Образ и характеристика Дикого-Барина в рассказе Певцы Тургенева сочинение

Дикий Барин (“Певцы”)

Настоящая его фамилия Перевлесов. “Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и черными блестящими волосами, жесткими, как щетина. Выражение его смуглого со свинцовым отливом лица, особенно его бледных губ, можно было бы назвать почти свирепым, если бы оно не было так спокойно-задумчиво”. Одет был Д. Б. в “какой-то поношенный сюртук с медными гладкими пуговицами; старый черный шелковый платок окутывал его огромную шею”. Первое впечатление, которое производил вид этого человека, было “чувство какой-то грубой, тяжелой, но неотразимой силы”. При неуклюжем сложении (“сбитнем”) “от него так и несло несокрушимым здоровьем. ” Его “медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации, происходившей, может быть, от совершенно спокойной уверенности в собственном могуществе”. Никто не знал, к какому сословию принадлежал Д. Б. и чем он живет. Он “никаким ремеслом не занимался, ни к кому не ездил, не знался почти ни с кем, а деньги у него водились”, хотя небольшие. Вел себя Д. Б. “тихо”, словно “никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался”; пользовался огромным влиянием во всем округе. “Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение”. В этом человеке “было много загадочного; казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и все, до чего ни коснутся”. Поражала также в нем “смесь какой-то врожденной природной свирепости и такого же врожденного благородства”. Один он умел укрощать нелепые порывы Обалдуя. При пении Якова “по железному лицу Д. Б., из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилася тяжелая слеза”, а затем он посмеивался таким “добрым смехом”, который “было трудно представить на его лице”.

Словарь литературных типов. – Пг.: Издание редакции журнала «Всходы» . Под редакцией Н. Д. Носкова . 1908-1914 .

Смотреть что такое “Дикий Барин (“Певцы”)” в других словарях:

Певцы (Тургенева) — семнадцатый рассказ в собрании Зап. ох. .Антропка. Евграф Иванов (Обалдуй). Жена Николая Иваныча. Мужичок. Николай Иваныч. Перевлесов (Дикий барин). Рядчик. Стрыганиха. Турок Яков. Шерепетенко … Словарь литературных типов

Моргач (“Певцы”) — Смотри также Низенький, толстый, и хромой человек. Одет в довольно опрятную суконную чуйку, вдетую на один рукав. Высокая, остроконечная шапка, прямо надвинутая на брови, придавала его круглому, пухлому лицу выражение лукавое и насмешливое .… … Словарь литературных типов

Обалдуй (“Певцы”) — Смотри также Настоящее его имя было Евграф Иванов, но никто не знал его под этим именем. Загулявший, холостой дворовый человек, от которого собственные господа давным давно отступились . Прозвание Обалдуя удивительно шло к его долговязой фигуре … Словарь литературных типов

Творчество Тургенева — … Словарь литературных типов

прохлажда́ться — аюсь, аешься; несов. 1. несов. к прохладиться. 2. разг. Медленно, неторопливо делать что л. Ну, ну, не прохлаждайся начинай! решил Дикий Барин и потупился. Тургенев, Певцы. Косари сами знали, что если будут прохлаждаться ничего не заработают, и… … Малый академический словарь

Кидать жребий — КИДАТЬ ЖРЕБИЙ. КИНУТЬ ЖРЕБИЙ. Решать что либо, какое либо дело жеребьёвкой. [Агафья Тихоновна:] Я думаю, лучше всего кинуть жребий… Кто выкинется, тот и муж (Гоголь. Женитьба). КИНУТЬ ЖЕРЕБИЙ. А кому начать? спросил он [рядчик] слегка… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Кинуть жребий — КИДАТЬ ЖРЕБИЙ. КИНУТЬ ЖРЕБИЙ. Решать что либо, какое либо дело жеребьёвкой. [Агафья Тихоновна:] Я думаю, лучше всего кинуть жребий… Кто выкинется, тот и муж (Гоголь. Женитьба). КИНУТЬ ЖЕРЕБИЙ. А кому начать? спросил он [рядчик] слегка… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Кинуть жеребий — КИДАТЬ ЖРЕБИЙ. КИНУТЬ ЖРЕБИЙ. Решать что либо, какое либо дело жеребьёвкой. [Агафья Тихоновна:] Я думаю, лучше всего кинуть жребий… Кто выкинется, тот и муж (Гоголь. Женитьба). КИНУТЬ ЖЕРЕБИЙ. А кому начать? спросил он [рядчик] слегка… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Дикий-Барин в рассказе “Певцы” Тургенева: образ, характеристика, описание

