Князь Верейский характеристика, образ в романе Пушкина Дубровский

Образ и характеристика князя Верейского в романе Дубровский Пушкина

Роман А.С.Пушкина «Дубровский», по истине, можно назвать уникальной книгой психологических портретов героев того времени. Образы, описанные великим писателем, остаются актуальны и в наше время. Честь и подлость, любовь и ненависть, продажность судей, значение денег в обществе – основные темы романа девятнадцатого века остаются злободневными и сейчас.

Один из запоминающихся персонажей второго плана – князь Верейский. Чем же он интересен читателю?

Исключительность людей, описанных Пушкиным в романе, в том, что человек представляется как с положительной, так и с отрицательной стороны своего характера. Князь Верейский не исключение.

Мужчиной лет пятидесяти, описывает автор своего героя, при этом делая упор на то, что выглядит он старше своего возраста. С некоторой иронией он поясняет, что не от тяжелой работы состарился князь, а от всякого рода излишеств. Князь имел привлекательную внешность и нравился женскому полу. Он умеет поддержать разговор, общителен, любит рассказывать интересные истории.

Несмотря на то, что князь Верейский всю свою жизнь проводил за границей или в столице , он заботился о своем поместье, хотя в нем и не бывал. Любивший Англию, он обустроил свое поместье на английский манер. Все указания князя выполнял его опытный управляющий. Крестьяне жили в чистых уютных домах, на лугу паслись коровы швейцарской породы. Все это говорит о том, что Верейский разбирался в людях , был внимателен по отношению к своим крестьянам, любил во всем чистоту и порядок. Его образ представляет собой идеального аристократического помещика.

Описание его усадьбы, дома, сооруженного в виде замка, обстановки говорить о его прекрасном вкусе и стремлении ко всему прекрасному. Он понимает в винах, у него свой повар, который готовит изысканные блюда. Для деревни того времени это было новаторством.

Заскучав в своем поместье, князь решил завести друзей. Выбор своей остановил на самом богатом помещике в его окружении – Кирилле Петровиче Троекурове. Ничего в поместье нового друга Верейского ему не понравилось (ни сад, ни псарня), за исключением, дочери Троекурова- Марии Кирилловне. Считавший себя ценителем всего прекрасного, князь сразу понял, что эта девушка и должна стать его женой.

Верейского абсолютно не интересовало мнение самой Марии Кирилловне, главное заполучить себе такую красоту, да и отцу Маши брак этот был очень выгоден. Просьба Троекуровой отказаться от брака для князя не имело никакого значения. Для него женщина – бесправное существо. Сразу после венчания он указал своей молодой жене на ее место в доме.

Князь Верейский далеко не трус, он решителен, может постоять за свою честь. Не испугавшись разбойников, он вынимает пистолет и готов сражаться.

Нельзя однозначно сказать, что князь – отрицательный герой романа. Прежде всего он личность со своими недостатками и достоинствами. Если бы А.С.Пушкин продолжил работу над своим романом «Дубровкий» еще много интересных качеств о князе Верейском узнал бы читатель.

Сочинение Верейский – второстепенный герой

Уставший, слегка эгоистичный, а то и вовсе иногда деспот – Верейский. Князь горд своим происхождением, званием, да и вообще, молодую жену вполне заслуживает. Да что там, она должна сама с радостью отправляться под венец. Образ такого мужа, мужчины в романе создан достаточно кратко. Верейский немногословен. Иногда бросает колкие фразы. Но он не труслив. Скорее скучно правилен.

Молодой Дубровский раздражает его своими противоположными чертами. Князь сдержанно зол на него и в сцене после венчания, на дороге, стреляет неспроста. Похоже, здесь не только логичная защита себя и женщины. Ведь князь стреляет на поражение, а не в воздух. Отсюда можно сделать вывод, что Верейский – храбр и ещё ревнив. Да, он не знал, кто под маской, но видимо, чувствовал, что дело не в богатой карете и паре-тройке отличных лошадей. Князь ревностно защитил своё – похоже, он уже записал жену в имущество, как и тех крепостных, что имел.

Несложно угадать судьбу Марьи Кириловны – тихо и скромно, подчиняясь супругу, она будет жить в его усадьбе. А подобная сцена будет нередко упоминаться Верейским, как величайшая заслуга мужа в жизни девушки. Скорее всего, князь даже не поинтересуется, отчего разбойники их преследовали, и нет ли здесь тайны.

Князь мудр на свой лад. На стандартный лад, можно сказать, своего времени. Письмо будущей жены его не тронуло. Он похоже знает, сколь много могут себе напридумывать девушки. Поэтому, отсекая сомнения, мужчина просто помогает Марье Кириловне решиться. Как он считает. Ведь весь подтекст письма Верейский не знает. Да если бы и знал – воспользовался бы свадьбой ещё и как приманкой для разбойника. Жёсткий персонаж вызывает у читателя прямо-таки раздражение к его образу и сочувствие к его невесте.

Невозможно остаться равнодушным, когда так жестоко и резко ломают все чувства и стремления наивного человека. Но, Верейский имеет вполне реальный характер. А его прототипом мог стать каждый второй знатный человек той эпохи. Уникальности у князя нет, он обычен. Но всё же, пытается понять или сделать вид, что понимает Марью Кириловну. Ведь уговаривает же он её отца не мстить за письмо, а самой девушке говорит, что не может жить без её согласия на брак. Но выглядит это всё-таки по-прежнему скучно и неумело. Он не герой романа, он, скорее, герой жизни. Прямолинейный, храбрый и уверенный в своей правоте. Да, не романтик и не ревнивый безумец, но мужчина, который привык жить, как положено, простой обыватель своего времени.

Вариант 3

Один из романов Пушкина является уникальным, а все, потому что в нем собраны философские портреты героев, которые жили в то время. Конечно же, они могут быть актуальными и на сегодняшний день. Здесь имеется огромное количество героев, но самым интересным и запоминающим является Верейский. А теперь давайте выясним, чем же он запоминающий и интересный.

Каждый из героев описывается с положительной или отрицательной стороны, и Верейский не стал исключением.

Совсем недавно ему исполнилось пятьдесят лет. Но для тех, кто увидел его первый раз, может показаться, что ему намного больше лет, чем на самом деле. Больше всего на свете ему нравилось то, что при помощи своей внешности он нравился женщинам и они делали все для того чтобы он выбрал именно ее. Кроме этого он умел поддержать любой разговор или беседу, а также знал очень много разных интересных событий.

Также ему нравилось постоянно путешествовать, но про свое поместье он не забывал, и даже на большом расстоянии ему удавалось управлять им. Поскольку ему нравилось все английское, то и в доме все было именно в этом стиле. У него имелся специальный и опытный управляющий, который и следил за всем, что имеет Верейский. Все крестьяне, которые жили и работали у него, имели красивые и чистые дома, на лугу постоянно паслись коровы и доились также вовремя. Из всего вышесказанного можно понять, что он умеет прекрасно разбираться в людях и тщательно следит за каждым из них.

Больше всего на свете ему нравится приходить домой, садится на диван и выпивать самое дорогое и вкусное вино прошлого века, а также есть самые вкусные и изысканные блюда, которые готовит ему специальный повар. А ведь в то время это было диковинкой для всего человечества.

Немного позже ему стало скучно находиться в таком большом поместье одному и тогда он решает завести друзей. Среди всех людей он выбрал такого же богатого помещика, как и он сам и им является Кирилл. Вот только когда он пришел к нему в гости, то из всего увиденного ничего ему не понравилось, хотя у него был и большой сад и отдельная псарня. А вот дочь Мария ему очень даже сильно понравилась. И тогда он решил, что именно эту девушку он давно искал и она должна стать его женой.

Конечно же, Мария совсем не любила мужчину, но вот ее мнения никто даже спрашивать не стал, и свадьба была вскоре сыграна.

Мужчина ничего не боится и когда он увидел разбойников, то достал пистолет и готов был сражаться с ними до последнего.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика князя Верейского в романе Дубровский

Популярные сегодня темы

История Феди (Бежин Луг Тургенева)

Осень – великолепная пора, которая потрясает до глубины души. В ней есть что-то волшебное и загадочное, что можно понять лишь полюбив её. Осенью можно вечно любоваться.

М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «История одного города» описал много персонажей, которые хотя и поражали своими странностями, но управляли городом Глуповым.

Эта сказка о борьбе итальянского народа за справедливость. В завуалированной форме, где люди фрукты-овощи происходят такие же события, как и у настоящих людей. Синьор Помидор немного поднялся над всеми и их же и гнобит. Да говорится «из грязи да в князи».

Н.А. Некрасов был одним из тех поэтов, которые писали на разные темы, но особое значение уделяли любовной лирике

Образ и характеристика князя Верейского в романе “Дубровский” Пушкина: описание внешности и характера

Князь Верейский, Мария Троекурова
и ее отец .
Художник Д. Шмаринов

Князь Верейский – один из ярких второстепенных героев романа “Дубровский” Пушкина.

В этой статье представлена цитатная характеристика князя Верейского в романе “Дубровский”: описание его внешности, характера и т.д.

Образ и характеристика князя Верейского в романе “Дубровский” Пушкина

“. Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. “

“. Старики и красавица сели втроем и поехали. “

“. наружность его была приятна, замечательна. “

“. Князь прихрамывал, устав от своей прогулки. “

“. Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком. “

“. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. “

“. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. “

Князь Верейский – развратный старик:

“. Маша [. ] старалась возбудить в его сердце чувство великодушия [. ] Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. “

“. старый волокита был поражен ее красотой [. ] Князь был оживлен ее присутствием. ” (о Марии Троекуровой)

“. Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека. “

“. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. “

“. взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды. “

“. Князь долгое время находился в чужих краях. “

“. в конце мая месяца князь возвратился из-за границы. “

“. приехал в свою деревню, которой отроду еще не видал. “

“. Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна. “

“. успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. “

“. Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. “

“. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. “

“. Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался. “

“. Потом они занялись рассмотрением галерей картин, купленных князем в чужих краях.”

“. Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара. ” (“Амфитрион”, то есть гостеприимный хозяин)

“. Ужин в своем достоинстве ничем не уступал обеду. “

“. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. “

“. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием. “

25 Комментарии

Прикольно , нормальный сайт , помогло, всё чётко и ясно , спасибо 🙂

спасибо! Вы мне очень помогли, ОТЛИЧНЫЙ САЙТ!

Спасибо .С вашей помощью получаю хорошие оценки за характеристики

Спасибо огромное очень помогло.

Спасибо. Получила 5.♡♡♡

Низкий поклон! Сумасшедшая мать ученика 6 класса. ��

Супер! Сайт хороший:всё понятно и коротко!

Спасибо😃 Очень помогли.

Спасибо😃 Очень помогли.

