Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

Алена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича и купце Калашникове

Алёна Дмитриевна Калашникова — одна из главных героинь поэмы. Это молодая девушка необычайной красоты. Она живёт вместе с мужем и детьми. У самой же у неё нет уже предков, лежат они в земле сырой, старший брат её пропал окончательно, а младший ещё совсем ребёнок, который ничего не понимает. Единственный авторитет для неё в жизни — это её муж, Степан Парамонович Калашников. Не боится отважная девушка ни осуждений со стороны людей, ни других опасностей, а боится на всём белом свете одного лишь — быть в немилости у мужа своего. И не потому, что он изверг, а потому, что уважает его больше всех на свете и ценит так, как не ценит никто.

Рода благородного не имеет ни Степан Парамонович, ни сама Алёна Дмитриевна, она — всего лишь дочь купца, а он — сам купец. Живут они счастливо в высоком доме за Москвой-рекой.

Завязка сюжета с семьёй Алены Дмитриевны начинается тогда, когда в неё влюбляется царский опричник Кирибеевич, который буквально сходит с ума, когда видит столь прекрасную, юную и милую девушку. Он говорит, что она: смотрит, как голубушка; ходит, как лебедь; разговаривает, как соловей поёт свою песню. Говорит и о том, что щёки у неё, как божья заря, что косы у неё русые, золотые и в красивые, яркие ленточки заплетены.

Алена Дмитриевна очень сильно любит своего мужа, она ему верна, поэтому отказывается от всех сокровищ и богатств, которые предлагает Кирибеевич ей в награду за то, что она будет с ним. Из-за её отказа опричник совсем теряет голову и через волю девушки лезет к ней целоваться, рвёт на ней одежду. Когда она пришла домой к мужу, тот был шокирован происходящим, но он был человеком с честью, поэтому вызвал Кирибеевича на кулачный поединок до смерти, где опричник и был убит. За это убийство своего подчинённого царь Иван казнит Степана, но говорит, что будет содержать его детей и жену, что разрешит его братьям торговать без пошлины по всей Руси. Здесь и проявляется та справедливость царя, о которой я сказал вначале.

Да, он наказал человек, с моей точки зрения, не заслуживающего того, но этот человек лишил жизни подчинённого царя, и у Ивана не было другого выхода, как ответить убийством на убийство, при этом проявив некое милосердие к семье наказанного.

Сочинени 2

У знаменитого писателя Лермонтова ест гениальная поэма «Песня про Ивана Васильевича», которая показывает царя с разных ракурсов.

Одной из главных героинь поэмы Лермонтова является Алёна Дмитриевна Калашникова. Это простая, юная девушка, которая обладает невероятной красотой. У нее есть семья, муж, дети. Родители давно умерли у девушки, старший брат куда-то пропал, а младший совсем маленький. Ее муж – главная опора, поддержка и авторитет. Его зовут Степан Парамонович Калашников. Юная девушка ничего не боится в своей жизни, ей плевать, что говорят или думают о ней люди, боится Алёна только одного – потерять своего возлюбленного. Она его любит всем сердцем, уважает и ценит, готова отдать за него жизнь.

Ни Алёна, ни Степан не происходят из кого-нибудь знатного рода. Обычные люди, родители были купцами, и сами они унаследовали это ремесло. Живут они в большом доме, в достатке и любви.

Завязка самого сюжета поэмы начинается с того момента, когда в красивую Алену Дмитриевну влюбляется опричник царя Кирибеевич. Он начинает сходить с ума по юной Алене, не чает в ней души и готов на все ради этой девушки. Он постоянно осыпает девушку комплиментами и пытается ухаживать за ней. Парень влюбился в каждый сантиметр и изгиб прекрасного тела Алены Дмитриевны.

Одна, сама девушка постоянно отвергает мужчину, ведь она верна своему мужу и ей никто другой не нужен. Она не соглашается на всяческие богатства и уговоры Кирибеевича, ей это ни к чему. Однако, сам опричник не может успокоиться и не хочет ее терять. Он лезет к девушке целоваться и рвет на ней одежду. Когда молодая девушка вернулась домой, то муж ее был в шоке. Он мгновенно вызывал этого гнусного опричника на дуэль, чтобы сразиться на кулаках. Именно на дуэли и был убит царский опричник Кирибеевич. За содеянное царь решает казнить Степана, однако дает обещание о том, что его дети и жена не будут ни в чем нуждаться, они будут находиться под справедливой царской рукой. Царь разрешает братьям Степана торговать на всех русских землях без пошлины. В этом , в принципе, и проявилась справедливость царя.

Возможно, на первый взгляд это может показаться несправедливым. Однако, если рассудить, то Степан лишил жизни подчиненного царя, в ответ на это сам царь имело полное право поступить так же. Однако, правитель проявил милосердие к семьи купца, что и говорит о том, что справедливость является чертой Ивана Васильевича.

Кто-то может подумать, что царь поступил довольно-таки не рассудительно, убив Степана. Однако, царь поступил по совести, жизнь за жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Алена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича

Популярные сегодня темы

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами

Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным.

А. И. Куприн написал рассказ Белый пудель, в котором главными действующими лицами выступают дедушка Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и собака по кличке Арто.

Начиная анализ данного произведения, немаловажно выделить и заострить своё внимание на особенности произведений Ивана Александровича Бунина, а именно на несметное количество любовных рассказов

Всем знакомы сказки Пушкина с самых малых лет. Они яркие, красочные, имеют смысл. Поэма «Руслан и Людмила» является именно таким произведением. В нем, вместе с реальными людьми существуют

Образ Алены Дмитриевны в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич:

На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы:Ходит плавно, будто лебедушка;Смотрит сладко, как голубушка;Молвит слово — соловей поет;Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием;Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются.

Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются»,

Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь.

У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница.

По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа.

Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома.

И кличет он старую работницу:Ты скажи, скажи, Еремеевна, А куда девалась, затаилася В такой поздний час Алена Дмитриевна? А что детки мои любезные — Чай забегались, заигралися, Спозаранку

Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются.

Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается — не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» — потому, что такой жену он ни разу не видел.

Перед ним стоит молода жена, Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны;Смотрят очи мутные, как безумные;Уста шепчут речи непонятные.

Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана.

А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее.

Она любит мужа и потому горько ййачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается».

Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу — Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор.

В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны — это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена.

Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь.

Кирибеевич говорил ей:Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать, Лишь не дай мне умереть смертью грешною; Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание!

Алена Дмитриевна любит мужа, ходит в церковь. Лермонтов в ее образе хотел показать нам русскую женщину, ее силу духа: она не склонилась на посулы опричника, а осталась верна своему мужу.

Дайджест:

Лермонтов, краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Краткое содержание Начинается произведение сценой в царском дворце. За трапе­зой сидит грозный царь Иван Васильевич, позади него — стольни­ки, напротив — бояре да князья, по бокам — опричники. Царь пирует. .

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова характеристика образа Калашникова Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного. .

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Почему «Песня про царя Ивана Васильеви­ча…» обычно называют поэмой? Поэма — один из жанров лиро-эпиче­ского рода литературы, стихотворное сю­жетное повествование. В основе лириче­ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца. .

Краткое изложение былины «Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова» «Во златом венце» сидит за трапезой грозный царь Иван Васильевич. За ним стоят стольники, напротив — бояре да князья, по бокам — опричники. Все пируют и славят царя. Лишь один. .

По поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой. .

Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет. .

Личная судьба Степана Калашникова в поэме Лермонтова Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защитить честь жеиы, личную честь и честь семьи. Конфликт, следовательно, из чисто личного превращается в общественный. Перед Кирибеевичем оказывается не просто купец Степан. .

После бала характеристика образа Ивана Васильевича ПОСЛЕ БАЛА Иван Васильевич — главный герой, рассказчик. Его повествование переносит слушателей в обстановку российского провинциального города 1840-х гг. В то время И. В. учился в университете, ни в каких. .

На тему: Письмо Вареньке от Ивана Васильевича в рассказе После бала, Толстой ­Письмо Вареньке от Ивана Васильевича Дорогая Варенька, Пишу тебе это письмо, так как я вынужден прекратить наши отношения. Извини меня за то, что не смог увидеть тебя после бала и. .

Как Тютчев описывает образ Демона в поэме Лермонтова Как я понимаю слова Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как же бьешься на пороге Как бы двойного бытия! » по. .

Образ молодого современника в произведениях Пушкина Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX века определяли книги. Если в середине XVIII столетия читающая дворянка — явление редкостное, то поколение Татьяны можно было представить как: …барышней уездной. .

Образ Ивана Ильича Телегина Одной из сильнейших сторон Телегина является его самокритичность, умение учиться у жизни, у окружающих его людей, внимательное отношение к мнению, суждениям своих подчиненных. Телегин понимает, что он участвует в действительно. .

Образ Кирибеевича В поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова» самой мечтательной, авторитарной натурой оказался молодой опричник Кирибеевич. Его охватывает страстная, искренняя любовь к Алене Дмитриевне. .

Образ Ивана Палийчука Сочинение по повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков». Повесть М. Коцюбинского «Тени забытых предков» — одно из самых лирических, даже фантастических произведений. Автор будто предлагает читателям оказаться в волшебном царстве. .

Образ характер и характеристика Ивана Бездомного о роману Мастер и Маргарита Иван Бездомный — такой творческий псевдоним дает Булгаков своему герою Ивану Поныреву. Этот персонаж переживает эволюцию, которая проходит на страницах произведения. В начале романа он является членом МАССОЛИТа, это молодой. .

Образ Плюшкина: характеристика и анализ по поэме Мертвые души Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются опустошение, ветхость. Все какое-то зловещее. .

Образ Ивана Котигорошка из повести Коцюбинского «Дорогой ценой» Из теории литературы мы хорошо знаем, что в каждом произведении бывают главные и второстепенные персонажи. Наверное, так же, как и в жизни. Но «второстепенность» персонажа чаще всего не делает его. .

Образ Мавки в драме Леси Украинки «Лесная песня» Имя Леси Украинки навечно вошло в историю украинской литературы, как имя поэтессы, в чьем сердце живет бессмертная искра Прометея. Поэтому из-под пера этой великой женщины выходит замечательная драма-феерия, в которой. .

Образ главного героя повести «Один день Ивана Денисовича» Для Шухова в работе нечто большее — радость мастера, свободно владеющего своим делом, ощущающего вдохновение, прилив энергии. С какой трогательной заботой припрятывает Шухов свой мастерок. «Мастерок — большое дело для. .

Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все. .

Образ маленького человека в произведении Солженицына Один день Ивана Денисовича Новая волна интереса к маленькому человеку в отечест­венной литературе поднялась в 60-70-е годы, когда люди несколько устали от парадности, шумихи, призывов к героизму и т. п. У писателей возникла настоятельная. .

По поэме Лермонтова «Мцыри» Одним из лучших произведений я считаю его поэму «Мцыри». В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелегкие мысли, философские вопросы, которые он сам затруднялся решить. .

Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» 1. Роль исторического лица в художественном пространстве. 2. Контрастная картина жизни города и человека. 3. Монументальность и величественность кумира. Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка. .

Образ Василия Теркина в одноименной поэме А. Т. Твардовского Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» помогает понять истинную меру человеческих жертв и потерь, которые были понесены на войне и о которых было сказано полным голосом только через десятилетия после Великой. .

Образ революции по поэме Двенадцать Каждая революция, социальный переворот случается не просто так. Для этого масштабного изменения в обществе обычно существуют свои причины и предпосылки. Как говорил в свое время истинный коммунист В. И. Ленин. .

Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Именно Демон, а не человек, мог «всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать». Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской. .

Читайте также:  Анализ рассказа Пришвина Белая радуга

Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков. Образ этот сравнивают с шекспировским Калибаном, однако много в нем и чисто русского, национального. Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка. .

На тему: ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ» Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лер­монтовым в 1839 году и в первоначальном вари­анте имела название «Бэри», что в переводе с гру­зинского означает «монах». Впоследствии загла­вие было заменено на «Мцыри». .

Образ матери в поэме Анны Ахматовой «Реквием» «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад». Анна Ахматова. Я поворачиваюсь взглядом к урокам, посвященным творчеству русского поэта Анне Ахматовой, и будто вижу над собой, над моей школой, над. .

Образ Дона Гуана в поэме «Каменный гость» Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В. .

Образ города в поэме «Медный всадник» «Вступление», посвященное торжественному описанию столицы, толкуется как прославление дел и личности Петра, как победа царя над стихией. Но Белинским же была высказана и другая мысль, не получившая ни признания, ни. .

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» сравнительная характеристика Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом. .

Образ автора в поэме «Паломничество Чайльда Гарольда» Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» — это лирический дневник поэта. В ней он показал свое отношение к жизни, свои философские взгляды. Поэта, с одной стороны, захватывает красота, яркость и многоплановость. .

Образ русского крестьянина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и после-реформенной России. .

Образ Петра Первого в поэме «Медный всадник» Пушкина А. С Но северный город — как призрак туманный, Мы, люди, проходим, как тени во сне. Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный, С рукою простертой летишь на коне. В. Я. Брюсов До. .

Образ лирического героя в поэзии Лермонтова В 1836-1837гг. образ лирического героя в поэзии Лермонтова откровенно демифологизируется. Окружавший его сверхчеловеческий ореол исчезает, герой начинает ощущать свое родство со всеми остальными людьми. Но, в конце концов, выясняется, что. .

Образ, характер, характеристика чиновника Чичикова по поэме Мертвые души Гоголь постарался нарисовать полную картину распада экономики, который переживало в те времена натуральное крепостническое хозяйство. Через образы помещиков автор также показывает моральное вырождение господ, правящего класса. А вот в образе. .

Образ Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у. .

Образ Екатерины в одноименной поэме Тараса Шевченко Сочинение по поэме Т. Г. Шевченко «Екатерина». Когда читаешь произведения Шевченко, начинаешь понимать, каким сгустком боли была для поэта женская судьба. Он, кажется, собрал в своем сердце воедино все страдания. .

Характеристика и образ Алеко по поэме Цыганы Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком. Он считает, что цивилизация ограничивает. .

«Песня про купца Калашникова»: неожиданные кульбиты творчества Лермонтова

Меню статьи:

Фольклор – это вечный источник вдохновения для многих художников, музыкантов и писателей. Впрочем, для Лермонтова такой прием обращения к фольклору довольно нестандартен: «Песня про купца Калашникова», пожалуй, является редким исключением. Интересующее нас здесь произведение классифицируется литературоведами как вид исторической поэмы. Год рождения «Песни…» – 1837-й, а вскоре – в 1838-м – произведение увидело свет, будучи представленным широкой публике. Этот текст включили в издание работ Лермонтова – сборник, который – единственный – опубликовали еще, когда поэт был жив. Писатель обращается к жестоким временам русской истории – в правлению царя, которого не зря прозвали Грозным. Итак, давайте посмотрим, что же вдохновило Лермонтова включить в сонм своих шедевров и этот пример народного эпоса.

Как создавалась «Песня…» и почему именно так

Нет, конечно, Лермонтов не принадлежал к популярному в то время движению исследователей или литераторов, интересовавшихся народной культурой. Последние любили путешествовать по сельским глубинкам, затерянным в глуши деревням, чтобы собирать и записывать примеры фольклора. Вероятно, на Лермонтова тоже косвенно повлияла эта тенденция, которая – на самом деле – пришла в Россию и Украину с Германии. Там новаторами в этой сфере стали романтики – движение «Бури и натиска». Русский писатель стилизовал свой текст под народное творчество. В основе «Песни…» – конечно сюжет из фольклора, который и положил начало для развития этой эпической поэмы. Этот сюжет рассказывает об Иване IV. Песни о грозном и жестоком царе слагались при жизни правителя, а позже – в разгар романтической увлеченности народным творчеством – были собраны, записаны и сохранены любителями фольклора.

Часто для специалистов в области литературного наследия Лермонтова «Песня» представляется чем-то, подводящим итоги заинтересованности автора русской народной культурой. Но это далеко не единственная причина уникальности анализируемого текста. Это единственный в своем роде пример такого жанра, который – как следствие – отразился на творчестве других литераторов. Но даже последователи Лермонтова не создали ничего похожего на «Песню…».

История написания текста

Вероятно, сам Лермонтов считал это произведение знаковым для себя, потому что «Песня…» удостоилась чести открывать сборник лермонтовских стихов. Тема, которую затрагивает писатель, касается быта и народных нравов, господствовавших при Иване Грозном. При этом поэт акцентирует на том, что мифология именует бинарными оппозициями, то есть на противостоянии добра и зла. Эти два вечных начала беспрестанно воюют друг с другом, однако добро не может существовать без зла, равно как и зло – без добра. Для воплощения своего замысла автор выбирает традиционную для этого жанра форму. Как мы уже говорили выше, жанр произведения литературоведы определяют как историческую поэту, стилизованную под фольклор.

То ли из-за актуальности, то ли из-за уникальности, но текст опубликовали очень быстро. Поэта выходить в издании, именованном «Литературными прибавлениями к “Русскому инвалиду”». Это год – 1838-й – период, последовавший за возвращением писателя из ссылки.

Когда Лермонтов вернулся, то печататься снова начал не сразу. Поэма, о которой идет речь, понравилась самому великому мэтру литературы, воспитателю императорских детей – Василию Жуковскому. Именно Василий Андреевич, добрая душа, замолвил словцо за произведение юного поэта-бунтаря.

Стихотворение Лермонтова “Смерть поэта” посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

При этом, сама поэма окутана неким туманом, потому что литературоведы высказывают несколько предположений о том, как, собственно, этот текст появился на свет.

Краевский, например, пишет, что русский гений написал строки «Песни…» просто потому, что скучал в ссылке. То есть кавказское «ничегонеделание» послужило причиной появления этого аутентичного произведения. Однако есть и другая версия: Лермонтова вдохновляли идеи, высказываемые Раевским. Последний приходился писателю родственником и был убежденным славянофилом, что вполне укладывалось в популярные тогда романтические тенденции. Но как бы там ни было, очевидно одно: источником материалов для поэмы послужили хроники, оставшиеся от периода правления Ивана IV. Большинство этих хроник пропитывались одним лейтмотивом – это несправедливость, которая царила в эту смутную и темную эпоху.

Кратко об основных сюжетных вехах произведения

Текст разделяется на главы, каждая из которых повествует об определенных моментах правления царя, а также описывает адекватную тем реалиям жизнь.

Содержание первой главы

Если у читателя хорошее воображение, то он вполне может представить XVI век, ведь именно сюда переносить Лермонтов адресата своих произведений. В это время в России правил царь, по праву заслуживший свое страшное имя. Речь идет об Иване Грозном. Все помнят пир из забавного советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь тоже перед глазами читателя разворачивается роскошное пиршество, правда без такого веселья, как нам показывает юмористическое кино. Царь изволит пировать вместе со своими соратниками. Среди приглашенных гостей выделяется один юноша. Это Кирибеевич. Смелый, буйный, рискованный опричник. Казалось бы, у молодого человека есть все поводы для радости, однако герой грустный и печальный. Царь заметил невеселое лицо своего гостя и поинтересовался, что же за причина лишила молодца улыбки. Причина оказалась простой, как Божий день. Это неразделенная любовь. Сердце молодого героя пленила красавица по имени Алена Дмитриевна. Ивану Васильевичу нравился Кирибеевич, а потому правитель захотел помочь юноше завоевать девушку. Царь дает опричнику драгоценности, поручая герою пойти и посвататься к красавице. Приняв перстень с ожерельем, Кирибеевич, тем не менее, скрыл от царя, что сватовство – это проблема, так как Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова.

Содержание второй главы

Купец Калашников, кстати, тоже молодых лет мужчина, который владеет собственной лавкой. Там герой проводит дни, занимаясь торговлей. Однажды, придя вечером домой, купец замечает, что супруга отсутствует (а час-то уже поздний!), ребятишки рыдают, потому что соскучились по матери. Калашников, конечно, разволновался. Но вот жена, наконец, вернулась. Лицо девушки побледнело, глаза выглядели замутненными, прическа растрепалась, а одежда вся была порвана. Несчастная и напуганная красавица, плача, рассказывает купцу, что же приключилось.

Алена Дмитриевна ходила в церковь и вот, уже на пути домой, встретила Кирибеевича. Молодой мужчина бросился к возлюбленной с поцелуями, с уговорами бросить мужа и уехать с ним, с Кирибеевичем. Вероятно, молодой человек также применил к девушке насилие – так можно понять из текста. Красавица рыдает, умоляя супруга, чтобы тот вступился за честь своей жены, потому что Кирибеевич посягнул на честь и на репутацию девушки.

Стихотворение “Дума” Михаила Лермонтова считается одним из самых сильнейших в творчестве писателя. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Калашников – мудрый человек, а потому, несмотря на гнев, природно охвативший нашего героя, купец все же рассудил разумно. Ночью Калашников позвал к себе домой родственников. Младшие братья купца пожаловали на зов Степана (так звали героя). Тогда Калашников поведал братьям о случившемся, о том, какой позор опричник нанес честной семье. К счастью, на завтра в городе планировались кулачные бои. И именно это мероприятие купец выбрал поводом, чтобы бросить опричнику вызов и таким образом вступиться за оскорбленную супругу. Однако мудрый купец понимает: Кирибеевич – сильный и лютый противник, и вполне вероятно, что победит. В этом случае Калашников перестраховался и попросил, чтобы братья продолжили начатое дело, отомстив за унижение Алены. Конечно, братья согласились выполнить просьбу родного им человека.

Содержание третьей главы

И вот наступило утро следующего дня, весь честной народ собрался в центре города, чтобы посмотреть зрелище кулачных боев. Мероприятие проводилось на берегу Москвы-реки. Посмотреть на шумное веселье приехал даже сам Иван Васильевич, взяв с собою свою неизменную свиту – бояр и опричников. Как и планировалось, Калашников бросает вызов обидчику своей жены. Отмщение получилось на удивление быстрым: купец наносить удар Кирибеевичу прямо по виску, от чего противник мгновенно погибает. Царь разгневался, ведь Кирибеевич – его любимец. Не зная сути ситуации, но желая разобраться в случившемся, Иван Васильевич вызвал купца к себе. Калашников показывает себя человеком благородным и честным. Герой сразу же признается в том, что, действительно, убил Кирибеевича, берет на себя вину, и говорит, что готов понести достойное наказание – смерть. Одна лишь просьба у купца: Калашникова беспокоит судьба жены и маленьких детей. Сможет ли царь позаботиться о семье, которая отныне лишается отца и кормильца? Иван Грозный дает слово, что позаботиться о семье купца. Братья же Калашникова с этого момента могут вести свободную торговлю на территории всей страны. Это обещание успокаивает героя, который после этого принимает смертную казнь. На этом поэма и заканчивается.

Несколько слов о героях произведения

Текст, безусловно, тяжелый и очень трагичный. Так что разбавим этот жуткий осадок немного сухими деталями, а именно: характеристикой центральных героев «Песни про купца Калашникова».

Образ Калашникова

  • героя зовут Степаном Парамоновичем Калашниковым;
  • автор описывает Степана статным, молодым, сильным и довольно привлекательным мужчиной;
  • вероятно, натура купца страстная, потому что писатель награждает своего персонажа «соколиными очами»;
  • при этом, Калашников, безусловно, умеет обуздывать свои страсти;
  • при описании боя с опричником, читатель видит, что плечи у купцы «могучие» и сам Калашников скорее напоминает богатыря;
  • купец – владелец лавки, в которой продаются различные товары;
  • судя по тому, что в доме у четы Калашниковых имелись слуги, герой – мужчина далеко не бедный и, возможно даже, зажиточный;
  • Калашников с женой и детьми проживают в высоком красивом доме, расположившемся на обратном берегу Москвы-реки;
  • характер у героя – «удалой» и «лихой»;
  • правда и справедливость – вот ценности, которыми руководствуется купец в своей жизни, за эти ценности, мужчина, собственно, и умирает;
  • жизнь «по господнему закону» представляет предмет гордости купца;
  • семья Калашниковых – верующая, религиозная и дружная;
  • в то же время, герой проявляет строгость и суровость в семейной жизни: супруга очень страшится злости и гнева мужа, и чтобы сохранить честь семьи, Калашников даже готов заточить Алену в доме;
  • лермонтовский герой описан человеком гордым и способным на месть за унижение и оскорбление достоинства и чести;
  • также для образа Калашникова характерны честность, прямота и смелость.

Образ Кирибеевича

  • прежде всего, это любимец Ивана Васильевича, который верно служит своему царю;
  • в бою – это удалой воин и смельчак, настоящий суровый опричник;
  • семья Кирибеевича – это линия Скуратовых, соратников Ивана IV: этот род славился особой жестокостью, которая, видимо, передалась и этому юноше;
  • страстная натура, дополненная кудрявой шевелюрой и глазами-угольками, хорошо выражает образ героя;
  • Кирибеевича писатель представляет удалым, буйным и удачливым молодцем, бойким и сильным богатырем;
  • однако кроме этого, Кирибеевичу характерна злоба (по мнению Калашникова) и гордыня, ведь юноша уверен с своей непобедимости;
  • опричник тоже весьма богат (наряжается в красивые и роскошные одежды, а в кармане у юноши звенят золотые монеты).

Образ Алены

  • девушка сама происходит из купеческой семьи, и несмотря на молодой возраст, уже замужем и имеет детей;
  • писатель называет героиню то «лебедушкой», то «голубушкой», из чего читателю ясно – Алена обладает невероятной красотой;
  • девушка покорно слушается своего мужа, очень боясь прогневить купца;
  • родители девушки умерли, из родных у Алены остался только брат – младше нашей героини;
  • несмотря на обещаний Кирибеевича искупать возлюбленную в золоте и драгоценных камнях, Алена – верная жена, а потому возвращается домой;
  • в итоге несчастная вдовеет, а о дальнейших событиях автор, к сожалению, умалчивает.

Образ Ивана Васильевича

  • во-первых, это грозный, суровый и жестокий правитель;
  • но, во-вторых, царь умеет ценить верных себе людей – соратников, воинов, за которых заступается и которым помогает;
  • Иван Васильевич мстит за нанесенные любимцам обиды, однако, узнав об истинной причине поступка купца, поступает мягче – обещает заботиться о вдове и детях приговоренного к смерти героя, то есть царю все же свойственно определенное понятие о справедливости – хотя бы частичной.

Ремарка о тематике «Песни…»

Конечно, выше мы уже достаточно сказали о сюжете и проблемах этого произведения, однако стоит отметить еще один важный момент. В наше время, когда особенную популярность приобретают разнообразные феминистические движения и теории, положение женщины – это предмет постоянных дискуссий. Что мы видим в этом тексте? С одной стороны, мужчины заступаются за честь обиженной женщины. Однако, с другой стороны, женщина похожа на разменный товар, или же просто на «козла отпущения», страдающего по непонятной причине. Кажется, что купец не всегда был справедлив с супруге, порой поступая излишне сурово. Также возмущает факт, что опричник так легко позволяет себе проявить насилие по отношению к замужней женщине.

Читайте также:  Дубровский и князь Верейский (сравнительная характеристика)

Купец, как бы суров ни был с женой, все же мстит за Алену, отстаивает не только честь девушки, но и честь всей семьи. Автор даже аккуратно подмечает, что именно «божья помощь» позволяет Калашникову одержать победу в этом бою. То есть, эта победа – это проявление справедливости, ведь иначе Бог бы не помог герою, который неправ. Но есть еще и светские правила, нормы страшного закона, господствовавшего в то время. И по этим законам убийцу ждала смерть, какие бы причины не толкнули его на этот поступок. Поэтому читатель здесь сталкивается с очередной вариацией литературных размышлений на тему добра и зла, справедливости и своенравности, чести и бесчестия.

Таковы нравы XVI-го столетия, периода правления жестокого и мрачного царя. В это время было принято бороться за честь и репутацию семьи до конца, даже если за это следовало отдать собственную жизнь. Проблема произведения – это разгул своеволия верхушки власти, которые позволяют себе порой даже наиболее бесчестные поступки. Эти поступки нарушают не только законы, установленные людьми, но и попирают религиозные нормы. И даже если кажется, что в этом вечном бою зла и добра последнее должно непременно победить, история демонстрирует примеры, когда случается и по-другому.

О средствах выразительности, жанровой и композиционной специфике текста

Итак, мы уже выяснили, что писатель обращается к мотивам, отысканным в недрах фольклора. Эти мотивы, в свою очередь, определили и композиционные особенности произведения: собственно, русский гений придерживается надежного пути, избирая классическую композицию, подходящую для такого жанра. Повествование разворачивается по простой схеме. Действие начинается с экспозиции, продолжается в завязке. Далее события развиваются в основной части, переходя в кульминацию и, наконец, развязку. Весь текст заканчивается эпилогом, содержащим морализаторскую часть. Кроме того, каждый фрагмент произведения автор снабжает вставками из народного творчества, которые влияют на колорит текста и создают эффект историчности.


Кстати об историчности: критики называют этот текст, собственно, исторической поэмой с элементами фольклора. Но и сам писатель определяет жанр своего творения, характеризуя произведению как песню. Здесь-то читатель и сталкивается с тем жанровым своеобразием, на котором акцентируют внимание литературоведы. Стихотворный размер тоже принимает участие в создании эффекта историчности, потому что автор обращается к тоническому стиху, которым писались древние эпические сказы. Такие сказы, действительно, в буквальном смысле были песнями, ведь эти тексты исполнялись певцами под музыку. Мастерство писателя высоко оценила критики, что объясняет огромное количество отзывов, «гуляющих» в истории литературы.
Что касается других средств выразительности, то текст пестрит метафорами («косы русые по плечам бегут», «горят очи», «кровавая долина побоища» и т. д.) и эпитетами («удалой», «лихой», «кудрява борода», «могучий» и другие). Русский гений явно вдохновлялся народным творчеством и, по-видимому, тщательно изучал фольклор, поэтому произведение, действительно, очень много почерпнуло из народной культуры. Так, в этом контексте, можно вспомнить о многочисленных повторах, сравнениях, ярких и емких эпитетах, олицетворениях, образных метафорах, анафорах и эпифорах. Характер произведения напоминает о торжественности, ведь здесь поднимаются высокие темы добра и зла, подвига человека, идущего по пути правды и справедливости. Таким образом, без сомнений: перед нами великий памятник русской литературы XIX столетия.

Образ алены дмитриевны в поэме. Сочинение на тему Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого ку

Алена Дмитриевна – характеристика персонажа

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова, соблазняемая Кирибеевичем. Ее предопределен семейно-родовым укладом. Замужняя женщина блюдет покой и быт семьи: встречает мужа, обихаживает детей, ходит в церковь и ведет замкнутый образ жизни, строго определенный обычаем. Соблазняя А. Д., Ки-рибеевич покушается на устои общества, и это справедливо оценивается как преступление, подлежащее наказанию. Образ А. Д. с этой точки зрения играет в поэме исключительно важную содержательную роль. Степан Калашников изумлен, видя свою жену «простоволосой», т. е. без платка на голове, без фаты, прикрывающей лицо, с расплетенными косами, растрепанными волосами. Появление замужней женщины в неубранном виде — позор для мужа и намек на ее грешные приключения. А. Д. — невольная жертва страсти опричника и последующей мести купца своему обидчику. Искушение, которому подверглась А. Д., воспринимается ею как дьявольское наваждение и разбойничье нападение («Живым пламенем разливаются / Поцалуи его окаянные. »; «И остались в руках у разбойника. »). Обычай требовал, чтобы родственники вступились за оскорбленную женщину, но А. Д. «сиротинушка» и ее единственный защитник — муж.

Вы прочитали готовую разработку: Алена Дмитриевна – героиня поэмы М. Ю. Лермонтова «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник :

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебедушка;
Смотрит сладко, как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.

Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются», а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается.
Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь.
У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа.
Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома.

И кличет он старую работницу:
Ты скажи, скажи, Еремеевна,
А куда девалась, затаилася
В такой поздний час Алена Дмитриевна?
А что детки мои любезные –
Чай забегались, заигралися,
Спозаранку спать уложилися?

Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются.
Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается — не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» — потому, что такой жену он ни разу не видел.

Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.

Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана.
А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее.
Она любит мужа и потому горько плачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена
Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается».
Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу — Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор.
В поэме М. Лермонтова образ Алены Дмитриевны — это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь.

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится. И поведал Кирибеевич, что страдает, оттого, что полюбил и рассказывает, какая она красавица, с длинными русыми косами, походкой, как у лебедушки, взглядом, как у голубушки, только лицо свое прячет, прикрывая фатой. Но скрыл от царя, что она повенчана с другим по христианскому закону.

Алена Дмитриевна замужем за богатым купцом Калашниковым. Выросла тоже в купеческой семье, батюшка и матушка умерли, старший брат пропал на чужбине без вести, остался младший брат – дитя малое. Она верная жена, мужа почитает как кормильца и заступника; любящая мать, у нее маленькие дети. В ее семье все подчинено патриархальным устоям. Хозяйством ей помогает заниматься старая работница Еремеевна. Алена Дмитриевна очень набожна, ходит молиться в храм. Вот однажды покараулил ее Кирибеевич, когда она возвращалась с вечерней службы, и непристойно хватая за руки и целуя, стал предлагать ей богатство и жизнь такую, что все завидовать станут. Да еще похвастался, что он из знатного рода Скуратовых. Услышав это, у нее от страха ноги подкосились, ведь семья эта славилась своей лютостью. А из-за калиток подглядывали соседушки, зло перешептываясь. Не ведал и не понимал опричник, что творил, на какой позор и бесчестие обрекал ту, которую полюбил. Удалось ей вырваться, убежать домой, оставив платок и фату в руках злодея.

Степан Парамонович, вернувшись вечером домой из лавки, увидел странное, непривычное: не выходит навстречу молодая жена, стол не накрыт к ужину белой скатертью, свечка перед иконами почти догорела. Еремеевна рассказала, что хозяюшка из церкви не вернулась, а дети плачут, не спят без матери. Почувствовал неладное Калашников. Вбежавшая Алена Дмитриевна поразила его: в разорванной одежде, простоволосая, бледная, взгляд безумный. Разгневался, а она в ноги к нему бросившись, все, что случилось, плача рассказала. И не боится она ни молвы, ни смерти, а лишь одного – лишиться его милости, потому что ее, сироту, защитить от поругания некому. Не задумываясь, Калашников решил наказать обидчика, защитить честь семьи. Убив Кирибеевича в кулачном бою, сам принимает мучительную смерть на плахе.

Алена Дмитриевна осталась вдовой, дети осиротели. Кирибеевич разрушил то, что было ее радостью и смыслом жизни. Эту долю она приняла так же достойно, как и ее муж свою казнь, ведь их дети не должны вырасти в обесчещенной семье.

Сочинение про Алёны Дмитриевну

В поэме «Песня про Ивана Васильевича», впервые образ Алены Дмитриевны появился на пиру у царя Ивина Грозного, когда опричник Кирибеевич, начал рассказ своей истории о влюбленности к этой женщине. Он описал ее как красивую русскую женщину, достойного воспитания при этом забыл упомянуть о том, что Алена была помолвлена, по всем христианским традициям с другим мужчиной. Кирибеевич очень сильно страдал от своей безответной любви, и готов был пойти на любые поступки чтобы исправить положение.

Алена Дмитриевна была женой богатого купца Калашникова. Росла в хорошей купеческой семье, из родных остался только младший брат. Она была любящей матерью своим детям и достойно воспитывала их согласно устоям семьи. Ведет хозяйство вместе со своей помощницей по дому Еремеевной. С достоинством хранила верность своему мужу. Однажды по возврату из церкви, она попадает в цепкие руки Кирибеевича, который насильно пытался овладеть ею. При этом хвастаясь своими богатствами и знатным семейным родом Скуратовых. Семья, которая славилась своим жестоким поведением. Несмотря на все уговоры, ей удалось вырваться, она бежала прочь от этого позора, которые наблюдали со стороны соседушки.

Когда вернулся домой ее муж, Степан Парамонович Калашников, он обнаружил, что жены дома не было. Это было очень странно для него, ведь она всегда встречала его с порога, всегда был накрыт стол к его приходу. Да еще и Еремеевна добавила, что дети, мол, плачут без матери, а хозяюшка все еще не вернулась с церкви. Это очень сильно обеспокоило его, дурные мысли стали посещать его голову. Неожиданно вбежавшая в дом Алена Дмитриевна, ошеломила его своим видом. Она стояла вся в разорванной одежде, побледневшая от страха. В слезах рассказывая мужу о произошедшим, она молила его о помощи. Она не повелась на золотые горы обещанные ей Кирибеевичем, сохранив тем самым верность своему мужу. Калашников не долго думая вступился за честь семьи, убив Кирибеевича. После сам погибает от мучительно смерти. Алена Дмитриевна осталась вдовой, несмотря ни на что она оставалась сильной женщиной.

В этой поэме Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Алены Дмитриевны, хотел показать образ простой русской красавицы, которая достойна вела себя. Не придавая честь своего мужа, и семьи, она не смотрела ни на кого кроме своего суженного. Вела правильный образ жизни, ходила в церковь, была хорошей матерью и верной супругой.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Несколько интересных сочинений

Наташа Ростова одона из центральных героинь романа «Война и мир». Прототипом персонажа стала жена писателя София Толстая и его родственница Татьяна Берс

Анализ рассказа Бунина Лапти 7 класс

В небольшом произведении Бунина рассказывается о маленьком мальчике, который сильно болел. Мальчик постоянно плакал и просил лапти красного цвета. Действие рассказа происходит зимой

Да любила.Это можно доказать тем,что когда царский опричник(имя забыла) подстерёг её и стал уговаривать быть с ним и бросить мужа и детей,она убежала домой.Она даже забыла подобрать платок – подарок мужа,чтобы её не успели догнать.Когда муж начал её бранить за то что она долго не была дома и волосы её растрёпаны и она без платка,та ответила,что её хотел заманить с собой царский опричник,что она его боится и переживает о том,что скажут соседи про то,что случилось с их семьей.Она боялась изменить или как-то обидеть своего мужа.Он был для неё надёжной опорой и защитой.Кстати, брак у них был венчанный.Поэтому венчанным строго запрещалось выходить замуж за кого-либо другого.Как -то так)

Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич:

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебедушка;
Смотрит сладко, как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.

Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются» , а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается.
Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь.
У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа.
Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома.

И кличет он старую работницу:
Ты скажи, скажи, Еремеевна,
А куда девалась, затаилася
В такой поздний час Алена Дмитриевна?
А что детки мои любезные –
Чай забегались, заигралися,
Спозаранку спать уложилися?

Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются.
Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается – не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная! » – потому, что такой жену он ни разу не видел.

Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.

Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана.
А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее.
Она любит мужа и потому горько плачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена
Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается» .
Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу – Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич» , и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки» , которые стояли у калиток и глазели на ее позор.
В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны – это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь.

Читайте также:  История создания рассказа Изумруд Куприна

Кирибеевич говорил ей:
Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною;
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!

Алена Дмитриевна любит мужа, ходит в церковь. Лермонтов в ее образе хотел показать нам русскую женщину, ее силу духа: она не склонилась на посулы опричника, а осталась верна своему мужу.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Характеристика Алёны Дмитриевны

Алёна Дмитриевна красивая русская женщина. Она является женой купца Калашникова. Вот так её описывает

лермонтов поэма калашников символичность

«На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебедушка;

Смотрит сладко, как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются.»

После того как царский опричник Кирибеевич увидел Алёну Дмитриевну с другими девушками, которые «любовались, глядели, перешептывались», а она не глядела, не любовалась, полосатой фатой укрывалась, то он сразу полюбил её. Потому что она очень скромная, честная, набожная женщина. Она каждый день ходила к вечерне в церковь.У Алёны Дмитриевны есть муж, дети, свое хозяйство. Вечером она накрывает на стол белую скатерть и встречает мужа. Но однажды она задержалась на вечерне, её муж очень удивился этому. Стал расспрашивать старую работницу про Алёну Дмитриевну.

Вскоре она возвращается домой. Он её совсем не узнал, так как она была сильно взволнована и испуганна.

«Перед ним стоит молода жена,

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Смотрят очи мутные, как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.»

Степан Парамонович начинает ругать её, говорить, что она гуляет с боярскими сынками, попрекает её в измене и порочит его честное имя. Но Алёна Дмитриевана даже не смотрит на них,фатой укрывается, и от этого она начинает горько плакать. Она просит мужа защитить его от «злого опричника царского Кирибеевича», рассказывает ему что он осрамил её,предлагал ей жемчуг, золото в обмен на ее милость и любовь.

В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны – это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на богатства, а осталась верна своему мужу.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Триада православия-самодержавия-народности в современных исследованиях. Православные традиции, символы, знаки в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Анализ образа Царя в поэме, идея народности в ней.

дипломная работа , добавлен 28.06.2016

Патриотическая тема и война 1812 года в творчестве Пушкина. Любовь к Родине в поэзии Лермонтова: “Бородино”, “Песня про купца Калашникова”. Блистательно искусство прозы Л.Н. Толстого в цикле “Севастопольских рассказов”, в романе-эпопее “Война и мир”.

реферат , добавлен 19.01.2008

Биографический очерк жизненного и творческого пути И.К. Калашникова – талантливого писателя, известного общественного деятеля, яркого публициста. Характеристика жанрового своеобразия творчества И.К. Калашникова, его наиболее известные повести и романы.

презентация , добавлен 01.12.2011

Нераздельность образа и смысла. Допущение разных интерпретаций. Отсутствие мотивации, апелляция к воображению. Характерные черты женского образа. Логическая сущность метафоры. Образ женщины у Некрасова, Блока, Твардовского, Смелякова.

реферат , добавлен 28.01.2007

Основные критерии для анализа образов Одиссея и Дигениса: факты биографии, черты характера и свойства натуры, приемы и средства создания образа. Сопоставительный анализ героев: начало совершения подвигов, образование, пребывание вне дома и родины, смерть.

курсовая работа , добавлен 23.03.2015

Идея художественного произведения. Художественные средства выражения идеи произведения. Формы освоения трагического сюжета русской истории в поэзии А.А. Ахматовой. Хоровое начало, полифонизм как основные элементы художественной системы поэтессы.

Характеристика Алёны Дмитриевны

Образ Алены Дмитриевны в поэме Михила Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Символичность образа русской женщины и ее силы духа. Художественные средства создания характера жены Калашникова.

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления03.02.2014
Размер файла12,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Характеристика Алёны Дмитриевны

Алёна Дмитриевна красивая русская женщина. Она является женой купца Калашникова. Вот так её описывает автор:

лермонтов поэма калашников символичность

«На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебедушка;

Смотрит сладко, как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются.»

После того как царский опричник Кирибеевич увидел Алёну Дмитриевну с другими девушками, которые «любовались, глядели, перешептывались», а она не глядела, не любовалась, полосатой фатой укрывалась, то он сразу полюбил её. Потому что она очень скромная, честная, набожная женщина . Она каждый день ходила к вечерне в церковь.У Алёны Дмитриевны есть муж, дети, свое хозяйство. Вечером она накрывает на стол белую скатерть и встречает мужа. Но однажды она задержалась на вечерне, её муж очень удивился этому. Стал расспрашивать старую работницу про Алёну Дмитриевну.

Вскоре она возвращается домой. Он её совсем не узнал, так как она была сильно взволнована и испуганна.

«Перед ним стоит молода жена,

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Смотрят очи мутные, как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.»

Степан Парамонович начинает ругать её, говорить, что она гуляет с боярскими сынками, попрекает её в измене и порочит его честное имя. Но Алёна Дмитриевана даже не смотрит на них,фатой укрывается, и от этого она начинает горько плакать. Она просит мужа защитить его от «злого опричника царского Кирибеевича», рассказывает ему что он осрамил её,предлагал ей жемчуг, золото в обмен на ее милость и любовь.

В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны – это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на богатства, а осталась верна своему мужу.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Триада православия-самодержавия-народности в современных исследованиях. Православные традиции, символы, знаки в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Анализ образа Царя в поэме, идея народности в ней.

дипломная работа [176,6 K], добавлен 28.06.2016

Патриотическая тема и война 1812 года в творчестве Пушкина. Любовь к Родине в поэзии Лермонтова: “Бородино”, “Песня про купца Калашникова”. Блистательно искусство прозы Л.Н. Толстого в цикле “Севастопольских рассказов”, в романе-эпопее “Война и мир”.

реферат [26,6 K], добавлен 19.01.2008

Биографический очерк жизненного и творческого пути И.К. Калашникова – талантливого писателя, известного общественного деятеля, яркого публициста. Характеристика жанрового своеобразия творчества И.К. Калашникова, его наиболее известные повести и романы.

презентация [218,4 K], добавлен 01.12.2011

Нераздельность образа и смысла. Допущение разных интерпретаций. Отсутствие мотивации, апелляция к воображению. Характерные черты женского образа. Логическая сущность метафоры. Образ женщины у Некрасова, Блока, Твардовского, Смелякова.

реферат [8,1 K], добавлен 28.01.2007

Основные критерии для анализа образов Одиссея и Дигениса: факты биографии, черты характера и свойства натуры, приемы и средства создания образа. Сопоставительный анализ героев: начало совершения подвигов, образование, пребывание вне дома и родины, смерть.

курсовая работа [78,3 K], добавлен 23.03.2015

Идея художественного произведения. Художественные средства выражения идеи произведения. Формы освоения трагического сюжета русской истории в поэзии А.А. Ахматовой. Хоровое начало, полифонизм как основные элементы художественной системы поэтессы.

курсовая работа [63,7 K], добавлен 22.10.2012

Изучение биографии и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Исследование мусульманского поверья и ряда чрезвычайно удивительных случаев в романе писателя. Характеристика образа, характера и портрета главного героя Печорина, его взаимоотношений с людьми.

реферат [35,1 K], добавлен 15.06.2011

Положение женщины в семье, ее влияние на мужа в образцах западной и русской литературы. Негативные, разрушительные аспекты власти жены над мужем. Сопоставление сказок со сходными сюжетами, разница в поведении и характере власти европейской и русской жен.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 09.02.2012

Развитие образа героя-иностранца в произведении И.А. Гончарова “Фрегат “Паллада””. Антитеза образов туземца и иностранца как средство создания персонажа в романе И.А. Гончарова “Обломов”. Расширение литературного кругозора учащихся на уроках литературы.

дипломная работа [127,3 K], добавлен 23.07.2017

История написания поэмы “Тамбовская казначейша”. Пребывание Лермонтова на Кавказе летом и осенью 1837 г. Отображение царствования Ивана Грозного в поэме “Боярин Орша”. Столкновение Лермонтова и Баранта, дуэль, арест поэта. Стихотворение “Пленный рыцарь”.

презентация [1,8 M], добавлен 11.05.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

17. Образ Ивана Грозного в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

Иван Грозный – это очень противоречивая историческая фигура, изображенная рядом русских классиков. Одним из них был М. Ю. Лермонтов, отобразивший двойственность характера правителя в поэме «Песня про… купца Калашникова». Несмотря на то что царь описывается довольно скупо, тем не менее поэту удалось раскрыть его суть буквально в двух сценах.

Первый эпизод дается в самом начале произведения. При этом автор сразу же подчеркивает мрачность атмосферы царствования Ивана IV:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники.

И все это для того, чтобы читатель понял, что речь идет о жестоком тиране, при котором процветает произвол и беззаконие опричников. Поэт рисует довольно страшный образ царя: «брови черные”, “очи зоркие”, взгляд, как у ястреба. А его действия: «стукнул палкою» так, что «дубовый пол на полчетверти. железным пробил оконечником”! Также М. Ю. Лермонтов ярко подчеркивает одну деталь, которая придает персонажу достоверность. Из истории известно, что Иван Грозный видел измену и заговор буквально во всем. Вот и в поэме царь подозревает даже своего любимого опричника:

Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Но тут же государь раскрывает свою другую, более приятную сторону. Узнав, что слуга полюбил Алену Дмитриевну, он дает ему ценный дружеский совет:

Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый,

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне:

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся.

Вторая встреча с царем происходит после победы Калашникова над Кирибеевичем. И вновь Иван IV предстает как довольно грозный человек. Разгневавшись на мужчину за то, что он убил его любимого опричника, герой приказывает «схватить удалова купца и привесть его пред лицо свое». И, невзирая на то, что Калашников честно победил, государь все ровно приказывает казнить героя, чтобы отомстить за смерть любимца. Сколько мстительности, сколько злости слышу вот в этих словах царя: «Я топор велю наточить-навострить. ». И вроде бы, кажется, что царь поступает не справедливо, но, с другой стороны, купец заслужил наказание: ведь он убил человека. Только дело тут совсем в другом: в случае победы Кирибеевича государь бы вел себя совсем по-другому. Не огромным ли пиром закончился бы этот бой?! И только в последний момент Иван Грозный смилуется над простым человеком, проявив некую жалость к Калашникову, пообещав купцу, позаботиться о благополучии его семьи: «молодую жену и сирот» из казны пожаловать да братьям разрешить «безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому» торговать.

Таким образом, Ивана IV Грозный предстает в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» как жестокий тиран, позволяющий своим слугам любые бесчинства. Недаром известный литературный критик В. Г. Белинский так резко, но, на мой взгляд, точно и метко, отзывался о данном персонаже: «Какая жестокая ирония, ужасный сарказм! И мертвый содрогнулся бы от него во гробе».

Поделись с другом в социальной сети

Ссылка на основную публикацию