Народ в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

Тема народа в сказках Салтыкова – Щедрина (ЕГЭ по литературе)

«Сказки для детей изрядного возраста» – так назвал своё итоговое произведение восьмидесятых годов Салтыков – Щедрин. Название подчёркивает, что «Сказки» предназначены для взрослых. Перед нами не традиционные бытовые и волшебные сказки или сказки о животных. Это сатира, сосредоточенная на социальной проблематике. «Сказки» вобрали в себя всё тематическое многообразие творчества Салтыкова – Щедрина: темы правящих кругов и господствующих сословий, народа, либеральной интеллигенции, нравственности.

Почему писатель обратился к жанру сказки? Потому что они выражают непреходящие ценности, близкие народному идеалу. Потому что они просты и доступны для понимания, адресованы широкому читательскому кругу, содержат готовые сказочные образы. Жанр сказки позволял Салтыкову – Щедрину в остро-сатирической и занимательной форме выражать самые сокровенные мысли и чувства. Сказочный тип мышления помогает создать типические образы, отражающие картину жизни пореформенной России.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Обратимся к сказкам, в которых раскрывается тема народа. Одной из таких сказок является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанровое определение сказки как повести настаивает на правдоподобии изображённого. Название подчёркивает, что народ в образе одного мужика показан во взаимоотношениях с правящими классами в образах двух генералов. Название утверждает превосходство одного мужика над двумя генералами.

Чтобы показать беспомощность, никчёмность генералов, ничего не знающих и ничего не умеющих, Салтыков – Щедрин прибегает к фантастике и помещает этих служащих какой-то регистратуры на необитаемый остров. Генералы не знают сторон света, не могут добыть себе пищу на плодоносном острове, кишащем всякой живностью. Показательна счастливая мысль, которая осенила генерала, бывшего когда-то ещё и учителем каллиграфии. Во-первых, он уверен, что мужик везде есть, его много; во-вторых, он обязательно от работы отлынивает, а в – третьих, мужик «и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что мужики обязаны на них работать, не подлежит для генералов сомнению.

Но и «громаднейший мужичина», которого оголодавшие генералы нашли под деревом «кверху брюхом», не сомневается в том, что он должен работать на этих «серьёзных господ». В образе мужика писатель изображает и то, что вызывает восхищение, и то, что наводит грустные, горькие мысли. Восхищает в мужике его мастерство, поистине фантастические сноровка, умелость и находчивость. Автор прибегает к гиперболе, чтобы ярче показать талантливость мужика. Он и огонь быстро извлёк, использовав два куска дерева, и рябчиков поймал, сделав силок из собственных волос. А через два дня «мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Он и «посудину» выстроил, чтобы «океан-море» переплыть и доставить генералов до самой Подъяческой.

Но этот же «громаднейший мужичина», размочив дикую коноплю, приготовил верёвку и безропотно позволил двум никчёмным господам привязать себя к дереву. Этот эпизод наводит на грустные мысли о том, что народ – производитель всех материальных благ – покорно и смиренно подчиняется власти, не думая о справедливости, о чувстве собственного достоинства. Мужик уничижительно представляет себя генералам: «…висит человек снаружи дома, в ящике на верёвке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит – это он самый я и есть!»

В сказке «Дикий помещик» мысль о том, что помещики не смогут прожить без крестьян, доказывается «от противного». В «Повести…» два генерала понимают, что для того, чтобы не умереть на необитаемом острове с голоду, надо найти мужика, и «острый запах мякинного хлеба и кислой овчины» не пугает их. А вот герой сказки «Дикий помещик» уверен, что он прекрасно обойдётся без крестьян. Когда однажды «мякинный запах пронёсся в воздухе и исчез, скрылся из виду», помещик возрадовался тому, что мужиков нет больше в его поместье и «чистый – пречистый во всех владениях воздух сделался». Без крестьян помещик стал диким: оброс шерстью, стал лазить по деревьям, охотиться на зверей и есть сырое мясо. Когда «отроившийся рой мужиков» «осыпал всю базарную площадь» губернского города, то «эту благодать обобрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Вновь на базаре появились исчезнувшие было «и мука, и мясо, и живность всякая».

