Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Левий Матвей – характеристика персонажа из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Он представлен последователем и учеником Иешуа Га-Ноцри, помогает реалистично раскрыться образу бродяги и философа, других персонажей, представленных автором. Характеристика Левия Матвея ярко раскрывает его внутренний мир и отношение к учителю, обществу.

Жизнь до знакомства с Га-Ноцри

Еще до встречи с Иешуа Левий занимал должность сборщика податей. Подобную работу нельзя было назвать простой, поскольку люди неуважительно относились к таким личностям, приравнивали их к грешникам. К окружающему злу герой уже привык и считал его нормой. При встрече с Га-Ноцри он проявляет пренебрежение, называя странника собакой. В ответ на оскорбление Иешуа не обиделся, и добродушно относя к Левию. Ему каким-то чудом, простыми, но наполненными смыслом речами, удалось в корне изменить мировоззрение героя.

Постепенно сборщик податей начал смягчаться, а в один прекрасный момент бросил работу, связанную с деньгами, и согласился путешествовать с Га-Ноцри. Образ Леви хорошо просматривается в описании внешности. В романе автор неоднократно указывает на то, что он является нищим. Но это не является резким поворотом судьбы, а представлено добровольным отказом от денег и человеческих благ.

В одной из сцен персонаж бросает серебряники на дорогу и заявляет, что они стали ему ненавистны. Он даже отказался от предложения работать библиотеке, поступившего от Понтия Пилата.

Отношения с учителем

Левий Матвей вполне серьезно считает себя единственным и преданным учеником Иешуа. Он повсюду следует за учителем, пытается все его мысли и высказывания подробно записывать, но из-за малообразованности это не совсем правильно получается. Га-Ноцри в одном из эпизодов произведения рассказывает, что его наставник все неверно излагает пером. Он повсюду за ним ходит с пергаментом в руках и что-то пишет.

В один прекрасный момент учитель посмотрел на отметки и пришел в ужас. Все, о чем там шла речь, он даже приблизительно не проповедовал. Он попросил бывшего сборщика податей сжечь пергамент, но тот его выхватил и убежал.

Далее в повествовании четко видно, что Понтий Пилат и тот понимает, что Левию далеко до истины, которую пытался нести людям Иешуа. Он с уверенностью заявляет герою, что он не смог ничего усвоить из того, что ему пытался поведать учитель. Неизгладимый отпечаток в душе Левия Матвея оставила казнь Га-Ноцри. На его глазах произошла гибель великого учителя, тело которого впоследствии ученик снимал своими руками со столбов, присутствовал на церемонии погребения.

С этого момента Матвей преследует единственную цель, которая заключается в мести Иуде.

Этот человек предал учителя, что послужило причиной смерти последнего. Герой заявлял, что зарежет изменника, даже если этому делу придется посвятить остаток жизни.

Смысл образа

Персонаж ассоциируется с евангельским Матфеем, которому удалось создать много заметок, касающихся Иисуса Христа. Именно Левию Матвею в «Мастере и Маргарите» суждено стать носителем христианских ценностей, осветленных автором романа. Связь этого героя неразрывно затрагивает других участников произведения:

  1. Будучи учеником Га-Ноцри, он повстречался с Понтием Пилатом, казнившим учителя.
  2. У Матвея состоялось общение с Маргаритой и самим Воландом.
  3. Он представлен в образе двойника Ивана Бездомного, обучающегося у Мастера.

Согласно Википедии, Левий Матвей является второстепенным персонажем, однако несет колоссальную смысловую нагрузку в романе. Через его образ детально раскрывается учитель Иешуа с праведными помыслами, Воланд, убежденный, что злые начала необходимы для противовеса добрым делам.

При знакомстве с бывшим сборщиком податей более подробно раскрывается сущность Понтия Пилата. Эти персонажи похожи некоторыми чертами. В свое время они негативно встретили Га-Ноцри, но со временем раскрыли в нем родственную и чистую душу.

Понтий страдает от угрызений совести за казнь невинного человека, но и Левий считает себя виноватым в гибели наставника.

ЛЕВИЙ МАТВЕЙ

Отметим, что в первой редакции романа Л. М. записывал за Иешуа в записную книжку. В подготовительных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова «Искусство книгопечатания в его историческом развитии» (1923), где отмечалось, что первые книги в Риме появились лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из папируса, а не из бумаги, которая пришла в Европу еще позднее. Основными материалами для письма в Римской империи времен Иисуса Христа здесь были названы пергамент и папирус. В окончательном тексте романа Л. М. пишет на свитке пергамента, который, в отличие от папируса — долговечного материала — не мог сохраниться в течение столетий и отразиться в Евангелиях.

Проклятия Л. М., адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный источник — роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) «Два мира» (1921) о гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола: «Я ошибался! — кричал совсем охрипший Левий, — ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая страдания и гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед иконой Бога-отца: «Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и защитник».

Обращение Л. М. к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и добить распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса. Когда Л. М. позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты, он называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем прошлом обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос сатаны: «Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей?» Теперь Л. М. не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии истории Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней «князя тьмы», который на самом деле «и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте», и во время казни, когда услышал проклятия Л. М. в адрес Бога и откликнулся на них.

Булгаковская энциклопедия. — Академик . 2009 .

Смотреть что такое “ЛЕВИЙ МАТВЕЙ” в других словарях:

Левий Матфей — Левий Матфей … Википедия

матвей левий — сущ., кол во синонимов: 1 • апостол (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Матвей — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Имя>>. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

Левий — третий сын Иакова от его жены Лии (Быт. XXIX, 34). По переселении в Египет, от него произошло довольно многочисленное колено (см. Левиты). Имя Л. носилии многие другие библейские лица, между прочим и в Новом Завете (см. Лук. III, 24, 29), напр.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» — Роман. При жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над М. и М. Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. Скорее всего, к 1928 г. относится… … Энциклопедия Булгакова

Мастер и Маргарита — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Роман о Понтии Пилате — Роман о Понтии Пилате вымышленное литературное произведение, с которым связанны многие события романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Содержание 1 Авторство романа и история его написания 2 … Википедия

Мастер и Маргарита (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Мастер и Маргарита (фильм, 1994) — Мастер и Маргарита … Википедия

Воланд — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011) … Википедия

Левий Матвей в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова: образ, характеристика, описание

Левий Матвей и
Понтий Пилат (справа).
Художник Геннадий Калиновский

Левий Матвей является одним из ярких второстепенных героев “иершалаимских глав” знаменитого романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Левий Матвей в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Возраст Левия Матвея – около 40 лет:
“. Пришедший человек, лет под сорок. “

О внешности Левия Матвея известно следующее:
“. сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно‑серый таллиф. ” (*таллиф – накидка, плащ)
“. ногтями царапая смуглую грудь. ”
“. сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя. ”
“. он содрал с себя отяжелевший, пропитанный водою таллиф, остался в одной рубахе и припал к ногам Иешуа. ”
“. на балкон вступил неизвестный маленький и тощий человек. ”
“. Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по‑волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего. ”
“. Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала. ”
“. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. ”
“. с оборванным бродягой Левием Матвеем. ”
“. ходить в нищей одежде без пристанища. “

Левий Матвей является бывшим сборщиком податей (налогов):
“. почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово. ”
“. Левия, бывшего сборщика податей. ”

(Работа сборщиком податей была одной из самых презренных в те времена, народ не любил сборщиков податей и считал их грешниками.)

Читайте также:  Отзыв на комедию Недоросль Фонвизина

Однажды герой знакомится с бедным философом Иешуа на дороге в Виффагии:
“. я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой. “

Левий Матвей слушает философские речи Иешуа и в конце концов бросает все, чтобы путешествовать со своим новым другом:
“. однако, послушав меня, он стал смягчаться, – продолжал Иешуа, – наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной путешествовать. “

Герой становится учеником и спутником Иешуа:
“. Я, Матвей, твой верный и единственный ученик!»..”
“. А он сказал, что деньги ему отныне стали ненавистны, – объяснил Иешуа странные действия Левия Матвея и добавил: – И с тех пор он стал моим спутником. ”
“. ответил Левий Матвей, – я его ученик. “

Вскоре Иешуа арестовывают и приговаривают к смерти. Левий Матвей упрекает себя за то, что он не был рядом с другом в тот момент:
“. Вот в этом‑то и заключалась первая ошибка Левия Матвея. Зачем, зачем он отпустил его одного. “

Левий Матвей присутствует на казни Иешуа, но ничем не может ему помочь:
“. этот единственный зритель, а не участник казни, и сидел на камне с самого начала, то есть вот уже четвертый час. Да, для того чтобы видеть казнь, он выбрал не лучшую, а худшую позицию. Но все‑таки и с нее столбы были видны. “

Он снимает тело Иешуа после казни и уносит:
“. Левий Матвей прятался в пещере на северном склоне Лысого Черепа, дожидаясь тьмы. Голое тело Иешуа Га‑Ноцри было с ним. Когда стража вошла в пещеру с факелом, Левий впал в отчаяние и злобу. ”
“. Левий Матвей говорил, что не хочет расстаться с этим телом. Он был возбужден, выкрикивал что‑то бессвязное, то просил, то угрожал и проклинал. “

Власти разрешают Левию Матвею поехать на погребение Иешуа:
“. Левий заявил, что он никуда не уйдет и желает участвовать в погребении. Он сказал, что не уйдет, даже если его начнут убивать, и даже предлагал для этой цели хлебный нож, который был с ним Мой помощник разрешил ему участвовать в погребении. ”
“. Левия Матвея взяли в повозку вместе с телами казненных и часа через два достигли пустынного ущелья к северу от Ершалаима. Там команда, работая посменно, в течение часа выкопала глубокую яму и в ней похоронила всех трех казненных. “

После смерти Иешуа Левий Матвей носит с собой пергамент с высказываниями покойного:
“. покажи хартию, которую ты носишь с собой и где записаны слова Иешуа. ”
“. Левий порылся за пазухой и вынул свиток пергамента. Пилат взял его, развернул, расстелил между огнями и, щурясь, стал изучать малоразборчивые чернильные знаки. ”
“. Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: «. большего порока. трусость»..”

Понтий Пилат зовет Левия Матвея с собой в Кесарию, чтобы тот работал в библиотеке. Но герой отказывается служить Понтию Пилату, потому что тот виноват в смерти его друга Иешуа:
“. Ты, как я вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет. ” (слова Понтия Пилата)

Левий Матвей решает преследовать предателя Иуду, чтобы лишить его жизни (Иуда помог властям арестовать Иешуа). В конце концов Иуда погибает, но от рук подчиненных Понтия Пилата:

“. я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни. “

В конце романа Левий Матвей попадает в “свет”, где правит его добрый друг Иешуа. Добрый Иешуа посылает Левия Матвея к сатане Воланду с просьбой дать покой двум влюбленным – Мастеру и Маргарите:
“. Он прислал меня Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. ” (просьба Левия Матвея о Мастере и Маргарите)

Прототипы Левия Матвея в романе “Мастер и Маргарита”

В Евангелии от Марка сборщика податей зовут Левий Алфеев,в Евангелии от Луки – Левий, в Евангелии от Матфея – Матфей («Матфей мытарь»). Также в «Историей евреев» Гретца рассказывается о богатом мытаре, которого называли то Матфеем, то Леви. Иисус постоянно жил в его доме.

“. истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие. ” (Мф. 21:31)

Левий Матвей представляет собой пример почти фанатической преданности своему учителю Иешуа. За это он и попадает в “свет”, в мир света и добра.

Это был цитатный образ и характеристика Левия Матвея в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание Левия Матвея в цитатах, а также описание истории дружбы Левия Матвея и Иешуа.

Левий Матвей

«… На этом пергаменте уже были набросаны записи: «Бегут минуты, и я, Левий Матвей, нахожусь на Лысой Горе, а смерти все нет!»
Далее: «Солнце склоняется, а смерти нет».
Теперь Левий Матвей безнадежно записал острой палочкой так: «Бог! За что гневаешься на него? Пошли ему смерть».

Записав это, он болезненно всхлипнул и опять ногтями изранил свою грудь. Причина отчаяния Левия заключалась в той страшной неудаче, что постигла Иешуа и его, и, кроме того, в той тяжкой ошибке, которую он, Левий, по его мнению, совершил. Позавчера днем Иешуа и Левий находились в Вифании под Ершалаимом, где гостили у одного огородника, которому чрезвычайно понравились проповеди Иешуа. Все утро оба гостя проработали на огороде, помогая хозяину, а к вечеру собирались идти по холодку в Ершалаим. Но Иешуа почему-то заспешил, сказал, что у него в городе неотложное дело, и ушел около полудня один. Вот в этом-то и заключалась первая ошибка Левия Матвея. Зачем, зачем он отпустил его одного …»

Левий Матвей – персонаж романа “Мастер и Маргарита”, бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри.

Л. М. восходит к евангелисту Матфею, которому традиция приписывает авторство “логий” – древнейших заметок о жизни Иисуса Христа, которые легли в основу трех Евангелий: Матфея, Луки и Марка, называемых синоптическими.

Булгаков в романе как бы реконструирует процесс создания Л. М. этих “логий” – первичного искажения истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, умноженного затем в канонических Евангелиях. Сам Иешуа подчеркивает, что Левий Матвей “неверно записывает за мной”.

По утверждению Га-Ноцри: “. Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал”.

Рукопись Левия Матвея, как и рукопись Мастера, не горит, но она несет не истинное, а извращенное знание. Это первичное искажение идей Иешуа Л. М. ведет к кровопролитию, о чем ученик Га-Ноцри предупреждает Понтия Пилата, говоря, что “крови еще будет”.

В первой редакции романа Левий Матвей записывал за Иешуа в записную книжку. В подготовительных материалах к последней редакции “Мастера и Маргариты” сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова “Искусство книгопечатания в его историческом развитии” (1923), где отмечалось, что первые книги в Риме появились лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из папируса, а не из бумаги, которая пришла в Европу еще позднее. Основными материалами для письма в Римской империи времен Иисуса Христа здесь были названы пергамент и папирус. В окончательном тексте романа Л. М. пишет на свитке пергамента, который, в отличие от папируса – долговечного материала – не мог сохраниться в течение столетий и отразиться в Евангелиях.

Проклятия Левия Матвея, адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный источник – роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) “Два мира” (1921) о гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола: “Я ошибался! – кричал совсем охрипший Левий, – ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!”

Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая страдания и гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед иконой Бога-отца: “Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и защитник”.

Обращение Левия к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и добить распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса.

Когда Левий Матвей позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты, он называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем прошлом обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос сатаны: “Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей?”

Теперь Л. Матвей не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии истории Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней “князя тьмы”, который на самом деле “и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте”, и во время казни, когда услышал проклятия Левия Матвея в адрес Бога и откликнулся на них.

Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита» затронул много важных для современного человека тем, облачив сюжет в мистическое повествование. В описанном действии сплелись реальные и мифологические персонажи, прототипы и герои, которые никогда не существовали. Действующим лицом романа стал апостол Левий Матвей, неоднократно упоминаемый в Библии.

История создания

По преданию Левий Матвей был братом Иакова и сыном Алфея. Он жил в городе Капернаум на побережье Галилейского моря и служил мытарем – собирателем податей. Подати платили жители завоеванных Римской империей земель, пополняя казну. Мытарей ненавидели за их деятельность. На этой должности приходилось притеснять народ, и мытари пользовались служебным положением, отрицая милосердие и проявляя жестокость. Левию Матвею удалось получить неплохое состояние благодаря статусу, но он не потерял человеческий облик и сохранил верность народу.

Левий Матвей

Герой был свидетелей проповедей и чудесных деяний Христа, который проживал некоторое время в его городе. Иисус видел, как слушатель относится к его делам, и оценил готовность мужчины следовать его заветам. Однажды он отвел Левия к морскому берегу, где тот получал подать от прибывающих кораблей, и предложил стать его последователем. Матвей накрыл стол в доме и пригласил гостей, среди которых были мытари и простые грешники. Разделяя с ними трапезу, Христос дал шанс на исповедь. Апостол оставил нажитое имущество и последовал за Иисусом. Вскоре его причислили к двенадцати сопровождающим Иисуса Христа.

Помимо деяний Учителя, Левий Матвей был свидетелем его ареста, смерти и вознесения. После финального события он в числе других учеников нес учение Господа людям. Мужчина написал Евангелие, ставшее первым в перечне рукописей апостолов. Книга передавала палестинцам учение на иврите. Апостол побывал в Сирии, Мидии, Палестине, Персии, Индии и Эфиопии. Молясь о том, чтобы люди приняли истинную веру, он нес ее язычникам и атеистам.

Иисус и двенадцать апостолов

Известно о чуде, сотворенном им после встречи с Господом. Левий Матвей воткнул в землю у храма жезл. На этом месте выросло плодоносящее дерево, и из-под него забил источник. Каждый, кто пил воду здесь, становился добрым и кротким, обретая веру.

Легенда связана с властителем Фульвианом и его семьей. Апостол наставил их на путь истинный, несмотря на неверие и желание убить Левия Матвея. Бог был на стороне ученика и помогал, насылая на воинов тьму, не позволявшую взять мужчину под стражу. Пытаясь схватить апостола, Фульвиан ослеп, и Левий спас его. Решив, что апостол чародей, а не господний посланник, властитель приказал сжечь его. Пламя подготовленного костра не задевало апостола, который беспрестанно молился. Силу Бога подтвердил огненный змей, сформировавшийся из костра и набросившийся на Фульвиана. Взмолившись, он признал силу Господа. Левий простил его и умер.

Новый Завет

Библейские сказания предоставляют минимальные сведения о Левии Матвее. Единственной актуальной информацией является то, что мужчина был мытарем. Это подтверждают Евангелия от самого Матвея, от Луки и от Марка. Написанное им самим Евангелие повествует о встрече с Иисусом. Многие сборщики податей и грешники считали Иисуса своим другом и Учителем.

Образ Левия Матвея

Исследователи Нового Завета сравнивают Левия Матвея с Левием Алфеевым, который тоже числился мытарем. В Евангелии от Марка присутствует небольшой рассказ о нем, а Лука в своем творении описывает призвание героя. Исходя из слов других апостолов, некоторые ученые предполагают, что Левий Алфеев – настоящее имя пророка, а Матвей – прозвище, расшифровывающееся как «Божий дар». Эта версия всегда оспаривалась противниками идеи, например писателем 4 века н.э. Дидимом Слепцом. В Новом Завете упоминаются Матвей и Матфий, поэтому многие расценивают это как транскрипцию имени. Биографии мужчин совпадали, поэтому этот факт можно воспринимать как литературную ошибку.

Христианская традиция постоянно путает Матвея и Матфия, поэтому в различных редакциях одного и того же текста имя героя используется по наитию автора. Ярким примером служит произведение «Деяния Андрея и Матфия».

«Мастер и Маргарита»

Булгаков неспроста использовал героя Библии в качестве прототипа литературного персонажа. В соответствии с преданием, Матвей написал Евангелие на арамейском языке, считающемся древнейшим.

Писатель Михаил Булгаков

Мужчина был свидетелем пребывания Иисуса на Земле среди смертных. В повествовании Булгакова Иешуа рассказывает Понтию Пилату о бывшем мытаре и его произведении. Иешуа почти предает Левия, хотя и боится его. Он направляет стражей на верный путь. Характеристика Матвея из уст Иешуа представляет апостола как человека, действующего вопреки закону. По его мнению, мужчина бросил государственные деньги, а не собственные. Иешуа также уверен, что записи Матвея не верны.

Иешуа рассказывает все о Левии, подставляя его под удар. Евангелистов он характеризует как людей, неправильно записавших мысли о происходящем. Он не отзывается о Левии Матвее положительно и называет его исключительно спутником, но не учеником. Это формирует отношение Пилата к герою. Он не велит арестовать апостола, но и не доверяет ему статус ученика Иешуа. В его глазах Левий утратил милосердие.

Иешуа и Понтий Пилат

Мастер был уверен в том, что Левий не видел допроса Иешуа, а наблюдал только за казнью. Левий хотел прекратить страдания Учителя и считал убийство единственным возможным способом для этого. Левий Матвей в порыве гнева проклинает Бога, потому что уверен, что истинный Господь не допустил бы гибели такого человека, как Иешуа. Герой уверен, что его предназначение заключается в убийстве Иешуа и в освобождении того от мук. Призвав других богов, отказавшись от собственного Господа, он продемонстрировал отсутствие веры.

Новый Завет гласит, что мужчина добыл у стражников нож, чтобы защитить Учителя. В понимании мастера в действиях Левия нет божественного промысла, и он хочет стать освободителем мученика из понятных человечных побуждений.

Левий Матвей и Воланд в сериале “Мастер и Маргарита”

Во время богохульства апостола начинается гроза, предсказанная Иешуа, и она приносит смерть. Палач вонзает копье в сердце сына Божьего. Мистическим образом воплощаются желания Левия. Он вынашивает идею и о смерти Иуды. Убийство осуществляется руками Афрания с разрешения Понтия Пилата.

Экранизации

Роман «Мастер и Маргарита» был неоднократно экранизирован. Первая лента, снятая Анджеем Вайдой в 1972 году, называлась «Пилат и другие». Действие оказалось перенесено в XX век и герои выглядели современно. Даниэль Ольбрыхский исполнил в фильме роль Левия Матвея.

Даниэль Ольбрыхский в образе Левия Матвея

В ленте Александра Петровича того же года выпуска не было библейских мотивов, описывались только события, произошедшие в Москве в тридцатые годы ХХ века. Персонаж Левий Матвей в картине отсутствовал.

Следующим фильмом по сюжету романа стал польский проект Мацея Войтышко. Библейский персонаж отсутствовал и в этой киноверсии литературного произведения

Лев Дуров в образе Левия Матвея

В фильме «Мастер и Маргарита» 1994 года, снятом Юрием Кара, Левия Матвея сыграл актер Лев Дуров. Кинокартина оказалась богатой на актерские работы. Воланда на экране воплотил Валентин Гафт, Бездомного – Сергей Гармаш, а Понтия Пилата – Михаил Ульянов.

Семен Стругачев в роли Левия Матвея

В 2005 году вышла масштабная экранизация «Мастера и Маргариты». Автором проекта стал Владимир Бортко. В образе Воланда предстал Олег Басилашвили, Левия Матвея сыграл Семен Стругачев, а мастера – Александр Галибин.

Цитаты

В книге Левий Матвей выступает в качестве подручного Христа. Он приходит в Обитель Воланда со словами:

«Я к тебе, дух зла и повелитель теней».

Это становится дополнительным подтверждением тому, что перед аудиторией предстает Сатана.

Левий Матвей – иллюстрация к книге “Мастер и Маргарита”

Посланник просит даровать покой мастеру и Маргарите. Заступаясь за героев, он заявляет, что мир они обретут только в аду. В раю для автора романа о Понтии Пилате нет места. На вопрос Воланда о том, почему мастер не может пойти в свет, Левий отвечает:

«Он не заслужил света, он заслужил покой».

Рай в этом восприятии не предполагает покоя для человека, который грешил, но его заслуга в виде написанного романа должна получить вознаграждение. И этим вознаграждением станет покой.

Разговор Воланда с Левием Матвеем

(По мотивам романна М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

«- Ба! – Воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего.- Менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
– Я к тебе, дух зла и повелитель теней,- ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда .
– Если ты ко мне, то почему же ты не здороваешься со мной, бывший сборщик податей?- заговорил Воланд сурово.
– Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.
– Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а так же и зла.»
– Да, я не признаю зла и сделаю все возможное, чтобы навсегда искоренить и уничтожить его вместе с тобой, и всей твоей хвостатой сворой, – гордо ответил Левий Матвей.
– Но это тебе никогда не удастся сделать,- ответил Воланд. – Ведь твой учитель еще почти две тысячи лет назад говорил, что обрезать волосок, на котором висит чья – либо жизнь, может лишь тот, кто его подвесил. А это, к счастью, не ты. И если я существую и здравствую столько времени, значит, это кому то нужно. Создатель все устроил мудро. Мир, в котором мы находимся, и где пребывает наше сознание, должен иметь определенные границы. С одной стороны – это тьма, или зло, а с другой – Свет, или добро. Эти границы определяют коридор, существующий на каждой ступени эволюции, в котором Свет и тьма, причудливо переплетаясь друг с другом, образуют мрак, блуждая в котором развивается сознание людей. Вектор эволюции идет вверх. И вверх поднимаются эти границы. Но коридор всегда сохраняется.
Ты упрямо не хочешь признать, что я необходим. Что все, чего добилось человечество на существующей ступени эволюции, все это только благодаря тому, что оно научилось преодолевать и побеждать зло. И если бы я не давал людям эти уроки, то, оставаясь с одним добром, человечество сегодня или превратилось бы в бесхребетных трусливых «морлоков», живущих под землей, или было бы истреблено и съедено дикими зверями.
Людям дано право выбора. И я со своей стороны делаю все, чтобы перетянуть их на свою сторону, привлекая и обольщая их своими дарами, экзаменуя их и проверяя на крепость духа и на принадлежность Свету, или тьме. Но это соревнование со Светом абсолютно честное и справедливое, так как мои возможности и средства привлечь их на свою сторону точно такие же, как и у Света.
Мне, как и Свету, подвластны стихии: огонь, вода, воздух, земля. Они служат и добру и злу, в зависимости от конкретной ситуации. Все эмоции и чувства людей являются могучими инструментами воздействия на них как со стороны Света, так и со стороны тьмы. В своих проповедях вы призываете людей любить друг друга, подразумевая, что любовь – это прерогатива Светлых сил. Но любовь – это и мой любимый инструмент воздействия на людей. Любовь дарит блаженство и счастье, но и калечит и убивает. Сколько преступлений было совершено из-за любви! Сколько было убийств и самоубийств! Не говоря уже о предательствах, изменах и банальной лжи.
Ну а теперь, когда я тебе все это сказал, ты также хочешь уничтожить всю тьму, лишив весь мир возможности изменяться и развиваться, преодолевая препятствия, создаваемые мною? Ведь голый свет – это застой, жир благополучия и леность ума. Никто не будет ценить этот мир. Так как, чтобы его понять и оценить, надо познать, что такое тьма.
«-Я не буду с тобою спорить, старый софист,- ответил Левий Матвей.»
– Ты и не можешь со мною спорить, по той простой причине,- что ты глуп, – ответил Воланд.
– Тебе еще Понтий Пилат почти две тысячи лет назад сказал, что ты ничего не понял из того, что говорил тебе твой учитель. Что он был добрый. И умирая в муках на кресте, сказал, что никого не винит в своей смерти. А ты злой. Будучи цел и невредим, ты спрятал за пазухой нож и жаждал и мечтал убить Иуду из Кирифа. А ведь Иуда не судил и не казнил. Он не стоял в толпе под окнами дворца Пилата и не кричал «Распни Его!». Он не плевал и камни не бросал в невинного, когда на казнь Его везли.
Как ты легко поверил, что власти Иудеи были слепы, глухи, глупы и сами не могли, без помощи Иуды, увидеть и найти Иисуса, который не скрывался и в подполье не был. А по базарам, площадям ходил и проповедовал открыто. И тысячи людей могли Его свободно видеть, слышать, опознать.
Любой из них мог совершить, что совершил Иуда. Исполнить честно свой гражданский долг, ответив на вопросы «Власти»: «видел, слышал, сможешь указать?» – Не чувствуя раскаянья, вины за это.
Глупец! Не нужен был властям Иуда, чтоб указать и опознать Иисуса. Он нужен был властям лишь для того, чтобы с себя переложить трусливо свою вину и гнусность подлого поступка. Обрушив ложью на него людскую ненависть и злобу. Творя всей мощью государства и церковной власти из Иуды образ злобный и коварный исчадья ада, который стал изгоем, проклятым навек.
Не можешь ты понять, что даже если как свидетель опознал Христа Иуда. Свидетелей кто судит? Лишь только злобные собаки, лишенные рассудка словом «Фас», к которым ты себя определил. Да глупое тупое стадо, трусливо вторя лживым пастухам.
И нет вины Иуды в том, что суд по совести вершить Пилат не может. Тиски законов, клетка вер, удавка страха ему не позволяют сделать это. Поэтому осужден и распят Христос невинный.
Но ведь и Высший суд, небесный, определил Христу распятым в теле быть. И разве может быть вина Иуды в этом. Слепым орудием, и винтиком который был поставлен, в трагической цепи событий, неотвратимо предназначенных судьбой.
А ты, поддавшись дешевой эмоции тупой мести, во имя кажущихся тебе благих намерений, совершил глупость и грех. Злобой и ненавистью ты отемнил свое сердце. И через эту дверь мои слуги в любой момент могут попасть в него и заставить тебя выполнять мою волю. С того времени ты стал моим. Потому что никакие благие намерения не могут служить оправданием отемнения человеческого сердца.
Ты не понял главного, что говорил твой учитель обо мне. «Вот идет Князь Мира сего, но ничего не имеет он во Мне» И это правда, так как его Светлое сердце не подвластно для моих темных слуг, мыслей и эмоций. Поэтому Он никогда не отвечал злом на творимое мною зло. И поэтому я не имею власти над ним.
Видимо, это закон, что у Великих учителей всегда бездарные ученики, не стоящие даже его мизинца. Прошло две тысячи лет, а ты так и не поумнел. Все те же злоба и ненависть. Как легко я зажег в твоем сердце темные огни, и как долго они в нем горят.
Попугая за две тысячи лет можно научить повторять много цитат, но пользы от этого повторения не будет никакой. Вот и ты похож на этого попугая, раз ничего не понял за это время из того, что говорил твой учитель. Все это время ты и твои ученики в своих проповедях ожесточенно боролись с сатаной. Но в мире от этого зла не стало меньше, а еще больше, так как, чем больше борьбы и ненависти направлено против зла, тем его становится больше.
И ты до сих пор не понимаешь почему. А ведь все дело в том, что так же, как и все стихии, эмоции и чувства, при определенных условиях, служат для моих целей, так и все ваши религиозные учения содержат то, что мне необходимо. Это было сделано специально, чтобы по-настоящему отделять зерна от плевел. Достойных – от глупых, бездумно повторяющих. Мне не нужно строить подобно вам тысячи церквей и храмов для проповедования тьмы. И не нужно специально вдалбливать в сознание верующих постулаты зла. Вы и так все это сделаете для меня и внедрите в сознание людей все то, что мне нужно. Рабскую покорность, страх, злобу и ненависть к инакомыслящим и т.д.. Вы не можете научить своих верующих добру и Свету, но у вас хорошо получается учить их злу и ненависти.
Вот поэтому в этом мире, в котором такие как ты являются духовными поводырями и пастырями, правят страх, злоба, ненависть, жажда наживы смерть и т.д. И поэтому этот мир принадлежит мне – Князю тьмы. Потому что темная сторона души и сердца есть у каждого человека.
Я тебе это говорю только потому, что подконтрольные мне адские миры переполнены грешными душами, для наказания и исправления. В мире произошло смещение от положения равновесия и Божественной гармонии в сторону темных сил. И это результат и твоих праведных, но не качественных стараний по спасению душ своих верующих. Я знаю, что еще немного – и я получу задание очистить землю от всех вами воспитанных паразитов, в очередной раз не оправдавших ожидания Бога. Рискуя тем самым остаться без работы.
Да, моя работа – это работа мусорщика. Кто – то ведь должен делать грязную работу. И убирать мусор, который вы в больших количествах мне постоянно подбрасываете, проявляя свою несостоятельность в трансмутации сознаний к добру и Свету.
Но я вижу, что ты глух к тому, что я тебе говорю. Твоя гордыня и упрямство не позволяют осознать тебе то, что до сих пор ты был не прав по отношению к иерархии темных сил. Этот противоречит всему тому, что ты проповедовал и считал истинным две тысячи лет. Твоя голова так забита цитатами совсем другого толка, что в ней нет места для новых мыслей. Ну что же! Восприятие каждого по сознанию. И если ты опять ничего не понял и не осознал, то делай все то, что и до сих пор.
В своих очередных проповедях не забудь и постарайся всю свою ненависть и ярость обрушить на сатану, который дьявольски хитер и через еретиков и инакомыслящих посягает на устои праведной веры. Для этого призови послушных мирян к последнему бою с сатаной за праведную веру. Призови накопить больше оружия, бомб, отравляющих веществ и др. Чтобы с помощью этого огнем и мечем стереть с лица земли всех инакомыслящих – пособников дьявола. Вот это будет замечательный праздник. Больше огня, больше разрушений, больше смерти – это будет настоящий пир сатаны. Дерзай мой раб, слуга двух господ. Ты хорошо справляешься со своей задачей, возложенной мною на тебя через твое отемненное сердце.
Но впрочем, мы размечтались. «– Ну, говори кратко, не утомляй меня, зачем появился?
– Он прислал меня
– Что же он велел передать тебе раб?
– Я не раб, – все более озлобляясь ответил Левий Матвей, – я его ученик .
… – Он прочитал сочинения мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собой мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе в свет?
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.
– Передай, что будет сделано, – ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: – И покинь меня немедленно.»

Ссылка на основную публикацию