Сочинение Фрида в романе Мастер и Маргарита Булгакова характеристика и образ
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» густо заселен второстепенными персонажами, которые нужны, чтобы дать возможность главным героям проявить те или иные черты, выступить в определенной роли. Фрида оказывается необходима М.Булгакову, чтобы главная героиня его романа Маргарита смогла проявить качество, очень важно для понимания ее характера, – милосердие.
Фрида появляется трижды в романе – в московских главах 23 и 24. На великом балу у Сатаны Маргарита приветствует висельников и убийц, среди которых оказывается и Фрида. Если бы не комментарии Коровьева, Маргарита не узнала бы о ее преступлении. Рассказ о том, как девушка убила невинного младенца, произвел на Маргариту сильное впечатление. Раз Фрида оказалась на балу у Сатаны, значит, ее казнили за преступление. Но казнь продолжилась и после смерти: камеристка тридцать лет продолжает класть на ночной столик носовой платок, который стал причиной смерти ее сына – в лесу она засунула его мальчику в рот, дождалась, пока тот задохнется, и закопала его в землю. Коровьев уточняет, что Фрида все мечтает пожаловаться на свой платок, хотя из уст самой преступницы Маргарита не слышит никаких просьб.
Фрида оказалась единственной из гостей, с кем у Маргариты вышел, пусть и незначительный, но разговор. Четыре раза преступница повторила ей свое имя, которое потом продолжало звенеть у хозяйки бала в голове. Маргарита, на тот момент не зная, чем помочь Фриде, посоветовала ей, узнав, что та любит шампанское, напиться пьяной, чтобы ни о чем не думать.
Так как Коровьев и Бегемот под руки подхватили Фриду и увлекли ее в толпу, Маргарите не удалось продолжить с ней беседу. Второй раз она встретила ее на балу у бассейна с шампанским: на совершенно пьяном лице даже в бессмысленности глаза Фриды показались ей умоляющими.
Свое видение истории Фриды Маргарита проявила, когда поинтересовалась, почему нет на балу хозяина кафе, который совратил девушку, то есть отца этого никому не нужного младенца. Именно его Маргарита этим вопросом определила также виновным в произошедшем преступлении. Бегемот, который с ней не согласился и даже вмешался в разговор – «при чем же здесь хозяин?», «не он же душил младенца в лесу?», был Маргаритой наказан: она ему больно выкрутила ухо. Для свиты Сатаны Фрида – всего лишь «скучная женщина»: в ее преступлении они не видели ничего интересного. На Маргариту же убийство ребенка произвело такое впечатление, что она, когда Воланд предоставил ей возможность в благодарность за проведение бала что-то для себя попросить, она попросила не вернуть ей Мастера, а перестать подавать Фриде платок.
История с Фридой заканчивается тем, что ей было даровано прощение самой Маргаритой, которой Воланд велел сделать это, сославшись, что вопрос этот не в сфере компетенций его ведомства. Когда же Фрида крестом простерлась перед Маргаритой, Воланд все-таки поучаствовал в ее судьбе – махнул рукой, чтобы она пропала из глаз.
Образ и характеристика Фриды
Булгаков – непревзойденный исследователь человеческой души, её психофизических состояний. Трагические судьбы человеческой жизни, автор органично объединят в свой рассказ, тем самым, добавляя колоритности сюжету.
Один из реальных образов в романе – образ Фриды, девушки, которая появляется на балу у Дьявола и слёзно просит Маргариту о помощи, об освобождении от долгих лет мучений.
Фрида Келлер – реальная девушка, Булгаков нашёл этот образ в одной из истории болезней швейцарского психиатра. Юную девицу совратил управляющий кафе, плодом невзаимной любви стал ребёнок, которого девушка сдала в приют до пятилетнего возраста. Теряющая рассудок девушка, забрала ребёнка с приюта и удушила его в лесу. Позже была заключена в тюрьму, где отличалась примерным поведением.
Ещё одна история, которая легла в основу создания образа Фриды – юная девушка из Селезии. Она убила новорожденного ребёнка, засунув ему в рот платок.
Так объединение орудия убийства и судеб девушек стало краеугольным камнем для сотворения этого образа мученицы.
В романе “Мастер и Маргарита” автор повествует о Фриде к которой каждую ночь приходит надсмотрщица и кладет платок – доказательство убийства её ребёнка.
Исторический образ правдиво описан Булгаковым, вплоть до соответствия годов происходящего. Свой поступок девушка объясняет, что её подталкивала неведомая сила. Этим искусителем людских душ в романе является Сатана к которому, и приходит узница.
М. Булгаков описывает Фриду, как красивую девушку, лет двадцати, однако подмечает одну деталь: беспокойные и назойливые глаза, которые свидетельствуют о её психической неуравновешенности. И желанием оправдаться в глазах других своим скромным и покладистым поведением.
О психическом заболевании свидетельствует постоянный голос в голове Фриды, который зовет её. Участники бала отмечают, что эта девушка приходит не в первый раз и постоянно ведёт разговор о платке и её несчастье. Женщина не признает своей страшной ошибки, а лишь жалуется на собственные проблемы.
Милосердное сердце Маргариты побуждает её просить о прощении этой женщины. Воланд прощает её, и она исчезает с глаз героев.
В этом образе Булгаков изображает один из пороков людской сущности: жестокость, психические изъяны и желание быть оправданным несмотря ни на что.
Также читают:
Картинка к сочинению Фрида в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
В начале произведения повествуется о бабушке некоего Вани, которая отличалась необычайной мудростью, выверенностью, приветливостью и рассудительностью. Все ею несказанно восхищались и чтили как человека
Сова летит мимо дома старика, который сидит чай с молоком попивает. Решила сова поздороваться, да старик ей отвечает: какой я тебе друг? Ты от всех прячешься да только ночью выходишь. Обиделась сова на деда
Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.
Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.
Несмотря на то, что внешность Пьера Безухова несколько далека от образа классического красавца и героя – любовника, его образ все же обладает некоей харизмой и специфическим колоритом.
Характеристика образов Мастера и Маргариты в романе М. Булгакова
Маргарита – главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Ради любви готова на все. Она играет в романе очень важную роль. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения.
До встречи с Мастером Маргарита была замужем, мужа не любила и была полностью несчастлива. Повстречав Мастера, поняла, что нашла свою судьбу. Она стала его “тайной женою”. Именно Маргарита назвала героя Мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе, пока Мастер не опубликовал отрывок из своего романа. Посыпавшиеся критические статьи, высмеивающие автора, и сильное гонение, начавшееся на Мастера в литературных кругах, отравили им жизнь. М клялась, что отравит обидчиков своего возлюбленного, особенно критика Латунского. На короткое время Маргарита оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психиатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила своего любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он намекает Маргарите, что знает, где находится Мастер. За эти сведения она соглашается быть королевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становится ведьмой. Продав свою душу, она получает Мастера. В конце романа она, как и ее возлюбленный, заслуживает покоя. Многие считают, что прототипом этого образа послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.
Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с мастером в место его последнего приюта.
По мнению булгаковедов, прототипом персонажа Маргариты — по одной версии — стала известная русская актриса начала XX-го века Мария Федоровна Андреева, по другой, более вероятной версии — Елена Сергеевна Булгакова, третья и последняя жена писателя, которую он называл: “Моя Маргарита”. В книге о любви главных героев говорится так: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга…”. Не исключено, что первая встреча мастера и Маргариты в переулке у Тверской воспроизводит первую встречу Михаила Булгакова с Еленой после почти двадцатимесячной разлуки. 14 марта 1933 года Булгаков передал Елене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. Елена Сергеевна печатала под диктовку все произведения писателя 30-х годов, она была его музой, его секретарём..
Мастер — москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри..
МАСТЕР — герой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита” (1928-1940). В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа “Явление героя”. Между тем в пространстве сюжета М. занимает немного места. Он появляется в 13-й главе, когда вступили в действие все основные лица (кроме Маргариты), а некоторые уже его покинули. Затем М. надолго исчезает из повествования, чтобы снова объявиться только в 24-й главе. И наконец, участвует в трех заключительных главах (30-й, 31-й, 32-й). В мировой литературе трудно найти другое произведение, в котором бы герой столько времени находился “за кулисами” сюжета, дожидаясь своего “выхода”. Мало соответствуют функции героя сами эти “выходы”. В них по существу отсутствует какое-либо действие, что особенно заметно в сопоставлении с деятельной героиней романа, решившейся во имя любви к М. на поступки рискованные и отчаянные. Первый “выход” М. выливается в рассказ-исповедь о ом, что с ним произошло раньше: о романе, сочиненном и сожженном, о возлюбленной, найденной и потерянной, о заточении, сначала насильственном (арест), а потом добровольном (в клинике для душевнобольных). Дальнейшие перипетии героя целиком определяются другими лицами. Воланд “извлекает” его из больничной палаты, чтобы соединить с Маргаритой; Азазелло — “освобождает”, отравив его, и освобожденный герой вместе со своей возлюбленной, ставшей тоже свободной, отправляются туда, где их ожидает вечный приют. Почти все события происходят с М, но им не производятся. Тем не менее он протагонист романа. Судьба М. и Маргариты соединяет разрозненные “эпизоди” повествования, скрепляя их сюжетно-событийно и/или символически. мастер маргарита булгаков образ
Герой Булгакова — человек без имени. От своего настоящего имени он отрекается дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и потом, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как “номер сто восемнадцатый из первого корпуса”. Последнее сопряжено, надо полагать, с литературной реминисценцией: отсылка к другому “заключенному” современной Булгакову романистики — Д-503, герою романа Е.И.Замятина “Мы”, судьба которого имеет ряд совпадений с судьбой М. (Оба занимаются писательством, не считая себя писателями; у каждого есть возлюбленная, способная на мужественные поступки.) Семантика имени М. сложна для понимания и не поддается однозначному прочтению. Оставляя в стороне темный вопрос о происхождении этого имени, можно отметить, что в текстах Булгакова оно встречается несколько раз, всегда наделено эмфатическим смыслом и вместе с тем употребляется по меньшей мере непоследовательно. “Бедным и окровавленным мастером” называет Булгаков героя “Жизни господина де Мольера”; среди вариантов названия пьесы о Сталине (впоследствии “Батум”) фигурирует “Мастер”.
В символике романа имя М. возникает в противопоставлении писательскому ремеслу. Знаменитый ответ на вопрос Ивана Бездомного: “Вы писатель?” — “Я — мастер”. Если принять во внимание, что перед этими словами шел разговор о романе про Понтия Пилата, сочиненном героем, то очевидна смысловая, ценностная модуляция. Герой оттого стал М., что его литературное занятие вышло за свои границы, превратилось в дело, которое он призван исполнить, на которое венчан, как король на царство. У М. даже есть корона — сшитая Маргаритой черная шапочка с желтой буквой “М”. Тогда слово “мастер” означает “посвященный”.
