Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение

Образ народного заступника Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение

Все творчество поэта отображает волновавшую его всегда тему о непростой доле русского народа. В поэме автор раскрывает несколько художественных образов, на примере которых он показывает желание обычных людей защитить своих земляков и дать им возможность поверить в счастливое будущее.

Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.

В первую очередь поэт делает акцент на описании внешности героя, представляя его худым, бледным, ширококостным юношей с рыжей огненной шевелюрой. Григорий рожден в семье церковного дьяка, доброго, но вечного пьяного, жившего хуже обнищавших, захудалых крестьян, поэтому юноша на себе испытал нелегкую судьбу русского человека в виде голода, непосильного труда и беспросветного пьянства.

Рано потеряв любимую мать, скончавшуюся от тяжелого труда, Гриша приходит к убеждению, что жизнь необходимо посвятить служению своему народу, несмотря на его убогость и бедность.

Характерные черты образа Добросклонова поэт иллюстрирует через песнопения юноши, каждое из которых отображает человеческую боль, душевные страдания, людские слезы и мольбы, но и имеет мотив надежды на изменение жизни в лучшую сторону.

По мнению автора, Гриша Добросклонов является прототипом будущих революционеров, которые призывают крестьян бороться за свои права. Герой поэмы мечтает в ближайшее время получить столичное образование, а в настоящий момент помогает простому люду понять государственные правила и законы, пытается научить крестьян основам грамоты и письма, разъясняя им правила заполнения прошений, ходатайств.

Григорий четко понимает политическую ситуацию в стране, где процветает невежество, унижение простых людей, рабство крепостных крестьян. Добросклонов отчетливо видит несправедливое отношение самодержавной власти к своему народу, используя в своих песнях слова, в которых проявляется его личная боль за родную землю.

Автор убежден, что судьба народного заступника нелегка и чревата большими неприятностями, поскольку в тот исторический период времени его может ждать в будущем лишь народная слава, чахоточная болезнь и дальнейшая ссылка в сибирские рудники. Но ощущение единения с народом даже в отсутствии личного счастья – это, с точки зрения поэта, радость правды великой, ради которой и живет Гриша Добросклонов.

Образ Гриши Добросклонова

Можно ли сказать, что классические произведения ушли в прошлое и нет в них проблем, которые волнуют нас сейчас? Конечно,нет. Время идет, а актуальность проблем не стареет. Пока человек жив ему нужны деньги, пока человек растет ему нужно образование. А на вопрос что необходимо для счастья искали и до сих пор ищут люди всех поколений. Пытается дать ответ на этот вопрос и Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Обычные деревенские мужики в поисках правды на ответ «кому живется вольготно на Руси?» знакомятся с представителями разных слоев населения (поп, помещик, простой крестьянин). И никто из них не может сказать, что они живут счастливо.

На фоне всех героев выделяется Гриша Добросклонов. Его мужики встречают последним. Сын дьякона Тимофея Гриша рано потерял маму, которая очень любила своих сыновей и была заботливой хозяйкой. Несмотря на тяжелое финансовое положение, семья Добросклоновых стремилась дать образование своим детям. Мама не боялась труда и хотела изменить материальное положение семьи. Здоровье ее подвело и Гриша остался без нее.

Жизнь стала еще беднее, кушать практически было нечего. Односельчане кормили мальчиков. А те в благодарность за заботу старались взяться за любую работу и помочь крестьянам. Он с самого раннего возраста полюбил простых людей за их тяжкий труд доброту.

Поступив на обучение в семинарию, Гриша несмотря на голод и холод, твердо поставил перед собой цель окончить ее, а далее поступить в университете. И читатель не сомневается, что так и будет.

Как и других своих героев в поэме Н.А.Некрасов не найдешь описания Григоря Добросклонова. Лишь по отдельным строчкам вырисовывается портрет мужчины с худым лицом, но при этом с широкой костью, за которой и скрывается огромное человеческое сердце. Сама фамилия героя говорит, об отношении автора к нему. Он любит Григория и считает его человеком, который сможет помочь своему народу в борьбе за счастье. Для него не существует личного благосостояния, он будет счастлив лишь когда будут богатыми и сытыми все люди Руси. В его стремлении просматриваются революционные идеи, он полон решимости любыми путями добиться счастья для всех людей. Именно такие люди живут хорошо, несмотря на отсутствие денег и материальных благ.

Образ Гриши Добросклонова интересен и в наше время. Его пример показывает, что только целеустремленные личности могут добиться почета и уважения в обществе.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика Гриши Добросклонова

Популярные сегодня темы

Жилин и Костылин попадают в плен к татарам. Оба они офицеры служащие на Кавказе. С самого начала Костылин показывает себя как трусливую личность, бросая в трудную минуту товарища

Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.

Иуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа.

Михаил Юрьевич Лермонтов создал уйму гениальных произведений, которые увековечили его имя в русской литературе. Он писал пробирающие до глубины души стихотворения, глубокомысленные рассказы и повести

Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Читайте также:  Григорий Мелехов и Аксинья Астахова в романе Тихий Дон сочинение

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

Следующая песня Гриши – о бурлаке – усиливает впечатление от первой, детально изображая судьбу честного труженика, спускающего в кабаке «честно нажитые гроши». От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Есть два пути, – так считает Гриша, – один из них широкий, торный, но по нему идет жадная до соблазнов толпа. Там идет вечная борьба за «блага бренные». Именно по ней, к сожалению, направляются вначале и странники-главные герои поэмы. Они видят счастье в сугубо практичных вещах: богатстве, почете и власти. Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была создана Н.А.Некрасовым после отмены крепостного права, поэтому основная тема произведения посвящена жизни русского народа после реформы, которую все так ждали. «Но принесла ли долгожданная свобода счастье?» – пожалуй, главный вопрос обсуждаемый в поэме.

На фоне семерых героев поэмы особенно ярко автором выделяется образ Гриши Добросклонова – молодого парня, рожденного в очень бедной семье. Отец Гриши был бездельником и увиливал от любой работы, а мать была тяжело больна. После её смерти его любовь к матери в какой – то мере стала проявляться любовью к Родине. Несмотря на то, что семья порой голодала и юность Гриши прошла в очень тяжелой обстановке это не ожесточило его, а наоборот сблизило с простым народом. В отличие от своего отца Гриша вырос трудолюбивым и вопреки всем невзгодам и лишениям остался честным и справедливым человеком, готовым всегда встать на защиту народа.

Гриша Добросклонов – борец за справедливость, который свято верит, что в скором времени все на Руси будут жить хорошо. На первом месте у него было всеобщее благополучие, а не личная выгода и ради этого благополучия он был готов идти до конца и если было бы нужно даже пожертвовать собственной жизнью. Он всячески пытается поднять боевой дух народа, в том числе и с помощью песен.

Гриша повествует читателю о двух дорогах, которые могут привести к счастью, одна из которых ведет к счастью материальному, а другая к духовному. Он выбирает для себя сложный путь, пытаясь добиться счастья для всех. Он встречает на своем пути множество единомышленников и это придает ему еще большую уверенности в успехе. Но в конце этого пути его самого ожидает вовсе не счастье, а чахотка и ссылка в Сибирь. Но несмотря на всё через что Грише приходится пройти в жизни, Некрасов именно его описывает как героя, которому на Руси живется хорошо.

В отличие от богачей чьё богатство измеряется в золоте и деньгах, но всё равно не делает их счастливыми, богатство Гриши заключается в его душевности, любви к народу и вере в светлое будущее. Даже фамилия героя – Добросклонов говорит сама за себя, характеризуя его как человека склонного к доброте. Исходя из этого становится понятно, что автор делает акцент на том, что главное богатство человека во все времена – это его душа, нравственность и самопожертвование. Автор верит, что персонаж Гриши Добросклонова для многих послужит примером для подражания.

Сочинение 2

Гришу Добросклонова показывают читателю еще в эпилоге, и его дальнейшая роль в произведении весьма значима. Его характеристика со стороны автора – попытка показать, как через боль и страдания можно по-прежнему оставаться светлым и позитивным человеком. Григорий родился в семье бедного дьяка и рос в маленьком домике с двумя комнатами. В хозяйстве почти ничего не было, даже скота. Матери герой лишился очень рано, однако она успела дать ему основную мечту жизни – помогать родным и делать блага для своей земли. Отец отправляет сына на учебу в семинарию, так как в те времена было так заведено. Автор применяет мрачные и темные эпитеты для описания того учебного заведения, так как он считал, что в произведении должна быть описана реальность, какой бы суровой она не была.

Однако герой не сдался, он решим и настроен получить образование любым путем: просыпается он рано и бывает допоздна читает нужную ему литературу. Мечтами героя является помощь людям и делание благ для своей земли. Он считает, что творчество, в частности песни, крайне важны для того, чтобы поддерживать позитивное настроение в жизни человека и помогать ему в трудных ситуациях. С их помощью он помогает крестьянам понять то, что и у них есть собственные права, которые они могут использовать для улучшения существования.

Читайте также:  Сочинение Любовь в повести Ася Тургенева

Гриша является, пожалуй, самым патриотичным молодым человеком в произведении. Он настроен революционно, жаждая изменить и исправить все недочеты, которых не счесть. Такие люди, как он, в будущем будут менять все элементы системы государства для того, чтобы люди жили лучше. Ему суждено вершить великие дела и вписать свое имя в историю. Он считает, что в жизни человека стоит выбор, состоящий из двух путей. Первый, по его мнению, ведет к славе и материальному богатству. Для его достижения человек должен получить хорошее образование и много работать. Второй путь, как считает Григорий, приведет человека к пониманию вещей духовных, что позволит ему постичь понятия гуманизма и благодетели. Также, он думает, что грандиозная работа над собой позволит человеку обрести элементы этих двух путей, однако в приоритете стоит второй путь, так как владение богатством материальным не даст человеку пользы без осознания духовного пути.

Герой действительно несет позитивный настрой, чтобы показать на собственном примере то, что даже в мрачные и тяжелые периоды нужно оставаться человеком и думать о других. Живя в тяжелых условиях, он как никто другой понимает беды крестьян и хочет изменений для своей страны.

Образ Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Популярные сочинения

Настала долгожданная пора, пора, когда день короткий, а ночь длинная, пора чудес и волшебства. Зима – одна из самых обворожительных времен года. Это время надежды, время

Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями

В наше время существует множество различных профессий. Но для того что бы выбрать ту единственную, необходимо в первую очередь разобраться в себе. Ведь не каждая высокооплачиваемая профессия может подходить вам.

Гриша Добросклонов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание

Гриша Добросклонов.
Иллюстрация В. Нагаева

Григорий Добросклонов является одним из самых ярких и запоминающихся персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.

В этой статье представлен образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание героя в цитатах.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах

Гриша Добросклонов является сыном дьячка Трифона:
“. за ними слышится / Дьячково слово; сын его / Григорий, крестник старосты, / Подходит к землякам. ” (дьячок – низший разряд церковнослужителей)

Семья Гриши живет очень бедно:
“. Беднее захудалого / Последнего крестьянина / Жил Трифон. Две каморочки: / Одна с дымящей печкою, / Другая в сажень – летняя, / И вся тут недолга; / Коровы нет, лошадки нет, / Была собака Зудушка, / Был кот – и те ушли. ”

Возраст Гриши, вероятно, более 15 лет. Он является юношей, мальчиком:
“. Как сжалось сердце мальчика. ”
“. Взгрустнулось крепко юноше. ”
“. и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Кому отдаст всю жизнь свою. “

О внешности Гриши Добросклонова известно мало:
“. У Гриши – кость широкая, / Но сильно исхудалое / Лицо – их недокармливал / Хапуга-эконом. “

Гриша учится в духовной семинарии:
“. Григорий в семинарии. “

Гриша – умный и образованный юноша. Он хочет поступать в университет в Москве:
“. Дьячок рыдал над Гришею: / «Создаст же Бог головушку! / Недаром порывается / В Москву, в новорситет!»..”

В семинарии Гриша живет в суровых условиях, голодает и мерзнет:
“. в семинарии, / Где было темно, холодно, / Угрюмо, строго, голодно. ”
“. Григорий в семинарии / В час ночи просыпается / И уж потом до солнышка / Не спит – ждет жадно ситника, / Который выдавался им / Со сбитнем по утрам. ”
“. их недокармливал / Хапуга-эконом. “

Мать Гриши умерла рано. Она очень любила сына:
“. Его хозяйка Домнушка / Была куда заботлива, / Зато и долговечности / Бог не дал ей. Покойница / Всю жизнь о соли думала. ”
“. Баюкала ли Гришеньку, / Любимого сынка. ”

“. Дьячок хвалился детками, / А чем они питаются — / И думать позабыл. / Он сам был вечно голоден. “

Крестьяне дают Грише и его брату еду. Взамен юноши помогают крестьянам в их делах:
“. Спасибо Власу-крестному / И прочим мужикам! / Платили им молодчики, / По мере сил, работою, / По их делишкам хлопоты / Справляли в городу. “

Гриша рассказывает крестьянам умные вещи. Крестьяне передают друг другу умные мысли Гриши:
“. Прослушал Гришу Пров Сказал победным голосом: / «Мотайте-ка на ус!»..”
“. Пошло, толпой подхвачено, / О крепи слово верное / Трепаться. “

Гриша – особенный человек. У него есть дар вести за собой людей:
“. Сынов своих, отмеченных / Печатью дара Божьего. ”
“. Как ни темна вахлачина, / Как ни забита барщиной / И рабством – и она, / Благословясь, поставила / В Григорье Добросклонове / Такого посланца…”

Гриша – искренний человек. Он говорит то, что у него на сердце:
“. Зардевшись, словно девушка, / Сказал из сердца самого / Григорий – и ушел. “

“. И долго Гриша берегом / Бродил, волнуясь, думая, / Покуда песней новою / Не утолил натруженной, / Горящей головы. “

Гриша мечтает о том, чтобы крестьяне жили хорошо:
“. Не надо мне ни серебра, / Ни золота, а дай Господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси. “

Гриша готов отдать свою жизнь за счастливую жизнь крестьян:
“. Певал – тужил о матушке / И обо всей вахлачине, / Кормилице своей. / И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, – и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет. “

Гриша сочиняет новую песню для крестьян. Он хочет, чтобы новая, оптимистичная песня заменила крестьянам их грустные песни вроде “Голодной”:
“..«Удалась мне песенка! – молвил Гриша, прыгая. — / Горячо сказалася правда в ней великая! / Вахлачков я выучу петь ее – не всё же им / Петь свою «Голодную»…Помогай, о Боже, им. “

Гриша надеется, что новая песня поднимет дух крестьян и поможет им изменить свою жизнь:
“. Как с игры да с беганья щеки разгораются, / Так с хорошей песенки духом поднимаются / Бедные, забитые. » Прочитав торжественно / Брату песню новую (брат сказал: / «Божественно!»)..”

Песня “Русь” Гриши Добросклонова – это гимн о народном счастье:
“. Слышал он в груди своей силы необъятные, / Услаждали слух его звуки благодатные, / Звуки лучезарные гимна благородного — / Пел он воплощение счастия народного. “

Это был цитатный образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий – сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

Читайте также:  Сочинение по произведению Пиковая дама Пушкина

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

тяжелый непосильный труд;

разгул пьянства среди мужиков;

страшная нищета и голод;

жадность и лень барства;

невежественность простого народа.

Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

Прототип Гриши

Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

одаренность и талант.

Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

Выбор героя

Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, – с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

«Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» – гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

Гриша Добросклонов образ и характеристика

Гриша Добросклонов образ и характеристика с планом:
План:

  • Общая характеристика
  • Внешность и характер
  • История жизни
  • Мировоззрение
  • Значение образа

1. Общая характеристика

Гриша Добросклонов – один из героев поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Это семинарист, сын приходского дьяка Трифона. Гриша впервые появляется в главе “Пир на весь мир”. Ему целиком посвящен “Эпилог” поэмы.
По мнению большинства критиков, прототипом этого персонажа был известный литературный критик – Н. А Добролюбов.

2. Внешность и характер

Григорий еще очень молод. У него “кость широкая”, но “лицо худое, бледное//И волос тонкий, вьющийся”.
Гриша – добрый и отзывчивый юноша. Свои знания он хочет использовать для облегчения участи односельчан. Вместе с братом Саввой Григорий пишет за крестьян письма, разъясняет им запутанные пункты реформы об отмене крепостного права, помогает в тяжелой работе.

3. История жизни

Гриша с раннего детства узнал, что такое нужда. Его отец жил “беднее. последнего крестьянина”. Вся семья постоянно голодала. Автор подчеркивает бедственное положение Добросклоновых тем, что дом покинули даже домашние животные: “Была собака Зудушка,//Был кот – и те ушли”.
Умному и талантливому Грише учеба в семинарии дается очень легко. Он с жадностью поглощает новые знания, мечтая применить их на практике. Юноша по-прежнему недоедает из-за жадности “хапуги-эконома”. Гриша очень рано начинает сам зарабатывать на кусок хлеба, поэтому с большим уважением относится к нелегкому крестьянскому труду.

Мать Григория, благодаря помощи односельчан, смогла вырастить двух сыновей, но сама, не выдержав тяжелой жизни, умерла. О ней Гриша хранит самые теплые воспоминания.

4. Мировоззрение

В возрасте пятнадцати лет в сознании Григория образы матери и Родины сливаются воедино. Он ставит перед собой главную цель в жизни: всеми силами добивать того, чтобы “каждому крестьянину//Жилось вольготно-весело”.

Добросклонов видит перед собой две дороги. Одна – широкая и просторная, по которой на протяжении веков идет огромная толпа рабов. Среди этого скопища людей ведется непрекращающаяся “бесчеловечная вражда-война”.

По второму, тесному и извилистому пути идут “лишь души сильные”, которые готовы принести себя в жертву страдающему народу. Именно этот путь выбирает для себя Гриша. Он понимает, что, скорее всего, разделит горькую участь многих других “народных заступников”: “Немало Русь уж выслала. Немало их оплакала”).

4. Значение образа

Гриша Добросклонов олицетворяет собой пробудившееся в народе гражданское самосознание. В сочиненных им песнях жалость к “убогой Матушке-Руси” сочетается с гордостью за могучую “силу народную”, которая очень скоро громко заявит о себе. В образе Григория Некрасов выражает убеждения представителей революционно-демократического лагеря.

Гриша является самым значимым персонажем всей поэмы. Его можно назвать тем “счастливчиком”, которого безуспешно разыскивают семь странников. Счастье Добросклонова основано не на личном благе, а на беззаветном служении всему народу.

Григорий твердо убежден в том, что страдающее веками крестьянство достигнет светлого будущего. В этом ему помогут лучшие качества национального характера: вера в добро и справедливость, трудолюбие, народная мудрость.

В образе Гриши Добросклонова, который посвящает свою жизнь заступничеству за всех страдающих людей, Некрасов представил тип молодого революционера. Для поэта было особенно важно, что такой человек вышел из простой среды, не понаслышке знает о всех народных бедах. Само появление честных и умных “народных заступников” свидетельствует о том, что чудовищная несправедливость изжила себя и должна смениться равенством для всех сословий населения России.

Ссылка на основную публикацию