Левонтий в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева образ, характеристика сочинение

Сочинение Образ дяди Левонтия в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» самобытен и неподражаем. Он до сих пор вызывает массу критики и откликов, как и многие произведения писателя.

Возмущение и негодование вызывает образ Левонтия. Это пьяница и гуляка, который не заботится о семье и близких, несмотря на то, что у него много детей. Левонтий – сосед главного героя рассказа Вити. Персонаж Левонтия – это типичный образ русского деревенского мужика, который зазря «прожигает» жизнь. Для него нет истинных ценностей и приоритетов. Он один из многих, отрицательный герой. У него нет никакой цели в жизни.

Левонтий грубый, малограмотный, постоянно уходит в загулы. Он бывший моряк. Очень любит свободу, как говорит он сам, поэтому хозяйством не занимается. Оно его связывает по рукам и ногам. В доме все рушится, и ничего не делается. У них нет даже ограды, потому что все уходит на дрова зимой. Хотя хозяин заготавливает лес. В такой большой семье нет бани, и ребятишки очень часто моются у бабушки Вити.

Когда в семье появляются деньги, жена Левонтия тут же бежит по деревне раздавать долги, а через пару дней опять идет занимать. Денег нет даже на еду детям, потому что Левонтий все пропивает. А его зарплаты хватает на один-два дня.

Несмотря на грубость и пьянство, главный герой Витя любит дядю Левонтия, так как последний очень добр по отношению к мальчику.

Семья Левонтия самая бедная во всей деревне. Дети, как могут, выживают самостоятельно.

Левонтию резко противопоставлена в рассказе бабушка Вити. Она безумно любит своего внука, заботится о нем, делает для него все, чтобы он рос в достатке и ни в чем не нуждался. Левонтий же, напротив, совершенно не интересуется детьми. Получается, что Витя сирота, но согрет бабушкиной любовью. А дети Левонтия при живом отце не получают должного внимания и отцовского воспитания.

Он живет одним днем. Конечно, советская критика, резко осуждала образ такого антигероя. Сам же Астафьев относился к герою с жалостью. Человеком Левонтий был добрым, просто потерянным.

Рассказ автобиографичный. Поэтому все персонажи показаны автором в реальности.

Произведение заставляет задуматься о многом. И даже такие второстепенные персонажи, как дядя Левонтий, несут определенную смысловую нагрузку, заставляя читателя размышлять о правильном выборе своего жизненного пути.

2 вариант

В рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» второстепенный персонаж Левонтий приходится соседом главному герою Вите. Левонтий обыкновенный русский мужик, отличает его от других деревенских только то, что он имеет неудержимое пристрастие к спиртному. Его беспробудное пьянство вызывает у всех возмущение и отвращение, потому как Левонтий ведёт разгульный образ жизни, ни капли не заботясь о своей семье, детях, а между тем, детей у него много. В деревне его семья считается самой бедной.

В далёком прошлом Левонтий был моряком, ходил в море и как он сам часто говорил, больше всего на свете ценил свободу. В доме у него царила разруха, тут явно не хватало сильной мужской руки. Кое-где в окнах не было стекол, их разбивал сам хозяин, когда был в подпитии. Дом даже не ограждал элементарный забор, потому что зимой он был разобран на дрова, бани тоже не было и в помине, детям приходилось мыться у соседей, а именно у Витиной бабушки. Заниматься хозяйством у Левонтия не было никакого желания, оно лишало его свободы, а что такое долг и обязанности по отношению к семье и близким он не слышал и слышать не хотел.

Хотя он и имел какую-то работу, но по большому счету был бездельником, образования никакого не получил, зато любил петь песни и очень дорожил своей независимостью. Витьке он всё равно нравился, потому что Левонтий был добродушным и открытым человеком, несмотря на все свои недостатки.

Жена Левонтия, если в семье появлялись кое-какие деньги, сразу бежала отдавать многочисленные долги, а потом, не проходило и двух дней, ей приходилось опять занимать по всей деревне. Зарплата хозяина дома была ничтожной, даже на еду её не хватало.

С другой стороны, Левонтий был каким-то потерянным человеком, без цели в жизни, без амбиций, он жил одним днём и ни к чему не стремился. Иногда к таким людям отчасти начинаешь испытывать жалость.

Бабушка Вити была полной противоположностью Левонтию. Она отдавала внуку всё, что могла, чтобы из Витьки вырос порядочный и образованный человек. Она старалась, чтоб внук-сирота ни в чем не нуждался и желательно, чтобы у него было всё самое лучшее.

Рассказ, несмотря на то, что Левонтий не главный его персонаж, заставляет читателя задуматься о поступках и судьбе этого героя, и не повторять чужих ошибок. Автор, В.Астафьев, искренне сочувствует ему и жалеет. Хотя литературные критики без всяких компромиссов причисляют Левонтия к отрицательным героям произведения.

Сочинение на тему Левонтий

Дядя Левонтий представляет собой одного из красочных героев произведения Виктора Астафьева ”Конь с розовой гривой”. Данный персонаж живет по соседству с главным героем этого творения, Витей. Левонтий был благодушным, легкомысленным человеком, любящий лишь одну единственную вещь в мире – независимость. Никак не представлял он себе другого существования.

Приехав в деревню из иного места жительства, Левонтий стал работать на лесозаготовке: пилит, раскалывает и сдает получившееся на завод. Давным-давно он был моряком, оставил в памяти большое количество морских привычек. Одна из них – это огромная любовь к желанию петь песни.

Внешность его сообщает об отсутствии опрятности: Левонтий дает себе возможность выбираться в общество с одной пуговицей, а на его рубахе их совершенно нет. Равно как некультурный человек, моряк руками по всему лицу растирал слезы.

У нашего героя есть супруга, он отец пяти или шести детей, однако точное число неведомо. Следовательно, и жилье у него переживает не наилучшие времена. Баня у него отсутствовала. А детей он никак не воспитывал. Основной персонаж Виктор заводит дружбу с сыном Санькой и дочкой Танькой.

В доме нашего второстепенного персонажа никого, помимо детей нет, его семья проживает с большим недостатком денежных средств. Постоянно, когда моряк приносит домой деньги, что происходит, довольно, редко, все члены семьи всегда готовятся пировать. В последующий день супруга Левонтия, Весена, взяв часть денег мужа, возвращает долги людям по всей деревне. Однако через несколько дней занимает деньги вновь. Если ей отвергают в просьбах одолжить деньги, она начинает просить продукты питания: муку, картошку или еще что-нибудь еще. Все это происходит до того момента, пока муж снова не получи зарплату.

Наш герой представляет собой неразумного человека. В его дворе невозможно найти ни забора, ни бани, ни ворот, да и окна с выбитыми стеклами. Дети персонажа чаще всего принимают ванну в доме бабушки Вити из-за отсутствия бани у семьи Левонтия.

Мужчина предпочитает лишний раз выпить. Если он пьян, все стекла в доме разбиваются, доносятся лишь крики и ругательства хозяина дома. Бабушка Виктора считает, что Левонтий алкоголик и лентяй. Почесывая затылок, наш герой слушает укоры в его бездельничестве от бабушки. Он думает о том, что облагораживание двора никого не волнует и никому не нужно, абсолютно во всем обязана быть свобода.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Левонтия в рассказе Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

Роман Идиот, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему мир

Молодая семья Уолт и Медж Ирвины живут на окраине села в горном коттедже. Медж очень трудолюбивая, нежная и прекрасная, она занимается домом, Уолт – натура творческая, мечтательная и талантливая

Несмотря на то, что творение описывает вполне реальные исторические события, история его создания до сих пор полностью не изучена. Основной предпосылкой для написания считается тот факт

На сегодняшний день немногие люди ставят на первое место воспитание в себе ценностей, таких как моральные. Одни пренебрегают их значимостью, другие вообще не подозревают об их существовании

Путин Владимир Владимирович – человек, которого сейчас знают даже маленькие дети. Он, как и любой президент, некоторыми хвалится, а некоторыми подвергается критике. Но не все знают интересные факты, которыми, на самом деле, полна жизнь президента.

Характеристика главных героев рассказа «Конь с розовой гривой»

Книга Астафьева переносит читателя в знакомую с детства обстановку. Самая важная особенность произведения «Конь с розовой гривой» — главные герои. Характеристику их можно сложить не только из описания внешности, но и их поведения в различных ситуациях. Один из деревенских мальчишек, которые ещё только начинают постигать мир — главный герой книги. Самые же яркие черты характера каждого персонажа автор умело передал через диалоги.

Читайте также:  Сочинения по рассказам Тургенева

Главные герои произведения

В повествовании Астафьева персонажи — простые деревенские жители, дети и их родители. Удивительно, что каждый из них уникален в своём проявлении и нет в той деревне никого похожего друг на друга:

  • Витя;
  • Екатерина Петровна;
  • Дедушка;
  • Санька;
  • Дядя Левонтий;
  • Тётка Васеня;

Основные персонажи

Витя — мальчик, от лица которого и ведётся повествование в произведении. С первых страниц читателю становится ясно, что он не только добрый и отзывчивый, но и необыкновенно ответственный для своих лет. Живёт он с бабушкой, которую хоть и считает временами строгой, всё же признаёт справедливой. Его друзья — соседские мальчишки такого же возраста, позволяющие себе куда более распущенное поведение, чем Витя. Однако в процессе повествования открывается ещё одна неочевидная черта его характера — он легко подвергается дурному влиянию.

Жизнь Вити вряд ли можно назвать сказкой. Из-за трагической гибели матери мальчик растёт не по годам серьёзным, сообразительным и не боится размышлять о смерти самого близкого человека. Главный его страх — подобная кончина любимой бабушки. Немногие дети могут похвастаться такой же ра́звитой совестью, как Витя.

Хоть в конце рассказа он и получает заветный пряник, насладиться незаслуженной наградой в полной мере он не может. Совесть беспрестанно мучает его за то, что он обманул бабушку, отдав ей лукошко с травой, присыпанной ягодами. Стыд за содеянное и душевные терзания, которым он предаёт себя, страшнее любого наказания.

Дедушка Вити работает на заимке. Именно с ним мальчик может обсудить все свои беды, а также попросить совета, не боясь быть осуждённым или наказанным.

Екатерина Петровна — бабушка главного героя. Её острый ум и необъятный жизненный опыт помогают ей не только в быту, но и в воспитании любимого внука. Живут они в обычном деревянном доме. Бескомпромиссно порицает лень и безрассудство в любом их проявлении. Страсть героини — природа, женщина существует в гармонии с окружающим миром и учит тому же ребёнка.

Внимательный читатель без труда разглядит за её строгостью неподдельную заботу и любовь. Подтверждает это то, что даже несмотря на серьёзный проступок мальчика, бабушка всё же покупает ему пряник в форме коня, который обещала. И именно этот снисходительный жест отложился в детской памяти уроком на всю оставшуюся жизнь. Хоть Екатерина Петровна была достаточно строгой, она не отталкивала внука, но и не позволяла себе его баловать. Это хорошо прослеживается по следующим цитатам:

  • «Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперёд».
  • «…бабушка только кричит, ещё нет-нет да поддаст — у неё не задержится».

Второстепенные участники

Дедушка — муж Екатерины Петровны. Из-за того, что он живёт и работает на заимке, главный герой нечасто видится с ним. Из-за этого дедушке уделена лишь небольшая часть повествования. Но даже из неё можно заметить, что мужчина этот крайне умён и рассудителен. Он не порицает Витю за проступки, но и не слишком жалеет его, призывая слушаться мудрой бабушки и делать так, как она велит. В трудные жизненные моменты дедушка — именно тот человек, к кому мальчик может обратиться за советом, поэтому Вите очень нравится проводить время с ним.

Санька — один из сыновей Левонтьевых. Непоседливый, грубый, безответственный и непослушный ребёнок. Он привык, что все вокруг потакают только его желаниям. Именно он подначивает главного героя нарвать в лукошко травы и обмануть бабушку. В отличие от Вити, совесть Саньку совсем не мучает. С первого взгляда ясно, что жульничать, обманывать и хитрить — обычное дело для него.

Дядя Левонтий — сосед главного героя и Екатерины Петровны. На первый взгляд кажется грубым и малодушным, но на самом деле просто тщедушный, легковерный и слабохарактерный человек. Всю свою зарплату он привык пропивать в первый же день, а всё остальное время жить тихой серой жизнью без капли радости и семейного счастья.

Тётка Васеня — жена Левонтия и соседка Екатерины Петровны. С зарплаты мужа отдаёт долги, которые непременно копятся в течение месяца, а всё, что останется, они с мужем пропивают. Часто тётка Васеня ходит по соседям с просьбой занять денег до зарплаты, из-за чего многие деревенские, в том числе и Екатерина Петровна, не воспринимают её всерьёз.

В образе же пряника-коня Астафьев выразил заветную мечту любого ребёнка того времени, а также изобразил его, как неизмеримое счастье, радость и само детство.

Описание гривы коня и то, какие речевые обороты использует при этом автор, выражает неподдельный восторг героя и его бесконечное желание завладеть заветным лакомством.

Через образ Вити Астафьев рассказывает собственную историю, как судьба ещё в детстве преподала ему невероятно много нравственных уроков.

Составив общий рисунок характера главного персонажа, понятно, что этот урок он запомнил на всю оставшуюся жизнь. В произведении «Конь с розовой гривой» герои представляют собой типичных деревенских жителей прошлого столетия. Хоть их жизнь и не пестрит разнообразием событий, даже современному человеку есть чему поучиться у этих персонажей.

Левонтий в рассказе “Конь с розовой гривой” Астафьева: характеристика, образ, описание

Иллюстрация к рассказу
“Конь с розовой гривой”.
Художник В. Гальдаев

Левонтий является одним из ярких персонажей рассказа “Конь с розовой гривой” Виктора Астафьева.

Левонтий в рассказе “Конь с розовой гривой” Астафьева: характеристика, образ, описание в цитатах

“Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым.”

“. должно быть, капля-другая моряцкой, бродяжьей крови путалась в жилах детей. “

“Дядя Левонтий любил море, а я любил его.”

“. пролетали над крышей поселенца дяди Левонтия — ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства, и вот на тебе, дрогнули левонтьевские орлы. “

“. дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, в бязевой рубахе, вовсе без пуговиц.”

“. облокачивался на руку, кулачищем растирал по лицу слезы. “

“. к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия. “

“Подскочил старшой и пнул Саньку еще раз.”

“Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане.”

“Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея.”

“Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой.”

“Тетка Васеня дня через три-четыре снова ходила по соседям и уже не взметывала юбкою вихрь, снова занимала до получки денег, муки, картошек — чего придется.”

“Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас. “

“. можно было слышать, как в разбитые окна, и распахнутые двери выплескивается дружный хор. “

“Последней ходу задавала Васеня, и бабушка моя привечала ее до утра. Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. “На следующее утро он осколками стеклил окна, ремонтировал скамейки, стол и, полный мрака и раскаяния, отправлялся на работу.”

“. моя бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя Левонтий благодушно почесывался.”

“Я, Петровна, слободу люблю! — и обводил рукою вокруг себя. “

“Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!”

“Он сирота, а вы всешки при родителях! — И, жалостно глянув на меня, взревывал. “

“Бадоги с ней по один год кололи-и-и! — И совсем уж разрыдавшись: — Когда ни придешь… ночь-полночь… пропа… пропащая ты голова, Левонтий, скажет и… опохмелит…” (Левонтий о матери Вити)

“. не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства, и вот на тебе, дрогнули левонтьевские орлы. “

“Левонтьевские ребята умели пропитаться «от земли», ели все, что Бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом.”

Исследовательская работа “Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.

Исследовательская работа, цель которой – анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.

Читайте также:  Характеристика и образ Катерины в пьесе Островского Гроза 10 класс сочинение

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Речь любого человека имеет большое значение. По ней можно судить о его уровне воспитанности, образованности, словарном запасе и даже темпераменте. Я решила доказать это на примере рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Целью моего исследования является анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить реплики главных героев рассказа;
  • определить роль речевых характеристик в создании образов героев;
  • охарактеризовать героев на основе анализа особенностей их речи.

В П. Астафьев – выдающийся русский писатель двадцатого века. Его произведения поражают своей искренностью и душевностью. Среди них значительное место занимают произведения, посвящённые его детству. К ним относится рассказ «Конь с розовой гривой».

Главные герои рассказа – простые люди: бабушка Катерина Петровна, её внук – в будущем автор рассказа, дядя Левонтий и его дети. В изображении их характеров

В. П. Астафьев использует многочисленные приёмы создания литературного образа:

  1. описание природы;
  2. портрет героя;
  3. изображение окружающего быта;
  4. описание отношений героев друг к другу;
  5. речь героев [1, с. 160].

Объект моего исследования – речь героев рассказа. Из неё складывается речевая характеристика, в которой «писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определённой речевой среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию» [2, с. 192].

Изучив реплики героев рассказа, я поделила лексические единицы на группы (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные и устаревшие слова, фразеологизмы, поговорки) и представила исследование в виде таблицы.

В кармане –вошь на аркане.

возьму в оборот

Таким образом, больше всего в речи героев диалектизмов, их используют все герои рассказа , так как с рождения живут в одной местности. Автор тем самым показывает самобытную жизнь сибирской деревни, особенность речи людей.

Все диалектизмы, используемые в рассказе, можно поделить на четыре группы.

1. Лексико-фонетические диалектизмы. Они отличаются от литературных слов фонетической структурой: слобода – свобода, восподь – господь, рупь – рубль, бегишь – бежишь, угнетат – угнетает, выдь – выйди, чё – что.

2. Лексико-словообразовательные диалектизмы. Они отличаются от литературных слов словообразовательными особенностями: не подманишь – не заманишь, каторжанец – каторжанин, ихняя – их, лешак – леший, отсюдова – отсюда.

3. Лексические диалектизмы. Это диалектные названия каких-либо предметов, имеющие в литературном языке синонимы: шурунёт – испугает, бадога – поленья.

4. Лексико-семантические диалектизмы. Они имеют диалектное значение литературных слов: гибель – много.

Речевая характеристика бабушки Катерины Петровны.

Основными составляющими языка бабушки являются просторечные и диалектные слова. Она, как представитель отживающего свой век поколения, употребляет устаревшие слова: дитятко, батюшко . В речи её много обращений: чумовая, чучело безглазое, дитятко, сиротинка . Употребление большого количества обращений характеризует бабушку как общительного, разговорчивого человека. Все эти слова имеют эмоциональную окраску. Так, обнаружив, что «заполошная» тётка Васеня возвращает ей денег больше, чем нужно, бабушка справедливо возмущается: «Как ты с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое !» Обращаясь к своему внуку Вите, Катерина Петровна употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дитятко, сиротинка, батюшко. Она любит своего внука, но, воспитывая его, вынуждена быть строгой, требовательной, беспокойной. Эти свойства её характера отражены и в речи, почти все предложения сопровождаются восклицательной интонацией («Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь! Нечего куски выглядывать! Не спишь ведь, не спишь! Я всё вижу!») Бабушка – главная в доме, она привыкла командовать, поэтому в её репликах много глаголов в повелительном наклонении («Да постой ты, чумовая! Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!») Однако, разговаривая с покупательницей земляники в городе, бабушка показывает умение говорить правильно, деликатно, как и полагается культурному человеку: «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…»