Художник К.Вейерман

Дикий-Барин является одним из ярких второстепенных персонажей в рассказе “Певцы” Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дикого-Барина в рассказе “Певцы” Тургенева: описание героя в цитатах.

Смотрите:
– Краткое содержание рассказа
– Все материалы по рассказу “Певцы”

Дикий-Барин в рассказе “Певцы” Тургенева: образ, характеристика, описание

“Дикий-Барин (так его прозвали; настоящее же его имя было Перевлесов). “

“. мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и черными блестящими волосами, жесткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица, особенно его бледных губ, можно было бы назвать почти свирепым, если б оно не было так спокойно-задумчиво. Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом, как бык из-под ярма. Одет он был в какой-то поношенный сюртук с медными гладкими пуговицами; старый черный шёлковый платок окутывал его огромную шею.”

“. у Дикого-Барина, который всё продолжал стоять неподвижно посередине комнаты, широко расставив толстые ноги и почти по локоть засунув могучие руки в карманы шаровар.”

“Сложен он был неуклюже, «сбитнем», как говорят у нас, но от него так и несло несокрушимым здоровьем, и — странное дело — его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации, происходившей, может быть, от совершенно спокойной уверенности в собственном могуществе.”

“. вдруг раздался медный голос Дикого-Барина. “

“Выражение его. . лица. . можно было бы назвать почти свирепым, если б оно не было так спокойно-задумчиво. Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом, как бык из-под ярма.”

“. его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации, происходившей, может быть, от совершенно спокойной уверенности в собственном могуществе.”

“. не было человека более молчаливого и угрюмого.”

“Начинай! — угрюмо и резко проговорил Дикий-Барин.”

“Первое впечатление, которое производил на вас вид этого человека, было чувство какой-то грубой, тяжелой, но неотразимой силы.”

“Особенно поражала меня в нем смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства, — смесь, которой я не встречал ни в ком другом.”

“В этом человеке было много загадочного; казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся; и я жестоко ошибаюсь, если в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва, если он, наученный опытом и едва спасшись от гибели, неумолимо не держал теперь самого себя в ежовых рукавицах.”

“Трудно было решить с первого разу, к какому сословию принадлежал этот Геркулес; он не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обеднявшего подьячего в отставке, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина — псаря и драчуна: он был уж точно сам по себе. Никто не знал, откуда он свалился к нам в уезд; поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе; но ничего положительного об этом не знали. “

“Также никто не мог положительно сказать, чем он живет; он никаким ремеслом не занимался, ни к кому не ездил, не знался почти ни с кем, а деньги у него водились; правда, небольшие, но водились.”

“Он почти не пил вина, не знался с женщинами. “

“Вел он себя не то что скромно, — в нем вообще не было ничего скромного, — но тихо; он жил, словно никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался.”

“Дикий-Барин (так его прозвали; настоящее же его имя было Перевлесов) пользовался огромным влиянием во всем округе; ему повиновались тотчас и с охотой, хотя он не только не имел никакого права приказывать кому бы то ни было, но даже сам не изъявлял малейшего притязания на послушание людей, с которыми случайно сталкивался. Он говорил — ему покорялись; сила всегда свое возьмет.”

“. и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза. “

“Дикий-Барин посмеивался каким-то добрым смехом, которого я никак не ожидал встретить на его лице. “

Это был цитатный образ и характеристика Дикого-Барина в рассказе “Певцы” Тургенева: описание героя в цитатах.

Певцы Тургенев

Пятница, 10 февраля 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Певцы, Тургенев, рассказ
Автор статьи: vitalik2
Иван Сергеевич Тургенев является выдающимся классиком, который внес огромный вклад в русскую и мировую литературу. До сих пор многие его произведения входят в школьную программу, и дети их изучают в школах.

Особое место в его творчестве занимает цикл рассказов под названием «Записи охотника». Эти рассказы посвящены в основном крестьянам, а точнее, описанию их жизни, укладу, проблемам. В основу произведений легли подлинные истории и случаи.

Одним из таких произведений из этого цикла является рассказ «Певцы», действие которого проходит в небольшом селе Колотовка, что лежит на скате горного холма, который пересечен несколькими холмами и оврагами. В этом селе, в небольшой четырёхугольной избушке и происходят все события.

Краткое описание

Сама избушка — это кабак «Притынный», место популярное и востребованное. Держит его Николай Иванович, уважаемы в округе человек. Несмотря на то что хозяин не отличается особой любезностью или говорливостью его заведение выбирают чаще других. Всё дело в том, что Николай Иванович знает потребности русского человека и вовремя предлагает запрашиваемое. Кроме того, хозяин заведения не имеет привычки болтать о чужих секретах, хотя известно ему всё, что происходит в округе.

Одним днем в этом самом кабачке происходит неожиданное событие, на которое пришли поглазеть застоялые этого заведения. Сюда пришел лучший местный певец под именем Турок-Яшка и вместе с рядчиком из Жиздры они решили начать соревнование кто лучше поет. Гости кабака собрались вокруг и ожидают зрелищ, им необходимо хоть как-то скрасить эти угрюмые дни. Сюда также пришел Евграф Иванов, его еще прозвали Оболдуй, ведь без этого экземпляра не обходится ни одна попойка. Также здесь есть широкоплечий татарин, его зовут Дикий Барин, на вид он очень грозный.

Сколько раз он приходил сюда и у него всегда были деньги. Правда, никто точно не знал, чем он промышлял, а спросить все боялись. Однако его уважали везде, хоть вид у него злой, зато он увлекался пением, что делало его чуточку добрее. Также в эту забегаловку пришел Моргач, это был маленький, толстенький человек у которого были хитрые глаза. Конечно, было еще много людей в данном заведении, однако они меньше принимали участие в этих боях. Все были абсолютно разными, но объединяло их одно, а именно любовь к пению и музыке, именно это писатель и хотел подчеркнуть в данном рассказе.

И вот состязание началось.

Первым показать своё мастерство взялся рядчик. Это был маленький мужчина, около тридцати лет от роду с небольшой бородой, плотного телосложения. Голос его отдавал небольшой хрипотцой, но это вовсе не портило произношение и нравилось слушателям. Во время выступления он исполнил веселую живую песню, где было много переливов и переходов, зрителям это все понравилось, и они заулыбались. После исполнения посмотрев на реакцию зрителей, рядчик был уже уверен в своей победе.

Но должен был выступить и Яшка-Турок. Яшка был молодым парнем, ему было 23 года, он был хорош собой и строен, глаза у него большие серые, а волосы русые, в общем, он был довольно симпатичным юнцом. Работал он недалеко на местной фабрике. Это выступление было настолько сильным, что даже соперник признал своё поражение. Каждый, кто слышал исполнителя, были поражен силой голоса певца, всем было «сладко» и «жутко» одновременно. Сам Яков забыл, что он соревнуется, полностью отдавшись собственным эмоциям.

В произведении все описано достаточно точно и ярко, очень хорошо переданы все переживания исполнителей и слушателей, поэтому у читателя сразу возникает чувство личного присутствия.

Перед выступлением Яшка немного засмущался. Он пробовал рукой прикрыться от зрителей. А когда кто-то убрал его руку, он казался полностью бледным. Такое сильное волнение испытывал молодой человек.

