Конфликт в пьесе Горького На дне сочинение

Сочинение Конфликты в пьесе На дне Горького

Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения, время беспощадно бежит и с каждым поколение можно услышать свои мнения по воду данного произведения.

Современное время диктует свои правила, но все же, актуальна ли данная пьеса сегодня? Можно сказать, что, безусловно, да. Независимо от того каких вершин добилось человечество, какие технологии теперь придуманы, какой образ жизни теперь преобладает, всегда будет присутствовать «дно». А на «дне» всегда будут люди, который по каким-то причинам оказались в нем, а выбраться не могут или не хотят.

В пьесе Горького описывается отвратительная, грязная ночлежка, которая стала пристанищем для некоторых людей. Люди разные и кто-то был уважаемым человеком, кто-то был семейный человек, но в жизни пошло что-то не так и все – «дно». Но прежде всего это люди, которые также строят планы, о чем-то думают, на что-то надеются. У каждого есть своя история, которая привела этих людей в ночлежку, но каждому просто плевать на другого человека.

Слои общества, которые относятся к успешным людям, считают людей «дна» недостойными людьми, они брезгуют этими людьми. Отношение как к животным, люди с верхов считают, что ночлежка для низших слоев общества, это то, что они заслуживают.

Проблема социального конфликта становится более ясной, когда приходит понимание того, что люди ничем не отличаются друг от друга. Нет разницы между светскими людьми, и теми людьми кто упал на «дно». Эти люди также переживают любовные чувства, злобу, лицемерие, зависть. Если представить этих людей в дорогой и чистой одежде, то чем не дворяне?

Веры на лучшее нет. Эти люди смирились, и у них уже нет желания что-то изменить. Стоит только оказаться на «дне», то для остальных людей сразу становишься отбросом общества. Словно таракан, которого каждый хочет раздавить или крыса, которая несет заразу. Суть в том, что под грязной и рваной одеждой никто не пытается рассмотреть душу человека.

В обществе такого характера, у тех, кто упал на «дно» просто нет шансов, выбраться не удастся. Социальный конфликт в этом и заключается.

Конфликты в пьесе Горького На дне

Максим Горький – один из крупнейших русских писателей и драматургов 20 века. Его рассказы, романы и пьесы всегда были наполнены глубоким философским подтекстом и острым социальным посылом. Это правило не обошло стороной и его наверное самую знаменитою пьесу “На дне”. Пьеса “На дне” является эталонным представителем такого жанра, как общественно-философская драма. Горький написал её в 1902 году с целью предоставить искушённому читателю настоящие дно жизни.

В этой пьесе, можно выделить несколько типов конфликта. Людской конфликт или можно назвать его бытовой. Главным примером такого типа конфликта служат любовные перепитии между Васькой Пеплом, Наташей и её сестрой Василисой Костылёвой. Суть конфликта в том, что Василиса жената на Костылёве – содержателе ночлежки. Жената она не по любви, а по расчёту. Да и,по правде сказать, глубоко ненавидит мужа, по этой причине она ищет утешения у Васьки Пепла. Но Василиса крайне бездушная девушка, она ревнует Пепла к своей сестре Натальи. И методы её борьбы за Ваську Пепла, просто ужасны: она избивает и психологически давит на Наталью. Васька открыто ей говорит, что никогда не любил её. И Васька уходит к Наташе. Василиса озверев от своего поражения, начинает избивать Наташу с новой силой и ещё большей яростью. Однажды, когда семья Костылёвых в который раз жестоко избивала Наташу, Пепел заступился за возлюбленною и убил хозяина ночлежки. На что Василиса сразу отреагировала дачей показаний против Пепла, хотя Василисе только это и нужно было, ведь теперь вся ночлежка досталось ей. Она даже раньше пыталась уговорить Ваську сделать это. В итоге Васька и попал в тюрьму, а Наташа в больницу.

Также можно выделить конфликт между Настей и другими постояльцами ночлежки. Над Настей все смеются и издеваются, так как она, являясь дамой “легкого поведения”, питает огромную страсть к любовным романам и грезит о чистой любви с каким-нибудь “Раулем”, который сможет её вытащить из этого социального дна. Но все её сожители откровенно смеются над её мечтами и вечно дразнят её.

Этими конфликтами автор показывает нам, что даже будучи в таком незавидном положении можно сохранить чистоту души как Настя. И в то же время, находясь в положении социального бедствия, многие люди теряют своё человеческое лицо и морально скудеют, как Василиса.

Ещё одним родом конфликта, можно назвать конфликт философский. Самый важный конфликт в пьесе происходит между Сатиным и Лукой. Этот конфликт не явный, прямого соперничества между этими персонажами нет, тем не менее данный конфликт проносится вихрем сквозь всю пьесу. А конфликт заключается в насущном вопросе “Что лучше: горькая правда или сладкая ложь”? Лука в этом споре отстаивает позиции сладкой лжи. Лука считает, что человеку нужно утешение, чтобы он духом не упал. Ведь, ложь может быть во блага и подавать надежду в трудной ситуации. Но Сатин категорически против жалости. Он думает, что человек не нуждается в сострадание. Что человек выше сострадания. В самой пьесе не даётся точного ответа, а читателю предоставляется возможность самому принять решение на чьей он стороне: Луки или Сатина.

Также на протяжение всей пьесы прослеживается ярко выраженный конфликт людей с обществом. К примеру Сатин, ведь он не глуп и вполне мог бы вести образ жизни обычного человека, но он намеренно противопоставляет себя обществу. Или конфликт людей внутри себя. Такой конфликт у Актёра более заметен чем у других. Актёр не может справиться со своей алкогольной зависимостью. Его творческая душа хочет отказаться от этого “яда”, но тело не может. В конце пьесы Актёр повесился.

Также читают:

Картинка к сочинению Конфликты в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Главными действующими лицами комедии Николая Гоголя «Ревизор» являются чиновники. С помощью смеха и сатиры автор показывает пороки служащих, которые были типичны для того времени.

По поводу литературной классификации произведения существуют разные мнения. Ряд литературоведов в разное время относили произведение Горького к романтизму

Читая поэму, познакомились с образами этого замечательного произведения, образцом древнерусской литературы.

А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течении трех лет (с 1833 по 1836 год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое мечта, и, что такое реальность. Существуют ли границы между двумя этими понятиями, либо они неразрывно связаны друг с другом.

Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький Максим)

Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение «человека и народа», отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности. Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе «На дне», которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы). Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники – Сатин). Именно внутренний конфликт становится основой драматургического действия. Основан этот конфликт на философских рассуждениях обитателей ночлежки о Человеке и его возможностях.

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете. Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть «дрянных мошек с кишками», каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа. Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле. Авторские размышления о сущности Человека, об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на «дне», люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается «один голый человек», такой, какой он есть. Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их «философами поневоле», эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем. Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу. В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Читайте также:  Анализ повести Гоголя Вий

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле. Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества. Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей. Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям. Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится. Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке. Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни. Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения. Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука. Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство. Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

В этом заключается основной нравственный смысл пьесы. Порой жизнь бывает жестока к людям, вынуждая их подчиняться и терпеть унижение. Но изначально человек создан был высоким и гордым существом. Только ему по силам изменить мир к лучшему.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3913

Конфликт в пьесе М.Горького «На дне»

В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.

Но своеобразие пьесы в том, что не любовный сюжет является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.

На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.

Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.

Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»

Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.

Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:

  • Сатин — после тюрьмы,
  • Актер спился,
  • Клещ из-за болезни жены,
  • Барон разорился,
  • Пепел потому, что он потомственный вор.

Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.

По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:

(«Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди лишние…»),

  • Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
  • Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).

Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее ( Наташа, Пепел, Актер).

Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.

Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще

один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.

Гуманитарная составляющая конфликта пьесы Горького

Лука — один из центральных персонажей, с его появлением в ночлежке начинаются внутренние изменения. По мнению автора, этот персонаж — скорее отрицательный

(«изуверство добродетели», «лукавый старец»).

