Образ и характеристика Любима Торцова в комедии Бедность не порок Островского сочинение

Образ Любима Торцова и его характеристика (Бедность не порок Островского)

Любим Торцов – один из персонажей пьесы Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Гордею Карпычу Торцову, богатому помещику и самодуру.

У Любима Торцова – вольная и широкая русская душа, это свободолюбивый и независимый человек. Он жил и воспитывался в семье, где царили старинные домостроевские нравы, всю жизнь ему приходилось подчиняться отцу и старшему брату. Душа прогрессивного героя требовала свободы и воли, ему хотелось вырваться из родного дома, где все давит и гнетет общепринятыми правилами. Любиму необходимы новые впечатления, самостоятельная жизнь.

После смерти своего отца, Любим получил свою долю родового наследства, представляющее собой деньги и ценные бумаги. Получив возможность вырваться из дома, Любим забрал деньги, ценные бумаги, и поехал в Москву. Обратив все бумаги в деньги, Торцов пустился во все тяжкие. Молодой, богатый, бесшабашный, он сразу нашел много друзей, любящих погулять и повеселиться за чужой счет. Началась разгульная, свободная жизнь. Кутежи, пьянство, разные компании – весело жил Любим, ни в чем себе не отказывая. Вино лилось рекой, а река денег вскоре иссякла, превратившись в тоненький ручеек. Исчезли деньги, исчезли и друзья. Промотав большую часть отцовского наследства, Любим оставшуюся часть поручил московскому другу и фабриканту Африкану Савичу Коршунову. Предприимчивый и хитроумный фабрикант, обвел Торцова вокруг пальца, и стал Любим Торцов, сын помещика, бродягой и шутом.

Все пропил Любим, но не пропил человеческие чувства, свою честную и открытую душу. Тяжело заболел Торцов, долго лежал в больнице, и принял решение вернуться к брату. Попросил его о милости, чтобы принял Гордей его в свой дом. Но и в доме Гордея, он не сдерживает порывов своей вольной души, и опять ссорится с братом. Честный и справедливый, Любим сумел помешать своему брату выдать дочь замуж за старика Коршунова, заодно обвинив фабриканта в обмане и махинациях. Он сумел сделать так, что Гордей Карпыч собственноручно выдал свою дочь за Митю.

Любим Торцов хорошо понимает жизнь, которую он видел со всех сторон, был он и богатым, и расточительным, был и нищим бродягой. Он жалеет, что не родился сразу бедным, «бедность – не порок!» говорит он Гордею. Жалко Любиму, что, обладая деньгами, всю жизнь свою он растратил попусту, ничего не добившись в жизни, и ни сделав ничего хорошего.

Но Любим Торцов остался настоящим человеком, олицетворением настоящей русской души, русским человеком.

Вариант 2

Любим Торцов один из самых ярких, запоминающихся персонажей в произведении Островского. Его отец был простым крестьянином, который смог разбогатеть, открыв собственное дело. После своей смерти он завещал своё состояние сыновьям. Любиму достались деньги отца, а Гордею его дело.

Любим прокутил свои деньги в Москве, где жил на широкую ногу и вёл праздный образ жизни. Часть денег, которая у него осталась, была доверена другу. Но друг оказался нечестным человеком и обманул Торцова.

Тогда Любиму пришлось вернуться домой, к своему брату. Брат тем временем сумел продолжить дело отца и хорошо заработать. Он был гордым и не захотел принимать Любима, сказав, что тот теперь относится к «низшему обществу».

Но на самом деле Любим не был человеком глупым и не страдал гордыней. Он стал ходить по другим домам в виде скомороха и зарабатывал себе деньги на жизнь, шутя и поясничая. Гордея это очень рассердило, тот посчитал, что брат позорит их семью.

После этого, Любима выгнали насовсем. Тогда герой находит приют у Мити и идёт просить милостыню, присоединившись к другим нищим. Он не стыдиться побираться, работать шутом, но вот на воровство он никогда не пойдёт. Герой очень переживает из-за того, как пошла его жизнь и хочет, наконец, взяться за ум.

Митя же был влюблён в племянницу Любовь Гордеевну, которая собиралась выходить замуж за Коршунова, того самого человека, обманувшего Любима на деньги. Тогда герой помогает расторгнуть свадьбу, чем осчастливливает множество человек. Этому рады и сам Митя, и Любовь и даже её мать.

Любим понимает, что мошенник Коршунов, также через женитьбу отберёт деньги у его брата Гордея. Таким образом, он помогает сохранить состояние Гордея и тот прощает брата. Этим поступком, Любим показывает, что он честный человек, готовый прийти на помощь близким.

В образ Любима автор вложил идею о том, что человек потерявший своё состояние и положение в обществе, не обязательно потерял и свои моральные качества. И даже опустившись на социальное дно, некоторые могут остаться честными и благородными, иметь добрые помыслы.

Герой, повидавший и богатую и бедную жизнь даже жалеет, что не родился сразу бедняком. Ведь имея с рождения отцовской состояние, он не знал цену деньгам и позволил себе их растратить и прокутить. И даже не добился ничего стоящего. Но главное, что этот герой сумел сохранить высокие представления о морали, не забыл, где добро, а где зло.

Сочинение Любим Торцов

Коварство и любовь, подлость и благородие, богатство и бедность вот вечные темы, которые никогда не потеряют своей актуальности пока живет человечество.

Вряд ли найдется русский писатель классик, который в своем творчестве не коснулся этих тем. Не исключение составляют произведения А.Н.Островского.

Конфликт двух поколений, желание любой ценой получить признание в высшем обществе, основные темы пьесы А.Н.Островского «Бедность не порок». В легкой, комической форме сумел писатель затронуть конфликты интересов того времени.

Одним из самых интересных образов пьесы – Любим Торцов. На Руси всегда особо относились к юродивым людям. Их считали вестниками бога, к ним прислушивались, даже боялись. Таким нам представил своего героя и А.Н.Островский. Юродивый не от природы, а по убеждению, он ведет себя так как считает нужным, не считаясь с мнением общества того времени. Любим побирается, ведет себя как шут, полная противоположность своего родного брата Гордея Карпыча. Богатый брат считает, Любима позором семьи.

Автор изображает Торцова младшего пьяницей, это сродни русскому мужику, он прекрасно понимает, что низко пал, но при этом его душа чиста. Сам он говорит, что и его «слеза до небес дойдет». Любим не делает людям плохого, наоборот, старается помочь нуждающимся, пусть не деньгами, а словом. Что же нам рассказывает автор о прошлом героя? В прошлом Любим много работал, поэтому как и его брат жил в достатке. Разгульная жизнь и встреча с Африкан Савичем, привела к нищете героя. Он надеялся на помощь брата, но тому главное не родство, а мнение общество, продвижение по бюрократической лестнице. Вот таким бедным, но чистым душой, предстает перед читателем, Любим.

Само имя говорит об отношении автора к своему герою, Любим в переводе со старославянского «любимый». И все, кто его любят и ценят, нравственные, чистые душой люди.

Два брата два мира времени: богатого, в лице Гордея Карпыча, который готов для достижения своей цели пожертвовать своей дочерью, деньги для него решают все и бедного, в лице Любима Торцева, для которого мораль превыше всего, он верит, что человек может быть счастлив и без денег и высокого положения.

Любим единственный, кто сумел убедить своего богатого брата изменить решение и дать возможность дочери выйти замуж за бедного Митю. Он словно чистит заблудшие души. Даже невестка призналась, что не смогли бы они замолить свои грехи, если бы не «Любимушка».

Молодежь того времени видели в Любиме Торцове героя своего времени, который своим демократичным поведением, призывает к нравственности поколения. Несмотря на простоту сюжета, легкость восприятия, пьеса стала одной из ярких событий того времени. Не исключено, что образ Любима Торцова впоследствии нашел свое продолжение в творчестве Л.Н.Толстого, а именно в его драматическом произведении «Живой труп» в Феде Протасове.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Любима Торцова и его характеристика

Популярные сегодня темы

Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки

Это история сироты, которая попала в приемную семью. В сказке три части. В первой – зачин о категориях плохих людей. «Своего брата не стыдятся» приемные родители девочки и сводные сестры

Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

Тихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой

Горький написал произведение «На дне». Больше всего на свете автору хотелось показать совсем другой слой населения, о котором мало чего известно. И эти люди находятся на самом дне

Образ и характеристика Любима Карпыча Торцова в пьесе “Бедность не порок” Островского

Любим Карпыч Торцов
(актер П. М. Садовский)

Любим Карпыч Торцов является одним из ярких персонажей пьесы “Бедность не порок” Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Любима Карпыча Торцова в пьесе “Бедность не порок” Островского: описание героя в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по пьесе “Бедность не порок”
Все материалы по творчеству Островского

Образ и характеристика Любима Карпыча Торцова в пьесе “Бедность не порок” Островского

“Митя, прими к себе купеческого брата Любима Карпова сына Торцова.”

“. кто может заметить, что у нас тятенька мужик был?”

“Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе то из за куска хлеба; хоть под старость-то да честно пожить.”

“Зачем же вы пьете, Любим Карпыч? Через это вы сами себе враг!”

Любим Карпыч. Зачем я пью. От глупости! Да, от своей глупости. А ты думал, от чего?

Любим Карпыч. Нельзя перестать: на такую линию попал.”

“Не знаю. Должно быть, дяденька что‑нибудь… На него иногда находит.”

Разлюляев. Вот так раз! Славные штучки Любим Карпыч отмачивает! ха… ха… ха. Такие пули отливает, что только люли!

Маша. Я просто не знала, куда деваться от стыда.”

“Остался я после отца, видишь ты, мал‑малехонек, с коломенскую версту, лет двадцати несмышленочек. В голове‑то, как в пустом чердаке, ветер так и ходит! Разделились мы с братом: себе он взял заведение, а мне дал деньгами, да билетами, да векселями. Ну, уж как он там разделил – не наше дело, Бог ему судья! Вот я и поехал в Москву по билетам деньги получать. Нельзя не ехать! Надо людей посмотреть, себя показать, высокого тону набраться. Опять же я такой прекрасный молодой человек, а еще свету не видывал, в частном доме не ночевывал. Надобно до всего дойти! Первое дело, оделся франтом, знай, дескать, наших! То есть такого‑то дурака разыгрываю, что на редкость! Сейчас, разумеется, по трактирам… Шпилен зи полька, дайте еще бутылочку похолоднее. Приятелей, друзей завелось, хоть пруд пруди! По театрам ездил…”

“Я все трагедию ходил смотреть, очень любил, только не видал ничего путем и не помню ничего, потому что больше все пьяный.” (Любим о театре)

“Я походил по Москве‑то, я все видел, все… Большую науку произошел!”

“Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся.”

“Таким‑то по́бытом деньжонки все я ухнул; что осталось, поверил приятелю Африкану Коршунову на божбу да на честное слово; с ним же я пил да гулял, он же всему беспутству заводчик, главный заторщик из бражного, он же меня и надул, вывел на свежую воду. И сел я как рак на мели: выпить не на что, а выпить‑то хочется. Как тут быть? Куда бежать, тоску девать? Продал платье, все свои модные штуки, взял бумажками, разменял на серебро, серебро на медные, а там только пшик, да и все тут!”

Коршунов. Я тебя, братец, помню: ты по городу ходил, по копеечке сбирал.

Любим Карпыч. Ты помнишь, как я по копеечке сбирал; а помнишь ли ты, как мы с тобой погуливали, осенние темные ночи просиживали, из трактира в погребок перепархивали? А не знаешь ли ты, кто меня разорил, с сумой по миру пустил?

Коршунов. А ты сам чего зевал? Ведь тебя за ворот не тянули, любезный. Сам виноват.”

“Как жил? Не дай Бог лихому татарину. Жил в просторной квартире, между небом и землей, ни с боков ни сверху нет ничего. Людей стыдно, от свету хоронишься, а выйти на Божий свет надобно: есть нечего. Идешь по улице, все на тебя смотрят… Все видели, какие я штуки выделывал, на лихачах с градом закатывал, а теперь иду оборванный да обдерганный, небритый… Покачают головами, да и прочь пойдут. Страмота, страмота, страмота!”

“Да ведь голод‑то не тетка, что‑нибудь надобно делать! Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать. Бывало, дрожишь с утра раннего в городе, где‑нибудь за углом от людей хоронишься да дожидаешься купцов. Как приедет, особенно кто побогаче, выскочишь, сделаешь колено, ну и даст, кто пятачок, кто гривну. Что наберешь, тем и дышишь день‑то, тем и существуешь.”

“Так уж решился, как совсем выздоровею, так сходить Богу помолиться да идти к брату, пусть возьмет хоть в дворники. Так и сделал. Бух ему в ноги. Будь, говорю, вместо отца! Жил так и так, теперь хочу за ум взяться. А ты знаешь, как брат меня принял! Ему, видишь, стыдно, что у него брат такой. А ты поддержи меня, говорю ему, оправь, обласкай, я человек буду. Так нет, говорит, – куда я тебя дену.”

“На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора.”

Любим Карпыч – незлой, великодушный человек. Он прощает Африкану Савичу его обман и подлость и не держит на него зла. Кроме того, он не держит зла на брата Гордея, который бывает с ним довольно суров:

“Что за злоба! Я тебе давно простил.” (Любим – Африкану)

“И я был богат и славен, в каретах ездил, такие штуки выкидывал, что тебе и в голову не придет, а потом верхним концом да вниз. Вот погляди, каков я франт!”

“. я все видел, все… Большую науку произошел!”

“Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли. “

“Жил так и так, теперь хочу за ум взяться.”

“Мне работишку дадут; у меня будет свой горшок щей. Тогда то я Бога возблагодарю. Брат! и моя слеза до неба дойдет!”

“. хоть под старость-то да честно пожить. Ведь я народ обманывал: просил милостыню, а сам пропивал.”

“Я человек маленькой, червяк ползущий, ничтожество из ничтожеств! Ты другим‑то зла не делай.”

Митя (вынимает деньги). Вот извольте, сколько вам нужно.

Любим Карпыч (берет). Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.) Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.) Брат не умеет ценить тебя.”

“Есть ремесло хорошее, коммерция выгодная – воровать. Да не гожусь я на это дело – совесть есть, опять же и страшно: никто этой промышленности не одобряет.” (Любим о себе)

“За что меня гонят? Я не чисто одет, так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил… Меня гонят. “

“Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок.”

Любим Карпыч – небезразличный человек. Он не остается в стороне, когда брат Гордей решает выдать свою дочь Любовь замуж за старика Африкана Коршунова, не очень хорошего человека. Любим Карпыч намеренно устраивает скандал, в результате которого свадьба отменяется.

Читайте также:  Образ и характеристика Варвары в пьесе Гроза Островского сочинение

Любим просит брата Любима, чтобы тот выдал свою дочь Любовь замуж за любимого ею приказчика Митю. Суровый и непреклонный Гордей в конце концов смягчается и прислушивается к мнению брата и дает согласие на свадьбу Любови и Мити. Таким образом Любим Карпыч совершает действительно важный, добрый поступок, который влияет на судьбу многих людей:

“Человек ты или зверь? Пожалей ты и Любима Торцова! (Становится на колени.) Брат, отдай Любушку за Митю – он мне угол даст.”

Вероятно, после этого случая жизнь Любима Карпыча меняется к лучшему, а его отношения с братом улучшаются.

Это был цитатный образ и характеристика Любима Карпыча Торцова в пьесе “Бедность не порок” Островского: описание героя в цитатах.

Произведение Островского «Бедность не порок»: анализ пьесы

Пьеса «Бедность не порок» была написана в 1853 году. Она создавалась для московского Малого театра и была посвящена актеру Прову Садовскому. Роль Любима Торцова автор писал специально для своего друга. Сначала произведение называлось «Гордым Бог противится», только затем оно получило известное сегодня название «Бедность не порок». Анализ пьесы позволяет увидеть духовный мир разных слоев общества. Власти долго не разрешали ставить столь острый по содержанию спектакль. Постановку на сцене Малого театра критики восприняли далеко не однозначно.

Основной смысл пьесы

Жанр произведения — комедия. Даже в характерах героев есть комические черты. По ходу сюжета постоянно возникают смешные ситуации. Этот жанр подразумевает торжество добра над невежеством, и в пьесе так и происходит. В своем сочинении «Бедность не порок» автор высмеивает некоторых представителей купеческого сословия, готовых в погоне за модой отречься от своих традиций и привычек.

Постепенно становится понятно, что название пьесы отображает уверенность Островского в нравственной чистоте небогатых, но умных людей и духовной несостоятельности многих зажиточных граждан. Выбор в качестве названия народной пословицы «Бедность не порок», значение которой можно раскрыть по-разному, позволяет понять, почему люди, имеющие материальный достаток, в духовном плане оказываются нищими.

Главная мысль произведения заключается в возвышении образов положительных героев:

Они, в отличие от других персонажей — Гордея Карпыча и Коршунова, обладают подлинной добродетелью.

Сюжет произведения

Приказчик купца Гордея Карпыча Митя очень беден и поэтому хозяин считает его никчемным человеком. Но молодой человек обладает качествами, отличающими человека с большой буквы:

  • Всеобъемлющей добротой.
  • Отзывчивостью.
  • Честностью и порядочностью.
  • Необычайной мягкостью характера.

Именно эти качества ценятся в людях, но они же, не дают возможности Мите поправить материальное положение. Чувства, которые испытывает парень к Любови Гордеевне, не дают ему перейти на более престижное место. В ней он видит смысл своей жизни и надеется на создание семьи. К тому же девушка отвечает взаимностью. Но Торцов никогда не разрешит дочери выйти замуж за нищего молодого человека, который, по мнению купца, не имеет никаких перспектив в карьере.

В качестве подходящего мужа для дочери отец выбрал фабриканта Коршунова. Стараясь не замечать, что Африкан Савич нечист на руку, и, главное, совершенно не нравится Любаше, купец готов устроить так называемое счастье любимой дочери. Проблема в том, что в душе он не может не понимать, насколько тошно девушке будет жить с этим жадным стариком и всю жизнь мучится от невозможности стать счастливой.

Главным спасителем является Любим Торцов. Его считают никчемным и недостойным приличного общества человеком. Однако зритель начинает понимать метания героя, когда становится известна история его конфликта с братом.

Гордей нечестно разделил наследство отца, а Любим по глупости и молодости промотал то, что ему причиталось. Только после попадания в больницу, откуда он вышел по-настоящему повзрослевшим, Любим понял, что попросту прожигает жизнь и решил обратиться за помощью к родному брату. Но искреннее желание начать новую жизнь не смягчили Гордея, который посчитал, что это уронит его престиж в глазах общества.

В результате понимая суть проблемы, Любим продолжил пить и вести разгульную жизнь. При этом он отлично разбирался в людях и сознательно обличает своего, так называемого друга Коршунова в обмане, грабеже простых людей и нелюбви к жене. Разоблачение вызывает гнев Африкан Савича и видя неадекватное поведение потенциального зятя, Гордей Карпыч решает изменить свой план, обещая отдать дочь за Митю. Кажется, он с открытой душой благодарит брата, что он открыл ему глаза на истинный порок.

Проблематика и композиция

Кроме выявления истинных пороков и добродетелей, Островского интересует вопрос о замене национальных традиций зарубежными ценностями и науками. Образование нужно, но оно не должно идти в ущерб национальному самосознанию. Гордей Карпыч стыдится своего происхождения, ненавидя этот мир. Главным признаком культурности для него является красивая и модная обстановка в доме, правильное изъяснение и шампанское. Идея жить в столице купцу по душе.

Но защищая культурные традиции страны, Островский в то же время осуждает патриархальный взгляд на отношения в семье. Он считает, что дети не должны беспрекословно подчиняться воле родителей. Иногда им лучше идти собственным путем.

Композицию пьесы организуют три действия. В сюжете много народных песен и поговорок. Эта тема близка большинству читателей. Конечно, счастливая концовка не слишком вписывается сюжет и даже слегка натянута автором. Никто в пьесе не сказал: «Бедность не порок», это только подразумевалось, а главный герой, бедный, но достойный человек, подтвердил своими действиями этот вывод автора.

Произведение актуально до сих пор. Оно многократно ставился на сценах различных театров, в том числе современных, список постановок можно найти в Википедии. В 1969 году спектакль Малого театра был экранизирован режиссером Антониной Зиновьевой.

СПАДИЛО.РУ

История создания и постановки

Пьеса «Бедность не порок» была задумана и написана А. Н. Островским летом 1853 г. Первоначально комедия носила название «Гордым Бог противится». В ходе работы замысел драматурга расширился. Он значительно изменил и обогатил образы Мити и Любима Торцова.

В ноябре 1853 г. Островский дважды читал свое новое произведение в узком кругу друзей. Писатель с гордостью признавался, что такого успеха «не имела до сих пор ни одна моя комедия».

Драматург надеялся поставить комедию на сцене к святкам, так как именно в эти праздничные дни разворачивается ее действие. Однако цензурная проверка и репетиционная подготовка затянули время постановки.

Премьера пьесы состоялась в конце января 1854 г. в московском Малом театре. Небывалому успеху способствовал удачный актерский состав, в котором особо отмечали П. М. Садовского, исполняющего роль Л. Торцова. В сентябре 1854 г. комедия была поставлена в Петербурге. В этом же году она была впервые опубликована отдельным изданием.

Читайте также:  Сочинение на тему Русская литература в отечественном кинематографе

Теплый прием пьесы публикой во многом основывался на использовании вставных музыкальных номеров с песнями и плясками. Островский включил в нее множество старинных народных, записанных и лично сочиненных песен.

Смысл названия

Использовав в качестве окончательного названия поговорку, Островский подчеркнул народный характер своей комедии. Выражение «бедность не порок» отражает весь нравоучительный смысл произведения, возвышает образы главных положительных героев (Мити и Любима Торцова) и противопоставляет их мнимым добродетелям Гордея Карпыча и Коршунова.

Центральная тема произведения также заложена в названии

Молодой приказчик Гордея Карпыча Митя обладает самыми лучшими человеческими качествами: добротой, отзывчивостью, мягкостью характера, честностью. Единственным его недостатком является беспросветная бедность, что в глазах хозяина выглядит пороком. Митя никак не может поправить свое положение. К тому же он пересылает большую часть своего и без того небольшого жалования матери.

Для способного приказчика, конечно, есть вариант перейти на службу в другую семью. В доме Торцова его удерживает любовь. Страсть Мити к Любови Гордеевне — настоящее, искреннее и чистое чувство. Девушка чувствует это и сама влюбляется в скромного молодого человека. Взаимному счастью опять же мешает бедность Мити. Для богатого купца брак дочери с нищим подчиненным — вещь невозможная.

Гордей Карпыч считает идеальным мужем для дочери фабриканта Коршунова. Он находится под его полным влиянием и предпочитает не замечать нечистых действий Африкана Савича. Ослепленный купец даже готов пожертвовать счастьем своей действительно любимой дочери. В душе он понимает, что обрекает Любовь на муку, отдавая ее за жадного старика.

Спасителем и главным положительным героем в пьесе выступает еще один «порочный» человек. Любим Торцов и правда ведет недостойный образ жизни. Однако через рассказ об истории своего «падения» образ Любима Торцова очищается.

Раздел отцовского имущества, скорее всего, был произведен Гордеем нечестно. Любим признается, что и сам виноват вследствие молодости и глупости: «…такого-то дурака разыгрываю, что на редкость». Внезапно свалившееся в руки богатство вскружило голову молодому человеку, в которой «как в пустом чердаке, ветер так и ходит!». Пристрастившись к пьянству, Любим промотал свою долю наследства, чему активно способствовал Коршунов.

Просветление нашло на Любима после попадания в больницу. Тогда у него и возникла мысль обратиться за помощью к родному брату. Искреннее и горячее желание «за ум взяться» не смягчило сердце Гордея. Он грубо встретил Любима и отказал ему в помощи, почитая это за стыд.

Любим с горя вновь начал пить и «позорить» брата своим поведением. При этом в душе он остается очень хорошим человеком. Горький жизненный опыт позволяет Любиму прекрасно разбираться в людях.

Появление хмельного Любима Торцова в финале произведения — центральный эпизод пьесы. Его иносказательное обличение Коршунова («я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил») наконец-то открывает Гордею глаза на все происходящее. После речи Любима Африкан Савич показывает свое истинное лицо, чем вызывает гнев Гордея Карпыча. В порыве он обещает отдать дочь за Митю.

В результате Гордей вынужден поблагодарить брата за то, что он его «на ум наставил, а то бы свихнулся совсем». Истинная порочность благодаря Любиму выявлена. Очень показательна оговорка Разлюляева в финале: «пьянство не порок… то бишь — бедность не порок».

Проблематика

Наравне с проблемой различения истинных пороков и добродетелей Островский поднимает вопрос об чрезмерном увлечении мнимыми культурой и образованностью в ущерб национальным традициям. Гордей Карпыч стыдится своего «мужицкого» происхождения. Он простодушно считает, что красивая «небель», ученый «фицыянт» и шампанское делает его культурным человеком. Действительный уровень развития купца отражает его фраза: «жить в Москве али бы в Питербурхе, а бы, кажется, всякую моду подражал!».

Защищая народные культурные традиции, Островский в то же время осуждает традиционный взгляд на семейные отношения. В XIX веке в народной среде продолжало господствовать мнение о том, что дети должны беспрекословно подчиняться родительской воле.

Любовь Гордеевна обязана выйти замуж за выбранного отцом жениха. Несмотря на любовь к Мите и его предложение обвенчаться тайно, она заявляет: «Должна я ему [отцу] покориться, такая наша доля девичья».

Композиция

Пьеса состоит из трех действий. Она насыщена большим количеством народных песен и их фрагментов, пословиц и поговорок. Герои разговаривают живым, образным языком, поэтому воспринимаются читателями и зрителями спектакля очень близко.

Счастливая концовка немного натянута автором. Спасительное появление Любима Торцова можно сравнить с классическим древнегреческим приемом («бог из машины»).

Герои пьесы “Бедность не порок” А. Островского: краткая характеристика, анализ персонажей

Меню статьи:

После выхода пьесы «Бедность не порок» в обществе произошел фурор – критика произведения не была однозначной. Находились хвалители пьесы и те, кто высказывал недоумение и бранил, но равнодушных не было. По задумке автора, пьеса должна была выйти под другим названием – «Гордым Бог противится». В ее составе должно быть два акта. Но в процессе работы над произведением поменялась и тема (автор подобрал более прозаичную коннотацию), и планы по поводу объема пьесы.

Наличие богатого материала позволили автору увеличить ее, уделить больше внимания раскрытию образов персонажей.

Сюжет пьесы довольно прост – купец хочет выдать против воли дочь за старого, но богатого владельца фабрики. Свадьба со стариком не привлекает девушку, наличие у нее возлюбленного усиливает неприязнь к свадьбе – в результате развившегося конфликта купеческая дочь выходит замуж по любви за неприглядного в финансовом положении человека.

Главные герои пьесы

Гордей Карпыч

Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.

«Да разве с ним сговоришь» – говорят про него. Он не желает считаться с чьим-либо мнением, конечно, если это не мнение богатого человека занимавшего более высокое положение в обществе, чем он.

Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.

Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.

Любовь Гордеевна

Вторым по значимости персонажем является Любовь Гордеевна – дочь Гордея Карпыча. Она очень красива, но малообразована так как «в пансионе не училась», но искренняя и добрая, руководствуется позывами своего сердца: «говорю что чувствую».

Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.

Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.

Любим Карпыч

Любим Карпыч – брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского “Бесприданница”, где освещаются проблемы, связанные с неравным браком.

Африкан Савич Коршунов – богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.

Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».

Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».

Митя – «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.

Второстепенные герои пьесы

Пелагея Егоровна

Пелагея Егоровна приходится женой Гордею Карпычу Торцову. Несмотря на то, что она, как мать должна принимать активное участие в жизни дочери, а значит активно действовать в пьесе, Островский не наделяет ее такими полномочиями, она второстепенный персонаж пьесы.

В целом же это милая, добрая и сердечная женщина. Окружающие ее любят. В молодости женщина любила плясать и петь, с радостью принималась за эти занятия. Сейчас она уже состарилась и ее пыл утих. К тому же не совсем удачное замужество сделало свое коварное дело. Она считает себя глубоко несчастной, муж ее не ценит, да и собственно и за человека не считает «ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего». За много лет супружеской жизни Пелагея Егоровна смирилась с таким отношением, поэтому даже в критических ситуациях, как, например, с замужеством дочери, она не перечит мужу и не пытается указать на его заблуждение, хотя и явно видит, что этот брак принесет много несчастья дочери.

Читайте также:  Сочинение Русский народ в сказе Лескова Левша

Яша Гуслин

Следующим действующий персонаж – Яша Гуслин. Он тоже состоит в родстве с Торцовым (племянник Гордея). Он честный добрый человек, но, к сожалению, бедный, поэтому его дядя вниманием и похвалою не балует. Его любит Пелагея Егоровна за добрый нрав и за любовь к музыке, она приглашает его к себе в гости, чтобы он спел и сыграл на гитаре. Яша дружен с Митей и помогает ему в трудных ситуациях: заступается за него перед Гришей, помогает встретиться с Любовью Гордеевной. Сам он влюблен в бедную вдову Анну, но женится на женщине не предстоит возможным – дядя не желает давать разрешение влюбленным на свадьбу.

Анна Ивановна

Возлюбленная Гуслина вдовствующая женщина, такая же бедная, как и сам Яша. Ее зовут Анна Ивановна . Она является другом семьи Торцовых, но и это не помогает ей но уговорить дать согласия на свадьбу Гордея Карпыча.. В конце пьесы все меняется и Анна с Яшей получают долгожданное разрешение.

Гриша Разлюляев

Гриша Разлюляев – молодой купец, богатый наследник. Отец его, как и он сам не гонится за модой и не стремится приобщаться к новым веяниям, что вызывает крайнее неодобрение у Гордея Карпыча Торцов невысокого мнения о Грише, читает его человеком незаурядного ума. Разлюляев – человек веселый и добродушный. Он дорожит своей дружбой с Митей.

Таким образом, в пьесе Николая Островского « Бедность не порок» образовались два противоборствующих лагеря. С одной стороны Гордей Карпыч и Африканий Савыч, которые готовы в погоне за богатством и положение в обществе переступить через моральные запреты и устои, принести в жертву что угодно. С другой Любим Карпыч, Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна, Митя, Яша, Анна и Гриша. Они искренне верят в то, что в мире должно быть добро, а жить главное честно, порядочно и по совести. В результате добро побеждает – Гордей меняет свои взгляды, осознает ошибочность своих поступков – это позволяет избежать жизненных трагедий практически всех персонажей пьесы. Островский показывает нам на примере Торцова, что не нужно гнаться за чем-то призрачным и далеким – необходимо искать счастье поблизости и ценить тех, кто пытается привнести хоть немного счастья тебе.

Островский отодвигает любовную линию на второй план. Для него важно изобразить существование истинных семейных ценностей, желание выбиться в высшее общество любой ценой, игнорирование личных качеств и желаний, стойкость патриархальных традиций, оттого пьеса обретет новый смысл – это не просто история с хорошим концом, а способ указать в комической форме на изъяны общества.

Комедия Островского Бедность не порок – краткое содержание

Известная пьеса «Бедность не порок» была написана замечательным писателем Александром Николаевичем Островским в 1953 году. А уже ровно через год это произведение вышло из печати отдельной книгой. Известно, что комедия Островского имела успех, поэтому в 1854 году ее ставили на сценах Московского Малого и Александрийского театров. Сам автор не ожидал такого успеха. Рассмотрим кратко особенности этой комедии.

История создания пьесы

Александр Островский задумал написать свое новое произведение в середине июля 1853 года, но исполнить задуманное смог лишь только в конце августа. Автором был задуман сюжет, в котором должно было быть только лишь два акта. Но во время написания Александр Николаевич изменил не только структуру своего сочинения, но и название. Когда ее написание было окончено, то при прочтении был неожиданный и огромный успех, который ошеломил даже самого Островского.

Смысл названия

Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на то, что в мире, в котором живут главные герои, нет справедливости, все-таки может существовать любовь. Прекрасен мир русского труженика, прекрасны его праздники и обряды. Но при этом русский народ голодает и проживает свою жизнь в нищете, из которой они выбраться никак не могут. Работники полностью зависят от своего хозяина, который груб и невеж. На первое место выступают не духовные ценности, а богатство, и это главный порок человечества.

Проблемы, затронутые Островским

Писатель Островский поднимает много проблем в пьесе «Бедность не порок», но основной все-таки является противостояние личности и среды.

Если человек беден, то часто многие ценности этого мира проходят мимо его. Он оказывается несчастлив в любви, и сложности возникают постоянно на его пути.

Но и деньги не могут принести счастья. Нельзя любить за деньги или дружить, так как это все равно перейдет в ненависть.

Это интересно: Пьеса Александра Островского Бесприданница: краткое содержание по главам

Но вот отношения к человеку часто складываются потому, насколько он богат. К сожалению, душевные и нравственные качества отступают на второй план.

Идея пьесы «Бедность не порок»

Александр Николаевич в пьесе прекрасно описывает, как деньги влияют на человека, как быстро он начинает им подчиняться, ставя на первое место, и забывают о том, что окружает вокруг, даже о родных и близких людях. Но Островский показывает, что, имея огромную власть над людьми, они все-таки бывают бессильны. И эта идея доказывается в истории с Любовью Гордеевной, которая смогла отстоять свою любовь, хотя и ей, и Мите пришлось пройти через испытания.

Особенность сюжета

Особенностью сюжета в целом является раскрытие основной, главной, проблемы через конфликт пьесы. По замыслу писателя, старшее поколение старается полностью подчинить уже взрослых детей. Они не думают о счастье молодого поколения, а лишь только стараются приумножить свое богатство. Любовь в системе их ценностей не значит ничего.

Комедия построена следующим образом:

  1. Завязка, в которой молодой и небогатый приказчик Митя признается Любе в своих чувствах.
  2. Кульминация, в которой отец Любы желает выдать свою дочь за богатого фабриканта.
  3. Развязка, в которой читатель постоянно слышит монолог Любима, и влюбленные получают родительское благословление.

Характеристика действующих лиц

Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества, во главе которого стоят деньги.

  • Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
  • Пелагея Егоровна, жена Торцова.
  • Люба, их дочь.
  • Любим Торцов, брат богатого купца.
  • Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
  • Митя, приказчик.

Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.

Это интересно: Пьеса Гроза Островский: краткое содержание по действиям и анализ сцен

Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика

Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.

Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.

Краткое содержание комедии

Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.

Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву отдать.

Это интрересно: Роман Бесы Достоевский: краткое содержание произведения

А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.

Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.

Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви.

Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.

Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.

Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца, они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.

Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.

Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.

В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.

Это интересно: Роман Преступление и наказание: краткое содержание великого произведения

Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы.

Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание

Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет

Вывод

Островский заканчивает свое произведение торжеством добра и наказанием порока. Именно свадьба главных героев доказывает название о том, что бедность не может быть пороком, а главный порок – это черствость человеческих душ и жажда богатства.

Ссылка на основную публикацию