История создания повести Ася Тургенева

Творческая история повести „Ася”

В конце 50-х годов И.С. Тургенев много путешествовал по Европе: был в Зинциге, Баден-Бадене, Париже, Булоие, Куртавнеле, Лионе, Марселе, Ницце, Генуе, Риме.

Знакомая Тургенева Н. А. Островская передаёт рассказ Тургенева о «зинцигском» впечатлении, которое явилось толчком к началу работы над «Асей»: «Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером, от нечего делать, вздумал я поехать кататься на лодке.

Вечер был прелестный. Ни об чём не думая, лежал я в лодке, дышал тёплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие её отношения к старухе, -и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».

В черновом автографе Тургенев оставил точную запись относительно работы над повестью: «Ася. Рассказ. Начат в Зиициге на берегу Рейна 30 июня 1857 года в воскресенье, кончен в Риме 15 ноября того же года в пятницу». За эти несколько месяцев писатель вносил в первоначальный вариант существенные изменения. Впервые повесть была напечатана в первом номере журнала «Современник» за 1858 годе подзаголовком «Рассказ Н.Н.».

Повесть «Ася» переведена на ряд европейских языков: французский (выполнен ещё в 1858 году; Тургенев остался недоволен им и в 1869 году сам перевёл повесть на французский язык); немецкий (авторизованный перевод); итальянский, шведский, датский (появились при жизни писателя); английский.

Поговорим о прочитанном

Тургенев писал из Рима 15 ноября 1857 года: «Рим именно такой город, где легче всего быть одному; а захочешь оглянуться – не пустые рассеянья ожидают тебя – а великие следы великой жизни, которые не подавляют тебя чувством твоей ничтожности перед ними, как бы следовало ожидать – а, напротив, поднимают тебя и дают душе настроение несколько печальное, но высокое и бодрое. Если я и в Риме ничего не сделаю, – останется только рукой махнуть». В том же письме Тургенев, как бы подводя итог прошедшему и думая о будущем, писал: «В человеческой жизни есть мгновенья перелома, мгновенья, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать, – и либо упорно придерживается мёртвого прошедшего, либо до времени хочет вызывать к жизни то, что ещё не созрело. Часто я погрешал то нетерпением, то упрямством; хотелось бы мне теперь быть поумнее. Мне скоро сорок лет; не только первая и вторая, третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим, куда он идёт и чего хочет достигнуть». «Я ничем не могу быть, как только литератором по я до сих пор был больше дилетантом. Этого впредь не будет».

Дилетантизмом страдает один из персонажей повести – Гагин. Его художественные работы при потенциальном таланте нет-нег да и обнаруживают незавершённость, поверхностность, а сам герой однажды с горечыо замечает: «Не учился я как следует». Показательна в этом отношении и реплика Гагина: «Коли хватит терпенья, из меня выйдет что-нибудь. не хватит, останусь недорослем из дворян».

Раздумья Тургенева над исторической судьбой людей своего поколения проявились в образе H.Н. Психологически он наиболее близок писателю; в его фигуре угадываются автобиографические детали, одна из них содержится в намёке на то, что будущее героя – литературное поприще.

Центральный персонаж, давший название всей повести, Ася. Её образ один из интереснейших и лучших в галерее тургеневских девушек. Судьба героини трагична. Ася мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг», она стремится «прожить не даром, след за собой оставить. ». Но её мечты остаются неосуществлёнными. Чиста, светла и прекрасна первая любовь Аси, неудержимо её стремленье к счастью, к свободе. Но мечты разрушаются в столкновении с эгоизмом и безволием слабого человека, которого она приняла за героя, в столкновении с «обычным порядком» окружающей её жизни.

Характер героини очень поэтичен. И он окрашивает лиризмом всю повесть, лиризмом, который был высоко оценён ещё современниками писателя. Сразу после прочтения «Аси» Некрасов писал о ней Тургеневу: «. она прелесть как хороша. От неё веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас но красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести». Тургенев отвечал: «Я очень рад, что „Ася” тебе понравилась; желаю, чтобы и публике она пришлась по вкусу, хотя время теперь, кажется, вовсе не туда глядит».

История создания повести Ася Тургенева

В начале 1857 года в письме своему другу, литературному критику, одному из первых читателей всех своих произведений П. В. Анненкову И. С. Тургенев писал: «Я переживаю – или, может быть, доживаю нравственный и физический кризис, из которого выйду либо разбитый вдребезги, либо… обновлённый!» В июне писатель приезжает в Зинциг на Рейне (возле Бонна) лечиться от невралгии, совершает большую прогулку по долине реки Ары. Во время этой поездки зародился замысел повести «Ася». Тургенев так рассказывал об этом: «Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа». Над повестью писатель работал в июле 1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже. «Странно было мне приниматься за перо, – признавался он, – после годового бездействия – сначала трудно было, потом пошло легче». Писалась повесть «с особенным настроением, похожим на вдохновение».

Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси чем-то напоминает судьбу дочери Тургенева. Летом 1841 года в Спасском-Лутовинове молодому Тургеневу приглянулась девушка-портниха, работавшая по вольному найму у Варвары Петровны, матери Тургенева. Связь молодых людей не укрылась от зоркого глаза Варвары Петровны. Швею рассчитали, и она возвратилась в Москву. В мае 1842 года у неё родилась дочь Пелагея, которую Варвара Петровна отобрала, увезла в Спасское-Лутовиново и отдала на воспитание в семью крепостного. Дворня злорадно называла её «барыня», заставляла исполнять тяжелую работу по дому. По приказанию Варвары Петровны девочку иногда на минуту одевали в чистое платье и приводили в гостиную. «Скажите, на кого эта девочка похожа?» – с притворным недоумением спрашивала Тургенева и отправляла её назад. Тургенев узнал о существовании дочери случайно. Приехав в имение в 1850 году, он был потрясён сиротской судьбой девочки. По совету Полины Виардо Тургенев увез дочь в Париж. «Это маленькое существо надо спасти, – писал он, – и я очень рассчитываю на полную перемену жизни, которая ей предстоит…».

Окончив учение во французском пансионе, Полина (так ее теперь звали), жила в Париже вместе с отцом до своего замужества. О семье дочери Тургенев заботился до самой своей смерти, хотя духовной близости между отцом и дочерью не возникло. Тургенева огорчало, что Полина «не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы». «Художественного начала в ней и следа нет , она … одарена характером, спокойствием, здравым смыслом: она будет хорошая жена, добрая мать семейства, превосходная хозяйка – романтическое, мечтательное всё ей чуждо, – сетовал он в своих письмах. – Я её уважаю, а этого мало». Героиню своей повести «незаконнорожденную» Асю Тургенев наделил богатым душевным миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве, в человеческих отношениях.

Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.». Тургенев с волнением ждал отзывов. Анненков дал повести самую высокую оценку, прибавив: «И не я один буду тронут и потрясён». Некрасов писал, что «Ася» – «чистое золото поэзии». О повести с восторгом высказались многие писатели. В журнале «Современник» остро ставились общественно-политические вопросы. Не случайно о характере главного героя повести «Ася», господина Н. Н., – представителя либеральной дворянской интеллигенции – и в связи с этим персонажем о роли дворянской интеллигенции в русской общественной жизни вообще развернулись жаркие споры. В них приняли участие видные критики того времени: Н. Г. Чернышевский, П. В. Анненков, Д. И. Писарев.

(По книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу»)

Урок литературной игры по теме «И.С. Тургенев. История создания повести “Ася”». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Форма урока: игра. Методика игры по станциям «Литературоведческий детектив».

Цель урока: дать ответ на вопрос «С кого писал И.С.Тургенев Асю?»

Задачи:

  • развить следующие интеллектуальные навыки: анализа художественного и научного текстов; выдвижения гипотез и подбора необходимых доказательств; сопоставления различных точек зрения на одну проблему; отбора информации, удовлетворяющей критерию научности;
  • развить следующие коммуникативные навыки: общения по указанным правилам; добросовестного исполнения определенной роли в процессе игры; признания авторитета лидера группы (для лидера – выполнение функций руководителя группы или эксперта станции).

Предварительное задание.

Все ученики класса получают задание (за 2 недели до урока) прочитать повесть «Ася».

За неделю до указанного урока 6 ученикам класса (прочитавшим повесть) предлагается домашнее задание:

  • познакомиться с материалом к уроку-игре, отобранному учителем. Материал представлен
  • фрагментами комментария Л.М.Лотмана. (Комментарии к повести «Ася» в кн.: И.С.Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1980. Т. 5 (с.437, 452-457) – Приложение 1;
  • статьей «И.С.Тургенев и его дочь Полина”
    (Авторы:О. Филюшкина, Н. Дараган, сотрудники государственного музея-заповедника И.С. Тургенева “Спасское-Лутовиново”, газета «Орловская правда, 02.09.2005.) – Приложение 2;
  • статьей «История создания повести «Ася» (По книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу») – Приложение 3.
  • Подготовиться к работе эксперта в одной из 3-х групп:
    • 2 человека – эксперты станции «Показания очевидцев» (сведения из комментария Л.М.Лотмана: 4 версии прототипа);
    • 2 человека – эксперты станции «Показания литературоведов» (сведения о дочери Тургенева, история создания повести, письма Тургенева);
    • 2 человека – эксперты станции «Личные данные героини» (анализ произведения – характеристика образа Аси по плану.

Эксперты систематизируют материал по своей теме и готовят конспекты или таблицы со сжатым изложением сведений по теме.
За день до урока проверка подготовки экспертов.
Перед уроком мебель (столы и стулья) расставляют таким образом, чтобы образовалось 4 сектора (станции):

1 станция – «Показания очевидцев».
2 станция – «Показания литературоведов».
3 станция – «Изучение личных данных героини».
4 станция – аналитический отдел.

Начало урока (5 минут времени урока) организуют так.

Эксперты занимают места на станциях и не отвечают на вопросы, адресованные ученикам класса:

  • Какой представляете Асю? (Она неуравновешенная, милая, несчастная, искренняя, странная, непостоянная…)
  • Назовите ее имя, отчество и фамилию. (Ее зовут Асей, ее имя – Анна, только брат называет ее Асей).
  • Знаете ли историю создания повести и почему автор не указал точных биографических данных своей героини?
  • Попробуйте стать детективами и провести литературоведческое расследование, чтобы ответить на вопрос «С кого писал И.С.Тургенев Асю?»

Класс делят на 3 группы (ученики вытягивали жребий – цифру от 1 до 3).

Задание: выбрать в каждой группе лидера – руководитель группы детективов.

Ученики занимают места. Каждая группа расположилась на 1-й из трех станций (ведущие станций – 2 эксперта, их роль в игре – начальники отделов):

  • 1 станция – следственный отдел «Показания очевидцев».
  • 2 станция – следственный отдел «Показания литературоведов».
  • 3 станция – следственный отдел «Изучение личных данных героини».
  • 4 станция – аналитический отдел – осталась свободной.
Читайте также:  Характеристика и образ Яши в пьесе Чехова Вишнёвый сад

Правила игры

Ученики-детективы изучают материалы, предложенные начальниками станций. После 5-минутного изучения выполняют задания начальников станций (коллективно), руководитель группы детективов делает отчет, команда получает баллы (максимально – 10 баллов). Начальники отделов комментируют оценку, дают правильные ответы (в случае необходимости).
После этого команды меняются местами, переходят на другую станцию и снова осуществляют работу.

Общее время работы на каждой станции – 10 минут. На всех станциях – 30 минут.

На последнюю станцию отправляются руководители групп детективов. С ними в течение 5 минут работают 6 экспертов – начальники следственных отделов. Они же выставляют оценки группам в зависимости от количества набранных баллов.

15-20 баллов – «3»
20-25 баллов – «4»
25-30 баллов – «5»

Заключительный этап – рефлексия (5 мин.)

Краткое описание хода работы

На 1-й станции – в следственном отделе «Показания очевидцев» – группа детективов получает распечатку фрагментов комментария Л.М.Лотмана к повести «Ася», в котором на основании высказываний людей, лично знавших И.С.Тургенева, сформулированы гипотезы прототипа героини.

Согласно показаниям современников Тургенева («очевидцев»), есть 4 версии о лице, ставшем прототипом Аси.

  • Дочь Тургенева Полина, рожденная вне брака от «простой» женщины, взятая Тургеневым на воспитание и вывезенная за границу с условием запрета встречи с матерью по причине дурного воздействия последней на воспитание дочери. (Свидетельство Л.Толстого, знавшего лично Тургенева и встречавшегося с ним в Париже и Дижоне в 1957 году).
  • Внебрачная дочь дяди И.С.Тургенева (Н.Н.Тургенева) – Анна, взятая на воспитание матерью писателя – В.П.Тургеневой. В письме к П. Виардо от 31 августа (12 сентября) 1850 г. Тургенев рассказывает подробно об оригинальном характере этой девочки. Н. M. Гутьяр, исследователь творчества И.С.Тургенева, ссылаясь на мнения знакомых писателя, исключает версию о том, что дочь Тургенева Полина могла стать прототипом героини повести, настаивая на том, что прототипом является племянница Тургенева Анна. (Гутьяр H. M. Иван Сергеевич Тургенев. Юрьев, 1907, с. 366 – 367)
  • Сестра А.А.Фета Надежда Шеншина, с которой Фет путешествовал по Германии, Франции и Италии и осенью 1856 года (до конца января 1857 г.), они встречались с Тургеневым в Париже. (Лотман Л. М. Тургенев и Фет. – В кн.: Тургенев и его современники. Л., 1977, с. 36 – 42).
  • Мадмуазель Сабурова, путешествовшая по Европе со своим братом-художником. С ней писатель познакомился в Зинциге и встречался в течение нескольких дней, а 26 июня (8 июля) 1857 г. совершил прогулку в долину реки Ары. (Факт знакомства подтверждает письмо Тургенева Герцену от 5 (17) июля 1857 г.).

Задание. Прочитайте комментарий Л.М.Лотмана, сформулируйте версии относительно прототипа Аси, найдите доказательства гипотез, расположите версии в порядке уменьшения степени вероятности.

На 2-й станции – «Показания литературоведов» – необходимо изучить материалы статей «И.С.Тургенев и его дочь Полина” (Авторы:О. Филюшкина, Н. Дараган, сотрудники государственного музея-заповедника И.С. Тургенева “Спасское-Лутовиново”, газета «Орловская правда, 02.09.2005.) и «История создания повести «Ася» (по книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу»).

Задание. Прочитайте статьи литературоведов. Какую версию прототипа Аси выдвигают авторы? На какие информационные источники она опирается? Можно ли считать данную версию научной? Почему?

На 3-й станции – в отделе «Изучения личных данных героини» – учащиеся должны отыскать сведения о персонаже в самом художественном произведении.

Задание. Найдите в повести «личные данные» Аси и выпишите их в таблицу.

На 4-й станции – в аналитическом отделе – каждый руководитель группы, опираясь на знания, полученные в ходе игры («доказательства», «факты»), высказывает мнение своей группы по поводу того, кто же наиболее вероятный прототип героини повести.

Выводы учащихся

Асю Тургенев писал с Полины Тургеневой, своей внебрачной дочери. Доказательства этого: рождена вне брака; мать не дворянка; воспитывалась без матери; девочка жила в «контрастных» условиях – среди челяди в России и в дворянской среде во Франции; ее переживания, образ мыслей писателю был ближе и понятнее мировоззрения племянницы Анны, Надежды Шеншиной или мадмуазель Сабуровой (последних он едва знал).
Начальники отделов подтверждают мнение руководителей групп.

Данный вывод логически обоснован. Вероятность данной версии велика, хотя нет однозначного ответа на вопрос о прототипе героини, потому что нет бесспорных научных доказательств.
В заключительном слове учителя внимание акцентируется на том, что литературный образ – это часто собирательный образ, поэтому каждая из вышеуказанных знакомых И.С.Тургенева в какой-то степени способствовала созданию такого замечательного художественного образа, как Ася.
Тургенев ставил цель воспроизвести внутренний мир героини, уводил читателя от «внешнего» изображения.

Оценивание работы

Рефлексия

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как сложилась бы жизнь Аси, если бы она не уехала с Гагиным?»

Анализ повести Ася Тургенева

История создания

Тургенев работал над повестью в течение полугода. Такой медленный темп написания был связан с болезнью автора и его усталостью. По словам Тургенева, идея написания “Аси” появилась от увиденного мимолетного момента. Однажды, находясь в немецком городке, автор взглянул на дом. Там находилась пожилая женщина ,которая выглядывала из окна первого этажа, а сверху, из окна выше, выглядывала молодая девушка. Тургенев попытался представить судьбу этих людей. Так появилась повесть.

Почему повесть так называется?

Название произведения “Ася” говорит нам о той, в кого был влюблен лирический герой. Именно эту девушку позже будет вспоминать герой. Ответить однозначно по поводу названия достаточно сложно. Есть предположение, что Тургенев вынес на первый план имя Аси, для того, чтобы показать важность истории, связанной с ней. В данном случае девушка является образом любви и внутренних изменений нескольких людей.

Жанр: повесть или рассказ?

В данном случае, произведение является повестью. Отличием является не только размер. Рассказ, как правило, затрагивает одно событие. В повести же событий несколько и все они объединены в одну сюжетную линию. Помимо всего, повесть, в отличие от рассказа, может иметь лирическое отступление, описание природы. Произведение “Ася” по всем параметрам является примером повести.

О чем повесть?

Повесть рассказывает об истинной любви; о том, как важно ценить миг, который есть в данный момент; о необходимой смелости и умении принимать важные решения вовремя. Своевременность часто стоит во главе различных жизненных ситуаций. Так и в повести, юноша влюбился в девушку. Их связь развивалась тонко и постепенно, а затем переросла в глубокое чувство. Не хватило одного важного шага со стороны героя, чтобы быть вместе с любимой женщиной. Главный герой потерял свою любовь. Ему оставалось только с тоской вспоминать о ней все последующие годы.

Главные герои и их характеристика

Господин Н.Н. – рассказчик, от лица которого идет повествование. Молодой человек 25 лет, который предпочитает жить спокойно, ищет свой смысл и от этого много путешествует. Стремится к душевному равновесию в жизни. Ищет любви. Вначале думает о “коварной вдове”, затем уже об Асе, его настоящем глубоком чувстве. Жизнь дала герою возможность проявить себя и получить шанс быть счастливым, но его нерешительность сыграла с ним злую шутку.

Ася (Анна Гагина) – юная, обаятельная, искренняя девушка, при этом обладает импульсивностью и живым характером. Образ героини ассоциируется с непосредственностью и молодостью. Асю отличает простота и душевная чистота. Героиня была внебрачной дочерью от связи барина со служанкой, поэтому Ася уже с юных лет понимала свое место в обществе и стеснялась этого. Со слов Господина Н.Н., Ася довольно хорошо говорила по-французски, но было заметно, что она с детства не была в женских руках. В ее движениях было что-то неспокойное. “Это вино еще не бродило”.

Гагин – брат Аси. Добрый, воспитанный, ответственный молодой человек. Имеет способности к живописи, хочет быть художником, но посвящает свою жизнь своей сестре.

Фрау Луизе – пожилая женщина, которую навещает Ася. Именно в доме Фрау Луизе встречаются лирические герои: Ася и Господин Н.Н.

Тема

В повести поднимается тема любви, искренней и при этом несчастной и навсегда утраченной.

Проблематика

Произведение поднимает проблему своевременности, а также необходимости отбрасывать нерешительность в нужный момент в пользу важных решений. “Завтра я буду счастлив!” – слова, произнесенные Господином Н.Н. так и остаются в памяти, потому что его завтра оказывается пустым. Лирический герой позже еще долго будет прокручивать в голове все диалоги и ситуации, связанные с Асей, понимая, что теперь он может только вспоминать об этом.

Смысл романа

Автор предлагает читателю задуматься о том, что такое настоящая любовь и показывает, как может изменить человека истинное чувство. Иногда, это испытание любовью, и не каждому удается его пройти. Кроме этого, смысл произведения в том, чтобы подумать о способности быть смелым и бороться за свое, даже когда внутри страшно сделать шаг. Иногда наши страхи и нерешительность побеждают, но это цена за то, что мы получаем в итоге. Так и в произведении, герой потерял свою любовь, но получил свой опыт.

2 вариант

В середине 19 века Иван Сергеевич Тургеневе написал небольшую повесть с коротким названием «Ася». Но до сих пор произведение, переведенное на разные языки мира, трогает сердца миллионов людей. Стоит отметить, что писать печальные истории о любви – словно стало традицией русских авторов. Важным является то, что тема любви не устаревает, а, наоборот, с веками становится только актуальнее.

Одной из изюминок повести является повествование от первого анонимного лица, господина Н.Н. Он рассказывает о своем прошлом, о времени расцвета и чистой любви. За границей неизвестный знакомится с соотечественниками: молодым человеком и его сводной сестрой. Так в произведении появилась Анна Гагина. Но семнадцатилетней девушке совсем «не идет» это имя в полной форме, поэтому все называют ее Асей. В последующем рассказчик и девушка сблизились, такие теплые чувства они еще не испытывали. В самый ответственный момент, когда Н.Н. решился сделать Асе предложение руки и сердца, девушка исчезла из его жизни. Произошло это так же быстро и неожиданно, как их первая встреча.

Тургенев детально описывает образ Аси. Ранимая и очень нежная, героиня имеет талант к рисованию, много читает и не скучна в беседе. Именно из этой повести родился новый термин «тургеневская девушка». Ася очень справедливый человек, но есть в ее характере некая задоринка, изменчивость и легкая безрассудность. Юная девушка испытала чувства, о которых раньше не могла и подумать. Ее неопытность смущает ее, она не всегда понимает, как справиться с собственными эмоциями. В некоторых случаях Н.Н. не знает осуждать Асю или просто наслаждаться ее обществом.

Через все произведение читатель может услышать внутренний монолог главного героя. Можно сказать, что этот герой – лирический. Н.Н. рассуждает о том, что когда-то давно он упустил свой шанс на обретение счастья. Кто в этом виноват? Вопрос остается открытым для нас, читателей. Просто герой не понимал, что он стоит в шаге от любви, он боялся этого чувства. Сюжет говорит нам о том, что его медлительность и необоснованные раздумья лишили его жизненного счастья. Опыт показал Н.Н., что отложенное на завтрашний день может больше никогда не произойти.

Это путешествие очень сильно трансформировало личность главного героя его характер. Если раньше он наблюдал за окружающими со стороны, не «всматриваясь» в их души, то теперь он глубоко чувствовал каждого проходящего мимо человека. Но это не помогла ему избавиться от одиночества.

Иван Сергеевич позволил читателю самостоятельно поразмыслить над ситуацией. Автор никак не комментировал эту историю и не выражал свое личное отношение к героям. Опять же, это все благодаря тому, что рассказчик и главный герой – одно лицо. Маленькая повесть о не сложившейся любви актуально до сих пор. Внутренние переживания персонажей присущи и сегодняшним молодым людям, поэтому текст читается очень легко и воспринимается как часть жизни.

