История создания романа Преступление и наказание Достоевского

История создания романа “Преступление и наказание”
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Презентационный материал к уроку по “Преступлению и наказанию”

Скачать:

ВложениеРазмер
презентация к уроку литературы в 10 классе2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

К моменту создания своего нового романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “ Неточка Незванова ”, “Дядюшкин сон”… У же знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. А Достоевскому не терпится приступить к своему новому детищу.

Истоки произведения «В декабре я начну роман. Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. »

«Пьяненькие» 8 июня 1865 Начало лета 1865 года. Остро нуждаясь в деньгах, Федор Михайлович предложил еще не написанный роман, а по сути, всего лишь идею романа, в журнал «Отечественные записки». Достоевский просил за эту идею аванс в три тысячи рублей у издателя журнала А. А. Краевского, который ответил отказом.

Договор со Стелловским 2 июля 1865 В связи с отказом А. А. Краевского, испытывавший тяжелую нужду, Достоевский был вынужден заключить кабальный договор с издателем Ф. Т. Стелловским , по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Германия, Висбаден, конец июля 1865 года Получив аванс, Фёдор Михайлович раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание », которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.

«Творческий взрыв» сентябрь 1865 года «… Трудно было бы мне теперь описать Вам всю мою теперешнюю жизнь и все обстоятельства, чтобы дать Вам ясно понять все причины моего долгого молчания… Во-1-х, сижу над работой как каторжник . Это тот… большой роман в 6 частей . В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег ; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова . Работаю я дни и ночи… Роман есть дело поэтическое, требует для исполнения спокойствия духа и воображения. А меня мучат кредиторы, то есть грозят посадить в тюрьму. До сих пор не уладил с ними и еще не знаю наверно — улажу ли? … Поймите, каково мое беспокойство. Это надрывает дух и сердце, … а тут садись и пиши. Иногда это невозможно».

Прототипы Родиона Раскольникова Герасим Чистов , 27 лет, раскольник, в 1865 году убил топором двух старух (газета «Голос» 1865, 7-13 сентября) А. Т. Неофитов , московский профессор, проходил по делу подделывателей билетов (мотив мгновенного обогащения) Пьер Франсуа Ласенер , французский преступник , который убивал людей просто так, без мотива (изложение процесса Ласенера 1830-х годов можно найти на страницах журнала Достоевского «Время», 1861, №2).

«Русский вестник», 1866 год Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год . В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания».

Памятник Достоевскому — Скульптор Е. Шишков Памятник установлен в ноябре 2007 года во дворе школы №1148, в Люблино. В Люблино Достоевский работал над V главой «Преступления и наказания», здесь писался план «Игрока», а свои впечатления о люблинском лете Федор Михайлович описал в рассказе «Вечный муж».

Санкт-Петербург, Малая Мещанская улица (сейчас Казначейская), дом 7, квартира 36 (2-й этаж) – по такому адресу Достоевский жил с 20 августа 1864 года по январь 1867 года. На этой улице Фёдор Михайлович жил в трёх домах . Это доходный дом И . М. Алонкина , потомственного почётного гражданина, купца. Квартиру у него Достоевский нанял без контракта, по 25 рублей в месяц с условием платежа вперёд, за два месяца (19 августа он заплатил Алонкину 10 рублей в задаток).

Малая Мещанская улица, дом 7, мемориальная доска, надпись на которой гласит: «В этом доме в 1864 – 1867 годах жил Фёдор Михайлович Достоевский. Здесь был написан роман «Преступление и наказание».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок – объяснение нового материала с элементами теста, с презентацией.Цели урока: познакомить обучающихся с основными составляющими построения Интернета: техническими средствами.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока “Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. “.

Интегрированный урок предназначен для обучающихся 10 класса. Тема по ОБЖ: “История создания ВС РФ”.

Презентация, иллюстрирующая историю создания романа Достоевского.

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы “Огневая подготовка”, переработав который у меня получилась разработка урока “История создания АК-47, неполная разбор.

История создания «Преступление и наказание»

Замысел романа

Объективная реальность, условия жизни людей, живущих в первой половине девятнадцатого века, тесно связаны с историей создания «Преступление и наказание» Достоевского. В произведении писатель попытался изложить свои размышления об актуальных проблемах современного ему общества. Книгу он называет романом – исповедью. «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман», – мечтает автор.
Желание написать произведение такого рода появилось у Фёдора Михайловича Достоевского на каторге в Омске. Тяжёлая жизнь каторжанина, физическая усталость не мешали ему наблюдать жизнь и анализировать происходящее. Будучи осуждённым, он задумал создать роман о преступлении, но начать работу над книгой не решался. Тяжёлая болезнь не позволяла строить планы и отнимала все нравственные и физические силы. Воплотить свою идею в жизнь писателю удалось лишь спустя несколько лет. За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома».

Мечты и жестокая реальность

Жизнь бесцеремонно вмешалась в планы Достоевского. Создание большого романа требовало времени, а материальное положение ухудшалось с каждым днём. Чтобы заработать, писатель предложил журналу «Отечественные записки» напечатать небольшой роман «Пьяненькие». В этой книге он планировал привлечь внимание общественности к проблеме пьянства. Сюжетная линия повествования должна была быть связана с историй семьи Мармеладовых. Главным героем – несчастный спивающийся, уволенный со службы чиновник. Редактор журнала выдвинул другие условия. Безвыходное положение заставило писателя согласиться за ничтожно низкую цену продать права на издание полного собрания своих сочинений и по требованию редакции в сжатые сроки написать новый роман. Так неожиданно началась спешная работа над романом «Преступление и наказание».

Начало работы над произведением

Подписав договор и издательством, Ф. М. Достоевский за счёт гонорара сумел поправить свои дела, расслабился и поддался искушению. Увлечённый игрок, он не сумел и на этот раз справиться со своей болезнью. Результат был плачевен. Оставшиеся деньги проиграны. Проживая в гостинице Висбадена, он не мог оплачивать свет и стол, не оказался на улице лишь по милости хозяев отеля. Чтобы закончит роман вовремя, Достоевскому приходилось торопиться. Автор задумал кратко рассказать историю одного преступления. Главным герой – бедный студент, решившийся на убийство и ограбление. Писателя интересует психологическое состояние человека, «процесс преступления».

Творческий процесс

Лихорадочная работа началась заново. И в 1866 году первая часть была напечатана в журнале «Русский вестник». Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф. М. Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», – писал Достоевский. Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».

Дневник кропотливой работы

Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя. Они дают возможность понять, сколько труда и кропотливой работы над словом было вложено в произведение. Менялся творческий замысел, расширялся круг проблем, перестраивалась композиция. Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования. В окончательной третьей редакции рассказ ведётся от третьего лица. Писатель предпочёл «рассказ от себя, а не от него». Кажется, что главный герой живёт своей самостоятельной жизнью и не подчиняется своему создателю. Рабочие тетради рассказывают о том, как мучительно долго сам писатель пытается понять мотивы преступления Раскольникова. Не найдя ответа, автор решил создать героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове постоянно борются два начала: любовь к людям и презрение к ним. Нелегко было Достоевскому написать финал своего произведения. «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека», – читаем мы в черновике писателя, однако сам роман заканчивается иначе. Это заставляет нас размышлять, даже после того, как прочитана последняя страница.

История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского

Роман Достоевского был выстрадан автором буквально и будоражит умы читателей до сих пор. История создания романа «Преступление и наказание» непроста, весьма интересна. Писатель душу всю свою вложил в этот роман, который многим думающим и мыслящим людям и ныне не дает покоя.

Рождение замысла

Замысел о написании романа зародился у Достоевского в то время, когда писатель был на каторге в Омске. Несмотря на тяжелые физические работы, на нездоровье, писатель продолжал наблюдать за окружающей жизнью, за людьми, характеры которых в условиях заключения раскрылись с совсем неожиданных сторон. И вот здесь, на каторге, тяжело болея, он задумал писать роман о преступлении и наказании. Однако тяжелые каторжные работы и серьезная болезнь не давали возможности приступить к его написанию.

Между мечтой и реальностью

После возвращения из Омска материальное положение Достоевского оставляет желать лучшего, ухудшаясь с каждым днем. А написание огромного проблемно-психологического романа требовало времени.

Пытаясь хоть немного заработать, писатель предложил редактору журнала «Отечественные записки» опубликовать небольшой роман «Пьяненькие». Автор хотел привлечь к пьянству внимание общества. Сюжет должен был быть связан с семьей Мармеладовых. Глава семьи, бывший чиновник, уволенный со службы, спивается, а вся семья страдает.

Однако редактор настоял на других условиях: Достоевский за мизерную плату продал все права на публикацию полного собрания своих сочинений. В соответствии с требованиями редакции автор начинает писать роман, который должен быть сдан в самые короткие сроки. Так практически внезапно писатель начал работать над романом «Преступление и наказание».

Начало

Достоевский страдал болезнью игрока – не играть он не мог. И, получив гонорар от журнала, писатель, поправив немного свои дела, вновь поддался азартному искушению. В Висбадене ему нечем было оплатить стол и свет в гостинице. Благодаря только доброму к нему расположению хозяев отеля Достоевский не остался на улице.

Чтобы получить деньги, надо было закончить роман в срок, потому пришлось торопиться. Задумал писатель рассказать историю о том, как бедный студент решился убить и ограбить старуху. Сюжетом должна была стать история об одном преступлении.

Автор всегда интересовался психологией своих героев, а тут крайне важно было изучить и описать психологическое состояние человека, лишившего другого жизни, важно было раскрыть сам «процесс преступления». Писатель уже практически роман закончил, как вдруг рукопись уничтожил по совершенно непонятой причине.

Психология творчества

Однако же роман должен был быть сдан в редакцию по договору. И спешная работа вновь началась. Первую часть журнал «Русский вестник» опубликовал уже в 1866 г. Срок написания романа заканчивался, а замысел Достоевского лишь обретал все большую полноту. История студента тесно переплетается с историей пьяницы Мармеладова и его семьи.

Писателю грозила творческая кабала. Чтобы ее избежать, автор на 21 день отвлекается от «Преступления и наказания» и буквально за три недели пишет новый роман «Игрок», относит его в издательство.

Затем вновь продолжает писать затянувшийся роман о преступлении. Он изучает криминальную хронику и убеждается в актуальности избранной темы. Заканчивает он роман в Люблине, где живет в это время у своей сестры в имении. Полностью роман закончен и напечатан был в конце 1866 г.

Дневник работы над романом

Изучать историю написания романа без изучения черновиков писателя невозможно. Наброски и черновые записи помогают понять, сколько сил, труда, души и сердца, сколько мыслей и идей автор вложил в свой роман. Из них видно, как менялся замысел произведения, как расширился круг задач, как строилась вся архитектура композиции романа.

Писатель почти полностью поменял форму повествования для того, чтобы как можно подробнее и тщательнее разобраться в поведении и характере Раскольникова, понять мотивы его действий и поступков. В окончательном варианте (третьем) повествование уже ведется от третьего лица.

Так герой начинает жить своей жизнью, причем совершенно независимо от воли автора, не подчиняется ему. Читая рабочие тетради, становится понятно, как долго и мучительно Достоевский сам пытается разобраться в мотивах, которые толкнули героя на преступление, однако автору это почти не удалось.

И писатель создает героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». Четко видно, как в Родионе одновременно присутствуют и борются друг с другом две крайности, два начала: презрение к людям и любовь к ним.

Потому автору было очень трудно написать финал романа. Достоевский сначала хотел закончить тем, как герой обратился к Богу. Однако же окончательный вариант заканчивается совсем иначе. И это наталкивает читателя на размышления, причем даже после того, как перевернута последняя страница романа.

История создания романа «Преступление и наказание»

История создания романа «Преступление и наказание»

Истоки романа

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. ». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль. Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок». Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет. Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Итог написания романа для Достоевского

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя. Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа. Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого. В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман. Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом. В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов. В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.


Краткая история создания романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Что подтолкнуло Федора Михайловича написать своё произведение «Преступление и наказание»? Суровая действительность, честный взгляд на объективную реальность на условия, в которых существовали люди. Ф.М. Достоевский близко к сердцу принимал быт и житейские проблемы простых людей. Именно население первой половины девятнадцатого века нашей страны подтолкнуло автора взяться за перо и начать работу над великим искренним произведением.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевский точно и чётко попытался передать свои чувства, мысли и эмоции относительно проблем, с которыми столкнулось общество той эпохи, к которой он принадлежал. Это не просто рассказ. По мнению автора, он создал роман-исповедь.

