято. И сразу же после написания «Цыган» (по крайней мере, так утверждает сам поэт в письме к П. Вяземскому от 10 октября 1824 года) происходит крупная ссора Пушкина с отцом, следствием которой явилось пушкинское письмо к псковскому губернатору Б.А. Адераксу: «Милостивый государь Борис Антонович, Государь император высочайше соизволил меня послать в поместье моих родителей, думая тем облегчить их горесть и участь сына. Неважные обвинения правительства сильно подействовали на сердце моего отца и раздражили мнительность, простительную старости и нежной любви его к прочим детям. Решился для его спокойствия и своего собственного просить его императорское величество, да соизволит меня перевести в одну из своих крепостей. Ожидаю сей последней милости от ходатайства вашего превосходительства» [7].
Письмо, по-видимому, отправлено не было. Совсем скоро – в начале ноября – следует отъезд семьи Пушкиных из Михайловского. Возможно, одинокая кибитка в последней строфе поэмы стала метафорой опустевшего михайловского дома, а раненый журавль, отставший от своих счастливых братьев, метафорическим образом самого поэта в его новом и таком привычном одиночестве.
Если идти дальше и начать сравнивать характеры Земфиры и Старика с характерами реальных родителей Пушкина, то и здесь можно отыскать немало «странных сближений». Земфира в переводе с арабского языка означает непокорная, строптивая. А вот какой портрет Надежды Ганнибал, пользуясь свидетельством П. В. Анненкова даёт профессор А.И. Кирпичников в статье «Пушкин» («Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»: «дочь свою она (М. А. Ганнибал – И. Л.) избаловала порядком; «что сообщило нраву молодой красивой креолки, как ее потом называли в свете, тот оттенок вспыльчивости, упорства и капризного властолюбия, который замечали в ней позднее и принимали за твердость характера» (Анненков). Мужа своего Надежда Осиповна настолько забрала в руки, что он до старости курил секретно от ее. С детьми и прислугой бывала непомерно сурова и обладала способностью «дуться» на тех, кто возбудил ее неудовольствие, целыми месяцами и более . Хозяйством она занималась почти так же мало, как и муж, и подобно ему страстно любила свет и развлечения» [5].
Пассивный, беззаботный и как будто отрешенный нрав старого цыгана, которого исследователи совершенно безосновательно нарекли мудрым, превосходно походит к психологическому портрету отца поэта Сергею Львовичу Пушкину. Здесь вновь обратимся к статье А.И. Кирпичникова: « Никому не мог он внушить страха, но за то никому не внушал и уважения. Приятели любили его, а собственным детям, когда они подросли, он часто казался жалким и сам настойчиво требовал от них, чтобы они опекали его, как маленького ребенка»[5].
«Пушкины были обречены на странствование – у них и дома в городе не было, как и желания его обрести» – делает интересное замечание Харис Исхаков в книге «Пушкин и религия»[4]. Да и сам быт семейства Пушкиных, хот и условно, можно назвать цыганским: « Когда Пушкины переехали в Петербург, дом их «всегда был наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой пустые стены или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословной неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана». Приблизительно такова же была их жизнь и в Москве, но там это не в такой степени бросалось в глаза»[5]. Одним словом: «Всё скудно, дико, всё не стройно;/ Но как всё живо-непокойно».
Прав был наблюдательный В.И. Киреевский, когда говорил о поэме «Цыганы», что в ней «цель поэта все ещё остаётся неразгаданною»[9]. Мы же добавим от себя ещё одну мысль. Настоящий большой поэт всегда пишет о своей жизни. Его теория (т.е. произведения) есть уже и его практика – это опыт прожитого, а иногда и потенциального будущего, данного поэту в предчувствии. Пушкин, пережив столь тяжёлое психическое испытание, как будто родился заново; он сильно повзрослел душой и теперь был готов написать и « Подражания Корану», и «Пророка» и ряд других, столь же глубоких по смыслу, произведений. В Михайловском он осознал себя не просто большим поэтом, но поэтом Призванным, готовым к любым испытаниям во имя высшей правды.

Читайте также:  Кто Печорин виновник или жертва трагедии (по повести Бэла) сочинение

Анализ поэмы «Цыганы»

«Цыганы» — последнее романтическое произведение, сюжет которой был почерпнут во время южной ссылки Пушкина, и пребывания поэта в Бессарабии. Именно там Пушкин познакомился с таборными цыганами и услышал от них эту печальную повесть. Он начал работать над поэмой, будучи в Молдавии, а завершил ее осенью 1824-го года в Михайловском.

Сюжет поэмы прост и незамысловат. Через всю поэму проходит одна сюжетная линия, и три основных литературных героя. Цыганка Земфира познакомилась с мужчиной, успевшим приобрести житейский опыт и устать от жизни. Плененный красотой девушки, мужчина решается все бросить и прибиться к цыганскому табору. Он ничего не рассказывает о себе, но по его отношению к городам, где он жил, и людям, среди которых ему приходилось вращаться, можно сделать вывод, что Алеко приобрел печальный жизненный опыт. Возможно, его уход с цыганским табором стал попыткой убежать от общества, в котором он не нашел себе места, от самого себя, своих воспоминаний. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет, за что: за несогласие с существующим строем, или за уголовное злодейство.

Два года он кочевал с табором, стал мужем Земфиры. Но юная девушка, отдалась Алеко не столько потому, что любила его, сколько просто позволяла ему себя любить. Наконец, «пришла пора – она влюбилась», как сказал поэт в другом своем произведении. Но влюбилась молодая цыганка не в собственного мужа, а в юного цыгана, такого, же, как она сама.

Однажды ночью, Алеко проснулся, и не найдя рядом любимой жены, пошел искать ее, и нашел возле чьей-то старой могилы с молодым возлюбленным. Оскорбленный в своих чувствах, он заколол ножом сначала молодого любовника своей жены, а потом и Земфиру.

Цыгане скромно похоронили юных любовников, и старик прогнал Алеко из табора.

Поэма начинается красивой и лиричной экспозицией – описанием природы Бессарабии, таборного быта, увидеть который Пушкину довелось воочию. Наверное, поэтому описание стоянки табора столь гармонично, красочно и зримо. Изодранные шатры, полуувешанные коврами, звон походной наковальни, ржание лошадей показывает непритязательный, даже в чем-то бедный быт цыган. Но эти люди не стеснены условностями. Они счастливы своей свободой, единением с природой тех мест, где останавливаются. В таборе каждый, и даже дети, заняты своим делом.

Завязка начинается описанием старого цыгана, ожидающего свою дочь с прогулки. Старик беспокоится, что девушки долго нет, и стынет убогий ужин старика. Наконец, Земфира появляется в обществе неизвестного мужчины. Здесь же поэт знакомит читателя с главными героями поэмы: стариком, отцом Земфиры, Алеко, мужчиной не цыганского происхождения, и Земфирой. Возможно, мужчину звали Александром, а имя Алеко дала ему Земфира. Поэма оснащена диалогами, что приближает ее к драматическому произведению.

Читайте также:  Образ и характеристика Фердыщенко в романе Идиот Достоевского сочинение

Во второй части описывается сбор табора в дорогу. Цыгане довольно быстро привычными движениями разобрали шатры, уложили на телеги свой скромный скарб, и степь опустела. Табор двинулся в путь, а вместе с ними и Алеко — вольный житель мира.

Здесь поэт сравнивает Алеко с перелетной птицей, не имеющей постоянного гнезда, то есть дома, семьи. Лирическое отступление о птичке беззаботной написано в ином ритме, чем вся поэма. Тем самым, как отдельная песня выделяется из общего повествования и напоминает стих 26 из 6-й главы Матфея. Намек на Евангелие здесь не случаен. Пушкин подчеркивает тем самым, что люди, считающие себя цивилизованными, в своих поступках оторвались от Бога и его заповедей, одна из которых – не убий.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, а песнь о птичке – четырехстопным хореем.

Третья часть поэмы переносит читателя во времени на два года вперед. За это время Земфира стала женой Алеко, но успела понять, что не любит его. Она пением намекает мужу, что разлюбила его, в тайной надежде, что тот ее отпустит. Песня вызывает у Алеко раздражение, но явного намека он не слышит. Песня Земфиры написана двустопным ямбом и является своеобразным предисловием к кульминации.
Старику песня напоминает его жену, которая влюбившись, оставила его и ушла с возлюбленным. Можно сказать, что рассказ старика это отдельная сюжетная линия, контрастом вплетенная в повествование. Старик рассказал о своей бывшей жене Алеко, на что тот заметил, что не сможет так спокойно отпустить женщину, если та поступит с ним также. Он должен будет насладиться местью.

Сцена у могилы – кульминация поэмы. Похороны влюбленных и последний разговор старика с Алеко – развязка.

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…

Табор уходит, Алеко остается один.

В эпилоге Пушкин вспоминает о своих встречах с цыганами, беседах у костра. И делает невеселый вывод:

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны.

По мнению известного литературоведа, князя Д. С. Мирского, основная идея произведения — «трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить привычные чувства и страсти, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице. На первый взгляд, поэма является решительным утверждением свободы — свободы женщины по отношению к мужчине — и решительным осуждением неестественного зла — мщения и наказания».

Основная идея поэмы не нашла понимания в цивилизованном обществе, и поэтому «Цыганы» не пользовались успехом у русского читателя, привыкшего к тому, что абсолютной свободы не существует, и у каждого человека есть определенные обязательства перед своей семьей и обществом.

На нашем сайте есть не только анализ поэмы «Цыганы», но и других произведений Пушкина, например, стихотворения «Зимнее утро», трагедии «Моцарт и Сальери», поэмы «Медный всадник». Читайте великого русского поэта и размышляйте над прочитанным!

“Цыганы”: бессарабские мотивы в пушкинском творчестве

Меню статьи:

Лето 1821-го года Александр Сергеевич провел, странствуя с цыганами. Это путешествие оставило глубокие впечатления в сердце писателя. Так родилось произведение под названием «Цыганы». Автор завершил текст, находясь в Михайловском. Шел 1824 год. Первая публикация пушкинского творения состоялась в «Полярной звезде». После этого текст опубликовало издание «Северные цветы». Эти альманахи издавали лишь фрагменты поэмы. Полный текст произведения появился только в 1827-м. В этом году состоялось издание «Цыган» отдельной книгой. Критики и литературоведы охарактеризовали пушкинское творение емким и точным словом: «нетипичное» произведение.

О «южных» поэмах автора

Анализируемое произведение венчает «южные» поэмы русского писателя. «Цыганы» относятся к позднему периоду пушкинского творчества. Это объясняет романтический стиль этого текста. Александра Сергеевича в это время охватил творческий кризис. Взгляды автора на мир кардинально менялись.
Повествование сосредоточено на развенчании образа романтического героя. Пушкин отказался от старых идеалов, однако не сумел найти новые ориентиры в жизни. В этом кроется загадка мрачности произведения, отрицательного финала поэмы.

О мотивах произведения

Александр Сергеевич сначала обращается к типичному мотиву романтизма. Речь идет о бегстве от цивилизации. Пушкин описывает цыган как свободных дикарей, противостоящих цивилизованному обществу. Но в этом произведении автор отнюдь не идеализирует такое бегство. Наоборот, Пушкин критикует романтические идеалы, видит в них утопичность и фальшь.

Лирический герой предстает изгнанником, которого преследует закон. Литератор пишет о желании юноши убежать от ответственности, избежать наказания за преступление. Главного героя зовут Алеко, и он искренне разочаровался в цивилизованном обществе, городском стиле существования. Цыгане, по мнению героя, ведут более свободную и искреннюю жизнь.

Краткое содержание событий поэмы “Цыганы”

Начало истории

Повествование начинается описанием табора кочующих цыган. Вокруг – степь, символ вольности, свободы. Как-то раз красавица-цыганка привела к своим соплеменникам чужака. Это был юноша по имени Алеко. Девушку же звали Земфирой. Между молодыми людьми разгорелась страсть.

Писатель рассказывает об Алеко. Герой приехал из города, там Алеко воспитывался в богатой семье. Однако город и цивилизация наскучили, разонравились юноше. Больше всего Алеко ненавидел ограничения, которые накладывало общество. Герой решил сбежать к цыганам, жаждал воли, свободы, неограниченности действий. Автор не говорит об этом прямо, но намекает, что Алеко преследовали власти. Старый цыган, отец девушки, разрешил герою жить в таборе, среди цыган.