Образ М. являет собой развитие лирического героя Булгакова, связанного со своим творцом интимно-родственными отношениями и общей литературной родословной, на генеалогическом древе которой особо выделяются имена Гофмана и Гоголя. От первого герой Булгакова унаследовал звание “трижды романтического мастера”, от второго — портретные черты (острый нос, свешивающийся на лоб клок волос) и роковое обстоятельство своей судьбы. В момент отчаяния М. сжигает сотворенный им роман, как Гоголь, уничтоживший второй том “Мертвых душ”, как сам Булгаков, бросивший в огонь рукопись романа о дьяволе. По версии И.Л. Галинской, гипотетическим прообразом М. является украинский философ XVIII”Шв. Г.С.Сковорода, который, подобно герою Булгакова, при жизни не опубликовал ни одного из своих сочинений и в определенных обстоятельствах вынужден был притвориться сумасшедшим. Помимо того философская проблематика романа может рассматриваться как отражение философии Сковороды в некоторых важных ее пунктах.
В творчестве Булгакова образ М. соотносится с такими персонажами, наделенными автобиографическими чертами, как герой “Записок юного врача”, Турбин (“Белая гвардия”), Мольер (романа и пьесы “Кабала святош”), Максудов (“Записки покойника”). Сюжетные параллели с последним наиболее очевидны. (На них в первую очередь обращают внимание комментаторы Булгакова.) Оба героя — мелкие служащие (один — редакции, другой — музея), ничем не примечательные в обыденной жизни. В обоих внезапно пробуждается писательское дарование. Тот и другой сочиняют роман, принесший им счастье и горе. Подобно Максудову, М., столкнувшись с “братьями по литературе”, становится объектом травли. Обоим “на широком поле словесности” уготовано быть “литературными волками” (слова Булгакова, сказанные им о себе). Между тем сочинение Максудова опубликовано, его инсценирует Независимый театр. Роман М. не попал к читателям и духовно сломил его. Затравленный и гонимый, М. отрекается от своего творения, бросив рукопись в огонь.
Максудов сочиняет современный роман, описывая в нем события, очевидцем которых он был. М. наделен даром прозрения, способностью видеть историю двухтысячелетней давности такой, какой она была на самом деле. “О, как я угадал! О, как я все угадал”, — восклицает М., когда благодаря Ивану Бездомному, запомнившему разговор с Воландом, он получает возможность сравнить описанное в романе с рассказом живого свидетеля.
В образ М. автор вложил свое понимание писателя и его жизненного предназначения. Для Булгакова писательство — теургия, но не в толковании Вл.С.Соловьева и русских символистов, которое подразумевало “восхождение” к “заоблачным тронам” и обратное жизнестроительное действие, оттуда производимое. Булгаковская теургия — это прозрение истины, ниспосланной свыше, которую писатель должен “угадать” и о которой обязан поведать людям, “чтобы знали…”. (“Чтобы знали”, — последние слова умирающего Булгакова, которые услышала его жена.) Концепция писателя, олицетворенная в образе М., принципиально отличается от доктрины символистов, согласно которой художественный дар предоставлял его носителю как бы индульгенцию. В стихотворении Ф.К. Сологуба “Я испытал превратности судеб” поэт, много грешивший в жизни, допущен апостолом Петром “внимать святое ликованье” только на том основании, что был поэтом. Для Булгакова пребывание поэтом или прозаиком само по себе еще ничего не означает. Все дело в том, как художник распорядился своим дарованием. Берлиоз, например, разменял свой талант на житейский комфорт и за это должен уйти в небытие. М. исполнил возложенный на него долг, но только наполовину. Он сочинил роман. Однако не выдержал его ноши, предпочел бегство и тем нарушил вторую часть своего предназначения: чтобы знали — узнанное им. (В этом срезе существенно сопоставление судеб М. и Иешуа Га-Ноцри, который имел возможность избежать креста, но ею не воспользовался.) Оттого-то М. “не заслужил света, он заслужил покой”.
Трагический образ М., открытый русским читателем в конце 60-х, когда был впервые опубликован роман М.А.Булгакова, стал для отечественной интеллигенции олицетворением дилеммы эскапизма и героизма, символом выбора между этими двумя экзистенциальными возможностями.
Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита»
М ихаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» больше 10 лет. Много раз он менял сюжет, убирал одних персонажей и добавлял других. В первой версии рукописи не было ни Мастера, ни его возлюбленной, а Михаил Берлиоз и Иван Бездомный носили другие имена. Прообразами героев становились литературные персонажи других авторов, друзья и оппоненты самого писателя.
Мастер — Михаил Булгаков и Николай Гоголь
Главного героя романа Михаил Булгаков во многом писал с себя. В произведении упоминается возраст Мастера: «человек примерно лет тридцати восьми». Столько же было автору, когда он начал работу над «Мастером и Маргаритой» в 1929 году. Гневные статьи о Мастере и его романе напоминают обличительную кампанию, которую развернули против самого Булгакова. Критики резко высказывались о повести «Роковые яйца», романе «Белая гвардия», пьесах «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных». В архивах автора сохранились выписки из материала «Ударим по булгаковщине», который был опубликован в газете «Рабочая Москва». В книге же Мастер рассказывает: «Через день в другой газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине. »
Однако чертами своей внешности Булгаков Мастера наделять не стал: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос». Сцена, в которой Мастер сжег свой роман, перекликается с биографиями Гоголя и самого Булгакова, которые уничтожили в огне свои произведения.
Маргарита — Елена Шиловская-Булгакова, Маргарита из «Фауста» и королева Марго
Михаил Булгаков познакомился с Еленой Шиловской на празднике у общих друзей. Писатель в то время был женат на Любови Белозерской, его новая знакомая была замужем за военачальником Евгением Шиловским. Несмотря на это, их отношения развивались так стремительно, что их можно описать фразой из романа «Мастер и Маргарита»: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке… Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Как и героиня романа, Елена Шиловская долго не решалась расстаться с мужем, который ее очень любил. Она даже давала слово больше не видеться с писателем, которое держала почти два года. Потом случайно встретила Булгакова на улице и в тот же день попросила мужа о разводе.
