Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир Толстого

Характеристика и образ Элен Курагиной в романе Толстого Война и мир

Самым ярким женским образом романа Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать образ Элен Курагиной, дочери князя Василия Курагина, жены Безухова, молодой женщины, красотой которой восхищался весь Петербург. Этим преимуществом девушка ловко пользовалась, окружая себя мужчинами разных чинов и возрастов.

«Красавица» Элен обладала изящным античным строением тела, мраморной кожей, пышной грудью, густой косой. Черные глаза, манили глубиной взгляда любого, кто смотрел в них. Обворожительная улыбка не сходила с лица. Она была элегантной девушкой, с блестящими манерами, благодаря которым достойно держалась в обществе. Эти качества создавали впечатление умной женщины. Однако истинное лицо и натуру девушки видели немногие. Муж Пьер Безухов, наоборот, считал ее предельно глупой особой. Глупость скрывалась за миловидным личиком и красивым, притягивающим взгляды, телом, которое она постоянно выставляла напоказ, притягивая множество взглядов. Неискренняя и лживая улыбка позволяла ей умело льстить тем, кто проявлял к ней интерес.

При этом, она могла использовать в речи довольно вульгарные выражения, лишенные какого-либо смысла, прикрывая это своим аристократическим происхождением и отменными манерами. Ее наряды носили предельно откровенный характер. Платья были открытыми спереди и сзади, создавая впечатление, что ее бюст почти полностью оголен. Скорее всего, общественность понимала это, но не обращала внимания на данный изъян. Многим она казалась красивым украшением вечера, «куклой», способной поднять настроение, улыбнутся, вовремя сказать комплимент.

Курагиной интересны лишь пышные балы, салоны и деньги, которыми она может обеспечить себе безбедную, разгульную жизнь. В поисках богатства, она соблазняет неопытного в отношениях, однако обладающего достаточными для нее денежными средствами Пьера Безухова и выходит за него замуж. Когда же он ей надоедает, разводится, забирая себе часть его имущества, и идет искать новый источник дохода. Ее можно назвать достаточно расчетливой дамой.

Элен Курагина – заурядная личность, которая не способна любить никого, кроме себя и своего тела. Вместо ума, она умело пользуется красивой внешней оболочкой для достижения своих личных целей. Высшее общество устраивает такое положение дел. Одни удовлетворяют свою потребность в обладании красивой дамой, которая может нужными словами, действиями превознести их собственное достоинство и значимость; другая – пожинает плоды своих трудов, блистая в обществе и живя в достатке.

Вариант 2

Тема поиска нравственного идеала девушки была очень популярной на рубеже 19 века. Многие писатели рассуждали в своих произведениях над этой темой. Л.Н. Толстой в «Войне и мире» изобразил массу женских образов, непосредственно сравнивая их.

Одним из самых эффектных образов романа «Война и мир» является образ Элен Курагиной. Красавица Элен подобна античной статуе, ее отличает мраморность кожи, изящность и грация. Привлекательная и загадочная улыбка никогда не сходит с лица Элен Курагиной. Она знает как себя преподнести, знает как держаться в высшем свете. На первый взгляд, Элен кажется незаурядной девушкой, умной, волевой. Но за всей внешне красивой оболочкой на самом деле ничего нет, есть только глупость, пустота, неискренность, ложь и обман.

Элен интересуется только сплетнями, балами, светскими раутами и деньгами, которыми она может поддерживать свой разгульный образ жизни.

Образ Элен Курагиной – совершенная противоположность образам Наташи и Марьи. Заурядность ума, эгоизм, ограниченность, внутренняя пустота противопоставляется доброте, преданности и скромности.

Элен Курагина не может любить никого, кроме себя. Она прекрасный представитель высшего общества, она лишь одна из многих, ее образ типичен. Она дитя того времени, лишь красивая кукла, которая играет роль в всеобщем спектакле.

Элен никогда не станет верной супругой и матерью, а семья, материнство, забота о детях для Толстого это и есть смысл жизни женщины.

Автору удалось показать, что за внешней красотой человека может ничего не стоять. В описаниях внешности княжны Элен есть что-то зловещее, будто ее грехи отображаются в ее фигуре и лице. Элен всего лишь часть света, его отражение и символ.

Толстой – великолепный психолог, знаток человеческих душ. На протяжении всего повествования мы не видим, чтобы Элен испугалась, обрадовалась, посочувствовала кому-то, складывается впечатление, что у нее нет чувств, что она просто неспособна на это. «Где вы – там разврат, зло», – так говорит Пьер своей жене.

Жизнь Элен бесцельна, неудивительно, что смерь ее также глупа, как и ее жизнь. Она совсем погрязла в интригах, сплетнях и во лжи.

Элен Курагина. Характеристика

Автор в своем произведении описал множество женских образов. Лев Николаевич пишет о том, что женщина – это человек, которая охраняет семью и налаживет семейный быт.

Элен Курагина – это антипод Наташи Ростовой. Она описывается как красивая девушка, от которой люди, в том числе и женщины из светского общества, теряют голову от ее красоты. Но за ее невероятной красотой прячется жадная личность.

В начале романа читатель симпатизирует Элен. Автор описывает ее идеальное лицо и прекрасную фигуру. Элен холодна в своих чувствах с окружающими людьми.

Элен Курагина всегда принимала участие в светских мероприятиях. Она воспитывалась в типичной аристократичной семье, где ее существование заключалось в том, чтобы успешно выйти замуж за богатого человека. При этом не важно, будет она его любить или нет.

Элен никогда не испытывала симпатии к Пьеру. Она не стала для него хорошей хозяйкой и матерью его детей. После того, как Элен вышла замуж на Пьера, она продолжает свою светскую жизнь. Читатель понимает, что Безуховы не любят друг друга. Но из-за своего благородства, Пьер не может расстаться с Элен. В этой истории сложилось два фактора. Пьер женился на красоте Элен, а Элен вышла замуж за деньги Пьера.

Для Элен всегда было важно лишь то, что будут о ней говорить в обществе. После того, как Пьер вызывает на дуэль ее любовника Долохова, она пытается выкрутиться перед своим мужем. Она боится за свою репутацию в аристократическом обществе. Тогда для читателя становится ясно, что за этой красотой девушки стоит уродливая и жадная душа. Она никогда не испытывала ни к кому чувства любви. Ей чуждо это чувство. Она считает своей личной победой вскружить голову миллионам мужчин. Родители Элен воспитали эгоистичную даму, готовую на все, чтобы сохранить хорошую репутацию в светском обществе.

Многие персонажи романа называли Элен хищником. У нее нет совести и нет принципов. Смерть Элены Курагиной очень глупа. Она выпивает огромную дозу лекарства и погибает мучительной смертью. Автор пишет о том, что за красивой внешностью не всегда может стоять красивая личность. Судить о человеке стоит только по его внутренним качествам, принципам и его поступкам. Лев Николаевич ставит в противовес Наташу Ростову, которая была душевно красивая, но не обдала яркой внешностью.

