Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинение

Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Толстого Война и мир сочинение

Шерер Анна Павловна – одна из тех, кто встречает нас на первых страницах произведения «Война и мир». Сорокалетняя женщина, являющаяся фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Хозяйка модного дома. Встречает читателя в своём салоне. Свободно говоря на французском, мило улыбается князю Василию и обсуждает с ним политическую обстановку в мире. Умная, начитанная женщина, следящая за своим имиджем.

Женщина очень преданна и верна своей императрице. По крайней мере, так могло показаться на первый взгляд, ведь она старательно показывала это всем своим видом. Но Шерер ловка и хитра, имеет большое влияние при дворе и падка на дворцовые интриги. Её отношение к человеку зависит от его придворного и светского положения. Но, немного понаблюдав за поведением женщины, можно заметить, что далеко не все её поступки были искренне, не носящие под собой свою собственную выгоду. Шерер всегда беспокоилась о себе и своём положении в обществе. Анна Павловна всем своим видом показывала преданность родине и государю.

Шерер очень болтлива и всегда в курсе последних новостей. Каждого своего гостя она не обделяет какой-нибудь сплетней или свежей новостью.

Можно сказать, что смысл жизни сорокалетней Шерер– успешная жизнь её салона, а остальное, казалось, не таким важным и меркло на фоне её любимого дела. Салон являлся не только её работой, но и особенным для неё занятием.

Очень лицемерная женщина, относящая к людям в зависимости от их положения в обществе. Если в вашем кармане толстая пачка денег и порция власти, то Анна Павловна встретит вас с распростёртыми объятиями и расскажет вам львиную долю последних новостей. Но если у вас отсутствует всё выше сказанное, то не надейтесь на благосклонность Шерер. Собственные мысли не возникают в голове у женщины, всё образовывается благодаря окружающей её обстановке. Совсем неслучайно Толстой показывает две сцены в салоне Анны Павловны. В начале романа, когда об опасности ещё никогда не говорил, и её аромат совсем немного чувствовался в воздухе. И в конце, когда Москва практически пропала. Поведение Шерер в обоих случаях совершенно одинаково. Она всё так же без конца говорит, обсуждает последние новости и треплет о любви к родине.

Анна Павловна, законодательница мод, очень специфическая личность. С одной стороны, она всегда приветлива к тебе и готова поведать всё то, что она знает. Но с другой, сделает она это только если в твоём кармане будут золотые и поддержка светского общества. К обычным людям она никогда не отнесётся с той же улыбкой, что и к знати.

Сочинение Шерер Анна Павловна

В романе Льва Николаевича Толстого соединяются судьбы и жизни людей, разных по характеру, темпераменту, общественному положению. Но все герои претендуют на, более пристальное внимание, чтобы увидеть более обширный сюжет всего этого произведения. В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

С первых страниц произведения её имя часто попадается читателю на глаза. Анна Павловна была владелицей модного помещения. Совсем не каждый человек имел возможность побывать в ее салоне. Кроме этого, Анна была доверенным лицом императрицы.

Вначале может показаться, что Анна Павловна является одной из наиболее верных фрейлин российской императрицы. Ее высказывания были наполнены любовью к Отчизне. Спустя некоторое время выясняется, что это всего лишь хорошо продуманная роль. Для нее самым важным было её существование, дело которым она занималась, доставляло ей огромную радость. Да и она очень хорошо исполняла роль заботливой хозяйки. Она владела чувством меры, остроумием, которые присущи сливкам общества, сообразительностью и другими очень важными.

О двойственности ее личности показывает то, как она себя ведёт тогда, когда Пьер Безухов приходит в её салон и очень искренне интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину. Лишь, когда Пьер покидает салон, она смогла немного расслабиться. Также в произведении, Анна Павловна возникает перед началом великой Бородинской битвы. Шерер с наслаждением сообщала гостям о последних слухах.

Анна Павловна Шерер слишком лукавая и двуличная женщина, она совсем не имеет своей личной точки зрения, уважения, все это становится заметным только тому, кто с ней беседует в данный момент, она хочет сказать то, что приятно услыхать собеседнику. На каждого из своих гостей она сплетничает с другими гостями, все ее патриотичные рассуждения о любви к Родине лживы. Лев Николаевич показывает российскую знать в лице Анны Павловны. Главная роль в победе над французами принадлежит обычным людям. Благодаря его искреннему участию к судьбе Родины, Россия выстояла в войне и одержала победу над своими врагами.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой мистерию, основной тематикой которой является описание жизни героя в образе романтического Фауста, который овладевает секретом бессмертия, при этом разочаровавшись в человеке, его знаниях.

Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.

Вероятно, мечты все-таки являются индивидуальным свойством каждого человека. Хотя могут быть похожими или даже вообще идентичными, к примеру, такие мечты как разбогатеть или стать популярным

Цыганок был очень добрым, озорным, и работящим ребёнком, который всегда старался помочь всем окружающим. О его характере можно сказать, что он был альтруистичен

В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.

Образ Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея «Война и мир» – одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем. Писатель раскрывает как социальные вопросы, характеризующие эпоху начала 19 века, так и вечные, глобальные проблемы, интересующие человека во все времена. Обозначить все эти темы и выявить авторскую позицию в романе Толстому позволяют многочисленные герои «Войны и мира».

Первой героиней, встречающей нас на страницах произведения, является Анна Павловна Шерер. В своем салоне на великолепном французском языке она обсуждает с князем Василием Курагиным политическую обстановку в мире в связи с действиями нового «антихриста» – Наполеона.

Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. На первый взгляд, Анна Павловна казалась преданнейшей из подданных. Всем своим видом она показывала, «что ни она, никто другой не могут судить про то, что угодно…императрице». Обсуждая политические действия России в связи с победами Наполеона, Шерер выказывала себя истинной патриоткой: «Россия должна быть спасительницей Европы… Я верю в одного бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу. »

Но, наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, ловко управляющей «запустившимися веретенами» вечера, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Начнем с того, что Анна Павловна создавала ложное представление о себе в глазах других людей: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». Всем окружающим Шерер казалась преисполненной «оживления и порывов».

Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д.

Читайте также:  Образ сада в пьесе Вишневый сад Чехова

Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна.

Теперь нам понятно, почему появление в салоне Пьера Безухова вызвало недовольство и опасения госпожи Шерер. Ведь Пьер был «несветским» человеком, то есть вел себя естественно, говорил то, что думал, искренне интересовался темой разговора и т. д. Конечно, такое поведение считалось в салоне плохим тоном, поэтому Анна Павловна была весь вечер в большом напряжении и вздохнула с облегчением, когда Пьер откланялся.

В следующий раз мы встречаемся с Анной Павловной и гостями ее салона в день Бородинского сражения. Здесь царило все то же псевдопатриотическое настроение. Анна Павловна занимала гостей, пока не собрались все нужные люди для чтения письма патриарха государю. Шерер рассказывала последние сплетни. Грязные подробности она маскировала приличными словами, и все считали ее образцом такта и хорошего воспитания.

Наконец, письмо было прочитано. Анна Павловна слушала с неимоверным вниманием уже известные ей слова, всем своим видом показывая преданность родине и государю. У нее было «хорошее предчувствие»: в день рождения государя (помнить о патриотизме!), сражение закончится в пользу России. Гости салона побеседовали о положении России и довольные разошлись, чтобы тут же забыть обо всем.

Таким образом, в лице Анны Павловны Шерер Толстой рисует нам законодательницу мод столичной светской знати. Через образ ее и ее салона писатель показывает истинное лицо, нравственный портрет русской аристократии начала 19 века.

Главной чертой Анны Павловны является, на мой взгляд, неискренность и лицемерие. Никаких искренних привязанностей или собственных мыслей эта женщина не имеет. Ее благосклонность определяется сиюминутной модой. Ее чувства поверхностны. Шерер цинична. Людей она рассматривает как очередное интересное «блюдо» для гостей своего салона. И патриотичность Анны Павловны, как и ее гостей, наиграна. Неслучайно Толстой дает две сцены в салоне Шерер. В начале романа, когда опасность, угрожавшая России, еще только витала в воздухе, и в конце, перед Бородинской битвой, когда Москва была на волоске от гибели. Никаких изменений в разговорах, поведении, мыслях Анны Павловны и ее гостей мы не видим. Все тот же светский треп и лицемерные разговоры о любви к родине на изящном французском языке. Нет сомнений, что если все изменится и Москву займут французы, салон Шерер будет продолжать спокойно существовать, в нем будут вестись все те же «патриотические» беседы, разве лишь темы для обсуждения немного изменятся.

Учитывая такой настрой русской знати, мы понимаем, что Россия победила Наполеона благодаря лишь истинному патриотизму простого русского народа и лучших представителей аристократии, близких к нему.

Анна Павловна Шерер и ее салон в романе “Война и мир”: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер

Меню статьи:

Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В салоне Анны Павловны вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Благодаря своей энергичности и предприимчивости, женщине удается долгое время удерживать интерес аристократов к ее салону. Мысль о том, что у нее в гостях собираются самые влиятельные люди, тешит самолюбие женщины.

Прототип образа

В процессе написания романа Толстой значительно трансформировал образ Анны Павловны Шерер. По первоначальной задумке, роль Анны Павловны должна была выполнять некая фрейлина Аннета Д., она должна была быть милой дамой.

Предположительно, прототипом ее стала Александра Андреевна Толстая – тетка Льва Николаевича. В одном из писем ей, Толстой так характеризовал владелицу салона: «Она была умна, насмешлива и чувствительна и, ежели не была положительно правдива, то отличалась от толпы ей подобных своей правдивостью» Однако, позже планы Толстого насчет этого образа существенно изменились.

Краткая характеристика личности

Анна Павловна Шерер была 40-летней незамужней дворянкой. В былые времена она принадлежала к фрейлинам императрицы Марии Федоровны. Анна Павловна расценивает свою деятельность в рамках светского салона как значимую и относится к ней соответствующе – Шерер постоянно выискивает необычных, интересных персонажей для своих званых вечеров, поэтому в большинстве случаев гости не скучают в ее салоне. Ей важно поддерживать свой авторитет.

Анна Павловна – довольно приятная женщина, она обладает исключительной воспитанностью и превосходными манерами.

Однако не все в образе Анны Павловны так прекрасно – она по своей сути довольно коварная женщина, а также сводница.

Дорогие читатели! Предлагаем посмотреть, как проходил жизненный путь Пьера Безухова, описанный в романе Л. Толстого “Война и мир”.

Все действия Анны Павловны лишены искренности – ее дружелюбие – всего лишь удачная маска. Все гости Анны Павловны также следуют примеру хозяйки – их дружелюбие и учтивость – всего лишь игра, за которой прячется ложь и насмешки.

Встречи в салоне Анны Павловны Шерер

Июнь 1805 года

На званом вечере у Анны Павловны Шерер собираются различные гости. Первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка как обычно расспрашивает гостя о его здоровье и делах. Затем разговор заходит о детях Курагина. Князь Василий считает, что дети – это его крест. Анна Павловна поддерживает гостя и советует ему женить Анатоля, к примеру, на Мари Болконской и обещает переговорить с Лизой – женой князя Андрея Болконского на этот счет.

Затем появляются и другие гости – маленькая княгиня Болконская с мужем, Ипполит Курагин, аббат Морио, Моттемар, Анна Михайловна и Борис Друбецкие.

Среди гостей появляется непривлекательная фигура Пьера Безухова – внебрачного сына Кирилла Безухова. Пьер 10 лет провел на обучении за границей и впервые приехал в Россию.

Для Пьера этот выход был волнительным – он в предвкушении предстоящего события и боится себя зарекомендовать плохо.

В обществе Пьер старается принимать участие в «ученых» разговорах. Его смелые высказывания и дискуссии заставляют Анну Павловну нервничать – ведь она, как талантливый паук, сплела паутину для своих гостей и побаивается, что вольности Безухова могут навредить ее салону и подпортить его репутацию. Вскоре Шерер находит выход – она просит Андрея Болконского отвлечь Пьера.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В это же время другие гости пытаются решить свои личные вопросы, так, например, Анна Михайловна Друбецкая просит Василия Курагина походатайствовать за сына на предмет военной службы.

Начало 1806 года

Вторая встреча, описанная Толстым в салоне Анны Павловны Шерер, происходит в 1806 году. На этот раз Анна Павловна завлекает своих гостей немецким дипломатом, приехавшим из Берлина. Пьер Безухов также был одним из приглашенных. К тому времени граф Кирилл умер, и Пьер стал богатым наследником, а значит априори всеобщим любимцем. Приехав, Пьер отметил, что все обращаются к нему с неким оттенком грусти (из-за кончины отца) и таким образом высказывают свое почтение. Такое отношение невероятно льстит Безухову.

Анна Павловна как обычно организовала из своих гостей «кружки по интересам» и удачно лавировала между ними. Женщина акцентирует внимание Пьера на Елене Курагиной и пытается посватать девушку Пьеру. Безухов же, не будучи опытным в любовных делах, пребывает в некотором смятении – с одной стороны Елена вызывает у него прилив страсти, но в то же время, Пьер находит девушку довольно глупой. Однако, благодаря Шерер, тень сомнения и тень влюбленности в Елену в Пьера все же поселяется.

Читайте также:  Герои произведения Старуха Изергиль (характеристика)

Конец 1806 года

На протяжении года Анна Павловна организовывает званые обеды. Она определенно имеет талант к этому делу – для каждого вечера она приглашает какое-либо новое лицо, имевшее влияние, в основном в политической, реже в других сферах деятельности, чем заинтересовывает своих гостей.

На предстоящем званом вечере в ее салоне гвоздем программы стал Борис Друбецкой, который приехал курьером из прусской армии. На фоне военных событий в Европе информация, которую бы мог рассказать Бориса была бы необычайно интересна.

Анна Павловна не ошиблась – разговоры на военную и политическую тематику не утихали весь вечер. Вначале Борис был центром всеобщего внимания, такое отношение к своей персоне его невероятно тешило – в большинстве случаев Друбецкой находился на периферии общества – он был не богат, к тому же не обладал существенными талантами, поэтому завладеть вниманием ему всегда было нелегко. Позже вниманием завладел Ипполит Курагин, который рассказывал шутку о Наполеоне и шпаге Фридриха.
Под конец вечера разговор зашел о наградах, дарованных государем.

Июль 1812 года

После удачного бракосочетания Елены Курагиной с Пьером Безуховым у Анны Павловны появляется конкурент на поприще светской жизни – молодая Безухова также активно ведет светскую жизнь и организовывает свой салон.

Некоторое время салоны враждовали, но затем вернулись к своему привычному ритму. Военные события с Наполеоном предоставляли значительную базу для дискуссий и разговоров. В салоне Анны Павловны активно поддерживается патриотическая направленность разговоров, при этом новости с фронта обставляются самым обнадеживающим образом.

Август 1812 года

26 августа, в день Бородинского сражения, у Анны Павловны Шерер состоялся званый вечер. Предполагалось, что изюминкой станет прочтение письма «преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия». Читать его должен был Василий Курагин, который славился своим умением к публичным чтениям.
Однако в результате новость о болезни Елены Безуховой взволновала гостей больше. Окружающие активно обсуждали эту тему, как будто и не знали вовсе, что ее болезнь связана с невозможностью выходить за двух мужчин замуж одновременно. Затем разговор перешел на политические темы.

Таким образом, Анна Павловна – женщина, которая умеет удачно играть на два фронта и притворяться милой и радушной. В салоне Анны Павловны обсуждаются злободневные вопросы, а яркие личности, приглашенные в ее салон, только подогревают интерес социума.

Анна Павловна Шерер и ее салон в романе “Война и мир”: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер (гости, встречи)

Анна Павловна Шерер
(актриса А. Степанова,
кадр из фильма 1965 г.)

Анна Павловна Шерер в романе “Война и мир” является одной из второстепенных героинь произведения.

Салон Анны Павловны Шерер – это место, где собираются сливки петербургского общества.

Среди гостей салона Анны Шерер мы встречаем множество центральных героев: Андрей Болконский с женой, Пьер Безухов, семья Курагиных и др.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе “Война и мир”, встречи в салоне Анны Шерер в хронологическом порядке, а также список ее обычных гостей.

Смотрите также: Все материалы по роману “Война и мир”

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер

“. несмотря на свои сорок лет. “

Внешность Анны Павловны Шерер:
“. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться. ”
“. И она улыбнулась своею восторженною улыбкой. ”
“. Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку. “

Анна Павловна Шерер – живая и энергичная дама:
“. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. “

Анна Павловна – дама с хорошими, придворными манерами:
“. Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта. “

Анна Павловна Шерер – хозяйка светского салона. Она устраивает дома светские вечера, где бывают “сливки общества”:
“. Анна Павловна по-прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, – вечера, на которых, во-первых, собиралась la crême de la véritable bonne société, la fine fleur de l’essence intellectuelle de la société de Pétersbourg*. ”
(*сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества)

Салон Анны Павловны Шерер.
Художник А. Николаев

Анна Павловна Шерер устраивает хорошие светские вечера. Она умеет развлечь гостей:
“. вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать. ”
“. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. “

Анна Павловна любит “угощать” своих посетителей интересными гостями, например, виконтом Мортемаром др.:
“. всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое-нибудь новое, интересное лицо. ”
“. только новинкой, которою угащивала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина. ”
“. Лицо, которым, как новинкой, угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой. ”

В своем салоне Анна Павловна ведет светские и политические беседы:
“. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. ”
“. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею. “

«Образ Анны Павловны Шерер в романе «Война и мир»»

Роман-эпопея «Война и мир» — одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем. Писатель раскрывает как социальные вопросы, характеризующие эпоху начала 19 века, так и вечные, глобальные проблемы, интересующие человека во все времена. Обозначить все эти темы и выявить авторскую позицию в романе Толстому позволяют многочисленные герои «Войны и мира».

Первой героиней, встречающей нас на страницах произведения, является Анна Павловна Шерер. В своем салоне на великолепном французском языке она обсуждает с князем Василием Курагиным политическую обстановку в мире в связи с действиями нового «антихриста» — Наполеона.

Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. На первый взгляд, Анна Павловна казалась преданнейшей из подданных. Всем своим видом она показывала, «что ни она, никто другой не могут судить про то, что угодно… императрице». Обсуждая политические действия России в связи с победами Наполеона, Шерер выказывала себя истинной патриоткой: «Россия должна быть спасительницей Европы… Я верю в одного бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу. »

Но, наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, ловко управляющей «запустившимися веретенами» вечера, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Начнем с того, что Анна Павловна создавала ложное представление о себе в глазах других людей: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». Всем окружающим Шерер казалась преисполненной «оживления и порывов».

Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора

Читайте также:  Богодул в повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна.

Теперь нам понятно, почему появление в салоне Пьера Безухова вызвало недовольство и опасения госпожи Шерер. Ведь Пьер был «несветским» человеком, то есть вел себя естественно, говорил то, что думал, искренне интересовался темой разговора Конечно, такое поведение считалось в салоне плохим тоном, поэтому Анна Павловна была весь вечер в большом напряжении и вздохнула с облегчением, когда Пьер откланялся.

В следующий раз мы встречаемся с Анной Павловной и гостями ее салона в день Бородинского сражения. Здесь царило все то же псевдопатриотическое настроение. Анна Павловна занимала гостей, пока не собрались все нужные люди для чтения письма патриарха государю. Шерер рассказывала последние сплетни. Грязные подробности она маскировала приличными словами, и все считали ее образцом такта и хорошего воспитания.

Наконец, письмо было прочитано. Анна Павловна слушала с неимоверным вниманием уже известные ей слова, всем своим видом показывая преданность родине и государю. У нее было «хорошее предчувствие»: в день рождения государя (помнить о патриотизме!), сражение закончится в пользу России. Гости салона побеседовали о положении России и довольные разошлись, чтобы тут же забыть обо всем.

Таким образом, в лице Анны Павловны Шерер Толстой рисует нам законодательницу мод столичной светской знати. Через образ ее и ее салона писатель показывает истинное лицо, нравственный портрет русской аристократии начала 19 века.

Главной чертой Анны Павловны является, на мой взгляд, неискренность и лицемерие. Никаких искренних привязанностей или собственных мыслей эта женщина не имеет. Ее благосклонность определяется сиюминутной модой. Ее чувства поверхностны. Шерер цинична. Людей она рассматривает как очередное интересное «блюдо» для гостей своего салона. И патриотичность Анны Павловны, как и ее гостей, наиграна. Неслучайно Толстой дает две сцены в салоне Шерер. В начале романа, когда опасность, угрожавшая России, еще только витала в воздухе, и в конце, перед Бородинской битвой, когда Москва была на волоске от гибели. Никаких изменений в разговорах, поведении, мыслях Анны Павловны и ее гостей мы не видим. Все тот же светский треп и лицемерные разговоры о любви к родине на изящном французском языке. Нет сомнений, что если все изменится и Москву займут французы, салон Шерер будет продолжать спокойно существовать, в нем будут вестись все те же «патриотические» беседы, разве лишь темы для обсуждения немного изменятся.

Учитывая такой настрой русской знати, мы понимаем, что Россия победила Наполеона благодаря лишь истинному патриотизму простого русского народа и лучших представителей аристократии, близких к нему.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Эпизод «Салон А.П. Шерер». Том I. Главы 1-5. КОММЕНТАРИЙ.

Л.Н. Толстой. «Война и мир».

Эпизод «Салон А.П. Шерер». Том I. Главы 1-5.

КОММЕНТАРИЙ.

Салон Анны Павловны Шерер. Художник В. Серов.

Л.Н. Толстой описывает несколько встреч в салоне Анны Павловны Шерер в ходе романа.

Это следующие главы романа «Война и мир»:

том 1 часть 1 главы I-V (июнь 1805 года)

том 1 часть 3 глава I (начало 1806 года)

том 2 часть 2 глава VI (конец 1806 года)

том 3 часть 2 глава VI (июль 1812 года)

том 4 часть 1 глава I (август 1812 года)

Том I. Главы 1-5.

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Это июнь 1805 года. Происходит знакомство читателей со многими героями данного произведения. Это высший свет Петербурга. Именно в данном эпизоде автор обозначил многие проблемы романа: истинная и ложная красота, проблема войны и мира, патриотизма, нравственная сущность человека.

Хозяйка вечера – Анна Павловна Шерер. Это успешная светская дама, ведь она – фрейлина императрицы Марии Фёдоровны – матери императора Александра I. Все, и она в том числе, играют свою роль, она- роль «энтузиастки». Так Шерер пытается сделать вечер интересным: следит за разговорами, представляет («угощает» гостей) виконта и аббата. Виконт – это титул дворянства в Европе, между графом и бароном. Вечер автор сравнивает с «прядильной мастерской», в которой «плетутся разговоры».

Василий Курагин прибыл на вечер со своей целью- узнать у Шерер, есть ли возможность поучить место первого секретаря в Вену для своего сына Анатоля. Во всех его движениях, манере разговора – демонстрация значимости своего положения в обществе.

Читатель впервые видит и детей Курагина. Ипполит– недалёкий человек, не думает, что говорит. Ведёт себя очень самоуверенно, за все считают его умным.

Во внешнем облике Элен подчёркнута красота, отмечены детали — «белизна плеч» и «улыбка, которая никогда не изменяется». Она словно похожа на статую. Все восхищены её красотой (Пьер именно здесь впервые увидит Элен, восхитится ею).

Об Анатоле узнаём по разговору Шерер с князем, что о его чудачествах известно даже императрице, но что это за чудачества, читатель пока не знает.

Князь Курагин понимает, что его сыновья не так уж и умны, давая им нелестную характеристику, называя Ипполита «покойным дураком», а Анатоля – беспокойным. Его главная цель – хорошо устроить сыновей. Так, он хочет женить непутёвого Анатоля на Марье Болконской, которая «хорошей фамилии и богата».

Лиза Болконская – жена Андрея. Эта маленькая княгиня – племянница самого Кутузова. Она беременна. Все смотрят на неё с умилением. От неё читатель узнаёт, что Андрей собирается на войну.

Анна Михайловна Друбецкая – представительница известного, но обедневшего рода. Она пришла просить князя Василия устроить своего сына Бориса адъютантом к Кутузову, не боясь унизиться, выпрашивая это место. Она знает, что князь обязан её мужу началом своей картеры. Больше ничего на вечере её не интересует.

Первое знакомство с главными героями – Андреем Болконским и Пьером Безуховым – тоже происходит здесь.

Пьер Безухов – незаконнорожденный сын богатого вельможи, который находится при смерти. Пьер воспитывался за границей, недавно приехал в Петербург, ему всё очень интересно. Он прислушивается к разговорам, пытается высказать своё мнение. Но его не воспринимают всерьёз. А.Шерер вообще боится за его поведение, считая Пьера представителем «самой низшей иерархии» среди находящихся в её салоне. Пьер ведёт себя естественно, открыто, чем отличается от всех остальных.

Андрей Болконский тоже не вписывает я в обстановку. Он разочарован в свете, ему всё это надоело, даже его жена. Он не приемлет фальшь и пустоту светской жизни. Да и на вечере он лишь с целью сопроводить свою беременную жену. Только встреча с Пьером оживила его, он «улыбнулся неожидан­но-доброй и приятной улыбкой».

Все гости ведут пустые разговоры, сплетничают, пытаются красиво высказаться о политической обстановке, в чём вообще ничего не понимают. Они восхищены императором, считают Россию спасительницей мира. Такие вечера, балы – это то, чем живёт этот высший свет. Каждый играет свою роль. В словах, поведении гостей – во всём фальшь, неискренность, равнодушие, шаблонность (например, приветствие никому не известной тётушки). Каждый преследует только свои интересы. Естественно, в основном звучит французская речь, которая была нормой в высшем свете.

Роль данного эпизода:

  • Намечаются основные проблемы романа.
  • Происходит первое знакомство с героями.
  • Обозначены главные положительные герои – Андрей Болконский и Пьер Безухов.
  • Раскрывается сущность светского общества.
  • В этом эпизоде начинаются главные сюжетные линии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Ссылка на основную публикацию