Народ освобожден, но счастлив ли народ – сочинение (Некрасов)

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»‎ Пример по поэме Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А.)

В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” тема счастья является одной из основных. Трудно сказать, что понимать под этим термином, ведь это сложный и неоднозначный вопрос. Поэтому автор рассматривает его с разных точек зрения: предлагает дать ответ на него многим своим героям. С их слов читатель может понять, что значит счастье, ведь каждый говорит о нём по-своему. У Некрасова тоже есть мнение по этому вопросу.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Мужики рассматривают счастье лишь с точки зрения материальной обеспеченности, поэтому они соглашаются с попом, который именно это считает главным признаком счастья. Некрасов видит счастье в другом. Для него оно заключается в желании сделать жизнь других людей лучше. Действительно, автору симпатизируют Ермил Гирин и Гриша Добросклонов, так как именно эти герои являются борцами за народные интересы и благополучие простых людей.

Автор в поэме через образ русского крестьянства пытается истолковать понятие счастья, но до того, как читатель узнает, кому же всё-таки хорошо живется на Руси, Некрасов рассказывает истории “счастливых” людей. Одна из них о Ермиле Гирине. Повествование о нём заставляет поверить в то, что мужик может быть счастливым. Он порядочный и добрый человек, имеет деньги, все его уважают за честность и справедливость, поэтому и называют счастливым. Он никогда не берет чужого:

. В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал.

Однако его история заканчивается не слишком хорошо. Сам же он никогда не считал себя счастливым. Этим автор хотел показать, что благополучию на Руси препятствует крепостничество: счастье одного человека невозможно, если другие несчастливы. Прочитав поэму, читатель узнает о судьбе Матрены Тимофеевны Корчагиной, на долю которой выпало много трудностей: смерть первого ребенка и надругательство над его мертвым телом, непростые отношения с мужем. Её жизнь – это сплошная борьба за выживание:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Она потеряла здоровье из-за тяжелого труда и душевных страданий:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой,

Кровинки нет непорченой.

Некрасов показал, что женщине живется не лучше, чем мужику. В поэме также затрагивается вопрос бесконечного пьянства крестьян. Яким Нагой считает, что в жизни крепостных отсутствуют все радости, кроме алкоголя. Таким образом, он считает, что простые люди много работают. Труд для них является единственным занятием:

В деревне Босов Яким

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Для Якима критерием счастья не является денежная обеспеченность. Автор специально рассказывает читателям о пожаре в доме крестьянина, когда он первым делом спас любимые картинки, а его жена-иконы. Эти вещи были для них дороже материальных ценностей, о которых они вспомнили гораздо позже. Когда заканчиваются все “счастливые”, Некрасов знакомит читателя с Гришей Добросклоновым, который с детства решил, что будет искать смысл счастья для народа:

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастья

Убогого и темного

Н. Скатов в своей статье пишет, что Некрасов рассказывал в произведении об упадке в русском обществе девятнадцатого века: “Это поэма о всеобщем кризисе, который всегда чреват громадными потрясениями,-вот почему уже в силу даже этого обстоятельства поэма Некрасова революционная”. Критик считает, что в произведении автор не только описывает проблемы, но и дает советы, как их решать: “Некрасов и превратил свой “Пир на весь мир” в своеобразную революционную прокламацию”.

Таким образом, на Руси хорошо Грише Добросклонову, так как он служит людям, то есть живет со смыслом.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62603

Сочинение: Народ освобожден, но счастлив ли народ по поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» — такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова — явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ.

В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет поэму «Кому на Руси жить хорошо» — самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком, и о ней во много раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда «крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу» (В. И. Ленин).

В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». «Счастье» народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно «счастье» пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего «до солнышка» и работающего «до полуночи», «счастье» каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, «счастье» бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят «три дольщика: бог, царь и господин». «Трещит крестьянский пуп» от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин «до смерти работает, до полусмерти пьет». Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее «счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье — в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля — неотъемлемое условие счастья, но ключи от счастья женского, от… вольной нашей волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она «в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына»! Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховский в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. «Куражится» и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

Много искалеченных судеб НИ совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых «чем тяжелее наказание, тем… милее господа». В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. Дружно и бодро кипит работа на «своих покосах». Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, «которых, вместо барина, драть будет волостной». Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: «что тут черная крестьянская душа», но «все вином кончается». Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

В избытке благодарности

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-«бунтари», народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме «клейменый, но не раб» Савелий, «богатырь Святорусский». И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов — тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что Доля народа, Счастье его Свет и свобода Прежде всего!

Сравнивая картины до – и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

НАРОД ОСВОБОЖДЕН, НО СЧАСТЛИВ ЛИ НАРОД?

НАРОД ОСВОБОЖДЕН, НО СЧАСТЛИВ ЛИ НАРОД?

(По поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” )

“Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила” – такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова – явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении,

В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что “призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ”.

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет поэму “Кому на Руси жить хорошо” – самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, “кому на Руси жить хорошо”, Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено “освобождение крестьян от земли”, когда “крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу” (В. И. Ленин).

В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает “счастье мужицкое”, “дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями”. “Счастье” народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно “счастье” пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего “до солнышка” и работающего “до полуночи”, “счастье” каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, “счастье” бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда “несчастье”, если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по – прежнему стоят “три дольщика: бог, царь и господин”. “Трещит крестьянский пуп” от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин “до смерти работает, до полусмерти пьет”. Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрону Тимофеевну, но именно на примере ее “счастливой” жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье – в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля – неотъемлемое условие счастья, но

Ключи от счастья женского,

От… вольной нашей волюшки

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она “в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына”!

Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховский в мире “чтит только женщину, золото, честь и вино”, но мучает, пытает, вешает своих холопов. “Куражится” и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

Много искалеченных судеб на совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых “чем тяжелее наказание, тем… милее господа”. В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. Дружно и бодро кипит работа на “своих покосах”. Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, “которых, вместо барина, драть будет волостной”. Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: “что тут черная крестьянская душа”, но “все вином кончается”. Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

В избытке благодарности

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-“бунтари”, народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме “клейменый, но не раб” Савелий, “богатырь Святорусский”. И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов – тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что

Сравнивая картины до и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Народ освобожден, но счастлив ли народ по поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» — такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова — явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ.

В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет поэму «Кому на Руси жить хорошо» — самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком, и о ней во много раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда «крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу» (В. И. Ленин).

В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». «Счастье» народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно «счастье» пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего «до солнышка» и работающего «до полуночи», «счастье» каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, «счастье» бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят «три дольщика: бог, царь и господин». «Трещит крестьянский пуп» от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин «до смерти работает, до полусмерти пьет». Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее «счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье — в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля — неотъемлемое условие счастья, но ключи от счастья женского, от… вольной нашей волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она «в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына»! Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховский в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. «Куражится» и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

Много искалеченных судеб НИ совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых «чем тяжелее наказание, тем… милее господа». В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. Дружно и бодро кипит работа на «своих покосах». Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, «которых, вместо барина, драть будет волостной». Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: «что тут черная крестьянская душа», но «все вином кончается». Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

В избытке благодарности

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-«бунтари», народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме «клейменый, но не раб» Савелий, «богатырь Святорусский». И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов — тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что Доля народа, Счастье его Свет и свобода Прежде всего!

Сравнивая картины до – и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Народ освобожден, но счастлив ли народ? Поэма

Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени — революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий — дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои — бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея романа заключалась в поиске счастливых людей в России. Семеро мужиков, главных героев поэмы, выдвигали разные гипотезы по поводу

Но искать счастливого мужики пошли в народ. А народ — это и есть те самые только что освобожденные крестьяне. Крестьяне — самый бедный и бесправный класс, и искать среди них счастливого более чем странно. Но счастье есть и среди крестьян, но в то же время несчастий у них гораздо больше. Счастливы крестьяне, конечно, своей свободой, которую они получили впервые за сотни лет.

Счастливы по разным причинам: одни счастливы необычно большим урожаем, другие своей

И счастье крестьян обычно очень локально и временно.

А теперь по порядку… Крестьяне освобождены. Это такое счастье, которое они не видели сотни лет, и, возможно, которое они вообще никогда не видели. Само счастье свалилось достаточно неожиданно, многие были к нему не готовы и, оказавшись на воле, были птичками, выращенными в клетке, а потом выпущенными на волю. В результате чего новый класс — временнообязанные, освобожденные крестьяне становился беднейшим.

Помещики раздавать свою землю не хотели, и почти вся крестьянская земля принадлежала либо помещикам, либо общине. Крестьяне не стали свободны, лишь обрели новый вид зависимости над собой. Конечно эта зависимость не такая, как крепостная, но это была зависимость от помещика, от общины, от государства. Назвать это полной свободой или счастьем очень сложно. Но привыкший ко всему русский народ мог находить и тут счастливые моменты.

Для русского мужика самое большое счастье — водка. Если ее много, то мужик становится очень счастливым. Для русских баб счастье — хороший урожай, убранный дом, накормленная семья.

Такое бывало довольно редко, поэтому бабы были менее счастливые, чем мужики. Дети крестьянские были тоже не очень счастливы. Их заставляли работать за взрослого, но при этом есть за ребенка, бегать за водкой, они постоянно получали от пьяных родителей и сами, вырастая, становились ими. Но были отдельные личности, которые считали себя счастливыми люди, которые радовались тому, что обычному человеку может быть противно или непонятно.