Лука жалеет человека: он утешает умирающую Анну, он говорит Пеплу о замечательной жизни в Сибири, где можно часть все сначала, он говорит Актеру о лечебницах, где можно вылечиться от алкоголизма. Сам Горький уверен, что

«не жалеть человека надо». Писатель считает , что «жалость унижает человека».

Однако именно Лука действует на людей, именно он заставляет их по-новому взглянуть на свое положение. Именно он до последней минуты остается у постели умирающей Анны. Следовательно, довольно однозначное отношение автора к персонажу не делает образ Луки однозначным, а задает его многомерность.

Сатин выделяется среди других и своим отношением к жизни и своими высказываниями о ней. Его монологи о человеке и правде — кредо Горького. Неоднозначен образ этого героя. Его можно рассмотреть, как человека, провоцирующего, например, Пепла на убийство Костылева. Человека, который сознательно отказывается что-либо делать, монологи которого входят в противоречие с его поведением. Но можно рассмотреть его позицию с точки зрения философии стоиков: он сознательно отказывается от работы на это общество, которое вышвырнуло его на обочину жизни, он презирает его

(» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?… Человек — выше! Человек выше сытости!»).

Таким образом, и Сатин не однозначен в произведении.

Конфликт пьесы «На дне» между состраданием и правдой формально разрешен в пользу правды: утешения Луки не сделали жизнь обитателей ночлежки лучше (кончает жизнь самоубийством Актер, Пепел попадает в тюрьму, Наташа — в больницу, сам Лука исчезает). Человек должен знать правду о себе, говорит Горький, тогда он может изменить эту жизнь. Но вопрос, поставленный писателем, остается вопросом, так как образы героев не дают однозначного решения, поэтому пьеса и не потеряла своей актуальности.

Конфликт же между обитателями ночлежки и действительностью тоже неоднозначно решен. С одной стороны, как уже говорилось, само отношение людей определяет их состояние, их жизненный путь. С другой стороны, хозяева жизни (Костылев и Василиса) — это тот тип эксплуататоров, которые чужды человечности, их помыслы направлены на наживу, им выгоден существующий строй. В образах Костылевых Горький осуждает существующий строй. Недаром современники принимают пьесу как призыв к изменению существующего строя. Таким образом, по Горькому, надо изменить жизнь — тогда изменится человек. Разрешение конфликта между обитателями ночлежки и действительностью вынесено автором за пределы произведения.

Необычный для своего времени сюжет (жизнь ночлежки) и общечеловеческий конфликт в пьесе «На дне» при однозначной и определенной позиции автора дают неоднозначную трактовку произведения и делают его актуальным для любого времени.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Cочинение «Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне»»

Драматургия М. Горького занимает особое место в русской драме. В начале XX века Горький обратился к театру и стал продолжателем традиций русской драматургии XIX века. Он считал, что основная цель драмы заключается в изображении «человека и народа», влияния судьбы на формирование человеческой личности. В то же время драматургия Горького тяготеет к жанру философской драмы. Особенно ярко эти черты драматургии Горького отразились в его второй пьесе «На дне», написанной в 1902 году.

В этой пьесе Горький постарался соединить реальные человеческие судьбы и отвлеченные философские понятия. Поэтому за внешним конфликтом пьесы про-слеживается внутренний конфликт, который и является основным в действии, позволяет более глубоко понять характеры героев, а также помогает автору раскрыть основной смысл пьесы. Внешний конфликт связан с любовным треугольником (Пепел — Наташа — Костылевы). Но это лишь фон для развития внутреннего действия, основанного на философском конфликте (Сатин — Лука — ночлежники). Именно внутренний конфликт оказывается основой драматургического действия. И этот конфликт во многом основан на раздумьях ночлежников о Человеке. Почему же именно эта тема так трогала Горького?

Читайте также:  Анализ произведения Куприна Белый пудель

Писателя глубоко волновали мысли о том, кто такой Человек и каким он должен быть. В своем письме к Чехову он заметил: «Нужно быть извергом добродетели, чтобы любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы. И тем не менее все-таки жалко людей». И в то же время в Горьком жила неистребимая вера в человека, в силу его духа. «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все». Размышления о человеке, о его сущности, о духе и нравственности человека и легли в основу внутреннего конфликта пьесы «На дне».

В пьесе запечатлено, пусть частичное, несмелое, пробуждение человеческой души. Бойкий на слово Бубнов выявляет общую особенность, говоря о себе и других ночлежниках: «. все слиняло, один голый человек остался». Может, именно в силу своей «облинялости» босяки тяготеют к каким-то общим понятиям. Автор пишет о «философах поневоле», о несчастных людях, в которых еще жива мечта на более светлое будущее. Трудом хочет добиться успеха Клещ, Настя ищет спасения в любви, Анна обращается к Богу, Наташа ждет героя. В неловких суждениях босяков заключены ответы на сложнейшие вопросы о природе человека о его горькой судьбе с наивными надеждами на радость.
В пьесе есть и другой тип героев. Бубнов, Сатин, Барон смирились со своим положением шулеров, равнодушны к преступлениям. Но именно они глубоко судят о жизни и бессознательно тоскуют по воле и правде. В них заключен природный ум, обреченный на бездействие.
Начало внутреннего действия начинается с появлением в конце II акта старца Луки. Лука — незаурядная личность, он умен, у него громадный опыт и острый интерес к людям: «Понять хочется дела человеческие». При этом он хорошо видит не только заблуждения, но и светлые стороны человечества: «Люди-то? Они — найдутся! Они придумают! Помогать только им надо, уважать надо». Такова позиция Луки. Но он пассивно ждет блага, равнодушно взирая на конкретные несчастья. Он готов принять любой вариант жизни и приспособиться к нему. Помощь, которую он оказывает некоторым ночлежникам, также является своего рода прилаживанием к их нуждам. Краткие диалоги Луки с босяками, переплетаются, повторяются и придают пьесе напряженное внутреннее движение, растут призрачные надежды людей. Но когда происходит крушение их иллюзий, старик просто незаметно исчезает.

Но последнее действие раскрывает все последствия пережитого, так как, по выражению Сатина, Лука «проквасил нам сожителей». Именно брожение ленивых мыслей босяков больше всего и интересует Горького. Поэтому в последнем действии с особой силой и поднимается вопрос о Человеке. Нельзя, конечно, сказать, что в последнем акте герои становятся другими. Просто они все представлены в момент краткого болезненного раздумья, которое, однако, ничего не изменит в их жизни. Но это ни в коем случае не снижает значения их слов, так как они давно копились в их душе. Особенно это относится к словам Сатина о Человеке.

Сатин верно расценил примирение Луки с сущим, но сделал противоположные выводы: «Все — в Человеке, все для Человека! Существует только “Человек, все же остальное — дело его рук и его мозга». 14 хотя для Сатина все его сожители «тупы, как кирпичи», он отстаивает их возможности и человеческое достоинство.

Речь Сатина о Человеке — это гимн человеческим возможностям. Спасительная ложь лишь усугубляет иллюзии, а жизнь все равно вытащит наружу отвратительную правду, которая станет еще невыносимее и страшнее. Поэтому, по мнению Сатина, нельзя жить ложью и прошлым. Против сострадательного гуманизма Луки Сатин выдвигает свою правду о Человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью». Он осуждает утешительную ложь Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — Бог свободного человека». При этом Сатин понимает, что эти слова относятся не к конкретны обитателям ночлежки, так как они не способны бороться за себя и свое достоинство. Для него Человек — это все люди на земле.

В этом и заключается основной гуманистический нравственный смысл пьесы. Жизнь порой бывает так жестока к человеку, что заставляет его унижаться и подчиняться. Но изначально человек был создан как высокое и гордое создание. Именно ему под силу изменить мир.

«Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне»»

Драматургия М. Горького занимает особое место в русской драме. В начале XX века Горький обратился к театру и стал продолжателем традиций русской драматургии XIX века. Он считал, что основная цель драмы заключается в изображении «человека и народа», влияния судьбы на формирование человеческой личности. В то же время драматургия Горького тяготеет к жанру философской драмы. Особенно ярко эти черты драматургии Горького отразились в его второй пьесе «На дне», написанной в 1902 году.

В этой пьесе Горький постарался соединить реальные человеческие судьбы и отвлеченные философские понятия. Поэтому за внешним конфликтом пьесы про-слеживается внутренний конфликт, который и является основным в действии, позволяет более глубоко понять характеры героев, а также помогает автору раскрыть основной смысл пьесы. Внешний конфликт связан с любовным треугольником (Пепел — Наташа — Костылевы). Но это лишь фон для развития внутреннего действия, основанного на философском конфликте (Сатин — Лука — ночлежники). Именно внутренний конфликт оказывается основой драматургического действия. И этот конфликт во многом основан на раздумьях ночлежников о Человеке. Почему же именно эта тема так трогала Горького?

Писателя глубоко волновали мысли о том, кто такой Человек и каким он должен быть. В своем письме к Чехову он заметил: «Нужно быть извергом добродетели, чтобы любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы. И тем не менее все-таки жалко людей». И в то же время в Горьком жила неистребимая вера в человека, в силу его духа. «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все». Размышления о человеке, о его сущности, о духе и нравственности человека и легли в основу внутреннего конфликта пьесы «На дне».

В пьесе запечатлено, пусть частичное, несмелое, пробуждение человеческой души. Бойкий на слово Бубнов выявляет общую особенность, говоря о себе и других ночлежниках: «. все слиняло, один голый человек остался». Может, именно в силу своей «облинялости» босяки тяготеют к каким-то общим понятиям. Автор пишет о «философах поневоле», о несчастных людях, в которых еще жива мечта на более светлое будущее. Трудом хочет добиться успеха Клещ, Настя ищет спасения в любви, Анна обращается к Богу, Наташа ждет героя. В неловких суждениях босяков заключены ответы на сложнейшие вопросы о природе человека о его горькой судьбе с наивными надеждами на радость.
В пьесе есть и другой тип героев. Бубнов, Сатин, Барон смирились со своим положением шулеров, равнодушны к преступлениям. Но именно они глубоко судят о жизни и бессознательно тоскуют по воле и правде. В них заключен природный ум, обреченный на бездействие.
Начало внутреннего действия начинается с появлением в конце II акта старца Луки. Лука — незаурядная личность, он умен, у него громадный опыт и острый интерес к людям: «Понять хочется дела человеческие». При этом он хорошо видит не только заблуждения, но и светлые стороны человечества: «Люди-то? Они — найдутся! Они придумают! Помогать только им надо, уважать надо». Такова позиция Луки. Но он пассивно ждет блага, равнодушно взирая на конкретные несчастья. Он готов принять любой вариант жизни и приспособиться к нему. Помощь, которую он оказывает некоторым ночлежникам, также является своего рода прилаживанием к их нуждам. Краткие диалоги Луки с босяками, переплетаются, повторяются и придают пьесе напряженное внутреннее движение, растут призрачные надежды людей. Но когда происходит крушение их иллюзий, старик просто незаметно исчезает.

Но последнее действие раскрывает все последствия пережитого, так как, по выражению Сатина, Лука «проквасил нам сожителей». Именно брожение ленивых мыслей босяков больше всего и интересует Горького. Поэтому в последнем действии с особой силой и поднимается вопрос о Человеке. Нельзя, конечно, сказать, что в последнем акте герои становятся другими. Просто они все представлены в момент краткого болезненного раздумья, которое, однако, ничего не изменит в их жизни. Но это ни в коем случае не снижает значения их слов, так как они давно копились в их душе. Особенно это относится к словам Сатина о Человеке.

Сатин верно расценил примирение Луки с сущим, но сделал противоположные выводы: «Все — в Человеке, все для Человека! Существует только “Человек, все же остальное — дело его рук и его мозга». 14 хотя для Сатина все его сожители «тупы, как кирпичи», он отстаивает их возможности и человеческое достоинство.

Речь Сатина о Человеке — это гимн человеческим возможностям. Спасительная ложь лишь усугубляет иллюзии, а жизнь все равно вытащит наружу отвратительную правду, которая станет еще невыносимее и страшнее. Поэтому, по мнению Сатина, нельзя жить ложью и прошлым. Против сострадательного гуманизма Луки Сатин выдвигает свою правду о Человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью». Он осуждает утешительную ложь Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — Бог свободного человека». При этом Сатин понимает, что эти слова относятся не к конкретны обитателям ночлежки, так как они не способны бороться за себя и свое достоинство. Для него Человек — это все люди на земле.

Читайте также:  Анализ произведения Шолохова Поднятая целина

В этом и заключается основной гуманистический нравственный смысл пьесы. Жизнь порой бывает так жестока к человеку, что заставляет его унижаться и подчиняться. Но изначально человек был создан как высокое и гордое создание. Именно ему под силу изменить мир.

Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.

Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, но она до сих пор так и не сходит со сцены и обошла крупнейшие театры мира. Пьеса остро ставит соци­альные проблемы, коими чрезвычайно богата была современная драматургу действительность. М. Горь­кий, продолжая чеховские традиции, изображает жизнь в ее повседневном течении. Великий драматург глубоко переживал унижение человеческой личности и ее распад. В пьесе «На дне» он изобразил жизнь так называемых босяков, населяющих костылевскую ночлежку. Ночлежка похожа на пещеру, на тюрьму. Здесь нашли свой приют старые и молодые, мужчины и женщины, здоровые и больные. Все они живут вместе.

Социальный конфликт пьесы неоднозначен. Во-первых, это конфликт между жителями ночлежки и ее хозяевами, четой Костылевых. Во-вторых, это со­циальный конфликт каждого из героев, в результате которого тот и оказался «на дне».

Итак, нищие, потерявшие свое «я» в жизни нашли для себя угол в названной ночлежке. Кто же такие ее хозяева и почему взаимоотношения их с «квартиран­тами» столь напряженны?

Пятидесятичетырехлетний Михаил Костылев но­сит маску добродетеля и, прикрываясь лицемерием, сдирает с нищих последние гроши. Смягчить его ни­кто и ничто не в силах, а потому и отзывы ночлежников о нем отнюдь не лестны. «Шельма ты, старец,— говорят они,— Кто тебя — кроме черта — любит. Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». Жажда стяжательства, жестокосердие отличают Костылева.

Его жена не во многом уступает мужу. Она злая, жестокая с презрением относится к обитателям ноч­лежки. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — удив­ляются окружающие. Даже в любви, в самом светлом и красивом чувстве Василиса проявляет себя не луч­шим образом. Она любит вора, Ваську Пепла, и ревну­ет его к своей сестре Наташе. Костылева мстительна, она постоянно мучает Наташу. Василиса «. баба — лютая», ее не трогает то, что Наташа абсолютно бес­правна, что она полностью зависит от сестры. «Ах, баба. гадюка ядовитая»,— справедливо говорят о ней. В ненависти и злости муж ей хороший помощ­ник. Он «Наташку теснит, измывается над ней, ни­щая, говорит! И для всех он — яд. ».

Наташа, в отличие от сестры, «славная девка», «де­вица строгая, хорошая, надежный человек», и при­теснение ее, конечно, несправедливо. Рисуя судьбу Наташи, драматург подчеркивает, что разность соци­ального положения позволяет одному человеку уни­жать и оскорблять другого.

Васька Пепел о себе говорит: «Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын». Этим живет Пепел, этим промышляет, ничему друго­му он родителями не научен, поэтому и обитает «на дне». Василиса способствует процветанию ремесла Пепла — она скупает у него краденое.

Помощь и опора Костылевым в их грязных делиш­ках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупот­ребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.

Кому же еще так яростно противостоят Костылевы, кого они пытаются унизить и задавить своей властью? Живет у Костылевых Анна, большая «терпеливица». Она смертельно больна. Это добрый и несчастный человек. Ее муж, Клещ — слесарь с малых лет — толь­ко и мечтает о смерти жены, чтобы побыстрее поки­нуть ночлежку. Он всю жизнь Анну бил, нет у него к ней сочувствия и теперь. Босяки удивляются Анне: «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?». Нече­го ей на это сказать, кроме горьких слов признания: «Побои. обиды. ничего кроме — не видела я. ниче­го не видела!». «Жена твоя зачахла от твоего злодей­ства»,— упрекают Клеща ночлежники, но едва ли до него уже можно достучаться. Думая о прежней жиз­ни, Анна не находит в ней ничего утешительного. Она не помнит, когда сыта была, когда надевала на себя что-либо, кроме отрепьев. Суровой жизнью раздавле­на судьба этой обездоленной женщины.

Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный чест­ный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу. Сначала он даже презрительно от­носился к ночлежникам, считая себя выше их, дос­тойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие. Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.

Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в пол­ной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах ка­заться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.

Проститутка Настя мучается от насмешек ночлеж­ников. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — иронич­но кричат они ей вслед. Вынужденная ради куска хле­ба продавать свое тело, эта молодая девушка верит в существование роковой любви, читает любовные ро­маны и воображает себя их героиней. Это единствен­ное, что согревает ее изнутри, что придает ее жалкому существованию хоть какой-то смысл. У Насти нико­гда не было ни родителей, ни семьи, не знала и не зна­ет она ни настоящего тепла, ни ласки, ни заботы.

Обитает у Костылевых и Бубнов, бывший скорняк. «Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я. » — говорит он, вспоминая прошлую жизнь. Узнав об измене жены, Бубнов хотел убить ее, но вовремя спохватился и, не предприняв ничего, по­шел в ночлежку.

Пожалуй, самым страшным и резким было паде­ние на дно Барона, опустившегося дворянина и быв­шего чиновника в казенной палате. Ночлежники го­ворят Барону: «. было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал». Да, наверное, было, а те­перь он лежит с ними на соседних нарах. Безутешно вспоминает Барон свое прошлое: «при Николае Пер­вом дед мой, Густав Дебиль. занимал высокий пост-Богатство. сотни крепостных., лошади. повара. ». Сытая жизнь и сейчас в Бароне дает о себе знать: он высокомерно разговаривает с Лукой, резко высказы­вается о других ночлежниках.

Актер, некогда ведавший звук аплодисментов и имевший, наверное, поклонников, спился и тоже по­пал к Костылевым. Он опустился до того, что забыл свое любимое стихотворение. А ведь когда-то он отли­чался великолепной памятью, в чем он сам признается ночлежникам. Причину своего беспамятства Ак­тер не скрывает. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня. была хорошая па­мять»,— говорит он.

Попавшие к Костылевым принадлежат к разным слоям общества, но их сближает общая судьба, участь отщепенцев общества. Все они равны в своей нищете и полном бесправии. Самое страшное, что никому не удается выбраться из ночлежки, потому что так уст­роена окружающая босяков жизнь и потому что сами ночлежники лишены чувства социального бунтарст­ва. Настоящее ночлежников беспросветно, пусто, ужасно, а будущего у них нет. Все лучшее, если оно, конечно, было у обитателей «дна», в прошлом, а «в ка­рете прошлого — никуда не уедешь». Живя в ночлеж­ке, бывшие работяги, дворяне, артисты меняются. В их речи уже по-хозяйски себя чувствуют бранные и жаргонные выражения. И удел ночлежников — ка­титься все дальше и дальше вниз. Унизительно низ­кий уровень жизни разрушает человеческую лич­ность, раздавливая ее своим прессом и порождая не только социальные, но и нравственные проблемы.

На миг освещает светом надежды жизнь Костылевской ночлежки внезапно появившийся и так же вне­запно ушедший странник Лука. Но ни у кого из бося­ков не находится сил, чтобы, воспрянув, начать борьбу за свое «я», за возвращение к нормальному человече­скому существованию. Актер, трезво посмотрев на жизнь, кончает ее самоубийством, Пепел попадает в тюрьму и остальных нищих ждет не лучшая участь.

Горький, создавая пьесу, стремился обратить вни­мание современного ему общества на то, как остро сто­ят в нем социальные проблемы, как в нем унижен и бесправен порой человек. Драматург подчеркивал, что жизнь требует коренных изменений, что только после них слово «человек» зазвучит действительно гордо.

Ссылка на основную публикацию