Особую выразительность речи бабушки придаёт употребление фразеологизма. Возмущаясь обманом внука, она грозится «взять в оборот» левонтьевских детей, которые научили Витю обманывать её. Катерина Петровна прекрасно знает ещё один пласт народной речи – поговорки. «У них самих в кармане – вошь на аркане», – так подчёркивает она бедность и неустроенность семьи Левонтьевых. И лишь один раз в речи бабушки встречается слово жаргонной лексики: «Ладно уж, умойся да садись трескать !» Употребление этого слова оправдано. Оно произнесено в кульминационный момент, когда Витя признавался в своём поступке и просил прощения. Чувства переполнили бабушку.

Речевая характеристика Саньки.

В речи Саньки звучат жаргонизмы. Он предлагает Вите съесть ягоды, упрекает его в жадности. «Слабо!» – говорит он. Утешая Витю после совершённого проступка, он употребляет жаргонное слово ништяк. Этим он желает подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность. Санька – смелый и безрассудный. «А домовниха худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только – схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил. » – рассказывает он о посещении тёмной пещеры. Употребление слова домовниха в этом предложении подчёркивает его суеверность, показывает хорошее знание фольклора данной местности и богатое воображение. Всю жизнь он провёл в деревне, о чём свидетельствует большое количество диалектных слов в его речи. Она не содержит сложных синтаксических конструкций, но яркая, выразительная. Особый колорит ей придают междометия («Ха-ха! А тебе-то хо-хо!») и фразеологизм («В мохе весь, серый, дрожмя-дрожит – студёно ему.») Употребление междометий в указанном предложении демонстрирует его злорадный смех над Витей, поэтому можно сделать вывод, что Санька обладает вредным характером.

Речевая характеристика дяди Левонтия.

Образ дяди Левонтия автор рисует только в начале рассказа. Из первой реплики дяди Левонтия, произнесённой им в рассказе, мы узнаём, что это добродушный человек, любящий свободу и море: «Я, Петровна, слободу люблю! Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетат!» Он жалеет Витю, по-доброму относится к нему («Он сирота, а вы всё ж при родителях!») Но у него есть отрицательная черта – пьянство: «Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» – скажет и… опохмели-и-ит…» Отрывистость фраз, паузы свидетельствуют о том, что он говорит это в нетрезвом состоянии. Лексический состав его языка беден, не отличается выразительностью. Являясь представителем данной местности, дядя Левонтий в своей речи использует диалектные слова.

Наблюдения над особенностями речи героев помогают понять индивидуальные особенности их характеров, отношение к окружающим, уровень культуры, раскрывают их духовный мир. Так, бабушка Катерина Петровна представляется нам справедливым, честным человеком. Она любит внука, ответственно относится к его воспитанию. Её речь выразительна, богата, эмоциональна, что свидетельствует о её высоком культурном уровне.

Речевая характеристика Саньки особенно удачно раскрывает образ озорного деревенского мальчишки, безрассудного, грубоватого, немного вредного. Он старается казаться взрослым, самостоятельным. Санька обладает богатым воображением.

Его отец, дядя Левонтий, изображается добрым, но пьющим человеком. Об этом свидетельствуют особенности его речи.

Таким образом, В.П. Астафьев, настоящий мастер речевой характеристики, прекрасно знал все пласты лексики русского языка. Это позволило ему создать незабываемые образы героев в рассказе «Конь с розовой гривой».

Образ дяди Левонтия в рассказе Астафьева Конь с розовой гривой

Одним из ключевых персонажей автобиографичного произведения В. П. Астафьева является дядя Левонтий, бывший моряк, а ныне рабочий, занимающийся заготовкой леса и продающий его на завод.

Это отец большого семейства, у них с женой порядка пяти или шести детей (точной информации о их количестве нет). Его старший сын и дочь дружат с главным героем произведения – мальчиком Витей. Семья Левонтия очень бедна, они живут в нищете. Но это объясняется тем, что когда хозяин приносит деньги, то в доме начинается пир. А по наступлению следующего дня его жена обычно ходит и раздает деньги, взятые в долг. Через несколько дней, потратив последние оставшиеся копейки, женщина ходит и занимает снова. Получив отказ, она просит хотя бы продукты, чтоб хоть как – то прожить. И этот замкнутый круг они не стараются прервать.

Образ Левонтия говорит о небрежном отношений к себе, да и вообще ко всему, что его окружает. Он не стесняется выходить в люди в одежде без пуговиц. На его дворе нет ни забора, ни ворот. Окна в доме выбиты, а детей даже негде помыть, поскольку баня тоже отсутствует. Обычно, они моются, где придется. Герой абсолютно не несет никакой ответственности, его дети растут как сорняки, предоставленные самим себе. Они самостоятельно могут добыть себе пропитание, насобирав лесные ягоды и траву.

Бабушка Вити недолюбливает этого персонажа и считает, что дружба внука с его детьми не очень благоприятная для мальчика. Их отца она считает пьяницей и лентяем. И вправду, Левонтий любит выпить и побуянить. Когда он пьян, то все вокруг содрогается. В такие момента из дома слышны лишь крики и ругань, а стекла на окнах бьются. Занятие домом и двором он считает необязательным, сравнивая свой дом с морем, в котором должна быть свобода. Но ведь неудачи в жизни не являются поводом заливать это алкоголем.

Левонтий внесен в рассказ в качестве некого отрицательного героя, чей образ противопоставляется бабушке Вити. Старенькая женщина с утра до позднего вечера хлопочет по хозяйству и занимается воспитанием внука. Но, несомненно, обвинять во всем Левонтия нельзя, ведь в семье ответственность лежит на двух людях – муже и жене. Супруга Левонтия покорно терпит все происходящее и даже не пытается что – то изменить и хоть как – то попытаться направить своего мужчину на нужный путь. Семья – это совместная работа, в которой успеха можно добиться только общими усилиями. А при правильном подходе женщина может стать лучшим стимулом для своего мужчины.

Сочинение 2

Рассказ Виктора Астафьева вызвал бурю критики и негативных откликов со стороны читателей, впрочем, как и другие его произведения. Но тем, ни менее они необходимы для самоанализа широкой публики. Главные герой этого рассказа Витя ……., но ро4ь пойдет не о нем. Поскольку самую широкую огласку среди читательских масс, получил второстепенный герой, сосед Вити старик пьяница и гуляка Левонтий.

Левонтий типичный представитель русского мужика, который не знает смысла жизни кроме как и где напиться. Он совсем не заботиться о своей семье, о своих близких и родных. А семья у него очень большая. У него много детей и забота о них – ни его забота. Дом, в котором живет Левонтий и его семья, да и на дом то не похож. В нем нет элементарных дров, хоть он и заготавливает лес. Сам дом не огорожен забором, поскольку он давно ушел на те же дрова зимой. В их семье нет даже бани и домашним приходиться докучать соседям.

При появлении хоть каких либо денег в семье они тут же уходят на погашение долгов, которые появляются уже через три дня. Семья Левонтия самая бедная в деревне, ведь его зарплаты хватает на два – три дня, да и та сразу пропивается. Все домочадцы выживают как могут.

И это очень грустно. Поскольку при живом отце его дети не видят заботы и ласки, и у тем более простого воспитания. В то время как Витя совсем сирота и живет с бабушкой, которая окружает его любовью и заботой.

По своему характеру Левонтий воплотил в себе все черты отрицательного героя. Это грубость, безграмотность, невежество, серый и темный человек, уходящий в постоянные загулы.

Но все же несмотря на отрицательные черты, Левонтий хорошо относится к соседскому мальчику Вите, он добр с ним и Витя отвечает ему тем же.

В прошлом Левонтий бывший моряк, а моряки любят свободу и море. А земля и все это хозяйство ему чуждо, поскольку оно его тяготит и не дает свободы, которой он дорожит.

Он просто так попусту прожигает свою никчемную жизнь. У него нет истинной цели в жизни. Единственный принцип, по которому он живет – это жить одним днем.

Что хотел показать этим антигероем автор, считаю то, что ни все люди могут быть героями. Некоторые просто потеряны. Сам автор относится к нему с жалостью. Именно через него он показал реальность несущую определенный смысл и наведении читателя к размышлениям.

Образ дяди Левонтия

Популярные сочинения

Искусство играет важную роль в жизни человека. А что такое искусство? Читаем определение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова: «Искусство – творческое отражение

Любовь и война — эти, казалось бы, совершенно несопоставимые понятия, противоположные по своей сути, довольно часто оказываются рядом: в произведениях искусства, в общественном сознании

В данной замечательной пьесе, которая была написана Денисом Фонвизиным содержится много положительного и искреннего смысла, который автор хотел показать. Время написания данной работы приходится

СПАДИЛО.РУ

История создания

Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в первую часть автобиографического цикла В. Астафьева «Последний поклон» (1957-1967 гг.). В нем писатель изображает обычную жизнь своих односельчан в 30-е гг. XX века. Первоначально цикл назывался «Страницы детства».

Рассказ был впервые опубликован в 1963 г. В 1968 г. он был напечатан в составе книги «Последний поклон», а в 1970 г. появился сборник рассказов Астафьева под заглавием «Конь с розовой гривой».

Главная тема произведения — детство.

Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.

В самом начале рассказа появляется главный символ — конь с розовой гривой, «конь-огонь». Это простой пряник, но для ребенка из глухой сибирской деревни он является очень редким подарком, настоящей мечтой.

Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.

Очень близким для главного героя является большое «левонтьевское семейство». Дядя Левонтий каждый раз после получки устраивает «пир» и проматывает все деньги. Вскоре тетка Васеня вновь идет по соседям занимать в долг. Дети привыкли к такой полуголодной бестолковой жизни и особо не унывают.

Вместе с «левонтьевскими орлами» мальчик отправляется по землянику. За туесок ягод бабушка обещает ему купить заветного коня с розовой гривой. На увале дети успевают поссориться, подраться, помириться и съесть всю собранную землянику. Главный герой заражается их беззаботностью и тоже отдает все ягоды на съедение.

Игры с «левонтьевцами» продолжаются до самого вечера. Мальчик боится возвращаться домой без обещанной бабушке земляники. Он поступает по совету Саньки: набивает туесок травой, прикрывая ее сверху тонким слоем ягод.

Бабушка не догадывается об обмане. Мальчик вынужден увеличить список своих «преступлений». Он крадет несколько калачей из дома для Саньки, который грозится обо всем рассказать.

На следующий день главный герой вновь беспечно отправляется с «левонтьевцами» на рыбалку. Мальчик старается не думать о раскрытии обмана и неизбежном наказании. Его подбадривает Санька: «Ништяк!… Не ходи домой, и все!». Когда бабушка возвращается из города, он уходит к родственникам на другой конец села.

Вернуться домой все же приходится. К счастью, ночью приезжает дедушка — главный защитник внука. Утром мальчик покорно выслушивает ругань бабушки, ощущая огромный стыд. Мучаясь раскаянием, он поднимает голову и видит сказочную картину: «По скобленому кухонному столу… скакал конь с розовой гривой».

Проблематика

На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.

Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.

Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.

Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.

Чему учит автор

Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства. На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана.

Ссылка на основную публикацию