История создания рассказа Изумруд Куприна

Анализ рассказа А.И. Куприна «Изумруд»

Одним из блоков вариативных программ литературного образования — и не только в 8-м классе — являются произведения о животных. Помимо привычных, хорошо методически освоенных стихотворений Есенина или рассказов Тургенева и Сетона-Томпсона рекомендуем обратить ваше внимание на рассказ А.И. Куприна «Изумруд». Небольшой по размеру, яркий, динамичный, он очень удобен для изучения на уроке или в качестве внеклассного чтения с последующим обсуждением. Советуем присмотреться к нему и тем учителям, кто занят подготовкой школьников к олимпиадам: ведь анализ небольшого эпического произведения является на олимпиаде одним из обязательных туров (подробнее об олимпиадных заданиях мы расскажем в следующем номере). Публикуемый материал поможет учителю провести такой анализ.

Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказ Александра Ивановича Куприна «Изумруд» (1907). Куприн с большой задушевностью и отличным знанием жизни писал о животных, он даже замышлял создание целой книги о них, но не успел осуществить задуманное.

“Университеты” жизни, подобные горьковским, позволили Куприну из многообразия встреч, эпизодов, событий выбрать то, что он знал не понаслышке. В основу произведения положен эпизод из жизни рысака Изумруда, не мыслящего себя без движения и оказавшегося втянутым в человеческие интриги.

Проблема перерастает первоначальный схематизм: противопоставление жестоких людей и беззащитных животных. И выражение “где кончается человек и начинается животное” требует корректировки, потому что на поверку животное оказывается неизмеримо выше.

Изумруд погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей, но насколько он чище, совершеннее их! Невдомёк ему, разгорячённому блистательной победой в бегах, почему вокруг него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обвинения в мошенничестве, как невдомёк и то, почему у овса в чужой, незнакомой конюшне такой странно-непривычный вкус. И подлое убийство ранним утром, “когда все. спали”, не осознанное жертвой, отторгает убийцу, “большеголового, заспанного человека с маленькими чёрными глазками и тоненькими чёрными усами на жирном лице”, от рода человеческого, так безнадёжно уступающего животным в порядочности.

Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда, осознаны лошадиным умом, эмоции переданы завистливым весёлым ржанием или тревожным всхрапом, нервным переступанием грациозных ног и затаёнными мыслями. Умышленная ограниченность восприятия компенсируется интуитивной, подсознательной реакцией животного на поведение человека. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь — мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”. Не случайна тесная связь, почти сверхъестественное взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего (“как это видят люди и звери только в раннем детстве”). С годами эта общность утрачивается, а иначе как объяснить существование доброго, хорошего, но без “чего-то главного, лошадиного” конюха Назара, труса Васьки, который кричит и дерётся, совсем юного, игривого, как жеребёнок-сосунок, Андрияшки и ещё одного конюха, безымянного, жестокого и нетерпеливого.

Изумруд не склонен отгораживаться от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.

Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, почти тривиально, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставят читателя равнодушным.

Рысак просыпается накануне бегов в полночь и, убаюканный теплом конюшни и ароматом сена, вновь засыпая, возвращается в детство, к матери-кобыле. Счастливые и приятные воспоминания прерываются суетой начавшегося дня. Нетерпение застоявшегося Изумруда сдерживают мудрые руки англичанина. В конечном итоге победа рысака — это торжество американской выездки, превращающей “лошадь в живую безукоризненную машину”. Непонятные для него манипуляции фотографа, запечатлевшего триумф Изумруда, прерваны “чёрной рассыпающейся массой” людей. И далее происходит что-то совсем уж непонятное для рысака, обозначенное криком: “Поддельная лошадь, фальшивый рысак, обман, мошенничество, деньги назад!”

И виноваты не “большая жёлтая луна, внушавшая ему тёмный ужас”, а люди — одни, пытавшиеся обмануть других, и другие, мстящие за обман. А между молотом и наковальней — почти совершенной красоты жеребец Изумруд, так и не понявший, что ему подсыпали отраву в овёс, чтобы прекратить дальнейшее разбирательство.

Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, ибо, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация — в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это сообщает напряжённость сюжету, начавшемуся, казалось бы, столь безмятежно.

В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее. В воспоминаниях его пьянит “восторг молодости, силы и быстрого бега”.

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И сколь контрастны люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади, даже с ногавками на бабках, полотняными поясами, подмышниками, отороченными мехом, выглядят венцом творения природы.

Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии (“думая о нём, Изумруд сам попробовал мысленно похромать немножко”).

Чисто купринская манера письма, нарочито бесстрастная, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами (“сказочно-прелестно зелена”, “нежно розовела”, “сверкала дрожащими огнями роса”), производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа. В нескольких фразах описывает Куприн метаморфозу, произошедшую с рыжим жеребцом, соперником Изумруда. Динамика видится и в “дрожащих огнях”, и в переливающихся от движения мускулах под кожей.

Психологический драматизм ставит рассказ Куприна в один ряд с произведениями И.С. Тургенева, С.А. Есенина и других писателей, помнивших о наших “меньших братьях”, а острота постановки общечеловеческих проблем делает его актуальным во все времена.

Исследовательская работа по рассказу Куприна “Изумруд”

Цель работы: выявить нравственные ценности рассказа

В данной работе учащиеся рассмотрели отношение Куприна к животным, изучили историю создания рассказа, его композиционное и художественное своеобразие, определили идею произведения, его нравственные уроки. Презентацию можно посмотреть по адресу: http://www.proshkolu.ru/user/Polyakova69/file/3838630/

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_kuprin_izumrud.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ГСОШ филиал д. Василёво, Калязинский район, Тверская область

Исследовательская работа по литературе на тему:

«Нравственные ценности рассказа Куприна “Изумруд”

Абрамов А., Пестов А.

Полякова О.Е., учитель русского языка и литературы

Выявить нравственные проблемы и ценности рассказа «Изумруд».

  1. Изучить жизненный и творческий путь автора.
  2. Рассмотреть историю создания и композиционные особенности рассказа.
  3. Показать мастерство автора в изображении главных героев, их взаимоотношений.

Способы и пути исследования:

  1. Чтение текста рассказа.
  2. Анализ содержания (материалы статей, ресурсы Интернета)
  3. Изучение материалов по биографии А.Куприна
  4. Создание презентации
  5. Выступление на школьной научно-практической читательской конференции.

Человечность определяется не по тому,

как мы общаемся с людьми, а по тому,

как ведём себя с животными.

Таланты (как и люди) бываю добрые и злые, веселые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой.

Пройдя ещё в детстве через ряд испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…

У Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу.

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет.

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». В 1930 году писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел.

История создания и анализ рассказа « Изумруд»

Очень показателен рассказ Куприна “Изумруд”(1907). В основу положена подлинная история беговой лошади Рассвет, из-за корыстных побуждений погубленной людьми.

Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь — мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”.

Не случайна тесная связь, взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего.

Изумруд не отгораживается от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.

Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставляют читателя равнодушным.

Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, потому что, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация — в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это придаёт напряжённость сюжету

В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее.

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы.

Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии.

Манера письма Куприна, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами, производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа..

Психологический драматизм ставит рассказ Куприна в один ряд с произведениями И.С. Тургенева, С.А. Есенина и других писателей, помнивших о наших “меньших братьях”, а острота постановки общечеловеческих проблем делает его актуальным во все времена.

А.И. Куприну удалось создать такие произведения о животных, в которых «братья наши меньшие» стали олицетворением земной красоты, неиспорченности и чистоты…

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

10.12.2019

Куприн А. “Изумруд”

Жанр: рассказ о животных

Главные герои рассказа “Изумруд” и их характеристика

  1. Изумруд. Жеребец американской породы. Серый.

План пересказа рассказа “Изумруд”

  1. Пробуждение в конюшне
  2. Четыре конюха
  3. Сон
  4. Холодное утро
  5. Растирания
  6. На ипподроме
  7. Англичанин
  8. Первый забег
  9. Перерыв
  10. Второй забег
  11. Победа
  12. Обман
  13. Чужая конюшня
  14. Отравитель

Кратчайшее содержание рассказа “Изумруд” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Четырехлетний Изумруд был одним из самых сильных в конюшне.
  2. Утром его вывели, обмыли и подготовили к бегам.
  3. Изумруд легко прошел первый заезд, и его отвели передохнуть.
  4. Изумруд обогнал могучего вороного рысака, но его обвинили в обмане.
  5. Изумруда перестали брать на бега, а потом продали и отправили в незнакомую конюшню.
  6. Хозяин конюшни подсыпал ему отравленного овса и Изумруд умер.

Главная мысль рассказа “Изумруд”
За грехи людей отвечать приходится животным.

Чему учит рассказ “Изумруд”
Рассказ учит любить животных и особенно лошадей. Учит заботиться о своих домашних питомцах. Учит никогда не обманывать и не пытаться победить нечестным путем. Учит отвечать за свои ошибки и обманы. Учит жалости и состраданию.

Отзыв на рассказ “Изумруд”
Мне понравился этот рассказ, несмотря на его очень тяжелую концовку. Видно, что сам автор очень любил лошадей, и ему было больно писать о смерти Изумруда. Но он написал правду, такой, какой ее видел. И эта правда заставляет людей задуматься о своем отношении к животным, и может быть стать немного добрее.

Пословицы к рассказу “Изумруд”
Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.
Где обман, там правды нет.
Били Фому за Еремину вину.
У хорошего хозяина нет плохой лошади.
На лошадь не плеть покупают, а овес.

Четырехлетний жеребец Изумруд проснулся ночью. Где-то рядом храпел конюх Василий, а напротив, сверкала глазами молодая кобыла Щеголиха. Изумруд заржал и рядом недовольно фыркнул Онегин, бурый жеребец. Жеребцы некоторое время обнюхивали друг друга, и все больше злились. Вот они закричали и забили копытами.
На лошадей закричал проснувшийся Василий, и жеребцы притихли. С тех пор как в конюшню поставили Щеголиху, они стали часто ссориться.
Изумруд пожевал сено и вспомнил конюха Назара, старого и ласкового, которого он любил больше всех. Один кусок сена отличался по вкусу, и Изумруд дожевав его, задремал.

Перед рассветом Изумруд увидел во сне себя молодым, семимесячным. Он носился по лугу в траве, а рядом паслась его мать.
В конюшне стало светло. Василий раскрыл двери и выпустил козла. Появились остальные конюхи и стали задавать лошадям овес.

Едва Изумруд доел, как его вывели во двор, на белую от инея землю. Назар вылил на жеребца ведро воды и стал растирать его.
Был день бегов и конюхи торопились.
Изумруда вытерли насухо, потом стали запрягать. Появился наездник-англичанин, который внимательно проследил за этим процессом и проверил подпруги.
Изумруда вывели на ипподром и он увидел знакомого белого жеребца, всегда скакавшего с ним рядом.

Наездник сел и Изумруда вывели на дорожку. Он побежал уверенно и ровно. Наездник позволил ему ускориться и Изумруд был ему благодарен.
В перерыве между бегами Изумруд углядел красивую кобылу и хотел познакомиться. но наездник поторопил его. Изумруд побежал как обычно быстро, но вдруг его обошел рыжий жеребец. Изумруд заволновался и хотел прибавить, но наездник удержал его. И вскоре торопливого рыжего жеребца вывели с поля, всего взмыленного и изможденного.