Таким образом, Элен Курагина в произведении «Война и Мир» – это красивая «обертка» уродливой куклы, которая ищет наживу. Она добилась своего исключительно благодаря своей красоте. Автор считает, что человек, которому чуждо такое чувство, как любовь, обречен на мучительную смерть.

Сочинение Образ Элен Курагиной

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой описывает много образов различных женщин. Толстой пишет, что женщина это дивное существо. Ее природа в сохранении семьи и налаживании быта. Женщина это продолжение рода и хранительница очага.

Образ Элен Курагиной это противоположность Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Элен очень красивая девушка, но за ее красотой прячется тщеславная и жадная личность. В начале знакомства с Элен она вызывает симпатию. Черты ее лица и фигуры идеальны. Мужчины, окружавшие Курагину, сходят с ума от ее красоты. Элен никогда не выражает своих чувств и эмоций. Она холодна и расчетлива.

Курагина яркая представительница светских мероприятий. Она была воспитана так что ее предназначением было выйти удачно замуж независимо от того будет она любить своего избранника или нет. Она выступала в роли красивой куклы, которую отец выдал удачно замуж. Элен не любила Пьера Безухова и не стала матерью его детей и хорошей хозяйкой. Она продолжала светскую жизнь. Супруги не любят друг друга, но Пьер не бросает Элен, потому что он был благородный человек. Он женился на ее красоте, а она вышла замуж за деньги Безухова.

В начале описания образа Элен читатель влюбляется в нее. Она очень красива и стройна, на ее лице всегда присутствует улыбка. Но углубившись в образ, становится понятно, что это расчетливая женщина. У нее много любовников и она ведет достаточно распутный образ жизни.

Элен восхищала своей красотой множество мужчин, но никто не знал, что за ее красотой нет ни чувств, ни души. Ее отец Василий просчитал до мелочей брак с Пьером. Ведь Безухова никто не любил, и презирали в обществе. Сыграв на красоте и утончённости своей дочери, он выдает Элен за него замуж. Курагина всячески доводила своего мужа, и ее лишь интересовало, что скажут о ней в обществе. В один очередной день Безухов решает вызвать любовника своей жены на дуэль. Тогда Элен закатывает Пьеру грандиозный скандал. Она говорит, что ей стыдно, что муж ей не верит и что же про нее теперь скажет светское общество. Даже в этой ситуации после дуэли с Долоховым Элен выкручивается перед Безуховым. Ей главное не уронить лицо среди светских дам.

В этот момент читатель понимает насколько низка и уродлива личность Элен Курагиной. Толстой раскрывает вторую сторону девушки. Она далека от образов приличных, хрупких русских красавиц. Ей не нужна любовь, она готова кружить головы мужчинам. Родители Курагиной воспитали ее эгоистичной личностью. О ней отзывались как о «животном» и называли «хищником». У этой девушки не было принципов и совести. Элен любила исключительно только себя. Она занималась самолюбованием. Важнее чем она сама в жизни Курагиной никого не было.

Когда Курагина решает провести аферу с двумя своими любовниками, она еще не знает чем, все закончится. Она подумывает выйти замуж за обоих своих любовников, но у нее ничего не выходит. Курагина по глупости умирает, она выпивает большую дозу лекарства и умирает в муках. Лев Николаевич хотел сказать, что внешность порой обманчива и стоит судить о человеке по его душевным качествам. Ведь за внешностью может скрываться злой и скупой человек на чувства и эмоции.

Сочинение 5

Элен Курагина описывается как прекрасная девушка, которая очень нравится людям. Но за её прекрасной внешностью скрывается алчный человек.

В самом начале произведения Элен симпатизирует у читателя. Она слишком холодна к окружающим её людям. Курагина завсегдатай изысканных вечеринок. Её воспитывали в аристократической семье, где вся её жизнь сводилась к тому, что надо выгодно выйти замуж. И совсем не важно, влюблена она в него или нет. Элен нисколько не нравится Пьер.

Для Безухова она хорошая хозяйка, а для его детей хорошая мать. После замужества, Элен не прекращает светскую жизнь. Читатель видит, что у Безуховых нет взаимной любви друг к другу. Но из-за благородного воспитания, Пьер не расстаётся с Элен.

В этом приключении складываются две причины, женитьба Пьера на Элен из-за её того, что Элен хороша собой, а Элен выходит замуж за богатство Пьера. Элен придаёт огромное значение тому, какие слухи ходят о ней в народе. После вызова на поединок Пьера её возлюбленного Долохова, она делает попытку оправдаться пред супругом, так как она очень боится, что о ней пойдут сплетни в высшем свете. Тогда тому, кто читает, становится отчётливо понятно, что за наружной привлекательностью девушки, находится непривлекательная и алчная личность. Она никого не любит. Ей не присуще чувство любви.

С детства Элен воспитывали эгоистичным человеком, который может пойти на все, чтобы не испортить чистое общественное мнение о себе в элитном круге. Большинство героев романа считают Элен хищницей. У нее отсутствует стыд и нет убеждений. Смерть Элен Курагиной слишком нелепая. Она умирает страшной смертью от передозировки лекарствами.

Автор показывает то, что за красивой натурой не всегда стоит прекрасная индивидуальность. Думать о человеке следует не только по внешности, но и по внутренним параметрам, и по его жизненному поведению. Лев Николаевич ставит для сравнения Наташу Ростову, прекрасную в душе, но не обладающую красивыми внешними чертами. В романе «Война и Мир» Элен – это яркая «упаковка» ужасной куклы, ищущей наживы. Она добивается чего хочет только с помощью своей красоты. Писатель показывает, что человек, какому не присуще такое чувство, как любовь, обречен на чудовищный финал.

Характеристика 6

Элен Курагина один из ярких персонажей произведения «Война и мир». Нельзя назвать ее главной героиней, но именно на ее примере Толстой показал, какие существовали женщины в тот период. Надо сказать, что прототипы Элен можно найти и среди современных женщин.

Если Елену рассматривать с точки зрения писателя, который придерживался строгих правил и считал, что предназначение женщины быть примерной женой и матерью, то впечатление создается о ней как об отрицательном персонаже. Но если познакомится поближе с ней, то не такая уж и плохая она по своей сути. Сейчас бы ни кто не стал упрекать женщину в том, что она строит карьеру и для этого вышла замуж по расчету. А для Элен признание общества своего рода карьера и ее нельзя за это строго судить.

Элен была красива, хорошо воспитана и образована. К сожалению, не все женщины даже с хорошим образованием могут не только поддержать разговор, но увести его в то русло, в которое им надо. Поэтому она пользовалась успехом не только у мужчин, но и у женщин.

Она еще сравнительно молодая, но достаточно опытная. Толстой не уточняет, сколько ей лет точно, но явно, что не больше двадцати пяти. По тогдашним меркам это достаточно почтенный возраст для девушки, которая должна задуматься о замужестве. Элен это понимает, но в тоже время ей нужен такой муж, который не будет ограничивать ее свободу и к тому же будет богат. И судьба ей улыбнулась в образе Пьера.

Что мог он в ней найти? Несмотря на то, что ее описывают коварной, циничной, эгоистичной, в ней много обаяния, которое она пускает в ход, когда надо очаровать нужного ей человека.

Жизнерадостная с прекрасными, изящными манерами она любит быть в обществе. Естественно молодые люди без ума от красотки. Для такой женщины не составило труда, понравится наивному и простодушному Пьеру. Конечно, не он один был увлечен молодой и роскошной женщиной, но она выбрала не человека, а богатство.

Ну как можно устоять при виде женщины с божественной красотой. Невозможно просто оторвать взгляд от холеных мраморных плеч, лебединой шеи. Улыбающееся лицо, обрамленное локонами, радостные глаза. Все это очаровывало окружающих.

Читайте также:  Аустерлицкое сражение в романе Война и мир Толстого (анализ)

И хотя красивые и умные женщины пользуются всеобщим вниманием, их в душе мало кто любит, потому что ждут подвоха.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

В произведении имеются несколько героинь с тяжелой судьбой. Одной из таких героинь является Женя Комелькова. Она обаятельная и отважная

Прочитав «Слово о полку Игореве», я очень проникся симпатией и сочувствием к главному герою повествования. Князь Игорь — человек страстей, желавший лучшей доли для своей родины, но, к сожалению

Роман Достоевского «Идиот» является актуальным и в наше время, так как в романе раскрывается много интересных вещей, которые встречаются и сегодня. В романе встречается герой Ипполит

Великий русские писатель Александр Сергеевич Пушкин был известен своей любовью к природе и родным пейзажам. С помощью своего умения ярко и красочно описывать окружающий мир, он сделал его не только фоном

Почти все картины, написанные этим художником, олицетворяют уникальность нашей природы и родных просторов, умелой рукой мастера на них запечатлено неподвижное изображение, которое полно льющихся звуков, запахов и движений природы.

Образ и характеристика Элен Курагиной (Безуховой) в романе “Война и мир”: описание внешности и характера

Пьер Безухов и Элен Курагина.
Художник А. Николаев

Красавица Элен Курагина является одной из ярких второстепенных героинь романа “Война и мир” Толстого.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе “Война и мир”

Полное имя героини – Елена Васильевна Курагина (в замужестве Безухова):
“. утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой. “

Элен – дочь князя Василия Курагина, сестра Ипполита и Анатоля Курагиных:
“. красавица княжна Элен, дочь князя Василия. ”
“. ее брат Анатоль Брат ее – Ипполит. Отец ее – князь Василий. “

Элен Курагина становится женой богатого графа Пьера Безухова:

“. он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены. ”
(смотрите: Отношения Пьера и Элен)

О внешности Элен Курагиной известно следующее:
“. Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась. ”
“. необычайной, античной красотой тела. ”
“. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов. ”
“. красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала. ”
“. на свою полную красивую руку, легко лежавшую на столе, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье. ”
“. поворачивая свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен. ”
“. запах духов и слышал скрып ее корсета при дыхании. ”
“. Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем. ”
“. только на мраморном, несколько выпуклом лбе. ”
“. сама графиня, в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы диадемою огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно. ”
“. высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем. ”
“. любовалась красотой плеч и жемчугов. ”
“. графиня Безухова, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темно-лиловом, с высоким воротом, бархатном платье. ”
“. похвалилась и своим новым платьем из металлического газа, которое она получила из Парижа. ”

Элен Курагина (Элен Безухова).
Художник Н. Рушева

“. на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья. “”. она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. ”

Элен Курагина – очень красивая девушка:
“. Что за красавица! – говорил каждый, кто ее видел. ”
“. Очень хороша, – сказал князь Андрей. ”
“. У меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться. “

У Элен сияющая, красивая улыбка:
“. и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. ”
“. у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой. ”
“. улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. ”
“. улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем. ”
“. сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой. ”
“. Элен с своей обворожительной улыбкой. ”

У Элен изящные и величавые манеры. Она умеет держать себя:
“. своей противоположностью изяществу и такту жены. ”
“. вошла в комнату спокойно и величественно. ”
“. указывая на отплывающую величавую красавицу. – И как держит себя! Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя!
“. о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете. ”
“. гордился ее величавой красотой, ее светским тактом. “

Возраст Элен Курагиной неизвестен:
“. Для такой молодой девушки и такой такт. ”
Судя по всему, в начале романа возраст Элет составляет от 18 до 22 лет, но не больше 25 лет. Во времена Толстого девушки после 25 лет считались “староватыми”, а об Элен говорят как о “молодой” девушке.

Элен носит “шифр” – золотой вензель, который получают выпускницы Смольного института и/или фрейлины:
“. красавица Элен Она была в шифре и бальном платье. “

Элен – элегантная женщина:
“. Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера. “

Элен – спокойная женщина:
“. она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой. ”
“. вошла в комнату спокойно и величественно. ”
“. Она с своим все выдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. “

Элен любит светскую жизнь:
“. для этой блестящей светской женщины. “

Элен – общительная женщина. Ее “близкими друзьями” является весь Петербург:
“. рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург)..”

Элен принимает у себя дома высший свет Петербурга:
“. гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург. ”
“. У ней бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью. ”
“. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума. “

Элен нравится самым знатным мужчинам высшего общества:
“. глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин. ”
“. смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от нее. ”
“. Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней. “

Элен – пустая, бездушная женщина. Она любит только свое тело:
“. Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела. “

Элен – глупая женщина:
“. Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. ”
“. Пьер, который знал, что она была очень глупа. ”
“. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна только глупость. ”
“. она могла говорить самые большие пошлости и глупости и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала. ”
“. и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер. “

Элен считается умной женщиной, несмотря на свою свою глупость и пустоту:
“. успела приобрести себе репутацию прелестной женщины, столь же умной, сколько и прекрасной. ”
“. репутация женщины прелестной и умной так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой. ”
“. Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной. “

Элен – подлая, бессердечная женщина:
“. Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.
– О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты. “

Элен – лицемерная женщина. Она говорит то, чего не думает, и умеет льстить:
“. Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины.
Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально. “

Элен – целеустремленная женщина. Она добивается своей цели, несмотря ни на что:
“. все это доставляло ей удовольствие; но из‑за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. “

Элен – грубая и вульгарная женщина, несмотря на аристократическое воспитание:
“. Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. “

Элен – развратная женщина. Но она прикрывает это аристократическими манерами:
“. вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. ”
“. Я знал, что она развратная женщина, – повторял он сам себе, – но не смел признаться в этом. ”
“. Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. “

У Элен “темное прошлое”. Судя по слухам, Элен и ее родной брат Анатоль были влюблены друг в друга, но их отец пресек эти отношения, которые представляют собой инцест:
“. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля. ”
“. Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. “

Элен – неверная жена. Она изменяет своему мужу Пьеру Безухову с влиятельными мужчинами и, судя по всему, также имеет любовную связь с Борисом Друбецким:
“. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного. ” (Смотрите: Отношения Пьера и Элен)

Элен принимает католичество, чтобы развестись с Пьером и снова выйти замуж (том 3 часть 3 глава VI):
“. Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую‑то бумагу. ”
“. Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. “

Элен Безухова умирает в молодом возрасте в 1812 г. Вероятно, на момент смерти ей не больше 32 лет (том 4 часть 1 глава II):
“. присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale (грудной ангины)..”

Критик Д. И. Писарев об образе Элен Курагиной:

“Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутациею прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином, — находит для себя удобным приблизить красивого и ловкого адъютанта Бориса к своей особе.” (Д. И. Писарев, статья “Старое барство: («Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва, 1868 г.)”

Сочинение Образ и характеристика Элен Курагиной в произведении Война и мир Толстого

Роман “Война и мир” Толстого является замечательным произведением, которое известно на весь мир. Оно наполнено множеством ярких и не очень персонажей, и не очень, которые являются олицетворением тех или иных человеческих черт характера. Из произведения мы знакомимся с множеством интересных персонажей, которые показывают нам себя либо такими, какие они есть, либо, скрывая свою истинную суть, одной из второй группы людей является Элен Курагина.

Элен молодая женщина, которая привыкла появляться только в высшем обществе и, соответственно, общаться только с людьми из высшего общества. Люди описывают её как человека прекрасной внешности, сравнимой с античными богинями, а характер её сравнивают с идеалом женской покладости. Но большинство людей видят только то, что она хочет им показать. Настоящей же её видят небольшое количество людей, например её муж. Он описывает её как женщину с прекрасным телом, и отвратительным разумом. За её красотой скрывается небольшой ум и огромное невежество. Однако как позже выясняется аристократическое общество даже не против её невежества. Они считают, что пусть лучше рядом будет человек, который может скрасить вечер одним своим видом, а не личным мнением.

Через образ Элен, Толстой выявляет нам то, о чём рассуждали практически все литературные деятели того времени. В произведении он показал насколько может быть испорчено общество, что для них куда важнее внешняя оболочка собеседника, чем то, какая у него душа и убеждения. В этом плане с Толстым были согласны почти все писатели того времени. Общество, а в особенности аристократия, прогнили в плане морального и этического представления о человеческих ценностях в жизни.

Также, так как произведение называется “Война и мир” в нём рассказывается о войне с Францией, в которую обычный народ бежал сломя голову, только бы защитить свою родину, а аристократия отсиживалась на роскошных балах, отшучиваясь от ситуации, происходящей в стране. Именно из-за этого Толстой старается как можно сильнее высмеять в своём произведении аристократию и всё ей присущее. Через таких персонажей как Элен он показывает всю испорченность их общества и всего его окружающего. И хорошо описанный образ Элен Курагиной хороший тому пример.

В своём произведении я рассуждал над характеристикой Элен Курагиной, анализируя её поведение в произведении, мнение окружающих насчёт неё и прочие вещи, с помощью которых можно охарактеризовать её как человека и лирического героя. Это моё субъективное мнение, и оно не претендует на истинно верное, из-за чего может быть опровергнуто.

Сочинение характеристика и образ Элен Курагиной

Лев Толстой написал очень интересный и познавательный роман «Война и мир». В его сюжетную линию заложена не только кровавая и жестокая война, но еще и отношения. Многие семейные отношения, которые строились на протяжении длительного времени, выходят на первый план. Большого внимания в романе Толстой уделяет роли женщины. Причем она здесь предстает абсолютно разными вариантами. Одни героини искренны и добропорядочны. Они отличные хозяйки и любящие жены. Другие же, наоборот, беспринципны и неприятны. Женщины Толстого, должны были сохранять и поддерживать семейный очаг. Для них самым главным была любовь и материнство. Все эти лучшие качества главных героинь хорошо сопоставлялись на фоне Элен Курагиной. Она смогла полностью стать противоположностью тех женщин дворянок, которые были лучшими в светском обществе. Лев Толстой много вложил в образ Элен Курагиной. Яркими красками была описаны ее жизнь и все ее последующие поступки. Этот персонаж может и вызывает у кого-то жалость, но это вряд ли, человек получил такую жизнь, которой стремился долгое время.

Читайте также:  Характеристика и образ Любви Раневской в пьесе Чехова Вишнёвый сад сочинение

Кто же такая девушка по имени Элен Курагина? Элен была дочерью князя Василия. У нее была очень яркая и насыщенная жизнь. Она всегда знала, где хорошо себя показать. Со временем, когда Пьер Безухов стал богат, петербургская красавица стала его женой. Это девушка всегда знала себе цену. Она была с красивыми волосами, ровными плечами и удивительно прекрасным станом. Ею восхищались и увлекались. Она была объектом обожания многих мужчин. Образ Элен описывал многих женщин, которые все больше становились яркими представительницами такой светской жизни. Ее положение в обществе, скорее всего, диктовало условия как себя вести, чтобы хорошо выглядеть. Эта женщина в тогдашнем обществе была словно красивая кукла. Она знала, что ей нужно удачно выйти замуж, чаще всего о любви и речи не было. Для нее главной целью жизни, которую ей навязали с самого детства – это быть красивой на балах, поддерживать светские разговоры и рожать детей.

Описывая образ Элен Курагиной, автор стремился показать, что чаще всего женщина с великолепной красотой, пуста внутри. Элен отец скоропостижно выдал замуж за Пьера Безухова, но девушка не чувствует себя женой, ее муж ей противен. Элен по душе вести свою обыденную светскую жизнь, чем заниматься мужем. Хоть красота Элен и восхищает на протяжении всего романа, все любуются ее молодостью и станом, но когда узнают ее поближе, понимают, что она просто пустышка. Женщина не имеет чувств, она словно робот натягивает ежедневную улыбку и следует своим манерам. Ее статность хорошо скрывает пустоту души, а иногда и ее глупость. Женщин анне любит никого, она любит только себя. Элен ни о ком не грустит и не скучает. Чужие переживания ее не волнуют, ей это просто ни к чему. Больше всего женщина настроена на результат, как хорошо пристроиться в мире, чтобы полностью обеспечить свою жизнь.

Может даже Пьер Безухов так и не полюбил Элен. Он, как и все, поддался ее красоте. Как оказалось потом, женщина предстала перед героем, как расчетливая, дурная, жестокая и расчетливая особа. Ее никогда не волновали чувства, самое главное для Элен было то, что о ней думают окружающие. Элен Курагина прожила достаточно скандальную жизнь. Она развелась, заводила любовников и умирала в мучениях. Даже после разрыва с мужем и достаточно нелепым образом жизни, эта женщина продолжала считаться петербургской светской дамой. Она была душой общества, в нее влюблялись, и хвалили. Все же глаза ненавидели и презирали. Оставаясь красивой с наружи, поддерживая свою изысканность, девушка всячески скрывала свои внутренние душевные уродства. И самое печальное то, что она такая была не одна, ведь такие женщины стали встречаться все чаще.

Вариант №3

“Война и мир” Льва Толстого достаточно трогательный, напольный эмоциями и переживанием роман. Он описывает судьбу многих героев, положение их в обществе, а самое главное любовь, которая разворачивается в самое трудное время для государства. На первый план выходят мужественные парни, которые готовы отдать жизнь, лишь бы защитить свою Родину. Не меньшей важности отдается женским образам романа. Многие девушки, очень берегут свои чувства, мечтают встретить единственного мужчину, и выйти за него замуж. Они любят, страдают и переживают. Некоторые девушки особенно, такие как княжна Мария и Наташа Ростова, несмотря на все трудности времени, мечтают о крепкой семье, любящем муже и великолепном материнстве. Эти женщины представительницы дворянских семей, они знают, что забота о детях и муже, это самый главный их долг. Эти две яркие представительницы светской жизни посвятили себя только семье, ради любимых они жертвовали всем. Такая была у них сильная самоотверженность.

На фоне доброты и отзывчивости, среди многих тогдашних девушек слишком сильно отличается Элен Курагина. Эта девушка, хорошо воспитана, ведь она выросла в богатой дворянской семье. Ее воспитание позволяет себя чувствовать в любом обществе в центре внимания. Девушка не обделена красотой. Она статна, фигуриста и всегда привлекает внимание других. Она достаточно начитана и интересна. В нее влюбляются мужчины с первого взгляда. Но это лишь ее оболочка. Элен, несмотря на свою внешнюю красоту, имеет очень бедный внутренний мир. Кроме статности, у девушки больше ничего нет. Мужчины, обращая внимание на ее красоту, позже убеждаются в остальном, в ее пустоте. Элен Курагина, словно кукла, с виду красива, но нет души. Тем не менее, это не помешало девушке выйти замуж за разбогатевшего Пьера Безухова. После свадьбы с Пьером она продолжала встречаться с другими мужчинами, и даже после развода ситуация не изменилась. Самое страшное, что общество не осуждало Элен, напротив, многие ее поддерживали и считали, что она поступает правильно. Курагина жила достаточно неприятной жизнью, имея несколько ухажеров, она все не могла выбрать, и становить свой разгульный способ жизни. Может быть, осознав, что такая пустышка как она никому не нужна, женщина решила покончить с собой, хотя о ее смерти говорится, что это была болезнь. Образом распутной Курагиной, автор хотел показать распадающееся общество, что аморальность и безразличие стали главной целью многих светских девушек.

Образ Элен Курагиной

Каждый из нас является своеобразным, уникальным и неповторимым человеком. Кто-то более умен, кто-то менее. Кто-то более симпатичен, кто-то менее. Одни люди созданы для того, чтобы изо дня в день выполнять однообразную, рутинную, шаблонную работу.

Милосердие и сострадание: что стоит за этими словами? Они просто эпитеты или присущи нам, нашей душе? С детства всех учат помогать ближнему, выручить друга, подать руку тому, кто в беде

Здравствуй, уже повзрослевшая и, надеюсь, ставшая хотя бы чуточку умнее, я. Сегодня после уроков я задумалась: «А что если написать письмо себе в будущее?», и тут же решила воплотить эту идею в жизнь.

Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

На картине сразу же перед зрителями предстает хмурый день. Он поражает своей таинственностью и необычностью. И эта таинственность и необычность живет среди людей и в действительности существует.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе “Война и мир” (Элен Безухова): описание внешности и характера

Меню статьи:

Один из принципов, позволяющих более детально и глубоко понять суть произведения, поступки и характеры героев, заключается в исследовании биографических данных, предпочтений и позиции автора касаемо того или иного вопроса. Одним из важных моментов для понятия персонажей Л.Толстого является его позиция к семье и места женщины в общественной жизни.

Толстой был убежден, что женщина должна посвятить свою жизнь семье; забота о членах семьи, воспитание детей – вот что должно интересовать женщину. Она должна не просто научить детей принципам морали, но и быть абсолютным носителем этих качеств, быть примером для подражания. Исходя из этой позиции, часто, герои произведений Толстого делятся на два лагеря. В первом находятся идеальные, с точки зрения Толстого, носители моральных качеств, принципов и позиций персонажи.

Они всегда действуют, руководствуясь чувством справедливости, их поступки сопоставляются с законами чести. Другие же, напротив, имеют антиморальный облик – они ведут аморальный, распутный образ жизни. Ложь, коварство, интриги – эти слова зачастую являются постоянными спутниками для их характеристики. Как раз к персонажам второго типа и относиться Елена Васильевна Курагина – дочь придворного чиновника, князя Василия Сергеевича Курагина.

Происхождение, внешность

Автор не подает информацию о детстве и юности Элен, поэтому провести параллель в диахроническом срезе невозможно. О полученном образовании девушки мы тоже мало что можем узнать. Вполне вероятно, что она окончила Смольный институт. Толстой не говорит это прямым текстом, но факт того, что она носила шифр, дает право сделать такое предположение (шифр также носили фрейлины, поэтому абсолютной уверенности в этих данных нет). Сколько было лет Елене на момент начала романа – тоже вопрос спорный, потому что Лев Николаевич не дает этой информации. Курагину часто в начале текста называют «молодой», что дает возможность ориентировочно определить ее возраст, выделив промежуток 18–25 лет.

Предлагаем ознакомиться с “Образом Андрея Болконского” в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Такая позиция связана с тем, что после 25 лет девушки считались старыми, они мало вызывали интерес, даже будучи красивыми и знатными, а ситуация с Еленой совсем не такая. При этом ее возраст не меньше 18 – в противном случае возрастная ценз был бы причиной удерживания интереса по отношению к ее особе.

В процессе развития сюжета романа можно проследить как быстро и резко порой меняется внешность персонажей. Елена Курагина – героиня, которой удается сохранить себя практически без кардинальных изменений. Черные глаза, глянцевые волосы, античное телосложение, полноватые руки, красивая грудь, белая кожа – Толстой довольно скуп на описание внешности Елены, поэтому судить о ее внешности только по описанию невозможно. Больше информации можно получить, анализируя реакцию на нее окружающих.


Уже с первых страниц романа мы узнаем о немыслимой красавице и кокетке Елене – она способна очаровать каждого. И мужчины, и женщины с любопытством рассматривают ее и это не удивительно – уникальная красота, умение вести себя в обществе вызывает восторг и чувство зависти у многих. «Как она красива!» – то и дело восклицают ей вслед молодые кавалеры.

Такое расположение было вызвано, скорее всего, не только природными данными девушки – она выглядела всегда жизнерадостно, на ее устах застыла милая, искренняя улыбка – такой настрой не может не располагать к себе, ведь гораздо проще, приятней и легче общаться с человеком, который позитивно настроен, которого радует общение с вами (даже если это всего лишь игра), чем с унылой флегмой, которая не видит выхода сама, да еще и к тому же затягивает в свою трясину окружающих.

Елене нравится проводить время в высшем обществе, и она делает это мастерски. У нее отточено все: и пластика движений, и манера говорить, улыбаться. Она знает как себя вести и делает это на высшем уровне.


Кажется, что она знает весь Петербург – Елена очень общительна. Девушка проявляет себя очень сдержано, спокойно, что так же располагает к общению с ней.

В обществе бытует мнение, что она – женщина высокого ума и глубоких знаний. Но, на самом деле все совсем не так – ее слова часто понимают неправильно, в них пытаются отыскать какой-то скрытый смысл, которого на самом деле нет.

Брак с Пьером Безуховым

Елена – корыстная женщина. Она стремится быть богатой – это дает ей возможность выглядеть в другом свете в привлекаемом ее обществе. Ей совсем не важно, кто будет ее муж, сколько ему будет лет, и как он будет выглядеть. Именно такая позиция стала губительной для их взаимоотношений и брака с Пьером Безуховым.

Знал ли Пьер о неразумном поведении Елены, о том, что девушка его не любит? Вполне вероятно, у него возникала тень сомнения на этот счет, но тот факт, что он знал князя Василия (ее отца), да и саму Елену с самых малых лет, позволил закрыть глаза на многие вещи.

К тому же, кому не хотелось иметь женой такую красавицу, ведь о ней мечтал, без преувеличения, каждый мужчина. Такое положение вещей льстило, не отличавшемуся красотой и стройностью телосложения Пьеру.

И так, он стал «обладателем красавицы жены», но, на удивление Пьера, это не принесло ему счастья, а стало причиной разочарований. Елена, после замужества не собиралась менять своих привычек – она все так же часто проводила время вне дома, либо же устраивала званые обеды в своем новом, а точнее семейства Безуховых, доме. Обрушившееся на нее богатство позволило еще больше быть в центре внимания. Ее дом, недавно отстроенный, еще старым графом, стал поводом для гордости. Ее наряды стали еще более вычурнее и открытие – слишком оголенная спина и грудь – для нее это было обыденностью. Как видим, все у Елены направлено на привлечение внимания к себе – вызывающая одежда, дорогие шикарные вещи, умение держаться в обществе и вести беседу.

Пьер с первых же дней женитьбы почувствовал на себе всю ошибочность своего поступка.

Жена совершенно не воспринимала его как мужа и всячески отвергала даже мысль о том, чтобы быть матерью его детей.

В последнем, вероятно заключено сразу два непримиримых факта – графиня Безухова не желала быть матерью априори – ей была чужда сама мысль о беременности и материнстве – это бы не позволило ей так же легко наслаждаться светской жизнью. К тому же, и Пьер ей был отвратителен – она вышла замуж руководствуясь исключительно желанием обогатиться.

В браке явно проявляется еще один ее порок – она тяготеет к изменам мужу. До брака с Пьером ходили слухи о ее любви с братом Анатолем, но князь Василий пресек ситуацию грозящую закончиться инцестом. Курагин территориально разлучил влюбленных, и таким образом спас семью от позора. Но вряд ли это способствовало устранению влечения между братом и сестрой. Анатоль часто приезжал к, уже замужней сестре, и предавался целованию ее обнаженных плеч. Елена была от этого в восторге и не пресекала подобные действия. На этом любовные похождения женщины не заканчиваются – влиятельные господа один за другим пополняют ее список любовников. Наивный Пьер, как обычно бывает с доверчивыми мужьями, узнает об этот самым последним и даже после прямых доказательств измены не желает верить в коварство и падение нравами жены. Он всерьез уверен, что это клевета. Исходя из того, что Безухов не был дураком, можно выделить еще одно качество Елены – умение переубеждать и внушать необходимую информацию.

Она явно умеет воспользоваться ситуацией и хорошо разбирается в людях. Ее действия по отношению к мужу еще раз подтверждает это. Графиня не боится перегнуть палку – она твердо уверена, что Пьер несмотря ни на что не выставит ее на улицу, а будет терпеть все ее выходки. И это осуществляется в полной мере. После дуэли с Долоховым – одним из ее любовников – Елена превращается в фурию, она бесстыдно обвиняет мужа в неподобающем поведении, несмотря на всю свою неправоту. Вспышка гнева, вызванная этим скандалом со стороны Пьера ее усмирила, но ненадолго – чувства мужа поутихли, и она снова пользуется его финансами и влиянием.

Читайте также:  Сочинение Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева

Со временем у женщины возникает желание развестись с мужем. Дело не в том, что такое положение вещей для нее стало слишком тягостным, а в том, то она планирует выйти замуж за другого человека. Православие не предусматривает таких процессов, поэтому Елена принимает католичество. Однако ее планам на вторичное замужество не суждено было сбыться – она скоропостижно умирает о болезни.

Причина смерти

Причина смерти Безуховой стала поводом для дискуссий в самых разных кругах читателей и исследователей. Толстой не объяснил, что именно стало причиной смерти, а неопределенность всегда манит и влечет открыть завесу тайны. Одними из распространенных версий являются сифилис и прерывание беременности. В пользу абортативных последствий говорит тот факт, что Пьер не замечал у себя никаких признаков заражения ни во время брака с Еленой, ни после. Факт заражения сифилисом после прекращения всяких контактов с мужем также исключается – болезнь за такой короткий срок не могла стать причиной смерти.

Елена не была предрасположенной к материнству, поэтому ее желание избавиться от нежелательной беременности вполне возможно. В подтверждение этому говорит еще и тот факт, что некоторое время графиня принимала какие-то капли – именно таким образом осуществлялся аборт в то время. Одним словом, возникновение кровотечения в результате аборта велико, но, так как Толстой не дает однозначного ответа, утверждать, что это единственно правильная версия невозможно.

Таким образом, Елена Курагина, она же, впоследствии, графиня Безухова, является абсолютно негативным персонажем. Ее внешние данные – это единственное, что можно сказать позитивного о ней. Толстой был уверен, что такая модель поведения недопустима для женщины (не только высшего общества, но и любой представительницы прекрасного пола). Поэтому не жалел красок для изображения уровня нравственного упадка и деградации героини.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» Льва толстого с цитатами

Лев Николаевич Толстой требовательно относился к женским образам своих героинь. Автор пренебрежительно указывал на неправильные черты лица, но настойчиво акцентировал внимание на внутренних достоинствах. Наоборот, на фоне прекрасного облика писатель часто показывал низменность инстинктов. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» является карикатурным портретом красавицы, не обременяющей себя материнскими хлопотами и правилами приличия.

Как выглядела героиня

Дочь Василия Курагина была красивой девушкой. Ее черные глаза жгли сердца мужчин. Силуэт княжны напоминал линии античной скульптуры, привлекая взгляды кавалеров. Тугой корсет подчеркивал соблазнительный изгиб талии. Мраморного цвета выпуклый лоб прекрасно сочетался с выбранной прической. Ухоженные волосы девушки отличались ярким блеском, подчеркивая блики драгоценностей, обильно украшающих ее шею, грудь и голову.

Светская львица одевалась согласно парижской моде, носила платья с глубоким декольте, полностью открывая полные белые плечи.

Элен прекрасно понимала, что женская улыбка является сильным инструментом в деле соблазнения мужчин, она обворожительно улыбалась умело и часто. Белизна зубов оттеняла белизну тела.

Характер и поведение

Элен росла с детства избалованной, с возрастом приобретая черты эгоцентризма. Смыслом жизни княжны стали разные увеселительные мероприятия, где можно было находиться в центре внимания мужчин. О высоком статусе девушки свидетельствует вензель, которым она владеет в подтверждение того, что является выпускницей Смольного института для фрейлин ее величества.

После замужества графиня Безухова стала элегантной дамой, о ней говорят, как об умной собеседнице, способной поддержать разговор высшего общества. Женщину всегда выделяет холодное спокойствие, подтверждающее, что она всегда контролирует ситуацию. Круг дружеских знакомств Элен очень широкий:

Графиня Безухова знает, как вести хозяйство в самом богатом петербургском доме. Бывать у нее на вечере считается весьма престижно,

Как только Пьер Безухов получил титул графа и стал самым богатым женихом России, семья Курагиных окружила его тесным кольцом заботы. Элен пустила в ход свои чары, пытаясь привязать к себе обеспеченного жениха. Наивный молодой граф не успел опомниться, как оказался женатым человеком:

Выходя замуж, героиня руководствуется выгодой и жадностью. Лев Толстой осуждающе относится к женщинам, не желающим рожать и воспитывать детей, поэтому в глазах автора графиня Безухова является бездушным образом прозябающей в веселье и излишествах кокеткой. Семья для Элен – это только способ устроить личное материальное положение. Шикарный образ жизни требует много денег.

Граф Безухов, униженный бесчисленными изменами жены, разочаровывается в их браке. Для него Элен раскрылась, как глупая женщина, играющая своим статусом и богатством. Ничто не интересует ее, кроме удовольствия плотских утех.

Мужчины в жизни Курагиной

Героиня воспринимает измену не как предательство, а способ жизни. Личность, наделенная эгоизмом, никому не изменяет, потому что никого не любит, кроме себя.

Когда в доме Безуховых появился Долохов, между ним и хозяйкой сразу возникла взаимная симпатия. Обоих объединяло безнравственное отношение к жизни, страсть к удовольствиям и праздные привычки. Элен нужны были эмоциональные волнения вокруг своей персоны, она мастерски устраивала интриги, доводя мужчин до гнева, ревности, отчаяния. Последовавший за этой связью скандал закончился дуэлью между Безуховым и Долоховым, и ранением любовника.

Пьер шокирован своей способностью убить человека, разрывает отношения с женой, подписывая ей все доверенности на имущество, которые она требует. Получив относительную свободу действий, Элен возвращается в Петербург, надев маску оскорбленной несчастной женщины. Графиня Безухова делает своим фаворитом Бориса Друбецкого. Однако присутствие молодого любовника не мешает ей развить серьезный роман с принцем соседнего государства.

Принц требует разрыва со всеми кавалерами женщины, что озадачивает Элен. Разорвать старую любовную связь с придворным всемогущим чиновником намного сложнее, чем кажется. На фоне пережитого стресса героиня заболевает и умирает, впервые не достигнув своей цели.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства.

Княжна Элен Курагина – характеристика героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Характеристика героини

Л. Н. Толстой придирчиво относился к героиням своих произведений. Ему не важны внешние черты. Так, любимая героиня Наташа Ростова описана писателем как некрасивая девочка с большим ртом и живыми глазами. Но при этом она милая, смелая, ловкая, грациозная, чуткая и страстная, в общем, особенная девушка.

Описание Элен Курагиной значительно отличается от Наташиного. Писатель особенно подчеркивает красоту княжны на фоне ее низменных инстинктов и отрицательных духовных качеств.

Внешний образ

Елена была признанной петербуржской красавицей. Цитата из романа подробно рисует внешность: «Высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем».

Дополняет портрет следующее описание: черные глаза, фигура античной статуи, соблазнительный изгиб, мраморная кожа, белоснежная улыбка. Она привлекает мужчин, они восхищаются ею, ловят каждый взгляд. Даже женщины признают ее красоту. Они стараются перенять ее манеру одеваться и держать себя в обществе.

Одевалась Эллен исключительно по парижской моде, носила платья с глубоким декольте как спереди, так и сзади, с открытыми мраморными плечами. Движения ее величавы, походка спокойная. Когда она проходила мимо мужчин, каждому хотелось подать ей руку, чтобы чем-нибудь помочь.

Героиня точно знает и умело использует все имеющиеся в ее арсенале приемы соблазнения. Белизна зубов выгодно оттеняется мраморной бледностью кожи, поэтому улыбается Элен часто, умело и крайне обворожительно. Но улыбка ее однообразна и без оттенков. Героиня улыбается одинаково для всех.

Черты характера

Дочь Василия Курагина Элен с детства росла избалованным ребенком. Отец мечтал выдать ее замуж за состоятельного и титулованного мужчину. Чтобы девушка получила хорошее образование, она была отправлена в Смольный институт для фрейлин Ее Величества. Вензель, который она получила по окончании учебного заведения, стал неоспоримым свидетельством высокого статуса.

С возрастом характер героини меняется, она становится эгоцентричной, ее волнуют исключительно балы, увеселительные мероприятия, поклонники. Целью становится нахождение в кругу мужчин, их обожание и восхищение.

Выйдя замуж, новоиспеченная графиня Безухова перевоплощается из ветреной красавицы в элегантную светскую даму. Она умна и способна поддержать любой разговор на самом высоком уровне. Основные положительные черты характера:

  • интеллектуальная одаренность;
  • спокойствие и холодная сдержанность;
  • умение всегда контролировать ситуацию;
  • дипломатические способности;
  • любезность;
  • хозяйственность.

У Элен Безуховой большой круг знакомых и почитателей. Это господа из французского посольства, граф Румянцев, множество других мужчин из высшего общества, некоторые государственные деятели. Ходили слухи, что в нее влюблен был даже принц. Удивительно, но окружающие не замечают отрицательных качеств героини:

  • глупость;
  • бессердечность;
  • вульгарность и пошлость;
  • душевную пустоту;
  • подлость;
  • лицемерие и льстивость в нужные ей моменты;
  • целеустремленность, но не для достижения благородных целей, а ради низменных и меркантильных желаний.

Свою развращенность она прикрывает аристократизмом и светскими манерами. Безнравственность подтверждается различными слухами о «темном прошлом» Элен.

В свое время молодая княжна и ее брат Анатоль были влюблены друг в друга. Но Василий Курагин резко пресек эту пагубную и противоестественную связь.

Биография Курагиной

Толстой в своем произведении скрупулезно рассказывает биографии даже самых незначительных героев, но о жизни Элен в «Войне и мире» он упоминает кратко, как бы вскользь. Сколько лет ей, точно неизвестно, но по некоторым признакам можно определить, что не более 25.

Писатель Лев Николаевич был твердо убежден, что предназначение женщины быть женой и матерью, она обязана посвятить всю себя мужу, детям, их благосостоянию. Основой воспитания должно стать обучение основным моральным принципам, а их носительницей является женщина. С учетом этих представлений все герои Толстого разделены на две категории:

  1. Принципиальные и высокоморальные персонажи. Они руководствуются законами чести, высшей справедливостью, своими представлениями о порядочности.
  2. Аморальные антигерои. Им присущи распутство, коварство, интриганство, ложь.

Именно к последней категории относится княгиня Элен Курагина, образ ее крайне негативен.

Брак с графом Безуховым

Елена — женщина корыстная, ее стремление — богатство. Ей неважно, кто будет ее мужем, главное, чтобы он был богат. Когда Пьер Безухов внезапно стал обладателем графского титула и, соответственно, самым состоятельным и завидным женихом России, все семейство Курагиных окружило его плотным кольцом внимания. Сама же княгиня пустила в ход все свое обаяние, все чары.

Пьер очень хотел взять в жены признанную красавицу, о которой мечтают многие мужчины. Это льстит графу. Но женившись на корыстной интриганке Элен, он оказался разочарованным. Молодая супруга не собиралась становиться ни примерной женой, ни матерью, ни хозяйкой. Она не меняет привычек: проводит время на балах, посещает различные мероприятия или устраивает многочисленные званые обеды в их общем доме. Иллюзия счастья была краткой.

Средства тратятся только на новые наряды, которые становятся вульгарнее и откровеннее, и на дорогие вещи. Все должно способствовать блестящей светской жизни новоиспеченной графини. Она не принимает супруга, отказывается даже от мысли стать матерью его детей. Элен не любит мужа, он ей отвратителен, она открыто показывает, что вышла замуж за его состояние.

В браке обнаружился еще один недостаток — молодая супруга бесстыдно изменяет мужу. Она отлично разбирается в людях и уверена, что Пьер не выгонит ее, он вытерпит любое ее поведение. И оказалась права. Граф, униженный отвратительным поведением жены, ее изменами, остается один на один со своим разочарованием.

Со временем становится ясно, что развод неизбежен. Но Элен готова к такому шагу не потому, что брак тягостен и семейная жизнь не удалась, просто женщина нашла себе новый источник богатства и хочет повторно выйти замуж. Православная вера запрещает разводы, поэтому Элен принимает католичество. Но смерть опередила развод — графиня скоропостижно умирает.

Мужчины в жизни светской львицы

Элен Безухова не сторонница морали и семейных ценностей, для нее измена естественна, ведь это просто образ жизни. Она никого не любит, муж для нее — не более чем источник дохода, поэтому Долохов очень быстро добивается ее расположения.

Сравнительный анализ любовников говорит об их сходстве. И Элен Безухова, и Федор Долохов безнравственны, порочны, распущены, их жизнь состоит только из праздности и удовольствия. Хоть новый любовник беден, графине он нужен для создания ажиотажа вокруг собственной персоны. Она интригует, стараясь вызвать у окружающих мужчин ревность, гнев, отчаянье.

Измена вскрылась, последовал скандал. Между графом и любовником его жены происходит дуэль. Долохов ранен. Пьер ошарашен не поведением Элен и даже не самим фактом дуэли, а своей способностью стрелять в человека, готовностью убивать. Он окончательно разрывает отношения с женой и передает ей по доверенности все свое имущество.

Элен не пугает разрыв, она с радостью возвращается в Петербург, не забыв изобразить оскорбленную и несчастную женщину. Теперь ее фаворитом становится Борис Друбецкой. Но очередной любовник не мешает ей параллельно развивать роман с принцем одного из соседних государств.

Ревнивый принц требует полного прекращения общения со всеми остальными ухажерами графини. Но разорвать отношения со всемогущим придворным Друбецким не так-то просто. Судьба одаривает Элен сразу двумя перспективными женихами, и она теряется в выборе.

Смерть блистательной графини

Элен Безвухоа неожиданно заболела. Причиной стала невозможность сделать выбор или выйти замуж за двух претендентов сразу. Лечили ее не знаменитые петербуржские доктора, а итальянский врач. По какой причине обратилась к нему молодая женщина, неизвестно, да и лечил он ее совершенно новым незнакомым препаратом.

У литературоведов существует несколько причин смерти графини Безуховой, но на самом деле все гораздо проще. Толстой не очень жаловал докторов и практически не разбирался в медицине. В его произведениях иногда встречаются странные смертельные и неизвестные науке болезни. В этом случае Элен в романе стала не нужна как персонаж. Она тормозила развитие сюжетной линии Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Шел 1812 год, началась Отечественная война, графиня умирает в достаточно молодом возрасте, считается, что ей не более 32 лет.

Роман «Война и мир» — произведение-антагонист. Война противопоставляется миру, положительные герои — отрицательным, Элен Курагина (Безухова) — Наташе Ростовой и Марье Болконской. Благодаря этому эгоизм, распущенность и внутренняя пустота проигрывают на фоне доброты, чести, храбрости, скромности и истиной добродетели.

Ссылка на основную публикацию