Образ и характеристика Графини Ростовой в романе Война и мир Толстого

Образ и характер характеристика Графини Ростовой по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Графиня Ростова – один из женских образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир», симпатичных автору. В молодости графиня вращалась в светском обществе, ее приглашали в салоны, и она была их желанным гостем. После замужества образ ее жизни меняется, она целиком посвящает себя мужу и детям. Мы знакомимся с героиней в тот момент, когда она уже является образцовой матерью семейства, полной сердечности, любви, доброты и такта.

Для своих детей графиня – близкий друг и советчик. К ней приходит по вечерам за советом Наташа, делится с ней своими тайнами, раскрывает девичьи секреты. В доме графини воспитывается Соня, племянница Ильи Андреевича, Борис Друбецкой, сын подруги и дальней родственницы Ростовых. Ко всем графиня Ростова относится по-матерински.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Создавая образ графини, Толстой соединил в ней черты характера, а также события жизни двух реальных женщин, своих родственниц – тещи Л.А. Берс и бабушки по отцу П.Н. Толстой. Внешняя характеристика героини немного противоречит общему образу всей семьи Ростовых, таких шумных и полных жизни: «…женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». Да, графиня так не похожа на любящего общение мужа, на живую Наташу, но ведь в семействе есть еще старшая дочь – холодная и спокойная Вера. Она также отличается от членов этой дружной и любящей семьи. Ее характер Илья Андреевич объясняет просто: “Графинюшка мудрила с Верой”. Однако эта мудрость сослужила плохую службу: из дочери выросла бездушная копия Элен Курагиной. Учитывая, что Вера была первым ребенком в семье, можно сделать вывод, что многие ее черты присущи и матери, просто со временем, с рождением других детей они стерлись, им на смену пришли другие качества, более мягкие и сердечные. Но то негативное, что есть в душе героини, иногда проявляется. Так, когда дела у Ростовых идут плохо, из-за безалаберного поведения и излишней щедрости графа Ростова семья оказывается практически на грани разорения, когда масла в огонь подливают проигрыш Николая и потребованное Бергом приданое Веры, в графине обнаруживаются черты, невидимые доселе: скупость и отсутствие душевной чуткости. Героиня не желает отдавать подводы раненым, этим она старается сохранить те остатки имущества семьи, которые могут стать приданым Наташи, средствами для существования Николаю. Графиня ведет себя как мать, инстинкт которой подсказывает ей спасать свою семью и имущество, но не ради себя, а ради детей. На второй план при этом отступает гражданская позиция Ростовой, она даже не задумывается о том, что ее поведение становится для детей уроком бесчеловечности.

Однако графиню нельзя однозначно осуждать, она мать, и этим объясняются ее редкие нелицеприятные поступки. Ее волнуют судьбы детей, в отношении которых она всегда принимает разумные и взвешенные решения. Дружба и доверие детей являются предметом гордости для графини. Героиня заботится и о счастье своих детей. Николая она желает женить на богатой невесте, причем, видя симпатию, с которой ее сын относится к Соне, графиня не может удержаться от придирок к девушке. Ростова прислушивается к переживаниям Наташи и старается дать ей добрый совет. Героиня чуть не сходит с ума, узнав о гибели Пети. Семья – это вся ее жизнь.

Толстой не ставил перед собой цель нарисовать в лице графини Ростовой идеальный образ русской женщины, он изображал реальную русскую женщину с ее неоспоримыми достоинствами и человеческими недостатками.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3401

Графиня Ростова в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание в цитатах (графиня-мать Наталья Ростова)

“Первый бал Наташи Ростовой”.
Графиня Наталья Ростова (справа).
Художник Л. Пастернак

Графиня Ростова в романе “Война и мир” Толстого – одна из второстепенных героинь произведения.

Старая графиня Наталья Ростова – мать большого семейства Ростовых. Детьми графини и ее мужа, графа Ростова, являются: Вера Ростова, Николай Ростов, Наташа Ростова, Петя Ростов, а также приемная дочь Соня.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика графини Ростовой в романе “Война и мир”: описание внешности и характера графини Натальи Ростовой в цитатах.

Смотрите также: Все материалы по роману “Война и мир”

Графиня Ростова в романе “Война и мир”: образ и характеристика

Имя героини – графиня Наталья Ростова (в девичестве Шиншина):
“. женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна. ”
“. У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь. “

Возраст графини Ростовой – около 45 лет (в 1805 году в начале романа):
“. лет сорока пяти. “

Внешность графини Натальи Ростовой:
“. Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. ” (1805 год)
“. спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи. ”
“. Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее. ”
“. сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице. ”
“. ее высокий чепец с голубыми лентами. ”
“. старая графиня, вздыхая и кряхтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей и с одним бедным пучком волос, выступавшим из-под белого коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы. ”
“. притянула к себе большую руку графини. ”
“. Так, так, – повторяла графиня и, трясясь всем телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом. ”
“. едва успев поцеловать ее седые волосы. ”
“. В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье. “

Внешность графини в 50 лет (1812 год):

“. Графине было уже за шестьдесят лет. Она была совсем седа и носила чепчик, обхватывавший все лицо рюшем. Лицо ее было сморщено, верхняя губа ушла, и глаза были тусклы. ” (1820 год)

Графиня Ростова вышла замуж в 16 лет:
“..Наташа, тебе шестнадцать лет, в твои года я была замужем. ”

Графиня Наталья Ростова
(актриса Кира Головко).
Фильм “Война и мир” 1965 г.

“. И потом, ежели маменьке (Соня графиню и считала и называла матерью)..”

