Образ и характеристика князя Игоря. Слово о полку Игореве сочинение

Образ и характеристика князя Игоря в Слове о полку Игореве сочинение

Основным персонажем произведения является молодой тридцатичетырехлетний князь Игорь, правящий государством-городом Новгородом.

Повествование представляет князя Игоря в образе молодого привлекательного мужчины, имеющего любимую супругу княгиню Ярославну. Характерными чертами Игоря являются безудержная смелость, личная отвага и отчаянное мужество, проявляющиеся в боях за родную землю, отчизну, но при этом князь отличается излишней самоуверенностью, эгоизмом и самовлюбленностью, которые заставляют его совершать необдуманные поступки, приводящие порой

В силу своей молодости и горячности князь Игорь жаждет легкой славы и поэтому отправляется в рискованный поход, заранее обреченный на поражение. Игорь не желает объединяться с соседскими князьями для мощного удара по врагам, он уверен в своей силе и непобедимости, демонстрируя тщеславную натуру.

Эти качества князя обусловлены мучавшим Игоря комплексом неполноценности, выражающимся в твердом уверенности доказать своим поданным и русским князьям собственную значимость и способность удержать власть в своих руках.

Отличаясь горячим пылом и эгоистичным настроем, князь Игорь вступает в битву с половцами. Будучи раненным, он не покидает поле битвы и руководит своей дружиной. В результате боя князь Игорь оказывается в плену противника.

Любимая жена Ярославна ожидает мужа дома, как и положено по патриархальным традициям того времени, переживая за судьбу князя. Чувства Ярославны к Игорю выражаются в произведении путем использования фольклорных мотивов в виде плача Ярославны.

В конце произведения князю удается совершить побег из ненавистного плена, спасшись от неминуемой смерти, но погубив необдуманным решением о походе большое количество собственных воинов.

Вернувшись на родную землю, народ воспринимает князя Игоря как победителя, радуясь возвращению правителя и выражая всеобщую патриотичность. Видя реакцию народа, князь Игорь начинает осознавать необходимость объединения разрозненных русских земель, доказывая наличие в его характере благородных и мудрых качеств. Кроме того, неистовая любовь к родным местам, к родине князя Игоря прослеживается на всем протяжении произведения, акцентируя внимание читателя к всенародному духовному единству русской нации.

Повествуя об исторических событиях, произошедших на Руси, произведение отображает взросление главного героя, которое происходит путем проб, ошибок и горького опыта, но в итоге приводит к способности умело и грамотно управлять государством, прекратив междоусобные войны и укрепив обороноспособность родной страны.

Вариант 2

Любая нация имеет свои собственные моральные устои и понятия о поведении человека. Понятия эти сохраняются веками и передаются от предков к своим приемникам, они улучшаются, шлифуются. Одно из известных и наилучших достижений письменности Древней Руси является «Слово о полке Игореве». Эта летопись, является описью древних времен славянского народа, которая получила мировую известность и признание.

Читая, мы узнаем про быт и жизнь в Древней Руси, про войны и битвы как внутри страны, так и за ее пределами. Автор, имя которого не сохранилось, и он остался неизвестным, описал храбрых воинов Киевской Руси, что вели отчаянное противостояние с половцами и защищали свои земли.

Самым ярким персонажем из всех становится князь Игорь. Читая, можно с легкостью представить его главарем своего отряда, что отбыл в путь, дать бой захватчикам. Практически еще на первых страницах князь проявляет свои патриотические качества: яростно, храбро и отчаянно защищает свой народ и свою землю. Свои святым долгом остановить действия половцев, по захвату и порабощению земель русских, ради достижения своих целей он готов отдать свою жизнь. Столь патриотично настроенными, волевыми и достойными людьми были верные воины Игоря, которые сопровождали его, они также были готовы были положить свою жизни за свободу.

Человеком Игорь был без страха, гордым, а его решительность играла ключевую роль в его образе. Данные качества ярко выражены еще с самого начала произведения. В бою он не ведает страха и сокрушает врагов с максимальной мужественностью, показывая в бою свою силу воли. Также он не может представить себе жизни, без своей жены. Но также помимо хороших черт характера он, как и любой человек имел и недостатки. Поскольку он был человек с честью, а также достаточно безрассудным, это сыграло огромную роль в его поражении. Из-за того, что он очень вспыльчивый и непредусмотрительный, он не может трезво и твердо оценивать сложившуюся ситуацию. Отправлялся в поход он совершенно один, даже не стал советоваться со своими союзниками и другими князьями. Слишком большая самоуверенность, а также абсолютно нежелание сконцентрировать свое внимание на всех знаках предостережения и погубили Игоря.

Сочинение Образ и характеристика князя Игоря

Одним из величайших произведений народного эпоса, дошедший до нашего времени из глубины веков, является фундаментальная поэма «Слово о полку Игореве», автор которой описывает события 1185 года о походе русских княжичей против половецких войск.

Главным героем поэмы является один из сыновей великого князя Святослава князь Игорь.

Оставив в родном краю молодую жену, князь Игорь вместе с братом Всеволодом решают напасть на половцев.

Перед началом похода князю Игорю небесами было послано предостережение о тщетности его предприятия

в виде солнечного затмения, но сильный и мужественный Игорь не придал этому значения и повёл своё войско на половецкие земли.

Безрассудство и горячность буйного нрава князя Игоря, неожиданно напавшего на не подозревающих такого вероломства половцев, вызвали в них бурю негодования и, отчаянно сопротивляясь натиску дружины Игоря, им удаётся разбить его войско, а его самого захватить в плен.

Во время кровопролитного сражения князь Игорь был тяжело ранен. Но смелый и решительный воин ожесточённо продолжает драться с врагом, подбадривая своей храбростью и упорством дружину.

Половцам удалось одержать победу над Игорем, потому что тот совершил этот неосмотрительный набег по единоличному побуждению, не прислушиваясь к мнению более старших и мудрых правителей земли русской.

Из чистого эгоизма. Из желания покрыть себя славой и доблестью, он отправился в этот трагический поход, принёсший горе и слёзы русскому народу.

Князь Игорь горячо любит свою Родину, его патриотизм и воля к свободе помогают вырваться из половецкого плена. По возвращении в Киев в Игоре происходит переоценка ценностей, он начинает понимать глупость опрометчивых поступков, разум побеждает его эгоизм.

Большую роль в « Слове о полку Игореве « сыграла любовь, сильная и бескорыстная, она преодолела огромное расстояние и тоже внесла свою лепту в освобождении князя Игоря из плена.

Эта великая любовь Ярославны характеризует Игоря с положительной стороны, так как такой беззаветной и искренней нежной любви заслуживает только достойный человек.

Князь Игорь таковым и является. Он гордый и смелый, свободолюбивый человек обладающий властью, имеющий дар убеждения. Даже имея немногочисленное войско, он с одержимостью бросается в неравный бой на защиту своего Отечества. Оказавшись в плену, Игорь всеми силами стремится к освобождению, что ему и удаётся.

Автор» Слова о полку Игореве», живший и творивший восемь веков назад, сумел создать бессмертное произведение, актуальное и по сей день. На примере главного героя этой величайшей поэмы сочинитель доказывает силу и непобедимость Руси в сплочённости и единстве.

Сочинение князь Игорь

К сожалению, до нашего времени дошло малое количество произведений древней Руси, и ещё меньшее количество их сохранилось. Но исходя из того что у нас есть на данный момент, мы видим, что на нашей родине на то время жили люди наполненные искренними патриотическими чувствами, которые были готовы отдать жизнь за неё или же забрать чью либо жизнь. Это были люди древней Руси. То время прошло и теперь отдавать, а тем более забирать, ничью жизнь не надо.

Одно из самых известных произведений, это “Слово о полку Игореве” – древнерусская летопись, дошедшая до наших дней в отличном состоянии. В ней описаны события связанные с половецким войском, его нашествиям, храбрость русских воинов, наряду с их безрассудством.

Показательным является главный персонаж данной летописи – князь Игорь. Летопись описывает его как взрослого человека, уже за тридцать лет, который готов отдать свою жизнь за родину. Но он жаждет славы, которая затмит славу его отца, из-за чего он уходит в военный поход, несмотря на все просьбы остановиться. В походе он нападает на половецкое войско, но проигрывает бой и попадает в плен. После сбегает из него и возвращается в свой город. После его выходки, половецкие войска начинают множественные серии налётов на Русь.

Из всех событий, описанных в летописи мы видим, что данный персонаж переполнен чувством ответственности за свою страну, которая же, в купе с его горячей кровью и жаждой славы, часто затуманивает его разум, не давая ему мыслить рационально. Данной ошибкой совершенной в походе он не только добыл себе дурную славу, но и свёл на нет все достижения его отца. Игорь является образцовым русским богатырём, который сначала бьёт, а затем спрашивает, и позже отвечает за последствия, которые зачастую, несут отрицательный характер.

Но, несмотря на данные вещи, произведение является хорошим учителем, которое может привить читателю любовь к родине, и искренний, а не наигранный, патриотизм. Также произведение даёт нам понять, что надо учиться на ошибках прошлого, ведь не стоит нестись в поле боя сломя голову, не обдумав и не взвесив все свои действия.

Вариант 5

«Слово о полку Игореве» – одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас. Любовь к родине, готовность защищать её – качества, присущие многим нашим современникам.

Таким был и князь Игорь. Он не мог спокойно жить, пока враги грабили, разоряли Русскую землю. Он устал ждать, когда князья закончат междоусобные войны и вместе пойдут на половцев, поэтому собрал дружину и пошёл в поход. Игорь был молодым и смелым воином, но он был слишком пылким, и ему не хватало опыта. Он не слушал советов мудрых людей, которые отговаривали его идти в поход с такими малыми силами.

Вероятно, что Игорь пошел на половцев отчасти ради славы. Известно, что за несколько лет до похода князя Игоря был совершен удачный поход во главе со Святославом, в котором Игорь не успел поучаствовать. Теперь ему хотелось добыть упущенную славу. Этот эгоистический поступок плохо характеризует Игоря, но всё-таки я уверен, что это было не главной причиной похода.

В сражениях князь не покидал поля боя, хотя был сильно изранен. Это доказывает его храбрость. После первой победы Игорь не взял себе ничего из тех сокровищ, которые они завоевали. Он всё раздал дружине, а себе оставил только честь и славу, добытую в бою. Этот поступок подчёркивает то, что Игорь пошёл в поход не ради наживы.

Но всё же поход оказался неудачным. Войско разгромили, а князя взяли в плен. В плену Игорь мечтает вернуться на родину, хотя его хорошо содержали, предоставляли небольшую свободу, даже хотели женить на половецкой девушке. Но Игорю удаётся бежать, несмотря на бдительную охрану.

До сих пор историки спорят: считать князя Игоря патриотом, жаждущего спасти родину, или эгоистом, который перечеркнул все достижения Святослава своим поражением. Я считаю, что здесь не может быть однозначного ответа. В любом человеке присутствуют как положительные черты характера, так и отрицательные. С одной стороны Игорь конечно же патриот, который готов отдать жизнь за родину, за безопасность своего княжества. Он понимал, что его поход – очень рискованное предприятие, что он может погубить себя, сына, который с отцом участвовал в походе, и всё войско, но необходимость толкала его на это. С другой стороны, пылкость, отсутствие опыта ведения боевых действий, а также жажда славы и отсутствие реальной оценки ситуации привели к гибели войска и пленению самого князя, кроме того, после победы половцы осмелели и начали проводить новые набеги на Русь. В плену Игорь это осознал и хуже искренне раскаивался в своём поступке.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика князя Игоря Слово о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Каждый человек желает иметь крепкое здоровье и прекрасную фигуру. Для некоторых людей эти аспекты являются решающими на всем жизненном пути.

Общество в произведении делится на два противоборствующих лагеря – по одну сторону баррикад находится прогрессивная молодежь, по другую – консервативная знать старой закалки

Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

В данном великолепном произведении, наполненном патриотизмом и философской глубиной, основной мыслью является то, что любовь к родной земле способна человека совершать невероятные подвиги

Так сложилось исторически – у каждого поколения свои ценности, свои взгляды на жизнь и свой уклад жизни. То, что считается неприемлемым для родителей, то, что они считают из ряда вон выходящим

Сочинение «Слово о полку Игореве»: образ князя Игоря

Автор: Guru · 17.03.2017

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь» по литературе

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Читайте также:  Сочинение История жизни Григория Мелехова в романе Тихий Дон

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

“Слово о полку Игореве” – шедевр древнерусской литературы

(для чтения и изучения в 8, 9, 11-м классах)

“Слово о полку Игореве” — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список “Слова” был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф. Малиновскому. В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин. По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году “Слово” было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника. Рукопись “Слова” вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой.

“Слово о полку Игореве” посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.

Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, “не сдержав юности”, двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами “поискать” старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу “Гореславичу”. Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.

Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: “Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти”. В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.

На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: “Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую”.

Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи “обломила” его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.

Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору “Слова о полку Игореве” сюжет.

Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема “Слова”. Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.

Основная идея “Слова” — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.

“Слово” открывается небольшим вступлением. Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета, поражение — его кульминацию. Действие переносится в Киев, столицу Русской земли. Автор вводит символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, “постоять за землю русскую”, отомстить за “раны Игоревы”. Затем следует лирический плач Ярославны, жены Игоря. Он предваряет развязку — бегство Игоря из плена и его возвращение.

Автор использует самые значительные эпизоды из летописи, способные донести основную идею произведения. Патриотическая мысль соединяет все части в единое художественное целое. Лирическая взволнованность, публицистичность, политическая направленность и яркая художественность делают “Слово”, по мысли В.Г. Белинского, “прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения” 1 .

Во вступлении “Слова” автор обращается к образу вещего Бояна, говорит о его исполнительском искусстве, умении “растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, размышляет, как ему начать печальную повесть о походе: старинным ли складом или выбрать свою манеру повествования. Его произведение — не слава, не хвала князьям, а реальное описание.