Изумруд пропустил несколько заездов, но потом англичанин снова сел на него. Наездник управлял Изумрудом уверенно и спокойно. Он пока сдерживал жеребца, не давая ему бежать в полную силу, но Изумруд знал, что скоро он его отпустит.
Его соперник – могучий вороной жеребец, проходит призовой столб одновременно с Изумрудом, но с другой стороны диаметра арены. Наездник все еще удерживает Изумруда, но постепенно тот начинает настигать вороного. Вскоре Изумруд оказывается чуть впереди и наездник отпускает его. Изумруд летит и ему становится жарко. Крики с трибуны отвлекают его, но наездник держит его. И Изумруд разрывает контрольную нить, даже не заметив ее. Вороной отстает на семь секунд.
Изумруда отводят к трибунам и он видит, как шумят возмущенные люди. Они теребят ему шерсть, и кричат про фальшивого рысака, требуя вернуть деньги.
Изумруд не понимает этого, ведь он бежал хорошо. А англичанин пылает гневом и что-то кричит.

Изумруда отвели в конюшню и потекли скучные дни. Его больше не водили на бега. Какие-то люди осматривали его, а потом его погрузили в вагон и увезли в незнакомую конюшню.
Там он снова томился от бездействия, а люди продолжали приходить и осматривать его.
Главным на конюшне был вечно заспанный человек, которого Изумруд инстинктивно боялся.
Однажды этот человек крадучись вошел в конюшню и засыпал Изумруду овса. Изумруд удивился, но сжевал сладкий овес.
Вскоре у него начались рези в животе, быстро ставшие нестерпимыми. Глаза уже ничего не видели и Изумруд упал в какую-то холодную яму, в последний миг видя перед собой англичанина и Онегина.

Краткое содержание: «Изумруд» Куприна – уничтоженная драгоценность

У многих произведений Куприна есть одна общая черта – подлинность, они взяты из жизни. Воспевание естественного бытия, психологии животного – об этом рассказывает краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это и борьба низких страстей, которая калечит все прекрасное.

В денниках

Серебристо-стальной рослый четырехлетний конь Изумруд проснулся и, оглядывая своих соседей, стоящих за перегородками справа, слева и напротив, начал потихоньку отщипывать сено. В голове текли медленные мысли о конюхах: Назар, с которым всегда уютно, противный Васька, который курит в конюшне, кривоглазый, злой и жестокий, который не любит лошадей, и Андрюшка, совсем мальчишка – он любит играть с лошадьми. Мысли лошади во многом составляют рассказ, его краткое содержание. «Изумруд» Куприна история о коварстве и беспринципности людей.

Сны Изумруда

Перед тем как рассвело, Изумруд увидел сон: ароматный луг ранним весенним утром с невероятно зеленой травой, где каждый цветок пахнет по-особому. Он несется прямо на солнце, а мокрая трава холодит и освежает. Над ним безграничное голубое небо. Он чувствует восторг от своей молодости и переполняющих его сил.

Подготовка к бегу

Стояло осеннее утро. Изумруд доел овес, и его вывели во двор, не раз облили холодной водой из ведра, осушили, вычистили щеткой, протерли шерстяной рукавицей. А из сарая начали выкатывать двухколесные тележки-американки, сверкающие на солнце новым лаком.

И вот появился самый важный человек в жизни Изумруда. Это был главный наездник конюшни, англичанин, которого побаивались и уважали и люди, и кони.

Запряженного коня конюхи вывели на разминку к воротам ипподрома. Наездник не спеша натянул вожжи, Изумруд рванулся вперед, радуясь бегу, но был остановлен сильными руками. Лошадь пошла ровной рысью с гордо поднятой мордой. Шаг у него был широкий и с виду неторопливый. Дыхание при этом ставилось правильным (оно открывалось), готовя животное к соревнованию.

На ипподроме звонили. Изумруду было весело после проминки, кровь бежала быстро, дыхание становилось глубже, и все мышцы требовали бега. Такие были ощущения у коня, как их описывает краткое содержание. «Изумруд» Куприна в дальнейшем очеловечивает умное и красивое животное.

Движеньем поводьев, их напряжением или ослаблением, понимали друг друга наездник и конь. Ровной размеренной рысью, подчиняясь команде беречь силы, шел Изумруд. «Не торопись, потом», – успокаивают его волшебные руки. Все на ипподроме заворожено одним ритмом. «Прибавить?» – спрашивает Изумруд. Вожжи в поднятых руках приказывают ему сделать все, что только можно. Изумруд, ничего не ощущая, разрывает контрольную нитку. «Спасибо, милый, кончено», – говорит англичанин, бросает вожжи и разрешает коню идти шагом.

А с трибун бегут недовольные люди и кричат, что рысак поддельный. Изумруд не понимает – ведь он так хорошо бежал.

Разных персонажей показывает в рассказе Куприн. Изумруд, герои-конюхи, наездник-англичанин, владелец коня, озверелая толпа, которая при выигрыше Изумруда потеряла деньги. Социальный подтекст рассказа выявляет низость буржуазного общества с его жаждой денег, которая убивает все прекрасное и естественное.

После бегов

Настали скучные дни без проминок и бегов. Изумруда показывали разным людям и, наконец, увезли в незнакомую конюшню, где скучно и одиноко тянулось время, а главный конюх, опухший и толстый, внушал ужас. Он-то и дал Изумруду отравленного овса, от которого конь в мучениях умер.

Долой равнодушие

Невозможно спокойно отнестись к тому, что сделали нелюди. Невозможно до боли в сердце смотреть и ничем не суметь оказать помощь тому, кто в ней нуждается – животное, старый больной человек, беспомощная женщина или ребенок. К этому многими своими рассказами призывает Куприн. «Изумруд» (отзыв на рассказ отдает болью) призывает к любви, к красоте во всех ее явлениях и к ненависти по отношению к черной зависти, грязи, коварству и безразличию, которыми опутано общество.

Сочинение Анализ рассказа Изумруд Куприна

Куприн часто писал про животных, как они живут и их отношения с человеком. Он постоянно наблюдал за их особенностями и поведением и делился этим со своими читателями.

Главный герой его произведения, молодой жеребец по кличке Изумруд. Благодаря ему, можно многое узнать о правилах и особенностях разведения породистых лошадей. Несмотря на то, что люди часто жестоко обращаются с ними, животные все равно отвечают им добром.

Все события, описанные в произведении – это жизнь молодого жеребца, который из-за людской жадности и злости погибает. Изумруд, так звали животное, будто сам повествует обо всех событиях, триумфах и падениях, происходивших с ним. Это красивый, породистый жеребец, обладающий особой грацией и веселым ржанием. Изумруд чувствует поведение и настроение человека на интуитивном уровне.

Изумруду нравится молодой конюх-англичанин, от которого он не ожидает агрессии или удара хлыстом. Он даже считает, рассуждения его мысленно, что у него с человеком много общего. Жеребец, по своему неразумению, доброте и молодому духу не ожидает жестокости со стороны людей, он тянется к ним всем телом и «лошадиным» сердцем.

Если бы этот рассказ написал человек, то его повествование звучало обыденным и ординарным. Но взгляд Изумруда на все, что его окружает, невозможность постичь человеческое мышление делает произведение более глубоким и проникновенным для слуха читателя.

Накануне бегов, Изумруд просыпается среди ночи, но аромат сена и теплая атмосфера в конюшне вновь погружает его в лоно сна. Головокружительный триумф молодого рысака – это победа, но она для него непонятна. Его смущают фотографы, и непонятен окружающий шум, толпа людей. Для них Изумруд не настоящее животное, живая душа, а просто «машина для прибыли». Странным и непонятным стала для него человеческая ссора, когда один захотел обмануть и заработать, а другой, раскрыв обман, решил вернуть назад свои деньги.

Нелепая и болезненна концовка произведения – Изумруд умирает, в его овес добавили яд. Но он так и не понял, почему он погиб и кто в этом виновен. Перед самой гибелью на него нахлынули воспоминания о материнском молоке и тепле, которое исходило от ее тела. Изумруд любит конюха, считает его близким по духу, но страшиться начальника конюшни, который впоследствии и отравит ни в чем не повинного жеребца.

Куприн, описывая жизнь глазами самого рысака, хотел раскрыть человеку глаза на всю боль и жестокость, которую люди часто применяют по отношению к животному. Ведь оно так же как люди, может любить и радоваться тем, кого любит. Животное, так же как и человек испытывает страх перед неизведанным, ему может быть больно и он прекрасно чувствует агрессию со стороны.

Сочинение по произведению Изумруд

Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные также могут представлять себя более благородными, если возможно так выразиться. К примеру, некоторые из животных обладают качествами выдержанности и стойкости, другие являют собой пример других достоинств.

Поэтому в действительности фраза «уподобляться животным» может иметь двойное значение. Ведь с одной стороны тут есть негативные коннотации, которые говорят о том чтобы спускаться к самым низменным инстинктам, а с другой стороны речь идет о том чтобы наоборот быть более достойным. К примеру, быть таким отважным как лев.

Куприн размышляет об этой теме в своем рассказе о рысаке Изумруде. Тут конь выступает мишенью для различных людских интриг. Конь ведет себя более благородно, а люди в свою очередь действуют подло, подобно самым низким животным.

Самым интересным является выбор центра повествования, которым является главный герой – Изумруд. Мы видим мир через призму этого существа, то есть коня, который описывает мир своим довольно примитивным умом. Пожалуй, Куприн дает читателю чем-то наподобие ума ребенка или подростка, который воспринимает мир эмоционально.

Помимо этого Изумруд довольно забавно описывает других людей, исходя из своего восприятия. Он считает эталоном своеобразную «лошадность» подобно тому как люди воспринимают некоторый идеал человечности. Так Изумруд видит у некоторых людей более длинные зубы, которые подобны зубам лошади или называет англичанина похожим на «мудрую, сильную и бесстрашную лошадь».

Для контраста Куприн также описывает некоторых людей как некрасивых животных, принижает различные внешние черты. Например, «большеголовый человек с маленькими глазками».

Подобных сравнений огромное количество и над этим всем довлеет благородство Изумруда, который высоко парит над всей человеческой низостью.

Конечно, наибольшим превосходством главного героя является превосходство совсем не физическое (хотя логичным было бы именно такое для животного) но духовное. Все главы являются как бы описанием триумфа Изумруда, даже в процессе подготовки к бегам.

Стремительный финал истории заставляет сопереживать главному герою, вызывает глубокое сочувствие. Ведь Изумруд не сторонится людей, он не надменен. Тем не менее, он практически ни у кого не может отыскать понимания, ведь люди в этом рассказе далеки от честности, простоты и искренности.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Изумруд

Популярные сегодня темы

Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа – старушки Екатерины.

Белые ночи повесть Достоевского Ф. М. относится к жанру сентиментальный роман. Здесь раскрыта проблема смысла жизни, сплетаются любовь и одиночество.

Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был талантливым сатириком, которые высмеивал начальников и правительство. В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупове

Больше всего мне нравится весна. Когда просыпается все живое, тает снег, солнце все ярче светит и согревает землю. Люди начинают собирать березовый сок, первые грибы – строчки и сморчки

«Изумруд» – краткое содержание рассказа А.И. Куприна

Жизнь в конюшне

Действие сюжета происходит в дореволюционной России. Повествование ведётся от лица красивого и статного серого жеребца по кличке Изумруд, который живёт в тесной конюшне около ипподрома вместе с другими капризными лошадьми. Наверное, если бы рассказ шёл от человека, то не смог бы так сильно затронуть сердце читателя.

Между животными прослеживается дух соперничества, они испытывают агрессию по отношению друг к другу, однако сдерживают свои эмоциональные порывы. Когда в денник попадает молодая кобыла Щеголиха, жеребцы негодуют, из-за ревности возникает драка.

Изумруд часто ссорится со своим соседом Онегиным, это самоуверенный, сильный и норовистый конь, закалённый в бегах. Главный герой немного его боится, однако скрывает это, не желая демонстрировать свои слабости. Онегин тоже его терпеть не может. Чтобы абстрагироваться, он медленно пережёвывает сено, размышляя о местных конюхах.

В полночь Изумруд просыпается, он лакомится сеном, вдруг ему попадается клок с необычайно нежным вкусом. Это заставляет коня вспомнить об ипподроме и своём наезднике, вместе с которым он с огромным удовольствием выходил на скачки. Жеребец засыпает лишь на рассвете.

Изумруд обладает отличным, хорошо слаженным телом, поэтому может спать стоя. Ему снится сон о весне и свежем воздухе. Он скачет по полям и встречает свою мать, узнав её зов издалека. С наступлением утра конюшня оживает, конь с нетерпением ожидает кормёжки. Жеребец кидается к овсу, однако пожилой конюх прикрывает его руками, ведь он терпеть не может животных.

Главный герой доедает овёс, его незамедлительно выводят на двор. Он радуется этому, с удовольствием вдыхает ароматный свежий воздух. Конюх по имени Назар должен помыть Изумруда, он набирает воду в ведро и выливает её на спину животного, потом идёт за следующей порцией жидкости.

Перед скачками жеребца всегда чистят щётками и старательно высушивают специальной шерстяной рукавицей. Подготовленного Изумруда приводят на ипподром, где его уже ждут другие участники соревнования. Лошади разминаются, чтобы приготовиться к скачкам.

Победа на скачках

В качестве тележки обычно используется американка, именно в неё запрягают жеребца. Перед состязанием наездник помогает своей лошади размяться. Чтобы животное не травмировалось во время бега, необходимо как следует разогреть его мышцы. В противном случае резкие нагрузки могут привести к плохим последствиям.

Изумруд ожидает начала соревнования во дворе. Трибуны медленно наполняются людьми, которые хотят посмотреть лошадиные скачки. Через короткое время забег начинается, животных приводят на старт. Колокольный звон знаменует начало состязаний. Главный герой вместе с наездником успешно проходит дистанцию и прибегает к финишу первым.

После окончания скачек к коню подбегают недовольные зрители и кричат, что он ненастоящий, а его победа подставная. Они требуют возвращения денег и ругаются. Изумруд недоумевает, ведь он старался изо всех сил прийти первым.

После скандала жеребец больше не может участвовать в подобных мероприятиях. К нему приходят незнакомые люди, рассматривают со всех сторон, обсуждают. Через короткое время Изумруда перевозят в неизвестное село и поселяют вдали от других коней. Главный герой уверен, что здесь его прячут. Вскоре те странные люди находят его и дают овёс, в котором находится отрава. Съев яд, конь умирает.

Анализ рассказа

Куприну нравится описывать в своих произведениях жизнь животных, которых он очень любит. Писатель с удовольствием делится с читателем собственными наблюдениями. Из сюжета можно узнать о различных интересных особенностях разведения лошадей. Главная позиция в произведении отдана сильному и умному жеребцу, которого называют красивым и необычным именем Изумруд.

Писатель показывает недостатки общения людей и породистых коней. Часто отношение к лошадям жестокое и бесчеловечное, но животные всё равно отвечают добром. Так, подлость и злость приводят к гибели молодого Изумруда, который, ни о чём не подозревая, съедает ядовитую пищу.

Животное не способно понять, что в действительности происходит. Конь ощущает сладостный вкус победы, а в это время странные люди проверяют его масть и отметку клейма. Многие недовольны итогом скачек и испытывают агрессию.

Жеребец не осознаёт людские игры и интриги. Молодой, сильный и статный Изумруд понятия не имеет о том, что против него уже придуман коварный план, который приведёт его к смерти. Тут писатель отдаёт главную роль взрослеющему коню. Всё, что происходит, описывается так, как это может видеть животное, сравнивающее мир людей с собственными привычками и повадками.

Изумруд обладает добрым и чутким сердцем. Перед смертью он вспоминает:

  • приятное материнское тепло;
  • сладкие запахи молока.

Тема бесчеловечности

Лошади способны предвидеть опасность, но не всегда могут её миновать. Жеребцу нравится англичанин, который никогда его не обижает, улыбается, ведёт себя сдержанно. Ему трудно переносить жестокое отношение хозяина конюшни, ведь он всегда слушается и выполняет все приказы.

Куприн заставляет задуматься о бесчеловечности людей, «подло» обращающихся с чуткими, покладистыми и добрыми животными, которые тоже умеют:

  • переживать;
  • думать;
  • чувствовать;
  • привязываться к человеку.

Животные верны своему хозяину, многие из них необычайно умны и сообразительны. В их поступках отсутствует фальшь, ненависть, злоба и обман. Автор призывает людей к мудрому отношению к коням и всему живому.

К несчастью, в последнее время процветают ехидство, несдержанность и сквернословие. Плохие поступки значительно перевешивают добрые и хорошие. При этом на зоозащитников оказывается давление, их принижают.

Кличка жеребца свидетельствует, что он — настоящий драгоценный камень, однако люди не способны оценить его талант и зарывают его в землю в прямом смысле этого слова. Некоторым проще уничтожить невинное, мудрое и отзывчивое животное, чем принять свой проигрыш и решить проблему как-то по-другому.

Главный герой не склонен сторониться человеческого мира, наоборот, он тянется к людям, однако, к сожалению, далеко не всегда сталкивается с пониманием.

В рассказе Куприна рядом оказываются лошади различных пород, мастей, характеров и возрастов, однако всех их объединяет природная грация, которой хочется восторгаться снова и снова. Кони выглядят венцом творения природы даже с отороченным мехом и полотняными поясами. Подобно животным, люди тоже очень отличаются друг от друга. У одного руки, как деревянные, у другого кривой глаз, а третий и вовсе ездить не умеет.

Начинается новый день, люди суетятся, начинаются соревнования. Однако победа Изумруда вызывает недовольство зрителей, которые обвиняют наездника в мошенничестве. На протяжении пяти глав конь ощущает свой триумф. Даже во время подготовки к скачкам он торжествует над несовершенством жизни.

В последней главе происходит стремительная развязка, творится неправедный человеческий суд. Это придаёт столь безмятежно начавшемуся сюжету некую напряжённость. Читать «Изумруд» Куприна очень интересно, рассказ понравится как ребёнку, так и взрослому.

Особенности сюжета

Если бы сюжет произведения излагался человеком, он, скорее всего, прозвучал бы тривиально. Однако события, излагаемые рысаком, неспособным понять человеческую логику, не оставляют равнодушным читателя. Проснувшись в полночь накануне скачек, жеребец, убаюканный вкусным запахом сена и теплом родной конюшни, засыпает вновь. Он видит своё детство, вспоминает мать, которую любит всем сердцем. Он ещё не знает, что вскоре его отравят.

Животное умирает из-за алчности, коварства и корыстолюбия человека. Читатель понимает, насколько Изумруд чище и совершеннее людей. После своей победы он не может понять, по какой причине вокруг началась суматоха, и что произошло. Также он не осознаёт, из-за чего сено имеет странный вкус. Животное безоговорочно верит людям, даже тогда, когда они творят страшные вещи.

Молодой конь не мыслит себя без движения, он силён и ловок, в нём много энергии, которая требует выхода. Когда его перевозят в незнакомую деревню, он скучает по своей былой жизни, вспоминает соревнования.

Если нужно быстро ознакомиться с произведением, чтобы составить пересказ, рекомендуется читать краткое содержание «Изумруда» Куприна. Это позволит сэкономить много времени и, вместе с тем, понять суть сюжета. Часто школьникам задают читать рассказ «Изумруд», чтобы написать по нему сочинение или же заполнить читательский дневник.

В сегодняшнем мире все привыкли жить в ускоренном темпе, и часто не хватает времени, чтобы сделать уроки. Однако всё же лучше изучить оригинальную версию произведения о беззащитной лошади и человеческой низости. Своим рассказом автор стремился показать всю несовершенность этого мира, и он с блеском справился с этой задачей.

Читайте также:  Сравнительная таблица Петра Гринева и Швабрина
Ссылка на основную публикацию