Семейная жизнь и драма Алеко

Спустя два года герой уже привык кочевать, жить, как цыган. Земфира родила ребенка – девочку. Но девушка была слишком молода, ветрена, непостоянна. Постепенно цыганка устает жить с Алеко, остывает к молодому человеку. Сердце красавицы пленил другой цыган. Земфира спела для бывшего возлюбленного песню. В словах песни содержался намек на любовь к другому мужчине.

Проницательный юноша понял смысл песни. Алеко злился, отказывался слушать девушку. Заподозрив неладное, Алеко плохо спит, во снах герою чудится измена супруги. Цыганка говорит отцу, что ее тяготит любовь Алеко, что она устала от отношений с юношей. Тогда отец цыганки вмешивается в ситуацию. Старик-цыган говорит юноше, что его народ любит свободу, и сердцу нельзя отдавать приказы. Оказывается, старик и сам пережил подобный опыт, когда мать Земфиры бросила его с ребенком и ушла к другому мужчине. Брошенный цыган позволил женщине уйти спокойно. Поэтому Алеко стоит принять факт, что девушка больше не любит его.

Месть юноши

Алеко выслушал историю старца. Но юноша решил отомстить молодой цыганке за измену. Герой не принимает цыганских порядков. Наступает ночь. Девушка идет на встречу со своим новым возлюбленным. Алеко остается дома. Земфира же, увидевшись с любовником, вернулась к Алеко. Герой спал и не заметил исчезновения жены. Но следующей ночью история повторилась. Алеко проснулся и понял, что Земфира ушла на свидание.

Герой уходит из табора, чтобы найти супругу. И вот Алеко видит Земфиру в объятиях другого мужчины. Не выдержав боли от обмана, юноша убил любовников. Цыгане оплакивают мертвую девушку, устраивают убитым похороны. Старик-цыган прогоняет Алеко из табора. Отец Земфиры объясняет юноше, что нельзя навязывать сообществу свои правила, нельзя попирать свободу других людей. Поэтому цыгане не хотят видеть Алеко в таборе. Цыган называет юношу злым и смелым мужчиной. А злость и смелость – это качества, противоположные робости и доброте цыган.

Завершение произведения

Табор покидает стоянку. Алеко остается один, рядом со своей повозкой. Автор снабжает текст эпилогом. В этой части произведения говорится, что писатель тоже изведал цыганскую жизнь. Оказывается, что рассказчик этой истории влюбился в мать Земфиры – цыганку по имени Мариула. Но беды и страсти преследуют человека повсюду – хоть в пустыне, хоть в городе. Поэтому автор делает вывод: человек не может быть полностью счастлив, где бы он ни жил.

Критика романтического идеала

На первый взгляд, Пушкин использует типичную для романтизма завязку. Читатель ничего не знает о биографии Алеко. Автор также не говорит, какое же преступление совершил герой. Писатель лишь намекает на прошлое юноши, на события, которые некогда произошли. Пушкин делает важный шаг для литературы – изображает романтического персонажа из непривычной, цыганской, среды. Обычно романтические герои силились вырваться из мира ограничений, из рамок цивилизованного мира. Но русский писатель показывает, что и царство свободы тоже отличается ограничениями.

Преступление героя – это посягательство на общечеловеческие ценности. Алеко не интересуют традиции и предрассудки. Автор разрушает романтику образа воли цыган. Пушкин рисует цыган дикими, нищими и невежественными людьми, которые не чувствуют счастья от свободы и любви.

Образ Алеко

Что известно об Алеко? Пушкин характеризует юношу как образованного, хорошо знающего нюансы городской жизни человека. Алеко знает об Овидии, выражается утонченными, замысловатыми фразами. Но цивилизация разочаровала, утомила героя. Вот что говорит юноша цыганке:

О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главу пред идолами клонят
И просят денег да цепей…

Герой легко приспосабливается к цыганскому быту, адаптируется к кочевой жизни. Алеко не испугался изодранных шатров, бедного ужина, нищенской одежды, унизительного заработка на пропитание. Алеко надеялся обрести счастье в объятиях прекрасной девушки. Но надежды героя не оправдались.

Характер персонажа отличается ревностью и жестокостью. В целом, читатели, как правило, не симпатизируют Алеко. Старый цыган считает, что Алеко – просто эгоистичный человек, убийца, гордец, злобная, хоть и смелая личность:

Оставь нас, гордый человек,
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли.
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душой,
Ты зол и смел – оставь же нас.
Прощай! да будет мир с тобой.

Герой противостоит образу цыган, которых автор делает робкими и мирными. Алеко ценит свою свободу, однако не принимает свободу других людей.

Цыганская жизнь

Таким образом, юноша ищет спасения от душного воздуха цивилизации в дикой культуре цыган. Героя прельщает свобода этого народа. Алеко предается сладостным мечтам о будущем. Юноша желает, чтобы его сын вырос среди цыган, чтобы его ребенок не знал:

…нег и пресыщенья
И пышной суеты наук…

Негам и наукам герой предпочитает иное. Алеко хочет, чтобы его будущий сын был:

… беспечен здрав и волен,
Не будет ведать ложных нужд;
Он будет жребием доволен,
Напрасных угрызений чужд …

Пушкин наделяет своего героя чертами бунтаря-Шатобриана. Но Алеко, как и Шатобриан, наследуя жизнь дикаря, сам не сумел стать дикарем. Иногда сердце героя тяготила тоска:

Уныло юноша глядел
На опустелую равнину
И грусти тайную причину
Истолковать себе не смел.
С ним черноокая Земфира,
Теперь он вольный житель мира,
И солнце весело над ним
Полуденной красою блещет.
Что ж сердце юноши трепещет?
Какой заботой он томим.

Внутренний мир Алеко

Писатель, таким образом, критикует романтические идеалы, потому что герой не достигает желанной цели.

Путешествие, жизнь среди свободного, дикого народа не приносят Алеко облегчения. Наоборот, Алеко грустит, но не понимает причин своего состояния. Юноша тоскует по привычному стилю жизни, по городскому комфорту, по компании интеллектуалов. Герой не вписался в цыганский мир, цыганская вольница не приняла Алеко как часть себя. Суть мира цыган осталась чуждой для юноши, который оказался не готов к свободе чувств и действий.

Пушкин о героях Байрона

Таким образом, русский писатель критикует известный тип байронического героя. Пушкин считает этот тип полностью несостоятельным, эгоистичным. В этих героях, по мнению автора:

… отразился век.
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом …

Александр Сергеевич прошел длительный путь творческой эволюции – от увлечения наследием Байрона до критики байронического героя. Теперь писатель называет персонажей английского поэта «безнадежными эгоистами». Пушкин развенчивает образ Алеко, снимает с героя маску, обнажая его пороки. Писатель воздает юноше по заслугам, наказывая и унижая своего персонажа. Байрон любил и превозносил своих героев, но Пушкин осмелился представить ключевого персонажа поэмы в негативном свете, как антагониста.

Алеко легко сопоставляется с типом байронического героя. Пушкин наделяет своего персонажа манией величия, энергией, мрачностью духа. Алеко, впрочем, лишен ореола мученика, характерного для героев английского поэта.

Образы цыган

Пушкин изображает двух цыганок – Земфиру и Мариулу. Героини лишены моральных обязательств, не отягощены нравственным долгом перед мужем или ребенком. Путь цыганок заключается в следовании собственным желаниям, в повиновении страстям. Писатель специально вводит в текст фигуру матери одной из цыганок. Женщина увлеклась новой любовью, оставив ради чувств собственную дочь. Это яркая иллюстрация нравов и порядков цыганского общества. Цивилизованное общество осудило бы подобный поступок. Однако цыганка не винит мать, потому что совершает такие же действия.

Цыгане не видят в измене греховного, постыдного поступка. Любовь для них представляется силой, которую никто не способен ограничить или удержать. Алеко не принимает этих обычаев, потому что измена для героя – грех, посягательство на его право, непростительный проступок. А любой проступок должен быть наказан. Алеко убивает девушку-изменницу вместе с ее новым любовником. Этим жестом герой признает, что отличается от цыган.