Ой спасибо что помогли

Люди, плииз толкование стова развтатныго старика

Дорогой друг, в данном случае под понятием “развратный старик” имеется в виду, что 50-летний Верейский, пользуясь своими деньгами, берет в жены наивную и чистую Машу, которая младше его почти в 3 раза. На этот момент Маше, вероятно, 18 лет. Верейский хочет иметь молодую жену, а не жену его возраста. При этом Маше ее старый жених не нравится, но Верейский не думает о чувствах бедной Маши. А можно представить, что девушке противно даже поцеловать его! Все это тоже – развратность Верейского.

Судя по всему, развратность Верейского известна в обществе, иначе автор не упоминал бы об этом. Судя по всему, в прошлом Верейский, был в связях со своми крестьянками или был замешан ещё в каких-то непристойных делах. Вероятно, его знакомые знают еще какие-то деликатные подробности. Отсюда и характеристика, “развратный”.

Читайте также:  Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Островского Гроза сочинение

Также приводим вам синонимы к слову развратность:
беспутство
бесстыдство
блудливость
извращенность
порочность
похотливость
развращенность
распутство
распущенность
растленность
сладострастие
сластолюбие

Князь Верейский – характеристика героя в романе А.С. Пушкина “Дубровский”

Внешность персонажа

У князя есть свои хорошие и плохие стороны. Впервые читатель встречает описание Верейского из романа «Дубровский» в тринадцатой главе. Рядом с поместьем Троекурова находится еще одна усадьба. Она принадлежит Верейскому, который долгое время путешествовал за границей, а управление имением доверил отставному майору. Весной он вернулся домой в деревню, где еще не бывал.

Князю около пятидесяти лет, но выглядит он куда старше. Всю жизнь он провел в излишествах, наслаждаясь своим барством. Это изнурило его здоровье, оставило неизгладимую печать на лице. Внешний вид Верейского довольно приятный, даже привлекательный. Он пользуется популярностью у женщин. Князь привык постоянно находиться в высшем обществе, поэтому умеет общаться с разными чинами и прекрасными дамами.

Верейскому нравится все английское — одежда, архитектура. Свой дом он выстроил именно в этом стиле. А одевается князь в дорогой бархат, в гостях у Троекурова он отказался кататься верхом, так как боялся испортить новые сапоги.

Этот герой умеет развлекать своих гостей, буквально с первой встречи он очаровал своего соседа и его дочь. В его имении крестьянские дома светлые и чистые, дворы убраны, он тщательно следит за порядком. Все говорит о том, что князь — подходящая партия для Марии. Верейский богат, холен, почитаем в обществе. Троекурову понравилась и его усадьба, и работа поваров, и пристрастие к духовой музыке.

Когда Кирилл Петрович приехал к князю в гости, Верейский устроил ему экскурсию по картинной галерее и прогулку по озеру. Он познакомил Марию со своими владениями, пробудил в ней девический интерес к памятникам, пещерам и монументам. А вечером поразил гостей потрясающим салютом. Все это говорит о богатстве князя, его образованности.

Нельзя назвать Верейского непривлекательным и неинтересным. Несмотря на то что Мария испытывала чувства к учителю французского, который оказался Владимиром Дубровским, и не хотела свадьбы, ей нравилось проводить время с умным поклонником.

Характер князя

У Верейского, как и у других главных и второстепенных персонажей, есть свои положительные и отрицательные стороны. К первым можно отнести:

  • заботу о крестьянах;
  • любезность в общении с дамами;
  • гостеприимство;
  • щедрость;
  • образованность;
  • разносторонность;
  • храбрость.

Князь очень любит Англию, поэтому и свое поместье обустроил в английском стиле. Его крестьяне живут хорошо — у каждой семьи большой светлый дом, чистое подворье. На обширных лугах пасутся швейцарские коровы. Пока Верейский путешествовал, его имением управлял доверенный человек. За это время усадьба расцвела, начала приносить хороший доход. Все это говорит о том, что князь хорошо разбирается в людях.

Верейский умело преподносит себя дамам. Он заинтересовывает их рассказами о путешествиях в разные страны. Князь повествует женщинам увлекательные истории, долго с ними общается, поддерживает разговор на любую тему. Он показал себя гостеприимным хозяином. Верейский не поскупился на богатый стол, музыку, прогулку по озеру и салют. Князь довольно щедрый — он не экономит на благополучии своих подданных, собирает красивые вещи.

Персонаж хорошо образован и разносторонне развит. Он увлекается искусством, историей, разбирается в винах, кулинарии. А во время нападения разбойников Верейский проявил небывалую храбрость — достал пистолет и сам бросился защищать свою жену.

Но есть у этого героя и отрицательные качества:

  • эгоистичность;
  • чрезмерная прямолинейность;
  • горделивость;
  • ревнивость.

В сравнении с другими персонажами князь выглядит довольно эгоистичным. Он уверен в своей привлекательности, поэтому даже не спрашивает Марию о ее чувствах. А в ответ на просьбу отказаться от брака мужчина только раздражается и приближает срок церемонии.

Вызывает недовольство и поведение Верейского в доме Троекуровых. Он не смог оценить ни псарню, ни «старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями». Князь гордится своим родом, происхождением и богатством.

Он считает себя идеальной партией для любой девушки, даже такой юной красавицы, как Мария Троекурова. Верейский ленив, часто предается скуке и унынию, не может найти себе занятие, поэтому начинает звать к себе гостей. Князь проявляет чувство ревности по отношению к своей молодой жене, считает ее собственностью, а не отдельной личностью со своими желаниями и мнением. Да и сама Мария отказалась признавать свою свободу во время нападения Дубровского, она согласилась остаться с нелюбимым супругом.

Особенности поведения

В некоторых эпизодах князь Верейский вызывает у читателя раздражение. Он не умеет уступать, но согласен на то, что другие должны жертвовать чем-то ради его счастья. Князь не романтик, нельзя его назвать и ревнивым безумцем. Этот герой до скуки правильный, поступает так, как требует благоразумие того времени. Его не трогают слезы и письмо влюбленной в другого девушки, он не умеет хвалить то, что ему не нравится. В то же время Верейский настойчиво добивается согласия Марии, подталкивает ее к принятию решения.

Князь довольно жестоко ломает судьбу несчастной невесты. Даже если бы он знал о ее чувствах к Дубровскому, то воспользовался бы венчанием ради убийства соперника. В момент, когда разбойники во главе с Владимиром напали на карету жениха и невесты, Верейский выстрелил в него.

Князь ведет себя, как и положено идеальному представителю аристократии. Он умело управляет поместьем, интересуется всем, что его окружает и устраивает личную жизнь исходя из собственной выгоды. Брак с Марией ему необходим для поддержания своего статуса. Юная и скромная жена станет предметом зависти всех соседей и соперников. А приданое, которое ей даст Троекуров, увеличит богатство Верейского.

Но со своим будущим тестем князь недостаточно любезен. Он не стремится ему угодить или вызвать одобрение, не хвалит его поместье. Верейский видит различия между собой и Троекуровым. Персонаж считает, что его доходов, почтенного возраста и сравнительной привлекательности достаточно для того, чтобы быть желанным женихом.

Даже сватовство Верейского прошло сухо и скучно. Он не проявил особых чувств к невесте, только оценил ее красоту. Как ценитель прекрасного, князь понял, что такая девушка просто обязана принадлежать ему. Всего через несколько дней после знакомства с Троекуровым Верейский заговорил о женитьбе. Он даже не думал о том, что Кирилл Петрович может ответить отказом. И не ошибся — барин согласился выдать дочь за богатого соседа. А после свадьбы князь указал жене ее место в доме — она должна почитать и уважать супруга, быть скромной и во всем спрашивать его мнение.

Отношения с другими

Верейский по-разному относится к своим знакомым. Общаться он предпочитает с представителями аристократического класса, но и с крестьянами обращается хорошо. Пушкин ярко представил отношения князя с другими персонажами:

  • Кириллом Троекуровым;
  • Марией;
  • Владимиром Дубровским.

У Троекурова и Верейского есть общие черты. Оба барина считают богатство лучшим достоинством человека, привыкли к высшему обществу, хорошо управляются со своими имениями. В глазах князя Кирилл Петрович предстает благородным аристократом, поэтому решает обвенчаться с его единственной дочерью. Троекуров считает Верейского богатым и образованным, достойным женихом.

Мария Кирилловна, хотя и не знает названий заграничных блюд, картин и памятников, выглядит на фоне отца и жениха образцом великодушия и благородства. Эта скромная девушка пыталась образумить князя, просила его отказаться от предложения руки и сердца. Но Верейский был непреклонен. Он считал, что Мария не вправе сама строить свою судьбу, распоряжаться ею мог только отец. А после свадьбы все решения должен принимать супруг.

В ключевой сцене романа Пушкин показал взаимоотношения князя с Дубровским. Молодой разбойник раздражает Верейского своей напористостью и любовью к свободе. Во время нападения на карету новобрачных он ревностно защищает молодую жену, стреляет в своего соперника, ранит его в плечо.

Роман «Дубровский» имеет большое значение в русской литературе. Но Пушкин не дописал его, поэтому характеры персонажей раскрылись не до конца. Словесные исследователи нашли бумаги автора с таблицами и заметками для третьего тома. Они пытались их расшифровать, в результате получили возможное продолжение произведения.

Князь Верейский вскоре умрет, Мария останется вдовой. Дубровский вернется на родину под видом англичанина и начнет встречаться с возлюбленной. Но вскоре на него подадут донос из-за разбойничества, вмешается полицмейстер.

Литературоведы отмечают сходство романа с западноевропейскими произведениями. А Ахматова писала, что «Дубровского» можно считать неудачей Пушкина, так как эта работа соответствовала «бульварному» эталону того времени. Писательница была рада, что роман неокончен, ведь он был создан ради прибыли. Несмотря на такое мнение, произведение несколько раз экранизировали, и каждая лента имела определенный успех.

СРОЧНО. Какие качества у князя Верейского и Дубровского.

Образ Владимира Дубровского в повести А.С. Пушкина

Владимир Андреевич Дубровский – бедный дворянин, сын Андрея Дубровского.

Ему 23 года. О внешности его написано в тексте: ”От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой…”

Мать Владимира умерла рано. С отцом Дубровский почти не встречался, но был сильно привязан к нему. Это доказывают следующие цитаты: “…Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце…”, “…он романтически был к нему привязан…”

Крестьяне любят и уважают Дубровского. Это доказывает данные цитаты: “…пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает…”, “…а жаль, если не Владимир Андреевич будет нашим господином…”.

Когда Троекуров отбирает имение у Дубровского, то Владимир сжёг имение, чтобы оно не досталось никому. После этого он и его крестьяне начинают нападать на дорогах на богатых помещиков, но не трогают бедных людей. Они становятся разбойниками, но сам Дубровский никого не убивает – “…Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет…”.

Чтобы отомстить Троекурову, Дубровский притворяется французом-учителем Дефоржем и поселяется в доме Троекурова.

Но ещё до того, как Владимир Андреевич поселился у Троекурова, он влюбился в его дочь – Машу Троекурову. Доказывает это его цитата: “…Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить…”.

В конце концов Машу Троекурову выдают насильно замуж за князя Верейского – богатого старого старика. После этого Дубровский оставил свою разбойничью жизнь и, если верить слухам, уехал за границу. “Никто не знал, куда он девался lt;…gt;… грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. lt; …gt; По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.”

Это Дубровский. Верейский же вот:

Образ и характеристика князя Верейского в романе “Дубровский” Пушкина Князь Верейский является соседом семьи Троекуровых по деревне. Верейский – богатый помещик, владелец 3000 крепостных крестьян: “. богатое поместие князя Верейского. ” “. три тысячи душ родового имения. ” Возраст князя Верейского – около 50 лет, но выглядит он намного старше: “. Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. ” “. Старики и красавица сели втроем и поехали. ” Князь Верейский – приятный на вид мужчина: “. наружность его была приятна, замечательна. ” Князь Верейский – хилый, слабый человек. Он мучается подагрой (подагра считалась болезнью аристократов): “. Князь прихрамывал, устав от своей прогулки. ” “. близ хилого и развратного старика. ” “. шутя над своею подагрой. ” Князь Верейский – светский человек. Он вращается в высшем обществе и любит светские развлечения: “. от человека, знающего свет. ” “. Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком. ” Богатый князь Верейский привык к излишествам и роскоши: “. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. ” Князь Верейский вечно скучает и нуждается в развлечениях: “. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. “

Князь Верейский – развратный старик: “. близ хилого и развратного старика. ” Князь Верейской – невеликодушный, бесчувственный человек: “. Маша [. ] старалась возбудить в его сердце чувство великодушия [. ] Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. ” Князь Верейский – старый волокита. Он любит женщин и умеет их очаровывать: “. старый волокита был поражен ее красотой [. ] Князь был оживлен ее присутствием. ” (о Марии Троекуровой) “. Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека. ” “. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием. ” Старик Верейский награжден орденами (звездами) за какие-то заслуги: “. взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды. ” Князь Верейский долгое время прожил за границей: “. Князь долгое время находился в чужих краях. ” “. в конце мая месяца князь возвратился из-за границы. ” Князь Верейский никогда раньше не был в своей деревне. Наконец он приезжает в свои владения. Здесь он знакомится со своими соседями – семьей Троекуровых: “. приехал в свою деревню, которой отроду еще не видал. ” Князь Верейский – говорун. Он любит поговорить и умеет рассказывать истории: “. Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна. ” “. успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. “

Читайте также:  Характеристика и образ Григория Мелехова в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

Характеристика героя Князь Верейский, Дубровский, Пушкин

Князь Верейский — второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина «Дубровский», пятидесятилетний старик, друг Кирила Петровича Троекурова. Несмотря на то, что князю было около 50 лет, он казался намного старше. Его здоровье было изнурено всякого рода излишествами. Однако наружность у него была приятная, особенно для женщин, с которыми он был так любезен в свете. По натуре это был человек рассеянный и скучающий.

С появлением Верейского в деревне Троекуров оживился. Он был рад такой дружбе и с удовольствием принимал

Кирила Андреич по обыкновению водил гостя на осмотр своих заведений, и, конечно же, в псарню. Там князю особенно не понравилось. Прикрывая нос надушенным духами платком, он выбежал оттуда, задыхаясь от собачьей атмосферы. Верейский немного прихрамывал.

Когда, устав от прогулок, он с Троекуровым вернулся в дом, то увидел там девушку необычной красоты. Это была Маша Троекурова. Она показалась князю более чем очаровательной и утонченной.

После этой встречи он всячески ухаживал за ней и пытался привлечь ее внимание любопытными рассказами.

Вскоре он сделал Маше предложение. Троекуров охотно

В отчаянии Маша написала князю письмо с просьбой отказаться от нее, так как она любила Владимира Дубровского. Однако Верейский не только не думал отказываться от нее, но и показал письмо Троекурову. В результате Маша попала под домашний арест, а приготовления к свадьбе ускорились.

Дайджест:

Характеристика героя Спицын, Дубровский, Пушкин Спицын Антон Пафнутьич Спицын — второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина «Дубровский», знакомый помещик Троекурова, лжесвидетель. Это толстый мужчина лет 50, который под присягой давал лживые показания против Дубровских. .

Характеристика героя Шабашкин, Дубровский, Пушкин Шабашкин Шабашкин — второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина «Дубровский», подкупный заседатель суда, знакомый Троекурова. Это маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, который был обязан следить за. .

А. С. Пушкин. Дубровский. Краткий пересказ Познакомьтесь с одним из вариантов плана романа. «Ссора. Суд. Смерть. Пожар. Учитель. Праздник. Объяснение. Кн. Верейский visite. 2 visite. Сватовство. Свида­ние. Письмо перехваченное. Свадьба, отъезд. Ко­манда, сражение. Распущенная шайка. Жизнь. .

Краткое изложение Эдуард Францевич Направник. Дубровский ДУБРОВСКИЙ Опера в четырех действиях Либретто М. И. Чайковского Действующие лица: Андрей Дубровский Владимир, его сын Кирилл Петрович Троекуров Маша, его дочь Князь Верейский Исправник Заседатель Дефорж, француз Шабашкин, приказный. .

