Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Характеристика и образ Босого в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Тут забавная «говорящая» фамилия действует, скорей, по контрасту. Это не псевдоним, не попытка «примазаться» к простым рабочим классам. Герой с этой фамилией немного прибедняется, конечно, но на деле он страшный взяточник, продажный человек. И совсем он не бос – не беден.

Никанор Босой не особенно вызывает жалость, он жаден. Именно он занимает должность председателя товарищества жильцов. Но он никому не товарищ! Никанор думает только о своей выгоде. Он даже просто уже украл деньги из кассы этого товарищества. И он прямо должен понести наказание, пусть от Воланда.

Он сталкивается с Воландом и его свитой в той самой нехорошей квартире на улице Садовой, куда приходит по долгу службы. Никанор явно второстепенный персонаж, но этот мелкий взяточник и вымогатель вызывает улыбку у читателей. Так вот, он приходит в квартиру, встречает там Коровьева, который предлагает ему взятку за то. Чтобы иностранец пожил в квартире погибшего Берлиоза. И Босой не смог устоять перед искушением, точней, не пытался. Радуясь удачной «сделке», Никанор возвращается к своему вполне благополучному быту. Но во время обеда с женой к ним приходят милиционеры, ведь Коровьев уже донёс чужим голосом на Босого. Вот только рубли, любовно запрятанные Босым в вентиляцию, ещё и превратились в валюту.

Ещё Босому снится сон, что он с другими мужчинами должен сдавать валюту… А он всё доказывает, что у него ничего нет. Это кошмарный сон, который для него сбылся, ведь теперь он должен рассказать, откуда валюта.

Никанор признаёт в отчаянии, что берёт взятки, но только не в валюте. Большая разница, как считает он. На самом деле я знаю, что в ту эпоху советскую валюта была практически запрещенной вещью. Советский человек не должен был вести с ней никаких дел. Это как предательство. В крайнем случае (инфляции и девальвации) можно было бы брать взятки золотом или борзыми щенками даже, но только не валютой! И кстати, ещё в стрессе (когда его арестовывают) Никанор Иванович вспоминает Всевышнего, клянётся его именем, что брал только рублями. Босой даже немного переходит на церковный язык… Это показывает его трусость, но и раскаяние. Перед советскими милиционерами он говорит о религии.

Никанор Иванович наказан, но он не совсем потерян для общества. Думаю, что он станет лучше после своего неприятного «приключения».

Это полу-сатирический персонаж, который начинает вызывать сочувствие. По крайней мере, у меня.

Сочинение про Босого

“Мастер и Маргарита” – роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Никанор Иванович Босой – один из второстепенных героев этого произведения.

Босой – тучный толстяк, описывается как человек с багровой физиономией, любящий вкусно поесть и хорошо выпить. Он работает заведующим столовой и живет по соседству с Берлиозом, вместе со своей женой Пелагеей Антоновной.

Наш персонаж является очень деловитым человеком, который отличается своей жадностью. У него есть и другие отрицательные черты – лживость, плутовство и авантюризм. Он очень жесток в обращении с окружающими, недоверчив и подозрителен, а также крайне осторожен. Из-за своей жадности, Никанор Иванович согласился на сделку с Коровьевым, по которому должна была сдаваться квартира. Сдача этого помещения была незаконной, так как она имела очень плохую репутацию, однако хорошая сумма взятки смогла переубедить Босого.

Он считал себя очень расчетливым и предусмотрительным. Деньги, полученные от Коровьева он спрятал в вентиляционную шахту. Этот тайник показался ему очень надежным.

Воланд, который плохо относился к нашему герою, поручил Коровьеву донести на него за незаконные валютные спекуляции. Также, деньги, которые были спрятаны в “надежном тайнике” были превращены в иностранную валюту.

Никанор Иванович был арестован и полностью признал свою вину, однако он стал выдавать других жильцов за своих подельников, обвиняя их в получении взяток. Во время следствия он стал вести себя очень странно, за что и был направлен в психиатрическую лечебницу, где уже содержались Иван Бездомный и Мастер.

Затем, в лечебнице, Никанору начинают сниться ужасные кошмары. В них он постоянно участвовал в денежных махинациях, которые были связаны с незаконными валютными спекуляциями.

Все происшествия, произошедшие с героем, были описаны в сатирическом и юмористическом стиле. Автор, раскрывая всю мошенническую сущность Босого, показывал поведение обычного горожанина среднего класса.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Босого в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий

Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть

Иван Сергеевич Тургенев выделяется среди русских писателей тем, что ему особенно хорошо удавалось создавать образы своих героинь

Зима прекрасная пора года. Я люблю зиму за то, что она дает верить в чудеса. Зимой празднуют один из моих любимых праздников новый год. Его празднуют, когда в календаре

Я живу в большом светлом шестнадцатиэтажном доме на десятом этаже. Из окна я вижу полосу горизонта с лесом, а когда нет облаков, то открывается вид на красивый закат.

Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Тема выбора в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман Н.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых ярких произведений. В нем переплелись настоящее время (время написания романа) и время прошедшее (время прихода сына Божьего на землю). В настоящем времени мы видим борьбу ума, образованности с ерундой, жадностью и неучтивостью. С самых первых страниц романа автор показывает, что дерзость должна быть наказана. Так, директор МАССОЛІТА Берлиоз заплатил жизнью за свое отношение к творцу всего человечества. Он, не зная о том, что спорит с самим дьяволом, высказывал свое пренебрежение высшими материями, не погружаясь в глубину проблемы.
В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков ярко изобразил нам так называемую тему выбора. Это прежде всего касается проблемы выбора Маргариты между «хорошей жизнью» с богатым и любящим мужем и настоящим счастьем с нищим и никому не нужным писателем – Мастером. Также мы видим проблему выбора Понтия Пилата между своим долгом и здравым смыслом, своим желанием. Понтий Пилат сделал свой выбор, но оказалось, что от него в данный момент совсем ничего не зависит. Прокуратор знал, что, объявляя смертный приговор Иешуа, делает ужасную ошибку, которую исправить будет невозможно. В его мозгу путаются мысли, он разрывается между работой и совестью.
Мастер и Маргарита встретились однажды на улице и сразу, с первого взгляда поняли, что они созданы друг для друга. С того времени между ними возникло чувство любви. До этого героиня жила в прекрасном доме со своим мужем, который ее любил и удовлетворял все желания, но, несмотря на все это, Маргарита не была счастливой в браке с ним. Женщина имела все, что желала, и деньги не приносили ей счастья. Все это она согласилась отдать ради того, чтобы быть вместе с Мастером, который жил в полуподвальном помещении и единственным занятием которого был роман, который он писал. Это был рассказ про Понтия Пилата, всевластного прокуратора. В своем произведении Мастер видел смысл жизни, а Маргарита его вдохновляла. Когда роман был завершен, просьба Мастера напечатать его произведение было отклонено. Начали появляться различные критические заметки и статьи в газетах. Мастер очень переживал по поводу этих статей, и так сильно, что решился даже сжечь главную работу своей жизни. После этого поступка Мастер совсем заблудился в собственных кошмарах и сам обратился за помощью в психиатрическую больницу.
Ради того, чтобы вернуть своего возлюбленного и отомстить обидчикам, Маргарита идет на компромисс с Воландом и его свитой. Она соглашается продать свою душу дьяволу, сделаться ведьмой и на некоторое время побыть королевой бала у Сатаны. Вместе с тем Маргарита не потеряла своей душевности и на вопрос Воланда о больше всего ее желание, спасает несчастную мученицу Фриду от угрызений совести, вместо того, чтобы вернуть себе Мастера. В конце ее самое большое желание осуществилось. Мастер и Маргарита остались навек вместе, и им было даровано спокойствие. Всех остальных, кто поддался искушениям дьявола, было наказано.
Безусловно, зло никогда не остается безнаказанным, а добро, как и должно быть, побеждает. «Настоящие», благородные люди сделали свой выбор, и он стал правильным, потому что действовали они не из собственных интересов, а на пользу окружающих, а также ради светлых чувств.

Многогранность человеческой натуры (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Роман «Мастер и Маргарита» был произведением, который принес Булга-кову мировую славу. Судьба писателя очень необычная. Появление в 1962-1967 годах нескольких весомых и до этого неизвестных произведений Булгакова, который был известен в России и Европе главным образом как автор пьес «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», переместило его имя в ряд лучших русских писателей.
Он был художником, которого не признавали в течение жизни. Некоторые пьесы Булгакова запрещали ставить в театрах, его произведения не печатались. Автор хотел принести пользу своей стране, работая режиссером, но его не принимали на работу по специальности. В этом была его
трагедия.
Роман «Мастер и Маргарита» – крупнейшее произведение Булгакова, в котором отражена многогранность человеческой души, показаны суть человеческой натуры.
Герои романа проявляют себя по-раВНОму, в зависимости от обстоятельств. Чувства и окружения, которые определяют поступки, ярко показаны в романе на примере Пилата Понтийского и Иешуа Га-Ноцри. Мирный философ Иешуа был схвачен за свои проповеди, в которых упоминал имя императора и говорил: «. наступит время, когда не будет власти ни кесарево, никакой другой власти». Исповедуя доброту и справедливость, называя людей «добрыми», Иешуа Га-Ноцри предстает перед представителем римской власти в провинции Пилатом Понтийским.
Сначала Пилат относится к Иешуа равнодушно, как к обычному мятежника, который призывает народ разгромить храм: «. прокуратор поглядел на арестованного, . подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: «Повесить его». Равнодушие базируется на том, что надоела такая работа, что у него болит голова и ему легче было бы быстрее закончить с этим делом и пойти в темную комнату отдохнуть. Булгаков показывает, что Пилат – обычный человек, которому не нравится безсуттєвість его дела: «. какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Но в то же время Пилат является прокуратором, и он должен делать свое дело – карать или миловать. Здесь Пилат показан человеком, который уважает закон, свои обязанности, человеком, который не может, вернее, боится пойти против закона. Это и сыграло роль в утверждении Пилатом приговора, вынесенный Малым Синедрионом Иешуа. Булгаков показывает Га-Ноцри в романе личностью, которая выдвигала нестандартные, необычные идеи, заставила Пилата почувствовать еще что-то, кроме своей головной боли, почувствовать, что существует мир, которому хотел посвятить себя Иешуа. Римский прокуратор больше не хочет смерти Иешуа, пытается спасти его, дает ему возможность, которой Иешуа не воспользовался, так как это, то есть ложь, могло нарушить его принципы: «Слушай, Га-Ноцри,- заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозным, но глаза были турботні,- ты когда-нибудь говорил что-нибудь про великого кесаря? Ответь: говорил. Или не говорил?- Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это должно быть на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую вроде бы хотел внушить арестанту». Из последних сил пытается Пилат-человек спасти от смертной казни Иешуа. Но когда тот признается в речи вещей о кесаря, Пилат-прокуратор утверждает смертную казнь. Писатель хотел показать непримиримость двух противоположных сторон человека: Пилат как человек не хочет казни доброго философа, но согласно закону он не может допустить речей Иешуа о императора, которые могут всколыхнуть народ. До этого примішується и страх, что он может потерять место прокуратора. Но даже после того, как Пилат утвердил приговор, он пытается добиться освобождения Иешуа Малым Синедрионом, который в день великого праздника должен был помиловать одного из четырех осужденных к смертной казни. В сцене казни Булгаков описывает человечность героя. Когда Иешуа, привязанном к столбу, давали губку, смоченную водой, он, который очень хотел пить, услышав вопль одного из двух преступников, которых казнили вместе с Иешуа, «оторвался от губки и, стараясь, чтобы его голос звучал ласково и убедительно, хрипло поблагав палача: «Дай попить ему».
Человечность Иешуа показана в этом эпизоде не случайно. Автор подчеркивает этим, что даже перед смертью Иешуа остается верным своим идеям, которые проповедовал, что эти идеи вечны.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько тесно переплелись реальные и мистические сюжеты, что зачастую невозможно отличить одно от другого, провести четкие границы. В произведении есть автобиографические эпизоды: Мастер сжигает рукопись романа, чтобы потом восстановить по памяти, как и Булгаков, который сначала тоже уничтожил первый рукопись романа, а затем восстановил его.

Читайте также:  Образ и характеристика Любима Торцова в комедии Бедность не порок Островского сочинение

Мастеру дарован покой (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков начал писать в 1928 году. Доведенный до 15-го раздела, в 1930-м году роман был уничтожен автором, а в 1932 году он был начат снова. В этом романе описывается жизнь людей 20-30-х годов XX ст. Параллельно с этим описанием автор рассказывает историю о Понтии Пилате и Иешуа.
Главным действующим лицом в романе является Мастер. Он историк по образованию; который, выиграв сто тысяч, «купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой и нанял ниже от застройщика в переулке близ Арбата. Труд в музее бросил и начал создавать роман о Понтии Пилате». Его другом была Маргарита. Она поддерживала, когда герой падал духом, заставляла продолжать писать роман. Произведение было закончено, пришло время, когда надо покинуть тайную забегаловку и выйти в жизнь». С «выходом в жизнь» закончилось спокойное существование Мастера.
Через некоторое время в газетах появились статьи, в которых авторы критиковали Мастера и его роман. Для писателя начались «совсем безрадостные дни». Статьи не прекращались. В них слышалось что-то фальшивое и неуверенное», вроде бы авторы этих статей говорили не то, что хотели сказать.
Вскоре Мастер начал пугаться темноты, у него началось психическое заболевание.
Таким образом, несколько людей смогли разрушить жизнь Мастера, его счастье, довести до того, что он попал в психіатрічної больницы. Сначала Мастер очень волновался. Он понял, что ничего не сможет изменить, отказался не только от своей фамилии, но вообще от всего в жизни.
За все страдания, перенесенные Мастером, за роман о Понтии Пилате, ему было даровано спокойствие.
Левий Матвей, придя к Воланда, сообщил: «Он прочитал сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собой автора и наградил .ее покоем». Но на вопрос Воланда о том, почему же они не хотят взять Мастера к себе, Левий Матвей ответил: «Он не заслужил света, он заслужил покой». «Кто-то отпускал на свободу Мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел без возврата. »
Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова – это произведение, не похожий на другие. В нем показана и высмеяна власть одних людей над другими. Эта власть возникла много веков назад и сохранилась до наших дней.

TESTSOCH.RU

Сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему: Верность и измена по роману «Мастер и Маргарита».

Проблемы верности и измены ставит в своем произведении М. А. Булгаков. Самым ярким олицетворением верности в романе М. Булгакова является Маргарита. Она…

Сочинение на тему: Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита».

В образе Ивана Бездомного в романе представлен тип советского поэта. Даже псевдоним выбран похожим на псевдонимы современных советских поэтов: Бедный,…

Характеристика Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита».

Важно шествует по страницам романа Понтий Пилат в белом плаще с кровавым подбоем, олицетворяющем единство святости и крови. Понтий Пилат сразу является…

Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Воланд – властитель тьмы. Имя Воланд (второй вариант Фаланд) позаимствовано из «Фауста» Гете. Это сатана, пришедший в советскую Москву с целью проверить,…

Характеристика Иешуа в романе «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение, охватившее две разные эпохи и поднявшее жизненно важные и вечные вопросы. Неоднозначное восприятие…

Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита».

Изъяны на теле общества вне времени и пространства. Об этом роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором ставятся вопросы: «Где истина?» и «Каковы…

Сочинение на тему: Чему учат нас книги Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» многогранен и интересен, он околдовывает читателя. С каждым прочтением открываешь в романе что-то новое. Тот, кто…

Сочинение на тему: Проблема одиночества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» заслуженно считается вершиной творчества М.Булгакова. Это одновременно и философское, и мистическое, и романтическое произведение.

Сочинение на тему: Почему роман Булгакова «Мастер и Маргарита» назван именно так.

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько известен, что я не сомневался в первоначальности его названия. Однако выяснилось, что автор рассматривал…

Сочинение на тему: Образ Маргариты (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Маргарита в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает одно из центральных мест. Она представлена читателю как муза Мастера. Именно с ее образом связана…

Сочинение на тему: Тема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» завораживает при прочтении своей необычностью. Время творчества автора совпадает с запретом его деятельности в нашей…

Сочинение на тему: Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ Маргариты интерес и сложен. У нее было все: муж, который был крупным специалистом, он обожал свою жену, большой дом с красивым видом на Арбат, большой…

Сочинение на тему: Любовь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тематика романа Булгакова очень разнообразна, в нем поднимается тема милосердия, ответственности, трусости, а также раскрывается тема любви и верности.…

Сочинение на тему: Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» является апогеем творчества Михаила Булгакова. В каждой строчке книги прослеживается проблема, которая была характерна для Советской…

Сочинение на тему: Основная идея романа «Мастер и Маргарита».

Свой роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков писал в течение целого десятилетия. Закончена книга была всего за несколько недель до смерти писателя. Над…

Сочинение на тему: Любовь и прощение в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

акие понятия, как прощение и любовь являются общечеловеческими понятиями. Они лежат в основе всех мировых религий. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита»…

Сочинение на тему: Образ Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Мефистофель

Читайте также:  Анализ рассказа Миль пардон, мадам! Шукшина

Сочинение на тему: Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Одним из качеств характера человека, которых стало не хватать в современном мире, это ответственность – ответственность за себя и свои поступки, ответственность…

Николай Иванович в романе “Мастер и Маргарита”: характеристика, образ соседа Маргариты

Иллюстрации к роману
“Мастер и Маргарита”.
Художник А. Григоренко

Николай Иванович является одним из второстепенных персонажей романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Ивановича в романе “Мастер и Маргарита”.

Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по “Мастер и Маргарита”

Николай Иванович в романе “Мастер и Маргарита”: характеристика, образ (сосед Маргариты)

Николай Иванович является соседом главной героини романа Маргариты:
“. Маргарита повернула голову в сад и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка. “

О внешности Николая Ивановича известно следующее:
“. сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть‑чуть поросячьими чертами лица. ”
“. Пенсне на его лице как‑то перекосилось, а свой портфель он сжимал в руках. ”
“. Николай Иванович, видный в луне до последней пуговки на серой жилетке, до последнего волоска в светлой бородке клинышком, вдруг усмехнулся дикой усмешкой, поднялся со скамейки и, очевидно, не помня себя от смущения, вместо того, чтобы снять шляпу, махнул портфелем в сторону. ”
“. ему намазала лысину. “

Он является почтенным человеком:
“. Лицо почтенного нижнего жильца. “

Николай Иванович – пожилой человек:
“. Чего я испугался, старый осел. ”
“. пожилого и солидного человека. “

Он женат, его жену зовут Клавдией Петровной:
“. Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает. “

Николай Иванович – скучный человек:
“. Ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович, – продолжала Маргарита, – вообще вы все мне так надоели, что я выразить вам этого не могу. “

Однажды женатый Николай Иванович предлагает девушке Наташе, домработнице Маргариты, быть с ним, но та отказывается:
“. что говорил, на что сманивал! Какие деньги сулил. Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает. “

В ночь, когда Воланд устраивает бал, Наташа в шутку мажет Николая Ивановича волшебным кремом. Мужчина тут же превращается в летающего борова и вместе с Наташей летит на бал:
“. Наташа мазнула кремом Николая Ивановича и сама оторопела от удивления. Лицо почтенного нижнего жильца свело в пятачок, а руки и ноги оказались с копытцами. ”
“. Она летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящем воздух. Изредка поблескивающее в луне, а потом потухающее пенсне, свалившееся с носа, летело рядом с боровом на шнуре, а шляпа то и дело наезжала борову на глаза. “

После бала Николай Иванович снова превращается в человека:
“. На месте Наташи оказался Николай Иванович. Он приобрел свой прежний человеческий облик, но был чрезвычайно мрачен и даже, пожалуй, раздражен. “

После случившегося мужчина становится “жертвой луны” и в каждое полнолуние весной ведет себя странно:
“. он что‑то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте. ”
“. всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что‑то необыкновенное. вот сейчас сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что‑то в воздухе, непременно восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой‑то сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать:
– Венера! Венера. Эх я, дурак. ”
“. вот еще одна жертва луны. Да, это еще одна жертва. “

Николай Иванович не может простить себе того, что не улетел тогда с Наташей, а остался с женой:
“. Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин. “

Это был цитатный образ и характеристика Николая Ивановича (соседа Маргариты) в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» — произведение Михаила Булгакова, известного писателя, автора таких произведений как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. Работа над романом началась Булгаковым в 20-е годы, он писал его до самой своей смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

Главная идея романа – это противостояние добра и зла. Он ставит вопросы о том «что есть истина», где правда, где ложь. Булгаков соединил временные рамки, – время суда и распятия Христа (Иешуа) и пошлость и безвремие 30-х годов двадцатого века (времена Сталина). Время сталинского правление – это когда по всей стране правило бал зло (под видом добра).

В романе же дьявол (Воланд) скорее положительный чем отрицательный герой. Он действует под видом зла, но творит по сути, не то что бы добро в полном смысле слова, а справедливое наказание людей их поступков. Как написано в «Фаусте» Гёте о дьявольской силе «та сила что сеет зло, но желая блага». Не зря Булгаков начал произведение с эпиграфа из Фауста.

В произведении Булгаков как бы ведёт полемику с читателем и пытается показать что человеческой жизнью управляют «высшие силы». Человек не в состоянии всё просчитать и управлять своей жизнью как утверждал Берлиоз, который и поплатился за своё неверие и атеизм. Берлиоз предстаёт перед читателем как скептик а Воланд как «проповедник» того что Бог есть. В итоге побеждает вера Воланд а не скептицизм Берлиоза.

Он наказывает людей за их животные инстинкты и поступки. Булгаков показывает что прогресс человечества не изменил «низменных» страстей человека. Это характерно показано в главе про выступление в Варьете.

Людские пороки (грехи), были во все времена и время не может излечить это. Булгаков показал отношении власть человек и человек власть. На примере сцены когда Маргарита (возлюбленная Мастера) после бала сидит за ужином у Воланда. Он говорит ей что не надо просить у власти «никогда, ничего», они дадут всё сами. Не стоит унижаться перед властителями, кто бы они ни были.

В конце произведения Булгаков делает вывод: да противостояние добра со злом будет всегда, но зло это в первую очередь «мы сами», нужно сначала бороться с внутренним «демоном».

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по роману №2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать). Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус – сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей. У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

В книге пересекаются два времени: настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев. Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Читайте также:  Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

По роману Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

Все мы знаем известного писателя А. П. Чехова. Родной брат писателя Николай, художник, автор картины «Крестьянский мальчик. Ванька Жуков». У братьев были теплые родственные отношения, и ему нравилось писать картины

Картина Попкова посвящена Пушкину и выражает восприятие художником образа великого поэта. Как утверждают критики, полотно было создано на основании впечатлений от Михайловского

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, бывший студент Родион Раскольников, на практике проверяет свою теорию, утверждающую право убийства одних другими.

Сатирические персонажи

«Мастер и Маргарита» зачинался как роман сатирический, о чем говорят частично восстановленные первые редакции и подготовительные материалы к ним. Булгаков-художник изначально стремился построить целостный сатирический облик внутри романной формы. Отсюда объектом его сатиры был не отдельный порок, а «жизнь как целое», порочный мир с коллективной виной. Этот мир представлялся ему символом общества, общественных взаимоотношений, где каждая личная интрига становилась социально-типической, рассматривалась в историческом срезе. Большая сатира требовала для себя и больших художественных пространств, расширения кругозора видения. У Булгакова мы находим собирательное лицо города во множественности своих частных проявлений, вполне конкретную столицу — Москву. Сатирическое дарование писателя предполагало дальнейшее обобщение.

Образ города под телескопическим взором сатирика становился образом России советской.

Формы сатирического, условного в романе унаследовали большую жанровую свободу от древней комедии и сатировской драмы. М. Булгаков вводит почти неограниченное число сатирических персонажей сообразно со сложным романным сюжетосложением, повышает структурное значение массовых сцен с элементами хора. Семейная, личная интрига реально-бытовых эпизодов в романе совершенно не играет самодостаточной роли. Образ типического социального лица, живого общественного целого складывается из множественных человеческих физиономий, характерных, часто гротескных масок. Они принадлежат, за редким исключением, второстепенным персонажам, образующим ту бытовую среду, в которую до некоторой степени погружены герои, но вместе с тем и противопоставлены ей как духовные личности.

Именно распад духовной личности приводит к «эпохе легиона», к стадности, к общественному злу (В.И. Иванов). Сатирические персонажи олицетворяют «стадность», тот же распад личности, только в другом его измерении. Происходит «расчеловечение человека» душевно-телесного, бытового, приватного, природного и социального.

Писатель-сатирик рисует лица персонажей с полным отсутствием в них духовной устремленности. Булгакову важно показать в живой цельности характеров результат утраты человеческой полноценности. В облике каждого персонажа наблюдается «несоответствие», противоречие, карикатурные черты вплоть до гротескной деформации.

Дифференциация булгаковских сатирических персонажей идет в зависимости от реакции на сверхъестествен ное, необычное. У большинства их отсутствует способность признать чудесное, просто по-человечески удивиться этому. М. Булгаков показывает процесс нарастания комического изумления. Он использует, наработанные еще Гоголем, «формулы окаменения» 22. Персонаж в результате сильного потрясения, страха постепенно застывает, на короткое время лицо его приобретает противоестественное выражение. Проследим это на примере Степы Лиходеева. Сначала Лиходеев «вытаращил налитые кровью глаза на неизвестного» (5,77). В свою очередь тот «не дал Степиному изумлению развиться до степени болезненной» (5,78). Затем «Степа побледнел и заморгал глазами» (5,79). (Заметим, что графически Булгаков заключил эту повествовательную ремарку в скобки.) Далее: «Степа открыл рот. [. ] Степа глянул на бумагу и закоченел» (5,80). Изумление часто переходит в апатию, равнодушие: «Буфетчик («нервный» Андрей Фокич Соков. — А. Г.) сидел неподвижно и очень постарел. Темные кольца окружили его глаза, щеки обвисли, и нижняя челюсть отвалилась» (5,203). Булгаков подчеркивает гротескную механистичность, конструирование персонажем мнимого облика: «Римский постарался изобразить на лице улыбку, отчего оно сделалось кислым и злым» (5,117). Изумление сопровождается восклицанием или вопросом. Варенуха «ничего не сумел произнести, кроме житейской и притом совершенно нелепой фразы: «Этого не может быть!» (5,105). Эту же фразу проговорил Берлиоз (5,8). Лиходеев подумал: «Что же это такое?!» (5,80). Бухгалтер Варьете Василий Степанович Ласточкин подумал: «Странно!» (5,189). И только Андрей Фомич обратился по старой привычке: «Господи боже мой!» (5,201).

Сложные явления для подобной публики очень быстро уясняются данными предшествующего, очень сомнительного опыта: «Положение финдиректора (Римского. — А.Г.) было очень затруднительно. Требовалось тут же, не сходя с места, изобрести обыкновенные объяснения явлений необыкновенных » (5,106). Автоматизм реакции приводит к самоуспокоению: Никанор Иванович Босой «решил плюнуть [. ] и не мучить себя замысловатым вопросом» (5,99). Варенуха троекратно повторил: «Да нет, чепуха, чепуха, чепуха!» (5,105). Сознание персонажей очень трудно чем-либо поразить. Свита Воланда прибегает к сильнодействующим средствам: сознательное безверие в чудесное опровергается, малые полууловимые преступления наказываются. Рационализм сатирических персонажей разбивается о нелогичность жизни. Фантастическое «врастает в быт», который сам по себе отмечен печатью неподлинности. Противоестественна, фантастична действительность, где властвует правило: «Нет документа, нет и человека» (5,281).

Директор Варьете Лиходеев погряз в пьянстве, разврате и выброшен из квартиры развратителем же Азазелло. Взяточник Босой получает дьявольский подарок, обернувшийся несчастьем ареста: рублевая «пачка сама вползла к нему в портфель» (5,98). Администратор Варенуха превращен в вампира, высокопоставленный чиновник Николай Иванович — в борова. «Умный» дядя Берлиоза

М.А. Поплавский развенчан «по уму» и выгнан. Завистливый и бездарный поэт Рюхин полностью лишен воли «исправить» (5,74) что-нибудь в своей жизни. За чрезмерное любопытство поплатился свободой Тимофей Квасцов. Происходят гибель Берлиоза и барона Майгеля, внутренняя встряска Римского, «смерть» буфетчика Сокова, но мы не испытываем глубоких сострадательных переживаний. Каждый из них ведь во многом сам выбрал свою судьбу.

Человеческий порок укоренен «в моральных правилах, по условиям жизни выработавшихся и принятых в данной среде», явлен «там, где он сам себя не замечает». Система сатирических персонажей дает целую иерархию греховных пороков: ложь, мошенничество, лицемерие, самоуправство, заносчивость, насилие, пьянство, разврат, доносительство, бестолковщина, лукавство и грубая лесть. Трудно перечислить все искушения ко злу, которыми «захвачены» сатирические персонажи романа «Мастер и Маргарита». Коллективная вина среды не отменяет порочности индивидуума, заблудшего и забывшего собственное божественное начало. Человеческая ответственность превыше социальной ответственности и не может быть возложена на среду. Именно в таком отношении к человеку коренное отличие сатиры философской с трагической «подкладкой» от легкой «комедии нравов». Сатирическое у Булгакова обращено к «высокому», глубоко философично. Вместе с тем преимущественно «веселая» сатира в «Мастере и Маргарите» заряжена стихийным, жизнерадостным, лирическим смехом, который одолевает трагизм человеческого существования.

Порочность среды в художественных произведениях обнажается в экстремальной ситуации, когда нарушается заведенный порядок жизни. Сатирики создают в таком случае художественную иллюзию потревоженного социального космоса. Гоголь использовал коллизию с ревизором, Достоевский — ситуацию нашествия бесов, М. Булгаков — злоключения Воланда и его свиты. «Нечистый дух» искушает и проявляет нелепость обыденного, испытывает внутренние человеческие резервы личности. Людям дается свобода выбрать неправедный путь. Испытания, проверки большинство персонажей не проходит. Они переживают все то, что можно назвать комической катастрофой . Душевные потрясения их сопровождаются суматохой , сварой, скандалом, порой затоплением, пожаром. «Малые катастрофы» постепенно сокрушают неизменный порядок вещей стихией вольного динамизма, неуправляемости, ломается то, что неподвластно бюрократическому владычеству. Горящий город — большая трагическая катастрофа в «Мастере и Маргарите» — подготавливается карикатурными, гротескными миникатастрофами.

В романе выделяются фигуры возбудителей общественного беспокойства (из свиты Воланда): Коровьев, Бегемот, Азазелло. В отличие от своего духовного наставника, они обрисованы безжалостно сатирически. Например, фантастический Коровьев-Фагот в “Мастере и Маргарите” выполняет «трудную» дьявольскую работу, вездесущ и деятелен. Облик его складывается в шутовской портрет глумящегося черта. Он создается развязным поведением, провокационными поступками, фальшивым выражением, мимикой лица, особой речевой характеристикой, суетливыми телодвижениями, жестами, изобличающими репликами других персонажей. Коровьев имеет «физиономию, прошу заметить, глумливую» (5,8). Иван Бездомный бросает ему в отчаянии погони: «Ты что же это, глумишься надо мной?» (5,50). Босой называет Коровьева «чертом» (5,156). За неудачный каламбур о свете и тьме «темно-фиолетовому рыцарю» — Коровьеву-Фаготу, по словам Воланда, «пришлось [. ] прошутить («состоять в шутах» 24. — А.Г.) немного больше и дольше, нежели он предполагал» (5,368).

Нельзя не отметить семантику экспрессивных глаголов движения и речи, которыми пользуется Булгаков для создания иллюзии пластичности и слухового восприятия образа Коровьева-Фагота. Появление его внезапно, настораживающе. Удивительно «соткался из [. ] воздуха» (5,8) на Патриарших прудах перед обеспокоенным Берлиозом Коровьев.

Помимо немногочисленных «чистых» глаголов движения — «исчез» (5,9), «ввинтился» (5,51) — поражает пестрота и обилие глаголов речи. Коровьев «заорал» (5,94), «орал» (5,340), «проорал» (5,188), «задушевно воскликнул» (5,94), «сладко предложил» (5,95), «сладко успокоил» (5,244), «шепотом сипел» (5,96), «интимно пожаловался» (5,96), «взревел» (5,98), «заскрипел» (5,242), «игриво трещал» (5,244), «завыл» (5,340). Часто один и тот же глагол несет двоякую семантическую нагрузку, являясь одновременно и глаголом движения и говорения: «ввязался» (5,49), «встрял» (5,50), «оживился» (5,50), «разинул пасть» (5,50), «начал юлить» (5,95), «затрещал» (5,96), «замахал руками» (5,96), «бормотал» (5,253). Наблюдается резкая смена интонационного рисунка голоса, подчеркивающая момент искушения, лукавства; торопливость, судорожность, бесцеремонность движений.

В «Мастере и Маргарите» Коровьев не так зловещ и больше весел, среди других его кличек есть одна — «специалист-хормейстер» (5,188). В главе 17 «Беспокойный день» он управляет взбесившимся и крикливым хором.

И в таком положении хоревта или корифея хора Коровьев отчасти восходит к жанровому канону «высокой комедии».

Другие статьи, посвященные анализу романа “Мастер и Маргарита”:

О творчестве М.А. Булгакова и романе “Мастер и Маргарита” читайте также в книге “Еретики” в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков

Ссылка на основную публикацию