Но любовь к песни сделала своё дело! С каждой нотой голос Яшки крепчал. Звук, вначале казавшийся слабым, набирал силу с каждой нотой, становился звонче каждую секунду. Исполнитель вложил всю душу в свою песню. Яшка смог выразить всё, что есть в душе русского человека. Это была и боль, скорбь, молодость, страсть, сила. Песня была так исполнена, что сам автор забыл, что здесь находятся зрители.

Когда песня была окончена, то он увидел, что у многих зрителей выступили слезы. Кто-то даже рыдал, отвернувшись ото всех. Победа была безоговорочной!

Анализ рассказа

Как известно, рассказ «Певцы» входит в целый цикл «Записок охотника», который создавался в течение четырех лет, но и через десять лет автор решил добавить туда три произведения. Весь этот сборник начался с рассказа про крестьян «Хорь и Калиныч», который Тургенев написал под впечатлением прогулки по окрестностям Орловской губернии. Возможно, так назван сборник, потому что писатель сам увлекался охотой.

В 1850 году был написан рассказ «Певцы», который, как и остальные произведения, описывал жизнь простого народа, а сам сюжет был продиктован увиденным и услышанным. Рассказ «Певцы», как и остальные тексты, был опубликован в журнале «Современник» и имел большой успех. Читатели уже были знакомы с творчеством Тургенева и ждали его новых публикаций. Читателю нравилось, что каждый тургеневский персонаж описан детально, показаны все его манеры, привычки, предпочтения.

Вместе с тем что автор рассказывал о тяжёлой судьбе и непростых условиях существования своих героев, он старался донести поэтичность и талантливость народа. Для него главное, чтобы это возникало из ниоткуда и без лишних сантиментов. Хотя многие персонажи показаны с долей юмора или иронии, однако, все были чем-то индивидуальным.

В данном произведении можно рассмотреть образы целой деревни Колотовка. В начале рассказа выделяется душа компании, владелец местной питейни. Также отмечается человек по прозвищу Обалдуй, исходя из клички которого можно понять, что он из себя представляет, балабол и растяпа. Интересный персонаж Дикий Барин, вроде он грозный и страшный, все его боятся, однако, в то же время он вызывает уважение у общества. Индивидуальность и сам рядчик с хорошим голосом и веселыми песнями, и конечно же победитель по имени Яшка.

Повествование идет от имени барина, который как бы наблюдал со стороны за происходящим. Нетрудно в нем узнать самого автора – Тургенева. Данный сюжет разворачивается в Притынной, местном питейном заведении. В произведении достаточно большая часть уделяется именно описанию людей присутствующих в этой забегаловке. В данном месте проходят гуляния и как следствие сюда приезжает большое количество людей для времяпрепровождения, сюда же прибывают участники для соревнования по пению, в данном случае это Яшка и рядчик из Жиздры. Для начала участники кидают жребий, который выпадает рядчику.

Всё соревнование описано автором с особой любовью и уважением ко всем героям. Первый исполнитель заслуживает самых высоких похвал, не только потому что обладает песенным талантом, но и потому что способен честно признать поражение и выразить свой восторг конкуренту.

Выступление Яшки вовсе обезоруживает. Оно не оставило равнодушным ни одного человека. Выступление тронуло всех до глубины души. Даже Дикий Барин, которого никто не видел при эмоциях, никогда не плакал и не смеялся, тут пустил слезу. Яшка своей песней перевернул каждую душу, задел за живое, показал со стороны их угрюмую и трудную жизнь.

Финал произведения заслуживает особого внимания. Автор передал чувства, которые испытал, став свидетелем этого удивительного явления в глубинки России. Он детально описал какой был эффект. Но не в правилах Тургенева было приукрашивать действительность. После описанного песенного триумфа рассказчик покинул питейное заведение, а заглянув туда совсем скоро, увидел, как опять весь люд был пьян и бестолков.

Конец произведения остался открытым. Какой-то мальчик неподалеку искал Антропку, которого должны были высечь за провинность, и читателю остаётся только догадываться о дальнейших событиях в этом селении.

Вывод

В своём рассказе Тургенев показал, что на фоне убогости жизни простого народа, унынии и отчаянии, прослеживается чудо творчества и красоты.

Писателя радует то, что люди, привыкшие к гонениям и нищете способны разглядеть в человеке талант, проникнуться к нему и заставить плакать даже угрюмых мужиков.

Как нельзя лучше высказался Иван Сергеевич об искусстве, что не раз подтвердил своими чудными произведениями.

Особенности русского национального характера (по рассказу И.С. Тургенева “Певцы”). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Эпиграф урока:

Тот не русский, кто не переживал странного волнения и упрека
при звуках заунывной народной песни.

Цель урока:

  • на материале тургеневского рассказа выделить черты русского национального характера;
  • развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову;
  • развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке;
  • оспитание интереса к проблемам нации, к истории нашей культуры.

Оборудование урока: репродукции картин русских художников (Крамской, Кустодиев и др.), пластинка с песней “Не одна во поле дороженька пролегала”.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

“В наше время, время мученического очищения России, её исторического оправдания и духовного возрождения чудится мне, что у всех нас есть потребность обратиться к России в её историческом целом, окинуть взором, сколько хватит его, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих всё вышло и к коим всё сводится, увидеть их в силе и славе, увидеть всё это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, те несовершенства и незавершённости нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России – ни нам, ни нашим детям, ни внукам”.[1]

Я не случайно начала наш сегодняшний урок со слов замечательного русского религиозного философа И.А. Ильина. Произнесённые в 20-е годы, они словно обращены к нам, которые призваны строить сегодня новую Россию.

(Зачитывается тема урока, эпиграф)

“Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы”. Таковы ощущения и эмоции рассказчика в “Певцах” И. С. Тургенева. А ваши впечатления? Как вы думаете, о чём этот рассказ? Что в нем особенного?

Сегодня нам и предстоит разобраться, что увидел в русском характере И. С. Тургенев, что писателю особенно дорого в нем и о чем он скорбит.

Учитель: Откроем рассказ. его начало

“Небольшое село Колотовка. (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?

(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”. Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)

Учитель: Что же довершает и без того невеселую картину?

Учитель: А что такое кабак?

-Это место, где удовлетворяются низменные и грубые потребности простого люда. -Тургенев подчёркивает “отдельность” местоположения кабака, который стоит на краю “страшного оврага”.

I группа. Целовальник Николай Иванович – человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.

II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”. Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни. Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.

III группа. Дикий Барин. Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него. Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.

IV группа.Обалдуй – выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. – одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало – прямо Обалдуй”.

(Идет работа с репродукциями, ребята пытаются увидеть в них тургеневских персонажей)

Учитель. Как складывалась жизнь этих людей? Счастливы ли они? Что общего в их судьбах?

Учитель: Это, действительно, скопление изломанных, выпавших из всех былых взаимосвязей бесприютных и в прошлом, и в будущем людей. А что за стенами кабака?

-грязная Колотовка с её оврагом;
-скудный выгон, пруд, покрытый гусиным пухом;
-собаки лают;

Учитель: За стенами кабака – грязная Колотовка с её оврагом, рвущим надвое холм, улицу. Нестерпимая духота жаркого июльского дня. Бессмысленно злобный лай собак. Какая страшная и неприглядная картина. Поистине не радующий глаз пейзаж, лишающий всякой надежды.

Обобщение учителя: Кабак – некий последний приют людей с искалеченными судьбами. “Притынный кабак вообще-то сам по себе “жизни край”, “место”, куда стекается человеческая “щебень” изо всех сословий, тоже разрытых и размытых ударами судеб”. [2] Вот здесь-то, у бездны на краю, и будет проходить своеобразное “духовное ристалище”, поэтическое соревнование, дуэль двух талантливых людей.

Учитель: Ждут ли этого поединка люди? Давайте понаблюдаем за ними.(озвучивание диалога по ролям от слов “Зачем я тебя зову – плут ты этакой, Моргач!” и далее: “Ну что ж! -возопил вдруг Обалдуй…” до “Жеребий кинуть..”)

Учитель: Что это? Обычное житейское любопытство, желание торжества над побежденным? Почему так ждут поединка эти люди?

– Ждут они скорее песни, а не самого состязания.

-Песня, особенно задушевная, как-то по-особенному переживается человеком.

-Она помогает забыться, отрешиться от сиюминутного.

-Песня способна расширить узость пространства, раздвинуть границы кабака.

-Помогает на какие-то мгновения стать чуточку счастлив ее, способна подарить настоящую радость. Вспомните, что после заключительного замирающего голоса рядчика именно Яков, как сумасшедший, закричал: “Молодец! Молодец!”

-Песня – это особый мир, это красота, по которой, может быть, истосковалась душа этих не очень счастливых людей. Может быть, это своеобразный протест против этой жизни.

-По песне, по красоте истосковалась душа мужицкая.

-Может быть, этот поединок – тоска о несбывшемся, жажда раздвинуть стены, изгнать тесноту? Это своеобразный протест против оврага.

Учитель: Но почему именно песня?

-Песня – это история души народа, её поэзия. Страшна и тяжка жизнь русского крепостного, но в человеке, все же не изжита тяга к хорошему, светлому в жизни.

– Мне кажется, сегодня из песни уходит душа

Учитель: “Еще доселе загадка – этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желанием лучшей Отчизны”, – писал Н. В. Гоголь. И где рождалась такая песня? Где звучала? Чаще всего в кабаке или ином местечке, где собираются связанные в горе непрочной верёвочкой люди.

Сравним соперников. Рядчик и Яков Турок.

(Идёт сравнительный анализ по группам, которые отслеживали одну из линий сравнения )

Линии сравнения

-Поведение до начала состязания.
-Пение. Есть ли в нём душа?
-Реакция слушателей.

Рядчик

а) “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами (неспособность к осознанию высоты предстоящего духовного и душевного испытания), лишь перед самим поединком он немного волнуется(“приходя в волнение”).

б) Пение рядчика (чтение текста подготовленным учеником).

“Рядчик выступил вперед …” и закончить

“Он пел”. Далее: “Ободренный знаками всеобщего удовольствия…” и закончить словами: “…последний задирающий возглас”.

в) Какова реакция слушателей?

(“Слушали с большим вниманием”, “не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях”).

Яков Турок

а) В состоянии лихорадки перед началом пения ( “мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали…”, лицо было “бледно, как у мертвого…”). Пение для него нечто священное, способное озарить жизнь, задеть самые тонкие душевные струны.

б) Пение Якова (чтение текста).

“Русская, правдивая. ” и закончить словами: “…словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль”.

в) Какова реакция слушателей? ( “ Всем нам становилось сладко и жутко”, “закипали на сердце и поднимались к глазам слезы”, “всеобщее томленье”, “стояли как оцепенелые”).

(После сравнительного анализа слушаем в грамзаписи песню “Не одна во поле дороженька пролегала” и делимся впечатлениями)

Учитель: Почему же рядчик проиграл?

– Рядчик пел веселую плясовую песню. Но песня, хотя и исполненная мастерски, не затронула сердца и души.

-Его пение не раздвинуло стен кабака, не смогло заставить пережить слушателей душевного потрясения. Его просят: “Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!” Они ожидали чуда, а его не случилось.

– Его песня красива, но остаётся лишь игрой.

-Здесь не было самозабвения, всё рассчитано на эффект. Эта песня не затронула души.

Учитель: А как пел Яков?

– В его пении была “неподдельная, глубокая страсть, и молодость, и сила, и грустная скорбь”.

– “От его голоса веяло чем-то родным, задевающим за живое. Не случайно на глаза слушателей наворачиваются слезы.

– В этой песне поет и плачет душа.

– Эта песня несет в себе безотчётное чувство простора.

– Какой-то особый свет проникает в душу.

– В этой песне душа протестует против всего мелкого и пошлого.