Один радовался тому, что у своего помещика он был «любимый раб» . Он допивал за ним и его свитой лучшие заморские вина, доедал лучшие блюда и болел «царской» болезнью — подагрой. Он был счастлив по-своему и его счастье стоит уважать, но мужикам обычным это очень не понравилось. Другие радовались хоть какому-то урожаю, который мог их прокормить.

И это было действительно счастье для тех крестьян, которым было совсем не до радости, настолько они были бедны. Но не такого счастья искали семь странников. Они искали счастья истинного, полнейшего, а значит такого, при котором больше ничего не надо. Но найти такое счастье нельзя. Тут не говорится даже о крестьянах, у высших сословий тоже всегда есть свои проблемы.

Помещики никак не могут быть счастливы, потому что прошло их время. Крепостное право отменили и помещики вместе с этим потеряли огромное влияние своего сословия, а значит, и никакого счастья у них в жизни не было. Но это помещики, а речь шла о крестьянах…

Дайджест:

Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок? Вот уже как две тысячи лет назад Волхвы завели моду делать подарки людям на день рождения. И так как они были мудры, то и дары их были мудры. Дарить и. .

Кто счастлив на Руси, в чем его счастье Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в ее незавершенном виде состоит из четырех отдельных частей, расположенных в следующем, по времени их написания, порядке: часть первая, состоящая из пролога и пяти. .

Народ и его судьба В творчестве Н. А. Некрасова центральное место занимает тема народа. В своих стихотворениях он рассказывает о судьбах русских крестьян, об их бедах и радостях, надеждах и разочарованиях. Особенно интересна в. .

Сочинение-рассуждение на тему «Власть и народ» Сочинение-рассуждение на тему «Власть и народ» Весь народ, все люди вместе создает наше государство. На первый взгляд может показаться, что все это проходит наоборот. То есть, какие-то властные люди, политические. .

Пока жив язык — жив народ С первых дней жизни человек начинает изучать свой родной язык. Это происходит незаметно. Ласковый говор матери, шепот отца над колыбелькой, бабушкины напевы и дедушкины истории постепенно знакомят ребенка с колоритом. .

Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности. .

План сочинения — Народ и дворянство в романе Толстого «Война и мир» Народ и дворянство в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление 1. Народ и дворянство — основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним. .

Раскрытие проблемы «Вождь и народ» в поэме «Моисей» Поэма «Моисей» относится к наилучшим произведениям. Одна из главнейших тем поэмы — взаимоотношения предводителя и народных масс. Уже сорок лет пророк Моисей ведет свой народ к незримой цели — к. .

Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили. .

На тему: Народ, власть, история в романе «Петр Первый» В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории Рос­сии на рубеже XVII-XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербур­га. Писатель охватывает жизнь и быт во. .

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как народная эпопея По жанру «Кому на Руси жить хорошо» — поэма. Она похожа на древнюю эпическую поэму и больше всего напоминает эпопею, рассказывающую о событиях всенародно-исторического значения, такую, как «Илиада» и «Одиссея». .

Губернское общество. Народ в поэме Мертвые души. Часть 4 Губернское общество. Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: «Идея города — возникшая до. .

Народ и личность в романе Л. Толстого «Война и мир» Толстой в романе «Война и мир» открывает собственный взгляд на проблему личности, ее роль в истории и на саму историю. По его мнению, историческое событие формировалось совсем не выдающейся личностью. .

Анализ стихотворения Бунина «Счастлив я, когда ты голубые…» Тема любви в бунинской трактовке сопряжена с печалью. Поэтизируя прекрасное чувство, приближающее человека к совершенству, автор с сожалением констатирует: любовь не приносит долгого счастья. Расставание влюбленных почти неизбежно, оно сулит. .

Анализ стихотворения Маяковского «Я счастлив!» Владимир Маяковский по праву считается не только одним из выдающихся поэтов 20 века, но и родоначальником советской рекламы. Поэт с детства любил рисовать и даже окончил несколько курсов художественного училища. .

НАРОД И ВЛАСТЬ трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» Автор начинает свою трагедию с главной темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции перед нами предстает толпа народа, плачущая и кричащая. Но многие из этой толпы даже не знают, что. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови…» Пессимистические настроения характерны для значительной части творческого наследия Лермонтова. Один из периодов их усиления пришелся на промежуток с 1830 по 1832 год. Причиной тому стала несчастная любовь, на тот момент. .

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог раздумий автора о судьбах страны и народа Кому на Руси жить хорошо — с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех. .