В “Слове” нет точных этнографических описаний, хотя отдельные детали, отражающие особенности быта и культуры можно обнаружить. Этнографические понятия сосредоточиваются в сознании автора “Слова” вокруг общенациональной идеи — борьбы за объединение Русской земли — и представлены как два враждебных мира, два противоположных полюса — “земля Русская” и “земля Половецкая”.

Пространство, как пишет Д.С. Лихачев, может обладать своеобразными “географическими” свойствами. Пространство в “Слове”, как представляется, обозначено этнографическими знаками, терминами, понятиями. Место действия — вся Русская земля. Кони ржут под Сулою, победы звенят в Киеве, трубы звучат в Новгороде-Северском, стяги стоят в Путивле. Здесь и Дунай (“девицы поют на Дунае”), и Волга, и Дон (воины Всеволода могут раскропить Волгу веслами, вычерпать Дон шеломами), Полоцк, Чернигов, Тьмутаракань. Автор называет отдельных ханов — Кончака, Гзака, Кобяка.

Русская земля в “Слове” — это и русский народ, русские ратаи (пахари), русские женщины и те “русичи”-воины, которые храбро сражаются с половцами и переживают разлуку с Русской землей. Не случайно горько и взволнованно звучит в “Слове” рефрен: “О Русская Земля, ты уже за холмом”. Образы земледельческого труда, по замыслу автора, являются антитезой 2 войне, созидание противопоставляется разрушению, мир — войне. Уже редко “покрикивают” за сохою пахари, только голодные вороны каркают в поле, “трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь лететь на поживу”. Автор хочет видеть Русскую землю единой, могучей, и необходимым условием для него является мир, прекращение усобиц, во время которых князья “сами на себя измену ковали. И сказал брат брату: это мое и то мое же” 3 .

Автор подчеркивает, что сама природа реагирует на княжеские междоусобицы. “Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания” 4 . Природа сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение, солнечное затмение предупреждает о неудаче похода, его сопровождают кровавые зори, вой волков, лай лисиц, клекот орлов. Свет солнца померк, ночь стонет грозой, тучи ползут к синему морю, никнут деревья от жалости, земля гудит, реки мутно текут.

Автор выступает выразителем народных интересов. Исследователь И.П. Еремин отмечает: “Автор, действительно, заполняет собой все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде, в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе, именно он, автор, вносит в “Слово” и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос 5 , которые так характерны для этого произведения” 6 .

Автор прославляет победу киевского князя над половцами, его идея выражена и в “золотом слове” Святослава. Оно перекликается со страстным призывом автора к князьям выступить “за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!” Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам “своего гнезда”, “вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами”.

В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В “золотом слове” князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: “В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю”. Бояре объяснили князю этот сон: “. вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы. На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей” 7 .

Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря (“О! Рыдать Русской земле”) и его радости после возвращения князя из плена (“Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле. Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь” 8 ).

Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. “А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна 9 и Жля 10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге. И зарыдал. Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской. Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”” 11 .

Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр “прилелеять” Игоря. “Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: “Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел?”” 12 . Природа откликается на ее зов: “Разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи. Бог Игорю-князю путь указывает из земли половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасли вечером зори. Игорь спит; Игорь бодрствует; Игорь мысленно степи мерит от великого Дона да малого Донца” 13 .

“Слово” насыщено народной поэзией, ее художественными образами. Деревья, трава, сказочные образы горностаев, борзого коня, сокола под тучами, гусей-лебедей присутствуют в произведении. Д.С. Лихачев отмечает: “Автор “Слова” творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу, стоит на народной точке зрения. Народные образы “Слова” тесно связаны с его народными идеями” 14 .

Созданию и восприятию этнографической картины способствуют деловая, военная, феодальная, трудовая, охотничья лексика, описание воинских обычаев, а также использование символики. Автором воспроизводится бой, называются виды оружия (меч, копье, щит), воинские атрибуты (знамена, стяги, хоругви), упоминается о княжеских обрядах (постриг, посажение на коня) — все это реальные факты русской истории, воссоздающие картины быта русского воинства и вообще феодального быта Древней Руси.

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова Белолобый сочинение

Д.С. Лихачев отмечает: “. многое в художественных образах “Слова” рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века. Автор “Слова” не придумывал новых образов. Многозначность таких понятий, как “меч”, “копье”, “щит”, “стяг” и т.д., была подсказана особенностями употребления самих этих предметов в дружинном обиходе” 15 .

Анализа человеческих чувств, психологических состояний, “душевного развития”, безусловно, не найти в “Слове”, поскольку это явление стилей эпического и монументального историзма. Однако психологизм “Слова” очевиден. События, образы, природа передают оттенки различных психологических состояний и ощущений. Это и тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет ум, печаль течет, тоска разливается. Природа в “Слове” скорбит и тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И снова в предчувствии поражения русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные стуки, символизирующие движение несметных сил половцев. Эти чувства сменяются патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным финалом. По верному замечанию Д.С. Лихачева, в “Слове” соединяются “идеи-эмоции”, “идеи-чувства”, “идеи-образы”.

Эмоциональность также присуща самим событиям и самой природе. И побег Игоря из плена, и светлая, полная поэзии скорбь Ярославны, смягчающая боль утраты и поражения, и “золотое слово”, и вещий сон Святослава, и личная тема Игоря, его переживания, и, наконец, многообразие проявлений авторского чувства любви к Родине: тревоги и тоски, горечи и гордости, нежности и радости — все это, сливаясь воедино, создает эмоциональный фон “Слова”.

Большое место в “Слове” отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все “Ольгово храброе гнездо” пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с “погаными” и защите родины.

Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он “заворачивает” полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он “сокол”, “солнце красное”. Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, “как тяжко телу, кроме головы”, так тяжко Русской земле “без Игоря”. В знаменитом плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием.

Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор “Слова”, переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, “как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы”. Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами “харалужными”, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском “золотом” престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации), следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по “чистому полю”, Всеволод, где только не появляется, “тамо лежат поганые головы половецкие”.

За рассказом в “Слове” отчетливо вырисовывается образ самого автора — горячего патриота Русской земли. Кто же был автором “Слова”? Существуют различные точки зрения на этот счет, например, один из дружинников Игоря, или певец Митус, великий князь Святослав Всеволодович, или сам Игорь. Д.С. Лихачев считает, что автор “Слова” участвовал в походе Игоря, поскольку живые картины похода отражаются в тексте: он создал памятник и сам записал его.

В каком жанре написано “Слово”? Мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что “Слово” — “песнь”, поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. Другие отрицают стихотворную природу памятника. По их мнению, “Слово” не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. Д.С. Лихачев в своих работах показал, что в “Слове” соединены два фольклорных жанра — слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю.

Высокая идейность “Слова”, связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.

Читайте также другие темы главы “Литература периода феодальной раздробленности”:

Слово о полку Игореве

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Слово о полку Игореве» — один из древнейших памятников русской книжности, образец русского эпоса (это что?), в котором соединяются черты воинской повести и притчи (это как?).

Ни одно другое произведение отечественной литературы не вызывает столько споров, сколько эта уникальная поэма.

Для успешного написания сочинения по «Слову о полку Игореве» в 9 классе, недостаточно простого знакомства с кратким содержанием «Слова о полку Игореве».

Необходимо внимательно прочитать текст в любом из существующих переводов (например, «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачёва или Р.Якобсона), познакомиться с историей изучения документа и разными взглядами на вопрос его происхождения.

План сочинения: «Слово о полку Игореве»

Чтобы составить план по «Слову о полку Игореве» для написания сочинения в 9 классе, необходимо выделить ключевые моменты произведения:

  1. История происхождения памятника, проблема его подлинности.
  2. Жанр «Слова о полку Игореве».
  3. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  4. Поход князя Игоря в половецкую степь.
  5. Гибель войска и пленение князей русских.
  6. Плач Ярославны.
  7. Главные герои «Слова о полку Игореве».
  8. Образ природы.
  9. Идейный смысл произведения.

Для сочинения на тему «Ярославна – главная героиня «Слова о полку Игореве»» понадобится дополнительный анализ кульминационного (это какого?) момента произведения – плача Ярославны.

Загадочный автор и история создания

История создания «Слова о полку Игореве» весьма таинственна. Существует несколько версий происхождения памятника.

  1. «Слово…» было написано в период раннего Средневековья, а затем переписано более поздним автором, после чего обнаружено и обнародовано графом А.Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 18-го века.
  2. «Слово о полку Игореве» не является оригинальным произведением древнерусского искусства, а представляет собой стилизацию, созданную в новое время для поддержания авторитета русской литературы в ряду национальных европейских литератур.

Основанием для столь противоречивых гипотез (это что?) стал тот факт, что произведение дошло до потомков в единственном экземпляре, обнаруженном А.Мусиным-Пушкиным, который состоял обер-прокурором Синода и, предположительно, получил его вместе с другими документами из Кирилло-Белозерского монастыря.

Рукопись оригинала хранилась во дворце вельможи в Разгуляе и, согласно официальной версии, погибла во время московского пожара в 1812 году.

Некоторые исследователи приписывают авторство «Слова…» А.Мусину-Пушкину, однако, для этого нет очевидных оснований: граф, при всей своей учёности, не отличался литературными талантами. Есть и другие предположения.

Со временем спор о подлинности документа приобрёл идеологическую окраску: те, кто считал «Слово…» настоящим документом, именовались патриотами (это кто?), те же, кто видел в произведении искусную поделку, приравнивались чуть ли не к врагам России.

Если оставить в стороне эмоции и обратиться к содержанию памятника, очевидным станет тот факт, что автор слова создавал своё творение в эпоху, когда главный герой повествования Игорь Всеволодович был ещё жив, княжил.

Академик А.А.Зализняк, специалист по языку памятников древнерусской литературы, проанализировал языковые особенности старославянского текста (наличие двойственного числа, следы «цоканья» и др.) и сделал вывод о том, что «Слово. » не могло быть написано позднее 11 и ранее 14 века.

Исследователь А.Н.Ужанков называет точную дату: поздняя осень – зима 1200-го года. Автором учёный считает одного из монахов Выдубецкого монастыря под Киевом, лично принимавшего участие в походе.

Автор произведения противопоставляет свой язык языку «вещего Бояна», повествует о делах недавних и давно прошедших, прекрасно знает и цитирует Евангелие (оно в то время ещё не было переведено на старославянский и читалось по-гречески).

Отношение древнерусских книжников к литературной известности далеко от современных представлений. Книжники не стремились приписать подвиг сочинительства себе, они исполняли его как послушание, боговдохновенный труд, для которого они были лишь орудиями, посредниками.

Вот почему имя автора не дошло до нас. Вопрос о том, кто написал слово о полку Игореве, остаётся открытым.

Краткое содержание и анализ произведения

Сюжет произведения (это как?) описывает событие, произошедшие в 1185 году: поход новгород-северского князя Игоря в земли половецкого хана.

Если передать краткое содержание «Слова о полку Игореве» несколькими предложениями, речь в нём идёт о походе, предпринятом русским князем в 1185 году для утверждения своей власти над южными границами Руси.

Этот поход не являлся оборонительным, его целью было освоение нового пространства. Князь хотел «скорой славы» и мыслил добиться победы хитрым неожиданным нападением.

Краткий пересказ «Слова о полку Игореве» не сводится к фабуле (это как?).

Рассказчик (а образ автора в «Слове о полку Игореве» очень важен, заметен, овеян нотами ностальгии (это как?) по былым временам) выстраивает композицию «Слова о полку Игореве» таким образом, что становится ясно: поход Игоря выходит за рамки существующего уклада жизни, переворачивает основы древнерусского мировидения, нарушая религиозные и этические нормы. Так, важные события в жизни Игоря происходят в пятницу, день Крестных страданий Христа.

Начиная сочинение на тему «Слово о полку Игореве», необходимо составить цитатный план и проследить, как меняется отношение повествователя к описываемым событиям.

Автор даёт свою оценку действиям Игоря. Он сравнивает его поход с предыдущим походом князя Всеволода Большое Гнездо, деда Игоря. Прежний поход был оборонительным, старый князь защищал отечество и не посягал на чужие территории.

Он вышел в путь после исповеди и Причастия, получил благословение, бил тёмные силы на протяжении всего Великого поста и к Пасхе с победой вернулся домой. Игорь же, напротив, выходит в поход на пасхальной неделе, без благословения, тайком от противника.

Весь путь его окутан мраком. Образ затмения передаёт не столько явление природы, сколько внутреннее состояние героя, его духовную растерянность.

Лишь попадая в плен к половецкому хану и бесславно спасаясь бегством, Игорь начинает раскаиваться в своей гордыне и получает Божью помощь: звери, птицы, природа, сам Господь указывают ему путь домой.

Плач Ярославны, напоминающий молитву, очищает князя от всех его ошибок.

В завершение автор Слова обращается к русским князьям с призывом опомниться, прекратить кровавую вражду и снова стать единой семьёй.

Анализируя «Слово о полку Игореве», герои которого находятся в состоянии с самими собой и друг другом, нельзя не отметить, как ведёт себя природа в произведении.

В произведении оживают реки, поля, овраги, каждое растение и животное чувствует тревогу, предсказывает гибель войска. Князь нарушил законы справедливого жития – покусился на чужие границы, и это не принесёт ему славы. Зато обратный путь овеян духом радости, смиренного прощения, приятия.

Характеристика героев «Слова о полку Игореве»

Главные герои «Слова о полку Игореве» – князь Игорь Святославович, князь новгород-северский, его брат Буй Тур Всеволод, отец, князь Святослав, супруга Ярославна.

Характеристика Игоря. С одной стороны, князь честолюбив, хитёр, решителен в достижении целей, с другой – смел, грозен в бою. Сначала его речь и поступки не вызывают симпатии, но после возвращения из плена всё живое сочувствует герою.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» становится светлее, когда о нём вспоминает опечаленная жена. Князь нужен русской земле, как Ярославне – её супруг.

Ярославна – героиня «Слова. », ставшая символом всего русского народа в его женской ипостаси. Образ Ярославны в произведении представлен через мотив любви.

Словно «зегзица на юру», любящая жена князя просит природные стихии вернуть ей любимого.

Образ Ярославны — это идеал русской женственности, абсолютной любви и верности. Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» — центральный эпизод раскрытия образа.

Женщина желает обернуться кукушкой и полететь в далёкие земли, чтобы вернуть к жизни дорогого мужа, омыть его кровавые раны. Характеристика Ярославны лаконична, сосредоточена не на внешнем облике женщины, а на её внутренней красоте.

В походе участвует брат Игоря князь Всеволод. Он полон мужества, отважен, собственная рана печалит его меньше, чем поражение в бою. Как и Игорь, Всеволод попадает в плен.

Князь Святослав – отец Игоря и Всеволода, олицетворяет мудрость старшего поколения. Святослав мечтает о прекращении междоусобиц, хочет видеть сыновей дружными.

Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» даётся не прямо, а через речь героя, его наставления потомкам.

Главная идея произведения

Автор поэмы выступает за идею объединения русских земель, воспевает духовное братство русских князей как единственное средство преодолеть раздробленность и сохранить русскую землю сильной и единой.

«Слово о полку Игореве…» — это сочинение о духовном смысле русской жизни, гимн покаянию, миру и любви.

Основная идея — стремление к высшей правде, духовным законам жизни, согласно которым брат не идёт войной на брата, а люди в случае беды становятся единой общностью, готовой отразить любые атаки недругов.

Завершая разговор, кратко заметим, что произведение требует более глубокого знакомства с историческим материалом, погружением в атмосферу русского средневековья, знакомства с другими памятниками древнерусского эпоса.

Только тогда это произведение откроется во всей полноте своего замысла и прояснит родословную многих последующих сюжетов русской классической литературы.

«Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»»

1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.>

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.

Читайте также:  Подвиг в повести А зори здесь тихие Васильева

В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.

Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»

Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.

Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».

Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».

И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.

Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

Готовимся к ЕГЭ по литературе. «Слово о полку Игореве». Цитатная характеристика героев

Ярославн в Путивле. Картина художника В.А.Серова,1957-1962

ЦитатаКомментарий
Князь Игорь
И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: «Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Автор отмечает, что Игорь предпринял поход, не думая о последствиях, эгоизм и тщеславие руководили им.
«Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла
Природа предупреждает Игоря об опасности. Однако он всё равно идёт в поход. Даже затмение — грозное предзнаменование беды- не остановило его.
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.Ища себе чести, а князю — славы.Игорь любит Родину. Однако эгоистические мотивы преобладают. Дружина – ищет князю именно славы.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Игорь призывает к борьбе с врагами, отстоять свою честь и свободу Родины.
Скрепил ум силою своеюИ поострил сердце свое мужеством;Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
С сочувствием пишет автор об Игоре, который понимает, что идёт на смерть. Он восхищается его мужеством и смелостью.
Здравы будьте, князья и дружина,борясь за христианПротив нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
Попав в плен, Игорь осознал свои ошибки. Не случайно произведение заканчивается прославлением князя, надеждой, что враг будет побеждён.
Киевский князь Святослав
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,Высоко заставит птиц лететь,Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
В «золотом слове» Святослав кручинится, что князья не слушают его, не хотят объединиться. Хотя он и прощает Игоря, признавшего свои ошибки, верит, что князья смогут объединиться.
И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово.Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую».
Диво ль старцу — мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли. двинулось назад?

В своём «золотом слове» Святослав осуждает Игоря и Всеволода за безрассудный поступок, призывает к единению.
Князь Всеволод
А куряне славные —
Витязи исправные:Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»
Автор пишет о славной дружине князя.
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Яр тур Всеволод — так называет его автор, восхищаясь мужеством этого князя.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
В порыве битвы забывает обо всём, не думает о последствиях своих действий.
Ярославна
О ветер, ветрило!Зачем, господин, веешь ты навстречу?Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого.
О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую…
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
Чтобы не слала я к нему слез
на море рано.
Любящая жена, Ярославна просит силы природы помочь её мужу.
Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.Душа Ярославны готова лететь к любимому мужу
И взыграло море. Сквозь туманВихрь промчался к северу родному —Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Природа помогает Игорю бежать из плена.
Олег Гориславич
Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.
Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,
Этот князь упоминается автором как зачинатель усобиц, раздоров между князьями. Он осуждает Олега.
Всеслав Полоцкий
Пусть и вещая душа была в крепком теле,
Но часто страдал он от бед.
Ему первому и вещий Боян мудрым припевом предрек:
«Будь хитер, будь смышлен.
Будь по птице горазд,
Но божьего суда не минуешь!»
Этот князь ищет славы, лучшей доли, его автор показывает хитрым, но и ему не удалось избежать смерти.
Боян
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Боян прославлял князей, их подвиги.
«Вещие персты он подымал…»Автор высоко ценит талант Бояна, называя его « вещим», здесь – в значении волшебника, чародея.
«…И на струны возлагал живые, —Вздрагивали струны, трепетали,Сами князям славу рокотали…»Боян пел свои песни, играя на гуслях.
Кончак и Гзак
«Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея, за Русскую землю», «черный ворон, неверный половчанин!»Половецкие князья показаны как олицетворение чёрной, вражеской силы, которую необходимо победить.

Характеристика героев

Князь Игорь

  • Игорь правил Новгород-Северским городом в Черниговской земле. Он совершил поход на половцев в 1185 году, хотя такой необходимости не было. Ровно за год до этого Святослав уже победил врагов.
  • Игорь не смог участвовать в победоносном походе, поэтому он тоже решил пойти на половцев, показать своё мужество, храбрость. В основном эгоистические мотивы, а не истинная необходимость двигали его поступками.
  • Чувства и желания Игоря преобладают над разумом, поэтому он и совершает роковую ошибку, погубив войско, хотя и осознаёт это. Это противоречивый герой, его автор и осуждает, и прославляет одновременно. Игорь способен пересмотреть свои действия, понять ошибки, поэтому и поёт славу автор этому герою.
  • Многое привлекает в Игоре: храбрость, боевой дух, патриотизм, мужество. Однако есть и отрицательные черты в герое: погоня за личной славой, недальновидность, эгоизм, честолюбие.

Князь Святослав

  • Святослав — Великий киевский князь, опытный, мудрый, « убелённый серебряными сединами».
  • Это двоюродный брат Игоря и Всеволода. Хотя его и называют «отцом»- по старшинству, иерархии между князьями.
  • Он понимает, что только в единстве сила, призывает князей к единению. Это призыв звучит в его « золотом слове», обращённом к князьям.
  • Князь уверен что главная задача правителя — это забота о народе, стране, о её безопасности и процветании.
  • Святослав способен понять другого и простись за ошибки, как он сделал это по отношению к Игорю, погубившему дружину. Он призывает его исправить ошибки, встать единой стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

Князь Всеволод

  • Всеволод — родной брат Игоря. Он тоже идёт на половцев, попадает в плен и возвращается домой, к жене Ольге Глебовне ( Ольга- дочка Юрия Долгорукого).
  • Всеволод — храбрый, отважный воин. Ни на минуту не колебался, когда шёл защищать родную землю. Не случайно его называет автор Буй-тур, то есть смелый, отважный.
  • Он любит брата Игоря, помогает ему, считает, что браться должны действовать сообща.
  • Это опытный военачальник, именно благодаря и его дружине Игорь одерживает победу в первом бою с половцами. Всегда показывал пример своим воинам, шёл впереди дружины.
  • Но и к нему автор относится двойственно, отмечает, что князь должен не только быть отважным в бою, но и думать о дружине, предвидеть последствия своих действий, а именно дальновидности Всеволоду и не хватало. Жажда славы ослепляет и его.

Ярославна

  • Несмотря на свою молодость, Ярославна сильна духом. Она любит мужа, призывает силы природы — ветер, солнце, Днепр- помочь ему.
  • Героиня олицетворяет всех женщин Руси — матерей, жён, ждущих своих мужчин с поля боя. Они красивы душой, сильны, выносливы, терпеливы, берегут семейный очаг.
  • Плач Ярославны — один из самых трогательных эпизодов произведения.

Боян

  • Боян — древнерусский поэт и певец. Он прославлял князей, их победы.
  • Боян не был современником автора, «…О Боян, старинный соловей. », то есть певец из прошлого.
  • Боян не является героем произведения, но его автор не раз вспоминает, чтобы показать цель своего повествования: он не будет описывать только подвиги героев, а будет следовать правде, не «растекаться мыслию по древу», то есть е описывать, художественно приукрашивая действительность, как это делал Боян.
  • «…В отличие от Бояна, автор «Слова» не только воздает хвалы князьям. Он взвешивает и расценивает их деятельность не с точки зрения их личных качеств (удаль, храбрость и т. д.), а с точки зрения оценки всей их деятельности для общенародного блага…» (Д. С. Лихачев )»

Автор

  • Автор «Слова…» неизвестен, но можно понять, что это был патриот своей страны, образованный и очень мудрый человек.
  • Он осознавал, что причиной бед Руси являлась разобщённость князей, поэтому создал произведение, главная мысль которого- призыв к единению.
  • Вражда только ослабляет страну, уничтожает государство — в этом был уверен автор. Поэтому , прославляя князей, он с упрёком писал об их тщеславии и эгоизме, которые привели к трагедии.
  • Автор выражает уверенность, что распри на Руси прекратятся, призывая к единению перед лицом врага.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию