Мцыри – любимый идеал Лермонтова сочинение

Сочинение Мцыри – любимый идеал Лермонтова 8 класс

Написанная М.Ю.Лермонтовым поэма “Мцыри” повествует о свободолюбивом грузинском юноше, который мечтал о возвращении на родину из монастыря, где оказался ещё в раннем детстве. Несмотря на печальное завершение этой истории, мы понимаем, что Мцыри погибает человеком, который, пусть и не исполнил своей мечты, но сделал всё, чтобы к ней прикоснуться.

М.Ю.Лермонтов использует в своей поэме мужскую рифму, из-за чего при чтении произведения создаётся ощущение постоянного напряжения, решимости, сражения. Автор относился с глубоким уважением к людям, наделенным такими качествами, как отвага, свободолюбие, смелость. Всё это присутствует в характере главного героя, мы понимаем, что он неспроста покинул монастырь – оставаться там и дальше было бы просто невыносимо для юноши, томившегося размеренной жизнью монахов. Он убегает, и, совершив этот поступок, впоследствии уже никогда, даже лёжа на смертном одре, не сожалеет о содеянном:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Мцыри в красках описывает монаху всё то, что он увидел: как поражён он был великолепием природы, красотой случайно встреченной грузинки и свежестью встречного ветра. Этим Лермонтов стремится донести до нас, как важно молодому человеку любить родной край, иметь мечты и стремления, ведь именно это – те вещи, за которые не жалко погибнуть.

Обратимся к эпизоду сражения Мцыри с барсом. Поэт уделяет огромное внимание описанию смелости главного героя в этой борьбе. Он не просто не боится, он рвётся в бой, которого ждал в душе всю свою жизнь. Мцыри юн и неопытен, но даже это не мешает ему проявить мужество и смелость в развернувшейся битве. Он выходит из боя с диким зверем победителем – настолько сильно его желание победить, вернуться к собственным истокам, стать свободным человеком.

Таким образом, даже оказываясь на смертном одре, Мцыри не сожалеет о своей угасающей жизни. Его беспокоит и тяготит лишь то, что он так и не оказался на родине, но юноша беспрекословно смиряется с собственной судьбой. За дни побега он испытал всё то, что никогда не тронет старческие, равнодушные к жизни сердца монахов. Можно сказать, что, несмотря на быстротечность счастья, Мцыри был счастлив собственной свободой и несокрушимостью, и именно это делает его нравственным идеалом Лермонтова, воспевавшего смелость, независимость и пылкость юных сердец.

2 вариант

При написании произведения его создатель непременно отражает в нём себя. Он может воплотить собственные идеалы, чувства и мысли, или выписать персонаж, в чём-то на себя похожего. Поэтому у писателей и поэтов всегда есть любимые герои.

Мысли о создании произведения о судьбе монаха, стремящегося стать свободным, Лермонтов вынашивал многие годы. Каждый, кто читал эту поэму и знаком с судьбой её автора приходит к мнению, что Мцыри наделён качествами, которые очень ценил проставленным поэтом. Ведь он, как и персонаж его поэмы, постоянно боролся за право быть свободным.

Мцыри является отражением автора. Этот персонаж, сберёгший до смерти веру, человечность, мужество, жажду свободы, лучше и полнее остальных героев произведений Лермонтова отражает характер знаменитого поэта. Мцыри проявляет лучшие качества романтического героя. Он чувствителен, раним, не способен смириться с жестокими правилами общества. И также он очень любит природу. Мцыри получает удовольствие от шелеста листьев, с любовью смотрит на облака. Дикая природа Кавказа сильно очаровывает главного героя поэмы. Она пробуждает в нём лучшие чувства.

Его образом поэт демонстрирует, что вольнолюбивый дух, победит жёсткое общество. Поэтому в будущем люди непременно победят тиранию и будут высоко ценить свободу.

Поэма навеяна необычным знакомством. Пребывая в ссылке, поэт посетил руины монастыря и встретил там пожилого монаха. Старик рассказал знаменитому поэту о своей очень трудной судьбе. Когда он был ребёнком его взяли в плен русские военные. А затем он был ими отправлен на служение в монастырь. Старик смирился со своей судьбой, но, воспоминания о родном доме и тоску по свободе он сберёг на всю жизнь. Эта история очень тронула Лермонтова, и через несколько лет он написал «Мцыри».

Все знакомые прославленного поэта заявляют, что это было любимое произведение Лермонтова. Ведь автор наделил Мцыри своей судьбой. Мать поэта рано умерла, а с отцом ему не разрешали видеться. Как и персонаж, поэт рос среди людей, которые не поощряли свободомыслие и свободу слова. Но, несмотря на это им обоим свойственны ум, свободолюбие, стойкость и преданность идеалам.

Лермонтов создал персонаж, очень близкий ему по духу. Ведь поэт был гордым и чувствительным мужчиной, который сильно страдает от одиночества. Мцыри был для него своеобразный другом, помощником, а также опорой в его трудной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Мцыри – любимый идеал Лермонтова

Популярные сегодня темы

Ожидание зимы для меня всегда волнительно. Почему так? Да, наверное, от того, что зима – сказанное время года, окунающее в себя целиком с головой и окутывающее весь мир в сверкающий серебряный плед.

Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь

В известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.

Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще

Гусеница с утра до вечера только тем и занималась, что жевала крапивные листья. Происходящее вокруг совершенно её не интересовало. Лесной клоп критиковал Гусеницу за столь ограниченный кругозор. Тли хором поддакивали ему.

Мцыри – “любимый идеал” Лермонтова

Свобода… Что на свете может быть прекраснее этого слова.

Страстную тоску своих современников по свободной отчизне Лермонтов показал в поэме «Мцыри». Идеи, замыслы поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. И воплотил их в своем новом произведении. Родной дом, жизнь, отчизна, борьба, свобода – все соединилось в едином созвездии, наполняя душу читателя тоской по мечте. Гимн «пламенной страсти», жгучего желания – вот что такое поэма «Мцыри»:

Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…

О чем мечтал одинокий мальчик, который за всю свою жизнь видел только мрачные стены монастыря? Вдохнуть воздух свободы, найти дом и прикоснуться к родной земле…

Молодой послушник лелеял мимолетные воспоминания о родных горах, Кавказе, об отце – отважном воине с гордым взором, о песнях юных сестер и о своих играх близ шумного водного потока. Ему представлялся звон отцовской кольчуги, блеск его ружья, тень дома и рассказы стариков…

Мцыри настолько сильно скучает по родному краю, что ночью в грозу убегает из монастыря, решив во что бы то ни стало найти путь домой. «Бурное» сердце бесстрашного юноши бьется в унисон с грозой, в то время как монахи, трепеща от страха, молят Бога отвести от них опасность. Но для Мцыри буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой.

Красота окружающего беглеца нового мира оставила в его душе неизгладимое впечатление. Гармония природы восхитила его, дала почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И бушующий, усиленный грозою горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и ночная гроза. И навсегда остаются у него в душе пышные поля, зеленые холмы, темные скалы и виденные вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны.

Критик Белинский однажды сказал о герое поэмы Лермонтова: «Что за огненная душа, что за могучий дух у этого Мцыри». И читатели ближе узнают этот «могучий дух» в битве юноши с барсом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Из этой схватки герой выходит победителем.

Никто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины, своей дороги. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей желанной цели.

Читайте также:  Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Уже находясь на пороге смерти, когда Мцыри рассказывает о своем трехдневном приключении старику-монаху, он говорит, что жил только на воле. Мцыри не боится смерти, потому что верит, что могила подарит ему покой. Однако ему жаль расставаться с жизнью, ведь жить по-настоящему герою удалось лишь несколько дней.

Между чувствами героя и чувствами автора, несомненно, существует очень тесная связь. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. И потому монастырь, который вырывает человека из жизни, Лермонтов изображает как клетку с толстыми прутьями, как мрачную тюрьму.

Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию, звучал голос Мцыри, звавшего на волю:

От келий душных и молитв…
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной жизни во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, тем, кто наравне с Лермонтовым, своим создателем, защищал человеческую волю и отстаивал земные права у неба. И недаром так богат язык поэмы. Создается впечатление, что «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила ему в этом.

Свобода… Это прекрасное слово… Свобода… Повторяй его на всех языках мира, шепчи его про себя или кричи изо всех сил, чтобы слышал тебя каждый. Ведь никто и никогда не сможет отнять у тебя стремление и жажду стать свободным.

Мцыри – любимый идеал Лермонтова

Создавая произведение, автор обязательно отражает в нем самого себя. Он может воплотить свои идеалы и мысли, либо же выписать героя, в чем-то на себя похожего, но, так или иначе, авторское начало обязательно будет присутствовать в тексте. Неудивительно в таком случае, что у автора будут появляться любимые герои. М. Лермонтов — писатель, чье творчество нельзя рассматривать отдельно от художественного стиля романтизма, господствующего в первой половине 19 века. Романтизм приходит на смену классицизму и сменяет поэтическое представление об идеальном обществе на представление об идеальном герое. Романтический герой обладает всеми наилучшими качествами. Он красив, горд, духовно богат, не может смириться с окружающей его несправедливостью и оттого часто оказывается непонят окружающими. М. Лермонтов создает целый ряд романтических героев: Печорин, Демон, Арбенин, Мцыри. И именно последний из них, борец Мцыри — любимый идеал Лермонтова.

Еще критик Белинский писал о Мцыри так: «… отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью. Это произведение субъективное».

Поэма «Мцыри» была любимой у самого Лермонтова, его современники отмечали, что ее поэт знал ее наизусть, часто и с удовольствием читал вслух. Вот как пишет об этом Н. Муравьев: «В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… ».

Отчего же Мцыри любимый герой Лермонтова? Изучая произведения Лермонтова, Белинский видел его черты и в других героях, но только в Мцыри они проявляются со всей полнотой. Печорин, главное действующее лицо «Героя нашего времени», крайне самолюбив. Он не только страдает сам — он причиняет страдание окружающим, что для Лермонтова было неприемлемо. Арбенин («Маскарад»), и вовсе опускается от трагедии непонятого героя до банального преступления — убивает любящую его женщину. Демон же, которого часто называли вторым «я» Лермонтова, до крайности холоден и горд. Любовь лишь на время пробуждает в нем что-то человеческое, но этому человеческому суждено быстро угаснуть. Все они, хоть и заслуживают симпатии и сочувствия, трагически раздвоены, не удовлетворены духовно. Из-за этой неудовлетворенности каждый из них причиняет боль и другим людям, и отражая эту их черту, Лермонтов одновременно ее осуждает. Один Мцыри, переживая страдания, до последнего остается человечным. Он сохраняет живую душу, и оттого наиболее близок Лермонтову, также сумевшему до последних дней жизни сберечь веру в людей. Семена «глубокой веры, веры гордой в людей и жизнь иную», вот что находил Белинский в самом Лермонтове, вот как он отзывался о поэте под впечатлением общения с ним. Неудивительно, что после таких слов он считает возможным сравнивать Лермонтова и Мцыри.

Сходство Лермонтова и Мцыри заметно с первого взгляда: их обоих отличает страстная, непримиримая натура и неукротимое стремление к свободе. Лермонтов, как и его герой, рос оторванным от родных. Мцыри еще ребенком увезли с родины, от его семьи. Все, что осталось у него от отца — смутные воспоминания о сильном человеке с «гордым непреклонным взглядом»: «и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья». А Лермонтову с его родным отцом не давала видеться воспитывавшая его бабушка. Мальчик сильно страдал от вынужденной разлуки и, по его воспоминаниям, писал отцу длинные проникновенные письма: «Ужасная судьба отца и сына / жить розно и в разлуке умереть…». Известно множество стихотворений Лермонтова, посвященных его отцу: “Ужасная судьба отца и сына”, “Эпитафия” (“Прости! Увидимся ль мы снова?”), “Я видел тень блаженства; но вполне …”, ” Пусть я кого-нибудь люблю…”. Так что боль от разлуки с родными людьми Лермонтов понимал в полной мере.
Сходна и среда, в которой воспитываются Лермонтов и его герой. «Монастырем» Лермонтова, подавляющем любые порывы свободомыслия, становится эпоха реакции в России, на время которой приходится его молодость. Смиренно и в чем-то даже равнодушно выслушивает страстную исповедь Мцыри монах. Точно так же смиренно и равнодушно относятся к происходящему в стране современники Лермонтова. У него, как и у Мцыри, нет единомышленника.

Кавказ! — вот то вольное место, куда стремятся оба, надеясь обрести там долгожданную свободу. То, как Лермонтов относится к Мцыри, можно понять уже по среде, в которую он помещает своего героя. Известно, что именно Кавказ поэт считал своей второй, духовной родиной. Там протекала его молодость, там он узнал свою первую любовь. Во время ссылки перед Лермонтовым открывается дух свободного Кавказа, который невозможно ни победить, ни укротить. Кавказ — это, по словам самого поэта, «стена», за которую не проникает даже взгляд соглядатая, от которого в России невозможно было укрыться. На Кавказе Лермонтов долгое время живет, там же он, повторяя судьбу своего героя, и погибает…

Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

Вот чего желает, по его же словам, Мцыри. Этим поисками посвящена и вся жизнь Лермонтова. Стремление к свободе — и скованность обстоятельствами, сильная страстная натура — и полнейшее непонимание окружающего мира, любовь к жизни, жажда узнать эту жизнь в полной мере — и ранняя смерть, беспощадно эту жизнь обрывающая, — вот черты, сближающие Лермонтова с его героем Мцыри. Есть и еще одна деталь: Мцыри также воспринимает мир поэтично, речь его исповеди богата образами и сравнениями, ему, как и поэту, внятны речи потока и гор. Мцыри любимый идеал поэта, и не случайно он сближается с ним и как творческая личность. Этим Лермонтов еще раз выделяет Мцыри как своего любимого героя, более того, как равного себе. Не сумев встретить такого друга в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей.

Мцыри – любимый идеал Лермонтова сочинение

Писатель создает своего героя на основании своего собственного жизненного опыта, впечатлений, мировоззрения. Герои поэта и писателя М.Ю. Лермонтова создаются в том числе под влиянием главенствующего в начале 19 века направления – романтизма. Они во многом имеют схожие черты характера, образ мыслей: будь то Демон, Печорин или Мцыри. Дело здесь не только в мировоззрении автора или влияния романтизма. Все эти герои имеют общий источник – это сам автор.

Читайте также:  Сочинение Что лучше - истина или сострадание в драме Горького На дне?

Многие персонажи имеют черты своего создателя, но о герое Лермонтова Мцыри можно однозначно сказать, что это отражение самого автора. Он наделил его идеалами, характером, свойственными самому юному писателю. Белинский называл это произведение «субъективным», т.е. полностью отражающим характер своего создателя. Он сравнивал других героев писателя и находил в них одинаковые и отличные черты, т.е. свойственное характеру Лермонтова и нет. Однако, персонаж Мцыри, сохранивший до конца своих дней свою веру, человечность, жажду свободы, наиболее полно отражает характер Лермонтова.

Был ли этот «двойник» люб самому автору? Все современники сходятся во мнении, что это было любимое творение автора. Лермонтов знал его наизусть, часто декламировал. Автор наделил Мцыри собственной судьбой, оторванного от родителей ребенка, которому запрещали видеться с отцом. И персонаж, и его создатель выросли в обстановке, не поощряющей свободомыслие и свободу слова. Страстная натура, светлый ум, жажда свободы, стойкость и верность своим идеалам – вот, что особенно их сближает.

Лермонтов создает персонаж, близкий ему по духу. Это гордый, сильный человек, страдающий от одиночества, желающий выразить себя в условиях царской России. Не случайно, Лермонтов любил своего героя. Это был для него своеобразный друг, помощник, опора в его сложной и неоднозначной жизни.

Сочинение Мцыри как идеал Лермонтова

Тяжелая судьба свободолюбивого монаха была рассказана юным Лермонтовым в поэме «Исповедь», однако данное произведение по каким-то причинам не удовлетворяло самого поэта. Это была незамысловатая история о трагической любви юноши, поддавшегося искушению. Воспитанника монастыря, осмелившегося полюбить, казнили.

Вдохновение вновь посетило поэта весной 1937 года — во время его первой ссылки на Кавказ. Путь Лермонтова лежал через Тифлис. Там Михаил Юрьевич встретил пожилого монаха, бродившего по развалинам монастыря. Тот рассказал Лермонтову историю своей жизни. Он, плененный в детстве русскими военными, был отдан на воспитание монахам. С ранних лет мальчик был лишен родительского тепла. Служители монастыря, привыкшие к отшельнической жизни, не могли восполнить отсутствие любви. Между тем юноша постоянно мечтал сбежать от темных келий, ставших для него тюрьмой. Исповедь старика настолько впечатлила поэта, что тот решил положить ее в основу будущей поэмы.

«Мцыри» — история об отчаянно борющемся за свободу монахе, с которым невольно отождествлял себя и сам Лермонтов. Именно этот герой, по словам знаменитого критика Виссариона Белинского, был любимым идеалом поэта.