На тему: Забавы и развлечения русского барина в романе Дубровский, Пушкин Забавы и развлечения русского барина В романе «Дубровский» А. С. Пушкина особое внимание уделяется образу жизни и нравам помещичьего общества. Роман повествует о жизни двух дружественных и соседских семей —. .

На тему: Самодурство Троекурова в романе Дубровский, Пушкин ­Самодурство Троекурова А. С. Пушкин — величайший русский поэт и драматург. На его счету огромное количество произведений, многие из которых стали «жемчужинами» русской литературы. Так как автор жил и творил. .

А. С. Пушкин. Дубровский. Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась? Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась? Дружба Андрея Гавриловича Дуб­ровского и Кирилы Петровича Троекуро­ва существенно отличалась от взаимо­отношений богатого и могущественного. .

А. С. Пушкин. Дубровский. Найдите в романе все, что сказано о внешнос­ти главного героя Найдите в романе все, что сказано о внешнос­ти главного героя. Попробуйте объяснить характер портретного описания и расширьте этот словесный портрет. Главным героем, именем которого назван роман, является Владимир Дуб­ровский, с. .

На тему: Честь и бесчестие в романе Дубровский, Пушкин ­Честь и бесчестие А. С. Пушкин когда-то сказал такую фразу: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». В полной мере он ее раскрыл в своем авантюрно-приключенческом романе «Дубровский». Это. .

На тему: Два помещика в романе Дубровский, Пушкин ­Два помещика В основу романа А. С. Пушкина «Дубровский» легла правдоподобная история вражды двух помещиков — Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Такии ситуации были не редкостью в те. .

На тему: МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» Молодое поколение в повести А. С. Пушкина «Дуб­ровский» представлено детьми главных героев — Ма­шей Троекуровой и Владимиром Дубровским. Несмотря на то что Маша растет в семье деспотично­го, взбалмошного, тщеславного человека. .

Характеристика героя Иван Петрович, Барышня-крестьянка, Пушкин Иван Петрович Иван Петрович Берестов — один из персонажей повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», помещик в Тугилове, отец Алексея, сосед англомана Муромского. Берестов, овдовевший помещик, умеющий самостоятельно вести хозяйство и. .

Характеристика героя Самсон Вырин, Станционный смотритель, Пушкин Самсон Вырин Самсон Вырин был настоящим русским человеком, гордым, спокойным, душевным, но не открывающим свою душу всем и каждому. Его главной гордостью и радостью была его дочка, Дуня, которая напоминала. .

Характеристика героя Петр 1, Медный всадник, Пушкин Петр 1 Петр I — один из двух противопоставленных героев поэмы «Медный всадник», историческая личность, основатель Петербурга. Петр I выступает олицетворением государства в произведении А. С. Пушкина. Ему противопоставлен бедный. .

Характеристика героя Евгений, Медный всадник, Пушкин Евгений Евгений — главный герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», мелкий петербургский чиновник, бедный столичный гражданин. В поэму не упоминаются ни фамилия, ни возраст, ни место работы героя. Облик. .

Характеристика героя Германн, Пиковая дама, Пушкин Германн Германн — один из основных персонажей социально-философской повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», молодой офицер, мечтающий о крупном выигрыше. Это расчетливый и разумный человек, о чем говорят его немецкие. .

Характеристика героя Ольга Ларина, Евгений Онегин, Пушкин Ольга Ларина Ольга Ларина — одна из главных героинь романа в стихах «Евгений Онегин», сестра Татьяны, невеста Владимира Ленского. В ней нет ничего оригинального. Онегин о ней говорит: «Кругла, красна. .

Характеристика героя Савельич, Капитанская дочка, Пушкин Характеристика героя Савельич Когда Петру Гриневу исполнилось 5 лет, у него появился слуга и учитель — стремянной Савельич. Савельич был обыкновенным крепостным, ухаживал за лошадью Гринева — старшего, помогал ему. .

Характеристика героя Пугачев, Капитанская дочка, Пушкин Характеристика героя Пугачев В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев представлен как отрицательный герой. Пугачев — донской казак, родился в Зимовейской станице, служил в царской армии. Однажды его. .

Характеристика героя Швабрин, Капитанская дочка, Пушкин Характеристика героя Швабрин Алексей Иванович Швабрин — молодой аристократ, офицер, который попал в Белгородскую крепость за то, что на дуэли убил своего соперника. В повести «Капитанская дочка» он показан как. .

На тему: Жизнь в Петербурге Владимира Дубровского в романе Дубровский, Пушкин ­Жизнь в Петербурге Владимира Дубровского Роман Александра Сергеевича Пушкина разворачивает перед читателем трагическую историю жизни и любви молодого дворянина Владимира Дубровского. В детском возрасте, оставшись без матери, Владимир был отправлен. .

Портрет Марии Троекуровой по роману Дубровский Мария Кирилловна Троекурова в романе предстает нам прекрасной юной семнадцатилетней девушкой. Совершила свое воспитание на французский романах, что и послужило образованию такой романтической личности, что скрывалась в ее душе. Но. .

Образы второстепенных персонажей в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Дворянское общество в повести Дубровский представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно, другие менее подробно, о третьих вспоминается вскользь. Одним из главных героев повести является Кирила Петрович. .

Характеристика героя Хлестаков, Ревизор, Гоголь Хлестаков Хлестаков Иван Александрович — центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», мелкий чиновник из Петербурга, мнимый ревизор, один из самых известных образов в русской литературе. Это молодой человек лет. .

