Образ и характеристика Кирибеевича в поэме Песня про царя Ивана Васильевича… Лермонтова

Образ опричника Кирибеевича в поэме Песня про царя Ивана Васильевича (характеристика)

В творчестве М. Ю. Лермонтова каждый найдет произведение, которое побуждает к серьезным размышлениям. Глубокое впечатление произвело на меня повествование о купце Калашникове, которое заостряет внимание читателя на проблеме чести. К ней обращались практически все писатели.

Одной из ключевых фигур «Песни…» является образ царского опричника Кирибеевича. Он описан достаточно подробно. От внимания автора не ускользает ни внешность, ни характер, угадываемый через его поступки.

Внешность. Молодой опричник очень хорош собой. «Широкая грудь», «богатырские плечи», головушка, в которой засела «дума крепкая» – все эти детали портрета делают привлекательным его образ. Однако о чем же думает Кирибеевич, какая мысль не дает ему покоя, не позволяет во время царского пира радоваться вместе со всеми?

Вспыхнувшее чувство к Алене Дмитриевне затуманивает его разум. Он признается царю в том, что полюбил он «красну девушку», дочь купеческую, которая на него не смотрит. Царь подбадривает любимого воина, обещает помочь ему. И действительно, царь проявляет щедрость, вручая опричнику перстень с дорогим камнем и жемчужное ожерелье для Алены Дмитриевны. Он дает ему слово сыграть свадьбу, если Кирибеевич придется по душе Алене Дмитриевне.

Однако опричник скрыл от царя то, что избранница его замужем, в церкви венчанная.

Создается впечатление, что Кирибеевич не боится наказания за свои действия. Он идет в церковь, где была Алена Дмитриевна.

Дальнейшие действия характеризуют Кирибеевича как человека, которого не волнует мнение окружающих. Ему также безразлично, что скажут «соседушки» о его возлюбленной. Для него главное – добиться своего. Как говорится, для достижения цели все средства хороши.

Кирибеевич, несмотря на свою силу, красоту, приближенность к царю, не может не вызывать негодования. Претендовать на чужую жену – страшный грех. Но, похоже, он этого не опасается.

Смерть самоуверенного гордеца на Москве-реке во время кулачного боя воспринимается как заслуженное возмездие. Купец Калашников защитил честь и доброе имя жены ценой собственной жизни.

Жаль, что представитель царской силы оказался по ту сторону закона.

Вариант 2

В каждом произведении бывают и положительные, и отрицательные персонажи. Но сейчас пойдет речь об отрицательном персонаже, а именно о любимом опричнике царя Кирибеевиче, с котором мы познакомились в поэме Лермонтова. По началу к Кирибеевичу по его описанию можно отнестись с положительными эмоциями, так как автор рассказывает о нем, как об удалом бойце и вообще молодце. Опечаленный Кирибеевич, который сидел на пиру царя, никак не развлекался, с поникшей головой. Увидев это, царь поинтересовался у своего любимчика чем он так опечален. Он же рассказал об его безответной любви. Влюбился опричник очень сильно, да не раскрыл всей тайны царю. И тут же откроется истинное его лицо, да раскроется настоящий образ любимчика царя.

Почему же образ этого персонажа вызывает к себе неприязнь? Да все просто, из-за своего непристойного поведения. Так как он любимчик царя, а это означало, что тот всегда под защитит его в случае чего, поэтому Кирибеевич и мог вести себя почти как угодно, даже позволить себе целовать и ласкать замужнюю женщину. Но конечно же справедливость существует.

Кирибеевич был влюблен в женщину, которая была замужем, она и без него была счастлива в браке. Она любила своего мужа и больше ей никто не нужен был. И он совершил очень неприемлемый поступок, он приставал к замужней женщине, в которую влюблён на глазах у толпы. Тем самым он просто опозорил её, даже не думая о своём проступке. После чего мужу этой женщины, звали его Калашников, узнав об этом, пришлось вызвать опричника на бой, ведь на кону честь его жены и семьи.

Также во время боя Кирибеевич вел себя непристойно. Он пытался лишь как-то развеселить царя, ведя себя как клоун. Калашников же кланялся и проявлял уважением всем, кто присутствовал. Ведь он вышел не повеселиться, а отстоять честь, что и в итоге сделал. А Кирибеевич поплатился за свой поступок жизнью, тем самым и получив по заслугам. Да и во время боя можно было увидеть, что не такой он уж и умелый боец, каким его описывал автор.

В итоге немного даже жаль опричника Кирибеевича, из-за его безответной любви, да и то что умер он молодым. Конечно же в своей смерти он сам виноват, если бы он не позволял себе таких поступков, то может еще был бы жив. Да и доля царя во всем этом есть, который потакал во всем своим опричникам, будь немного жестче он, то не было таких последствий. Вывод хотел бы я сделать таким, то что справедливость есть всегда и в итоге по заслугам получают все, даже любимчики царя.

Характеристика Кирибеевича из песни про купца Калашникова 7 класс

Опричник Кирибеевич за свою долгую службу, смог заработать уважение и любовь царского рода, а именно царя. Это был человек привлекательной внешности, высокий, с широкими плечами, красивыми глазами, подтянутый. И кажется что у такого красавца, все да гладко. Но не тут, то было. В бою, он был несомненно человек с большой буквы, знающий себе цену и умеющий показать себя. Но, несмотря на все это, он становится отрицательным персонажем произведения. Кирибеевич, очень любит хвастаться, задирать нос и говорить о том, что без него здесь ничего не сдвинется с места, он главный и его мнение должно иметь вес и ставится в пример.

Прежде всего он гордится своей богатырской внешностью, которая по его мнению очень важна в сражениях, обладать значительной силой очень важно и ответственно. Он приводит множество аргументом в свою пользу. В произведении он обретает славу человека, который опорочил жизнь женщины и не желает это признавать.

Показывают он предстает как мужчина готовый на все ради родины и своего любимого царя. на протяжении чтения всего произведения, пролазит сквозь строки, идея о том, что Кирибеевич не готов и даже не собирается прислушиваться к замечаниям людей, которые его окружают. Люди, высшие чиновники, церковные представители для него никто, он считает, что прислуживать им всем является пустой тратой времени. Самое главное это царь. Его желания и прихоти стоят на первом месте.

После того проходит некоторое время и когда они с царем сидят за одним столом, едят одну еду и пьют одну воду, он рассказывает своему высочайшему владыке, о том что влюблен и хочет жениться. Царь, принимает решение его поддержать во всех его намерениях. Вот только не ведомо ему о том, кто она такая и том, что замужняя она дама. На следующее утро опричник, отправляется к своей возлюбленной. Он обещает ей горы золота и всевозможные богатства. Но после того, когда она соглашается он, целует ее посреди улицы и тем самым позорит ее на всю округу.