Народ и труд С детства нам внушали, что любовь к труду коренится в характере славянских народов, что народ уважает только тех, кто честно трудится, «в доте лица добывает хлеб насущный». Если бы учителя. .

Счастлив я, что родился на твоем берегу. «Очарованная Десна» Иду по цветущему родному краю, где буйный май раскрывает свой праздник. Одев нежно-изумрудную одежду, весело шепчутся с ветром родные тополя. Вон калина гордится своей необычной красой. А над рекой распевают. .

Анализ стихотворения Пушкина «Как счастлив я, когда могу покинуть…» В 1826 году Пушкин начал писать стихотворение «Как счастлив я, когда могу покинуть…», так и оставшееся незавершенным. В основу положен фантастический сюжет — лирический герой влюблен в русалку, которая отвечает. .

«Народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился!» Незадолго до смерти Шолохов говорил с сыном о вечных ценностях человеческой жизни: «Веры у людей никто и никогда отнять не сможет. Без веры человек — не человек. Отними у него. .

Народ скажет, как завяжет То, какую большую роль играет слово в жизни, люди поняли давно. Это нашло свое отображение в фольклоре, украинских пословицах и поговорках. Очень точными выражениями наш народ умеет охарактеризовать целую гамму. .

Народ и личность в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой выводит свою теорию о роли личности в истории. Полемизируя с теми учеными, создавшими культ. .

НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех. .

Как изображается народ в поэме «Железная дорога»? Н. А. Некрасов написал поэму «Железная дорога» в 1864 году. Тема поэмы — изображение народной жизни, идея — гневное возмущение автора бесчеловечными условиями жизни народа. Сюжет произведения прост: по Николаевской. .

Влияние телевидения на народ &;;;;;nbsp В современном мире нам очень сложно представить свою жизнь без техники и различных технологий. К примеру, уже давно почти никто не стирает руками, а используют для этих целей всем известную. .

На тему: «МЕРТВЫЕ ДУШИ» — ПОЭМА О РОССИИ Начиная писать «Мертвые души», Н. В. Го­голь ставил перед собой цель создать монумен­тальное произведение в трех томах, «великую национальную поэму». Писатель хотел показать не только современную ему Россию, но и. .

План сочинения: Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Лескова Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Н. С. Лескова Для творчества Н. С. Лескова характерен оригинальный, самобыт­ный взгляд на русскую действительность. В буднях русской жизни писатель сумел. .

Влияние телевидения на народ Влияние телевидения на народ — вот проблема, над которой рассуждает Л. Жуховицкий. В своей статье автор с негодованием говорит об отрицательном влиянии «говорящего ящика» на человека, который способствует деградации населения. .

Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Века протекали — все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос Николай Алексеевич. .

Народ и власть в поэтике Пушкина Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой. .

Русский народ в рассказах Н. С. Лескова Школьное сочинение по творчеству Н. С. Лескова. Н. С. Лесков родился четвертого февраля 1831 года, когда лютовали вьюги, заметая заночевавшие в степных буераках обозы. Будущий писатель увидел свет в семье. .

«Мцыри» как романтическая поэма Сочинения по литературе: «Мцыри» как романтическая поэма Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова — стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, «лермонтовский». .

Народ, как главный герой военной прозы Главным героем «Горячего снега», «Освобождения», «Берега» был народ, представленный во всем богатстве своего национального и духовного многообразия; в центре повествования народный подвиг и героизм в трагический момент национальной истории, подвиг. .

Согласны ли вы с высказыванием современника Н. А. Некрасова А. А. Лебедева, что автор поэма «Кому на Руси жить хорошо?» старается представить «мрачную и грустную сторону русского человека с его горем»? 1. Основная идея и смысл произведения. 2. А. А. Лебедев о поэме. 3. Негатив и позитив в изображении крестьянской жизни. 4. Переосмысление мнения критика. Для Н. А. Некрасова поэма «Кому. .

Народ и «пустоплясы» в сказка Салтыкова-Щедрина В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной «сказке-притче» «Кисель». Образ «киселя», который «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его. .

На тему: Народ и власть в поэме Медный всадник, Пушкин ­Народ и власть В своей поэме «Медный всадник» Александр Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его личными интересами и переживаниями. Написана. .

Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»; Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного героя — народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни. .

Народ в художественном мире Шевченко Нельзя сказать, что народ в художественном мире Шевченко означает какую-то безликую массу, так как и природа, и история, и культура, и искусство, и наука, и религия — все имеет значение. .

Читайте также:  Образ и характеристика Чарткова в повести Портрет Гоголя сочинение
Ссылка на основную публикацию
Название: Народ освобожден, но счастлив ли народ по поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 14:20:55 07 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2669 Комментариев: 6 Оценило: 2 человек Средний балл: 3.5 Оценка: неизвестно Скачать