Неимоверное желание воплотить свою мечту и создать действительно стоящее произведение у Фёдора Михайловича возникло в тот момент, когда он находился в Омске на каторге. Условия пребывания были крайне суровы, физическая усталость была на пределе. Все эти факторы негативно сказывались на его внутреннем эмоциональном состоянии, мешали автору спокойно следить за жизнью простых людей и отмечать важные моменты. Когда Фёдора Михайловича осудили, ему в голову пришла идея о создании романа. Однако он долго и тщательно вынашивал мысль о написании произведения, так и не решаясь его начать. Кроме того, автор столкнулся с тяжёлым и опасным заболеванием, которое отбирало у него все силы и мешало воплощению в жизнь его планам. Поэтому за написание романа Ф.М. Достоевский сел только спустя много лет.

В планы автора бесцеремонно вмешалась сама жизнь. Чтобы создать качественный искренний роман, требовалось большое количество свободного времени. Материальное положение же Фёдора Михайловича уже было критическим. Но автор не терял надежды заработать себе на жизнь. Ф.М. Достоевский выступил с интересным предложением к журналу «Отечественные записки». Он решил, что будет хорошей идеей, напечатать в нем небольшой роман «Пьяненькие». В своём произведении автор делает упор на освещение злободневной темы того времени — пьянства. Ф.М. Достоевский представил главному редактору основные наброски относительно действующих лиц будущей книги, но руководитель печатного издания не одобрил задумку.

Положение мастера слова становилось все более безвыходным. Писатель согласился на мизерную оплату своего труда. Кроме того, ему нужно было в крайне сжатые сроки создать новое произведение. Неожиданная работа над «Преступлением и наказанием» была начата.

Писатель получил часть денежных средств, обещанных за новый роман, и немного расслабился. Он смог дать волю своим накопившемся чувствам. Кроме того, деньги помогли Фёдору Михайловичу немного улучшить его текущие дела. Он даже, как увлечённый азартный игрок, не смог справиться со своим искушением. Это была настоящая болезнь писателя, в результате которой Достоевский проиграл все оставшиеся денежные средства. В это время автор проживал в гостинице, из которой его не выгнали только по доброте душевной хозяев заведения. У писателя было слишком мало времени, чтобы успеть вовремя сдать роман в издательство. Ф.М. Достоевский торопился. Ему предстояло рассказать искреннюю историю жестокого преступления.

Главным действующим лицом автор выбрал бедного студента, который и решился на ограбление и убийство. Фёдор Михайлович особое внимание уделяет психологическому портрету персонажа, его внутреннему состоянию. Сюжетная линия уже подходила к своему логическому завершению. Однако по непонятным причинам первый вариант рукописи был уничтожен.

Автор лихорадочно вновь принялся за написание романа. В 1866 году несколько глав произведения увидели свет в журнале «Русский вестник». Время сдачи романа стремительно сокращалось. Но писатель за этот период только расширил замысел будущей книги. Рассказ о жизни действующего лица переплетался с рассказом о Мармеладове. Автор не мог нарушить условия договора, но и не хотел загонять себя в творческую кабалу. Из-за этого Ф.М. Достоевский взял 21-дневный перерыв, в ходе которого он создал новое произведение «Игрок». Именно его он и отдал в издательство, а сам вновь принялся за написание «Преступления и наказания». Автору пришлось изучить немало фрагментов из криминальной хроники, чтобы создать честное произведение.

Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» — социально-философский роман Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник». В этом произведении классик отечественной литературы показал себя великолепным психологом и знатоком человеческих душ. Говоря кратко об истории создания «Преступления и наказания», следует обратиться к каторжному периоду жизни автора, который сильно повлиял на его убеждения.

Замысел произведения

В 1850 году писатель, уличенный в связях с социалистами-вольнодумцами, был сослан на каторжные работы в Сибирь. Именно этот тяжелый жизненный опыт послужил отправной точкой для создания его знаменитого романа. Размышляя над сюжетной линией, Федор Михайлович хотел построить повествование в форме исповеди от лица центрального персонажа.

Все тревожные мысли и душевные терзания, сопровождавшие писателя во время отбывания наказания, должны были лечь в основу произведения. Ставка делалась не только на глубокие переживания Родиона Раскольникова, но и на разные модели поведения других значимых фигур — сильных духом, наложивших серьезный отпечаток на мировоззрение главного героя.

Из-за сильной физической истощенности и морального упадка Достоевский так и не смог начать писать книгу, находясь в Омске. Тем не менее в его голове уже полностью сформировался сюжет будущего романа. История создания произведения Достоевского «Преступление и наказание» неразрывна связана с той неприглядной действительностью, с которой были вынуждены ежедневно сталкиваться люди девятнадцатого века.

Замысел романа вынашивался не один год, но центральная тема, связанная с идеей Раскольникова об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, появилась лишь в 1863 году, когда классик находился в Италии. Пока «Преступление и наказание» пребывало в черновом варианте, Достоевский представил на суд общественности несколько произведений:

  • «Записки из Мертвого дома»;
  • «Записки из подполья»;
  • «Униженные и оскорбленные».

В этих книгах описывались судьбы людей из низших слоев общества и их отчаянная борьба за справедливость. Летом 1865 года Достоевский обратился к издателю А. А. Краевскому, чтобы тот опубликовал его новый роман «Пьяненькие», послуживший литературной основой для семьи Мармеладовых. К сожалению, из редакции журнала «Отечественные записки» писатель ушел ни с чем. Испытывая острую нужду в деньгах, Федор Михайлович заключает весьма невыгодный договор с другим издателем.

Первые шаги

Получив неплохой гонорар, писатель в первую очередь избавляется от долгов и отправляется за границу. Именно здесь, в немецком городке Висбаден, берет свое начало история создания романа «Преступление и наказание». Будучи азартным человеком, Достоевский не мог устоять перед соблазном: в Германии писатель проиграл в рулетку все, что у него имелось, включая дорогие часы. Федор Михайлович оказался в затруднительном положении. Владелец гостиницы, в которой он остановился, приказал не подавать ему обеды, а затем и вовсе лишил света.

В экстремальных условиях, «сжимаемый какой-то внутренней лихорадкой», Достоевский приступил к работе над романом, ставшим в итоге одним из величайших творений автора и принесшим ему мировую славу.

Чтобы уложиться в намеченные сроки, работать пришлось в ускоренном темпе. Про свой труд Достоевский тогда написал, что это краткий психологический отчет одного противоправного действия со смертельным исходом. В Германии задумка произведения претерпела изменения. Теперь это была не просто исповедь бывшего студента, вынужденного влачить жалкое существование, а потому решившегося на такой отчаянный поступок, как убийство старухи-процентщицы.

Достоевский добавил уже ранее придуманные и описанные события про жизненный путь семьи Мармеладовых, в результате чего повествователем стал сам автор, а не Раскольников. Среди литераторов бытует мнение, что сюжет про убийство скупой ростовщицы был навеян Федору Михайловичу реальными событиями. Зимой 1865 года раскольник Герасим Чистов зверски расправился с двумя пожилыми женщинами, украв у них деньги и драгоценности.

В руках писателя побывал отчет по этому громкому делу. Видимо, реальный преступник стал прототипом Родиона Раскольникова. Отвечая на вопрос, почему главный герой произведения не пощадил старушку, автор говорит про то, что юноша считал свою жертву глупой и злой, никому не нужной бабкой, а ее деньги могли бы поправить бедственное положение его близких.

Творческие терзания автора

Рассматривая кратко историю написания романа «Преступление и наказание», нельзя не обратить внимания на тот факт, что писатель неоднократно признавал материал негодным и подвергал черновики сожжению, продолжая дальше ломать голову над содержанием своего литературного детища. Так, в новом варианте Раскольников не просто хочет отправить ненавистную процентщицу на тот свет и присвоить ее деньги. Таким образом он желает облагодетельствовать свой ближний круг.

Поскольку требовалось как можно скорее закончить работу, а финальная точка в произведении так и не была поставлена, Федор Михайлович переключается на написание другого романа — «Игрок», сдержав тем самым слово перед издателем.

В 1866 году в журнале «Русский вестник» будет напечатана первая часть «Преступления и наказания». Финальные сцены романа давались автору с большим трудом. Раскольников стал неоднозначным персонажем:

  • мотивы его действий порой не поддавались никакой логике;
  • наблюдалось явное раздвоение личности;
  • юноша одновременно и питал теплые чувства к людям, и ненавидел их.

Последние страницы романа Достоевский дописывал в подмосковном особняке сестры. К концу 1866 года произведение приобрело окончательный вид. Еще в XIX веке «Преступление и наказание» было переведено на английский, французский и немецкий языки.

Читайте также:  Образ и харктеристика Дориана Грея из романа Оскара Уайльда
Ссылка на основную публикацию