Чтобы восстановить ее и ее мужа честь он приглашает его на дуэль и говорит о том, что завтра там, наступит его конец. Но бой пройдет быстро, еще до его начала, муж женщины по фамилии Калашников, побеждает противника. Увидев это, царь принимает жесткое решение. Он казнит его. Но самое главное то, что ему все же удалось восстановить свою честь, и справиться с врагом. Таким образом, Калашников стал победителем и противопоставлением добра против зла.

4 вариант

Каждое произведение Лермонтова заставляет задуматься над тем, что он имеет и попытаться хотя бы что-то поменять в ней. Кроме этого нужно постоянно думать о том, что совершаешь и размышлять над этим. Но больше всего мне понравилось произведение «Повествование о купце Калашникове», здесь затрагиваются проблемы, которые связаны с отчизной. А немного позже об этом стали писать и другие авторы.

А вот про одного главного героя по фамилии Кирибеевич пойдет речь немного подробнее, чем о любом другом персонаже. Здесь будет подчеркиваться не только его внешность, но и характер, который проявляется после того как герой совершает подвиги.

Кирибеевич является красивым и привлекательным мужчиной. А ведь он является мечтой многих женщин, у него широкая и красивая грудь, могучие и широкие плечи, и благодаря этому собирается прекрасный образ мужчины. Вот только одного автор не описывает и этим является мысль. Они плотно сидят в его голове, он никому ничего не рассказывает, но и забыть про них он не мог. И поэтому они не дают ему покоя.

А немного позже он встретил Алену и практически сразу же влюбился в нее. И ничего с этим не мог поделать. Вот только девушке совершенно он не нравился, и всем своим видом она показывала это. Ее отец старался сделать все для того чтобы у его дочери было все что ей необходимо и даже немного больше. Отец старался подыскать для своей дочери достойный вариант для женитьбы. А тут Кирибеевич пожаловал к царю и высказал все, что очень давно скрывал. Царь был восхищен своим солдатом и обещал, что сделает все, что имеется в его силах и уговорит дочь обратить внимание на Кирибеевича. А поскольку дочь выбирает только богатых мужчин, то царь дарит солдату перстень и несколько украшений, которые он должен будет подарить своей избраннице.

Кирибеевич совершенно ничего не боится и поэтому идет на любые действия.

Немного погодя он становится совсем другим человеком, который полностью меняется. Теперь его не волнует мнение окружающих людей и делает только то, что нравится ему. Также его не волнует и то, что соседи скажут про его жену.

А помимо этого он встречается с другой женщиной и совершенно этого не стыдиться.

А тут еще нагрянуло сражение, которого он не должен пропустить. Сражение проходило на Москве реке и именно там он и остался навсегда лежать среди льда. Из всего этого можно сделать вывод о том, что главного героя наказал Бог. А ведь этого возмездия избежать никому не удастся.

Также читают:

Картинка к сочинению Кирибеевич в поэме Песня про царя Ивана Васильевича

Популярные сегодня темы

Михаил Юрьевич Лермонтов – известнейший во всем свете русский писатель и поэт 19 века. Его перу принадлежит большое количество произведений, остающихся актуальными и по сей день

Петр Иванович Добчинский – очень забавный персонаж. Чего стоит его разговор с губернаторшей, когда он ей объясняет, каким оказался ревизор. Анна Андреевна крестила ведь его детей

Самое дорогое, что есть у человека – время, в этом главная мысль «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. В 1964 году по мотивам пьесы для кукольного театра советский режиссёр Александр Птушко

Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, поразила меня своими работами. Я очень много знаю талантливых художников – мужчин, но женщину встречаю впервые. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. Автопортрет».

Образ и характеристика Кирибеевича в поэме Песня про царя Ивана Васильевича… Лермонтова

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

17. Образ Ивана Грозного в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

Иван Грозный – это очень противоречивая историческая фигура, изображенная рядом русских классиков. Одним из них был М. Ю. Лермонтов, отобразивший двойственность характера правителя в поэме «Песня про… купца Калашникова». Несмотря на то что царь описывается довольно скупо, тем не менее поэту удалось раскрыть его суть буквально в двух сценах.

Первый эпизод дается в самом начале произведения. При этом автор сразу же подчеркивает мрачность атмосферы царствования Ивана IV:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники.

И все это для того, чтобы читатель понял, что речь идет о жестоком тиране, при котором процветает произвол и беззаконие опричников. Поэт рисует довольно страшный образ царя: «брови черные”, “очи зоркие”, взгляд, как у ястреба. А его действия: «стукнул палкою» так, что «дубовый пол на полчетверти. железным пробил оконечником”! Также М. Ю. Лермонтов ярко подчеркивает одну деталь, которая придает персонажу достоверность. Из истории известно, что Иван Грозный видел измену и заговор буквально во всем. Вот и в поэме царь подозревает даже своего любимого опричника:

Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Но тут же государь раскрывает свою другую, более приятную сторону. Узнав, что слуга полюбил Алену Дмитриевну, он дает ему ценный дружеский совет:

Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Читайте также:  Народ в произведении Пушкина Капитанская дочка

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый,

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне:

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся.

Вторая встреча с царем происходит после победы Калашникова над Кирибеевичем. И вновь Иван IV предстает как довольно грозный человек. Разгневавшись на мужчину за то, что он убил его любимого опричника, герой приказывает «схватить удалова купца и привесть его пред лицо свое». И, невзирая на то, что Калашников честно победил, государь все ровно приказывает казнить героя, чтобы отомстить за смерть любимца. Сколько мстительности, сколько злости слышу вот в этих словах царя: «Я топор велю наточить-навострить. ». И вроде бы, кажется, что царь поступает не справедливо, но, с другой стороны, купец заслужил наказание: ведь он убил человека. Только дело тут совсем в другом: в случае победы Кирибеевича государь бы вел себя совсем по-другому. Не огромным ли пиром закончился бы этот бой?! И только в последний момент Иван Грозный смилуется над простым человеком, проявив некую жалость к Калашникову, пообещав купцу, позаботиться о благополучии его семьи: «молодую жену и сирот» из казны пожаловать да братьям разрешить «безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому» торговать.

Таким образом, Ивана IV Грозный предстает в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» как жестокий тиран, позволяющий своим слугам любые бесчинства. Недаром известный литературный критик В. Г. Белинский так резко, но, на мой взгляд, точно и метко, отзывался о данном персонаже: «Какая жестокая ирония, ужасный сарказм! И мертвый содрогнулся бы от него во гробе».

Поделись с другом в социальной сети

Кирибеевич – характеристика героя поэмы М.Ю. Лермонтова “Песнь про купца Калашникова”

Главные персонажи

В произведении есть главные и второстепенные герои. Они отличаются характером и поведением, отношением к окружающим. Но каждый из них играет свою роль в поэме. Основные персонажи:

  • царь Иван Васильевич;
  • Кирибеевич;
  • Степан Парамонович Калашников;
  • Алена Дмитревна;
  • братья купца;
  • соседи Калашникова.

Царь в поэме представлен своевольным и жестким человеком. Но при этом он справедливый и в меру щедрый. Иван Васильевич плохо разбирается в людях, доверяет льстецам и лжецам.

Кирибеевич — это слуга и опричник царя. Он самодоволен и хитер, не останавливается ни перед чем, если хочет добиться своих целей.

Купец Калашников — добрый и порядочный человек. Он хороший хозяин, верный и любящий муж, заботливый и внимательный отец. Его супруга Алена Дмитревна довольно набожная. Это очень красивая молодая женщина. Она соблюдает все традиции семьи и почитает своего мужа.

Братья Калашникова не отличаются от самого купца. Это добрые мужчины, способные отдать жизнь за честь своего рода. Они порядочные и честные. А их соседи, наоборот, трусливы и лицемерны. Когда Алена Дмитревна пострадала от домогательств, они даже не пытались ее спасти. Зато потом обвиняли женщину в непристойном поведении.

Краткое содержание

Перед описанием характера Кирибеевича лучше кратко ознакомиться с поэмой. В ней описывается противостояние купца и опричника из-за супруги первого. Произведение состоит из трех глав:

  • первая — Кирибеевич рассказывает царю о своей любви к Алене Дмитревне;
  • вторая — оскорбление женщины опричником;
  • третья — сражение соперников.

После смерти Василия править начал его сын Иван. В Кремлевских палатах состоялся пир, на котором правитель находился в окружении своих приближенных. На фоне веселых товарищей выделяется опричник Кирибеевич — он печален и отказывается пить.

Царь это заметил и поинтересовался у своего любимца, что его тревожит. Он готов избавить слугу от тоски любыми способами. Кирибеевич признался, что страдает от неразделенной любви к Алене Дмитревне — молодой красавице. Иван Васильевич подарил опричнику яхонтовый перстень и жемчужное ожерелье, чтобы он посватался к девушке. Только Кирибеевич не признался царю, что женщина уже замужем.

Степан Калашников обычно удачно ведет дела, но в этот день у него не задалась торговля, а также возникли проблемы дома. Его супруга не вернулась после вечерней службы в церкви. Купец не может успокоить детей, которые плачут без матери. Но тут Алена вошла в дом, поразив мужа своим видом — растрепанные косы, неприкрытая голова, бледное лицо.

Калашников сразу заподозрил супругу в измене и обвинил ее в неверности. На что девушка рассказала ему о домогательствах Кирибеевича. Опричник пытался засыпать ее подарками и поцеловать на виду у соседей, чем опозорил женщину. Алена попросила мужа отстоять ее честь, ведь сама она сирота, у нее остался только младший брат.

Калашников разозлился на царского любимца и собрал своих братьев. Он решил одолеть противника в кулачном бою. А если не сможет стать победителем, то его родственники постоят за честь жены. Братья купца пообещали ему выполнить просьбу, так как уважали его — старший Степан стал главой семьи после смерти отца.

У Москвы-реки проходили кулачные бои. Здесь Калашников вызвал Кирибеевича. Оба противника были сильными. Первым ударил купца в грудь опричник, но в ответ получил ранение в висок. Царь разгневался, так как Степан убил его верного слугу. Он пытался допросить Калашникова, но он не признался в истинных причинах своего гнева. Иван Васильевич казнил купца на площади, но перед этим пообещал помиловать его семью.

Внешний вид опричника

Кирибеевич — царский опричник, и внешность у него соответствующая. Это рослый и крепкий мужчина: «опустил головушку на широку грудь». У служивого темные глаза и густые брови, кудрявые волосы. По традиции того времени он носит усы. За приятной внешностью опричника скрывается буйство и коварство — у него дерзкий и острый взгляд.

Царский любимец — богатый человек, он одевается не хуже придворных бояр. Кирибеевич носит парчовый кафтан, бархатную шапку, подбитую черным собольим мехом, подпоясывается шелковым кушачком. У него крепкий дорогой конь, острая начищенная сабля.

Опричник влюбился в Алену Дмитревну и считал себя вправе ухаживать за ней. Он подождал женщину у церкви после вечерней службы и начал к ней приставать. А целуя ее, он обещал подарить жемчуга и золото, драгоценные камни и цветную парчу. Кирибеевич сказал своей любимой, что нарядов ей надарит таких, какие не хуже царских будут. Это также говорит о его богатстве и любви к дорогим вещам.

Характер героя

Кирибеевич имеет благородное происхождение. Скорее всего, будущий опричник получил хорошее образование. Он любимец царя, ведет себя достойным образом. Чтобы постоянно находиться при дворе, воин должен знать все обычаи и соблюдать порядки.

Его социальное положение завидное — красивый и богатый опричник, приближенный царя. На него обращают внимание все красавицы, кроме замужней Алены Дмитревны. Но на самом деле это не такой простой человек, как кажется.

Психологический портрет Кирибеевича неоднозначный. Основные черты опричника:

  • хитрость;
  • учтивость;
  • коварность;
  • выносливость;
  • трусоватость.

Насколько бы опричник ни был предан царю, он не смог сказать ему всю правду. Он пытался обмануть Ивана Васильевича, с его разрешения хотел соблазнить Алену. Но Кирибеевич не рассказал, что девушка уже обвенчана. При этом он выражает учтивость царю — просит отпустить его в вольное войско, не принуждать и дальше служить во дворце.

Почему он так поступил, понять легко — красота женщины заставила его забыть о приличиях. Опричник коварен, ради соблазнения Алены он готов даже на преступление. В любое время домогательство замужней девушки — подлый и бесчестный поступок.

Но есть разные качества в Кирибеевиче, что привлекают и отталкивают читателя. Как безумно влюбленный человек он не вызывает сочувствия. А в роли воина он предстает серьезным и выносливым, бесстрашным человеком. Хотя перед боем с купцом он выказал трусость — боялся драться с мужем оскорбленной им женщины, хотя и хвастался своей силой и мощью.

Особенности поведения

Кирибеевича растили так, чтобы он мог всю жизнь провести при дворе. В сравнении с другими опричниками он быстро нашел подход к царю. Воин умел вовремя замолчать и заговорить, когда его спросят. Он знал, что не стоит гневить Ивана Васильевича, потому не всегда рассказывал ему правду. Но своими печалями с правителем Кирибеевич делился. Так он давал понять, что полностью доверяет царю.

Среди товарищей опричник выделяется. Правитель любит его больше других. Он готов сделать все, чтобы его воин не печалился. Остальные солдаты по-разному относятся к Кирибеевичу. Одни уважают его за бесстрашие в бою и умение вести себя, другие завидуют его положению и богатству.

Среди сотен красавиц, которые засматриваются на опричника, он выбрал замужнюю женщину, супругу купца Калашникова. Его задело, что девушка совершенно не обращает на него внимания. Для Кирибеевича она стала идеалом будущей жены — красивой, кроткой, доброй, истинной христианкой. Но он не пытался узнать о чувствах самой Алены, только навязывал ей свое обожание. А однажды подстерег ее на улице и силой начал целовать, сманивал богатствами.

Сопоставительный анализ образа Кирибеевича и его противника в таблице:

ОпричникКалашников
Коварен в общении с окружающимиЧестный и открытый
Засматривается на чужих женВерный семьянин
Не интересуется чувствами АленыПоверил жене и решил защитить ее честь
Боится признавать свое преступлениеНе хочет говорить о позоре супруги

Даже перед боем воин не захотел признаться царю в том, что совратил замужнюю женщину. До самого конца он хвастался своей силой и обещал отправить соперника в могилу. Но когда увидел, что будет биться с купцом, побледнел. Он испугался, что Калашников расскажет правду Ивану Васильевичу. Но в бой опричник пошел без страха и первым нанес противнику мощный удар, хотя и принял смерть от его рук.

Роль в поэме

В произведении Лермонтова раскрыта тема человеческих взаимоотношений — верности, честности и предательства. Уже в первом эпизоде автор знакомит читателя с Кирибеевичем. Его роль в поэме первостепенная. Именно он является главным антагонистом, из-за него возникает семейный конфликт.

При сравнительном анализе двух противников становится понятно, что опричник поступает подобным образом не из-за своего коварства, а из-за неразделенной любви и самоуверенности. Его положение и богатство привлекают множество девушек-красавиц. Но Кирибеевичу интереснее добиться расположения той, которая не обращает на него внимания.

Опричник представлен как беспринципный человек. Он идет на все ради желаемого. Его не волнует мнение других, возможные проблемы и даже гнев царя, который может возникнуть, если правитель узнает о замужестве Алены Дмитревны.

Даже речь Кирибеевича характеризует его как человека, который не может совладать со своими эмоциями. Опричник готов лишиться жизни, лишь бы не думать о своей любимой. И перед купцом Калашниковым он на мгновение теряет самообладание.

Отношения с окружающими

В любом произведении каждый персонаж взаимодействует с другими независимо от их социального класса, возраста или пола. Так происходит и в «Песне про купца Калашникова». Опричник Кирибеевич общается с другими героями:

К царю воин относится с уважением, почитает правителя и доверяет ему свои мысли. Но всей правды он не говорит, чтобы не навлечь на себя гнев. Исправная служба помогает ему получать все, что захочется — от богатств и званий до любимой женщины. Опричник этим очень гордится и считает себя незаменимым в царской гвардии.

Алена Дмитревна для него — идеал красоты внешней и внутренней. Но с ее чувствами и мнением он не считается. Кирибеевич думает, что богатства и должности ему хватит, чтобы завоевать даже замужнюю женщину. Он говорит царю, что любит девушку, но на самом деле его задевает ее безразличие.

В то же время опричник не обращает внимания на супруга Алены. Он не понимает, какую обиду наносит Калашникову, как оскорбляет его семью. Кирибеевича интересуют только собственные чувства. Он готов разрушить счастливую семейную жизнь только ради одного поцелуя.

Из-за его действий могла пострадать Алена Дмитревна. Когда она поздно пришла домой, муж ожидал, что супруга начнет рассказывать нелепые сочинения о том, где была так долго. А женщина рассказала ему всю правду. И на поле боя опричник не захотел признать свою вину. Только на короткий миг он испугался, что о его действиях станет известно. Но затем Кирибеевич взял себя в руки и вступил в бой с противником.

Поэма Лермонтова рассказывает не только об отношениях любовного треугольника. Эта линия является всего лишь миниатюрой поведения разных сословий в государстве. Автор вложил в произведение более глубокий смысл. Он завуалировано описал деспотичность власти и своенравие царских приспешников.

Сочинение: Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.

В первой главе поэмы описывается царский пир:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.

На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить…

Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.

Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова»

Центральным героем «Песни…» М.Ю. Лермонтова является Иван Грозный. Его имя на первом месте в названии, да и первая фраза произведения – обращение к царю: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

В первой части мы присутствуем на пиру у Ивана Васильевича, гуляющего «в удовольствие свое», улыбающегося, щедрого. Сидит царь в золотом венце, вокруг стольники, бояре, князья, опричники. Но разгневался, нахмурил брови царь, палкой стукнул так, что пробил пол, когда увидел, что один из его опричников не радуется вместе с ним. Не радуешься с нами – значит, предаешь, завидуешь. Не может понять царь, чем может быть недоволен молодой человек.

Версии, выдвигаемые царем, характеризуют образ жизни опричника: испортилось платье, не хватает денег, сабля затупилась, конь захромал, в кулачном бою проиграл. Вот и все беды, которые могут быть, с точки зрения царя, у Кирибеевича. Узнав об истинной причине грусти, царь вновь смеется, дает перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное как дар любимой опричника. «Как полюбишься – празднуй свадебку, // Не полюбишься – не прогневайся».

Второй раз видим мы царя на кулачных боях на Москве-реке. Опять окружен он опричниками и боярами, цепь, натянутая по его приказу, из серебра и золота. По воле царя выкликают охотников: «Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит!»

В честном бою купец Калашников убивает опричника, мстя за жену свою, понимая, что за смерть верного слуги и лучшего бойца, его не наградят, а казнят. Царь обещает не оставить жену, детей и братьев Калашникова милостью. Своеобразно выразилась милость царя по отношению к казнимому купцу: «Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить…» Царь грозен, легко поддается гневу, легко прощает. Он и Кирибеевичу грозил смертью за неповиновение: «Когда всходит месяц – звезды радуются, // Что светлей им гулять по поднебесью; // А которая в тучку прячется, // Та стремглав на землю падает…» Царь щедр: жена, дети и братья Калашникова будут обеспечены. Он всего не знает, так как ни опричник, ни купец не говорят ему правды, но и казнит, не разбираясь.

В традиционной «славе» в финале песни нет имени царя, Лермонтов намеренно нарушает традицию.

«Песня про купца Калашникова»: неожиданные кульбиты творчества Лермонтова

Меню статьи:

Фольклор – это вечный источник вдохновения для многих художников, музыкантов и писателей. Впрочем, для Лермонтова такой прием обращения к фольклору довольно нестандартен: «Песня про купца Калашникова», пожалуй, является редким исключением. Интересующее нас здесь произведение классифицируется литературоведами как вид исторической поэмы. Год рождения «Песни…» – 1837-й, а вскоре – в 1838-м – произведение увидело свет, будучи представленным широкой публике. Этот текст включили в издание работ Лермонтова – сборник, который – единственный – опубликовали еще, когда поэт был жив. Писатель обращается к жестоким временам русской истории – в правлению царя, которого не зря прозвали Грозным. Итак, давайте посмотрим, что же вдохновило Лермонтова включить в сонм своих шедевров и этот пример народного эпоса.

Как создавалась «Песня…» и почему именно так

Нет, конечно, Лермонтов не принадлежал к популярному в то время движению исследователей или литераторов, интересовавшихся народной культурой. Последние любили путешествовать по сельским глубинкам, затерянным в глуши деревням, чтобы собирать и записывать примеры фольклора. Вероятно, на Лермонтова тоже косвенно повлияла эта тенденция, которая – на самом деле – пришла в Россию и Украину с Германии. Там новаторами в этой сфере стали романтики – движение «Бури и натиска». Русский писатель стилизовал свой текст под народное творчество. В основе «Песни…» – конечно сюжет из фольклора, который и положил начало для развития этой эпической поэмы. Этот сюжет рассказывает об Иване IV. Песни о грозном и жестоком царе слагались при жизни правителя, а позже – в разгар романтической увлеченности народным творчеством – были собраны, записаны и сохранены любителями фольклора.

Часто для специалистов в области литературного наследия Лермонтова «Песня» представляется чем-то, подводящим итоги заинтересованности автора русской народной культурой. Но это далеко не единственная причина уникальности анализируемого текста. Это единственный в своем роде пример такого жанра, который – как следствие – отразился на творчестве других литераторов. Но даже последователи Лермонтова не создали ничего похожего на «Песню…».

История написания текста

Вероятно, сам Лермонтов считал это произведение знаковым для себя, потому что «Песня…» удостоилась чести открывать сборник лермонтовских стихов. Тема, которую затрагивает писатель, касается быта и народных нравов, господствовавших при Иване Грозном. При этом поэт акцентирует на том, что мифология именует бинарными оппозициями, то есть на противостоянии добра и зла. Эти два вечных начала беспрестанно воюют друг с другом, однако добро не может существовать без зла, равно как и зло – без добра. Для воплощения своего замысла автор выбирает традиционную для этого жанра форму. Как мы уже говорили выше, жанр произведения литературоведы определяют как историческую поэту, стилизованную под фольклор.

То ли из-за актуальности, то ли из-за уникальности, но текст опубликовали очень быстро. Поэта выходить в издании, именованном «Литературными прибавлениями к “Русскому инвалиду”». Это год – 1838-й – период, последовавший за возвращением писателя из ссылки.

Когда Лермонтов вернулся, то печататься снова начал не сразу. Поэма, о которой идет речь, понравилась самому великому мэтру литературы, воспитателю императорских детей – Василию Жуковскому. Именно Василий Андреевич, добрая душа, замолвил словцо за произведение юного поэта-бунтаря.

Стихотворение Лермонтова “Смерть поэта” посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

При этом, сама поэма окутана неким туманом, потому что литературоведы высказывают несколько предположений о том, как, собственно, этот текст появился на свет.

Краевский, например, пишет, что русский гений написал строки «Песни…» просто потому, что скучал в ссылке. То есть кавказское «ничегонеделание» послужило причиной появления этого аутентичного произведения. Однако есть и другая версия: Лермонтова вдохновляли идеи, высказываемые Раевским. Последний приходился писателю родственником и был убежденным славянофилом, что вполне укладывалось в популярные тогда романтические тенденции. Но как бы там ни было, очевидно одно: источником материалов для поэмы послужили хроники, оставшиеся от периода правления Ивана IV. Большинство этих хроник пропитывались одним лейтмотивом – это несправедливость, которая царила в эту смутную и темную эпоху.

Кратко об основных сюжетных вехах произведения

Текст разделяется на главы, каждая из которых повествует об определенных моментах правления царя, а также описывает адекватную тем реалиям жизнь.

Содержание первой главы

Если у читателя хорошее воображение, то он вполне может представить XVI век, ведь именно сюда переносить Лермонтов адресата своих произведений. В это время в России правил царь, по праву заслуживший свое страшное имя. Речь идет об Иване Грозном. Все помнят пир из забавного советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь тоже перед глазами читателя разворачивается роскошное пиршество, правда без такого веселья, как нам показывает юмористическое кино. Царь изволит пировать вместе со своими соратниками. Среди приглашенных гостей выделяется один юноша. Это Кирибеевич. Смелый, буйный, рискованный опричник. Казалось бы, у молодого человека есть все поводы для радости, однако герой грустный и печальный. Царь заметил невеселое лицо своего гостя и поинтересовался, что же за причина лишила молодца улыбки. Причина оказалась простой, как Божий день. Это неразделенная любовь. Сердце молодого героя пленила красавица по имени Алена Дмитриевна. Ивану Васильевичу нравился Кирибеевич, а потому правитель захотел помочь юноше завоевать девушку. Царь дает опричнику драгоценности, поручая герою пойти и посвататься к красавице. Приняв перстень с ожерельем, Кирибеевич, тем не менее, скрыл от царя, что сватовство – это проблема, так как Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова.

Содержание второй главы

Купец Калашников, кстати, тоже молодых лет мужчина, который владеет собственной лавкой. Там герой проводит дни, занимаясь торговлей. Однажды, придя вечером домой, купец замечает, что супруга отсутствует (а час-то уже поздний!), ребятишки рыдают, потому что соскучились по матери. Калашников, конечно, разволновался. Но вот жена, наконец, вернулась. Лицо девушки побледнело, глаза выглядели замутненными, прическа растрепалась, а одежда вся была порвана. Несчастная и напуганная красавица, плача, рассказывает купцу, что же приключилось.

Алена Дмитриевна ходила в церковь и вот, уже на пути домой, встретила Кирибеевича. Молодой мужчина бросился к возлюбленной с поцелуями, с уговорами бросить мужа и уехать с ним, с Кирибеевичем. Вероятно, молодой человек также применил к девушке насилие – так можно понять из текста. Красавица рыдает, умоляя супруга, чтобы тот вступился за честь своей жены, потому что Кирибеевич посягнул на честь и на репутацию девушки.

Стихотворение “Дума” Михаила Лермонтова считается одним из самых сильнейших в творчестве писателя. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Калашников – мудрый человек, а потому, несмотря на гнев, природно охвативший нашего героя, купец все же рассудил разумно. Ночью Калашников позвал к себе домой родственников. Младшие братья купца пожаловали на зов Степана (так звали героя). Тогда Калашников поведал братьям о случившемся, о том, какой позор опричник нанес честной семье. К счастью, на завтра в городе планировались кулачные бои. И именно это мероприятие купец выбрал поводом, чтобы бросить опричнику вызов и таким образом вступиться за оскорбленную супругу. Однако мудрый купец понимает: Кирибеевич – сильный и лютый противник, и вполне вероятно, что победит. В этом случае Калашников перестраховался и попросил, чтобы братья продолжили начатое дело, отомстив за унижение Алены. Конечно, братья согласились выполнить просьбу родного им человека.

Содержание третьей главы

И вот наступило утро следующего дня, весь честной народ собрался в центре города, чтобы посмотреть зрелище кулачных боев. Мероприятие проводилось на берегу Москвы-реки. Посмотреть на шумное веселье приехал даже сам Иван Васильевич, взяв с собою свою неизменную свиту – бояр и опричников. Как и планировалось, Калашников бросает вызов обидчику своей жены. Отмщение получилось на удивление быстрым: купец наносить удар Кирибеевичу прямо по виску, от чего противник мгновенно погибает. Царь разгневался, ведь Кирибеевич – его любимец. Не зная сути ситуации, но желая разобраться в случившемся, Иван Васильевич вызвал купца к себе. Калашников показывает себя человеком благородным и честным. Герой сразу же признается в том, что, действительно, убил Кирибеевича, берет на себя вину, и говорит, что готов понести достойное наказание – смерть. Одна лишь просьба у купца: Калашникова беспокоит судьба жены и маленьких детей. Сможет ли царь позаботиться о семье, которая отныне лишается отца и кормильца? Иван Грозный дает слово, что позаботиться о семье купца. Братья же Калашникова с этого момента могут вести свободную торговлю на территории всей страны. Это обещание успокаивает героя, который после этого принимает смертную казнь. На этом поэма и заканчивается.

Несколько слов о героях произведения

Текст, безусловно, тяжелый и очень трагичный. Так что разбавим этот жуткий осадок немного сухими деталями, а именно: характеристикой центральных героев «Песни про купца Калашникова».

Образ Калашникова

  • героя зовут Степаном Парамоновичем Калашниковым;
  • автор описывает Степана статным, молодым, сильным и довольно привлекательным мужчиной;
  • вероятно, натура купца страстная, потому что писатель награждает своего персонажа «соколиными очами»;
  • при этом, Калашников, безусловно, умеет обуздывать свои страсти;
  • при описании боя с опричником, читатель видит, что плечи у купцы «могучие» и сам Калашников скорее напоминает богатыря;
  • купец – владелец лавки, в которой продаются различные товары;
  • судя по тому, что в доме у четы Калашниковых имелись слуги, герой – мужчина далеко не бедный и, возможно даже, зажиточный;
  • Калашников с женой и детьми проживают в высоком красивом доме, расположившемся на обратном берегу Москвы-реки;
  • характер у героя – «удалой» и «лихой»;
  • правда и справедливость – вот ценности, которыми руководствуется купец в своей жизни, за эти ценности, мужчина, собственно, и умирает;
  • жизнь «по господнему закону» представляет предмет гордости купца;
  • семья Калашниковых – верующая, религиозная и дружная;
  • в то же время, герой проявляет строгость и суровость в семейной жизни: супруга очень страшится злости и гнева мужа, и чтобы сохранить честь семьи, Калашников даже готов заточить Алену в доме;
  • лермонтовский герой описан человеком гордым и способным на месть за унижение и оскорбление достоинства и чести;
  • также для образа Калашникова характерны честность, прямота и смелость.

Образ Кирибеевича

  • прежде всего, это любимец Ивана Васильевича, который верно служит своему царю;
  • в бою – это удалой воин и смельчак, настоящий суровый опричник;
  • семья Кирибеевича – это линия Скуратовых, соратников Ивана IV: этот род славился особой жестокостью, которая, видимо, передалась и этому юноше;
  • страстная натура, дополненная кудрявой шевелюрой и глазами-угольками, хорошо выражает образ героя;
  • Кирибеевича писатель представляет удалым, буйным и удачливым молодцем, бойким и сильным богатырем;
  • однако кроме этого, Кирибеевичу характерна злоба (по мнению Калашникова) и гордыня, ведь юноша уверен с своей непобедимости;
  • опричник тоже весьма богат (наряжается в красивые и роскошные одежды, а в кармане у юноши звенят золотые монеты).

Образ Алены

  • девушка сама происходит из купеческой семьи, и несмотря на молодой возраст, уже замужем и имеет детей;
  • писатель называет героиню то «лебедушкой», то «голубушкой», из чего читателю ясно – Алена обладает невероятной красотой;
  • девушка покорно слушается своего мужа, очень боясь прогневить купца;
  • родители девушки умерли, из родных у Алены остался только брат – младше нашей героини;
  • несмотря на обещаний Кирибеевича искупать возлюбленную в золоте и драгоценных камнях, Алена – верная жена, а потому возвращается домой;
  • в итоге несчастная вдовеет, а о дальнейших событиях автор, к сожалению, умалчивает.

Образ Ивана Васильевича

  • во-первых, это грозный, суровый и жестокий правитель;
  • но, во-вторых, царь умеет ценить верных себе людей – соратников, воинов, за которых заступается и которым помогает;
  • Иван Васильевич мстит за нанесенные любимцам обиды, однако, узнав об истинной причине поступка купца, поступает мягче – обещает заботиться о вдове и детях приговоренного к смерти героя, то есть царю все же свойственно определенное понятие о справедливости – хотя бы частичной.

Ремарка о тематике «Песни…»

Конечно, выше мы уже достаточно сказали о сюжете и проблемах этого произведения, однако стоит отметить еще один важный момент. В наше время, когда особенную популярность приобретают разнообразные феминистические движения и теории, положение женщины – это предмет постоянных дискуссий. Что мы видим в этом тексте? С одной стороны, мужчины заступаются за честь обиженной женщины. Однако, с другой стороны, женщина похожа на разменный товар, или же просто на «козла отпущения», страдающего по непонятной причине. Кажется, что купец не всегда был справедлив с супруге, порой поступая излишне сурово. Также возмущает факт, что опричник так легко позволяет себе проявить насилие по отношению к замужней женщине.

Купец, как бы суров ни был с женой, все же мстит за Алену, отстаивает не только честь девушки, но и честь всей семьи. Автор даже аккуратно подмечает, что именно «божья помощь» позволяет Калашникову одержать победу в этом бою. То есть, эта победа – это проявление справедливости, ведь иначе Бог бы не помог герою, который неправ. Но есть еще и светские правила, нормы страшного закона, господствовавшего в то время. И по этим законам убийцу ждала смерть, какие бы причины не толкнули его на этот поступок. Поэтому читатель здесь сталкивается с очередной вариацией литературных размышлений на тему добра и зла, справедливости и своенравности, чести и бесчестия.

Таковы нравы XVI-го столетия, периода правления жестокого и мрачного царя. В это время было принято бороться за честь и репутацию семьи до конца, даже если за это следовало отдать собственную жизнь. Проблема произведения – это разгул своеволия верхушки власти, которые позволяют себе порой даже наиболее бесчестные поступки. Эти поступки нарушают не только законы, установленные людьми, но и попирают религиозные нормы. И даже если кажется, что в этом вечном бою зла и добра последнее должно непременно победить, история демонстрирует примеры, когда случается и по-другому.

О средствах выразительности, жанровой и композиционной специфике текста

Итак, мы уже выяснили, что писатель обращается к мотивам, отысканным в недрах фольклора. Эти мотивы, в свою очередь, определили и композиционные особенности произведения: собственно, русский гений придерживается надежного пути, избирая классическую композицию, подходящую для такого жанра. Повествование разворачивается по простой схеме. Действие начинается с экспозиции, продолжается в завязке. Далее события развиваются в основной части, переходя в кульминацию и, наконец, развязку. Весь текст заканчивается эпилогом, содержащим морализаторскую часть. Кроме того, каждый фрагмент произведения автор снабжает вставками из народного творчества, которые влияют на колорит текста и создают эффект историчности.


Кстати об историчности: критики называют этот текст, собственно, исторической поэмой с элементами фольклора. Но и сам писатель определяет жанр своего творения, характеризуя произведению как песню. Здесь-то читатель и сталкивается с тем жанровым своеобразием, на котором акцентируют внимание литературоведы. Стихотворный размер тоже принимает участие в создании эффекта историчности, потому что автор обращается к тоническому стиху, которым писались древние эпические сказы. Такие сказы, действительно, в буквальном смысле были песнями, ведь эти тексты исполнялись певцами под музыку. Мастерство писателя высоко оценила критики, что объясняет огромное количество отзывов, «гуляющих» в истории литературы.
Что касается других средств выразительности, то текст пестрит метафорами («косы русые по плечам бегут», «горят очи», «кровавая долина побоища» и т. д.) и эпитетами («удалой», «лихой», «кудрява борода», «могучий» и другие). Русский гений явно вдохновлялся народным творчеством и, по-видимому, тщательно изучал фольклор, поэтому произведение, действительно, очень много почерпнуло из народной культуры. Так, в этом контексте, можно вспомнить о многочисленных повторах, сравнениях, ярких и емких эпитетах, олицетворениях, образных метафорах, анафорах и эпифорах. Характер произведения напоминает о торжественности, ведь здесь поднимаются высокие темы добра и зла, подвига человека, идущего по пути правды и справедливости. Таким образом, без сомнений: перед нами великий памятник русской литературы XIX столетия.

Образ Кирибеевича в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Образ Кирибеевича в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — образ отрицательного героя. Кирибеевич — любимый опричник царя. Вот как описывает его в поэме М. Ю. Лермонтов: «удалой боец, буйный молодец», «младой голубь сизокрылый».

Он сидит на пиру у царя, но «в золотом ковше не мочил усов; опустил он в землю очи темные, опустил головушку на широку грудь, а в груди его была дума крепкая».

И на вопрос царя: «Али думу затаил нечестивую? Али

Сердца жаркого не залить вином, Думу черную не запотчевать!

Отвечает царю Кирибеевич смело, что, если прогневал он царя своей кручиною, может он рубить ему буйну голову:

А прогневал я тебя — воля царская:Прикажи казнить, рубить голову, Тяготит она плечи богатырские, И сама к сырой земле она клонится.

Однако в ответе царю слышна не только смелость — Кирибеевич похваляется перед царем, что «не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом», которая смогла бы его победить.

Аргамак мой степной ходит весело, Как стекло горит сабля вострая;А на праздничный день твоей милостью Мы не хуже другого нарядимся.

Все же любимый опричник царя Кирибеевич хитрит в ответе царю — не говорит он царю всей правды о том, что волнует его сердце, ведь приглянувшаяся ему молодушка, которая на него «не глядит, не любуется, полосатой фатой закрывается», — замужняя женщина. Кирибеевич же представляет ее царю только, что «родилась она в семье купеческой, прозывается Аленой Дмитриевной». Потому автор и говорит такие слова:

Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб, Не сказал тебе правды истинной, Не поведал тебе, что красавица В церкви божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом, По закону нашему христианскому…

Кирибеевич, который вначале «добрый молодец», становится теперь «лукавым рабом», утаивая правду от царя.

Образ Кирибеевича — это образ любимого опричника царя, который считает, что ему все дозволено. Он позарился на жену другого человека — купца Калашникова. Когда он встречает Алену Дмитриевну, то говорит ей:

Что пужаешься, красная красавица? Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного, Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной.

Хоть он и говорит, что он не вор и душегуб, но мы видим, что он даже хуже: он опозорил честную женщину перед всеми людьми. Алена Дмитриевна — замужняя женщина и верна была своему мужу, а Кирибеевич стал ее «цаловать-ласкать» на глазах у всех — «смотрели в калитку соседушки», которые смеялись над ней и показывали на нее пальцем.

Вот и меркнет после этого образ «доброго молодца» Кирибеевича, и мы видим совсем другую картину: Кирибеевич не только «лукавый раб» царя, но уже и «злой опричник», «опозоривший, осрамивший» невинную женщину.

Когда Кирибеевич выходит на кулачный бой биться, автор говорит о нем только, что он «удалой Кирибеевич». Посмотрим, как разительно отличается его поведение от поведения его противника — купца Калашникова.

Царю в пояс молча кланяетсяСкидает с могучих плеч шубу бархатную, Подперши в бок рукою правою, Поправляет другой шапку алую, Ожидает он себе противника…

Купец же Калашников, выходя на бой, кланяется царю грозному, потом белому Кремлю, святым церквам и всему народу русскому. В поведении Кирибеевича сквозит бахвальство.

В ответ на его поведение купец Калашников говорит, что он вышел «не шутку шутить, не людей смешить», а вышел он на «страшный бой, на последний бой».

Кирибеевич, слыша такие слова купца Калашникова, который, кроме того, разоблачает его, говоря, что «он не позорил чужой жены» в отличие от своего противника, бледнеет:

Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло.

В этом бою купец Калашников победил Кирибеевича еще до удара. Победу над ним одержал он силой духа своего, ведь не за правое дело боролся Кирибеевич, потому-то и упал опричник молодой «будто сосенка, во сыром бору под смолистый корень подрубленная». И хоть победил его купец Калашников в честном бою, но царь не простил тому смерти своего любимца — повелел он казнить его.

В заключение я хочу сказать, что, хоть Кирибеевич и отрицательный герой, но мне его жалко. Он умер молодым из-за своей любви. Конечно, если бы он не позволил себе вольностей, то такой смерти у него, наверное, не было бы.

В ней он виноват сам, но тут есть и вина царя, который очень любил своих опричников и во всем потакал им.

Дайджест:

Образ Алены Дмитриевны в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой. .

Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова в сокращении Москва. Действие поэмы начинается в Кремле, уже белокаменном. Идет царская трапеза. За столом Иван IV Грозный. За спиной царя — стольники, напротив — князья да бояре, по бокам — опричники. .

В чем смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Безумству храбрых поем мы песню! Безумство храбрых — вот мудрость жизни. М. Горький В поэме «Песня…» описывается случай, который Лермонтов относит к русской истории XVI века. Купец мстит опричнику и. .

Пересказ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М. Ю План пересказа 1. Иван Грозный на пиру узнает о любви своего опричника Кирибеевича к замужней женщине Алене Дмитриевне. 2. Купец Калашников узнает о том, что Кирибеевич его опозорил, заговорив с. .

Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План Анализ произведения Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения — со­бытия вокруг Алены Дмитриевны, кульминация. .

Блок сочинений 8-9,15-17. для ЕГЭ по литературе. По поэме М. Ю. Лермонтова » Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова 8.Почему так суров Степан Парамонович к своей жене Алене Дмитревне? Известный летописец Сильвестр в поучение своему сыну собрал в одну книгу, под названием «Домострой», правила и наставления, которым предлагалось следовать. .

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова характеристика образа Калашникова Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного. .

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Почему «Песня про царя Ивана Васильеви­ча…» обычно называют поэмой? Поэма — один из жанров лиро-эпиче­ского рода литературы, стихотворное сю­жетное повествование. В основе лириче­ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца. .

Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» — звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от. .

Лермонтов, краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Краткое содержание Начинается произведение сценой в царском дворце. За трапе­зой сидит грозный царь Иван Васильевич, позади него — стольни­ки, напротив — бояре да князья, по бокам — опричники. Царь пирует. .

Краткое изложение былины «Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова» «Во златом венце» сидит за трапезой грозный царь Иван Васильевич. За ним стоят стольники, напротив — бояре да князья, по бокам — опричники. Все пируют и славят царя. Лишь один. .

По поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой. .

Судьба Степан Парамонович по произведению Песня про удалого купца Калашникова Прочитав «Песню про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», меня затронула трагизмом, безысходностью и несправедливостью судьба Степана Парамоновича. События песни происходят в жестокое историческое время опричнины при правлении. .

Фольклорні традиції в «Пісні про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова» «Ой ти гой еси, цар Іван Васильович!» — звучить під зводами боярського будинку побажання благополуччя. Голос гусляра звучить дивно голосно. І полилася протяжлива пісня, схожа на довгу дорогу гусляра від. .

Характеристика Кирибеевича и Калашникова Кирибеевич — молодой удалой царский слуга, выросший в известной семье Малюты Скуратова. Красив, богат и предан правителю — так можно охарактеризовать этого опричника. Кирибеевич безответно влюблен в девушку, которая уже. .

Образ Кирибеевича В поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова» самой мечтательной, авторитарной натурой оказался молодой опричник Кирибеевич. Его охватывает страстная, искренняя любовь к Алене Дмитриевне. .

«Песня… про купца Калашникова» — важный этап эволюции М. Ю. Лермонтова За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм — законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них он опубликовал 3. В поздних поэмах еще заметнее, чем в. .

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича Калашников Кирибеевич Положение в поэме Степан Парамонович Калашников — исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич — искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М. Ю. Лермонтов не называет его по. .

Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа «Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году — в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с. .

Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл истории русского средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены к тому времени, когда Россия еще не встала на путь. .

Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет. .

Личная судьба Степана Калашникова в поэме Лермонтова Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защитить честь жеиы, личную честь и честь семьи. Конфликт, следовательно, из чисто личного превращается в общественный. Перед Кирибеевичем оказывается не просто купец Степан. .

Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе поэтизация старины отражает романтические иллюзии Лермонтова, но важно, какие стороны. .

Фигура Ивана Грозного в исторической поэме Лермонтова Если в Степане Калашникове личная воля наполнилась громадным общественным содержанием, не вместившимся в узкие границы формального права, если в Кирибеевиче воплотилась злая личная воля, лишенная всякой опоры в народных обычаях. .

Образ Ивана Васильевича Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Толстого «После бала», заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван Васильевич кажется. .

На тему: Любовь и честь Есть такое мнение, что ради любви человек способен на многое. Конечно, это хорошо, если любовь подвигла человека на что-то значительное, великое. А если ради любви человек решается на низкое, подлое. .

Роль Ивана Васильевича Грозного в русской истории и литературе Первый царь всея Руси, Иван ІV, был одной из наиболее страшных фигур в истории страны. Тиранские черты Грозного сказались и в его творчестве: нагромождение многочисленных и явно фантастических обвинений против. .

Кирибеевич — опричник, приближенный к царю, его любимец Для Лермонтова эпоха Грозного важна и с точки зрения связей между людьми. Время Грозного у Лермонтова — период ломки родовых связей. Между родовыми, семейными связями и социальными отношениями людей еще. .

Проблемы в творчестве Лермонтова Особенности проблематики в творчестве Лермонтова Проблема — вопрос, требующий разрешения, поставленный жизнью общества. Лермонтов, как художник и философ, видит в окружающей действительности самые важные из проблем и предлагает их решение. .

Честь нельзя отнять, ее можно потерять Высказывание А. П. Чехова :»Честь нельзя отнять, ее можно потерять «,- заставляет задуматься на тем, кто такой человек чести? Человек чести — это тот, кто не отступает от нравственных принципов. .

Быт и нравы Москвы 15 в. в «Песне про царя…» Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Песня « В период с 1830 по 1831 год Лермонтов написал ряд стихотворных произведений, в названии которых фигурирует слово «песня» — такое же жанровое определение для поэта как, например, «сонет» или «стансы». .

Образ Мцыри в поэме Лермонтова Поэма » Мцыри «, написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в. .

После бала характеристика образа Ивана Васильевича ПОСЛЕ БАЛА Иван Васильевич — главный герой, рассказчик. Его повествование переносит слушателей в обстановку российского провинциального города 1840-х гг. В то время И. В. учился в университете, ни в каких. .

Как Тютчев описывает образ Демона в поэме Лермонтова Как я понимаю слова Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как же бьешься на пороге Как бы двойного бытия! » по. .

Каковы причины обращения М. Ю. Лермонтова к русской истории? Главной темой гражданской лирики Лермонтова было изображение современного поэту поколения как «потерянного поколения», когда молодые люди увлечены мелкими житейскими заботами, довольствуются пустыми идеями. Наиболее ярко эту мысль поэт выразил в. .

На тему: Письмо Вареньке от Ивана Васильевича в рассказе После бала, Толстой ­Письмо Вареньке от Ивана Васильевича Дорогая Варенька, Пишу тебе это письмо, так как я вынужден прекратить наши отношения. Извини меня за то, что не смог увидеть тебя после бала и. .

На тему: Романтический образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова Романтический образ Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова Одна из поэм М. Ю. Лермонтова, тематика которой тесно свя­зана с его кавказским циклом, — поэма «Мцыри». Это поэма романтическая, с. .

Народная песня в драме Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» Главная героиня пьесы Наталья не только словами, но и песнями, раскрывает свой нрав, красоту, судьбу. Песня «Ой я девушка Полтавка» — это лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, которая нравится. .

На тему: ОБРАЗ МЦЫРИ В ОДНОИМЕННОЙ ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» В образе главного героя. .

Ссылка на основную публикацию
Название: Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 15:12:05 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 7428 Комментариев: 19 Оценило: 47 человек Средний балл: 3.2 Оценка: 3 Скачать