Графиня Ростова – хохотунья. Она любит посмеяться.
“. Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…”

Графиня Ростова – любящая жена. Она любит мужа несмотря на его недостатки:
“. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, какой он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения. “

Графиня Ростова – отзывчивая женщина. Она помогает деньгами своей подруге Анне Друбецкой:
“. Вот Борису от меня, на шитье мундира…”

Графиня Ростова – гостеприимная хозяйка. В доме Ростовых всегда живет много людей-“нахлебников”:

Графиня Ростова после смерти сына Пети и мужа

Графиня Ростова переживает страшную трагедию – смерть сына Пети:
“. Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. “

После смерти сына и мужа графиня Ростова теряет смысл жизни:

“. Она ела, пила, спала, бодрствовала, но она не жила. Жизнь не давала ей никаких впечатлений. Ей ничего не нужно было от жизни, кроме спокойствия, и спокойствие это она могла найти только в смерти. Но пока смерть еще не приходила, ей надо было жить. “

Характеристика и образ членов семьи Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Меню статьи:

Семья Ростовых занимает не последнее место в жизни высшего общества. Это не удивительно: они богаты, имеют влиятельных друзей. Многие представители этой семьи активно действуют на протяжении всего романа-эпопеи, поэтому интерес к судьбе членов этой семьи у читателя не ослабевает до последних страниц произведения.

Состав семьи

В состав семьи Ростовых входят семь персонажей – они ближайшие кровные родственники (исключение – Соня). Кроме того, два персонажа имеют непосредственное отношение к этой семье, хотя не являются родственниками – Борис и Митя.

Рассмотрим детальнее героев, входящих в состав семьи.


Во главе семейства стоит Илья Андреевич Ростов – «бойкий, веселый, самоуверенный старичок». Он не отличается экономностью «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира». Он мягкий и доверчивый человек, многие не упускают возможности воспользоваться этим моментом.

«Граф так слаб и так добр, и так все его обманывают, что все идет хуже и хуже». В результате семья разорена.

Несчастья, связанные с разорением и военными событиями, нанесли непоправимый удар по здоровью графа и он умирает, прося прощение за материальные бедствия у членов своей семьи.

Наталья Ростова

Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича. Она «была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».


Графиня выросла в роскоши, поэтому экономить она не умеет. К концу романа ее внешность и отношение к экономии заметно меняется – виной тому послужили трудности, выпавшие на ее судьбу после смерти мужа, гибель ее большинства детей.

Предлагаем ознакомиться с “анализом персонажа – Пьера Безухова –“ в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”

У Ростовых родилось 12 детей. На момент начала повествования выжило лишь четверо: Вера, Николай, Наташа и Петя. Кроме того, графом и графиней была взята на воспитание Соня – родственница семьи.

Вера Ростова «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Очевидно, что, несмотря на всю старательность, она была нелюбимой дочерью. Скорее всего, это было связано с тем, что девушка не способна была проявлять добрые чувства по отношению к другим, она была злая и черствая душой: «ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим». Она была очень красива внешне, но «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Девушка не любит когда кто-то берет ее вещи: «Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната. – Она взяла от Николая чернильницу».

Николай Ростов

Николай Ростов – второй по старшинству ребенок Ростовых. Он милый и добрый человек, но в отличие от своего отца, в нем присутствует доля предусмотрительности и благорассудства. Николаю чужда женитьба из-за денег: «мысль о женитьбе на богатой наследнице, которую ему предлагали его родственницы, была ему противна».

«У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии». Николай умеет извлечь урок из ошибок своих родителей. «Мне нужно, чтобы наши дети не пошли по миру; мне надо устроить наше состояние, пока я жив; вот и все» – говорит Николай. Он умеет находить общий язык с людьми разных сословий и возрастов – подчиненные ему военные были в восхищении его рассудительностью и хорошим отношением к себе, крестьяне находят его отличным хозяином, который заботиться не только о своем кошельке, но и о людях на него работающих.
Николай с трепетом относится к военной службе: «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский». Он честный и откровенный человек. «Не умею скрывать того, что чувствую» – так говорит он о себе.

Наталья Ростова

Наталья Ростова – подобна по своему нравственному устою к брату. Она чуткая, добрая, способна на самопожертвование, одним словом «редкая девушка». « Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее».

Наталья не умеет так долго злиться, как Вера «эта девушка такое сокровище». Толстой изображает нам ее в виде идеала – она не стремиться вести распутный образ жизни, ее не привлекают общественные выходы она предпочитает быть хранительницей домашнего очага: «В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна».

Наталья способна дарить заботу и тепло другим людям и получать от этого удовольствие. Она перестает следить за собой, перестала заниматься музыкой, ее единственная забота – это семья. Столкнувшись с нищетой и бедностью, Наташа старается не допустить разорения впредь: «ежели он заслуживал упреки от Наташи, то только за то, что покупал лишнее и слишком дорого. Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость».

Петр Ростов

Петр Ростов – младший в семье Ростовых. Он милый ребенок и ему присуще все, что и детям в его возрасте – он любит шалости и сладости: «меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший». Со временем, Петя влюбляется в военную службу. Он упорно отказывается обучаться, в ультимативной форме заявляя о своем желании быть военным. Родные сначала его отговаривают, но, увидев его упорство – сдаются. Он становиться офицером: «уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом-мужчиной». Петя способен на сострадание. Он с жалостью смотрит на пленного французского мальчика: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего-нибудь поесть».

Читайте также:  Сочинение Смерть Андрия в произведении Тарас Бульба

Юношеский максимализм подталкивает его принять участие в военных действиях, где он погибает в возрасте 16 лет: «Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову».

Соня Александровна – племянница графини Ростовой. Она с малого возраста воспитывалась Ростовыми, поэтому считает графа папой, а графиню мамой. Девушка очень благодарна им за то, что они взяли ее на воспитание и в критических моментах для семьи готова приложить все усилия, чтобы помочь. « Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвования она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой».

Соня дружна с Наташей – они очень схожи по характеру. Безответная любовь в троюродному брату – Николаю стала для нее губительной, она не смогла создать собственную семью.

«Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет». И, вполне вероятно так и осталась старой девой: «В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее».

Борис Друбецкой

Борис Друбецкой также имеет непосредственное отношение к семье Ростовых, хотя и не состоит с ними в родстве. Его родители – бедные дворяне, но Борис длительное время жил и воспитывался у Ростовых. Поначалу он был очень дружен с Николаем, но, постепенно их дружба сошла на нет. Борис начал все больше и больше проявлять корыстные чувства, их взгляды с Николаем стали сильно разнится. Желание разбогатеть овладевает Борисом, он пытается завести нужные для этого связи, жениться ради денег. «Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга».

Подобно Борису у Ростовых воспитывался Митенька – он также имеет дворянские корни. Митя становится управляющим делами князя.

Обеспечение и финансовое положение семьи

Первоначально мы видим, что семья Ростовых очень обеспечена. Им не знакома бедность. У Ростовых хорошее жилье, гости спешат ко «всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской». У них имеется имение в Отрадном, тоже обустроенное со вкусом и богатством. Они иногда выбираются туда всем семейством. «При нашем образе жизни нашего состояния нам ненадолго. И все это клуб и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и бог знает что».

«В Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу». Казалось, что они знакомы со всеми дворянами Москвы. Обширные знакомства долгое время позволяют им держатся на плаву, невзирая на обеднение.


Ростовы – милые и добрые люди, они не стесняются искренне принимать приятных им гостей: «Все семейство теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей».

«Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица». Такое отношение часто ставало причиной неловких ситуаций – многие были не прочь воспользоваться гостеприимством в корыстных целях. Так, например, Анна Михайловна « несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых». Военные события 1812 года стали причиной новых испытаний. Ростовы активно принимают участие военных сражениях, граф с графиней помогают раненым солдатам выехать из Москвы. Они отдают им свои повозки, решив спасти солдат, оставив все свои богатства в Москве.

«Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов».

Как видим, Ростовы заметно выделяются на фоне остальных аристократов. Им не чуждо сострадание, они всегда готовы прийти на помощь не только друзьям, родственникам, близким им людям, но и малознакомым, не имеющим званий и титулов. У Ростовых ярко выражено чувство патриотизма. Они всячески стремятся помочь остановить вражескую армию, порой пожертвовав даже самым необходимым для них.

Отношения между родственниками

Отношения в многодетных семьях всегда бывает сложными. Порой родители не умеют распределить любовь к своим детям в равных количествах, одаривая одних похвалами, а других бранью, порой виной сложных отношений становится влияние высшего общества. В семье Ростовых эта тенденция срабатывает слабо. Им чужды принципы общества касательно общественных порядков, и также необычно выглядит гармония внутри их семьи.

Наталье Ростовой и Илье Андреевичу удается сохранить трепетность взаимоотношений до конца своих дней. Разорение семьи вносит свои коррективы в их взаимоотношения. И графиня и граф понимают, что это могло бы и не случится, если бы Илья Андреевич вел себя более благоразумно. Граф чувствует вину перед своей семьей, а графиня иногда борется с желанием упрекнуть мужа в содеянном. Тот факт, что Наталья не привыкла жить в бедности усиливает сложившуюся ситуацию. В их отношениях появляется «какое-то беспокойство и иногда несогласие, которого не бывало прежде».

Дети Ростовых были дружны меж собою. Они часто проводили время вместе. Исключение составляла Вера – она не умела беззаботно радоваться и веселится, всегда стремилась делать все хорошо, чтобы не было ни к чему придраться, но в этом всегда перегибала палку. Дети ее сторонились. Наталья открыто говорить, что Вера – не способна на добрые чувства: «Вера злая, Бог с ней!». Николай даже придумал для нее специальное прозвище: «madame de Genlis».

Наташа и Соня очень сдружились. Они всегда поддерживали друг дружку. Соня помогает скрыть от родных принимающую трагический оборот первую любовь Натальи. Влюбленность Сони становится препятствием к полноценному общению девушки с Николаем, но в целом их общения также носит дружеских характер. Петр, который был довольно сентиментален «держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность».

Таким образом, семья Ростовых выглядит довольно странной в глазах остальных аристократов и приближенных к ним людям. Они добры и отзывчивы, порой наивны, что приводит к различным трудностям и обманам со стороны общества.

Дети графини Натальи и Ильи Андреевича поддерживают теплые отношения между собой. Они способны пожертвовать собственными интересами ради близких. У них развито чувство патриотизма и долга. И Наталье, и Николаю удается в полной мере извлечь урок из ошибок их родителей и не допустить разорение своих новых семей.

Семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Семья Ростовых в романе «Война и мир» – образец дворянской семьи, на примере которой показана тема семейности, патриотизма. В работе даны краткие характеристики, позволяющие подготовить конспект, рассказ для урока литературы, обновить воспоминания о романе и его героях перед экзаменом или написанием сочинения.

Описание и характеристика членов семьи Ростовых

Рассказывать о героях романа нужно о каждом в отдельности. После описания характера и краткой биографии каждого героя, будет дана общая оценка, описаны отношения в семье, их дом и приведена цитатная характеристика семейства.

Граф Илья Андреевич Ростов

Глава семьи Ростовых, отец пяти детей – Илья, по отчеству Андреевич, представитель старинного дворянского рода, имеющего богатую историю. Число крепостных, которыми владеет семья, позволяет отписать каждой из дочерей по 300 человек в наследство. Автор представляет графа добрым непрактичным человеком, дела которого в дальнейшем придут в упадок.

Толстой изобразил героя, как старичка, с веселым добродушным лицом, полной фигурой. Граф Ростов всегда чисто выбрит, имеет редкую седину, прикрывающую лысину. Особенно ярки его голубые глаза, на которых выступали слезы счастья в минуты радости. В светлое для семейства время его лицо украшала добрая улыбка, он был весел, румян, не терял юношеского задора.­

В начале произведения Л. Н. Толстой описывает Ростова общительным и жизнерадостным человеком. Его вес в обществе подтверждается членством в Английском клубе, наличием псарни, дома, полного прислуги.

Семья постоянно устраивала праздники в своём доме, на которых граф по-молодецки танцевал. Его дети и жена также никогда ни в чем не нуждались. Однако неумение вести дела, отсутствие практичности, карточные долги сына привели к разорению имения.

Такие перемены изменили и главного героя: он стал жалок, потерян для общества и для самого себя. Семейные проблемы привели к ухудшению здоровья, теперь граф представлял чахнущую фигуру, вызывающую сострадание близких и людей, любивших его. В 1813 г. Ильи Андреевича не стало. После его смерти пришлось расплачиваться с долгами, которые превышали цену имения.

Графиня Наталья Ростова

Графиня Ростова (до замужества Шиншина), супруга графа, с детства привыкла к роскоши. Перед читателем Л. Н. Толстой представляет ее как женщину 45-ти лет, добрую, любящую мать, с восточным типом лица.

Графиня – дама, уважаемая в обществе, хранительница домашнего очага, гостеприимная хозяйка. Она увлекалась музыкой, раскладыванием пасьянсов. Автор описывает ее гардероб, как совокупность платьев, чепцов.

Эта женщина была добра к каждому, кто нуждался в помощи, регулярно помогала своей подруге, матери Бориса Друбецкого. Узнав о долгах супруга, графиня не корила его, а поддерживала и ухаживала до последних дней. Огромным ударом для нее стала смерть сына – Петра, это событие состарило графиню в один миг.

Вера Ростова

Писатель изображает ее девушкой 20-ти лет, имеющей благородную внешность. Вера – старшая из детей, знала о своей красоте, зачастую вела себя надменно и холодно в общении с окружающими. Ее красивое лицо не привлекало внимания, а улыбка выглядела отталкивающей и искусственной. Чопорность и холодность, рассудительность и практичность – такие качества видит в ней читатель.

Девушка выходит замуж в 24 года. Ее супруг, Адольф Берг, целеустремленный, разделяет взгляды на жизнь Веры. Оба не стремятся заводить детей, ограничены своими мирами (несмотря на хорошее образование и воспитание).

Николай Ростов

Красивый двадцатилетний юноша с черными усами, одетый в военную форму, таков брат Наташи Ростовой – Николай. Он внимателен и заботлив к своим родным, пользуется уважением на службе, не витиеват в общении. Прост с людьми, руководствуется совестью в поступках.

Своим призванием считал исполнение долга перед отечеством, на службе продвинулся до гусара. После смерти отца заботы о близких легли на его плечи. Они с матерью продали имение, переселились в небольшую квартиру. В возрасте тридцати лет Николай Ростов женится на княжне Марье, сестре Андрея Болконского.

Доверие жены он заслужил, когда спас ее от бунта собственных крепостных. Последние хотели предать ее французам. До этого случая они пересекались, и Марья успела его полюбить, а Николай в связи с финансовыми трудностями не решался на этот брак. Но вскоре у него вспыхнуло ответное чувство.

По мере взросления в характере героя начинает преобладать рассудительность и ответственность. К тридцати пяти годам у них было трое детей, также они ждали четвертого. Марья была заботливой женой, матерью, тетей для своего племянника Николеньки (оставшегося на ее попечении после смерти брата).

Наташа Ростова

Любимая дочь Ильи Андреевича. При первом знакомстве с романом – это девочка тринадцати лет, худая, нескладная, с большими блестящими черными глазами и при всем живая и открытая. В этот день семья праздновала именины матери и дочери.

Первая любовь Натали – Борис Друбецкой. В дальнейшем девушка забудет о своих детских ребячествах и испытает более глубокое чувство. На этот раз она влюбится в Андрея Болконского. Их взаимоотношения будут тяжелыми: непринятие Натали старым князем (отцом Андрея), разлука на год, обман Анатоля Куракина (попытка самоубийства из-за его предательства).

От попытки убежать с повесой Куракиным Натали спасла Соня, рассказав о его жене. Страсть к Куракину не идет ни в какое сравнение к Болконскому. В первом случае девичья неопытность, наивность, мимолетное увлечение. Во втором глубокая привязанность, ответственность за жизнь.

После этих событий героиня отвергнет предложение о замужестве Болконского. От мрачных мыслей ее пытается избавить Пьер Безухов (именно он поспособствовал знакомству Натальи и Андрея).

Во время вторжения Наполеона Наталья помогает раненым, ее семья предоставляет свой дом для размещения солдат. Волею судьбы Болконский попадает в этот дом и свои последние дни проводит в поместье Ростовых, погибая на руках Натали. Затем Наталья стала женой Пьера и матерью четверых детей.

Главная героиня – девушка, всегда пребывающая в состоянии влюбленности, открытая, живая. В ней есть патриотический дух. Любящая дочь, сестра, мать, жена. Прототипом героини послужили жена Толстого – Софья и Татьяна Берс (отсюда у персонажа любовь к музыке и всему прекрасному).

Петя Ростов

Девятилетний Петруша – младший из детей. С детства рос активным ребенком, хотел стать героем, был пропитан духом патриотизма. Взрослея, старался показать, что он настоящий мужчина, достойный сын своей страны.

Достигнув шестнадцати лет, добровольно попросился на службу. Родители возражали, не хотели отпускать его, готовя к поступлению в университет. Юноша решил по-другому и 1812 году поступил в Оболенский отряд.

В сражениях он излишне геройствует, не соблюдает приказов командира, отправляясь под пули. Петр с детства мечтал совершить героический поступок. При сражении с французами в том же году пуля противника сразила его в голову, смерть была мгновенной.

Известие о гибели сына и брата стало трагедией для всей семьи. Наташа, с детских лет привязанная к брату, назовет в его честь своего мальчика.

Племянница (троюродная сестра), любящая своих приемных маменьку и папеньку. Девушка пятнадцати лет с жесткими густыми черными волосами, выразительными ресницами. Спустя год она расцветает, став более оживленной. Она помнит добродетель семьи Ростовых, их теплое к ней отношение.

Добрая Соня – преданная и терпеливая девушка, прилежно училась, обладала отличной памятью.

Для Наташи она была верной подругой. Троюродная сестра Ростовых влюбляется в Николая, но понимает, что это чувство вызовет неодобрение со стороны старой графини и может негативно сказаться на судьбе ее кузена. Любовь к Николаю заставляет ее отвергнуть предложение о замужестве Долохова. Однако избранницей кузена она не станет, отпустив его добровольно.

Читайте также:  Герои произведения Живи и помни сочинение

Другие члены семьи Ростовых

Семья Друбецких, состоящая из Анны Михайловны и Бориса ее сына. Княгиня была подругой графини Ростовой, часто бывала у них. Борис был другом Николая, первой любовью Натали. По мере взросления в нем развивалась зависть к обеспеченному Ростову, что привело к разрушению их дружбы. Щегольство и высокомерие взяли вверх.

Общая характеристика семьи

У семейства было множество знакомств благодаря успешному положению в обществе. В доме постоянно собирались гости, проводились праздники, балы. Глава семьи любил поиграть в карты, съездить на охоту.

Графиня, как ее супруг, с детства привыкли к роскоши. Помимо дома в Москве, они владели имением в Отрадном.

Следующие цитаты о семье Ростовых помогут в написании сочинении или подготовке к уроку:

· «. к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. »;

· «. в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу. »;

· «. Знакомство у Ростовых была вся Москва. »;

· «– Какое милое существо ваша меньшая! – сказала гостья. – Порох!

Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла!»;

· «. Она и все семейство Ростовых приняли князя Андрея как старого друга, просто и радушно. Все семейство теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа. »;

· «. После чаю Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры. ».

Отношения в семье графа Ростова

В семье царило взаимопонимание, уважение, доверие. Отношения между супругами были идиллическими. Наталья, Николай, Петр, Соня отлично ладили друг с другом. Старшая – Вера относилась к младшим поучительно, считая себя умнее, старше. Она была злой и рассудительной, как говорила Натали.

Петр испытывал самую настоящую братскую любовь к сестре. Родители души не чаяли в детях, особенно отец в Наталье. После его смерти, дети участливо и трепетно относились к матери. Всей семье было присуще чувство патриотизма и желание помочь ближнему.

Описание московского дома Ростовых

Каждый, кто бывал здесь, не оставался равнодушным, всем здесь были рады и каждого граф и графиня одаривали вниманием. Между членами семьи царили теплые доверительные отношения.

Ростовы часто устраивали званые обеды, это подчеркивает их приверженность к прошлому. Темы для бесед с гостями – погода, охота, еда, здоровье.

Заключение

Роман-эпопея «Война и мир» – сюжетная линия, центром которой является семья Ростовых. Герои – отражение российской души, пример самоотверженности и любви к ближнему.

Характеристика семьи Ростовых в романе «Война и мир» Льва Толстого – Сочинение

Семейная тематика является одной из главных идей творчества Льва Толстого. Семья Ростовых в романе «Война и мир» выделяется чувством родства, нежным отношением к детям, гостеприимством и богатыми традициями. Основа взаимоотношений между братьями и сестрами – любовь и взаимопонимание.

Граф Илья Ростов

Лев Толстой благосклонно относится к знатному отцу семейства, подчеркивает достоинства старого вельможи и прощает недостатки, присущи каждому человеку. Пятеро детей с детства воспитываются в уважении к отцу, который самозабвенно о них заботится, порой балуя, особенно маленькую Наташу.

Лицо Ильи Андреевича было полным, чисто выбритым, всегда веселым. Голубые глаза сияли неподдельной добротой. На голове редкие седые волосы едва прикрывали открытую лысину. Полная шея часто приобретала красный цвет, как у пожилого человека, склонного к повышенному давлению. Улыбка выдавала хорошее расположение духа, даже когда надо было выглядеть сердитым в целях воспитания.

Старик Ростов имеет бойкий характер, привычку взъерошивать собственные волосы. В кругу своей семьи отец имеет вид румяного, полностью уверенного в себе человека. Петербургская напыщенная знать, которой чужды семейные ценности, осуждает графа за прямодушие и простоту поведения.

Хозяйская деятельность старого графа

Илья Андреевич привык к шикарной жизни, часто устраивает праздники именин детей и жены. Пиры дома Ростовых отличаются щедростью, столы ломятся от угощений и вина. На досуге вельможа ходит в престижный аристократический клуб играть в карты, проигрываясь в пух и прах, хотя лично является старшиной клуба.

В хозяйстве много статей расходов, которые являются прихотью, капризом. Управляющий обворовывает графа, который плохо разбирается в делах, не знает ни доходов, ни общей суммы долгов.

Вельможа чувствовал сам, что плохо распорядился богатым приданным своей жены. Долги неумолимо накапливались, час разорения близился, а старый граф не в силах был что-то предпринять. В 1812 году Москва сгорела, граф не смог оправиться, постепенно чах, переживая гибель сына Петеньки. Недолго проболел и тихо умер, оставив после себя долгов больше, чем капитала.

В последний день отец просил у всех домочадцев прощение за сотворенное им разорение.

Мать Наталья Ростова

В начале повествования графиня Ростова имеет 45 лет от роду. Черты лица восточного типа заостренные, тело изнуренное многочисленными родами и заботой о выживших детях. Медлительность поступи, плавность движений, вызванная усталостью, вызывала уважение у окружающих. Приемная дочь Соня считает и называет ее маменькой.

Графиня Ростова никогда не занималась делами мужа, не знала от него отказа ни в чем. Выросши в роскоши, знатная дама не умела экономить, не видела в этом потребности. Столкнувшись на старости с разорением и относительной бедностью, Наталья полностью полагалась на сына Николая и осталась с ним жить.

Традиции христианской религии мать семейства пронесла через всю жизнь, оставаясь набожной женщиной. Графиня никому не отказывала от стола, в хорошие годы у них жило много приживал. После войны жизнерадостная Наталья превращается в скорбящую мать, а после смерти мужа жизнь вовсе теряет для нее всяческий смысл.

Старшая дочь Вера

Лев Толстой неоднократно указывает, что мать не любила свою старшую дочь Веру, имевшую в 1805 году 20 лет. Юная особа обладала холодной красотой и приятным голосом, имела прекрасное воспитание. Девушка хорошо училась, имела приличное образование и все шансы удачно выйти замуж.

Младшая сестра осуждает Веру за чрезмерную рассудительность, перешедшую в форму расчетливости. В образе молодой княгини отсутствуют черты характера, свойственные обычно девушкам: романтичность, влюбчивость и эмоциональность. Поэтому Наташа называет старшую сестру злой.

Красавица Вера никогда, по ее собственному мнению, не поступающая дурно, выходит замуж в 24 года за офицера Адольфа Берга. Между супругами есть взаимопонимание, они оба не хотят заводить детей. Молодожены смутно определяют свое идейное будущее, как жизнь для общества.

Старший брат Николай Ростов

Молодой граф Николай входил в список лучших женихов России, имел патриотическое воспитание, университетское образование будущего чиновника и мечтал героически защищать Родину. Обладая здоровой эмоциональностью, юноша умел восторгаться историческими личностями, своими командирами и друзьями. У него были честные лучистые глаза и детская улыбка, говорившая о том, что ее обладатель добрый человек.

Душа молодого человека полна поэзии, чиста и открыта для искренней дружбы со сверстниками. Юноша с пылом описывает в письме матери своего отважного друга Денисова, благородно молчит о собственных страданиях на фронте. Шенграбенское сражение становится боевым крещением офицера Ростова. Юноша, получивший ранение, страдает от того, что некоторое время чувствовал страх, желание укрыться от пуль и снарядов.

Первой любовью Николая была приемная сестра Соня, юноша хотел жениться на ней, но мать категорически воспротивилась этому браку, желая Коленьке более выгодную пару. Будучи уже взрослым, в 1812 году офицеру Ростову пришлось спасать княжну Марию Болконскую от французов.

Чувства, которые возникли между девушкой и парнем, оба пытались отвергать долгое время. Марье Николаевне было трудно принять факт, что она старше своего избранника. Николай чувствовал себя неловко в ситуации, что княжна Болконская являлась наследницей очень большого состояния. Но их тянуло друг к другу необъяснимой силой. Наконец, осенью 1814 года пара сочеталась браком.

Наташа Ростова

Младшая дочь графа Ростова не знала отказа от родителей, росла в роскоши, но воспитывалась, как дворянка – была избалована в меру. В 13 лет девочка еще позволяет себе реветь, но поражает своей честностью и открытостью. Она откровенна со своей матерью, посвящает ее в свои детские мечты и секреты. У дочери такие же карие глаза, как у матери, такая же роскошная коса.

В 17 лет Наташа впервые выходит в свет, попадает на бал. Мужчины говорят, как она красива, как легко и непринужденно танцует. Девушке к лицу белое кисейное платье с розовыми лентами. Князь Болконский влюбляется в Наташу, оценив ее грацию, тонкий стан и робкую походку в обществе.

Мать и отец дали дочери хорошее музыкальное образование. Детей учили ездить верхом, поэтому Наташа – великолепная наездница, уверено без усилий осаждает скакуна под собой. Одним из пристрастий девушки является охота. Юная графиня разбирается в людях, с первого разговора ей не понравился друг Николая – Долохов. Хотя к Денисову, например, она относится благосклонно. Героиня называет Долохова неестественным и не приятным.

Наталья Ростова в замужестве

Любимый мужчина князь Андрей Болконский скончался от боевого ранения в 1812 году. Наташа выходит замуж за Пьера Безухова, глубоко погружается в быт и воспитание четверых детей. Лев Толстой критически относится к своей героине в этот период ее жизни, опираясь на традиционный образ замужней женщины, многодетной матери.

Автора возмущает тот факт, что образованная и воспитанная девушка выражается сумбурно, одевается неряшливо и позволяет себе выглядеть неухоженной только потому, что стала матерью. Но писатель с уважением подчеркивает, что в свет графиня не выходит, все время проводит с детьми.

Наташа Ростова нашла утешение в семье, в заботе о дочерях и сыне.

Соня Ростова

Девочка приходилась графу Ростову племянницей в третьем роду, троюродной сестрой его детям. Ростовы вскормили и воспитали Соню, как родную дочь. В юности она была хрупкой, изящной, с длинными косами, обвитыми вокруг головы. В дни влюбленности в Николая Ростова девушка выглядела счастливой и восторженной.

Родные осуждали романтические отношения между Соней и Колей с начала их развития. Мать корила девушку за то, что она дает брату повод относиться к ней, как к постороннему созданию. Больше всего Наталье матери не нравилось, что избранница сына была бесприданницей. Однако преданная девушка пронесла свои чувства к Ростову через всю свою жизнь.

Скромность и жизненные обстоятельства не позволяли ей демонстрировать свой эмоциональный мир. Покорно и заботливо Соня ухаживала за старой графиней, жила вместе с ней в доме Николая с женой и их детьми, не претендуя на его внимание. Молодой граф Ростов всегда мог положиться на сестру, особенно в трудные для него дни.

Петя Ростов

Отец и мать воспитали младшего сына патриотом. Это был умный, со знанием французского языка, щедрый и открытый юноша. Молодой человек в критическую минуту демонстрировал решительность, всегда стремился выглядеть мужественно.

Лев Толстой с умилением говорит о юном офицере Ростове. Эпизод с пленным французским барабанщиком является ярким примером гуманизма. Незадолго до своей гибели Петя встречает в плену у русских совсем юного мальчика. Герой теряет сон и покой, ему очень хочется помочь ровеснику, накормить обездоленного.

Когда началась Отечественная война 1812 года, Петя так решительно заявил о своем намерении служить в армии, что Илья Андреевич не смог противиться сыну. Ростова приняли в полк казаков, где сам генерал взял над ним опеку.

Юного адъютанта послали с сообщением в партизанский отряд к Денисову, велели сразу вернуться в расположение. Но пылкий Петя, услышав о готовящейся атаке, принял решение принять участие в бою. Он без раздумий бросается в гущу стрельбы навстречу гибели. Пуля попала шестнадцатилетнему офицеру в голову, унесла его цветущую, полную дерзких мечтаний жизнь.

Лев Толстой весь свой творческий путь превозносил семейные ценности в разряд наиболее важных человеческих добродетелей.

Женские образы в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого
статья по литературе (10 класс)

сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhenskie_obrazy_v_romane.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Женские образы в романе –эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Женщина, видишь ли, это такой предмет,

что сколько ты ни изучай ее,

все будет совершенно новое.

Лев Николаевич Толстой

Женские образы в русской литературе XIX в.

Классическая литература – это источник, откуда мы, читатели, знакомимся с эпохой того или иного времени. Через произведения XVIII в. — начала XIX в. мы узнаем, картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Она настолько богата и разнообразна, что может нам рассказать о любой проблеме, актуальной и по сей день.

Сколько существует в ней произведений, повествующих нам о женской судьбе. Это и «Светлана» у В.А. Жуковского, и «Недоросль» Д.И. Фонвизина, и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Они жили в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах. Софья, из комедии «Недоросль», Софья из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не все героини, с которыми связаны лучшие страницы классической литературы.

Каждый автор искал свой «идеал женщины», но Л.Н. Толстой не ищет «идеал», он показывает нам настоящую женщину, живую. Он показывает нам, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько характеров русской женщины начала XIX столетия, со своими положительными и отрицательными сторонами. Что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно. Мы видим свою близость с ними.

Цели и задачи исследования

Цель: изучить женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Из цели ставим следующие задачи:

– проанализировать главные черты характера героинь в романе – эпопее «Война и мир»

– прототипы героинь Л.Н. Толстого.

– классифицировать женские образы по сходству характера.

Женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Женщины занимали не последнее место в жизни писателя, поэтому и нашли отражения в его произведениях. Героинь Толстой создает с самыми разнообразными характерами, со всеми оттенками. Это и деловые женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть своей цели. Это и «готовые игрушки» для первого встречного, кроткие, нежные создания. Это прелестницы, играющие чужими чувствами, и мученицы, угасающие под гнетом. Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества и каждый раз открывал для себя что-то новое.

Толстой создал в романе образы прекрасных женщин – это Марья Болконская и Наташа Ростова. Но так же интересны и светские дамы романа – это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки мне хотелось бы подробно проанализировать.

Матери – хранительницы семейного очага.

Красота души придает прелесть

даже невзрачному телу

Марья – хранительница семейного очага. Прототипом княжны Марьи является, мать писателя, княгиня Мария Николаевна, по отцу – Волконская. Лев Николаевич рано потерял мать. Из преданий он вынес представление о ней как о женщине с весьма привлекательной внешностью. Не отличаясь красивой внешностью, Мария Николаевна обладала высокими духовными качествами. Она была умна, широко образованна для своего времени; прекрасно знала четыре европейских языка: французский, немецкий, английский и итальянский. И это нашло полное отражение в романе.

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы со своим отцом. Отец Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто груб, ругает княжну дурой, чрезмерно строг. Но, несмотря на это, он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам дает ей уроки.

Толстой не дает нам, читателям, точного описания Марьи. Для него важно не описание внешности, а красота ее души. Интересный момент – княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Нам известно, что светским красавцам она казалась “дурною”. Себя она тоже считала некрасивой, когда видела в зеркале. Анатоля Курагина, сразу увидевшего красоту Наташи Ростовой, княжна Марья ничем не заинтересовала. Она не выходит в светское общество, потому что живет одиноко в деревне, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Главные идеи о войне и мире высказывает в книге, как раз таки княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до страшных событий 1812 года. К этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, —военный, который посмеивался над своей сестрой и называл ее «плаксой».

Княжна Марья не раз говорит своему брату, князю Андрею, что он когда – нибудь поймет выражение, “счастье прощать”. И он, повидавший много, переживший счастье и горе, знакомый со всеми великими идеями века, — поймет, что права была его сестра, которая проживает жизнь в захолустье и которая, боясь отца, разучивает сложные науки и плачет над задачами по геометрии. Он находит в себе силы простить Анатоля и Наташу. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Князь Андрей и сам очень проницателен. Он предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она понимает, что дорога каждая минута и, не задумавшись, пошла в трудную дорогу из Воронежа в Ярославль по лесам. И автор, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась в Анатоле. Но ошибка эта другого рода, чем ошибка Наташи. Наташей движут ее чувствства. Княжной Марьей движет Вера. Поэтому она не имеет права на ошибку. Она все принимает как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу.

Марья Болконская очень умна, но она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, и не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая внутреннюю красоту.

Несмотря на то, что Марья и Наташа разные, они крепко сдружились в конце романа, хотя в начале романа их отношения не сложились. Наташа видела в ней препятствие, которое мешало их браку с князем Андреем. Марья же, видела в Наташе типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, пользовавшуюся интересом у мужчин.

Их сближает страшное горе – смерть Андрея Болконского. Он много значил для них обеих, поэтому они испытывают схожие чувства у постели умирающего Андрея.

Союз Марьи и Николая – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу тепла и уюта, одухотворенно действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть по-другому. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова – центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип — жена писателя. Сам Толстой признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

Мы не можем сказать, что она умна. Лев Николаевич показывает ее чувственную сторону, ее интуитивная чуткость; поэтому она необыкновенно музыкальна, обладает красивым голосом, отзывчива и непосредственна. В ее характере есть внутренняя сила, стержень.

Толстой показывает нам рост своего персонажа. Впервые мы видим ее еще девочкой, вбегающей в комнату, счастливым и радостным лицом. Этот чистый ребенок не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не сдерживает себя, поступает чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована.

Она сразу влюбляется в Б. Друбецкого. Наташа уверена, что будет ждать исполнения шестнадцати лет и выйдет за него замуж.. Эта любовь для Наташи просто развлечение.

В начале романа Толстой называет ее «гадким утенком», который на протяжении романа превращается в «прекрасного лебедя». По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную и обаятельную девушку. Она проницательна, по ее поступкам мы ближе узнаем о других героях романа. Она способна на самопожертвование. Доказывает свою любовь и дружбу Соне, помогает раненым солдатам, отдавая им подводы, ухаживает за умирающим Андреем, спасает мать после смерти Пети Ростова.

Но также Наташа может быть и эгоисткой, но ее эгоизм отличается от эгоизма Элен Курагиной. Ее эгоизм диктуется инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает долгой разлуки и увлекается Анатолем Курагиным. Но после случайной встречи в Мытищах с раненым Андреем, она признает свою вину и получает возможность ее искупления. Она снова готова к жизни. После смерти Андрея, она становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого. В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа.

В эпилоге автор высказывает нам свое мнение об истинном женском счастье, “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”.

Она как часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

(Элен Безухова, княгиня Друбецкая , А.П. Шерер)

Идеального человека нет. В человеке совмещаются как положительные, так и отрицательные стороны его характера. Редко баланс хорошего и плохого уравнивается.

В большинстве случаев, познакомившись с человеком, мы не думаем о его душе, а замечаем его привлекательную внешность. Но за красотой может скрываться настоящее уродство души человека. И Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина — красивая женщина, ею восторгаются, ее хвалят, в нее влюбляются. Элен ухаживает за собой, всегда в центре внимания. Писатель подчеркивает, что она хочет как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен всегда удается достичь своей цели. Она решила выйти замуж за Пьера, и сделала все, чтоб этого добиться. Курагина хладнокровно добивается своей цели путем обмана. В этом поступке мы видим ее изнутри. Несмотря на скорый разрыв с Пьером, она осталась при богатстве, о котором мечтала.

Для этого она выбирает самый простой способ – цинизм и расчетливость В Элен влюблялись, но никто ее не любил по-настоящему. Она – как красивая картина, на которую можно смотреть и которой можно восхищаться, но никто не видит в ней живого человека.

Также можно выделить и Анну Павловну Шерер. Мы знакомимся с ней на первых страницах романа. Ее основная черта – это статичность. “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться”. – в описании героини мы видим иронию.

Анна Павловна — приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица». Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Для Толстого женщина – это, прежде всего, мать , хранительница семейного очага. У светской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она – «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света – это княгиня Анна Друбецкая. С ней мы тоже знакомимся в салоне А.П. Шерер, когда она просит за своего сына Бориса. Затем мы видим, как она просит деньги у графини Ростовой. Это абсолютно беспринципная женщина, для нее главное – деньги и положение в обществе, ради всего этого она готова идти на любое унижение. Именно поэтому она женит своего сына Бориса на богатой, но глупой и самовлюбленной Жюли Карагиной.

В доме А.П. Шерер все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Все это общество рассуждает о патриотизме, политики, а на самом деле, им глубоко безразлично все. Они беспокоятся только о себе, о своем положении, о своей карьере. Толстой срывает с них маски, показывая нам уродство их души. В них нет ни простоты, ни доброты, ни любви. Все лицемерно.

Л. Н. Толстой – тонкий психолог, он показывает нам жизнь, как она есть. Без фальши и лжи. Для него образ женщины, прежде всего – это мать. Материнство и семья – вот то, что главное должно быть у женщины.

Изучив характеристику женских образов, я классифицировала их на две группы:

Матери – хранительницы семейного очага. Сюда я включила княжну Марью Болконскую и Наташу Ростову. Потому что, это две героини, которые на протяжении всего романа сохраняют верность самим себе. Да, они ошибаются, но признают свои ошибки и исправляют их. Они похожи между собой тем, что живут не только ради себя, но и для других. Во время войны, они, не задумываясь, идут на самопожертвования.

Единственное их отличие в том, что княжна Марья живет в веря в бога, а Наташа Ростова живет сердцем. В конце романа Л. Н. Толстой, показывает нам счастливых женщин – матерей, заслуживших свое счастье.

Светские дамы. Сюда я включила Элен Курагину – Безухову, Анну Павловну Шерер и княгиню Друбецкую. Это лицемерные женщины. Они живут только ради себя, в них нет ничего святого. Ради достижения своих целей, они, не задумываясь, перешагивают через людей, играют чувствами других. И каждый из них получает по заслугам. Анна Павловна обречена на одиночество, Элен умирает в расцвете сил.

Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого, любить и быть любимыми.

1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: [юбилейное издание 1828 – 1928]: В 90 т. Серия 1: Произведения. Т. 9 – 12: Война и мир. – М.: Гослитиздат, 1953.

2. Аникин Г.В. Национальный характер юмора и иронии в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Уч. зап. Уральского ун-та им. А.М. Горького. – Свердловск, 1961. – Вып. 40. – С. 23 – 32.

Ссылка на основную публикацию