В своем произведении Лермонтов поднимает одну из важнейших тем того времени — тему свободы. Декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в 1925 году, искали освобождения от гнета царизма для себя и своих соотечественников. К свободе стремится и идеальный герой поэта. Мцыри — невольник, днем и ночью мечтающий о побеге из монастырской темницы. Вскоре ему удается осуществить свое желание: ночью он сбегает в погруженный во тьму лес.

Мцыри наделен самыми лучшими качествами романтического героя — он эмоционален и раним, не может примириться с жестокими законами общества. Еще одна черта, присущая свободолюбивому монаху — любовь к природе. Он наслаждается шелестом листьев, наблюдает за плывущими в синем небе облаками. Красота дикой природы Кавказа завораживает Мцыри, пробуждая в его сердце лучшие чувства. Заветная мечта юноши наконец сбылась: он обретает свободу.

Отважному монаху удается победить в схватке свирепым барсом — не это ли признак того, что Лермонтов возвышает своего идеального героя? Вольнолюбивый дух, по мнению поэта, сильнее жесткого общества. Именно ему суждено победить тиранию и прославить истинную ценность человеческой жизни — свободу.

Мцыри – любимый идеал Лермонтова

Лев Николаевич Толстой в произведении «Война и мир» большое внимание уделил описанию партизанской войны. По Толстому «партизанской войне принадлежит право». Если вспомнить 1812 год, то можно найти такую информацию,

За частую, название любого произведения, становиться основным ключевым понятием к основной идеи и восприятию текста в целом. Это не стало исключением и в случае с известным романом Тургенева Ивана Сергеевича «Отцы и дети». Как же всё это бывает интересно,

В нашем мире происходит очень большое количество различных чудес, которые связаны с жизнью людей, но речь идет не о простых людях, так как речь пойдет о фигурах, которые были причислены к святым.

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, посвященные дружбе, занимают важное место в его творчестве. Это целое собрание интимной лирики, неразрывно связанной с жизненными событиями поэта. Стихотворения либо открыто, посвящены,

Его нередко называют городом заводов. Трижды присваивали звание ” Культурно-спортивной столицы” Республики Татарстан. Мой город — моя гордость.

Роман «Дубровский » А.С Пушкина был издан в 1852, в центре сюжета находится жизнь двух дворянских семей Троекуровых и Дубровских. Главный герой романа – молодой офицер в отставке Владимир Дубровский. С детства, после смерти матери,

Сочинение: Мцыри любимый идеал М. Ю. Лермонтова.

Мцыри – «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова.

Автор: Лермонтов М.Ю.

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он встретил дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту. М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму “Мцыри”. Белинский назвал Мцыри “огненной душой”, “исполинской натурой”, “любимым идеалом нашего поэта”. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии.

Исключительность личности Мцыри подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой “пройти в родимую страну”. Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. “Душой дитя, судьбой монах”, он был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе.

Убежав из монастыря, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти “пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность. В его речи часто используются красочные эпитеты: “сердитый вал”, “горящая бездна”, “сонные цветы”. Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему “братьев в пляске круговой”. Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. Даже змея скользит, “играя и нежася”. Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Победа слабого юноши над могучим зверем символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но в поэме они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на “рай и вечность”. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы. Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его похоронят не в родной земле. Он не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

Мне кажется, Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать.

Мцыри — любимый идеал Лермонтова

М. Ю. Лермонтов — современник А. С. Пушкина, его преемник в поэзии. Нравственный идеал Лермонтова — свобода, свет, Родина, жизнь. В. Г. Белинский, общаясь с поэтом, увидел в нем семена «глубокой веры, веры гордой в людей и жизнь иную». Поэт стремился к свету, сердечности, простоте, но сталкивался с ложью, пороками. Самую точную характеристику Лермонтову, по словам современника, дают его произведения, в них он «отразился каким был и каким хотел стать».

Поэма «Мцыри» написана в 1839 году. Она была любимым произведением автора. Он читал

ее наизусть своим современникам восторженно и самозабвенно.

«Мцыри» означает «не служащий монах, пришелец, чужеземец». Лермонтов рассказал в своей поэме историю такого человека, которого ребенком оставили в монастыре на попечение монахов.

Лермонтов хорошо знал Кавказ — это было место ссылок поэта. Поэтому он так красочно нарисовал картину природы кавказского высокогорья, где находился мужской монастырь и где развивались события поэмы. Однажды проезжий генерал оставил в монастыре больного пленного шестилетнего мальчика. Шли годы. Мальчик стал юношей. Привык к плену. Собирался

Перед нами вся короткая жизнь юноши: его затворническое детство, мечты о свободе, «о чудном мире тревог и битв, где люди вольны», о том, чего он никогда и никому не говорил за время своей жизни в монастыре.

Рассказ Мцыри о трех днях на воле — это рассказ о жизни на природе: общении с полями, скалами, небом, птицами, снегами, хребтами, водными потоками, утренними зорями, которыми одарил его седой Кавказ. Все, что он увидел, заставило его вспомнить детство, тот мир, где прошли первые годы его жизни. Юноша признается старому монаху в том, что он давно задумал побег: «взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля». Он бежал в темноте, не зная, что его ждет. Утром он обнаружил, что лежит на самом краю бездны. Его окружал прекрасный цветущий сад, слышались голоса птиц. Чтобы удовлетворить жажду, юноша спустился к потоку и тут увидел прекрасную грузинку, которая пришла к потоку за водой.

Обессиленный ночным побегом, он уснул в тени. Когда проснулся, была уже ночь. Взбираясь на деревья, юноша пытался найти дорогу, но напрасно. От безысходности и горя он рыдал и грыз землю, но «помощи людской» не желал. В эти минуты отчаяния он увидел барса. Встречи избежать было нельзя. Вооружившись рогатым суком, он ждал. Сердце зажглось жаждой борьбы: он понял, что надо делать, и к нему пришла уверенность в том, что в краю отцов он мог бы быть «не из последних удальцов».

Единоборство человека и барса продолжалось долго. Животное обессилело раньше человека, но и человек, победив барса, почти умирал.

Выйдя из леса, Мцыри понял, что вернулся к своей тюрьме. Умирающего Мцыри нашли монахи. Прощаясь со стариком-монахом, он обращается к нему с предсмертной просьбой: когда он станет умирать, пусть его перенесут в сад, «где цвели акаций белых два куста». Оттуда виден и Кавказ, где он может заснуть с мыслью о милой стране.

Лермонтов — мой любимый поэт. Образами своих героев он говорит с моим поколением, борется с косностью, насилием над личностью, зовет к свободе, свету, счастью. Мцыри — любимый идеал Лермонтова, потому он и вложил в его образ свои самые сокровенные мечты, свое видение красот Кавказа, свое неприятие затворничества в стенах монастыря. Мцыри, как и Лермонтов, готов отдать жизнь за свои идеалы, мечты о воле.

Грузинские экскурсоводы и сейчас показывают туристам монастырь вблизи Мцхеты, где томился Мцыри. На высоком берегу реки стоят руины монастыря прошлого века, угадываются кельи, вырубленные прямо в скале, невдалеке стоят одичавшие остатки сада, а внизу — место слияния двух рек, Арагвы и Куры. И память выдает:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…

Вдаль уходят, не смешиваясь в одном русле, потоки Арагвы с чистой, быстрой, прозрачной водой, и Куры — с мутной, медленной.

«Демон» и «Мцыри» М. Ю. Лермонтова В настоящей статье ставится задача сравнительного рассмотрения некоторых тем и образов, получивших отражение в поэмах М. Ю.Лермонтова «Мцыри» и «Демон». Известно, что основной конфликт лермонтовского.

Библейские мотивы в Творчестве М. Ю. Лермонтова Введение М. Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до.

Сравнительная характеристика поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Основной конфликт творчества Лермонтова строится на противопоставлении образов «неба» и земли». Контрастные отношения к миру проступают в поэмах «Демон» и «Мцыри». Это видно если сопоставить.

Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова Мцыри — главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри».

Краткое содержание «Мцыри» Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта.

Тема и идея поэмы «Мцыри» Лермонтова Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и.

Описание природы в поэме «Мцыри» Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и.

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова Введение «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели.

Тема свободы в поэме «Мцыри» «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд.

Мцыри как романтический герой На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Поэма «Мцыри», написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то.

Три дня на воле Мцыри «Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его.

Сюжет и композиция поэмы «Мцыри» Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже.

Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым.

Ссылка на основную публикацию
Название: Мцыри любимый идеал М. Ю. Лермонтова.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 07:16:49 01 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 793 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать