История создания поэмы Пушкина Медный всадник

История создания поэмы Медный всадник Пушкина (прототипы героев, история публикации)

«Медного всадника» поэт написал менее чем за месяц, осенью 1833 года в Болдине. Работал над поэмой меньше месяца. Это произведение стало одним из лучших на вершине его творчества.

События поэмы имеют исторические корни. Пушкин стал свидетелем наводнения на Неве в августе 1833 года и ему вспомнились трагические события, которые произошли в Петербурге в 1824 году, когда сильное наводнение нанесло большой ущерб простому народу, многие люди погибли в стихии. Поэт не был свидетелем тому, ибо был в Михайловской ссылке, но очень переживал за пострадавших людей, на которых не обращали внимания богатые сословия. Рассказы очевидцев трагедии поразили поэта.

И вот спустя 9 лет он задумал вылить свое переживание по этому поводу на бумагу. Черновиков поэмы выявлено было очень мало, он писал почти всю ее начисто, временами меняя и переписывая строки. Последние правки к поэме поэт сделал уже в Петербурге и потом отдал ее на цензуру.

Цензура строго отнеслась к произведению, определив в некоторых местах политическую направленность. Пушкину сделали много замечаний, и он был расстроен этим. Только в 1834 году он отдал к публикации вступление к поэме, продолжая делать в ней правки.

В 1836 году поэма с правками опять была подана на цензуру, но автор не убрал некоторых мест, что особо не нравились царю, поэтому поэма опять не была напечатана. И только после смерти поэта она увидела свет в журнале «Современник», но уже с правками, которые внес Жуковский.

Прототипами героев поэмы являются Петр I и простой народ в образе Евгения, простого мещанина – отношение государства и личности. Еще один образ постает очень явно. Это образ стихии, что есть общим их врагом.

В начале поэмы Петр I изображен положительно, как великий реформатор и мудрый правитель, просветитель. Но далее в образе медного всадника, что олицетворяет образ Петра, мы видим грубого, деспотичного правителя. Это образ всего государственного строя.

Мелкий чиновник Евгений есть представителем маленьких людей в большом городе. Эти люди бесправны как перед державой, так и перед стихией.

Читая поэму, мы видим много картин из жизни Петербурга, описание города, как величественного, так и печального. В этом городе тяжело жить обыкновенному человеку. Власть имущие не щадят в этом городе никого.

В «Медном всаднике» автор выразил свое видение взаимоотношений Петербурга к маленькому человеку, который не принадлежит к высшему свету, а поэтому не защищен. Толпа и государство к таким людям остаються равнодушными.

Вариант 2

Произведение «Медный всадник» Пушкину удалось написать меньше, чем за месяц. Именно данное произведение стало знаменитым, а также популярным. История создания этого произведения появилась еще очень давно. Однажды Пушкину удалось побывать на Неве. В это время Нева поднялась и потопила огромное количество городов и деревень, которые находились рядом. И от этого погибло очень много людей. Все это запомнилось автору и он решил изложить весь трагизм в своем произведении.

Конечно же, правительство могло бы помочь этим людям и вовремя их эвакуировать и тогда бы ничего не случилось бы, вот только им не хотелось всем этим заниматься, да к тому же у них имеются другие дела, которые не требуют отлагательств и их нужно решить очень быстро. С трагедии прошло около девяти лет и только тогда он, и решился обо всем рассказать. И во время написания он истратил очень мало черновиков, потому что ему ничего не пришлось выдумывать и он написал всю правду, которая может быть мало кому известна. Когда он заканчивал свое произведение, то был в Санкт-Петербурге и именно там и отдал его на проверку.

Пушкину было вынесено очень много замечаний, которые нужно было сейчас же изменить. Кроме этого им не совсем нравилось то, как он описывает правительство. Автор очень сильно расстроился, поэтому поводу, вот только ничего переписывать и изменять не собирался. А вот читать его начали только после того как Пушкин умер. И, конечно же, тут уже появились правки, которые делали другие писатели.

Главными героями здесь стал Петр первый, а также мещанин. Кроме этого здесь сочетается отношение, которое складывается между правительством и обычными людьми.

Сначала Петр первый правильно и точно выполняет свои обязанности и всем людям он очень нравится. Но постепенно все меняется и уже власть отрицательно на него влияет. При чтении города можно понять, что сначала он веселый, но спустя некоторое время он становится жалким и печальным. Постепенно жителям города становится очень трудно и тяжело жить в таких условиях, вот только ничего сделать с этим они не могут. Да и идти против него нельзя, ведь от этого жизнь их станет еще хуже, чем сейчас.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания поэмы Медный всадник

Популярные сегодня темы

Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным.

Каждый день приносит человеку немало радостных событий. Но порой в серых буднях мы пропускаем те вещи, которые могли бы сделать нас еще счастливее. Они могут касаться чего угодно.

Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник – главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель». Его жизнь протекает тускло и незаметно. Он словно и не живет вовсе, а, как лошадь с шорами на глазах, двигается в заданном направлении.

В истории многих народов уважительное отношение к родителям и пожилым людям является основой построения взаимоотношений в обществе. Старших людей почитали и уважали. К ним шли за помощью и советом

Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь.

А.С. Пушкин “Медный всадник”: история создания поэмы

Когда Пушкин жил в Болдино, он ощущал творческий подъем. В этот период он создал много произведений, благосклонно встреченных публикой и критикой. В числе этих произведений и был «Медный всадник».
К написанию поэмы его подтолкнули размышления об истории государства, его правителях и самодержавии. В тот период общество делилось на две части – одна поддерживала политику Петра I, обожала его, а другая находила в императоре сходство с сатаной.

Поэт учитывал разные мнения о самодержце Петре. Поэма стала результатом его мыслей.

(На фотографии: Памятник императору Петру I (Медный всадник): площадь Декабристов, Адмиралтейский район, Санкт-Петербург. Автор снимка: Lars (Lon) Olsson)

О чем поэма , жанр, идея и главный смысл

Автор рассказывает здесь о бедном жителе Петербурга Евгении. Этот персонаж описан поэтом неумным, ничем не выделяющимся от других таких же представителей низкого сословия. Он любил дочку вдовы, которая жила на взморье. Но произошедшее наводнение привело к гибели вдовы с дочерью. И даже дом этих женщин снесло водой. Евгений сошел с ума от горя. Безумец гулял по городу по ночам. И однажды во время прогулки он увидел памятник Петру I. Безумный бедняк прошептал злобные пожелания в отношении человека,которого он считал виновным в своих бедах. Когда бедный безумец отошел от своих мыслей, он вдруг решил, что памятник обижен на него и хочет его наказать. Больное воображение подкидывало одно видение за другим. И в конце концов Евгений умер.
Основной идеей поэмы является мысль о том, что человек, который попал в тяжелую ситуацию, вызванную стихией, может лишиться ума. Но эта идея не единственная . Поэт имел и вторую точку зрения относительно основной идеи произведения.

Автор подводит в мысли, что государство не может стать великим, оно ради этого попирает простого человека.

История создания

(Портрет Н. Н. Гончаровой (слева) чернила «Медный всадник» (V, 436—437) 6 октября 1833, Болдино)

Считается, что идея об ожившем медном всаднике могла возникнуть у Пушкина,благодаря произведению «Дон Жуан».

Но есть и другая версия. Поэт хорошо знал легенду о якобы помешавшем Александру I удалить из Петербурга памятник Петру I. По этой легенде одному придворному майору приснился вещий сон: памятник ожил и скакал по улицам созданного Петром города. И якобы царь предупредил Александра, что если памятник не будет удален, городу не грозят никакие катаклизмы.

Пушкин удовлетворительного ответа не дал по поводу одной из версий.

Этапы работы

Написал произведение поэт очень быстро, не более чем за месяц. Дата его создания: октябрь 1833 года. Но идея создать поэму, пришла в голову поэта раньше. Ученые-пушкинисты полагают, что у поэта были уже некоторые черновые наброски, сделанные во время пребывания в Петербурге. А в основу легли, скорей всего, события 1824 года, когда город подвергся наводнению.

Но поэму после окончания работы над ней подвергли жесткой критике, даже запретили печатать. Тогдашний император Николай сам лично прочитал ее и сделал замечания автору. Пушкин учел эти замечания и немного переделал текст. После изменений произведение было допущено к печати самим Николаем.

Публикация поэмы

Отрывки вышли в печать уже в 1834 году, но все произведение было напечатано некоторое время спустя, а именно в 1837 году, после смерти поэта.

В статье, сопровождающей публикацию было написано: “Медный всадник” занял в нашей литературе подобающее место и ни один, даже самый строгий судья, не укорит по этому поводу поэта в желании умалить заслуги Великого Преобразователя и оскорбить его священную память». .

Сам автор не увидел свое детище. Да и то, тот вариант, который вышел в печать был переделан Жуковским. Рецензент удалил из текста картину бунта Евгения против Медного императора.

(Из книги «Канкай ибун» (“Удивительные сведения об окружающих морях”) — памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Нарисован японским художником со слов допрошенных моряков, прибитых кораблекрушением к берегам России и через много лет возвращённых в Японию.

Публикой и литературными критиками это творение было воспринято мало сказать, что благосклонно. Большинство критиков оценили его как гениальное и считали вершиной творческого гения поэта. Сам же поэт был недоволен вариантом, представленным к печати.

Оригинал без поправок напечатали лишь в 1919 году, после революции. Примерно тогда же напечатана была и история написания поэмы.

“Медный всадник” история написания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Медный всадник — поэма (стихотворная повесть) А. С. Пушкина. Была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»). Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским. На основе поэмы А.С.Пушкина российский советский композитор Р.М.Глиэр создал одноименный балет, величественный фрагмент которого, “Гимн Великому городу”, стал гимном Санкт-Петербурга. В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья.

Содержание

История создания произведения

Исторический конспект
а) Место произведения в творчестве и судьбе автора
б) Место произведения в истории страны
Признаки художественного образа и сравнительная характеристика двух произведений

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

  1. История создания произведения

а) Место произведения в творчестве и судьбе автора

б) Место произведения в истории страны

  1. Признаки художественного образа и сравнительная характеристика двух произведений

Медный всадник — поэма (стихотворная повесть) А. С. Пушкина. Была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»). Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским. На основе поэмы А.С.Пушкина российский советский композитор Р.М.Глиэр создал одноименный балет, величественный фрагмент которого, “Гимн Великому городу”, стал гимном Санкт-Петербурга. В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

Поводом к созданию поэмы послужило самое страшное петербургское наводнение 7 (19) ноября 1824 года, когда вода причинила огромные беды городу. Вода тогда поднялась на 4,1 метра выше ординара. Напоминание об этом сохранилось до наших дней. Черту, отмечавшую уровень воды в ноябре 1824, можно увидеть и у Синего моста, и на стене Невских ворот Петропавловской крепости, и на фасадах некоторых петербургских домов. При этом надо иметь в виду, что с тех пор старые здания словно осели в землю. Прошло 9 лет, и Пушкин, изучив свидетельства очевидцев, сообщения газет и семейных хроник, наконец, ощутив на себе ураганный ветер приближающегося наводнения, в самое плодотворное для него время создаёт это выдающееся произведение. Автор поэтическим языком, но почти с документальной точностью запечатлел картину стихийного бедствия. «Медный Всадник» заслуживает изучения по рукописям, может быть, более, чем все остальные произведения Пушкина. Во-первых, написанный в 1833 г., он принадлежит к числу его совершенно зрелых, совершенно обдуманных созданий. Во-вторых, сохранившиеся рукописи позволяют восстановить почти без перерывов весь ход работы поэта над его повестью». Так писал когда-то Валерий Брюсов,2 и справедливость его взгляда не подлежит сомнению, если только под «Медным Всадником» понимать всю совокупность замыслов, предшествующих и сопутствующих ему, т. е. ту неоконченную поэму, которую принято называть «Езерским» (по имени героя и по традиции, введенной Жуковским), и выделенную из «Езерского» «Родословную моего героя». История «Медного Всадника» до сих пор темна, ход работы поэта над ним неясен, место его и значение в творчестве Пушкина спорно и даже «загадочно». Выяснить запутанную историю замысла и создания повести можно только путем изучения истории ее текста, т. е. путем систематического и полного обследования рукописей. Построение же возможно-точной истории замысла и создания даст твердые основания для разысканий в вопросах литературной истории повести и ее места в творчестве Пушкина, для всестороннего морфологического анализа ее и, наконец, для интерпретации произведения, всегда представляПамятник Петру Великому, называемый в просторечии “Медным всадником”, стал одной из главных достопримечательностей и символов Санкт-Петербурга. Примечательна история создания Медного всадника. Первоначально, предполагалось, что создание памятника будет поручено Растрелли. Давно скончался Растрелли, одновременно со сменой художественных вкусов изменялось и отношение к роли личности Петра.

Архитектурная «история» создания памятника –Медный всадник. К середине XVIII века образ первого императора уже оброс изрядным количеством легенд. Те, кто противостоял самодержцу и его реформам, защитники прежнего уклада жизни страны, проявлявшие немалую активность при жизни Петра, также ушли в небытие. И личность первого русского императора, и его деяния, и само время впору было объявить героическими. Остались в прошлом сомневающиеся, остались в прошлом непримиримые противники. И для того, чтобы начать разработку нового, более глубокого и отвечающего современности решения монумента, в Санкт-Петербург приглашают француза Фальконе. По контракту Фальконе было поручено выполнить эскиз композиции, а затем и сам памятник Петру Великому в натуре. В своей мастерской скульптор наделялся полной властью, имея возможность набирать и заменять по своему усмотрению помощников и рабочих. В Санкт-Петербург, где он проведет почти шестнадцать лет, Фальконе прибыл 15 октября 1766 года и с первых же дней приступил к работе над памятником. В это время поисков и раздумий у Фальконе не было сомнений в том, что он выбрал верное композиционное решение. Поэтому он тщательно работал над его сущностью, отрабатывая отдельные детали и углубляя общий замысел. Воплощение замысла в конкретном материале было достаточно сложным. Предельно важным представлялся и выбор места для установки монумента. Окружающая его архитектурная среда должна была придать ему большее значение, но могла и, наоборот, принизить его пластику. Фасад Зимнего дворца (архитектура барокко) и группа зданий, находившихся на месте нынешнего комплекса Главного штаба, не могли подходящим образом сочетаться с вновь создаваемым монументом. В очень плохом состоянии находились земляные валы, ров, опоясывавший Адмиралтейство и перекидной мостик – все это не создавало необходимого архитектурного фона для первого в России монумента. Именно поэтому Медный всадник и оказался на невысоком невском берегу. Можно, отметить, что в полном соответствии с первоначальной композицией. В день 7 августа 1782 года, когда торжественно отмечалось столетие вступления на престол Петра I, памятник был открыт. Фигура Медного всадника стремительна и одновременно спокойна. В ней явно присутствует внутреннее напряжение, подчеркнутое на контрасте динамикой не только коня, но и пьедестала.

Место произведения в творчестве и судьбе автора

Поэма «Медный всадник» (1833) — одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место. В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета. По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос. К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое. Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения — мечты о тихих радостях семейной жизни. Мир государства, у истоков которого стоял Петр, — великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»). Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение. Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира». В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан. Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет:

Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит.

По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга. Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека. Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, — бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника». Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных. Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву — это прямая обязанность поэта. Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта — открывать миру правду. Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.

История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина А.С.

Изучив и проанализировав источники, можно с точной уверенностью сказать, что история появления «Медного всадника» не однозначна. Существует много версий и предположений по данной теме. Мы в данной работе рассмотрим некоторые аспекты возникновения и, в дальнейшем, хронологию написания данного произведения. Упоминание об одной литературной истории данного рассказа, которая начинается с сообщения «Откуда Пушкин взял сюжет «Медного всадника», опубликованного критиком и преподавателем А.П. Милюковым в газете «Сын отечества» в 1869 г.; этот текст, подвергнувшийся стилистической правке, вошел в состав мемуарной книги автора, появившейся в 1872 г. Согласно Милюкову, некогда, во время экзамена в одном женском учебном заведении, граф Михаил Юрьевич Виельгорский сообщил ему следующее: «В 1812 году, когда Наполеон шел к Москве, французский корпус маршала Удино движением на Полоцк породил опасение за Петербург. В столице поднялась тревога. Зная, между прочим, что Наполеон любил вывозить из столиц памятники, у нас стали опасаться, как бы он не увез в Париж монумент Петра Великого. Кто-то предложил, в случае серьезной опасности, снять фальконевскую статую с пьедестала, поставить на судно и отправить в одну из отдаленных губерний. Государь одобрил эту мысль.

В это время князю Александру Николаевичу Голицыну приснилось, что он идет «с докладом государю на Елагин остров, по Большой Миллионной, в направлении от Зимнего дворца». Вдруг позади, «как будто на Адмиралтейской площади, раздался гул, точно отдаленный топот лошади. И вот в домах, мимо которых я проходил, начали звенеть стекла, и сама мостовая как будто колебалась. Тут я обернулся от ужаса. В нескольких саженях от меня, при сумрачном свете раннего утра, скакал огромный всадник на исполинском коне, потрясающем всю окрестность топотом своих тяжелых копыт. Я узнал эту фигуру по величаво поднятой голове и руке, повелительно простертой в воздухе. То был наш бронзовый Петр на своем бронзовом коне». Через Троицкий мост и Каменноостровский проспект бронзовый Петр проскакал во дворец, и поспешавший за ним Голицын видит, как император Александр (лицо его «было грустно и озабочено») быстро приблизился к «царственному всаднику». Воскликнув: «Ты соболезнуешь о России!», – Петр далее произнес: «Не опасайся! Пока я стою на гранитной скале перед Невой, моему возлюбленному городу нечего страшиться. Не трогайте меня – ни один враг ко мне не прикоснется». И после этих слов Всадник удалился. «Граф Виельгорский прибавил, что князь Голицын на ближайшем докладе у государя рассказал ему свой чудесный сон. Рассказ этот так подействовал на императора, что он приказал отменить все распоряжения к отправке из Петербурга монумента Петра Великого. Когда впоследствии пересказали этот сон Пушкину, он пришел в восторг и долго повторял: “…какая поэзия! Какая поэзия!” Он признавался графу Виельгорскому, что тогда же начал обдумывать содержание своего “Медного всадника”, и хотя потом дал поэме другую идею и обставил ее иными подробностями, но при всем том видно, что интересный сон князя Голицына послужил главным основанием повести» [Осповат, 1984: 238-239].

Данная история еще несколько раз перепечатывалась в изданиях тех лет. Менялись авторы, повествователи, очевидцы и даже текст. Но суть оставалась неизменной. Является ли эта история достоверной, тоже трудно сказать. Но многие полагают, что если события на самом деле были правдивы, то легенда имеет право на существование.

Как считают многие критики и литературоведы, идеей же Пушкину послужило произошедшее наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 г. – сильнейшее наводнение в истории города.

Пушкин жил третий месяц в Михайловском, сосланный из Одессы «в далекий северный уезд». Ему очень хочется вернуться в Петербург, о чем свидетельствует многочисленная переписка с братом. Поэтому не став свидетелем столь трагического момента города, он немного злится и тут же фривольно шутит на эту тему в обращении к петербургским дамам. Несколько позднее, очевидно прочитав более подробные описания наводнения в петербургских газетах и в письмах родных и друзей, услышав рассказы очевидцев, Пушкин изменил свое первоначальное мнение.

Вероятно, вскоре после возвращения из ссылки в Москву, а потом в Петербург он приобрел вышедшую в 1826 г. книгу историка В.Н. Берха Берх В.Н. Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге. – СПб., 1826; см. настоящее издание, с. 107., упомянутую как важнейший и первый источник сведений в «Предисловии» к «Петербургской повести». «Берх в своей книге перепечатал статью, помещенную в “Литературных листках” в качестве рассказа очевидца. Ссылаться прямо на источник в своей поэме Пушкин, очевидно, не хотел и перепечатка Берха давала ему к этому законную возможность; он ограничился глухой ссылкой на “тогдашние журналы”, из которых заимствованы “подробности наводнения”, тем самым отводя от себя возможные упреки в неточностях, в том, что он, не быв свидетелем “потопа”, вымышляет его подробности» [Измайлов, 1930: 151-152].

Книга Берха несомненно была взята с собой Пушкиным в путешествие 1833 г. по «пугачевским» местам и находилась перед его глазами во время работы над поэмой в Болдине.

В самый момент отправления Пушкина в путешествие, «17 августа 1833 г., когда он, выехав с дачи на Черной речке, должен был переправиться через Неву, он стал очевидцем начинавшегося наводнения, которое едва не заставило его вернуться назад и отложить поездку. Наводнения в Петербурге в тот день не произошло вследствие перемены ветра, но в те часы, когда Пушкин видел вздувавшуюся Неву, существовало опасение, что будет бедствие не меньшее, чем в 1824 г. Важны, однако, пристальное внимание поэта к подъему воды в реке и его опасение, его досада от мысли, что он и это наводнение “прогулял”. Это еще один показатель того, что тема наводнения уже определилась в его творческом сознании задолго до начала работы над “Медным Всадником”» [Измайлов, 1930: 152].

Нет сомнения, что впечатление от «петербургского потопа» и вызванные им размышления, определение его как «общественное бедствие», ударившее всей своею тяжестью по «народу», по беднейшему слою населения столицы, – все это глубоко запало в сознание и чувство поэта, запало, чтобы через девять лет отразиться в «Медном Всаднике».

На обратном пути из Оренбурга и Уральска, приехав 1 октября 1833 г. в Болдино, он тотчас принялся за обработку всего написанного, а также собранного в поездке материала, одновременно занимаясь многими другими творческими начинаниями, но в первую очередь поэмой «Медный Всадник».

Так же большое влияние оказала на Пушкина петровская тема. Однако же у Пушкина, возник к ней интерес лишь с конца 1826 г. Причины этому многообразны. В лицейские годы интерес к Петру был заслонен современными событиями – Отечественной войной 1812 г. и европейскими походами. Позже, вышедшая в свет в 1818 г. «История государства Российского» Карамзина определила надолго тематику поэзии декабристского направления. Отразилась она и в творчестве Пушкина. Много было написаны почти накануне восстания декабристов – событие, которое вызвало глубокое отражение в мировоззрении и творчестве поэта. События 14 декабря 1825 г. и последовавшие за разгромом восстания следствие, суд и приговор над дворянами-декабристами, наконец, возвращение поэта из ссылки и свидание его 8 сентября 1826 г. с Николаем I, заставили Пушкина многое пересмотреть в его воззрениях на прошлое и настоящее России. С этого момента тема Петра прослеживается в лирике, поэмах, прозаических романах, публицистике и критике, мемуарах, исторических исследованиях, и все больше занимает его мысли.

Однако отношение Пушкина к Петру было не однозначным. «Им был изложен вывод о двух сторонах деятельности Петра, который выражает вполне его мысль, его концепцию петровского царствования. Для одних это – великого и созидательного для вступающего в новую эпоху государства, для других – тяжкого и даже мучительного, которые должны были на себе выносить всю тяжесть новой империи, включая сюда не только крестьян, но и прочие «податные» сословия. В представлении Пушкина к этой части относятся отпрыски старинного дворянства, униженного и, в конце концов, разоренного петровскими преобразованиями, выдвинувшими новых людей. То же явление представляет собой герой его поэмы Евгений в «Медном Всаднике».

«Для понимания последнего произведения нельзя не иметь в виду приведенную выше сентенцию, выражающую с полной отчетливостью двоякое восприятие Пушкиным личности и деятельности Петра – великого созидателя и одновременно беспощадного деспота, который, по словам молодого Пушкина, высказанным за много лет до работы, “презирал человечество, может быть, более чем Наполеон”». [Измайлов, 1930: 164].

Образ своего героя Евгения, Пушкин как бы примерял на себя, ведь и сам он был из обедневшего рода с многочисленным семейством, которое надо было содержать. Об этом он сам пишет: «Кроме жалования, определенного мне щедростью его величества, нет у меня постоянного дохода; между тем жизнь в столице дорогам и с умножением моего семейства умножаются и расходы…» Пушкин. Письма, т. III, с. 594-597.

В декабре 1833 года он передал «Медного всадника» на цензуру Николаю I. Царь вернул поэму с указанием на поправки, которые нужно было исправить обязательно (он вычеркнул все определения вроде «кумир», «истукан» в отношении памятника Петру), но Пушкин править поэму отказался, но и печатать без разрешения тоже не решался. Вот почему до конца 1833 г. «петербургская повесть» никому не была известна.

Строгость цензора, вероятно, была связана с совпадением времени появления поэмы Пушкина и важного события, происходившего в Петербурге и прямо связанного с памятником Петру I. «В 1834 году заканчивались работы по открытию знаменитого монумента – «александрийского столпа». Ещё в августе 1832 года на дворцовой площади появилась огромная скала, доставленная из Финляндии, из которой должна была быть сделана колонна. 30 августа 1834 года, то есть в день именин Александра I, состоялось открытие памятника императору, Александровской колонны – самого высокого сооружения в мире (47,5 метра против 46,5 метров Вандомской колонны в Париже). Этому событию придавалось большое идеологическое значение, наиболее полно и ясно выраженное Жуковским: «Чему надлежало совершиться в России, чтобы в таком городе, такое собрание народа, такое войско могло соединиться у подножия такой колонны. Там, на берегу Невы, подымается скала, дикая и безобразная, и на той скале всадник, столь же почти огромный, как сама она; и этот всадник, достигнув высоты, осадил могучего коня своего на краю стремнины; и на этой скале написано Петр, и рядом с ним Екатерина; и в виду этой скалы воздвигнута ныне другая, несравненно огромнее, но уже не дикая, из безобразных камней набросанная громада, а стройная, величественная, искусством округленная колонна и на высоте ее уже не человек скоропреходящий, а вечно сияющий ангел, и под крестом сего ангела издыхает то чудовище, которое там, на скале, полураздавленное, извивается под копытами конскими . И ангел, венчающий колонну сию, не то ли он знаменует, что дни боевого создания для нас миновались что наступило время создания мирного; что Россия, все свое взявшая, извне безопасная. Врагу недоступная или погибельная, не страх, а страж породнившейся с ней Европы, вступила ныне в новый великий период бытия своего, в период развития внутреннего, твердой законности, безмятежного приобретения всех сокровищ общежития…» Жуковский В.А. «Воспоминание о торжестве 30-го августа 1834 года» – М.: Книга по Требованию, 2012. – 18 с. (переиздание Санкт-Петербург: тип. Н. Греча, ценз. 1834). Памятник Петру I с монументом в виде дикой скалы и памятник Александру I с монументом в виде геометрически правильной и даже совершенной колонны противопоставлялись как символы двух эпох российской жизни» [Абромович, 1984: 112].

Николай I был знаком с размышлениями Жуковского и согласен с идеей, что в новейшей русской истории проведена четкая грань между двумя периодами: войны и мира.

Пушкин не разделял этих взглядов, считал их надуманными, и был прав. «Очень скоро обнаружилось, что Александровская колонна – всего только новый монумент, украсивший столицу, а Медный всадник – по-прежнему ее символ, «самое замечательное чудо чудесного Петербурга» Александровская колонна стала объектом насмешек» [Макогоненко, 1982: 157].

Не желая править поэму, Пушкин в 1834 году опубликовал Вступление к «Медному всаднику». Это единственное прижизненное издание текста поэмы, оно не вызвало внимания читателей, так как выглядело гимном «военной столице». Зато начались слухи о некой неопубликованной поэме Пушкина о Петербурге.

«В августе 1836 года Пушкин решается опубликовать «Медного всадника» и для этого делает необходимые поправки. Почему до этого он не допускал и мысли о правке, а теперь делает это? Видимо, потому, что он считал необходимым завить о себе читателям, среди которых появилось мнение о закончившемся пушкинском периоде русской литературы» [Кунин, 1990: 543]

Вопреки этому мнению, очевидно и было решение публикации «Медного всадника». Навалившиеся семейные проблемы, нехватка денег, зависимость от милости государя – все это сказалось на моральном состоянии Пушкина. Поэтому «Медный всадник» стал своего рода брошенным вызовом государственному строю и всем «доброжелателям».

В полном объеме «Медный всадник» был напечатан после смерти Пушкина в 1837 г. в журнале «Современник».

“Медный всадник” – анализ поэмы Александра Сергеевича Пушкина

История создания

История создания поэмы «Медный всадник» начинается в Болдинском поместье. Отдыхая здесь, Пушкин постоянно размышлял об истории становления российского государства, о прежних правителях и истоках самодержавия. В первой половине XIX века о реформаторе и последнем царе Всея Руси, Петре I, люди думали по-разному. Кто-то полностью поддерживал и обожал самодержца, но большинство считали его исчадием ада и отзывались нелестно.

Пушкин прислушивался к мнению людей, долго собирал информацию. Итогом его наблюдений стало написание поэмы. Она была готова в 1833 г, и завершила болдинский расцвет творчества поэта. Одна из основных тем, раскрытая Пушкиным в поэме, — образ маленького человека. Автор размышляет об огромной государственной махине и ее столкновением с интересами обычных людей.

Название отражает основную мысль произведения. Известно, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге был отлит из бронзы. Однако автор выбрал такое название применительно не к скульптуре, а к мощной государственной машине. Ей безразличны трагедии маленьких людей, страдающих от произвола власти.

Увы, подобный конфликт не имеет продолжения, поскольку трагедии маленьких людей ничто для системы. Это и пытается донести автор в своем произведении. Пушкин дает положительную характеристику Петра I как дальновидного и решительного стратега. О его действиях можно судить по-разному, в том числе — обвинять в тирании по отношению к простым людям. Однако оправдывать такие действия поэт не готов.

Кроме того, он поднимает вопрос, как быть, если личное мнение отличается от общественного и государственного.

Образы героев

Автор отзывался о своей поэме как о «горестном рассказе» и заявлял, что события в ней основаны на правде. Произведение может показаться сложным для восприятия учащихся, у которых нет определенных знаний по истории. Главные герои «Медного всадника»:

  • Евгений. Бедный чиновник знатного происхождения. Молодой человек готов трудиться день и ночь, чтобы зарабатывать на жизнь. Он снимает комнату в Коломне — районе Петербурга, где обитают ремесленники и мелкие чиновники. Герой мечтает о встрече с возлюбленной, которая живет на другом берегу Невы. Из-за непогоды река выходит из берегов, и встреча откладывается. Мысли героя устремлены в будущее. В них — надежда на счастливый семейный союз.
  • Медный всадник. Олицетворение Петра I. У Пушкина это двойственный образ. С одной стороны, это защитник слабых и «отец просвещения». С другой — грубый самодур, который приносит обществу немало бед.

Пушкин вводит в произведение и второстепенных героев. Это Параша — любимая девушка Евгения, проживающая в маленьком домике на противоположном берегу Невы. Фигурирует и перевозчик, который в непогоду перевозит влюбленного на берег, где живет Параша.

Особое место в произведении занимает образ Петербурга. По словам Белинского, именно город является главным героем поэмы. Описанию Петербурга автор уделяет особое значение. Наиболее подробно оно представлено во вступлении, где поэт рассматривает место до и после основания. Первоначально это болотистые, малозаселенные берега. Через 100 лет, в XIX веке — крупный европейский город, застроенный красивыми домами, в порт которого заходят корабли со всех концов земли.

Автор не скрывает своей любви к городу, упоминает белые ночи, суровые зимы, наводнение 1824 года, после которого Петербург долго приходит в себя. Обожание передают такие цитаты: «Люблю тебя, Петра творенье», «И всплыл Петрополь», «Над омраченным Петроградом». Почему Пушкин не упоминал название Петербург ни в одном отрывке произведения? Об этом до сих пор спорят историки и литераторы.

Краткое содержание

Произведение состоит из вступления и двух основных частей. Оно написано в жанре исторической поэмы, которая описывает действительные события. Пересказ сюжета «Медный всадник» для читательского дневника в сокращении:

  • Вступление. Автор рассказывает, почему и как Петр I построил славный город. Отвоевав берега у шведов, правитель решил основать стратегически важный портовый город. Он сделал место столицей Российского государства, создал все условия для развития и процветания.
  • Часть I. Петербург во время наводнения (ноябрь 1824 года). Льют дожди, и Нева выходит из берегов. Это откладывает встречу Евгения и Параши, которые живут на разных берегах реки. Евгений переживает из-за этого, он буквально грезит о встрече с возлюбленной. На следующий день река выходит из берегов и сметает все на своем пути. Рушатся дома, тонут люди. Евгений со страхом смотрит на остров, где осталась возлюбленная со своей матерью. Он не знает, остались они в живых, или нет.
  • Часть II. Когда вода отступает, герой нанимает лодку и отправляется на берег, где живет Параша. Он видит, что дом разрушен и понимает: девушка и мать скорее всего утонули, унесенные рекой. Не выдержав удара, Евгений теряет рассудок. Почти год он бродит по улицам, и вот, в начале осени, подходит к памятнику Петру I. Он упрекает правителя за то, что он основал город в опасном месте, что река непредсказуема и по вине царя погибли люди. Внезапно ему кажется, что всадник прогневался и ожил. В страхе он бежал, и всю ночь ему казалось, что правитель на коне преследует его. С тех пор он с опаской проходит мимо памятника. Однажды он находит домик Параши, который отнесло водой от прежнего места. Он остается в домике и умирает в полном одиночестве.

Основная тема

Основная тема поэмы «Медный всадник» — взаимоотношение простого человека и власти. Автор использует прием символического противопоставления царя (преобразователя России и основателя города на Неве) и памятника ему (олицетворения жестокой силы, самодержавия). Пушкин подчеркивает, что власть не может быть справедливой, даже если страной руководит выдающаяся личность. Великие деяния Петра шли во благо государству, однако были жестокими по отношению как к народу в общем, так и к отдельно взятой личности.

Поэт признает величие царя, и не отрицает, что все его деяния были во благо. Однако он отстаивает право каждого отдельного человека на счастье. Не случайно он вводит в поэму Евгения, показывая его поражение при столкновении с неограниченной властью. Автор сочувствует Евгению. Однако вместе с тем он подчеркивает, что бунт одиночки против общепринятой системы безнадежен, обречен на провал.

Суть произведения

В поэме показано противостояние государства и обычного человека, в роли которого выступает бедный чиновник Евгений. Он переживает непростые времена и убежден, что судьба к нему несправедлива. Однако он беспомощен что-либо изменить, поскольку стихия и планы правителей выше него.

В отчаянии он произносит в адрес государя-реформатора гневные речи, которые можно трактовать по-разному:

  • мятеж против самодержавия;
  • восстание христианской религии против языческой;
  • неспособность обычного человека изменить что-либо в государстве.

Поэма Пушкина получилась многогранной и масштабной. Автор вложил в нее много смысла, говорить о котором можно часами. Расшифровать противостояние Евгения (простого народа) и всадника (государственной машины) можно тремя указанными выше способами.

Однако есть и другая трактовка: правитель — гений, а главный герой — обычный человек. Они живут в одно время, но занимаются разными делами и не могут понять друг друга. Автор подчеркивает, что оба вида людей не важны для общества.

Литературный анализ

В поэтическом произведении Пушкин соединил историческую и социальную проблематику. В нем скрыт глубокий философский смысл, который затрагивает судьбу каждого конкретного человека в государстве. Анализируя поэму, следует отметить ее основные характеристики:

  • Композиционная структура. Выстроена в форме весомого вступления, которое могло бы быть отдельным произведением. За ним следует две главы, в которых повествуется о событиях, происходящих с главными героями. Традиционный эпилог отсутствует, однако благодаря композиционным параллелизмам поэма остается целостной и полной.
  • Жанр «Медного всадника». Произведение написано в направлении реализм, которое заключается в описании исторических событий с применением эпитетов, художественных средств выразительности (аллегорий, олицетворений).
  • Стихотворный размер. Поэтом выбран четырехстопный ямб. Он помогает описать Петра I и всадника пафосно, могущественно, величаво. При этом Евгений описывается обычным языком, который хорошо выражает сущность простого человека.
  • Основная тематика. Взаимоотношение человека и всемогущей власти. Результат противостояния — гибель человека, которому не под силу справиться с государственной машиной.
  • Сюжетная линия. Поэт сталкивает персонажей, раскрывая проблемы общества в виде противоречий между простым человеком и государством. Он также акцентирует внимание на проблемах равнодушия и одиночества, включая в сюжет описание наводнения, которое принесло людям страдание, лишило крова и близких.

Мнение критиков

К поэме обращались многие литературные критики. В. Г. Белинский писал, что в произведении можно увидеть горькую участь человека, который страдает от выбора новейшей местности для столицы. Как город был основан на заболоченной местности, вопреки природе, так и человек с подавленным сердцем признает победу общего над частным. Литератор восхищается тем, как Пушкин описал картину наводнения, говорит о величайшей поэзии.

Критик А. В. Дружинин не менее уважительно относился к таланту Пушкина. Он считал, что его стихотворение о всаднике оценят не только современники. Поэма будет понятна и признана «всеми и везде». Не только в оригинале, на русском языке, но и после перевода. Критик видел в произведении слияние истории одного человека, с историей народа. По его мнению, смысл поэмы понятен сердцу каждого русского человека.

Д. С. Мережковский подчеркивал, что в произведении представлена судьба двух главных героев. Первый поход на персонажей Достоевского — обычный человек, довольствующийся малым. Второй — мощный исполин, сверхчеловек в виде памятника Петру Великому. Ему нет дела до проблем мелкого люда, которому жизнь дана затем, чтобы умирать за идеи правителей.

Но что будет, если простой человек воспротивится ходу вещей, восстанет против владыки? Вызов нарушает покой всадника из меди, и он в бешенстве гонится за безумцем, который пытается пойти против системы. Однако соль произведения в том, что громкий топот шагов не в силах заглушить шепот простого человека.

Критики по-своему отнеслись к произведению, представили его разную трактовку. Однако все они сошлись во мнении: поэт гениально передал ситуацию в обществе, которая будет понятна и актуальна для потомков. Поэма масштабна по своему глубокому содержанию. В ней нет эпилога, поэтому противоречия между государством и отдельно взятой личностью остаются открытыми.

«Медный всадник» анализ поэмы А. С. Пушкина

В данной разработке кратко представлены материалы для изучения поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник», которые можно использовать для написания сочинения или составления цитатного плана и отзыва для читательского дневника.

Даны разъяснения, почему так называется произведение, приводится краткое содержание текста, определены основной конфликт, тема и идея, используемые средства выразительности и литературные приемы.

История создания поэмы «Медный всадник»

Поэма была написана во вторую Болдинскую осень (поэт провел в селе Болдино почти три месяца перед своей свадьбой), год написания – 1833 г.

В основе сюжета лежит реальная историческая основа – события одного из самых сильных наводнений в Петербурге 7 ноября 1824 г, повлекшие страшные разрушения и человеческие жертвы.

В названии упоминается известный памятник Петру I работы скульптора Фальконе, сделанный из бронзы. Пушкин заменил в названии этот благородный металл на более низменную медь, как бы утяжелив образ властителя.

Николай I, определивший для себя роль «личного цензора» Пушкина, разрешил лишь частичную публикацию текста. Поэма полностью опубликована только после смерти поэта в 1937 г.

Главные герои и их характеристика

Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».

Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.

Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства. Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться. Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.

Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами. Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.

Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей.

В начале, хоть и не названный по имени, предстает в облике государственного деятеля, обдумывающего создание стратегически важного для обороноспособности страны и торговли города. В столкновении с «маленьким» человеком – он «кумир», бездушный идол и истукан. Также двойственен город, созданный Петром I. Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными.

Анализ стихотворения

Для выражения основной мысли в поэме использована антитеза. Автор создал противоречивый образ Петра-самодержца. Его государственное служение Отечеству противопоставляется тирании и бесчеловечности. Евгений, хотя и «маленький» человек, но с большой и ранимой душой, ему небезразлична смерть других людей.

«Стройный и строгий» Петербург в первой части противопоставлен страшным картинам разрушения после наводнения. Это произведение можно назвать и героической поэмой о созидательном подвижничестве Петра I, и трагической повестью о судьбе бедного петербургского чиновника.

Жанр и направление

Сначала было разрешено опубликовать лишь фрагмент, который представляет собой гимн Петербургу, по жанру напоминающий оду. Пушкин назвал текст «отрывком из поэмы».

В то же время в подзаголовке всего произведения определятся иной жанр «петербургская повесть». Но нельзя это лиро-эпическое произведение определить, как просто поэму или повесть.

Вступление начинается с весьма прозаического описания убогого пейзажа северной природы. Далее рассказывается о думах лирического героя, в которых звучит высокий стиль оды. Затем следует описание Петербурга спустя век, с громадными дворцами, множеством судов на пристанях, гранитными набережными, красивыми мостами, и авторское признание в любви к творению Петра I.

Но в завершении одический стиль переходит в прозаический, автор подготавливает читателя к основной эпической части: «Печален будет мой рассказ». Соединение различных жанров, высокого и низкого стиля, определило жанровое своеобразие произведения.

Стихотворный размер и композиция

Написана поэма четырехстопным ямбом. Композиционно состоит из экспозиции, в которой повествуется о великих думах Петра и его творении, здесь же первое знакомство с главным персонажем.

Завязкой сюжета станет описание наводнения. Далее сюжет разделяется на две линии. Первая сюжетная линия (Евгений и Петр I) вмещает в себя все события поэмы, вторая (Евгений и его невеста) носит локальный характер.

В первой линии кульминацией стала сцена угрозы Евгения Петру, развязкой – смерть героя, во второй линии кульминацию и развязку – известие о смерти невесты и сумасшествие героя называют ложными.

Характерно отсутствие эпилога, в котором, вернувшись к описанию величественного замысла Петра и его воплощению, можно было бы найти оправдание гибели героев.

Сюжет произведения

Сюжет поэмы весьма незатейлив. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода, размышляя о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы будущей жизни. В сладких грезах засыпает.

В это время начинает бушевать стихия, Петербург зачинает затоплять. Пытаясь спастись от наводнения, он забирается на мраморную скульптуру льва. С отчаянием он думает о любимой девушке. Когда вода спала, он, наняв лодку, спешит к дому невесты и ее матери.

Узнав о гибели Параши, он теряет рассудок. Год Евгений бродяжничает по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он грозит памятнику Петру I, считая его виновником разрушений и гибели людей.

Ему кажется, что памятник, сойдя с постамента, преследует его. Евгений в ужасе пытается убежать, после его находят мертвым. Захоронят Евгения на островке возле ветхого домишки, у которого лежало его тело.

Тематика

Основную тематику можно определить, как роль личности Петра I и его реформ, укрепивших государственность России, но не улучшивших положение народа. Оттого главную тему можно определить, как сопоставление власти и судьбы «маленького» человека.

Основные проблемы

Основная проблематика поэмы состоит из исторической и социальной, определяя роль личности в судьбе страны и ее народа. Это отражено в противоречиях между интересами власти, государства и отдельного человека, которые Пушкин считает неразрешимыми.

Эти противоречия будут существовать до тех пор, пока интересы и цели личности и государства не станут едиными.

Смысл поэмы

Отвечая на вопрос, о чем поэма, какова основная мыль произведения, можно сказать, что образ медного всадника олицетворяет бесчеловечность государственной власти, с презрением и безразличием относящейся к нуждам и проблемам «маленького» человека.

Поэма собрала множество отзывов критиков как при жизни писателя, так и после. До сих пор произведение изучается в школе в старших классах, поражая школьников своей глубиной и трагичностью.

Белинский отмечал, что в поэме отражена «горестная участь личности» простого человека, в то же время Пушкин тот, кто написал «апофеоз» Петра Великого.

Читайте также:  Анализ произведения Чудесный доктор Куприна
Ссылка на основную публикацию