Иван крестьянский сын и Чудо-юдо – анализ сказки (5 класс)

Русская народная сказка “Иван – крестьянский сын и чудо-юдо”. Образ главного героя

Разделы: Литература

Цель: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.

Задачи:

  • Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Оборудование: компьютер,экран, мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2), учебник под ред. В.Я.Коровиной.

I. Вступительное слово учителя

– “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более глубоко поймем великое значение творимогонами настоящего”, – говорил М.Горький. (Слайд 1)

– Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)

– Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.

– Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” – сказка волшебная,но чем же она отличается от других волшебных сказок?

– Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.

– Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд 2)

II. Анализ текста сказки

– Понравилась ли вам сказка? Почему?

– Кто из героев понравился больше? Почему?

– Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

– Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? – Найдите этот эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод онеще, чтоб на бой идти”)

– Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. (Слайд 3)

– Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится)

– Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули они землю родную))

– Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося) (Слайд 4)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла.

– Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

– Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)

– Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

– Как ведет себя в дозоре старший брат?

– Как ведет средний брат?

– Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

– Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание по группам:

– Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

– Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7- по ответам групп)

– Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

– Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

– Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)

– Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием

– Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический поступок”) (Слайд 9)

– Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки? (Слайд 10, часть1)

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” – уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2)

– А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.)

– А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)

Композиция сказки. Особенности.

– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

– Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три испытания)

– Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

Соедините слова в словосочетания. (Работа в тетради)

Добрыйзелена
Булатныйясный
Солнцемеч
Травакрасное
Месяцмолодец

Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным (Слайд 13)

– Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

– В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть, любящий свою Родину)

– Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской земли, это и помогло победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)

– Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

(Слайд 15)

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси – есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд 17)

– Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

– А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание (Слайд 18)

Желательно

  • Записать интервью с литературным героем сказки “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо – анализ сказки (5 класс)

Цели : раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения.

I. Анализ текста сказки.

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван-крестьянский сын?

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос : Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание : Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос : Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос : Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос : А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.

Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

Вопросы и задания :

– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)

– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

Читайте также:  Сочинение по картине Баулина Храм Покрова на Нерли 8 класс

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

– Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

џ В каком народе живешь, того и обычая держись.

џ Своя земля и в горсти мила.

џ Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.

џ Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

џ На Руси не все караси – есть и ерши.

џ В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение
работ.

Домашнее задание: читать и пересказывать сказку «Бой на Калиновом мосту».

Технологическая карта урока литературы в 5 классе “Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
skazka_ivan-krestyanskiy_syn_i_chudo-yudo.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учитель: Алексеева Н.С.

Цель: расширить представление учащихся о сказке как жанре литературы, проанализировать важность чтения сказок в формировании духовного мира детей, определить, какими качествами обладает главный герой сказки.

Перед уроком раздать детям кружочки из цветной бумаги для этапа рефлексии.

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

– Ребята, мы сейчас с вами прослушаем фрагмент одного произведения. Я уверенна, что вы легко определите его жанр .

Звучит фрагмент из русской народной сказки «Варвара-краса, длинная краса» (аудиокнига или видеофрагмент).

– К какому жанру мы отнесем это произведение?

Учащиеся настраиваются на работу, быстро определяют жанр прослушанного произведения (сказка), т.к. на прошлых уроках говорили о жанрах УНТ, читали сказки.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: актуализировать знания о сказках, о Добре и Зле, зафиксировать затруднение в пробном действии.

– Вы легко справились с прошлым заданием, значит, настраиваемся и дальше на успех.

-Какие две стихии борются в сказках?

– Что ценит русский народ в людях и что осуждает?

– Приведите примеры из сказки «Царевна-лягушка».

– Вспомните сказки, которые вы читали. Какие еще качества ценит русский народ в людях, в настоящих мужчинах?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

– В сказках борются Добро и Зло.

– Русский народ ценит трудолюбие, скромность, красоту души, а осуждает лень, зависть, насилие, жестокость.

– В сказке «Царевна-лягушка» герои ценятся за трудолюбие, мастерство, умение исправлять свои ошибки, жалость к слабым, способность совершать поступки ради любимых.

