Любовь в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

Сочинение Тема любви в рассказе Чистый понедельник Бунина

Освещая тему любви в своих рассказах, Бунин И. А. раскрывает всю глубину своего таланта, умение психологически точно показать состояние души героя в самый напряженный момент жизни. Без любви нет жизни. В то же время писатель считал любовь трагедией, духовным помешательством и высшим наслаждением. Интимные подробности в произведениях писателя делают их реалистичными, притягательными и неповторимыми для читателей. Рассказ “Чистый понедельник” вошел в сборник “Темные аллеи”, который был написан в эмиграции и полностью посвящен любви.

Он и Она – главные герои рассказа “Чистый понедельник”. Писатель не дал им имен, посчитав это лишним. Они молодые, полные сил мужчина и женщина. Вместе проводят время. Это может быть немногословные беседы дома или чаще выезды в рестораны и театры. Их красота привлекала внимание. По темпераменту они были совершенно разными. Он – горячий, подвижный, веселый. Она – молчалива, задумчива. Как будто всматривалась в мир и все не могла найти себе места. Читала книги, ходила на курсы и в театр, но не трогало ничего ее душу. Неожиданным открытием для него стало ее посещение кладбищ, церквей и соборов, знание древней литературы. Квартира ее находилась напротив храма Спасителя. Читая наизусть отрывки из произведений, или рассказывая о посещение кладбищ, она становилась разговорчивой и одухотворенной. Как будто лампадка в глазах светилась.

Их отношения заставляют его сомневаться, а есть ли у них любовь. Это мучит его, он старается не замечать ее странности. Однажды она прямо сказала ему, что собирается уйти в монастырь. Ему хочется ясности в их отношениях, но она всегда чувствует грань дозволенного, заставляя его страдать еще больше. Его все время влечет к ней, но она не собирается за него замуж. Она готовит себя для другой жизни, здесь, с ним, она ненадолго и как будто случайно.

В “прощеное воскресенье” она простила всех и сама попросила прощенье. В чистый понедельник разрешила ему остаться на ночь и постигла земную радость женщины. На следующий день она уехала, навсегда. Она сделала свой выбор. Выбрала любовь к богу.

“Странная любовь” думал он об их отношениях. Зная, чем закончится их любовь, он не променял бы ни одной минуты с ней, на что – то другое. Любовь это стихия, она меняет человека, придает ему смысл жизни, заставляет жить воспоминаниями. Она помогает взлететь или упасть в бездну. Любовь это жизнь.

Он простил ее, но понять не смог.

Вариант 2

Бунин многогранно раскрывает тему отношений между влюбленными в собственных рассказах. В Чистом понедельнике автор описывает молодую и красивую пару. Таких людей периодически возможно увидеть, как говорится, в свете. Они привлекают взгляды, заставляют восхищаться, но не многие понимают какие на самом деле между ними отношения. Бунин раскрывает эти отношения, он как бы приподнимает завесу и там оказывается весьма удивительная структура.

С одной стороны кавалер, который оказывается довольно-таки примитивным. С другой стороны девушка, которая оказывается весьма глубокой личностью, которая скрывается за простой и привлекательной «оберткой».

Начнем по порядку, рассказ ведется от лица мужчины, который ухаживает за девушкой, полностью поглощен собственной страстью, хочет близости, но взаимность получает только частично. Он описывает характер девушки, исходя из обожания, но зачастую видит в ней странные противоречия. С одной стороны она безразлична, с другой – имеет типично московский вкус ко вкусным блюдам и развлечениям. Высказывания девушки о том чтобы уйти в монастырь или сделать нечто подобное он не воспринимает особенно всерьез. По сути, перед нами просто мужчина, который добивается девушки, он действительно ей восхищен и, возможно, его чувство глубоко, но все-таки его ум немного затуманен.

Она не так проста, как кажется. Как бы сейчас сказали, она является типичной «тусовщицей», но при этом не пренебрегает образованием и духовными ценностями. Искренне интересуется историей собственной страны, духовными темами и этот интерес не является надуманным, хотя и выглядит странным для молодой девушки. На самом деле она даже глубже любит своего избранника, он действительно является для нее «первым и последним» и такое отношение удивительно для молодой девушки, которая может легко наслаждаться всеми удовольствиями этого мира.