Ася – анализ произведения

Очень нежное, трогательное и грустное произведение «Ася» вышло из-под пера маститого русского писателя И.С. Тургенева в 1857 году.

Повествование ведется от первого лица (господин Н.Н.), что делает его более убедительным и правдивым.

Главная героиня произведения – юная девушка Ася лет 17-ти, приехавшая в Германию со своим старшим сводным братом Гагиным, который очень тепло и внимательно относится к сестре.

По сюжету повести господин Н.Н. приезжает в Германию, где встречает людей со своей родины – девушку Асю и молодого человека Гагина.

В течение произведения между Н.Н. и Асей завязываются романтические отношения, на возникновение которых повлияла дружба мужчин. Они признаются друг другу в чувствах, но из-за недопонимания, происходит неловкая ситуация, что создает напряжение между сторонами. Ася и Гагин скоро уезжают из Германии. Н.Н. понимает, что потерял Асю навсегда и больше никогда ее не увидит. Главный герой никогда в жизни больше не испытывал подобных любовных и страдал от одиночества.

В среде критиков существует несколько предположений о том, кто мог бы являться прототипом главной героини. Тургенев мог бы написать повесть о своей незаконнорождённой дочке Полине Брюэр, которая напоминает свой несмелостью Асю. Также есть вероятность, что образ Аси списан с сестры писателя Варвары Житовой.

Ася – девушка ранимая и мечтательная, впечатлительная. Автор наделил ее обостренным чувством справедливости. Девушка ласковая и добрая. Это именно «живой» человек. Эта особенность девушки очаровала господина Н.Н., подружившегося с нею. Порой Ася совершает необдуманные и безрассудные поступки. Она слушает сердце вместо разума в силу своего возраста.

После общения с господином Н.Н. у Аси просыпаются ранее неведомые и непонятные чувства. Юная девушка не знает, как справится с ними. Этим можно объяснить ее странное и капризное поведение. Она не знает, что с ней происходит, не понимает, что влюбилась. Но после осознания этого признается сначала Гагину, а после и виновнику ее душевных терзаний.

Можно предположить, что было бы, если б Гагин смог остановить сестру от необдуманных поступков и вразумить ее, но он этого не сделал. Почему? Скорее всего, зная эмоциональную натуру Аси он испугался. Пострашился последствий, которые это за собой повлечет.

Почему же господин Н.Н. так поступил с девушкой… Когда Гагин рассказал, что Ася незаконнорожденный ребенок, то женитьба Н.Н. с ней вызвала бы недоразумение в высших кругах. Н.Н. просто думал о своей репутации.

Прочитать произведение «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева рекомендуется как мечтательницам, так и мечтателям и сделать свои выводы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Ася

Популярные сегодня темы

В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.

Еще недавно царь был весел и здоров, увлеченный гуляниями, а сейчас кричит от боли и умирает. Он умирал в разгаре строительства Петербурга и не знал на кого оставить свои неоконченные труды

Произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души» было задумано автором как поэма в трёх томах. Но до читателя дошёл только том первый. Второй том, почти готовый, был уничтожен самим автором.

Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму.

«Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства», – произнес однажды знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери.

История создания повести Ася Тургенева

Тип урока: урок- исследование

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
  • развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.
  • способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).

Ход урока
I Оргмомент

II Вступительная беседа

1.Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта “Тургенев – первая влюблённость”
2. “Слово учителя”
Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта “Тургенев – первая влюбленность”, потому что главное в повести “Ася” (о которой мы будем говорить) – любовь. Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести “Ася”.
Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ – должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ – внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести.
Предоставляем слово нашим литературоведам, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести.

III “Слово литературоведов”

Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести “Ася”, соотнесенную с жизнью самого писателя.

“В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть”, – писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.

2) Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть “Ася”.
Замысел “Аси” возник случайно…

3) “Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа”.
Вытканная из “особенного настроения” повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года.

4) После публикации повести в 1858г. в “Современнике” она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г. писал: “…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте”.

“Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной “Аси”: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе”. (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).

Вывод: повесть не оставила равнодушными читателей – современников Тургенева – и волнует сердца людей и в наши дни. Почему так происходит, выясняли СОЦИОЛОГИ.

IV “Слово социологов”
Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос: что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям нравится читать тургеневские страницы вновь и вновь? В опросе участвовали 20 учеников, 22 родителя

Высказывания о повести:

1) Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние предчувствия любви.

2) Нам сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: ” … у счастья нет завтрашнего дня”

3) Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось.

4) Эта повесть напоминает феерию Грина “Алые паруса”. Там чувства Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву “А”.

5 ) Подводя итоги этого опроса, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо, как открывается сердце человека для красоты и добра.

Вывод: Любовь – ” вечная тема”, поэтому читать о ней всегда интересно в любом возрасте. Что за тайное притяжение у этой повести? Какие загадки сокрыты в ней?
На эти вопросы отвечали ИССЛЕДОВАТЕЛИ, которые работали с текстом повести

V “Слово исследователям”
Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие “загадки” повести:

1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это “грация”, “миловидность”. АНАСТАСИЯ-это “рожденная заново”.

2 . Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н. ?
Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. Хочется обратить внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди.

4. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой “маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами”. Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово “печально” заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех.

5. Еще один момент. Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев

Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это “мягкий”, у Аси – “что-то особенное”, и “черные светлые глаза”.

6. Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы!

Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ – еще одна особенность повести.
Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:

ВСЕГО – 22 главы.

История создания повести Ася Тургенева

В начале 1857 года в письме своему другу, литературному критику, одному из первых читателей всех своих произведений П. В. Анненкову И. С. Тургенев писал: «Я переживаю – или, может быть, доживаю нравственный и физический кризис, из которого выйду либо разбитый вдребезги, либо… обновлённый!» В июне писатель приезжает в Зинциг на Рейне (возле Бонна) лечиться от невралгии, совершает большую прогулку по долине реки Ары. Во время этой поездки зародился замысел повести «Ася». Тургенев так рассказывал об этом: «Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа» . Над повестью писатель работал в июле 1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже. «Странно было мне приниматься за пер о, – признавался он, – после годового бездействия – сначала трудно было, потом пошло легче» . Писалась повесть «с особенным настроением, похожим на вдохновение».

Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси чем-то напоминает судьбу дочери Тургенева. Летом 1841 года в Спасском-Лутовинове молодому Тургеневу приглянулась девушка-портниха, работавшая по вольному найму у Варвары Петровны, матери Тургенева. Связь молодых людей не укрылась от зоркого глаза Варвары Петровны. Швею рассчитали, и она возвратилась в Москву. В мае 1842 года у неё родилась дочь Пелагея, которую Варвара Петровна отобрала, увезла в Спасское-Лутовиново и отдала на воспитание в семью крепостного. Дворня злорадно называла её «барыня», заставляла исполнять тяжелую работу по дому. По приказанию Варвары Петровны девочку иногда на минуту одевали в чистое платье и приводили в гостиную. «Скажите, на кого эта девочка похожа?» – с притворным недоумением спрашивала Тургенева и отправляла её назад. Тургенев узнал о существовании дочери случайно. Приехав в имение в 1850 году, он был потрясён сиротской судьбой девочки. По совету Полины Виардо Тургенев увез дочь в Париж. «Это маленькое существо надо спасти , – писал он, – и я очень рассчитываю на полную перемену жизни, которая ей предстоит…» .

Окончив учение во французском пансионе, Полина (так ее теперь звали), жила в Париже вместе с отцом до своего замужества. О семье дочери Тургенев заботился до самой своей смерти, хотя духовной близости между отцом и дочерью не возникло. Тургенева огорчало, что Полина «не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы». «Художественного начала в ней и следа нет , она … одарена характером, спокойствием, здравым смыслом: она будет хорошая жена, добрая мать семейства, превосходная хозяйка – романтическое, мечтательное всё ей чуждо, – сетовал он в своих письмах. – Я её уважаю, а этого мало» . Героиню своей повести «незаконнорожденную» Асю Тургенев наделил богатым душевным миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве, в человеческих отношениях.

Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.». Тургенев с волнением ждал отзывов. Анненков дал повести самую высокую оценку, прибавив: «И не я один буду тронут и потрясён» . Некрасов писал, что «Ася» – «чистое золото поэзии». О повести с восторгом высказались многие писатели. В журнале «Современник» остро ставились общественно-политические вопросы. Не случайно о характере главного героя повести «Ася», господина Н. Н., – представителя либеральной дворянской интеллигенции – и в связи с этим персонажем о роли дворянской интеллигенции в русской общественной жизни вообще развернулись жаркие споры. В них приняли участие видные критики того времени: Н. Г. Чернышевский, П. В. Анненков, Д. И. Писарев.

(По книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу»)

Ася” — это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он чего-то испугался, отступил.
Н.Г.Чернышевский посвятил повести “Ася” большую статью, под названием “Русский человек на rendez-vous ”. Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя:

“. пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, — большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке”.

Таковы-то наши “лучшие люди. ” — замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких “лучших людей” — это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.

Н. Г. Чернышевский в своей статье осудил «лишних людей» и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Он высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным, Бельтовым, Агариным (из «Саши» Некрасова).

Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева.
Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.
Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

  • Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством.
  • Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает.
  • Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям.

О психологизме повести И. С. Тургенева «Ася»

С начала XIX века в литературе и других видах искусства всё более проявляется интерес к изображению внутреннего мира человека, жизни его души. Одним из признанных художников-психологов является И. С. Тургенев. П. В. Анненков говорил о том, что Тургенев – психолог , но тайный , исследование психологии у Тургенева «всегда скрыто в недрах произведения и развивается вместе с ним, как красная нитка, пущенная в ткань». Сам Иван Сергеевич так характеризовал свой «психологический метод»: «Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и тёплым телом, которому он служил прочной, но невидимой опорой»; «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления». Для Тургенева главная и едва ли не единственная цель – изображение именно внутренней жизни человека. Писатель помогает проникать читателям в тайники души своих персонажей разными способами.

Показывая, например, Асю, он отбирает такие детали портрета, поведения героини, обстановки, в которую её помещает, которые как бы опредмечивают в себе определённые движения души девушки. Психологический анализ предстает здесь как внешнее выражение чувств, переживаний, постепенного изменения состояния внутреннего мира полюбившей девушки – в мимике, жестах, во всё новых нюансах портретных зарисовок героини, внимании к интонациям её голоса.

Иначе раскрывается внутренний мир господина Н. Н. Повесть не случайно была напечатана под названием «Ася. Рассказ Н. Н.»: писатель выбирает исповедь рассказчика как форму повествования, а исповедь всегда предполагает подробное освещение обстоятельств, главным образом, внутренней жизни. При посредстве рассказчика Тургенев проникает в запутанные сплетения чувств и настроений персонажа, в самые потаённые уголки его сознания. Внутренняя жизнь этого тургеневского героя предстает как рефлексия 1 . Он упорно раздумывает над многими, порой угнетающими его вопросами, вызывающими глубокие переживания. При этом не всё в своих переживаниях рассказчик может осмыслить, чтобы принять правильное решение. Тургенев не исключает иррационального во внутреннем мире, в развитии чувств человека, в частности господина Н. Н. При этом главным остается все-таки то, что только один герой может быть показан изнутри в движении его чувств и мыслей – это сам рассказчик.

Но и в изображении внутреннего мира Ася, и внутреннего мира господина Н. Н. сказываются особенности таланта, личности писателя: свойственные ему элегизм 2 , поэтизация 3 и взаимоотношений героев, и окружающей их обстановки – пейзажей, романтичность 4 художественного мира Тургенева.

(По книге С. Е. Шаталова «Художественный мир И. С. Тургенева»)

На примерах из текста повести проиллюстрируйте особенности психологизма Тургенева в изображении внутреннего мира Аси и внутреннего мира господина Н. Н.

1. Рефлéксия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания

2. Элегизм – грусть, мечтательность

3. Поэтизáция – изящество, очаровательность

4. Романтичность – мечтательно-созерцательное настроение, идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека

Выполните задание

О смысле любовного сюжета
повести И. С. Тургенева «Ася»

Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств. Изображение любви было для него важным творческим приёмом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», то есть богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова». В учебнике-хрестоматии приведены оценки, которые дают господину Н. Н. критики Д. И. Писарев и Н. Г. Чернышевский. Познакомимся ещё с одной точкой зрения на смысл любовного сюжета в повести, высказанной литературоведом Г. А. Бялым:

«Любовь представлялась писателю стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Именно такой предстаёт любовь в повести «Ася»: она проявляется как стихийная сила, овладеть которой, «подчинить её себе и заставить служить своему счастью человек не может. Нельзя угадать такое мгновенье, когда эта сила может даться в руки человеку; не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля. В статье «Русский человек на rendez-vouz» Чернышевский, споря с Тургеневым, показал, что в несчастье героя повести «Ася» повинны не стихийные силы, а его собственная бесхарактерность, порождённая социальными условиями жизни. Разумеется, Тургенев был далёк от такого понимания вопроса. У Тургенева герой невиновен в своём несчастье. Его погубила не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а нечто другое. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне ещё не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с её братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастия, я стал искать и звать её… но уж тогда было поздно». Дело, значит, по Тургеневу, в том, что любовь капризна и своевольна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня»».

(Из книги Г. Бялого «Тургенев и русский реализм»)

Чье мнение: Писарева, Чернышевского или Бялого – кажется вам более справедливым? А, может быть, у вас есть свой взгляд на то, почему счастье ускользнуло от господина Н. Н.? Объясните и обоснуйте свою точку зрения, обратившись к тексту повести.

Ссылка на основную публикацию
ИмяВозрастПроисхождениеВоспитаниеВнешностьРодственникиРод занятийПоведениеХарактер