Литературным прообразом главной героини романа стала Маргарита из драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Искренняя и самоотверженная любовь Гретхен помогла Фаусту избежать ада. Благодаря такой же любви Маргариты Мастер «заслужил покой».
Кроме того, Булгаков наделил свою героиню чертами исторической личности — французской королевы Маргариты Наваррской. Она была необыкновенно образованной женщиной для своего времени: знала латынь и греческий язык, стала одной из первых писательниц во Франции.
Михаил Берлиоз — Демьян Бедный
Прообразом Михаила Берлиоза стал Демьян Бедный — советский поэт, автор множества антирелигиозных стихов. Об одном из таких произведений говорят Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах, перед встречей с Воландом.
Берлиоз напоминает Демьяна Бедного и внешне: «Первый из них, приблизительно сорокалетний… был упитан и лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». От себя автор добавил к портрету Бедного очки, а характерный головной убор превратил из зимнего в летний.
По сюжету романа Михаил Берлиоз был председателем вымышленной литературной организации МАССОЛИТ. Булгаков придумал ее как пародию на писательские союзы того времени: Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и Мастерскую коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ). Еще одним прототипом Берлиоза стал председатель РАППа Леопольд Авербах. В конце 1920-х годов он вместе с Владимиром Билль-Белоцерковским и Владимиром Киршоном участвовал в кампании против Булгакова, писал критические статьи о его произведениях.
Иван Бездомный — Александр Безыменский
Поэт Александр Безыменский был еще одним яростным критиком Булгакова. Он писал стихи о революции и сатирические произведения, а в 1929 году опубликовал пьесу «Выстрел» — пародию на «Дни Турбиных».
Фамилия Александра Безыменского созвучна псевдониму, который Михаил Булгаков дал своему персонажу — Бездомный. А в ссоре героя с поэтом Рюхиным автор спародировал конфликты Безыменского и Владимира Маяковского.
Безыменский отвечал оппоненту не менее едкими эпиграммами: «Шумел, горел пожар московский»… Все думали, что Маяковский!»
Был у Ивана Бездомного и литературный прообраз — Джон Стентон, герой романа Чарльза Роберта Метьюрина «Мельмот Скиталец». Завязка этого произведения напоминала сюжетную линию «Мастера и Маргариты»: Стентон встретился с живым воплощением дьявола, как и Бездомный с Воландом. Обоих героев эта встреча привела в сумасшедший дом.
Алоизий Могарыч — драматург Сергей Ермолинский
Алоизий Могарыч — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», который написал донос на Мастера. Тот оказался в сумасшедшем доме, а Могарыч поселился в его подвале недалеко от Арбата.
Образ Алоизия Могарыча автор писал со сценариста и драматурга Сергея Ермолинского. В конце 1920-х годов Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской снял комнату в Мансуровском переулке: это место и стало впоследствии прообразом подвала, где жил Мастер. Ермолинский часто бывал в гостях у супругов, подружился с писателем. Но в конце 1930-х годов Булгаков начал подозревать, что драматург пишет на него доносы в НКВД.
Подозрения Булгакова не подтвердились. Сергея Ермолинского арестовали в декабре 1940 года и во время следствия не нашли никаких документов, которые он мог отправить в НКВД. Однако Михаил Булгаков об этом уже не узнал: он скончался за девять месяцев до ареста Ермолинского, в марте 1940 года.
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: образ Маргариты
В этой статье мы обратимся к самому известному роману М. А. Булгакова – «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты будет интересовать нас в первую очередь. Именно этой героине мы постараемся дать подробную характеристику и рассмотреть все изменения, которые с ней происходят на протяжении произведения.
Маргарита: общие черты
Героиня воплощает в себе образ любящей и любимой женщины, которая ради избранного мужчины готова пойти на все, даже заключить сделку с дьяволом. Возраст Маргариты на момент встречи с Мастером – 30 лет. Несмотря на это, она не утратила своей привлекательности и стати. Ее характер немного импульсивен, зато эта энергия – как глоток свежего воздуха для Мастера. Маргарита поддерживает и во всем помогает любимому, если бы не ее помощь, его роман не был бы создан.
Героиня связана с любовной линией романа. Ее появление в повествовании оживляет произведение, наделяет его лиричностью и гуманизмом.
Характеристика Маргариты
О том, как жила героиня до знакомства с Мастером, мы узнаем только с ее слов. Жизнь ее была пуста. В тот день она вышла на улицу с желтыми цветами, чтобы любимый наконец-то ее нашел, иначе она бы отравилась. Это говорит о бессмысленности ее существования, отсутствии каких-либо желаний и стремлений.
Маргарита вышла замуж в 19 лет. Ее избранником был уважаемый и богатый человек. Супруги жили в достатке, которому была бы рада всякая женщина: красивый дом, никаких забот о быте, любящий муж. Однако ни одного дня она не была счастлива. В своей жизни она не видела ни смысла, ни цели.
Характеристика Маргариты дает о ней представление как о незаурядной женщине, которой мало материального достатка. Ее душе необходимы эмоции и настоящие чувства. Особняк, в котором она живет, напоминает ей клетку. Она обладает богатым внутренним миром, широтой души, поэтому обывательская серость, царящая вокруг, постепенно убивает ее.
Булгаков описывает героиню как удивительно красивую женщину с живыми, «чуть косящими» глазами, которые лучились «необыкновенным одиночеством». До встречи с Мастером она была несчастна. В сердце скопилось много тепла и энергии, которые она ни на кого не могла потратить.