Композиционные особенности поэмы

Композиция пушкинского текста имеет центр – это цыганская песня Земфиры. Песня девушки-цыганки одновременно представляет и кульминацию конфликта произведения. Структурно текст включает одиннадцать частей. Для девяти фрагментов характерно использование четырехстопного ямба. Песню цыганки Пушкин пишет, используя двустопный анапест. Писатель включает в композицию поэмы также песню под названием «Птичка божия не знает…». Эта часть написана с помощью четырехстопного хорея. В будущем строки этой песни положат на музыку.

В произведении «Каменный гость» русский писатель, Александр Пушкин, обращается к фигуре Дона Жуана – вечному образу культуры. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Текст состоит не только из песенных фрагментов. Пушкин включает в композицию несколько рассказов. Это истории сосланного поэта и неверной супруги по имени Мариула, которые вспоминает старик-цыган. Цель рассказов состоит в развитии сюжета повествования, а также в раскрытии характеров действующих лиц.

Пушкин выступил новатором, потому что наделил каждую часть своей особенной формой. Поэма включает рассказы от первого лица, монологи, диалоги, детальное описание ландшафтов, цыганского быта и культуры. Разрозненный характер частей произведения не мешает композиционному единству «Цыган».

Судьба произведения

При создании этого текста автор вдохновлялся аутентичной бессарабской культурой. Российское общество приняло поэму нейтрально, без особо восторга. Впрочем, отдельные цитаты из этого произведения превратились в крылатые фразы. Иная реакция была у европейской публики. В Европе пушкинскую поэму встретили с восторгом. Мериме, впечатлившись произведением, пишет «Кармен», Рахманинов – «Алеко» и т. д.

«Цыганы» в русской критике

Читателей, прежде всего, заинтересовали фольклорные мотивы пушкинского творения. Александр Сергеевич много внимания уделил аутентичности цыганской культуры, описанию бессарабской экзотики. Произведение отличается колоритностью, атмосферностью, особым драматизмом. Эти черты не оставили публику равнодушной.

Критики отмечали самобытность пушкинского произведения. Публика заметила, что на Пушкина повлиял Байрон, но это влияние осталось исключительно в рамках «манеры письма». «Московский Вестник» отметил, что текст открывает новый этап творчества литератора. В целом, критики выделяли в литературной биографии Александра Сергеевича три этапа:

  • «Итальяно-французский» период;
  • «Байронический» период;
  • «Русско-пушкинский» период.

Третий этап, соответственно, характеризуется склонностью писателя к драматизму, соотнесенностью со своей эпохой, народностью, желанием писать «национальные» произведения. В этот период Пушкин, как никогда до этого, в своих текстах отображал типичные черты своего века. В это время писатель создает множество мрачных творений. Некоторые из произведений так и остались неоконченными.

Детальнее об идее «Цыган»

«Цыганы» – это результат рефлексии автора над собственной жизнью. Пушкин в этот период находился в ссылке, на далеком Юге. Писатель не отошел от литературной работы, поэтому был в курсе последних веяний в творческой сфере.

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» – первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес автора. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием его героев

На Юге, в Бессарабии, литератор открывает для себя цыганскую культуру. Цыгане, свободолюбивый народ, не любили ограничений в любовных отношениях. Эта особенность приближала цыган к первобытному, лишенному цивилизации, обществу.

Пушкинский герой – «жертва» романтизма, мировой скорби, культуры со всей ее фальшью и ложью. Но и жизнь среди цыган не позволяет юноше излечиться от яда цивилизации. На русского писателя явно повлияло наследие Байрона и Шатобриана. Эти деятели проклинали культуру, светскую жизнь, ограничения и правила. Но жить простой, дикой жизнью, руководствоваться лишь своими чувствами и порывами оказывается не так-то легко. Герой Пушкина не выдержал испытания свободой. С одной стороны, культура дает человеку выжить. Однако с другой стороны, это выживание сопряжено с эгоизмом, насилием и желанием ограничить свободу других людей.

Ссылка на основную публикацию