– В настоящих мужчинах люди ценят смелость, храбрость, отвагу, желание защищать свою Родину.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

– Сказка, которую мы будем сегодня читать, называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

– Предположите, о чем будет эта сказка.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

– Итак, что же нам нужно сделать, чтобы узнать, оправдались наши предположения или нет?

– Правильно, нам нужно прочитать сказку. Но читать мы будем не просто так.

– В начале урока мы думали над вопросом: «Какие качества ценит русский народ в людях?» Назовите основную цель сегодняшнего урока.

– Молодцы! Давайте начнем читать сказку и думать над этим вопросом.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

– Нам нужно прочитать сказку и проверить наши предположения.

-Цель урока: определить, какими качествами обладает главный герой сказки.

Учащиеся читают по цепочке сказку.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: актуализировать знания об истинных качествах человека, ценимых людьми

– Итак, мы прочитали часть сказки. Подумаем над вопросами.

– Кто главный герой сказки?

-Чем понравился вам Иван-крестьянский сын?

– Поначалу в нем трудно признать героя. Почему старшие братья не хотели его брать с собой на битву?

– Какие фразы подсказывают нам, что героем сказки является Иван?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

– Главный герой – Иван-крестьянский сын.

– Они не верили, что младший брат может оказаться сильнее их. Они рассчитывали только на свою силу.

– Иван учит братьев осторожности, а не они его.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи

– Поработаем в парах.

– Сравните поведение братьев в течение трех ночей.

Учащиеся работают в парах.

Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом, подготовить выразительное чтение сказки

Ответьте письменно на вопрос: «При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности во время третьего боя?»

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

8.Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить представление о качествах человека, истинного защитника Родины

– Итак, русский народ ценит в людях силу, смелость.

– А можем мы сказать, что и находчивость ценится народом?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

– Да, Иван проявил находчивость, когда бросил песок в глаза чуду -юду.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение информации.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

– Ребята, любите ли вы читать сказки?

– Только ли ради развлечения мы читаем сказки?

– Какие качества воспитывают они в нас?

– Возьмите кружочки, которые лежат у вас на партах, и нарисуйте смайлик – настроение после урока.

– Молодцы! Я рада, что у вас отличное настроение.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

– Сказки учат нас добру, смелости, находчивости.

Учащиеся рисуют смайлики, поднимают их и показывают учителю.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Информация о домашнем задании

Дочитать сказку до конца и определить, какие еще качества раскрываются в образе Ивана – крестьянского сына.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

– Я, – говорит, – на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист – выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван – крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо – юдо двенадцатиголовое . Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем – пламенем пышут. Конь у чуда – юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо – юдо на калиновый мост – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо – юдо коня плеткой по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!

– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну – и праху его не останется! Вышел тут из – под калинового моста Иван – крестьянский сын:

– Погоди, чудо – юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!

– А, так это ты, Иван – крестьянский сын? Зачем пришел сюда?

– На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!

– Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!

Отвечает Иван – крестьянский сын чуду – юду:

– Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду – юду три головы. Чудо – юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Плохо пришлось Ивану: чудо – юдо свистом его оглушает, огнем его жжет – палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет. А сам посмеивается:

– Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван – крестьянский сын.

– Что за отдых? По – нашему – бей, руби, себя не береги! – говорит Иван.

Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду – юду шесть голов. Чудо – юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил – и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.

Видит Иван – дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван – крестьянский сын, срубил чуду – юду девять голов. Чудо – юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил – головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи. Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат: Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, “а следом за ним и сами побежали.

Иванов конь прискакал, стал бить чудо – юдо копытами. Засвистел чудо – юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.

А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду – юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.

Прибегают тут братья.

– Эх, вы! – говорит Иван. – Из – за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме”Свободное время. Каникулы.” и разработка урока по теме “Еда.Кафе” для 6 класса.

Данная учебная презентация предназначена для изучения устного народного творчества в 5 классе.

Презентация к русской народной сказке “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

Компетентностно-ориентированные задания помогут активизировать работу учащихся на уроке.

Урок формирует умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художэественные приемы. Указаны формируемые УУД.

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: “Введение в биологию”.

Литература. 5 класс

Конспект урока

Богатырская сказка «Иванкрестьянский сын и Чудо-юдо»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • черты волшебной, богатырской и героической сказки;
  • нравственное превосходство главного героя;
  • герои сказки в оценке автора-народа.

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.

Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный прием, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
  2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
  2. Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (30.06.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm(30.06.2019)
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(30.06.2019)
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx(30.06.2019)
  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/(30.06.2019)
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/(30.06.2019)
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/(30.06.2019)
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(30.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Богатырские сказки являются одной из разновидностей сказок волшебных.

В богатырских сказках главный герой – мифологизированный персонаж, обладающий исполинской силой, иначе говоря – Богатырь. Он всегда получает к своему имени прозвище, согласно его происхождению или какой-то отличительной особенности – Иван-царевич, Иван – крестьянский сын, Иван-сирота, Иван-дурак, Иван вдовий сын, Иван медвежье ушко, и так далее.

В отличие от былинных богатырей, герой богатырской сказки, не служит князю, не является, как бы мы сейчас сказали, профессиональным воином, он мирный труженик.

В богатырской сказке присутствуют все элементы волшебной сказки:

Зачин богатырской сказки – наиболее самобытный элемент сюжета: он изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения о герое: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали…» Обращает на себя внимание то, что только младший из братьев имеет имя. Таким образом, читатель сразу обращает внимание на героя, этот персонаж выделен среди безымянных братьев.

Крестьянские сыновья сами принимают решение отправиться на бой с врагом, который разоряет русскую землю.

Вместо традиционной, для волшебной сказки, встречи с Бабой Ягой в избушке на курьих ножках, герои ведут беседу со старухой, которая и рассказывает им о бесчинствах Чуда-юда.

И вот братья у реки Смородины, у Калинова моста. Это место и в богатырских сказках, и в русских былинах является некой границей, за которой начинается царство темной силы. Именно из-за реки прибывает Чудо-юдо. Чёрный пёс и чёрный ворон на плече чудища указывают на то, что перед нами герой-злодей: «Выехал он на середину Калинова моста – конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился».

Беду, которую он несет земле русской, подчёркивает тревожное состояние природы: «…сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

Три ночи бьется Иван крестьянский сын у Калинова моста, и каждую ночь на три головы больше у его врага. Таким образом, приём троичности подводит сюжет сказки к кульминации – наивысшему напряжению действия. И кульминацией будет третий, самый трудный бой Ивана.

У последнего чудища появляется волшебная способность: при помощи огненного пальца он приживляет свои отрубленные головы: «Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем – и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали».

Трижды срубает головы ему Иван крестьянский сын, трижды зовёт братьев на помощь – но, как и подобает настоящему богатырю, сокрушает врага сам.

Особе место в сказке играет – «помощник» – богатырский конь Ивана – он рвётся на помощь богатырю: Иванов конь громко ржет да с цепей рвётся. Конь старается помочь своему хозяину в бою: «Иванов конь прибежал, начал бить Чудо-юдо копытами. Засвистел Чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать. А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек Чуду-юду огненный палец».

После гибели чудища от руки Ивана действие сказки не заканчивается, а словно начинает новый цикл. Теперь Ивану предстоит победить жён и мать чудищ. Злодейки оборачиваются тремя предметами: колодцем, яблоней и ковром, но все их хитрости знает наперед Иван крестьянский сын и спасает себя и братьев.

Спасаясь от змеихи, Иван с братьями использует не столько силу богатырскую, сколько смекалку: «Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть». Но окончательно побеждает врага все-таки силой: «поднял змеиху да со всего размаху ударил её о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял».

Героев ждет возвращение домой. Свойственная волшебной сказке концовка «Стали жить да поживать и добра наживать» трансформируется в этой сказке в формулу: «стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать». Так богатырь Иван становится вновь обычным крестьянином, возвращается к повседневному труду, к обычной жизни.

В сказке неслучайно подчеркивается крестьянской происхождение героя. В этом – вера народа в свои силы, в героический потенциал простого человека, в его храбрость смекалку, силу, которую дает любовь к родной земле.

Теоретический материал для углубленного изучения

Академик Борис Александрович Рыбаков считал, что «языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса». Таким образом, можно предполагать, что, несмотря на существенные отличия сказок от былин, и в сказках есть некая историческая основа, канва, которая помогает расшифровывать исследователям долитературное прошлое русского народа. И хотя в отличие от былинных богатырей – сказочные добрые молодцы не служат конкретной исторической личности, например, князю киевскому, но посыл для подвигов у них тот же – спасти от врага родную землю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Из предложенных вариантов выберите верный для подстановки на место пропуска:

«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается Чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села _________».

Задание опирается на сюжет изученной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Читаем фрагмент текста и рассматриваем предложенный список вариантов. Вспоминаем, что одним из основных свойств чудища была его способность дышать огнем, и выбираем вариант «Огнем спалить».

Установление соответствий между элементами двух множеств

Определите элемент сюжета сказки

после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…

В некотором царстве, в некотором государстве…

И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.

после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…

В некотором царстве, в некотором государстве…

И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.

Задание опирается на изучаемый в течение нескольких уроков теоретический материал. Предложенные в задание элементы сюжета сказки характеризовались как в ходе урока, так и рассматривались в тезаурусе. Вспоминаем, что устойчивая формула, открывающая многие сказочные сюжеты, звучит как «В некотором царстве, в некотором государстве… » и является зачином. Концовка является окончанием сказочного сюжета, и ей соответствует фрагмент «И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять». Кульминацией, как неоднократно повторялось на уроках, является момент наивысшего напряжения противоборствующих сил. Для кульминации выбираем фрагмент сказки: «после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…» и, таким образом, устанавливаем соответствие между элементами.

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо – анализ сказки (5 класс)

Коняшкина Ольга Анатольевна

МОУ ООШ с. Варваровка,

Каменский район, Пензенская область

Учитель русского языка и литературы

Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Урок по литературе в 5 классе

Цели: осмысление содержания сказки и развитие навыков художественного пересказа.

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков, презентация.

( Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

-Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого стихотворения?

Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».

Знакомство с темой

На доске эпиграф «Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает.

Записывают тему урока и эпиграф

Этап актуализации знаний учащихся:

У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок.

Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки.

1. Кто создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3. Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие в сказке описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

Учащиеся отвечают на вопросы

7. постоянные эпитеты

– Ребята, прочитайте зачин сказки.

Ученик выразительно читает зачин.

Отвечают на вопрос.

«Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».

– Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Разнеслась вдруг в том царстве государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие братья утешают их:

– Не горюйте , батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод он, чтоб на бой идти.

– Нет -, говорит Иванушка, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом–юдом биться?

Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой бу­дет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окру­жают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.

Обозначат на схеме главного героя и тех, кто его окружает, показывают стрелочками связь.

Только один имеет имя. Он главный герой

Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для ак­тивного развития сюжета.

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении.

Занесём в схему эпизод «За­вязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.

– Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера.

Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.

Ученики заносят в схему черты характера героев с помощью прямых линий, исходящих из круга, например:

– Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?

Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.

Что укрепляет их решение биться?

Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.

Прочитайте о первом подвиге героя.

– Как себя ведет Иван и чудо-юдо?

Это начало развития сюжета.

«Я его на одну руку посажу, другой при­хлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».

«. так жестоко ударились, что кругом земля простонала»

Отметьте на схеме эпизод «1 бой», соедините с ним персо­наж «чудо-юдо» и назовите его особенности.

С помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый.

Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.

«. я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!»

«. снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю во­гнал. »

Ученики фиксируют в схеме эпизод «2 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый.

Давайте, ребята, поможем Ивану сразиться с чудо-юдом. Представьте, что у вас в руках меч…

(Звучит музыка) Учащиеся показывают, как они помогают герою.

Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и чуда-юда.

«. только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться. Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, до­брых людей избавить!»

«. сыра земля закачалась, воды в реке взволно­вались, буйные ветры завыли, на дубах орлы за­кричали. Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, ис­крами осыпает. »

Ученики фиксируют в схеме эпизод «3 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый. (См. предыдущую схему).

– Какой бой оказался самым трудным? Почему?

В эпизоде «3 бой» действие дос­тигает наивысшего напряже­ния, и вводит понятие «куль­минация».

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении.

Ученики высказывают мнение.

Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает.

Ученики дополняют эпизод «3 бой», внося в схему термин «кульминация».

В чем отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты и занесите их в схему.

В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства.

– Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой?

Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев.

Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана.

Учитель объясняет уча­щимся, что данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.

Занесите в схему эпизод «Раз­вязка. Столкновение с чудо-юдовым племенем».

Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён.

Учащиеся дополняют характеристику героя.

Чем закончилась сказка?

Занести в схему эпизод «Концовка. Мирный сельский труд»

Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду.

Мини-исследования (по группам)

А сейчас поработаем со сказочным словом

Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.

Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры

Ученики читают глаголы и делают вывод:

в названии действий чувствуется пренебрежи­тельное отношение к противникам Ивана и ува­жительное отношение к нему.

погоди хвалиться: как бы не осрамиться.

Бей, руби, себя не береги

Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.

Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо?

Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?

Ученики делают вывод:

– Герои победили, но подвиг Ивана – это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.

Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочи­тайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Мало победу желать, надо победу взять.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

Д/з: Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме.

Можно использовать план:

Место Ивана в крестьянской семье.

Его отношение с родителями и братьями.

Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.

Главные черты его характера.

Способы создания характера главного героя сказки.

Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

1. Уроки литературы в 5 классе. Н.В.Беляева. Москва «Просвещение».

2. Литература 5 класс В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение».

3. Литература. Нестандартные уроки. О.М.Реут. Волгоград. Издательство «Учитель».

4. Литературные викторины для детей. В.Петрович. Москва «РИПОЛ КЛАССИК».

Иван – крестьянский сын и чудо-юдо

Описание разработки

Цели урока:

1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Ход урока

Орг.момент

Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой.

Актуализация знаний и умений.

Просит учащихся ответить на вопросы:

– Что такое сказка?

– Назовите виды фольклорных сказок.

– Каковы художественные особенности волшебных сказок?

– С какой сказкой вы познакомились дома?

– Понравилась вам она?

– Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

Формулирование учебной цели урока.

Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

– С какой волшебной сказкой мы познакомились ранее?

– Чем сказка «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» отличается от сказки «Царевна- лягушка» и др. волшебных сказок?

-Как вы объясните название сказки?

– Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

– Почему эту сказку называют богатырской и героической?

Поиск решения (открытие нового знания).

1. Просит найти в толковом словаре значение слова «герой», организует беседу:

– Что обозначает слово герой? героический?

– Сколько значений имеет слово герой?

Кого в сказке мы назовем героем во 2 значении? Почему?

– Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

– Кто из братьев собирается на защиту родной земли в самом начале сказки? Найдите эпизод в тексте.

– Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась братьям?

– Как ведут себя братья на чужой стороне? Какое решение принимают? Кто оказался самым организованным?

2. Организует работу по группам. Анализ эпизода.

-1 гр. Прочитайте, как описывается появление чуда о 6, 9, 12-головах. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: какие черты Ивана-крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

2гр. Как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

3гр. Как показан враг земли русской? Почему сказка рисует противника Ивана таким страшным и сильным? Каким должен быть герой, победивший такого врага?

4гр. Каким предстает Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Как ему удалось спасти жизнь своим братьям?

Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка.

1. Организует беседу:

– Почему эту сказку называют героической?

– Чему посвящена сказка?

– Что она прославляет?

2. Организует самостоятельную работу:

– игра «Интервью с литературным героем».

Если бы вам пришлось в реальной жизни встретиться с Иваном-крестьянским сыном, что бы вы у него хотели спросить, зная о его подвиге? А что он ответил бы вам?

(или составление синквейна:

2. Два прилагательных

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание).

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание.

Объясняет сущность домашнего задания. Стр.37, в. 7.

Ссылка на основную публикацию