Образ и характеристика Лебедева в романе Идиот Достоевского
Лебедев Лукьян Тимофеевич – мелкий чиновник из известного романа Достоевского «Идиот». Сперва он присоединился к обществу разбогатевшего Парфена Рогожина, после обозначает себя хозяином дачи в Павловске. К слову говоря, позже князь Мышкин находит там себе уютное место обитания. Личность Лебедева достаточно интересна для большинства чтецов. Внимание многих читателей приковывается к этому интересному персонажу.
Автор, который выразился весьма прозаично, назвав героя в своих черновиках «гениальной фигурой», благоволил к нему, что в романе несомненно ощущается. Будто он вырисован с теплой улыбкой. Достоевский своим произведением словно пытается сказать о том, что если бы он кем-то и хотел бы стать, то Лебедевым. Автор выражает героя персонажем, который всегда в курсе всех событий в светской жизни общества. Лебедев всегда знал о различных домыслах и сплетнях элиты, что преображает чиновника в нужную персону для многих светских представителей. Он из того типа людей, которые восхищаются сильными и независимыми личностями мира сего. Такие люди различными способами стараются заполучить их расположение и снисхождение. Из этого следует его усердное заискивание с Епанчиными и преследование за пренебрегавшим его Парфеном Рогожиным.
Когда князь вернулся из Швейцарии, Лебедев был одним из первых, кто с ним познакомился. Судьба распорядилась так, что он оказался его попутчиком в вагоне одного и того же поезда. Герою льстит тот факт, что Лев Николаевич Мышкин не отказался остановиться в Павловске на его даче. Лебедев довольно часто злоупотреблял алкоголем и любил выпить, что было ясно из многих сцен романа, где он появлялся в пьяном и растрепанном виде. Из сего следует, что выглядел он на свои сорок лет, неряшливо одет, с красным носом и весьма угрюмым выражением лица.
Немного позже выясняется, что у героя довольно большая семья. У него есть три дочери и пятнадцатилетний сын, который обучается в гимназии по имени Костя. Старшей дочери Вере двадцать лет. Она очень милая и доброжелательная девушка, располагающая к себе людей. Средней дочери Тане тринадцать лет, а младшая дочь совсем еще грудная. Маленькую Любу, за которой теперь заботится и ухаживает старшая сестра, оставила умершая при родах мать Елена.
К великому сожалению, судьба Лебедева оборачивается довольно обыденно и скучно. Впрочем, как и части других персонажей произведения. У главных героев, напротив, кипят чувства и эмоции, а Лебедев и ему подобные просто-напросто плывут по течению, и Достоевскому, к слову, нечего даже изложить о них. Но, несмотря на это все, жаль, что Лебедев так и не изменился и живет абсолютно по-прежнему.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Лебедева в романе Идиот
Популярные сегодня темы
В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей
Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.
Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства
Одним из выдающихся произведений культуры древней Руси является поэма “Слово о полку Игореве”. Благодаря ему мы видим события, того далёкого времени, мысли и деяния живших в ту эпоху людей.
Главные герои романа Булгакова Мастер и Маргарита, это по большей части, повествующие персонажи о нахождении дьявола в городе Москва. Этими героями в романе являются: Воланд, Иван Бездомный, Мастер и сама Маргарита
«Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот»»
Оригинальный, исключительный талант ставит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. «Гениальность Достоевского неоспорима, — писал Горький, — по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Произведения писателя — замечательного художника слова — неизменно задевают за живое, учат состраданию, сердечности и душевной чуткости.
В романе «Идиот» (1869) Достоевский пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности и бесчеловечности окружающего общества. В одном из писем Достоевский признавался, что его «давно уже мучила… идея… изобразить вполне прекрасного человека», идея «старинная и любимая», и добавляет: « Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…»
Эта трудная задача была разрешена писателем не до конца: ведь таким «вполне прекрасным человеком» Достоевский делает душевнобольного князя Мышкина — человека, который, благодаря особенностям своей психики, стоит вне обычных норм и представлений. лавным героем романа является «обновленный Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно-прекрасного» идеала. Князь Мышкин — «князь Христос», выросший вдали от общества, чуждый его сословно-загадочных страстей и интересов, человек исключительного душевного бескорыстия, красоты и гуманности, предощущающий радостную гармонию, ожидающую человечество в будущем. Как и его евангельский прообраз, Мышкин гибнет в борьбе неудовлетворенных эгоистических интересов и страстей, волнующих современное общество. Конечно, Мышкин — не Христос, а смертный человек, но из числа тех, избранных, кто напряженным духовным усилием сумел приблизиться к этому сияющему идеалу, кто глубоко носит его в своем сердце.
Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, «дисгармоничным» героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят его нравственно выше окружающих людей и делают судьей и утешителем. Тем самым Мышкин выступает не столько в роли социального реформатора, сколько в роли нового Христа. Мышкин сам перенес много страданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он гораздо острее воспринимает страдания других. Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям делали его неоспоримым авторитетом не только для измученной, потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны, но даже и для таких людей, как самовлюбленный и пустой генерал Епанчин или смятенный и ожесточенный купец Рогожин. Во имя спасения Настасьи Филипповны Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем и честью любимой девушки, самоотверженно борется против несправедливости, стремится облегчить страдания других людей.
Образ главного героя оказался для Достоевского « ужасно труден ». Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Он видит портрет женщины, лицо которой было прекрасно, но в то же время отражало внутреннее страдание. Это — Настасья Филипповна, глубокая и страстная натура, человек с «пронзительным» и раненым сердцем. Она поставлена в ложное положение Тоцким, у которого находилась на содержании, ею теперь торгуют, как вещью. Князь Мышкин появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим напускным цинизмом.
Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — всеобщая «разъединенность». «Богатства больше, но силы меньше, — говорит Лебедев, — связующей мысли не стало». Князь Мышкин хочет внести «связующую мысль», но это ему не удается, он достигает обратного эффекта. Желая примирить, он разъединяет всех своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна от мечты о чистой и праведной жизни переходит к страданию от невозможности ее осуществить и сама погружает себя в цинизм. Рогожин то великодушен, то мрачен, то братается с князем, то хочет его убить. Ганя Иволгин то стремится жениться на Настасье Филипповне ради денег, то находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, его сердце обретает способность сжаться от сочувствия душе другого человека, которого довели «до судорог».
Герои романа, соприкасаясь с князем Мышкиным, обнаруживают те высокие качества, которые когда-то были в них, но оказались загубленными жизнью. Глубоко проникая в душу каждого из окружающих и видя там своим взглядом ясновидящего знакомую ему по собственному опыту нравственную борьбу между добром и злом, князь стремится подавить скрытые эгоистические страсти в душе других персонажей, способствовать победе светлых чувств и побуждений.
Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но удается пробудить душу девушки, полюбившей его. Дочь генерала Епанчина, Аглая, благодаря князю Мышкину поняла то неосознанное, что наполняло ее беспокойством, делало капризной, своенравной и неуживчивой. Это было стихийное стремление к идеалу, к осмыслению жизни. Она полюбила Мышкина, потому что он — «серьезный» Дон Кихот. Девушка отнесла своему избраннику балладу Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…»: «В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, поверить ему, а поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается… Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги».
И все-таки сам Мышкин никого не спасает и вновь впадает в безумие. Жертвой дикой ревности Рогожина гибнет Настасья Филипповна, унижена и разбита жизнь Аглаи и всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Достоевский показал бессилие христианского непротивления злу, неустранимость социальной несправедливости и человеческих страданий путем проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования. Во всем облике Мышкина при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте сохраняется что-то житийное, далекое от реальной жизни, психически болезненное. В столкновении добра с миром грязных и подлых представителей людей положительный герой терпит поражение. Чудовищное убийство Рогожиным Настасьи Филипповны, безумие князя завершают картину мрачного торжества злых и бесчеловечных сил над попытками утвердить прекрасное, человечное начало.
В романе неспроста высказывается мысль, что «рай — вещь трудная». Христианское добро и милосердие князя действительно обостряют противоречия в захваченных эгоизмом душах людей, но обострение противоречий свидетельствует, что их души к такому добру неравнодушны. Прежде чем добро восторжествует, неизбежна напряженная и даже трагическая борьба добра со злом в сознании людей. И духовная смерть Мышкина наступает только тогда, когда он в меру своих сил и возможностей отдал себя людям целиком, заронив в их сердца семена добра. Только путем страдания добудет человечество внутренний свет христианского идеала. Вот любимые слова Достоевского из Евангелия: «Истинно, истинно глаголю вам, пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Салтыков-Щедрин высоко оценил желание Достоевского создать в «Идиоте» образ прекрасного человека, видя в этом «попытку изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия». Однако Достоевский не смог решить проблему положительного героя — его герой, «идиот», душевнобольной человек, оказался неспособным разрешить и примирить острые и жестокие противоречия жизни. Но как художник и мыслитель Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показал страшный, бесчеловечный характер буржуазно-дворянского общества, раздираемого корыстью, честолюбием и чудовищным эгоизмом.
В заметках к роману Достоевский сформулировал его основную мысль: «…жажда красоты и идеала и в то же время неверие в него или вера, но нет любви к нему ». Роман писателя был высоко оценен прогрессивной критикой. М. Е. Салтыков-Щедрин писал, что в этом романе Достоевский «вступил в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества».
Сочинение: Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского Идиот.
Название: Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского Идиот. Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 07:41:01 02 марта 2011 Похожие работы Просмотров: 6 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |