Образ и характеристика Анны в пьесе На дне Горького сочинение

Образ и характеристика Анны в пьесе На дне Горького сочинение

В пьесе Максима Горького есть такой персонаж как девушка Анна, она живет со своим мужем в ночлежке. Кровать, на которой девушка лежит, отделена грязной шторкой ото всех. Анна болеет чахоткой и совсем скоро умрет, все ее жалеют, но помочь никто ничем не может. Муж Анна Андрей Митрич Клещ работает слесарем и ему все равно на умирающую жену, она ему надоела и раздражает.

Анна несчастная женщина, муж ее не любит и не жалеет совсем больную жену. Клещ унижает свою жену и иногда даже поколачивает, Анна устала от этой жизни, где ей приходится считать каждую копейку и трястись над каждым кусочком хлеба. Женщина очень бедно одета в какие-то отрепья и не может себе позволить одеться лучше эта ситуация угнетает Анну. Андрей Митрич равнодушно относится к жене и не считает нужным поменять к ней свое отношение.

Хозяйка ночлежки Квашня жалеет бедную женщину и, уходя на рынок, оставляет ей миску горячих пельменей, Анна же в свою очередь, несмотря на плохое отношение к ней мужа отдает их ему, объясняя это тем, что она скоро умрет и не стоит на нее тратить продукты.

С приходом в их ночлежку старика Луки Анна наконец-то может кому-то выговориться. Женщина говорит о том, что ей надоело так жить, что кроме оскорблений, унижений и побоев она ничего не видела от мужа. Анна боится того, что после смерти ее тоже ждут мучения и не хочет этого, но Лука ее успокаивает, говоря, что на той стороне ее ждет покой и смирение.

Образ Анны собрал в себе всех женщин, которые терпят в семье унижение и плохое отношение к себе. В какой-то момент даже становится страшно, что женщина готова все это терпеть и спасеньем для нее от такой жизни является смерть. Когда Анне становится душно, и она просит мужа открыть дверь, он не обращает на это внимание и боится сам простудиться, нежели облегчить мучения умирающей жены.

Анна прожила недолгую и несчастливую жизнь, ей постоянно приходилось терпеть унижения, и она к этому уже привыкла и не старалась ничего с этим сделать. После смерти даже с ней поступили не по-человечески, она осталась на ночь в ночлежке, где ночевали ее соседи. У мужа не нашлось сразу денег похоронить жену и наконец-то обрести покой.

Максим Горький своей пьесой хотел показать, что иногда жизнь бывает несправедливой, но не стоит никогда опускать своих рук, как это сделала героиня пьесы Анна. Ведь никто не знает, что их ждет на той стороне после смерти.

Сочинение про Анну

Анна – несчастный и измученный персонаж в произведении Максима Горького “На дне”. Девушка живёт бедно, обитает с мужем в ночлежке. Она больна чахоткой и дожидается скорой смерти. Супруг Анну совсем не уважает и не считается с её интересами, он занят своими делами и приближающаяся гибель жены особо его не тревожит. Иногда он применяет физическую силу и издевается над ослабленной девушкой.

Анна морально истощена, ей надоело такое нищенское и несправедливое существование, она не в состоянии купить себе нормальную одежду, носит старые лохмотья и вынуждена считать каждую копейку. Ситуацию еще больше усугубляют козни жестокого мужа, он не любит её и не желает меняться. Сущность Анны – это поведение жертвы, она слаба, и морально, и физически. Даже когда хозяйка ночлежки из жалости оставляет ей тарелку пельменей, та отдаёт их мужу, ещё больше теряя свое самоуважение.

Героиня часто задумывается о том, что с ней будет после смерти и опасается, что мучения и страдания продолжатся, ведь только их она и видела в своей жизни. Но пришедший в ночлежку старик Лука успокаивает Анну и уверяет, что на том свете будет полный покой. И даже когда судьба отбирает у неё жизнь, тираничный муж все равно проявляет полное безразличие – он не может вовремя найти средства на похороны и тело остаётся на какое-то время в ночлежке с другими соседями.

В произведении показан собирательный образ всех женщин, терпящих унижение и моральное насилие в семье. Раскрывается вся суть такого жертвенного существования, вплоть до вывода, что единственным спасением становится смерть. Хоть произведение и было написано в прошлом веке, данная тема актуальна и сегодня. Многие женщины попадают в такие сложные ситуации и не могут найти из них выход.

Мне по-человечески жаль Анну, жаль, что такой коварной бывает судьба, и ни в чем не повинные люди страдают и умирают от страшных болезней. Я считаю, что доброта и мягкотелость в характере человека не должны быть поводом для издевательств со стороны других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Анны в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

У Мцыри, конечно, трагическая судьба. Она исходит из его характера. То есть другой человек в таких условиях был бы счастлив или просто смирился бы… Но он слишком свободолюбив!

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

В описании внешности Фаддея на первый план выходит черный цвет: «черный старик», «черные волосы», «черная окладистая борода»

Тема любви всегда была очень важной для человека. Классики литературы рассматривали любовь как разнообразное, всеобъемлющее чувство, необходимое каждому человеку.

В 1902 году Максим Горький написал свою знаменитую пьесу «На дне». Драматическое произведение стало популярно во всем мире. Основная линия сюжета разворачивается в ночлежке для нищих.

Характеристика образа Анны в пьесе «На дне» Максима Горького

Анна — один из второстепенных персонажей пьесы Максима Горького «На дне». Автор описывает ее, как женщину с нелегкой судьбой. Безденежье и тяжелая болезнь подкосили героиню, она давно смирилась со своей участью и считает, что уже поздно что-то менять. Женщина умирает от чахотки, так и не познав простого человеческого счастья. Образ и характеристика Анны в пьесе «На дне» позволяет более тонко прочувствовать состояние женщин, которые несчастны в браке.

Тяжелая судьба

Анне 30 лет, она замужем за Андреем Клещом. Ему 40 лет, по профессии он слесарь. Всю жизнь мужчина занимается лишь тем, что постоянно избивает и унижает свою жену. Супруги живут бедно, уже полгода они обитают в ночлежке, которую содержат семья Костылевых. Героиня болеет чахоткой (туберкулезом легких) и находится при смерти. Болезнь сильно подкосила женщину, она страдает от постоянных приступов кашля и отказывается от еды.

Анна практически не встает с постели, ее кровать отделена шторкой от других обитателей ночлежки. Все жители пристанища для нищих сочувствуют измученной женщине и по мере возможности стараются помочь ей. Например, соседи выводят героиню на улицу, чтобы она смогла подышать свежим воздухом. Один лишь Клещ равнодушен к мучениям жены и продолжает грубо к ней относиться. Он отказывается открыть дверь, чтобы проветрить помещение. Свой поступок мужчина мотивирует тем, что боится простудиться.

Костылев говорит, что Анна заболела из-за плохого отношения Клеща к ней. Одна из обитательниц ночлежки по прозвищу Квашня называет героиню «терпеливицей», так как женщина терпит бесконечные издевательства от своего супруга.

Характер героини

Цитаты из произведения свидетельствуют о том, что Анна незлопамятная девушка. Несмотря на тяжелое состояние, она продолжает заботиться о супруге. Подтверждением тому является сцена, в которой женщина отдает свои пельмени мужу. Цитатный образ позволяет выделить основные черты характера героини:

  • доброта;
  • преданность;
  • скромность;
  • мягкосердечность.

В пьесе «На дне» характеристика Анны положительная. Героиня добра к окружающим людям. Она пытается утихомирить жильцов ночлежки и внести мир между ними. Нищета не сделала ее порочной женщиной. В ней нет злости и желания отомстить. Она смирилась со своей судьбой и воспринимает все происходящее как должное.

Речевая характеристика Анны дает понять, что женщина чувствует себя старше своих лет. Всю свою жизнь она экономила, одевалась в лохмотья и тряслась над куском хлеба. Героиня понимает, что смертельно больна и принимает это. Она признается, что устала от страданий и нищеты.

Предсмертная исповедь

Измученная женщина считает смерть единственным выходом из нищенской жизни. Однако Анна боится, что и на том свете будет страдать. Героиня мечтает, чтобы все горести остались в прошлом и она обрела отдых от своего несчастного существования.

Читайте также:  Анализ романа Мастер и Маргарита Булгакова

Единственным утешением для Анны является старец Лука, который на время остановился в ночлежке. Герой произведения имеет свое ви́дение правды. Он считает, что пока человек жив, он должен верить в свои силы и надеяться на лучшее. Странник использует ложь во спасение. Он дает жителям ночлежки надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь.

В последние минуты жизни ослабевшая женщина ведет диалог с Лукой. Странник пытается облегчить участь героини. Он прибегает к обману и уверяет ее, что на небесах она обретет душевное спокойствие. Старец утверждает, что женщина будет вознаграждена за свои мучения на земле. В пьесе «На дне» Анна и Лука обсуждают следующие философские проблемы:

  1. Сущность человека.
  2. Прекрасное будущее.
  3. Загробная жизнь.

Старец успокаивает Анну и помогает раскрыть ее душу. В разговоре он пытается понять, почему так сложилась ее судьба. Мудрый странник выясняет, что женщина не лишена надежды на лучшее будущее. Она умеет рассуждать и мечтать, в ней чувствуется желание жить.

Героиня сказала Луке, что в глубине души она надеется на лучшее. В свою очередь, мужчина уверяет ее, что после смерти она обретет покой и блаженство.

В итоге Анна умирает от смертельной болезни. Уход жены застает Клеща врасплох, у него не оказывается денег. Чтобы похоронить супругу, Андрей Митрич продает свои инструменты.

Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня… Все героини знаменитой пьесы М. Горького «На дне» – интереснейшие персонажи. Эти женщины поставлены автором в экстремальные условия, в которых они пытаются выжить, не потеряв свою душу. Удается ли им это?
Торговка пельменями Квашня называет себе «свободной женщиной». Она говорит, что «сама себе хозяйка». Мне кажется, Квашня еще не до конца очерствела, она способна на сочувствие. В самом начале пьесы эта героиня пытается накормить умирающую Анну пельменями: «А ты – поешь. Горячее – мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… Захочешь когда, и покушай!»
Это сильная женщина, которая не позволяет мужчинам вольно с собой обращаться. Квашня, пережив горький опыт замужества, теперь боится его, как она огня: «Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно… Как издох мой милый муженек, – ни дна бы ему ни покрышки, – так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…» В этих словах Квашни «режет ухо» глагол «издох». О чем он говорит? О бесчеловечности Квашни или ее мужа? Мне кажется, что в тех страшных социальных условиях жестокость мужа была далеко не редкостью. И сразу же мы можем себе представить, как жила бедная женщина, если способна была так радоваться смерти своего мужа.
Поэтому Квашня ни под каким предлогом не хочет соглашаться на предложение Медведева: «Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти».
Анна, жена работяги Клеща, находится при смерти. Но к ней проявляет сочувствие кто угодно, только не ее муж. На просьбу жены не шуметь, он отвечает: «Заныла». Анна – женщина терпеливо сносящая все. Она давно уже привыкла к побоям мужа, его грубости и жестокости. На мой взгляд, эта героиня символизирует всех несчастных терпеливых женщин, которые считают грубое отношение к себе нормой семейной жизни. И становится страшно от такого спокойного отношения к вечному унижению! Ведь, несмотря ни на что, Анна продолжает заботиться о своем жестоком и равнодушном муже: «Андрей Митрич… Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь». Неудивительно, что от такой жизни есть только одно спасение – смерть. А ведь Анне лишь только тридцать лет…
Девица Настя все время читает бульварные романы о любви и страсти. Жажда настоящих чувств сталкивается в ее жизни с грязью и низостью окружающей атмосферы. Поэтому Насте остается только одно – мечтать. Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном: «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…» На насмешки и откровенную издевку сожителей Настя отвечает: «Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»
К сожалению, все это – лишь фантазии, а в жизни героиню окружает грязь и пошлость. Ведь Настя – проститутка. И единственная возможность забыть все это – напиться.
Василиса, жена хозяина ночлежки, символизирует собой «хозяев жизни». Но отличаются ли владельцы «дна» от обитателей этого «дна»? На мой взгляд, нет. Ведь человеку практически невозможно сохранить человеческий облик, находясь в зверинце.
Василиса – женщина властная, жестокая, бесчувственная. В этой жизни она любит только деньги. Эта героиня – любовница вора Васьки Пепла. Но у вора, человека опустившегося, больше человеческих чувств, чем у «хозяйки жизни». Он говорит о своей любовнице: «… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…» И правда, создается впечатление, что в Василисе нет души.
Внешняя красота этой героини противопоставлена ее внутреннему уродству. Уверяя Пепла в своей любви, она натолкнула его на воровство. А после, узнав, что он любит ее младшую сестру Наташу, обещает ему отдать ее, если он убьет Костылева, мужа Василисы. Хозяйка ночлежки начинает забивать свою сестру, как бы мстя ей за то, что ее бросил любовник. Она жестоко издевается над Наташей, зная, что та ничем не может ей ответить.
Наташа, по своей природе, очень добрый и мягкий человек. Она еще способна искренне сочувствовать людям. Именно это-то и привлекло в ней Ваську Пепла. Но Наташа не любит его настолько, чтобы пойти за ним в Сибирь. Может, она просто не решается порвать со своей прошлой страшной жизнью? Увидев вместе Наташу и Пепла, Василиса закрывает сестру дома и начинает жестоко избивать и издеваться над ней. Но Наташу вовремя спасают, не позволяя Василисе дойти до убийства сестры. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня. » Позже мы узнаем, что Наташа попала в клинику. Потом эта героиня ушла в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в тот страшный дом.
Безусловно, все герои пьесы Горького «На дне» по-своему интересны. Каждый из них выражает авторскую позицию. Но именно благодаря женским образам произведения мы можем во всей полноте увидеть бесчеловечные условия жизни людей «дна», понять весь трагизм их существования.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»

Смотрите также по произведению “На дне”:

Роль женских образов по пьесе На дне (Горький Максим)

Пьеса «На дне» – достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Читайте также:  Главные герои произведения Цветик-семицветик

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе. Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями. Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга. Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость. Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать. Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце. Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству. Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник. Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти. Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3883

Характеристика героев пьесы М. Горького “На дне”

Пьеса «На дне», характеристика героев которой представлена в данной статье, является самым известным и значимым произведением, вышедшим из-под пера Максима Горького.

Главные действующие лица пьесы — люди, униженные судьбой, у которых нет будущего, но в чьих сердцах тлеет огонек надежды на лучшую жизнь.

Ее название передает социальное и моральное состояние героев, которые являются изгоями и падшими людьми, борющимися за свое право на жизнь.

Характеристика и анализ героев пьесы Максима Горького «На дне»

Главные герои произведения представлены в роли обитателей ночлежки, со своим мировоззрением и принципами. Философия персонажей состоит в смирении и покорности судьбе, которой уже не суждено стать лучше.

Описание их характеров и качеств составляет целый калейдоскоп, в котором переплелись жизни и судьбы самых разных людей.

Костылев

Костылев — владелец ночлежки, муж Василисы. Скрывается за маской доброты, но легко поддается вспышкам гнева и агрессии, меркантилен и во всем пытается найти личную выгоду.

К жителям ночлежки относится с пренебрежением и жестокостью, считая, что они его пожизненные должники.

К супруге он относится не лучше, постоянно пытаясь поймать ее на измене с Пеплом. В итоге тот, подстрекаемый Василисой, убивает Костылева в завязавшейся драке.

Василиса

Василиса — супруга Костылева, холодная и расчетливая женщина, склонная к жестокости и порокам, всегда и во всем находит выгоду.

Она знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми путями, подговаривая Пепла, с которым в прошлом имела интрижку, разделаться с ее пожилым мужем.

К собственной сестре испытывает лишь раздражение и зависть, вымещая на ней недовольство и злобу.

Наташа

Наташа — младшая сестра Василисы, терпящая от нее и ее мужа унижения и оскорбления. Васька старается оказывать ей всяческие знаки внимания, но в итоге понимает, что не в состоянии обеспечить ей достойную жизнь.

Вскоре после смерти Костылева девушка пропадает без вести.

Васька Пепел

Пепел — беззаконник, не раз отбывавший заключение в тюрьме за воровство. Ранее был в отношениях с супругой Костылева, Василисой, которые в самом начале пьесы сходят на нет.

После этого Васька начинает вовсю приударять за ее сестрой Наташей, обещая ей красивую новую и честную жизнь без бедности и горя. Но сбежать вместе им не суждено — Васька ввязывается в потасовку, в которой убивает Костылева, и снова попадает за решетку.

Лука— старик, сбежавший с каторги и пустившийся в странствия, чтобы помогать заблудшим душам. Жителям ночлежки он рассказывает небылицы и притчи и советует как нужно жить, пытаясь дать им силы и надежду.

Сложно сказать, положительный ли он герой или антигерой, ведь своими высказываниями и афоризмами он причинил больше вреда, чем пользы. Трудно понять, врал ли он намеренно или же просто старался успокоить и подбодрить соседей.

Актер

Актер — пьяница, чье прошлое связано с работой в театре. Проникшись рассказом Луки, который действует на него как лекарство, он начинает отчаянно копить деньги на поездку в мифический город, в котором его якобы смогут вылечить от пьянства.

Поняв, что это лишь обман, он начинает снова спасаться от безысходности пьянством и сводит счеты с жизнью.

Сатин

Сатин — алкоголик, зарабатывающий карточным мошенничеством. Отбыл тюремное заключение за убийство, но так и не смог встать на путь истины и честности.

Читайте также:  Образ маленького человека в рассказах Чехова сочинение

При всей своей образованности продолжает промышлять жульничеством.

Барон

Барон — бывший чиновник, значение имени кроется в его дворянском происхождении. Состоит в отношениях с Настей, но относится к ней с пренебрежением, скидывая на нее свои обязанности и требуя денег на выпивку.

Его совершенно не волнуют ее чувства и то, откуда она берет деньги. Он воспринимает ее доброту и привязанность как должное.

Настя

Настя — девушка, зарабатывающая на хлеб непристойным образом. Встречается с Бароном и, несмотря на хамство и унижения с его стороны, продолжает спонсировать его пьянство и жаловаться на жизнь.

Ей нравится читать любовные романы, воображать себя их героиней и рассказывать соседям по ночлежке небылицы о своих прошлых романах.

Бубнов

Бубнов — бывший хозяин меховой мастерской, оставшийся после развода у разбитого корыта.

Не покидает надежд на возврат к нормальной жизни и перебивается случайными заработками, занимаясь шитьем и продажей шапок.

Клещ — ремесленник, работающий слесарем, супруг Анны. Беспрестанно унижает, оскорбляет и избивает больную жену, объясняет свои неудачи ее виной, и даже болезнь супруги не смогла смягчить его сердце.

После смерти Анны ему приходится продать все свои инструменты для работы, чтобы на вырученные деньги организовать ей похороны. Это выбивает его из колеи и оставляет безо всяких перспектив на жизнь за пределами ночлежки.

Анна — жена Клеща, медленно и мучительно умирающая от чахотки. Терпит побои и жестокое отношение мужа, считая их причиной своей болезни.

По мнению остальных постояльцев ночлежки, она является ненужной частью обстановки, зря занимающей место и мешающей спать своим кашлем.

Она до последнего надеется хоть на каплю сочувствия и доброты от супруга, но в муках и горе умирает от своей болезни.

Квашня

Квашня — продавщица пельменей, подвергавшаяся побоям и жестокости все восемь лет несчастливого брака.

Становится женой милиционера Медведева, поверив в его обещания о мирной и спокойной жизни. Но после его ухода в пьянство начинает срываться и бить супруга.

Медведев

Медведев — милиционер, приходится родным дядей Василисе и Наташе. Пытается всячески завоевать внимание Квашни и сватается к ней, обещая, что не повторит ошибок ее бывшего супруга.

Но после долгожданной женитьбы спивается, за что жена начинает его избивать. Старается игнорировать все «темные дела» Василисы, Костылева и Васьки, закрывая глаза на издевательства, от которых страдает Наташа.

Татарин

Татарин — работает крючником и выступает в пьесе борцом за справедливость и соблюдение законов, обличает жульнический промысел Сатина и Барона.

По этой причине оказывается втянутым в драку с Кривым Зобом и, сломав руку, остается без работы.

Алешка

Алешка — пьянствующий сапожный мастер. Любит развлекать соседей по ночлежке игрой на гармошке и пением.

Частый гость милицейского отделения из-за пьянства и хулиганства.

Кривой Зоб

Кривой Зоб — грузчик по профессии, проводит досуг, распевая песни и играя в карты. На основе общего с Бароном и Сатиным увлечения, оправдывает их жульничество.

Позже, из-за драки с Татариным, вступает в ссору с Медведевым.

Заключение

В этом произведении Горький поднимает не только остросоциальный вопрос, но и тему поиска смысла жизни, взаимопонимания и доверия, любви, правды и лжи. Здесь у каждого героя есть своя предыстория, которая привела его к жизненному падению. Цитаты героев и их мысли дают понять читателю, что даже на самом дне общества есть жизнь и надежда.

Роль женских образов по пьесе На дне Горький А. М.

Пьеса «На дне» — достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе. Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе. Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями. Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга. Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость. Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать. Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце. Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству. Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник. Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти. Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

Ссылка на основную публикацию