Бунин делает две кульминации в рассказе; сначала – полная близость между героями и то как он идет после молиться в церковь. Потом вторая кульминация, когда они встречаются в самом завершении рассказа в потемках и девушка узнает его, не видя – такова подлинная близость между героями, намного более высокая, чем физическая.

Этим самым автор подчеркивает ценность духовной связи, описывает искренность и истинность чувства между героями. Ведь если бы он просто добился своего и они бы зажили ценностями простого мещанского счастья, то такой встречи между ними никогда бы не было. Героиня выбирает духовный путь, они расстаются. Тем не менее, в действительности любовь между героями тем самым только возрастает и становится чем-то небесным.

Любовь в рассказе Бунина Чистый понедельник

Рассказ «Чистый понедельник», написанный Иваном Алексеевичем Буниным в 1944 году, входит в цикл «Тёмные аллеи». Этот цикл содержит в себе 38 рассказов, каждый из которых с нового ракурса раскрывает общую тему: любовь. В произведениях этого цикла ни найти одинакового сюжета, однако все они не заканчиваются счастливым браком: любовь героев обречена. Рассказ «Чистый понедельник» не является исключением из этой закономерности.

Автор не раскрывает читателю имён героев, называя их просто: Он и Она. Оба героя молоды, богаты и настолько хороши собой, что ими восхищаются окружающие. Их досуг всегда весьма насыщенный: дорогие рестораны или простые оживлённые забегаловки, театры, светские вечера. Однако отношения их неполноценны: главный герой постоянно чувствует отсутствие близости с возлюбленной. Хотя их и объединяет тёплое чувство, делающее каждую проведённую минуту вместе счастливой, характеры и интересы их сильно разнятся.

Он – лёгкий на подъём, добродушный, болтливый гуляка, в нём нет ни тени той духовной глубины и того спокойствия, которыми обладает она. Они вместе, но героиня так и остаётся загадкой для него. Её поведение ему кажется странным, а в течение отношений он открывает для себя совершенно неожиданные её увлечения: история, русские сказания и летописи, монастыри, соборы и церковные обряды. С каждым днём он любит её всё сильнее, одновременно с этим убеждаясь в том, как мало знает и понимает её.

Она, хотя и предпочитала вести себя сдержанно, явно любила этого молодого человека: принимая холодно от него конфеты и книги, они всегда были съедены и прочитаны. В вечер их последней встречи (в ночь на Чистый понедельник) она решается на близость с ним со словами: «Вот все говорил, что я мало о нем думаю Нет, я думала. » Она уехала в родной город и постриглась в монахини, это решения она вынашивала долгое время. Главный герой пытается убить своё горе в кабаках и алкоголе, боль со временем ослабевает, но не уходит.

Открытая концовка произведений лишь оставляет читателю ещё больше неразрешённых вопросов. Любовь в этом рассказе преподносится как нечто иррациональное и необъяснимое: он был слеп, не знал её, но чувства были неподдельны и искренны. Сила этого чувства, нелогичного и таинственного, способна вознести человека до небес от счастья, а затем разрушить его жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Популярные сегодня темы

Обычно жизнь писателя влияет на его творчество. Но в случае с Лермонтовым было наоборот, именно его творчество определило его биографию.

В раннем возрасте любой человек ищет своего учителя, наставника. Наш юный герой Манолино нашёл своего наставника в лице Сантьяго, старого рыбака из того же бедного рыбацкого посёлка, что и сам мальчик.

Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. И. Лесков опубликовал в журнале «Русь» в 1881 году. Чтобы понять цель, которую поставил в произведении писатель Н. С.Лесков, следует рассмотреть отношение к нему других героев.

Самая волшебная пора и самые волшебные праздники. Новогодняя ночь – это одна из самых запоминающихся ночей всего года. Это то время, когда люди загадывают желания в надежде и с верой, что они сбудутся

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

Читайте также:  Анализ произведения Васильева Завтра была война

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Сочинение по рассказу Чистый понедельник Бунина

Произведение И.А. Бунина «Чистый понедельник» является отражением психологизма прозы автора. Оно олицетворяет Московскую жизнь в начале двадцатого столетия. Очень подробно Иван Алексеевич расписывает предметы того времени. Особо выделяет древние храмы Москвы, соборы, а вместе с тем – литературу современных авторов и рестораны.

В центре рассказа оказываются два человека: мужчина и женщина, автор не указывает их имен, ведь они не важны для рассказа. Мужчина в достатке, молод, обладает привлекательной внешностью. Персонаж по-настоящему любит героиню и готов сделать все, что в его силах, чтобы они были вместе. Однако, осознать, о чем же думает женщина, он не может и не пытается.

Героиня является загадочной. Ее мысли, чувства и весь образ непонятны для читателя, неоднозначны и необъяснимы. Происхождение и повседневная жизнь женщины расписаны подробно, однако, из-за недосказанностей, невозможно составить полный образ. Действия героини подобны ей, они также необъяснимы, стихийны и нелогичны.

Перед Чистым понедельником ночью женщина была с героем, утром она ушла в монастырь. Автор на протяжение всего рассказа акцентирует внимание на том, как ей некомфортно в любом месте, в котором она находится, как она несчастна и не может понять счастье людей.

День, когда героиня покидает мужчину, становится для него неким разделителем, который отделил все то, что было до него на один этап и все то, что было после – на второй. Он чувствует сверхъестественные силы и понимает то, что не мог осознать раньше. Через два года герой, прокручивая в памяти события, которые происходили ранее, будет ехать по пути их совместного путешествия, у него возникнет желание зайти в церковь Маро-Мариинской обители. Последняя встреча героев оборачивается уходом мужчины.

Любовь, так же, как и холодный разум, описаны в произведении с точностью и пронзительностью. Читателям становится обидно за героя, ведь он принимает выбор своей возлюбленной, следует ее поручениям. И даже если бы он боролся за свою любовь, все закончилось бы так же: его неудачей. Выбор девушки был сделан, и не из-за религии, а из-за желания почувствовать единство с природой, внутреннее спокойствие. Она не могла получить этого, находясь с героем, лишь монастырь давал ей все то, чего она хотела. В других рассказах Бунина любовь описывается так же: как что-то кратковременное, как некая вспышка, оставляющая после себя яркий след в душах героев.

Сочинение Чистый понедельник (разум и чувство и тема и любви)

Сразу выскажу своё мнение… Я думаю, что тут дело не в разуме и особых чувствах, а в предназначении человека. Возлюбленная героя просто не была создана для земной жизни. Внешне она была к ней расположена – красива, здорова, энергична, но вот внутренне ей, как я понял, всегда хотелось быть духовной. Веселье света её тяготило, она тянулась к храмам и даже кладбищам. И просто пробовала какие-то земные удовольствия, чтобы отвлечься, но в итоге духовность взяла верх.

Читайте также:  Деревенская проза Шукшина кратко сочинение

Конечно, бывают люди с тонкой душевной организацией, как говорится. Их бросает по жизни из артистов в монахи. То они устраивают какие-то представления, пьют-гуляют, веселятся, а через месяц уехали в храм куда-нибудь на Бали. (Сейчас в монахи совсем не модно.) И после опять повторяется.

Героиня очень серьёзна. Она не бросалась из одной крайности в другую. Скорее, она сопротивлялась своим желаниям, хотя они не похожи на что-то плохое. Понятно, что они кажутся странными и её поклоннику, и людям вокруг. Они и её саму пугают – уйти от мира, стать монашкой. Она пытается пробовать вино, ходить в театры, на «капустники», хотя считает их пошлыми, общаться с разными людьми. Ей хотелось бы отказаться от своих красивых платьев, от лакомств, забавных книг. Герой отмечает, что она всюду ходит, всё пробует, но делает это, как по принуждению. После она бросает ему, что он «таскает» её по мероприятиям и ничего о ней настоящей не знает. И это так. Ему б и в голову не пришло, что она в свободный вечер ездит по храмам. Добровольно!

Её любовь сосредоточена на духовности. В некотором смысле, это чувство шире. С её стороны не было страстей, ревности, зацикленности, похоти… Она хорошо относилась к своему поклоннику, жалела его. Пошла на близость и ради него, чтобы ему было приятно, чтобы он «добился цели», мог поставить точку в их отношениях. (Она и сама попробовала, чтобы понять, от чего откажется в монастыре.)

Чувство долга? Она никому не была ничего должна. Ни общество, которое хотело бы, чтоб она стала его красивой частью, ни монастырям… Она сама выбрала. Свернула с пути, который был перед ней. А своего ухажёра, она, как можно понять из текста, воспринимала испытанием для себя.

По рассказу Чистый понедельник

Популярные сочинения

Первое и самое важное, чего молодые люди хотят достичь в будущем, – это получить хорошее образование. В наше время людям без образования трудно найти работу и если они вообще ее находят

В произведении «Горе от ума» Грибоедов изобразил двух абсолютно разных по характеру героев. Чацкий и Молчалин абсолютно по-разному воспитаны. Каждый из них имеет свое мнение и мировоззрение. Молчалину присуща лесть и другие низменные качества.

Произведение является первым серьезным сочинением писателя, в котором в качестве прототипов он использует наблюдения в отношении своих приятелей, знакомых.

«Тема любви в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Чистый понедельник»)»

Одной из основных тем творчества писателя является тема любви. К этой теме Бунин шел навстречу всей душой, и ни война, ни революция не могли пошатнуть этой его привязанности. В этой области, полной невыраженных оттенков и неясностей, его дар находил себе достойное применение. Он описывал любовь во всех состояниях, а в эмиграции еще пристальней, сосредоточенней относился к этому чувству. Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Но и эти законы прорываются на поверхность нечасто — большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придает трезвому, «беспощадному» бунинс-кому таланту романтический отсвет. Близость любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактами очевидными, никогда не подвергались сомнению. Однако катастрофичность бытия, непрочность человеческих отношений и самого существования — все эти излюбленные бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым грозным значением. «Любовь прекрасна» и «любовь обречена» — эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в глубине каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта. В годы войны Бунин закончил книгу рассказов «Темные аллеи», которая вышла в полном составе в 1946 году в Париже. Это единственная в русской литературе книга, в которой «все о любви». Тридцать восемь новелл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских образов — Руся, Антигона, Галя Ганская, героиня «Чистого понедельника».

В рассказе Бунина «Чистый понедельник» героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню — она. Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой». Она была будто совсем из другого мира, и, только чтобы ее не узнали в этом мире, она читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы. «Мы оба были богаты; здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», — рассказывает герой «Чистого понедельника». Казалось бы, у них есть все для абсолютного счастья. Что еще нужно? «Счастье наше, дружок, — приводит его любимая слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». Герой и героиня рассказа — разные натуры. Герой «Чистого понедельника» — «обычный» человек, при всей своей физической привлекательности и эмоциональной наполненности. Но героиня иная. В ее странных поступках ощущается значительность характера, редкостность «избранной натуры». Ее сознание разорвано. Она не прочь окунуться в «сегодняшнюю» жизнь той элитарной Москвы — концертов Шаляпина, «капустников» Художественного театра, каких-то курсов, чтения модных западных писателей начала века: Гофмансталя, Шницлера, Пшибышевского, лекций Андрея Белого и т.д., однако внутренне она чужда (как и сам Бунин) всему этому. Ее всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам ее квартиры, так Бог был близок ее сердцу. Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким и несостоятельным. И вот наконец она решилась. В последние дни мирской жизни она испила ее чашу до дна, простила всех в Прощеное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в «Чистый понедельник»: ушла в монастырь. «Нет, в жены я не гожусь». Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже ее земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте», и «вышел из ворот» чужого монастыря.

Таков один из рассказов «Темных аллей». В этом сборнике можно встретить и грубоватую чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Героям свойственна необычайная сила и искренность чувства, в них нет самоценного смакования рискованных подробностей. Любовь как бы говорит: «Там, где я стою, не может быть грязно!».

Чистая любовь в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Человеку, как никакому другому земному существу, повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встаёт перед выбором: вправо или влево, – куда идти дальше. Он делает ещё один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца пути. Одни идут быстрее, другие – медленнее, и результат бывает разный: делаешь шаг и либо падаешь в бездонную пропасть, либо попадаешь ногой на эскалатор в небеса. Человек волен выбирать работу, пристрастия, увлечения, мысли, мировоззрения, любовь. Любовь бывает к деньгам, к власти, к искусству, может быть обыкновенная, земная любовь, а может случиться так, что выше всего, выше всех чувств человек ставит любовь к родине или к Богу.

Рассказ «Чистый понедельник» повествует нам о совершенно иной любви, благодаря чему этот рассказ как бы стоит особняком, отличаясь и по тематике, и по смыслу от всех любовно-романтических произведений Бунина.

Действие рассказа происходит в 1913 году. Своими воспоминаниями здесь делится добрый, красивый и легкомысленный молодой человек. Молодые люди познакомились однажды на лекции в литературно-художественном кружке и полюбили друг друга.