Любовь
Возлюбленная Мастера и та женщина, с которой он случайно сталкивается на улице, – совершенно разные люди. Маргарита преображается, в ее жизни наконец-то появляется смысл – любовь к Мастеру, и цель – помощь ему в написании романа. Вся скопившаяся в ней душевная энергия отныне направлена на возлюбленного и его работу. Никогда не заботящаяся о быте и не знающая, что такое примус, героиня, войдя в дом Мастера, тут же начинает готовить ужин и мыть посуду. Удивительно, но даже бытовые заботы приносили ей только радость, если она была рядом с любимым. Маргарита предстает перед читателем хозяйственной и заботливой. При этом героине удается балансировать между образами музы писателя и заботливой жены.
Маргарита прекрасно понимает и чувствует Мастера, отсюда ее сопереживание и любовь к его роману, который был выстрадан ими обоими. Именно поэтому героиня с такой злобой и ненавистью реагирует на отказ в издании романа и на критические отзывы о нем. С этого момента в ней начинает копиться ярость к серому и мелочному мирку, которая найдет выход позднее.
Ведьма
Сделка с дьяволом является одним из ключевых мотивов романа «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты очень тесно с ним связан. Находясь в отчаянии, героиня встречается с Азазелло. Женщина сначала не обращала на него никакого внимания, но когда посланник Воланда начал цитировать строки из романа Мастера, верит ему. Именно Азазелло дает ей крем и инструкции. Понимая, кто к ней пришел, Маргарита готова выполнить все, только бы у нее появилась возможность вернуть Мастера.
Ночью героиня решает воспользоваться волшебным кремом и превращается в ведьму. Вновь меняется характер Маргариты. Темная сила преображает ее не хуже любви. Она становится свободной и храброй, а ее импульсивность только увеличивается. В облике ведьмы Маргарита не теряет чувства юмора: шутит над соседом, увидавшим ее в окне, подтрунивает над спорящими хозяйками.
Рождается новая Маргарита. И она уже не держит гнев в себе. Готовая расправиться с обидчиками Мастера, она не упускает шанса разгромить квартиру критика Латунского. В этот момент она похожа на разъяренную фурию.
Маргарита-ведьма – очень яркий и сильный образ, Булгаков не жалеет эмоций и красок, рисуя его. Героиня сбрасывает все, что сковывало ее и мешало ей жить и дышать. Она становится легкой в буквальном смысле слова.
На балу у Воланда
Итак, какой предстает Маргарита на балу у Воланда? Начнем с того, что бал является кульминационным моментом в романе. Здесь поднимаются несколько ключевых (для романа и образа героини) вопросов. Например, проблема милосердия. Эта тема неразрывно связана с образом Маргариты. И мы видим, что, даже превратившись в ведьму, она не утрачивает этой черты, избавляя Фриду от мучений. Маргарита умудряется и в окружении нечистой силы сохранить свои светлые человеческие качества.
Все события главы, описывающей бал, сконцентрированы вокруг героини. Мы видим, как она страдает от украшений, но терпит. Маргарита действительно предстает королевой и хозяйкой на балу. Она мужественно выдерживает все, что выпадает на ее долю. Это отмечает и Воланд, упоминая о силе королевской крови, что течет в Маргарите.
Нет в героине больше ведьмовской удали и бесшабашности, она с достоинством ведет себя и соблюдает все правила этикета. На балу ведьма преображается в королеву.
Награда Маргариты
Именно поступки героини определили развязку книги «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является двигательной силой, что помогает сюжету развиваться. Только благодаря ее согласию на предложение Воланда, Мастер обретает свободу и получает свой роман. Маргарита достигает той цели, к которой так стремится, – обретение любви и успокоение. Несмотря на то, что образ героини часто трансформируется, мы не видим резких перемен в ее характере. Маргарита остается верна себе, несмотря на все испытания.
И в награду за все страдания ей даруется покой. Духовный мир, в который ее и Мастера отправляет Воланд, – это не рай. Героиня все же не заслужила его, так как пошла на сделку с дьяволом. Однако здесь она обрела долгожданный покой. Влюбленные идут рядом друг с другом, и Маргарита знает, что сделала все возможное, чтобы никогда уже не расставаться с Мастером.
Прототипы
Почти каждый герой имеет свой прототип в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты связан с третьей женой самого Булгакова – Еленой Сергеевной. Писатель часто называл ее «моя Маргарита». Именно эта женщина была с Булгаковым последние годы его жизни и многое сделала для того, чтобы этот самый роман был дописан. Редакция произведения велась уже в то время, когда Булгаков был тяжело болен и умирал. Елена Сергеевна вносила правки под его диктовку, сидя у постели. А после смерти мужа еще два десятилетия боролась с критикой за то, чтобы роман напечатали.
Также у булгаковской Маргариты есть черты Гретхен, главной героини «Фауста» Гете.
Цитаты из «Мастера и Маргариты»
Приведем несколько самых известных цитат нашей героини:
- «И в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной».
- «Грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, она вполне естественна, даже тогда, когда знаешь, что в конце этой дороги тебя ждет счастье?».
Цитаты из «Мастера и Маргариты» давно стали крылатыми фразами, которые слышали даже те, кто не читал это удивительное произведение.
Образ бала в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе
Разделы: Литература
Цели урока:
- Развивать навыки анализа эпизода художественного произведения. Продолжить работу над формированием монологического ответа. Прививать навыки самостоятельной оценки литературных произведений.
- Углубить понятие «художественный образ».
- Расширить литературный кругозор учащихся, вызвать у них интерес к источниковедческому аспекту в осмыслении содержания романа.
Предварительная подготовка к уроку:
1. Перечитать главы 22, 23, 24, 32.
2. Подготовить сообщения:
– Творческая история главы «Великий бал у Сатаны».
– Литературные прототипы Воланда.
– Прототипы гостей на великом бале у Сатаны (о каждом герое – отдельное сообщение).
– Анализ заключительного эпизода в сцене великого бала у Сатаны.
3. Конкурс рисунков учащихся к 23 главе романа.
4. Непосредственно перед уроком двум учащимся предлагаются индивидуальные карточки с заданиями:
– Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.
– В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.
Во вступлении говорим о том, что на предыдущих занятиях учащиеся получили ключ к постижению «невозможного» романа «Мастер и Маргарита», что вместе мы уже определили направления поиска смысла и сейчас важный урок, цель которого – подготовиться к сочинению и … сделать новые открытия.
Записываем тему урока и определяем пути совместной работы (они могут быть представлены на доске):
1. Обсудить тему сочинения (заголовок), ее традиционность в русской литературе.
2. Повторить необходимые для раскрытия темы литературоведческие термины, углубить понятие «художественный образ».
3. Проанализировать эпизод «Великий бал у Сатаны».
4. Сделать выводы.
Для работы над литературоведческими понятиями выбираем 2-х экспертов.
В ходе обсуждения главы «Великий бал у Сатаны» они фиксируют термины, список которых прочитают в конце урока.
II. Обсуждение темы сочинения.
В ходе обсуждения названия темы на доске и в тетрадях может получиться такая запись:
– О чем будете рассказывать?
– Каким называют этот бал? (23 глава называется «Великий бал у Сатаны», в 22-ой главе Коровьев говорит Маргарите, что его называют «весенним балом полнолуния или балом ста королей».)
– Какое место занимает 23-я глава в романе? (Она находится во второй части романа.)
– Какую композиционную роль играет этот эпизод? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил.)
– Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем? (Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным мирами.)
– Найдите ключевое слово в заголовке. (Образ.)
– Вам необходимо не просто пересказать события майской ночи, а показать, какой образ бала создает М.Булгаков.
2. Углубление понятия «художественный образ».
В 7-ом классе, составляя тезисный план к вступительной статье учебника, мы говорили об отличии литературы от науки и запомнили, что образность – свойство искусства вообще, воспроизведение жизни в образе, в конкретно-чувственной форме, или, говоря словами Чернышевского, в «формах самой жизни», а не «в формах мысли», не в понятиях. Художественный образ двойствен по природе. С одной стороны, он должен давать представление об отражаемой действительности, даже если произведение не реалистическое. Мы становимся на точку зрения автора и условно «верим» в его персонажи. Иначе мы эту художественную реальность (например, далекое прошлое или фантастический мир) не сможем воспринимать как настоящее, разворачивающееся перед нами действие. Но, с другой стороны, мы видим, что это все-таки не сама жизнь, что это искусно сделано автором.
Именно емкая образность позволяет литературной классике отражать весь мир, как в капле воды; решать огромные социально-исторические и непреходящие общечеловеческие проблемы.
Следовательно, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчиненности каждого слова, каждого элемента произведения некой сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение всего богатства мира.
– Определите теперь, какова должна быть цель, идея вашего сочинения?
(Увидеть, как в малой капле – эпизоде, отдельной главе – отражается художественный мир автора; показать, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения, какие нравственные проблемы решаются автором.)
3. О традиционности образа бала в русской литературе.
– Посмотрим, насколько традиционным был в русской литературе образ бала. Слушаем ответ ученика, выполнившего индивидуальное задание по карточке (см. Приложение 1.).
4. Сообщение ученика о творческой истории создания сцены бала (см. Приложение 2.)
III. Анализ эпизода романа – 23-ей главы «Великий бал у Сатаны».
1. Определим хронотоп этого эпизода.
– Где происходит великий бал? (В «нехорошей квартире» №50 по улице Садовой 302-бис.)
– Для того чтобы описать столь грандиозный бал, потребовалось раздвинуть пространство обыкновенной московской квартиры до сверхъестественных размеров. И, как объясняет Коровьев, «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». [1.- Т.3. – С.312.]
Здесь стоит вспомнить уэллсовского «Человека-невидимку», где Гриффин так излагает свою идею, позволившую ему достичь невидимости: «Я нашел общий закон пигментов и преломлений света формулу, геометрическое выражение, включающее четыре измерения. Дураки, обыкновенные люди, даже обыкновенные математики и не подозревают, какое значение может иметь для изучающего молекулярную физику какое-нибудь общее выражение». Булгаков пародирует английского фантаста, увеличив число измерений до пяти и получив тем самым возможность видеть невидимое при нормальных условиях: гигантские залы, в которых происходит бал, помещаются в бывшей квартире Берлиоза.
– Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.
– Когда начинается действие в 23-ей главе? ( «Полночь приближалась», «до полуночи не более десяти секунд».)
2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)
– Не случайно описание бала и прочих событий той ночи отсутствует в материалах следствия. Ведь возлюбленная Мастера – единственный человек, кто мог бы подробно рассказать об этом, но она бесследно исчезла.
– Обратимся к действующим лицам. Прошу записывать имя каждого и отмечать, с какой темой, проблемой связан литературный герой. Консультанты будут рассказывать о прототипах персонажей.
3. Беседа о Воланде.
– Кто устраивает великий бал?
– Кратко охарактеризуйте его.
– В каком виде предстает Воланд на балу?
(«Тогда Маргарита опять увидела Воланда… Поразило Маргариту то, что Воланд вышел в этот последний выход на балу в том самом виде, в каком он был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее. Прихрамывая, Воланд остановился возле своего возвышения…». [1.-Т.3. – С.341.] )
– Есть ли ирония автора по поводу такого затрапезного вида Воланда? (Нет.)
– Сатана не вызывает улыбки. Более того, авторская ирония не касается Воланда ни разу. Почему? Обратитесь к эпиграфу романа.
– Можно рассказать учащимся о Воланде в разных редакциях романа (см. Приложение 4).
– Почему Булгакову понадобился Воланд «величественный и царственный», близкий литературной традиции Гете, Лермонтова и Байрона, живописи Врубеля, каким мы находим Воланда в окончательном тексте романа?
(Это связано с философским замыслом романа. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.)
4.Беседа о Маргарите.
– Мы уже отметили, что потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале? (Маргарита – королева бала, она невеста Дьявола.)
– Что вы можете сказать о прототипах этого образа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип. Им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью, и о Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. С 1934 г. образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины, которая любит.)
– Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала? (В 22-ой главе Коровьев объясняет Маргарите причины выбора в королевы именно ее: «Установилась традиция…». [1 .-Т.3. – С.314-315.] )
– Итак, «полночь приближалась, пришлось спешить». Маргариту готовят к балу. «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты…». [1.- Т.3. – С.326.] Находим в тексте, что он повесил ей на грудь. («Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».)
– Что произошло? Почему? (Коровьев и Бегемот стали относиться к ней с почтительностью. Изображение черного пуделя – это символ власти зла. У Воланда была «трость с черным набалдашником в виде головы пуделя». [1.- Т.3. – С.9.] )
– Как в литературоведении называется эта маленькая «говорящая» подробность? (Художественная деталь.)
– На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.
(Учащиеся находят в тексте романа совет Коровьева Маргарите перед началом бала: «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравиться… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустить никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют…». [1.-Т.3. – С.327.])
– Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных. Cм.
Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера.
– Какое чувство она испытывает перед Мастером? (Чувство вины.)
– Что она совершает в нравственном смысле? (Измену.)
– Это преступление, за которое неизбежно что? (Расплата.)
– Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и расплаты, преступления и наказания.)
IV. Характеристика гостей бала.
– Давайте посмотрим, как эта тема всего романа – тема вины и расплаты – преломляется в сцене бала. Всех гостей бала можно условно разделить на мнимых и истинных отравителей, великих злодеев и особое положение в главе занимает эпизод с Фридой.
Схема представлена на доске. Cм.
1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.
– Кто появляется первым? ( «Господин Жак с супругой».)
– Как видим, Кер был не столь уж зловещей фигурой, обвинения против него так и остались недоказанными и были порождены наветами его именитых должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а булгаковский персонаж был казнен на виселице.
– Почему? (Есть реальное преступление – должно быть и реальное наказание.)
– Какую роль играет первый гость? Прочтем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем, какова цель автора. ( И своей выдумкой казни Жака, и этой жуткой сценой появления первых гостей автор добивается нагнетания атмосферы в начале бального съезда. Маргарита поражена жутким зрелищем, но постепенно привыкает к нему.)
– Кто следующий из гостей мужчин – мнимых отравителей? ( «В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке… По лестнице поднимался вверх бегом одинокий фрачник.
– Граф Роберт, – шепнул Маргарите Коровьев, – по-прежнему интересен. Обратите внимание, как смешно, королева, – обратный случай: этот был любовником королевы и отравил свою жену». [Т.3. – С.331-332.] )
– Булгаков в своей трактовке этого образа пошел вслед за В.Скоттом. Он казнит графа, следуя принципу: если преступление в романе – действительное, то за него следует справедливое воздаяние. Характерно, что на балу Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к преступлению не причастна.
– Какой еще чародей и алхимик был повешен? («Королева, секунду внимания: император Рудольф, чародей и алхимик… Еще алхимик, – повешен». [Т.3. – С.336.])
– Ряд мнимых отравителей на балу завершает «кто-то новенький». Чувствуете в этом ироническом «кто-то новенький» какой-то зловещий намек, недомолвку?
– На балу оказался еще один участник процесса «правотроцкистского блока». Его прототип Бухарин. Кто это? ( «Нижний жилец» Николай Иванович.)
– Как видите, этот герой связан с основной темой романа – темой искусства.
2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.
Вернемся к нашим отравителям. Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они – женщины.
V. Анализ эпизода, условно называемого «Фрида».
1.В сцене бала образ Фриды занимает особое положение. Само это имя вызывает множество ассоциаций.
Ответ ученика, работавшего до урока с англо-русским и немецко-русским словарями.
Слово «Фрида» близко и к английскому, означающему «свобода», и к немецкому, которое переводится как «мир», «покой».
Таким образом, имя Фриды косвенно оказывается в связи с важнейшими темами романа – темой Свободы и с темой, развиваемой в заключительных главах романа, – темой Покоя. Также оно связано с темой вины и расплаты. Расскажите о Фриде. Кто она такая? Почему оказалась на балу у Сатаны? Как решается ее судьба после бала?
2. Монологический ответ учащегося с использованием текста.
3. Сообщение ученика о прототипах Фриды (см. Приложение 11).
– Как решается судьба Фриды уже после бала? (Глава 24: Фриде даруется милосердие).
– Чтение эпизода прощения Фриды.
– Кто прощает Фриду? Сатана – символ зла или Бог – символ добра?
(Человек прощает человека, как и в эпизоде, когда Мастер прощает Пилата.)
– Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?
(Она и при жизни испытывала муки совести. 30 лет в потустороннем мире каждый день камеристка подкладывала ей платок, которым она задушила младенца. Следовательно, за свою вину Фрида расплатилась сполна. Она заслужила Свободу и Покой именно потому, что мучилась и в земной жизни.)
– Теперь сделаем вывод-предположение о связи образа Маргариты с чередой гостей на балу в тематическом смысле вины и расплаты.
Согласитесь: то, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, вперемешку с распутницами и своднями, не случайно.
1) Как сама Маргарита оценивает свою вину перед Мастером?
2) Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?
3) Кем будут отравлены Мастер и Маргарита в дальнейшем?
4) Какую возможность оставляет Булгаков для думающего читателя?
5) Зачем Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами?
6) Какую альтернативу прочтения дарит автор: где происходит бал и все события, связанные с ним?
– Каким эпизодом заканчивается великий бал у Сатаны? ( «Воланд остановился возле своего возвышения, и сейчас же Азазелло оказался перед ним с блюдом в руках, и на этом блюде Маргарита увидела отрезанную голову человека с выбитыми передними зубами». [Т.3. – С.341.] Это голова Михаила Александровича Берлиоза.)
– Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?
– Какой тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, пронизывает и весь роман в целом? («Каждому будет дано по его вере».)
В художественном мире Булгакова «каждому дано по его вере». Берлиоз – это человек без фантазии, он лишен воображения и способности воспринимать чужую точку зрения, он ни во что, кроме своей догмы, не верит, он получает «по своей вере» – небытие.
Примечательно, что в произведении Воланд почти дословно повторяет слова Христа, приведенные евангелистом Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.
V. Итоги анализа эпизода «Великий бал у Сатаны».
1) Как преломляется в данном эпизоде тема вины и расплаты?
(- По Булгакову, если преступление действительное, а не мнимое, то за него следует справедливое воздаяние.
– Если человек и при жизни испытывает муки совести, он заслуживает прощения.
– Мастеру и Маргарите Булгаков оставляет альтернативу: отравление ядом мнимое – в конце концов, они оказываются не в мире Зла (в аду), им дарован Покой.
– Значит, каждому будет дано по его вере.)
2) Вот таким же образом, отталкиваясь от прототипов героев, вы можете рассмотреть, как преломляются в данном эпизоде основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Покоя. В этом вам поможет книга:
Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.
3) А теперь выслушаем экспертов. Какие литературоведческие понятия вы записали?
(Эпизод, композиция, кульминационный момент, художественный образ, образность, ассоциация, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантастика, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ, художественная деталь.)
VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Образ бала в романе М.А.Булгакова».
Список использованной литературы:
1. Булгаков М.А. Сочинения: в 3-х т. Т.3. Мастер и Маргарита. Роман. Письма. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
2. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9-ом классе. Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
3. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И.Кормилов .- М.:Олимп; ООО АСТ, 1999 .
4. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории.- М.:Наука, 1991.
5. Чеботарева В.А. Прототип булгаковской Маргариты. // Лит. Азербайджан.-1998.- №2. – С. 117-118.
Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Мастер и Маргарита — великолепное произведение Булгакова, где раскрыто множество тем, среди которых можно выделить отдельно тему любви. Через призму отношений Мастера и Маргариты тема любви наиболее полно раскрывает образ Маргариты, и придает роману определенную душевность. До встречи с Маргаритой, Мастер был измученным писателем, которого принимали за сумасшедшего. Но вот судьба дарит ему встречу с ней, с главной героиней романа, чью характеристику мы рассмотрим сегодня в нашем сочинении.
Образ и характеристика Маргариты
Встреча с Маргаритой была судьбоносной в жизни главного героя, ведь именно она сыграла важную роль в судьбе Мастера, сумев изменить положение дел. Образ Маргариты очень важен в произведении, ведь она стала Музой для главного персонажа. В ее образе заключалась разрушительная сила красоты, которая могла вдохновить на творчество любого, а также внести в жизнь писателя бурю чувств и эмоций. В образе Маргариты одновременно сочетаются нежность, решительность, любовь, страсть и справедливость, а ее характер воплощает мятежность духа, человеческую многогранность, сложность выбора приоритетов и жизненного пути.
С главной героиней романа мы знакомимся не сразу. Сначала мы видим Мастера, который пытался отыскать чистую любовь, и лишь спустя несколько глав мы встречаем Маргариту.
Образ Маргариты до встречи с Мастером
До встречи с Мастером Маргарита вышла замуж за обеспеченного и известного инженера. Ее окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала. Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла. До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой.
Маргарита и Мастер
И вот в пустынном переулке встретились наши герои. Они увидели друг друга и полюбили, понимая, что их любовь существовала давно. Маргарита находит в Мастере то, чего ей так не хватало в жизни. Теперь у нее появился смысл жить и радоваться. Может кто-то осудит женщину, ведь она предает мужа, но я ее не осуждаю, а даже понимаю. Ведь очень тяжело жить, когда жизнь не наполнена цветами радуги, серая и одинокая. А вот Мастер все изменил. Она полностью отдалась любви к герою, посвятив ему свою жизнь. Маргарита, как и ее избранник, посвятила жизнь роману, помогая писать возлюбленному. А отказ от его издательства принимает также болезненно, как и сам автор. Такое нельзя прощать и она обязательно еще даст о себе знать, но позже, уже в роли ведьмы. И именно разлука с любимым, которая сделала ее несчастной, в итоге и превратила женщину в ведьму.
Маргарита продает душу Дьяволу
Любовь Маргариты была настолько сильной, что она была готова на все, лишь бы быть рядом с Мастером. Поэтому она не побоялась вступить в сговор с Сатаной. Встретив однажды Азазелло и получив от него крем, Маргарита постепенно превращалась с ведьму. Уже в роли ведьмы, отправляясь на бал сатаны, она разрушила дом критика, сделав с комнатами то же, что и критик сделал с их произведением. Этим она хоть немного, но добилась справедливости. А потом, ради того чтобы встретиться с Мастером, она соглашается на роль королевы бала. Благодаря ей, возлюбленный был вызволен из психиатрической больницы, а рукопись была восстановлена.
Вот такой образ Маргариты в своем романе представляет нам Булгаков.