Характеристика героя Антонина, Доктор Живаго, Пастернак ­Антонина Антонина — жена Юрия Андреевича Живаго и мать двух его детей; дочь Александра Александровича и Анны Ивановны Громеко. Юра и Тоня дружат с самого детства. Когда у него умерли. .

Характеристика героя Костылин, Кавказский пленник, Толстой Костылин Костылин — один из героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Также как и Жилин. .

Характеристика героя Назанский, Поединок, Куприн ­Назанский Назанский — один из ярких второстепенных персонажей повести Александра Куприна «Поединок»; офицер-философ, который смело высказывает свои рассуждения о жизни. Несмотря на его доброту и порядочность, этот герой не находит. .

Характеристика героя Кормилица, Ромео и Джульетта, Шекспир Кормилица Кормилица Джульетты — одна из главных персонажей трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», няня Джульетты с младенчества. Она играет очень важную роль в жизни девушки. Рано лишившись своего ребенка. .

Характеристика героя Вера, Герой нашего времени, Лермонтов Вера Вера — второстепенный, но очень важный персонаж в романе «Герой нашего времени»; женщина, которую когда-то любил Печорин; дальняя родственница княгини Лиговской. Вера замужняя светская дама. Она с мужем гостит. .

Характеристика героя Мануйлиха, Олеся, Куприн Мануйлиха Мануйлиха — старая ведьма из повести А. И. Куприна «Олеся», бабушка Алены. Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо. .

Кий — полянский князь Наверное, не любой из нас ощущает свою причастность к истории. По обыкновению современность с ее повседневными хлопотами и заботами воспринимается нами, как единая возможная реальность. Другую нам тяжело вообразить. Тем. .

Характеристика героя Наталья Савишна, Детство, Толстой ­Наталья Савишна Наталья Савишна — второстепенный персонаж в повести Толстого «Детство», сыгравший важную роль в становлении характера главного героя десятилетнего Николеньки, а также в раскрытии его отношения к другим людям. .

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XIV Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера. .

Характеристика героя Рядчик, Певцы, Тургенев Рядчик Рядчик — один из героев рассказа И. С. Тургенева «Певцы», городской мещанин из Жиздры, соперник Яшки.­ С виду ему лет тридцать. Он невысокого роста с «живыми» карими глазками и. .

Характеристика героя Ася, Тургенев Ася Ася — главная героиня повести И. С. Тургенева, младшая сестра Гагина, возлюбленная Господина Н. Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина. .

Характеристика героя Николай Ростов, Война и мир, Толстой Николай Ростов Николай Ростов — сын графа Ильи Ильича Ростова, офицер, человек чести. В начале романа Николай бросает университет и поступает служить в Павлоградский гусарский полк. Он отличался отвагой и. .

Характеристика героя Маменька, Детство, Толстой Маменька Маменька — мама главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство». О матери Николенька Иртеньев вспоминает с бесконечной любовью и благодарностью. Она для него была источником всего прекрасного. Каждое утро. .

Характеристика героя Шигалев, Бесы, Достоевский Шигалев Шигалев — персонаж романа Достоевского «Бесы», один из организаторов убийства Шатова, в последний момент, отказавшийся в нем участвовать, идеолог, член таинственного кружка Верховенского, брат Арины Виргинской. О нем мало. .

Характеристика Онегина — главного героя по роману Евгений Онегин Онегин у Пушкина очень противоречивый герой, что делает его многогранным и глубоким. В нем присутствуют и положительные и отрицательные черты. Онегин в душе поэт, хочет найти идеал — это заставляет. .

Характеристика героя Татьяна, Муму, Тургенев Татьяна Татьяна — персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе Барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что. .

Анализ романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Дубровский» по плану, где кратко и понятно будут обозначены основные содержательные особенности произведения. Отзыв и пересказ для читательского дневника Вы можете найти здесь.

История создания

История написания романа «Дубровский» содержит в себе весьма интересные факты, необходимые для полного понимания сюжета:

  1. Считается, что идея для романа возникла у поэта после того, как его друг – Павел Нащокин, рассказал ему историю белорусского дворянина Островского, который, собрав банду из собственных крестьян, прибегнул к разбою после того, как в результате судебных тяжб был лишён своего имения.
  2. В основу романа «Дубровский» легла и социальная обстановка в России в целом. Кризис крепостничества и упадок дворянства к тридцатым годам становились всё очевиднее. Они ещё не достигли последней стадии разложения, однако потребность в реформах была очевидна для многих просвещённых граждан Российской империи. Пушкин стремился обратить внимание людей на общественные проблемы, показать власть имущим назревающие социальные катаклизмы.
  3. Замысел «Дубровского» пришел к Пушкину еще и благодаря тому, что в ту пору в России было особенно популярно творчество Шиллера — немецкого поэта и драматурга. Именно он написал знаменитое произведение «Разбойники», где оправдал благородных бродяг и показал, что довело их до жизни такой. После него многие писатели обратили внимание на разбойную романтику. Пушкин не заимствовал идею, а полностью переработал ее и создал свою историю на базе русского колорита. В авантюрный сюжет он втиснул очень серозные политические проблемы страны.
Читайте также:  Образ и характеристика Беневоленского в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

Направление и жанр

Это произведение Пушкина стало одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма.

  1. От романтизма роман взял высокоморального главного героя, который без всяких шансов на победу противостоит глубоко порочному обществу.
  2. От реализма же роман приобрёл более глубокую проработку образов второстепенных персонажей, которые из карикатур превратились в полноценных личностей со своими достоинствами и недостатками. Исторический контекст тоже верен: изображение русского барства в «Дубровском» вышло до крайности правдоподобным.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость.

Композиция и конфликт

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

  • Он начинается с экспозиции, в которой нам представляют обе стороны конфликта.
  • Далее идёт завязка, намечается основной конфликт, который будет двигать сюжет.
  • Кульминацией романа, в которой напряжение достигает своего пика, является свадьба Маши и её разрыв с главным героем.
  • Развязкой, разрешающей конфликт, служит сцена боя крестьян-разбойников с солдатами.
  • В финале, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению, мы узнаём о судьбе героя после описанных романе событий.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

Суть: о чём роман?

Роман «Дубровский» начинается с рассказа о дружбе двух помещиков: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Троекуров имеет славу своевольного, богатого и властного человека, самодура. Но его друг — единственный, кто осмеливается возражать и отстаивать правду перед богачом.

Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.

Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.

Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.

Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.

Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.

На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.

Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Дубровский» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

ГеройХарактеристика
Владимир Андреевич Дубровскийдвадцатитрёхлетний офицер и дворянин. Образованный красавец, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. В конце романа предстаёт перед нами опустошённым и усталым человеком, не усомнившимся, однако, в правильности своих поступков.
Андрей Гаврилович Дубровскийотставной офицер, дворянин, небогатый помещик. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы.
Кирилла Петрович Троекуровсамый богатый помещик в округе. Самодур и невежда, гордец и циник. Вспыльчивый человек, считающий себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.
Мария Кирилловна Троекуровадочь Троекурова. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек. В конце романа отказывается нарушить клятву, данную в церкви, и отвергает Дубровского, ради жизни с нелюбимым мужем.
Князь Верейскийстарый богач. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Решает жениться на Маше против её воли, несмотря на все свои изысканные манеры.

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

  1. Бунт и протест Дубровского – основная тема. Пушкин во многом идеализирует своего героя. Дубровским руководят исключительно благородные мотивы, его методы максимально гуманны, а помысли чисты. Владимир восстаёт против несправедливого общества, однако Пушкин показывает, что, пойдя по этому пути, человек добровольно жертвует собственным счастьем, чтобы вступить в схватку, которую ему суждено рано или поздно проиграть.
  2. Семья – семейные отношения в романе занимают очень важное место. Дубровский становится на путь разбоя, чтобы отомстить за отца. Многие его черты являются продолжением Дубровского-старшего. Однако не во всех семьях дела идут так хорошо. Троекуров продает свою дочь и не слушает ее, хоть и по-своему хочет ей добра. Но добро отец видит только в деньгах. Сама же Марья становится жертвой его извращенных понятий.
  3. Любовь – для Пушкина любовь обладает невероятной силой. Именно любовь позволяет Дубровскому исцелиться и сойти с дороги мщения. Но в то же время любовь способна причинить и ужасные страдания, как и произошло с героями. Марья не смогла нарушить клятву и последовать за любимым. Его сердце было разбито.
  4. Отношение к крестьянам – на примере самодура Троекурова мы можем наблюдать крепостничество в его худшем проявлении. У этого помещика крестьяне живут хуже собак, которых хозяин очень любит, а его жестоких издевательствах не только над крестьянами, но и всеми, кто стоит ниже, чем он, ходят легенды. С другой стороны, Дубровские относятся к своим крепостным с уважением, за что получают от них бескорыстную преданность и уважение.
  5. Дружба тоже является темой романа «Дубровский». Троекуров и его товарищ дополняли друг друга, общались на равных, но одна случайная ссора оттолкнула их друг от друга и навсегда развела по разные стороны баррикад. Автор показывает, как хрупок мир отношений, как нужно и важно его беречь.

Проблемы

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.

  1. Месть – основная проблема. Пушкин показывает, что путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.
  2. Несправедливость – русское общество, изображённое в романе, в высшей степени несправедливо к героям. Коррупция, кумовство, договорные браки – всё это вызывает резкое неприятие у Пушкина.
  3. Защита человеческой личности – в своём романе писатель протестует прежде всего против того положения вещей, при котором богачи могут навязывать свою волю окружающим, распоряжаясь их жизнями, как игрушками. В обществе того времени попытка защитить себя приравнивалась к преступлению. Слабому нужно было молчать и терпеть, ведь сильному закон был не писан.
  4. Русское барство – помещичье дворянство в большинстве своём представлено в романе в негативном ключе. Это упивающиеся властью самодуры, не приносящие никакой реальной пользе стране. Семья Дубровских показана, как феноменальное исключение из общей картины.
  5. Жестокость и человечность – мир, изображённый в произведении, кажется невероятно жестоким, однако в нём сохранились ещё доброта и человечность в лице Владимира и Марии. И даже самые низкие люди, вроде Троекурова, не являются полными чудовищами и способны на раскаяние и теплоту.
  6. Беззаконие — одна из главных проблем дворянской России. Общество сложилось таким образом, что реальными владыками губернии оказываются не чиновники, а богатые помещики. Они диктуют свою волю и попирают закон.

Основная идея

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Чему учит?

Роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного. Мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

В то же время это произведение учит нас тому, что месть не всегда является лучшим выбором для решения проблем. Насилие, пусть и порождённое стремлением к справедливости, остаётся насилием и приносит только страдания и тем, над кем оно совершается, и тем, кто его совершает. Таковы нравственные уроки и выводы из романа «Дубровский».

Критика

Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.

Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.

Ссылка на основную публикацию