Учитель: Да, Якова хотел,хотя и ненадолго, “унести” этих искалеченных судьбой людей из пошлой действительности, из этого душного кабака. Он хочет осилить зло этой жизни, ее измельчание, одолеть тоску. А о чём пел Яков в любовной, “прощальной”, по определению А. Григорьева, песне?

Обобщение учителя: Пел Яков о какой-то редкостной высоте нравственных требований, о непрощённой вине, о горькой сердечной муке.

Сударушка, которую обиженно и нежно отвергает душа, остаётся тем не менее единственной и неповторимой.

Учитель: Вечером рассказчик вновь заглядывает в кабак. Что же открывается ему?

-В кабаке все пьяны. Зрелище неприятное, отталкивающее.

– Эти строки рождают горькие мысли и чувства.

– Рассказчик замечает, что Дикого Барина среди подгулявших нет. Не на него ли надеется писатель? Может быть, он настоящее, здоровое начало русской нации?

Учитель. Да, на смену духовному и чистому приходит низменное и обезображенное.

Зачитаем финал. Достоевский назвал его поистине гениальным, почему?

-Может быть, не всё так безотрадно в России? Ведь в финале – дети, а дети – будущее.

-Здесь как-то тихо, слышен только один зов.

Учитель: Да, здесь полная гармония с природой и нет той напряжённости, противоречивости и катастрофичности, которыми полна взрослая жизнь.

Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?

– Ум, проницательность;
– талант, потребность творить;
– способность глубоко чувствовать;
– удаль;
– душевный размах;
– потребность в высоком;
– скрытую силу.

Учитель: Самое удивительное, что всё это помогла увидеть и прочувствовать песня. Мне хочется привести слова К.С. Аксакова: “Как широк напев её! Кажется дух и образ великого, могучего пространства… лежит в ней. Нет ей конца, бесконечная песня… В самом деле, нельзя сказать, что русская песня оканчивается; она не оканчивается, но уносится. слух едва ловит последние звуки русской песни, – нет, она не кончилась, она унеслась, удалилась только и где-то поётся, вечно поётся”.

Что же ещё вы увидели в русском человеке?

– Бесшабашность;
– растрачивание жизни;
– беспечность;
– упоение в разгуле;
– прошло полтора столетия, и ничего не изменилось.

Учитель: Мы говорили сегодня о важном: о русском народе. Народ-это средоточие всех надежд и возможностей российской истории. Так что же нужно нам, сегодняшним, для спасения России, о чём так мечтал писатель?

– Надеяться только на самих себя, на свои собственные силы;
– преодоление того, что недостойно человека, очищение души;
– вера в великое будущее России;
– вера в Бога.

Учитель: Да, быть может, покаяние и вера дадут нам не только уверенность в своей правоте, но и веру в Россию, веру в призвание нашего народа. Они научат нас, по словам Языкова:

Надёжно уважать свои родные силы,
Спасенья чаять только в них.

Примечание. Лексика рассказа отрабатывалась на уроке русского языка.

Групповые задания даны были до урока и включали вопросы по характеристике персонажей и сравнительному анализу. Урок рассчитан на 2 часа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.А. Собр. соч. в10 т.,кн.2.М.,1996. т.6 с.7.
2. Тургенев И.А.Собрание сочинений в 5 т., т.1. М., 1994.
3. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. М.,1986 с.149.

Смысл рассказа Тургенева «Певцы»

Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, творчество которого сложно переоценить. Его перу принадлежат такие произведения, как роман «Отцы и дети», рассказ «Муму» и сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ «Певцы» является как раз частью этого сборника. Большинство этих рассказов имеют реальную основу. Такое название сборник получил из-за увлечения автором охотой. Автор выступает и рассказчиком. Важно отметить, что основная часть персонажей — крестьяне.

Рассказ был написан в 1850 году, как и большинство рассказов из сборника. Именно тогда писатель и стал вплетать в произведения социальную составляющую. Помимо этого, автор решил использовать особый стиль, когда при прочтении одного рассказа можно примерно понять тематику остальных. Есть версия, что эти рассказы читал Александр II. Именно они и повлияли на отмену крепостного права.

Смысл названия рассказа «Певцы»

Смысл названия произведения довольно прост. В кабаке проводится соревнование певцов. Каждый показывает свои умения — кто-то хорошо поет с технической стороны, а кто-то вкладывает всю душу в выступление. Его талант не зависит от положения в обществе. Его песня — подтверждение того, что русская душа отдается своему делу до конца и готова делится этим с другими.

Смысл рассказа «Певцы»

Действие рассказа происходит в селе Колотовка. Недалеко от нее лежит кабак под названием «Притынный». Это самый посещаемый кабак в селе, потому что в этом заведении часто можно найти целовальника Николая Ивановича. Этот мужчина необычайно толстый мужчина более 20 лет проживает в этой местности. Он не отличается любезностью, но умеет привлекать гостей, а соответственно — клиентов. Ему известны практически все сплетни и слухи этого села, но он никогда и никому не пробалтывается.

У всех соседей целовальник пользуется уважением. Также он имеет жену и детей. Супруга под стать Николаю Ивановичу — бойкая, умная и приятная женщина. Муж во всем полагается на нее, а пьяницы очень ее боятся. Дети унаследовали от родителей только лучшие качества — они умны и отличаются крепким здоровьем.

В это село и попадает рассказчик. Она мучается от жажды, поэтому отправляется в кабак к Николаю Ивановичу. На пороге он встречает местных жителей, невольно подслушивая их разговор. Оказывается, что в кабаке собираются провести соревнование между певцами и в нем собирается показать свои умения Яшка Турок — лучший певец в округе.

В этом заведении собралось уже много народу, также пришел и Яшка. Рядом с ним сидит его соперник, рядчик из Жиздры, и Дикий Барин, человек, который распоряжается этим соревнованием.

Рассказчик описывает всех собравшихся. Первый — Евграф Иванов. Он холостяк, который не обладает никакими творческими способностями. Если он оказывался в гуще событий, то стоит ждать беды. О его прошлом практически никто не знал. Второй- Яков. Он турок, по призванию художник, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике. Рассказчик также описывает Дикого Барина. Он любит пение, пользуется большим уважением, никогда не пьет вина и не встречается с женщинами.

Первым выступал рядчик из Жиздры. Он пел песню для плясок, чем очень понравился слушателям. Да и сам Барин пришел в восторг от его пения. Следом пел Яшка, который разволновался в начале. Но пел он так, что заставлял трепетать души. Чувствовалась в исполнении русская душа. Песня зацепила даже рядчика, который признал свое поражение. Уже вечером все бурно праздновали Яшкину победу.

Смысл финала рассказа «Певцы»

Главная тема рассказа «Певцы» — русская душа, и то, как она смогла отразиться в песне крестьянина Яшки Турка. При помощи этой песни раскрывается национальный характер человека. Его песня лилась из души. И пусть она не была такой профессиональной, как у соперника, смогла покорить сердца всех слушателей. Даже Барина, который хорошо разбирался в музыке.

Также автор очень удачно описывает колорит русского села. Он описывает кабак, ведь это чуть ли не главная его часть. Описывает жителей — типичных русских мужиков. Кто-то из них трудолюбив, а кто-то пьяница. Да и сам рассказчик понимает особенности народа, ведь он сам часто соприкасается с этой средой.

Человек, обладающий таким голосом, должен быть очень силен духом. Иначе все его таланты убило б крепостное право. Тургенев показал, что и крестьяне умеют ценить искусство, просто оно отличается от дворянского. Они ценят традиции, любят свою страну. А дворяне подражают другим народам. Из-за этого теряется национальная оригинальность. И именно крестьяне не дают русскому народу стать копией французов, немцев или англичан. Их сердца наполнены мужеством, несмотря на барский произвол.

«Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.

Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения.

Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.

Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин. Его реакция осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой.

Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.

Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа Яшки-Турка.

Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …

Читайте также:  Сочинения по произведению Мастер и Маргарита
Ссылка на основную публикацию