В этом рассказе героиня безымянна. И это тоже у писателя имеет смысл: имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню – она.

Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, «всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой». Она была будто из другого мира.

Читайте также:  Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

И в то же время она предавалась светским развлечениям, разрешала мужчине ласки. Ещё более странным было параллельное увлечение ресторанами, театральными «капустниками». Она много читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы.

Но её всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам её квартиры, так Бог был близок её сердцу. Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища.

Но в начале Великого поста, в Чистый понедельник, героиня, наконец, уступает страстно влюбленному в нее молодому красавцу. Но что дальше? А дальше – все то же: лучше уж не будет. Полнота счастья в земной жизни недостижима, идеал любви невозможен – далее все пойдет как угасание пережитого. Выход один: оборвать все на взлете, предваряя падение. Монастырь, усмирение страстей, видно не шуточных.

В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в Чистый понедельник.

«Нет, в жёны я не гожусь». Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Ей кажется, что она нашла свою любовь, выбрала свой путь.

Но, даже скрывшись в монастыре, она продолжает там мучиться недостижимым. В рассказе об этом ничего не сказано, но в заключительных строках его мы ощущаем это, когда, описывая молодых монахинь в белых одеяниях, взгляд молодого упал на одну из них – на ту, которая «вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту». Почему в темноту? Ведь храм был озарен свечами. По всей видимости, темнота у Бунина – это пустота, это неправильно выбранный путь.

И теперь мы понимаем: тут не вера, точнее – не только вера, а, скорее всего, страх перед реальностью. Ведь любовь – это не просто страсть, не просто чувство, а еще и ответственность, тяжелая ноша. «Нет, в жёны я не гожусь». Героиня рассказа убегает в монастырь, потому что не может, не умеет нести все тяготы жизни, которые любовь налагает. Поэтому монастырь для нее – это бегство от жизни.

Виртуозно и сжато написан рассказ. Каждый штрих имеет явное и скрытое значение. Чего стоит последний, утонченно-светский, черно-бархатный туалет героини с её прической шамаханской царицы! Неожиданное и показательное сочетание. Девушка постоянно следует разными путями, живо напоминающими окружающие её различия. Таков символический смысл женского образа. В нём совместились тяга к духовному подвигу и ко всему богатству мира, сомнения, жертвенность и тоска по идеалу.

Есть в рассказе и другой смысл авторских размышлений. Извечные противоречия человеческой, конкретнее, женской природы, любви, возвышенной и земной, чувственной, определили испытания героини. Ее смелость, способность пройти через все запреты и соблазны помогают открыть таинственную, непреодолимую власть инстинкта. Но тем теплее, сочувственнее отношение автора к молодой женщине, чем больше она сопротивляется вполне естественным, хотя мучительным для неё, влечениям.

«Чистый понедельник» сочинение по рассказу И. Бунина

Бунин Иван Алексеевич — первый в России писатель, удостоенный Нобелевской премии. Это человек со сложной судьбой, у которого был талант к написанию произведений, в том числе на любовную тематику. Причем Бунина можно с уверенностью назвать писателем ошеломительного таланта, насчет всего, что касалось любви. Он умел очень тонко и точно передать чувства героев и их душевное состояние в период влюбленности. Бунину удавалось затрагивать откровенные темы, раскрывая интимные человеческие переживания, которые мы можем проследить, например, в рассказе Бунина Чистый понедельник. Давайте сделаем анализ этого произведения.

Краткий анализ рассказа

В 11 классе мы изучили произведение Бунина Чистый понедельник, написанное автором в 1944 году. Этот рассказ, как и многие другие, что были написаны в период с 1937 по 1944 годы, вошел в книгу Темные аллеи. Здесь мы также видим мотив воспоминаний, где рассказчик переносит читателя в столицу. Он красивый и молодой, повстречал такую же прекрасную героиню. Автор не дает им имена, но это не мешает нам наслаждаться историей любви, которая красиво началась и быстро завершилась.

Анализируя рассказ Бунина Чистый понедельник, хочется отметить, что при знакомстве с произведением, читатель встречает такие известные личности, как Андрей Белый, который читает лекцию, где герои и знакомятся. Здесь мы видим на очередном капустнике Станиславского и Московина. В рассказе встречается имя известного театрального деятеля Сулержицкого и другие известные люди того времени. Главный герой влюбляется в женщину, и готов ради нее на все. Она же оказалась загадкой. Ее действия были необъяснимы, поступки иррациональным и стихийны. Главная героиня рассказа сразу выделяется среди других представительниц прекрасного пола. Она учится на курсах, не понимая, зачем ей нужна эта учеба. Девушка образована, умна, но очень отстраненная. При этом она умеет жить, получая наслаждение от чтения, еды и развлечений.

Герои любят друг друга, но как отмечает рассказчик, их любовь какая-то странная. Он как бы предчувствует быстрый конец их отношений, ведь девушка не дает им развиваться. Все разговоры о свадьбе героиня прерывает и постоянно говорит, что не предназначена для роли жены. Мы видим, что ей нравится праздная жизнь, но в то же время ей хочется чего-то другого.

И вот, в чистый понедельник, решив отдаться полностью чувствам любви, герои проводят ночь вместе. Это была не только их первая ночь любви, но и последняя. После ночи молодой человек нашел записку, в которой узнает, что его возлюбленная решила уйти в монастырь.

Для него это было ужасным потрясением, он больно переживает разрыв и спивается. Под Новый год ему захотелось пройтись по тем же дорогам, по которым они бродили со своей любимой. Вот так гуляя, он подошел к монастырю. Зайдя в церковь, он случайно увидел свою даму сердца. Увидел и тут же выбежал. Это была их последняя встреча.

Тема любви в рассказе Бунина Чистый понедельник

Прочитав произведение Ивана Бунина Чистый понедельник, мы познакомились с историей загадочной любви. Это чувство было и счастьем, и мукой, и великой тайной, и неразгаданной загадкой. Рассказ познакомил нас с молодыми влюбленными, красивой парой, на которую все обращали внимание. Однако это были разные люди, с разным внутренним миром. Влюбленный герой красиво ухаживал, дарил подарки, водил по клубам и ресторанам и был настолько ослеплен любовью, что не попытался рассмотреть внутренний мир своей героини. Лишь изредка он замечал их странные отношения, даже называя странной их любовь. Между тем, он даже не пытался разобраться в проблеме. Поглощенный обожанием своей возлюбленной, он не рассмотрел сложный многогранный мир избранницы.

Девушка также любила молодого человека, но при этом ее влечет духовный мир. Она долго не могла понять, что для нее важнее, вечное или сиюминутное. Лишь после ночи любви, в чистый понедельник, девушка все для себя решила и ушла молча, не прощаясь. Позже она ответит в письме, что решила постричься в монахини.

Читая Чистый понедельник, понимаешь, что между героями есть какой-то барьер непонимания. Проблема была в том, что в их любви не было глубины. Герой, окружив вниманием возлюбленную, не познал ее внутренний мир и душевные желания. Сама же девушка сумела понять, что светская жизнь мелочна и ничтожна. Вот и предпочла она любовь к Богу, пожертвовав романтическим влечением к мужчине.

Как мы видим, и в этот раз любовь не завершается счастьем двух героев. И здесь нет ни свадьбы, ни созданной семьи. Однако, имеется любовь — таинственная, загадочная, непостижимая. И в этом очарование бунинского рассказа.

Главные герои

В рассказе Чистый понедельник только два главных героя. Они безымянные. Просто он и она.

Он — молодой, богатый дворянин, который полюбил главную героиню рассказа. Его любовь была искренней и сильной. Он был готов скрепить отношения узами брака. Вот только героиня постоянно уходила от ответа. Он боится смотреть в будущее и живет настоящим, при этом чувствуя некую отстраненность избранницы. От этой неполноты ответных чувств он страдает, но еще больше он начинает страдать, когда узнает, что девушка ушла в монахини. Он спивается и не может найти покой.

Она — богатая, красивая, любит светское общество и красивую жизнь. При этом очень странно себя ведет. Причину читатель узнает позже. Ее отрешенность была обусловлена поиском своего я. В конце концов девушка делает свой выбор, заглушив в себе земные чувства.

Смысл рассказа

Если говорить о смысле рассказа Бунина Чистый понедельник, то здесь все очень сложно. Как по мне, то смысл рассказа заключается в следующем. Автор попытался показать читателю, что в жизни важно не только чувство любви, но и состояние души. Чтобы достичь истинного счастья, приходится останавливаться перед нравственным выбором. Многие из нас делают неправильный выбор и боятся себе в этом признаться. Но другие, подобно героине рассказа, находят силы и не боятся менять свою судьбу.

Ссылка на основную публикацию