Подведём итоги. Какие же идеи отражены в сказках Салтыкова-Щедрина, в которых затронута тема народа? Во-первых, это мысль о том, что именно народ производит все материальные ценности, народ кормит правящие классы. Во-вторых, подчёркивается идея социальной несправедливости; народ-труженик угнетается господствующим классом, крестьяне достойны лучшей жизни. В – третьих, автор раскрывает лучшие качества народа: трудолюбие, талантливость. В-четвёртых, писатель с грустью говорит о покорности и смирении народа, о его долготерпении; народ не пытается бороться за лучшую жизнь.

Салтыков –Щедрин искренне страдал за свой народ и верил в его счастливое будущее.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19553

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Школьное сочинение

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей. Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: “Дикий помещик”, “Пропала совесть” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: “жили да были” (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), “в некотором царстве, в некотором государстве” (“Дикий помещик”, “Недреманное око”), “в старые годы, при царе Горохе” (“Дурак”) и другие; “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “по щучьему велению, по моему хотению” и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время (“премудрый пискарь”, например, просвещенный, умеренно-либеральный, в “карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие. Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании). Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: “Имянно”).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни. Так, например, генералы, откормленные мужиком (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сделались “веселые, рыхлые, сытые, белые”. Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов. В “Диком помещике” почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма “русского дворянина” — “тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”. Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”. Пропаганда новой морали: “Дурак”, “Христова ночь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке “Орел-меценат” Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в “Богатыре” история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Солнечный удар сочинение 11 класс

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед “освобожденными” от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке “Карась-идеалист” писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в “злых” и “неразумных” щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже “комплекция каверзная”.

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге (“Коняга”). “Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб”. Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый “мужичина” в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию “хозяев” сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, “чтоб не убег”. Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

“Я люблю Россию до боли сердечной”, — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Сочинение: Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Автор: Салтыков-Щедрин М.Е.

Первые свои сказки знаменитый писатель-сатирик опубликовал в 1869 году, затем, начиная с 1880 года, они в течении семи лет регулярно появлялись в печати, вызывая неизменный интерес у читателей и бессильную ярость у властей. Что же так привлекало внимание всех к этим сказкам?

Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в России, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами даже гротеска. Можно сказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало,, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их.

В сказках писателя отражаются многие «болезни» русского общества: глупость и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой, конечно, является тема «господа и народ». Именно ей посвящено большинство сказок.

Первой сказкой писателя была «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Начинается она традиционно для русских сказок: «Жили да были два генерала…» Но затем неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове. И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Автор с нескрываемой иронией описывает, как генералы с недоумением осматривают остров и решают, как же им поступить в этих непредвиденных обстоятельствах: нужно ли писать доклад или пока воздержаться от этого? Остров, на котором очутились герои Салтыкова-Щедрина, буквально изобиловал всякой живностью: в лесу «рябчики свищут, тетерева толкуют, зайцы бегают», рыба в ручье «так и кишит», «на деревьях всякие плоды». Но глупые генералы раньше даже не представляли себе, «что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет»; один из генералов всю жизнь считал, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». И бедные герои при всем этом изобилии остаются голодными и затем чуть было не съели друг друга с голоду, но одному из них приходит в голову спасительная идея найти на острове мужика и заставить его работать на себя. И мужик, действительно, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязывали его к дереву, «чтоб не убег». А затем мужик сделал лодку и доставил генералов домой, на Подьяческую улицу, за что благодарные генералы «выслали ему рюмку водки да пятак серебра». Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему «от щедрот своих» крохи со своего стола.

Еще более ярко и выпукло эти отношения показаны в сказке «Дикий помещик». В ней изображение господ доведено до гротеска. Сатирик не только подсмеивается над глупым помещиком, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым, но изображает его ярко сатирически, гротескно. В сказке не только люди называют помещика глупым, но даже его друг-медведь. За что же князь удостоился такой «чести»? а за то, что довел своих мужиков до крайности, замучил штрафами и поборами до того, что взмолились мужики богу и упросили его избавить их от такого помещика. Добился глупый помещик своей цели: не стало в его имении мужиков, и воздух сделался чистый-пречистый. Но только об одном не думал князь: кто же будет холить и лелеять? И оказалось, что без своих Сенек помещик сам даже умываться не в состоянии. Он быстро одичал, оброс волосами, стал ходить на четвереньках, «утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем». «Но хвоста еще не приобрел», – тут же иронически замечает автор. Оказалось, что без мужика не только помещик не может прожить, но даже само государство: кто же еще, кроме них, будет платить подати и повинности? Именно народ, крестьяне, простые мужики, как это ясно доказывает писатель, являются основной государства, а не глупые помещики и бестолковые генералы. Без них Россия проживет, а вот без мужика-крестьянина – нет.

Конечно, далеко не всегда писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке «Коняга» он сочувствует и сострадает Коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то время как его братья, Пустоплясы, весело проводят время. Автор всегда был на стороне народа, а не господ и пустоплясов, и это нашло отражение в его чудесных сказках.

Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Щедрин любил народ без слепого поклонения, без преклонения перед ним: он глубоко понимал сильные стороны народной массы, но, тем не менее, зорко видел и слабые стороны ее. И это двустороннее отношение к народу – любящее и критическое – проходит красной нитью через все творчество писателя.

В “Сказках” Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои светлые надежды на силу народную.

Источникам раздумий писателя служил поразительный контраст между сильными и слабыми сторонами русского крестьянства. Проявляя беспримерный героизм в труде и способность превозмочь любые трудности жизни, оно, вместе с тем, безропотно, покорно терпело своих притеснителей, пассивно переносили гнет, питая наивную веру в пришествие добрых начальников.

С горькой иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабскую покорность крестьянства в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Громадный мужик, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Дал им по десятку яблок, а себе взял “одно, кислое”. Сам же веревку свил, чтоб генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен, что генералы “мужицким его трудом не гнушаются”. Трудно представить более рельефное изображение силы и слабости русского народа в эпоху самодержавия.

Накопившаяся боль, неугасимая ненависть, поиски выхода водили пером сатирика. Его сказки – размышления о путях исцеления от боли, и каждая написанная строка звала против тех, кто причиняет боль.

Сказка “Коняга” – вопль боли о родине. Коняга – символ крестьянина, народа, страны, униженных политических режимом и подавленных зверской эксплуатации. Труд – источник самоуважения и довольства. Так должно было быть, но так не было на деле. Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, “обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами”.
Для Коняги эти поля были местом каторги, длящейся из года в год без передышки. Не было конца работе Коняги – и ничего он не получал за работу, кроме усталости, боли, злосчастия. Коняга – символ силы народной и, в тоже время, символ забитости, несознательности, длившейся веками. Это громадина, не осознавшая своей мощи и причин своего страдальческого положения.

Высмеяв выговоры о мужике “пустоплясов”, Щедрин, может быть, единственный из писателей-современников отказался от всякой идеализации крестьянской жизни, труда крестьян. В сказке выражены не просто сочувствие и сострадание, но и глубокое понимание той трагической безысходности, которая таится в самом бессмертии мужика и Коняги. Мера страданий народа, определяемая духовным, нравственным потенциалом самого писателя, вырастает до вселенских масштабов, не подвластных времени. “Сколько веков он несет это иго – он не знает, сколько веков предстоит нести его впереди – не рассчитывает”. Народ – это “неумирающий, нерасчленимый и неистребимый”, но где выход из плена? Салтыков-Щедрин мучительно ищет выход, ответ, но эти поиски не дают утешительных результатов.

Писатель не знал, какие силы освободят Россию и русский народ, но что нужно было предпринять в качестве самой первой, элементарной меры, он знал. Прежде всего, необходимо было устранить самодержавие.

Коняга – это не только художественный символ всего подневольного русского крестьянства старой России, но и (объективное) выражение страдальческой любви писателя-гуманиста к порабощенному народу. Любовь Щедрина к народу – это любовь, опирающаяся на изначальный элемент жалости к угнетенной массе. Скорбная дума о положении народа, о его судьбе и счастье образуют основную тему душевных переживаний автора. Освобождение “человека, питающегося лебедой” было заветной целью всей его деятельности.

Конечно, симпатии Щедрина к народу – это не просто непосредственное чувство гуманного человека, безотчетно проникшегося состраданием к угнетенным. В симпатиях Салтыкова-Щедрина к народу решающую роль играет глубокое и всестороннее понимание классовых интересов крестьянства, понимание, возведенное до уровня демократического и социального идеала.

Образ народа представлен в той или иной мере почти во всех щедринских сказках (“Дикий помещик”, “Соседи”, “Кисель”, “Путем-дорогою” и др.) И в тех сказках, тема которых не касалась непосредственно мужика, последний является то в собирательном образе “малого и среднего люда, который из-за гроша целый день на дождю, да на слякоти” (“Пропала совесть”), то в эпизодической фигуре Иванушки, то Ивана Бедного, лишившегося коровы за неуплату податей (“Рождественская сказка”).
И даже картины природы запечатлели в себе глубокую скорбь о крестьянской России, задавленной грозной кабалой. На темном фоне ночи “траурные точки деревень”, “безмолвствующий поселок”, многострадальное воинство людей “серых, замученных жизнью и нищетою, людей с истерзанными сердцами и поникшими долу головами” (“Христова ночь”).

Если собрать и сгруппировать воедино многочисленные эпизоды и образы сказок, то мы получим многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России. Здесь рассказывается о бесправном труде, о страданиях, о сокровенных думах народа, о его вековой покорности, о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах (“Ворон-челобитчик”), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей (“Медведь на воеводстве”, “Бедный волк”) и т. д.

Щедрин умел понять нужду и объяснить причину происхождения народных бедствий, призывал народ положить конец своему терпению и внушал ему веру в свои силы и оптимистические надежды на торжество справедливости.

Сочинение Сказки Салтыкова-Щедрина 7, 10 класс

Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполнены глубоким смыслом и рассудком. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого. Ни у кого из писателей, нельзя встретить нечто похожее, написанное в одном стиле с Михаилом Евграфовичем.

Сплетаются воедино вроде бы совершенно разные понятия, так скажем антонимы, которые по праву должны иметь различное значение. Прочитав одно из произведений, можно заметить, как сочетается добро и зло, ложь и правда, любовь и ненависть. Любимое средство в литературном написании для писателя является гипербола.

Все герои сказок, обозначают что-то целое и всем понятное. Так, например, можно условно поделить их на злых героев и добрых.

Основным вопросом в творчестве Салтыкова-Щедрина, является идея о том, что наемный рабочий и его «руководитель» обладают разными правами и между ними всегда возникают разногласия. Во время того, как писатель повествует о жизни народа, он как бы сочувствует ему, но в тоже время и усмехается над ним за то, что все любят очень долго терпеть.

В сказках Салтыкова-Щедрина, заложен по истине совершенно не детский смысл, некоторые из них могут быть не сразу понятны и для взрослого человека. Основные герои, которые живут в сказках Михаила Евграфовича, это люди, живущие в период после многочисленных реформ, но также и все социальные слои России. Щедрин пытается высмеять всех героев, это является одной из главных задач во время написания его произведений, это довольно-таки ценно и до сегодняшнего дня остаётся быть актуальным. Одним из важных и как бы фундаментом в сказках этого писателя, является сатира, с которой так ловко справляется Салтыков-Щедрин. Необходимо отметить, что в произведениях Гоголя, также заложено сатирическое начало, но в отличие от сатиры Салтыкова-Щедрина, в ней раскрывается обучение личности на собственных ошибках. Но сатира Михаила Евграфовича создана для того, чтобы раскрыть все пороки как в человеке, так и в обществе, поэтому сатиру Салтыкова-Щедрина принято называть социальной.

Вариант 2

Сказка – самый интересный и яркий жанр фольклорной литературы. Это воплощение народной мудрости. В иносказательной и фантастической форме зашифрованы нравственные уроки. В старину говорили: «сказка ложь, да в ней намек». Здесь особенно важно умение читать «между строк». Народные истории носят не только воспитывающий, обучающий, но и развлекательный характер. Авторские сказки обладают более четкими целями. Существуют даже терапевтические сказки, тонко воздействующие на психологию человека.

Особое место в русской литературе занимают сатирические сказки М. Салтыкова-Щедрина. Аллегорические образы которых носят социальный характер. Жизнь простого народа в России никогда не была легкой. А во второй половине XIX века была наиболее горька.

Салтыков-Щедрин написал большой цикл сказок, но они не для детей. Это жесткая и обличающая сатира. В каждых образах, даже самых мелких, угадываются определенные типы людей. Сюжет сказки «Как мужик двух генералов прокормил» фантастичен только на первый взгляд. Два человека, ничего не сделавшие полезного за свою жизнь, но дослужившиеся до генеральского чина, попадают на необитаемый остров. Автор показывает всю глупость высших чинов, отсутствие приспособленности к жизни. Генералы были уверены, что «булки на деревьях растут». И очень удивились тому, что еда до попадания на стол бегает, прыгает и живет. Но простые люди обязаны на высшие чины работать, их кормить. Генералы находят мужика, «лежебока», который «от работы отлыневает». Все в сказке доведено до абсурда. Полной неспособности генералов о себе позаботиться противопоставляются совершенно фантастические способности «мужика». Он и суп в пригоршне варит, и из собственных волос силок плетет, и корабль строит, доставляя своих подопечных прямо к их квартирам в Петербурге.

Поднимается также тема абсурдности прессы того времени. «Московские ведомости» пишут только о еде, обедах, званых вечерах. И все это читать очень не приятно. Чтобы сварить уху по новому рецепту, налима необходимо высечь, а в огромной рыбе, выловленной, приготовленной и съеденной был признан какой-то мелкий чиновник. Что тоже очень аллегорично.

В сказке «Дикий помещик» поднимается также тема «мужиков» и дворян, крестьян и помещиков. Барин не понимает, что крестьяне его кормят. И боится, что «мужик весь его хлеб приест». Поэтому просит Бога об избавлении от мужика. В следствии чего, дичает. Ведь сам он не способен даже умыться и одеться.

«Премудрый пескарь» повествует о людях, которые всю жизнь чего-то боятся. И живут как чеховский «человек в футляре», а точнее не живут, а существуют.

Фольклорный, сказочный жанр был необходим автору, чтобы избежать цензуры. Какой спрос со сказки? При этом достучаться, донести до людей истину в аллегоричной форме.

Также читают:

Картинка к сочинению Сказки Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Трагичность его судьбы в том, что он разрушает все вокруг себя. Многие люди (вообще, люди) стараются что-то создавать в своей жизни. Даже если они не строят дом, не открывают фирму, не создают произведений искусства

Тема взаимоотношений поколений существует не одно столетие. Каждый знаком со множеством реальных примеров этой проблемы, начиная с тех, которые меняли историю и описывались в литературе

Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла

Мой друг Андрей – спортсмен. Точнее, он мог бы им уже и не быть, если бы не его сила духа. Все дело в том, что однажды у него диагностировали такую страшную болезнь, как миастения.

Главным в произведении является название, которое гласит «Горе от ума». Автор при написании говорит о том, что умный человек находится в обществе. Грибоедов на протяжении долгого времени не мог выбрать правильное название

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций рус­ской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салты­ков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого труд­но представить нашу классическую литературу. «Диагност наших общест­венных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь рос­сийскую Салтыков-Щедрин знал не из книг. Сосланный в Вятку за ранние произведения, обязанный служить, писатель досконально изучил жизнь раз­ных слоев общества, и прежде всего чиновничества..

Жизнь вымороченной дворянской семьи писатель изобразил в романе «Господа Головлевы», чиновников — в «Истории одного города», в «Гу­бернских очерках». Но, наверное, наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Сказки — итог многолетних жизненных на­блюдений.

В сказках мы встретим всех щедринских героев. Подобно Не­красову Щедрин писал свои сказки для народа. Многозначителен подзаго­ловок: «Сказки для детей изрядного возраста». Вот «Повесть о том, как

Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, жили за чужой счет, наивно полагая, что булки произра­стают в том самом виде, в котором их подают к чаю. На необитаемом ост­рове генералы едва не погибли, не окажись там по воле сатирика мужик, мастер на все руки, умеющий даже в пригоршне сварить суп. Покорный му­жик вьет по приказу генералов веревку, которой они привязывают его, что­бы он не убежал.

И покорность мужика вызывает горечь и боль писателя.

Если генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от не­сносных мужиков, потому что не мог, по его словам, выносить «холопьего духу». Усилия дикого помещика оказались не напрасны: «не стало мужи­ка» в его владениях. Остался помещик один — живи и радуйся исполне­нию мечты.

Но вот что случилось: с исчезновением мужика пришли не только голод, холод и лишения, но и полное одичание. Российский дворя­нин, считавший себя столпом Русского государства, превратился в дикого зверя: «Весь он оброс волосами а когти у него сделались как железные». Вывод из этой истории очевиден: народ — созидатель и ду­ховных и материальных благ. Русский мужик — столп и опора государства.

Жаль только, что он безропотен, терпелив и покорен.

Но терпение народа не беспредельно, и в своих сказках писатель говорит и об этом. В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин изобра­жает Медведя, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они «содрали шкуру» с него и посадили на рогатину. Воис­тину «наши топоры лежали до поры».

В проанализированных выше и в других сказках писателя-сатирика нашло отражение его отношение к народу, «сеятелю и хранителю» русской земли, и к тем, кто, пользуясь благами, создаваемыми народом, угнетает его. Отсюда — боль, горечь и скорбь Салтыкова-Щедрина, отсюда — обра­щенный к народу вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», отсюда — вера в светлое будущее.

Содержание сочинения верно и доказательно раскрывает предложен­ную тему путем анализа трех сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, что дает представление о художественном пространстве «сказок для детей изряд­ного возраста». Содержание сочинения верно и доказательно раскрывает предложенную тему путем анализа сказок: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи хоро­шим литературным языком.

Дайджест:

Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-Щедрина Жанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольк­лорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказ­ками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе. .

Изображение русского мужика в сказке Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки — это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда. .

Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатира Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях. .

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатира Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года —. .

План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-Щедрина Барин и мужик в произведениях Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема при­обрела. .

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как. .

Народные сказки как основа сюжета произведения Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков‑Щедрин — русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг. .

Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Сказках»? Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Сказках»? М. Г. Салтыков-Щедрин Какое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина является об­разцом сатиры на бюрократически-полицейскую Россию? Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин. .

Жанровое многообразие Салтыкова-Щедрина: романы, хроники, повести Произведения Салтыкова-Щедрина при всем их жанровом многообразии романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно изображает целое историческое время, подобно «Божественной комедии» Данте и «Человеческой. .

Пересказ произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина М. Е План пересказа 1. Два генерала внезапно очутились на необитаемом острове. Их разговоры и бестолковые дела. 2. Генералы нашли мужика, который стал их обслуживать. 3. Мужик строит лодку и доставляет генералов. .

Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1) История создания сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов. .

Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-Щедрина Реальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное. .

Анализ сказки «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина Появившись одновременно с «Повестью о том, как…», сказка «Дикий помещик» отразила пореформенное положение временнообязанных крестьян. Ее начало напоминает вступительную часть «Повести…». В журнальном варианте сказка «Дикий помещик» тоже имела подзаголовок. .

Какова особенность названий сатирических сказок Салтыкова-Щедрина? Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической. .

Сатирические сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина К жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 г.; большая же их часть написана в середине 80-х годов, в период ожесточенной правительственной реакции, наступившей после поражения второй революционной ситуации. .

План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определя­ется объектом сатиры и художественными средствами сатири­ческого изображения. II. Главная часть 1. .

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина среди русских писателей выделяла, по словам его современника Тургенева, потрясающая «сумасшедшеюмористическая фантазия». В искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики и иносказания для воспроизведения действительности ему не было равных. .

Почему смешны и одновременно грустны произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина? Салтыков-Щедрин писал свои сказки вовсе не для детворы. В образах медведей, зайцев, лошадей, карасей, пескарей критически мыслящие современники автора узнавали чиновников, помещиков, крестьян. Мораль его сочинений заключалась в сатирическом обличении. .

Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 1 В настоящее издание включены избранные сказки Салтыкова-Щедрина, часть сказочного цикла, в который входит 32 произведения. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Горячим поклонником сатирического таланта Салтыкова-Щедрина был. .

Анализ сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина М. Е Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе. .

Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-Щедрина Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы в группе. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД. .

Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром — государственный режим никогда. .

Рассуждение смысл высказывания Салтыкова-Щедрина Мысль формирует себя Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис. .

Краткое содержание очерка Салтыкова-Щедрина «Господа ташкентцы» Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура — ташкентец — и чего она жаждет? А жаждет она лишь одного —. .

Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых — «Премудрый пескарь». Пескарь был «умеренным и либеральным. Папка научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя. .

Сочетание фантастических и реальных элементов в сказках Сатыкова-Щедрина Сочетание фантастических и реальных элементов помогает сатирику ярче выразить идею сказки. Начало сказки, несмотря на традиционно сказочные обороты: «В некотором царстве, в некотором государстве» «Начал он жить да поживать»,- вполне. .

Тема сочинения: Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» В 1876 г. Салтыков-Щедрин писал одному из своих корреспондентов: «Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто. .

Доклад: Сатирические циклы Салтыкова-Щедрина После закрытия журнала «Современник» Салтыков-Щедрин перешел в преобразованные «Отечественные записки». Там были опубликованы все произведения сатирика 70-х — начала 80-х годов, в том числе и сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши». .

Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? М. Е Салтыков-Щедрин — великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными людскими пороками, а также пытался показать свой взгляд на современные. .

Жанровое и тематическое своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Венцом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву считается » История одного города «, которую он начал писать в 1868 году, а закончил в 1870 году. В центре внимания писателя —. .

По произведению Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. .

Отзыв М. Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» В 1869 году была опубликована книга «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», автором этой повести был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Также книга была иллюстрирована художником М. Черемных. Смысл. .

Краткий пересказ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Как и у героя салтыковского очерка «Имярек», «лозунг» М. Е. Щедрина выражался в трех словах: свобода, развитие и спра­ведливость — для родины, которую он, по собственному признанию, «любил до боли. .

Анализ сказки «Премудрый пискарь» Салтыкова — Щедрина М. Е Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтцкова-Щедрина в полной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка. .

Современники о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Щедрин известен в литературе нашей как писатель-беллетрист, посвятивший себя, преимущественно объяснению явлений и вопросов общественного быта. Г. Щедрин не знает таких случаев в жизни, которые важны были бы одним своим. .

Рассуждение эссе ответ по тесту 5 смысл высказывания Салтыкова-Щедрина Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис. .

Раскрыть смысл высказывания Салтыкова-Щедрина И синтаксис и грамматика и знаки препинания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис. .

По произведению Щедрина «Пошехонская старина» «Пошехонская старина» является последним произведением Щедрина. Оно создавалось уже после закрытия «Отечественных записок» и печаталось на страницах журнала «Вестник Европы». «Пошехонская старина» во многом автобиографична. В ней отражены детские впечатления. .

На тему: Над чем смеется автор в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Над чем смеется автор Значительное место в творчестве сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают поучительные сказки. Некоторые из них входят в состав школьной программы, а некоторые родители читают даже своим маленьким. .

С обзором сюжета по роману «Господа Головлевы» Писатель работал над романом «Господа Головлевы» несколько лет. Первые его главы сначала печатались в составе цикла «Благонамеренные речи». Это обстоятельство позволяет воспринимать Головлевых в ряду тех сатирических персонажей, которые любят. .

Ссылка на основную публикацию
Название: Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 09:45:47 20 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 4 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать