Образ и характеристика Бабушки в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева сочинение

Сочинение Бабушка в рассказе Астафьева Конь с розовой гривой

Екатерина Петровна занимает важное место в жизни своего внука по имени Витя. Дочь Екатерины Петровны утонула в реке. Героиня проводила обряды и читала заговоры и просила у матери – природы вернуть ей дочь. После ее смерти бабушка взяла Витю к себе.

Бабушка является суеверной и очень трудолюбивой женщиной. Она с раннего утра трудилась в доме и на огороде, после чего ехала на рынок, чтобы продать свежие ягоды. Красивые и новые наряды героиня надевала только для особых случаев как праздники или поездка в город. Петровна недолюбливала разгильдяев и пьяниц. Из-за этого много раз ругалась с соседом Левонтием, который постоянно уходил в запой. В такой же строгости она держала внука и мужа. Бабушка всегда наводит в доме порядок и ведет расчеты по расходам.

Внук слушался Екатерину Петровну, поскольку знал, какое его ждет наказание за непослушание. Витя всегда ел за столом и не ходил с едой по дому. Мальчик боялся гнева бабушки. Екатерина Петровна очень хорошо знала своего внука и старалась изо всех сил приучить его к порядку. Несмотря на строгость, бабушка очень любила мальчика и не поддавалась на слезы, уловки и действия внука. При этом она всегда знала, когда Витя говорит правду, а когда лжет.

Героиня была вынуждена применять предельную строгость по отношению к внуку. Поскольку она желала, чтобы мальчик вырос честным, справедливым и хорошим человеком. Зная своего внука хорошо, старушка запрещала ему дружить с соседскими мальчиками. В гневе она сильно кричала. Из-за чего дедушка называл ее генералом. Екатерине не нравилось, что дедушка балует Витю.

Екатерина Петровна любит посплетничать и знает обо всех последних новостях поселка. Она всем рассказала про обман внука и наказала его по всей строгости. Мальчик хорошо запомнил урок бабушки. Витя очень сильно плакал и решил больше не врать. Бабушка очень любила Витю и купила ему пряник «коня с розовой гривой». Повзрослев, Витя часто вспоминает подарок бабушки, олицетворяющий ее доброту и любовь.

Вариант 2

Бабушка — женщина старых нравов. Ей пришлось воспитывать маленького внука. Ей хотелось, чтобы он вырос порядочным человеком. В случае с обещанием купить внуку розового коня, если он поможет собрать земляники, хорошо раскрываются ее две стороны характера: строго и мягкого.

Катерина Петровна пережила много трудностей в жизни. Когда-то она потеряла родную дочь, суеверно прося реку вернуть пропавшую девушку. Она была трудолюбивой и порядочной, поэтому ей не нравились пьяницы и лентяи. Ей не хотелось, чтобы внук общался с соседскими ребятишками, которые озорничали и учили Витю плохим поступкам. Именно один из них подговорил его съесть всю собранную землянику и пойти на обман: траву присыпать горсткой ягод. Однако бабушка не запрещала общаться с соседскими детьми, понимая, что мальчику это нужно.

Катерина Петровна бережлива. Она не раскидывала деньгами. В долг давала только тем, кто возвращает. Она аккуратно пересчитывала деньги и старалась копить.

Имея сильный и строгий характер, она крепко держала и мужа. Ей приходилось многие вопросы по хозяйству решать самой, потому что бабушка была не слишком доверчива и предпочитала держать все под своим контролем. Катерина Петровна не поддавалась на ложь и слезы внука и умела распознать детскую манипуляцию. Отличаясь суровостью характера, она жестко отчитала его, когда раскрылся его обман с ягодами. Бабушка рассказала об этом случае всем, чтобы пристыдить мальчика. Скорее, она так сделала, чтобы он вырос хорошим и нелживым человеком.

Несмотря на строгий характер, Катерина Петровна была общительной женщиной. Она ни с кем не ссорилась и умела налаживать дружеские контакты. После случая с обманом внука к ней много кто заходил, именно поэтому об этом событии многие узнали.

Бабушка очень любила внука. Она была с ним строга, но и мягкой тоже. Она разрешала общаться с соседскими детьми, хотя они ей не нравились, и купила пряник, чего внук не заслужил. Герой рассказа вспоминает этот случай с теплотой и благодарностью.

Катерина Петровна преследовала нелегкая судьба. Она привыкла полагаться на себя, старалась держаться правды. Она осуждала лентяев, потому что была трудолюбивой. Чтобы внук вырос порядочным и хорошим человеком, она держала его строго, но старалась быть справедливой. Будучи все же мягкой и доброй она вручила ему заветный пряник. Она понимала, что ребенок должен расти в любви и прощении.

Образ бабушки

Все кто читали произведение Астафьева, Конь с розовой гривой знают, что бабушка сыграла ключевую роль в ситуации с пряником в форме коня. Бабушка Вити это уже старая женщина, которая не раз была проверена судьбой на прочность. Она пережила огромную трагедию в своей жизни. Ее дочь утонула в реке. Ее долго пытались найти, а бабушка молитвами и обрядами умоляла речку вернуть ей дочь.

Это очень занятая и трудолюбивая женщина. Она не теряет не одной возможности, чтобы немножко получить денег. Каждое утро она ездит в город, где продает ягоды. И при всем этом она успевает делать все по хозяйству. Дома она ходила в обычной деревенской одежде, а вот когда ей было нужно в город, она переодевалась красивый наряд. Она очень негативно относиться к ленивым людям и пьяницам. Она часто говорит своим соседям, чтобы они не ленились и шли работать. Также она заставляет работать своего мужа. А вот внука она с самого его рождения начала приучать к труду и работе. Она его отправляет собирать ягоды, которые она потом продает в городе.

Бабушка любит, чтобы всегда и везде был порядок и всеми средствами она его поддерживает. У бабушки денег не много, но она может дать в долг нуждающемся людям. Она знает как трудно заработать деньги и относится к ним очень осторожно, и при этом пытается отложит на крайний случай.

Сам автор изобразил бабушку строгой женщиной. Витя боялся бабушку если она приходила домой грустной. Он делал все возможное, чтобы не огорчить бабушку. Сама же бабушка любила своего внука, но некогда не оставляла его безнаказанным за его проделки. Она растила его в таких условиях, чтобы он вырос хорошим человеком и знал, каким трудом все дается. За то, что весь дом держался на плечах бабашки, дедушка в тайне называл ее генералом. Бабушка была общительной и к ней часто заходили, чтобы просто узнать новости. Также она говорила всем о проделках внука, чтобы воспитать его характер. Такой метод воспитания приводил к тому, чтобы Витя не совершал больше плохих поступков.

Все-таки бабушка любила своего внука. Так как он был круглой сиротой, и все воспитание лежало прямиком на ней. И однажды она решила порадовать внука и купила ему пряник в форме коня с розовой гривой. И все ее методы привели к тому, что ее внук вырос полноценным мужчиной.

Также читают:

Картинка к сочинению Бабушка в рассказе Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.

Произведение Гоголя Портрет изобилует множеством различных примеров и отсылок к вещам совершенно не связанным с литературой. В нём автор раскрывает нам историю двух художников

Произведение является одним из писательских рассказов, повествующих о человеческих взаимоотношениях. Повествование в рассказе осуществляется от лица автора, который в определенный промежуток времени

Существует много экранизаций на книгу «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола. Это произведение нравится всем читателям. Погружаясь в чтение книги можно с легкостью погрузиться в другую реальность.

Минька и Леля, брат с сестрой, летом вместе с родителями жили на дачи, у хозяев которой был сын Степка. Однажды Минька не поверил Степке, что наша Земля круглая и имеет форму шара

Характеристика главных героев рассказа «Конь с розовой гривой»

Книга Астафьева переносит читателя в знакомую с детства обстановку. Самая важная особенность произведения «Конь с розовой гривой» — главные герои. Характеристику их можно сложить не только из описания внешности, но и их поведения в различных ситуациях. Один из деревенских мальчишек, которые ещё только начинают постигать мир — главный герой книги. Самые же яркие черты характера каждого персонажа автор умело передал через диалоги.

Главные герои произведения

В повествовании Астафьева персонажи — простые деревенские жители, дети и их родители. Удивительно, что каждый из них уникален в своём проявлении и нет в той деревне никого похожего друг на друга:

  • Витя;
  • Екатерина Петровна;
  • Дедушка;
  • Санька;
  • Дядя Левонтий;
  • Тётка Васеня;

Основные персонажи

Витя — мальчик, от лица которого и ведётся повествование в произведении. С первых страниц читателю становится ясно, что он не только добрый и отзывчивый, но и необыкновенно ответственный для своих лет. Живёт он с бабушкой, которую хоть и считает временами строгой, всё же признаёт справедливой. Его друзья — соседские мальчишки такого же возраста, позволяющие себе куда более распущенное поведение, чем Витя. Однако в процессе повествования открывается ещё одна неочевидная черта его характера — он легко подвергается дурному влиянию.

Жизнь Вити вряд ли можно назвать сказкой. Из-за трагической гибели матери мальчик растёт не по годам серьёзным, сообразительным и не боится размышлять о смерти самого близкого человека. Главный его страх — подобная кончина любимой бабушки. Немногие дети могут похвастаться такой же ра́звитой совестью, как Витя.

Хоть в конце рассказа он и получает заветный пряник, насладиться незаслуженной наградой в полной мере он не может. Совесть беспрестанно мучает его за то, что он обманул бабушку, отдав ей лукошко с травой, присыпанной ягодами. Стыд за содеянное и душевные терзания, которым он предаёт себя, страшнее любого наказания.

Дедушка Вити работает на заимке. Именно с ним мальчик может обсудить все свои беды, а также попросить совета, не боясь быть осуждённым или наказанным.

Екатерина Петровна — бабушка главного героя. Её острый ум и необъятный жизненный опыт помогают ей не только в быту, но и в воспитании любимого внука. Живут они в обычном деревянном доме. Бескомпромиссно порицает лень и безрассудство в любом их проявлении. Страсть героини — природа, женщина существует в гармонии с окружающим миром и учит тому же ребёнка.

Читайте также:  Образ Лизы в романе Обыкновенная история Гончарова сочинение

Внимательный читатель без труда разглядит за её строгостью неподдельную заботу и любовь. Подтверждает это то, что даже несмотря на серьёзный проступок мальчика, бабушка всё же покупает ему пряник в форме коня, который обещала. И именно этот снисходительный жест отложился в детской памяти уроком на всю оставшуюся жизнь. Хоть Екатерина Петровна была достаточно строгой, она не отталкивала внука, но и не позволяла себе его баловать. Это хорошо прослеживается по следующим цитатам:

  • «Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперёд».
  • «…бабушка только кричит, ещё нет-нет да поддаст — у неё не задержится».

Второстепенные участники

Дедушка — муж Екатерины Петровны. Из-за того, что он живёт и работает на заимке, главный герой нечасто видится с ним. Из-за этого дедушке уделена лишь небольшая часть повествования. Но даже из неё можно заметить, что мужчина этот крайне умён и рассудителен. Он не порицает Витю за проступки, но и не слишком жалеет его, призывая слушаться мудрой бабушки и делать так, как она велит. В трудные жизненные моменты дедушка — именно тот человек, к кому мальчик может обратиться за советом, поэтому Вите очень нравится проводить время с ним.

Санька — один из сыновей Левонтьевых. Непоседливый, грубый, безответственный и непослушный ребёнок. Он привык, что все вокруг потакают только его желаниям. Именно он подначивает главного героя нарвать в лукошко травы и обмануть бабушку. В отличие от Вити, совесть Саньку совсем не мучает. С первого взгляда ясно, что жульничать, обманывать и хитрить — обычное дело для него.

Дядя Левонтий — сосед главного героя и Екатерины Петровны. На первый взгляд кажется грубым и малодушным, но на самом деле просто тщедушный, легковерный и слабохарактерный человек. Всю свою зарплату он привык пропивать в первый же день, а всё остальное время жить тихой серой жизнью без капли радости и семейного счастья.

Тётка Васеня — жена Левонтия и соседка Екатерины Петровны. С зарплаты мужа отдаёт долги, которые непременно копятся в течение месяца, а всё, что останется, они с мужем пропивают. Часто тётка Васеня ходит по соседям с просьбой занять денег до зарплаты, из-за чего многие деревенские, в том числе и Екатерина Петровна, не воспринимают её всерьёз.

В образе же пряника-коня Астафьев выразил заветную мечту любого ребёнка того времени, а также изобразил его, как неизмеримое счастье, радость и само детство.

Описание гривы коня и то, какие речевые обороты использует при этом автор, выражает неподдельный восторг героя и его бесконечное желание завладеть заветным лакомством.

Через образ Вити Астафьев рассказывает собственную историю, как судьба ещё в детстве преподала ему невероятно много нравственных уроков.

Составив общий рисунок характера главного персонажа, понятно, что этот урок он запомнил на всю оставшуюся жизнь. В произведении «Конь с розовой гривой» герои представляют собой типичных деревенских жителей прошлого столетия. Хоть их жизнь и не пестрит разнообразием событий, даже современному человеку есть чему поучиться у этих персонажей.

Бабушка в рассказе “Конь с розовой гривой” Астафьева: образ, характеристика, описание в цитатах

Бабушка и Витя.
Художник С. Сюхин

Бабушка является одним из центральных персонажей рассказа “Конь с розовой гривой” Виктора Аставьева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика бабушки в рассказе “Конь с розовой гривой” Астафьева: описание героини в цитатах.

Бабушка в рассказе “Конь с розовой гривой” Астафьева: образ, характеристика, описание в цитатах

“Когда утонула мама, бабушка не уходила с берега, ни унести, ни уговорить ее всем миром не могли.”

“Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать.”

“Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город.”

“. бабушка. стала подбирать волосы, сплетать их в косу, держа тряпочку для завязки косы в зубах.”

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо.”

“Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед.”

“Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.”

“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось.”

“Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься.”

“. бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится.”

“Ну разок и щелкнет, так что за беда! За такое дело и не разок можно…” (щелкнет – то есть ударит)

“А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота.

“Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.”

“. сплавала, слава Тебе, Господи, ягоденки продала сходно. “

“Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого. “

“Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потачил, теперь этого. ». “

“. не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку.”

“В это утро к нам приходило много людей, и всех бабушка задерживала, чтоб поведать: «А мой-то! Малой-то!» И это ей нисколько не мешало исполнять домашние дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела. “

“. бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома.

“Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал. “

“Не вытерпит, чтобы не поделиться новостями, почерпнутыми в городе, и узнать те новости, которые свершились без нее на селе. “

“Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.”

Исследовательская работа “Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.

Исследовательская работа, цель которой – анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Речь любого человека имеет большое значение. По ней можно судить о его уровне воспитанности, образованности, словарном запасе и даже темпераменте. Я решила доказать это на примере рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Целью моего исследования является анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить реплики главных героев рассказа;
  • определить роль речевых характеристик в создании образов героев;
  • охарактеризовать героев на основе анализа особенностей их речи.

В П. Астафьев – выдающийся русский писатель двадцатого века. Его произведения поражают своей искренностью и душевностью. Среди них значительное место занимают произведения, посвящённые его детству. К ним относится рассказ «Конь с розовой гривой».

Главные герои рассказа – простые люди: бабушка Катерина Петровна, её внук – в будущем автор рассказа, дядя Левонтий и его дети. В изображении их характеров

В. П. Астафьев использует многочисленные приёмы создания литературного образа:

  1. описание природы;
  2. портрет героя;
  3. изображение окружающего быта;
  4. описание отношений героев друг к другу;
  5. речь героев [1, с. 160].

Объект моего исследования – речь героев рассказа. Из неё складывается речевая характеристика, в которой «писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определённой речевой среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию» [2, с. 192].

Изучив реплики героев рассказа, я поделила лексические единицы на группы (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные и устаревшие слова, фразеологизмы, поговорки) и представила исследование в виде таблицы.

В кармане –вошь на аркане.

возьму в оборот

Таким образом, больше всего в речи героев диалектизмов, их используют все герои рассказа , так как с рождения живут в одной местности. Автор тем самым показывает самобытную жизнь сибирской деревни, особенность речи людей.

Все диалектизмы, используемые в рассказе, можно поделить на четыре группы.

1. Лексико-фонетические диалектизмы. Они отличаются от литературных слов фонетической структурой: слобода – свобода, восподь – господь, рупь – рубль, бегишь – бежишь, угнетат – угнетает, выдь – выйди, чё – что.

2. Лексико-словообразовательные диалектизмы. Они отличаются от литературных слов словообразовательными особенностями: не подманишь – не заманишь, каторжанец – каторжанин, ихняя – их, лешак – леший, отсюдова – отсюда.

3. Лексические диалектизмы. Это диалектные названия каких-либо предметов, имеющие в литературном языке синонимы: шурунёт – испугает, бадога – поленья.

4. Лексико-семантические диалектизмы. Они имеют диалектное значение литературных слов: гибель – много.

Речевая характеристика бабушки Катерины Петровны.

Основными составляющими языка бабушки являются просторечные и диалектные слова. Она, как представитель отживающего свой век поколения, употребляет устаревшие слова: дитятко, батюшко . В речи её много обращений: чумовая, чучело безглазое, дитятко, сиротинка . Употребление большого количества обращений характеризует бабушку как общительного, разговорчивого человека. Все эти слова имеют эмоциональную окраску. Так, обнаружив, что «заполошная» тётка Васеня возвращает ей денег больше, чем нужно, бабушка справедливо возмущается: «Как ты с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое !» Обращаясь к своему внуку Вите, Катерина Петровна употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дитятко, сиротинка, батюшко. Она любит своего внука, но, воспитывая его, вынуждена быть строгой, требовательной, беспокойной. Эти свойства её характера отражены и в речи, почти все предложения сопровождаются восклицательной интонацией («Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь! Нечего куски выглядывать! Не спишь ведь, не спишь! Я всё вижу!») Бабушка – главная в доме, она привыкла командовать, поэтому в её репликах много глаголов в повелительном наклонении («Да постой ты, чумовая! Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!») Однако, разговаривая с покупательницей земляники в городе, бабушка показывает умение говорить правильно, деликатно, как и полагается культурному человеку: «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…»

Особую выразительность речи бабушки придаёт употребление фразеологизма. Возмущаясь обманом внука, она грозится «взять в оборот» левонтьевских детей, которые научили Витю обманывать её. Катерина Петровна прекрасно знает ещё один пласт народной речи – поговорки. «У них самих в кармане – вошь на аркане», – так подчёркивает она бедность и неустроенность семьи Левонтьевых. И лишь один раз в речи бабушки встречается слово жаргонной лексики: «Ладно уж, умойся да садись трескать !» Употребление этого слова оправдано. Оно произнесено в кульминационный момент, когда Витя признавался в своём поступке и просил прощения. Чувства переполнили бабушку.

Речевая характеристика Саньки.

В речи Саньки звучат жаргонизмы. Он предлагает Вите съесть ягоды, упрекает его в жадности. «Слабо!» – говорит он. Утешая Витю после совершённого проступка, он употребляет жаргонное слово ништяк. Этим он желает подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность. Санька – смелый и безрассудный. «А домовниха худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только – схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил. » – рассказывает он о посещении тёмной пещеры. Употребление слова домовниха в этом предложении подчёркивает его суеверность, показывает хорошее знание фольклора данной местности и богатое воображение. Всю жизнь он провёл в деревне, о чём свидетельствует большое количество диалектных слов в его речи. Она не содержит сложных синтаксических конструкций, но яркая, выразительная. Особый колорит ей придают междометия («Ха-ха! А тебе-то хо-хо!») и фразеологизм («В мохе весь, серый, дрожмя-дрожит – студёно ему.») Употребление междометий в указанном предложении демонстрирует его злорадный смех над Витей, поэтому можно сделать вывод, что Санька обладает вредным характером.

Речевая характеристика дяди Левонтия.

Образ дяди Левонтия автор рисует только в начале рассказа. Из первой реплики дяди Левонтия, произнесённой им в рассказе, мы узнаём, что это добродушный человек, любящий свободу и море: «Я, Петровна, слободу люблю! Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетат!» Он жалеет Витю, по-доброму относится к нему («Он сирота, а вы всё ж при родителях!») Но у него есть отрицательная черта – пьянство: «Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» – скажет и… опохмели-и-ит…» Отрывистость фраз, паузы свидетельствуют о том, что он говорит это в нетрезвом состоянии. Лексический состав его языка беден, не отличается выразительностью. Являясь представителем данной местности, дядя Левонтий в своей речи использует диалектные слова.

Наблюдения над особенностями речи героев помогают понять индивидуальные особенности их характеров, отношение к окружающим, уровень культуры, раскрывают их духовный мир. Так, бабушка Катерина Петровна представляется нам справедливым, честным человеком. Она любит внука, ответственно относится к его воспитанию. Её речь выразительна, богата, эмоциональна, что свидетельствует о её высоком культурном уровне.

Речевая характеристика Саньки особенно удачно раскрывает образ озорного деревенского мальчишки, безрассудного, грубоватого, немного вредного. Он старается казаться взрослым, самостоятельным. Санька обладает богатым воображением.

Его отец, дядя Левонтий, изображается добрым, но пьющим человеком. Об этом свидетельствуют особенности его речи.

Таким образом, В.П. Астафьев, настоящий мастер речевой характеристики, прекрасно знал все пласты лексики русского языка. Это позволило ему создать незабываемые образы героев в рассказе «Конь с розовой гривой».

Бабушка – олицетворение детства в прозе В. П. Астафьева

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Манеры русской литературы – писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать в литературных салонах из ничего, из многажды отражённого света эпатажные, «постмодернистские» сюжеты.

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства» и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетно-композиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении.

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться .

Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний поклон» является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен.

Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница, Екатерина Петровна, крутая, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма

В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку (случай с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние.

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка . Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

С целью лучше узнать осведомлённость обучающихся нашей школы по вопросу ассоциаций, связанных со словом «бабушка», мы провели опрос. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка – доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки.

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники»

Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»).

Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ.

В. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны – в эпизоде, органично перекликающемся с главой – вступлением, где открыто, сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь – в главе «Бабушкин праздник» – о том же, но пропущенном через бабушкину душу:

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

«У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей».

Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» – Витькина бабушка Екатерина

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

10 срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод»

За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти.

Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.

Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете, за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» .

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник», в печати автор к нему вернулся – нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами .

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже .

Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком, дух хлебный – пахарь будет, пахарь!», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы»

(ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»).

Съездив на фестиваль «Астафьевская весна – 2008, 2009, 2010», мы опросили работников библиотеки – музея В. П. Астафьева в Овсянке, жителей самого села о роли народных речений как художественно-выразительных средств, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Все они едины в своих мнениях о том, что образ бабушки – ведущий образ в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Побывав в доме-музее бабушки Екатерины Петровны и побеседовав с двоюродной сестрой писателя Краснобровкиной Г. Н. , мы будто почувствовали присутствие хозяйки дома с её наказами, заветами, так захотелось увидеть своих бабушек с их прибаутками, поучениями, на которые мы иногда обижаемся без всякого повода. Жалко, что моей бабушки уже нет, но, читая рассказы В. П. Астафьева, я представляю её глаза, смешинки в уголках рта при чтении сказок мне перед сном.

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

– в произведениях писателя «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов;

– своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин».

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.

СПАДИЛО.РУ

История создания

Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в первую часть автобиографического цикла В. Астафьева «Последний поклон» (1957-1967 гг.). В нем писатель изображает обычную жизнь своих односельчан в 30-е гг. XX века. Первоначально цикл назывался «Страницы детства».

Рассказ был впервые опубликован в 1963 г. В 1968 г. он был напечатан в составе книги «Последний поклон», а в 1970 г. появился сборник рассказов Астафьева под заглавием «Конь с розовой гривой».

Главная тема произведения — детство.

Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.

В самом начале рассказа появляется главный символ — конь с розовой гривой, «конь-огонь». Это простой пряник, но для ребенка из глухой сибирской деревни он является очень редким подарком, настоящей мечтой.

Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.

Очень близким для главного героя является большое «левонтьевское семейство». Дядя Левонтий каждый раз после получки устраивает «пир» и проматывает все деньги. Вскоре тетка Васеня вновь идет по соседям занимать в долг. Дети привыкли к такой полуголодной бестолковой жизни и особо не унывают.

Вместе с «левонтьевскими орлами» мальчик отправляется по землянику. За туесок ягод бабушка обещает ему купить заветного коня с розовой гривой. На увале дети успевают поссориться, подраться, помириться и съесть всю собранную землянику. Главный герой заражается их беззаботностью и тоже отдает все ягоды на съедение.

Игры с «левонтьевцами» продолжаются до самого вечера. Мальчик боится возвращаться домой без обещанной бабушке земляники. Он поступает по совету Саньки: набивает туесок травой, прикрывая ее сверху тонким слоем ягод.

Бабушка не догадывается об обмане. Мальчик вынужден увеличить список своих «преступлений». Он крадет несколько калачей из дома для Саньки, который грозится обо всем рассказать.

На следующий день главный герой вновь беспечно отправляется с «левонтьевцами» на рыбалку. Мальчик старается не думать о раскрытии обмана и неизбежном наказании. Его подбадривает Санька: «Ништяк!… Не ходи домой, и все!». Когда бабушка возвращается из города, он уходит к родственникам на другой конец села.

Вернуться домой все же приходится. К счастью, ночью приезжает дедушка — главный защитник внука. Утром мальчик покорно выслушивает ругань бабушки, ощущая огромный стыд. Мучаясь раскаянием, он поднимает голову и видит сказочную картину: «По скобленому кухонному столу… скакал конь с розовой гривой».

Проблематика

На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.

Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.

Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.

Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.

Чему учит автор

Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства. На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана.

Ссылка на основную публикацию