Образ и характеристика Мечика в романе Разгром Фадеева сочинение

Сочинение Мечик в романе Разгром Фадеева (характеристика и образ)

Менчик Павел – молодой человек, обладающий достаточно интеллигентным характером и хорошим образованием, которое он получил после окончания гимназии. Несмотря на оконченное образование, он не успел сформироваться как мужчина, в его характере прослеживается множество незрелых черт, которые не позволяют ему принимать обдуманные и взвешенные решения.

Он постоянно ищет подвигов и приключений, и именно поэтому попадает под руководство Шалдыбы, который заправляет партизанским отрядом. И именно там он начинает понимать, что люди, которые его окружают, совершенно не совпадают с его представлениями, созданными под влиянием пылкого воображения.

В бою Менчик будет ранен, жизнь его спасет Морозко, который питает к нему некое отвращением. Когда герой попадает в госпиталь его настигает меланхолия по тихой и спокойной жизни в дали от постоянной войны. Он проникается светлыми чувствами к Варечке, которая работает сестрой милосердия, но является законной супругой Морозки. Он мечтал найти в ней недостающее спокойствие и защиту, а также вернуться вместе с ней в родной город и начать спокойную жизнь.

Когда молодой человек выздоравливает его отправляют в другой отряд под подчинение к Левисону. Здесь все к нему проникаются отвращением, из-за того, что молодой человек привык быть лентяем и задавалой.

При этом он считает начальника жестоким и грубым, говорит о том, что он часто совершает недопустимые ошибки, что подрывает его авторитет перед другими сослуживцами.

В финальной главе автор рассказывает о том, что герою не хватает смелости, он является первым партизаном, но позорно убегает от казаков. Потом он понимает, что совершил тотальную ошибку. Сам признавая это он в слух говорит: что же я наделал, какую ошибку совершил. Он чувствует себя отвратительно, старается перекинуть свою ответственность на других. Но при этом у него не получается заглушить голос собственной совести.

Таким образом, можно сказать, что внешние обстоятельства не сказываются на становление характера героя, он не пытается взрослеть, но при этом у него хорошо развита совесть, которая в конце мучает его за принятое решение, которое оказалось неверным.

Вариант 2

В романе Александра Александровича Фадеева «Разгром» одним из центральных персонажей является молодой человек по фамилии Мечик.

Павел Мечик – это совсем юный парень, только окончивший гимназию и получивший хорошее образование. Он юн, воспитан, интеллигентен. Павел, в силу своего возраста еще не сформировался как мужчина, поэтому ему слишком сложно принимать адекватные решения в сложных ситуациях. Он редко размышляет о правильности своих поступков.

Мечик Павел всегда стремиться к совершению «великого» поступка, чтобы его заметили и оценили. Именно это стремление к приключениям и любопытство приводит его в партизанский отряд, которым руководит Шалдыба. Чем дольше он находиться среди незнакомых ему людей, тем больше он осознает, что они никак не подходят под его представление о настоящих партизанах.

Павел вместе с партизанским отрядом отправляется в бой, где он получает серьезное ранение. На помощь к нему, несмотря на некое отвращение к молодому парню спасает от верной гибели партизан Морозко. Лежа в госпитале его, начинает обуревать грусть по родным местам, он хочет оказаться у себя дома, а не на войне. В госпитале работает молодая девушка по имени Варечка. Павел начинает испытывать к ней чувство влюбленности. Но между ними не может ничего быть, так как она является законной женой партизана Морозко.

После выздоровления Павел вновь возвращается в партизанский отряд, но им руководит Левисон. Там к молодому человеку так же испытывают неприязнь, так как Мечик по своей натуре ленив, и не любит утруждать себя работой.

Павел считает, что его начальник слишком жесток и груб по отношению к своим подчиненным. Он постоянно говорит, что Левисон подрывает авторитет Мечика среди других партизан.

На самом деле Павел оказался простым трусом, который бежал, испугавшись казаков. Конечно, потом он понимает, что поступил неправильно. Голос совести, который сидит внутри молодого человека вынуждает постоянно винить себя. Он даже вслух постоянно произносит слова обвинения в свой адрес.

Несмотря на то, что Павел побывал во многих серьезных ситуациях, они его ничему так и не научили. Он так и остался задавакой, и слабым человеком. Но где-то в глубине души все же его гложет совесть и он осознает, что последний поступок был неправильным.

Образ Мечика

Прочитав роман Фадеева «Разгром», для меня сложился следующий образ главного героя: неуверенный, взрослый, но все еще неразвитый в душе мужчина, не предназначенный для грубой жизни партизана. Почему я сопоставил именно эти качества, объясню ниже.

Впервые на страницах романа Мечик представляется нам, когда второй, не менее главный, но совершенно противоположный герой, спасает Павлу жизнь. Сам автор описывает его лицо чистеньким, хотя и измазанным кровью. Я понял эти слова иначе. Чистенький – значит еще не поверженный жизнью, со светлыми представлениями реальности, человеческой сущности.

Для Морозка Мечик был не приятен тем, что был мягок и не готов к действительности. Он представил его непостоянным, никчемным и не умеющим говорить правду. Но разве Павел виноват в том, что воспитывался иначе Морозки? Виноват ли он в том, что его семья была интеллигентной и воспитывала его с помощью книг? Я считаю, что нет.

И попав в отряд партизан, он не понимает жестокости, которая там развернется, он ищет романтику там, где ее нет. А все происходящее воспринимает как пощечину его персоне. Об этом говорит тот эпизод, когда ему вместо сильного, боевого коня дают крестьянскую лошадь, не предназначенную для военных действий.

Мечика привлекает настрой старика по имени Пика, который считает, что человек должен быть близок к природе и жить в единстве со всеми, не принося никому вреда. Но привлекает эта позиция лишь одну из сторон Павла – романтика его души и чистота. А другая его сторона не может противиться жестокости Левинсона, который отнял у корейца свинью, обрекая всю его семью на смерть, и который решил умертвить Фролова, потому что он тяготил их в походе.

На все это ему не хватает отваги и твердости, он не умеет отстаивать свое мнение и защищать свои интересы.

Еще один момент, показывающий одну из отрицательных сторон Мечика, невозможность принять искреннюю любовь девушки Вари. Павел отталкивает девушку, которая пытается его утешить. Он стесняется ее чувств, и боится, что об этом узнают его товарищи.

Мечик не готов к такой жестокой жизни, жалея себя, он решает сбежать из отряда партизан, тем самым показывая свою трусость и мягкость характера.

Фадеев не любит своего героя, делая его отрицательным персонажем, он показывает читателям, что он жалок и подл.

Но я считаю, что не каждый человек может жить в таких условиях. Для того чтобы вырасти мужественным и отважным, нужно знать все стороны человеческой жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Мечик в романе Разгром Фадеева

Популярные сегодня темы

Роман «Герой нашего времени» рассказывает несколько историй, связанных с приключениями Григория Печорина – молодого дворянина и офицера. Он был избалован и любил найти приключения.

Алексеев – один из второстепенных героев романа Гончарова «Обломов». В самом начале романа в гости к Обломову приходят его знакомые. Алексеев являлся четвёртым по счёту гостем.

Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции.

Тема любви в русской литературе освещена довольно подробно. Многие писатели часто обращаются к созданию сюжетов, связанных с этим чувством в самых разных его проявлениях.

В 1842 году в Украине, в славном городе Мариуполь, родился будущий талантливый художник Архип Иванович Куинджи. Необычная фамилия Куинджи, досталась от деда татара, который носил данное прозвище.

«Портретная характеристика: Морозка и Мечик»

Чтобы подробнее рассмотреть «Разгром», необходимо кратко передать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизанской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп населения. Один из главных героев, партизанский командир Левинсон, — человек «правильной породы», которого все любили и уважали. Его маленький партизанский отряд испытывает голод, усталость, лишения, постоянные угрозы для жизни, смерть многих и многих. Я вижу, что события разворачиваются на окраинах бывшей царской России, в гуще народа, среди людей подавленных и угнетенных. Представителями народа являются шахтерская масса, из которой выделяется отчаянный Морозка, ответственный и исполнительный Дубов, из крестьян — бывший пастух Метелица, человек отважный и смелый.

Представителями интеллигенции являются Мечик и доктор Сташинский. Маленький партизанский отряд Левинсона, пробираясь к своим, защищается от многократно превосходящих сил противника, мужественно преодолевает различные препятствия на своем пути. Финал романа драматичен. Отряд попадает в засаду, остается девятнадцать человек. Партизаны разгромлены, но в конце романа я вижу светлое и ободряющее начало, которое показано через отчаянный подвиг Морозки. В последних строчках романа мы видим надежду автора на светлое будущее, которое выражается в словах: «нужно было жить и исполнять свои обязанности».

Теперь обсудим героев романа, каждый из которых индивидуален на свой лад. Следует выделить из персонажей командира отряда Левинсона, который не отличается яркой внешностью, но обладает талантом руководителя. Левинсон чувствует на себе ответственность за доверенных ему людей. Он настоящий большевистский вожак, сознательный руководитель масс, человек «особой, правильной породы», готовый на самоотречение ради своих идеалов. Левинсон пользуется настоящим уважением, служит примером подражания юного Бакланова. Однако Фадеев, по-моему, несколько идеализирует своего героя. Ведь если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что Левинсон вполне обыкновенный человек со слабостями и недостатками. Дело в том, что он умеет таить и подавлять все свои страхи и сомнения, мучительные разлады. Левинсон очень искусно руководит людьми.

Юный Бакланов старается подражать своему командиру во всех мелочах. Автор показывает, что помощник командира – набирается опыта для будущего. Фадеев рисует образ рассудительного Гончаренко. Я считаю, что этот подрывник тоже является в какой-то мере человеком «правильным». Я читала, как четко и самоотверженно действовал Гончаренко во время отступления, искусно взрывал гать, как рассудительно и умно говорил с партизанами. Такие люди беспредельно преданы революции и ее идеалам, они знают, что делают и куда идут, ради чего сражаются.

В романе мало персонажей, но зато Фадеев внимательно исследовал каждую личность, ее становление и развитие. Поэтому прежде чем показать человека на вершине героизма, писатель изображает его в обычной обстановке. Фадеев показывает нелегкий быт партизан, их будничную жизнь. Например, Морозка прошел тернистый путь, превращаясь из партизана нерадивого в партизана «исправного». В начале романа я вижу несознательность и недисциплинированность Морозки, его грубое обращение с Варей, которая хотела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало начало его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более осмысленной, он старается постичь свои поступки и окружающий мир. «Беспечное озорство» Морозки превращается в ответственность, происходит становление личности. В результате чего Морозка совершает поистине героический поступок в конце романа, пожертвовав своей жизнью ради товарищей. Выделяется в романе и бывший пастух Метелица. Этот герой отважен и стремителен, его храбрость восхищает окружающих.

Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жизни. В данном случае революция помогла герою не потерять свои прекрасные качества. Он получает возможность использовать и раскрывать их в полную меру. Меня восхищает Метелица: его огонь, движение, хищные глаза, решительность, стремительность, молниеносность. Фадеев показывал становление стихийности в сознательное начало на примере Морозки. Метелица же, по-моему, — дополнение образа Левинсона. Сомнения и опыт командира сочетаются с решительным Метелицей. Это можно наблюдать на примере того, как ловко Левинсон подменяет стремительный план Метелицы более спокойным и осторожным. Автор показывает достоинства Метелицы, которыми не наделен Морозка. Но каждый герой по-своему индивидуален и неповторим. Естественное поведение Морозки в начале романа характеризуется расхлябанностью, хулиганством, бесшабашностью и безотчетностью многих поступков.

Но если Метелице и Морозке автор симпатизирует, то к Мечику Фадеев испытывает полную антипатию. Автор показывает, как мелкобуржуазный интеллигент Мечик ищет романтики и героических подвигов в Гражданской войне. Но, увидев обыденность, воровство, издевательства, насмешки, ругательства в партизанской массе, Мечик разочаровывается; Мечик морален, но его качества проявляются только на словах, а не на деле. Мечик думает только о спасении своей собственной жизни, он ненадежен. Соприкасаясь со сложностью реальной жизни, он теряется, у него не остается идеалов: ни желанного подвига, ни чистой любви к женщине. Его трусость и неуверенность вскоре порождают предательство, которое Фадеев клеймит позором. Мечик обладает абстрактным гуманизмом, который пассивен и не требует жестокости и суровости. Однако этот гуманизм причиняет страдания. Пожалев Фролова, Мечик сделал ему только хуже, причинил страдания. Его мораль направлена против него. По-моему, он не создан для подвигов и войны, да и вообще для такой жизни, в которой сейчас находится. Его душа слишком изнежена, совестлива и ранима. Фадеев показывает, что партизанская среда не приняла этого интеллигента. Автор подчеркивает ненужность интеллигенции в большевистской борьбе. Но не все же интеллигенты такие, как Мечик.

Читайте также:  Сочинение Двойники Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

Мне кажется, что Мечик просто не готов к борьбе, его неуверенность и юный романтизм породили отрицательные качества. В результате он предал товарищей. В становлении личности этого героя большую роль сыграла городская среда. Фадеев не принимает Мечика, хотя он симпатизирует врачу Сташинскому. Врач — это интеллигент, но бесконечно предан своему делу, своим идеалам, которые никогда не предаст. Это показано на примере убийства Фролова. Даже в критических ситуациях нельзя убивать безнадежного больного, но в данном случае не сделать этого тоже нельзя. Отсюда я могу сделать вывод, что и интеллигенция в революции играет тоже существенную роль.

Итак, на примере этого маленького отряда мы видим стихийное и сознательное становление масс. Этим и определяется главная и основная мысль «Разгрома». Фадеев определил ее так: «. в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». В романе есть и отбор, и отсев, и переделка людей. Но этот «отбор человеческого материала» ведет сама война. В результате погибают лучшие люди, кто уже успел полюбиться читателю: Метелица, Бакланов. После своего духовного становления героически погибает Морозна. В отряде остаются такие никчемные люди, как Чиж. Но Фадеев фанатично верил в то, что происходит прорыв к добру и справедливости, к новой духовной жизни, к свободному радостному труду без буржуев. Но действительность порой была совсем другой, реализм внедряется в жизнь, показывая героическую личность, возвышая и развивая ростки коммунизма в воображении. Я хочу заметить, что исследование людей и событий не всегда ведет к положительному результату. Выявляются и отрицательные стороны, которые нельзя скрывать и сглаживать, справедливость не всегда бывает чистой.

Однако мы должны отдать должное Фадееву за то, что он ярко раскрыл тему, идею и композицию романа, а также четко поставил две основные концепции. Первая — это единство мира и человека в нем, а вторая — гуманизм. Фадеев показал нам не только партизанский отряд, но и картину крестьянской жизни, без которой немыслимо описание партизан, ведь почти все они вышли из крестьян. Вспомним Метелицу и Морозку. Гончаренко утверждал, что в каждом из них сидит мужик. Автор показывает неразрывность людей и крестьянского мира. Гуманизм в «Разгроме» показан не через милостивое отношение к женам и детям противника, а через воздействие новых отношений на характеры и личность людей.

Основную тему и идею Фадеев определил в «переделке людей». Именно этой главной мысли и подчинена композиция. Персонажей в романе немного, но автор внимательно исследует каждую личность. Этому глубокому анализу изменений внутреннего мира человека в ходе борьбы и подчинена первая половина романа. Автор повествует о человеке, о его судьбе, о его испытаниях. Не зря же начало разгрома описано только в десятой главе. Но даже во время военных действий Фадеев прежде всего показывает состояние, поведение и переживания участников сражения. Автор довершает характер героя его поступками. В своем романе автор утверждает непобедимость народа в войне. Фадеев был настоящим солдатом партии, истинным борцом за светлое будущее. Конечно, он видел и мрачные стороны действительности, но твердо верил, что вскоре они исчезнут. И мы должны отдать должное Фадееву за такую преданность делу, за самоотверженность и труд.

А. Фадеев «Разгром»: образы героев (Литература XX века)

Роман «Разгром»А. Фадеева это произведение не столько о революции, сколько о человеке. Сам автор говорил, что во время войны «происходит отбор человеческого материала», намекая тем самым на глубинные изменения в человеческой душе, вызываемые экстремальными условиями жизни. Создавая роман «Разгром» он стремился не передать хронику событий или выразить поддержку той или иной борющейся стороне, а показать как война меняет людей и как в ее условиях просыпаются наши глубоко спрятанные стороны личности.

Основное внимание уделено трем действующим персонажам: командиру «правильной породы» Левинсону, «маменькиному сынку» Мечику и Морозке, который «не искал новых дорог».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Война преобразит каждого из них. Хотя по закону жанра каждый из них имеет как отрицательные, так и позитивные черты, мы сможем четко проследить пробуждение лучших сторон у Морозки, проявление человеческих чувств Левинсона и ослабевание Мечика.

В начале романа мы знакомимся с Морозовым Иваном, пытающимся отказаться от задания командира. Морозка представляется нам весьма простым парнем, который не делает сознательно ничего очень хорошего или слишком плохого. Точнее, он всю жизнь живет несколько бессознательно. Работать пошел на шахту, подобно отцу, женился на блудливой Варьке не из-за большой любви и на службу пошел без особого стремления, так уж вышло. В целом он добродушный парень и неплохой товарищ.

Впервые он себя проявит, став свидетелем столкновения другого партизанского отряда с японцами. Увидев, что отряд бросает раненого, Морозка решается ему помочь, тем самым спасая раненому жизнь. В будущем он невзлюбит спасенного Мечика, но в этот момент Морозка впервые проявит героизм, который позже закрепится в нем. Его «рост» будет идти не без «косяков», ведь однажды в отряде встанет вопрос об изгнании Морозки за проступок – кражу дыни. Но тем не менее, в конце книги мы убедимся в том, что Морозка, пережив сложности гражданскойо войны закончит ее героем, он, поняв, что Мечик его бросил, сделает все, чтобы предупредить отряд об опасности и совершит последний, предупреждающий выстрел, прежде чем будет убит.

Мечик, соперник Морозки на любовном фронте, представляет совершенно иной типаж. По происхождению он не из «простых», представляет собой интеллигенцию, окончил гимназию. Он-то пошел в партизаны осознанно – хотел почувствовать себя героем, совершить подвиг. Однако реальность оказалась отлична от героических книг и романтизированных представлений о войне. Здесь, в отрядах, люди грубы и порой жестоки. Эту реальность Мечику сложно принять. После своего выздоровления, став частью отряда, он так и не сможет подружиться с его членами, кроме Чижа. Партизаны его не принимаю, называют «маменькиным сынком» и «желторотым». А после признания Левинсону в желании покинуть отряд командир даст ему другое название «пустоцвет». На самом деле Мечикова нельзя назвать пустым человеком. Просто он несколько наивен, подобно ребенку. До момента участия в военных действиях он, вероятно, видел возвышенное в людях и верил, что каждый может быть героем.

С одной стороны, мысль о том, что после убийства Морозки его заботит только факт, что он «запачкал» свою душу говорит об эгоизме. С другой стороны, если мы от каждого участника боевых действий будем ожидать героизма, то сами в наивности уподобимся Мечику. Проявления эгоизма – нормальная черта абсолютного большинства людей. Мечик трус, но и страх в целом-то нормальное чувство.

Мечик не понимает философию войны и жертв, которых она требует. Его ужасают мысли об отравлении Фролова или отымания единственной свиньи у многодетной семьи. Это Левинсон может оправдать себя тем, что отнимает свинью, чтобы отряд защищал сотни таких же семей, но для Мечик такой взгляд разделить не способен. Однозначно судить о его отношении к подобным моментам трудно. Ведь вопрос стоят ли жертвы цели далеко неоднозначен.

Четко на него мо бы ответить командир Левинсон. Этот человек – прирожденный лидер, его авторитет в отряде непререкаем. Когда он на минуту уснул на лошади,

подъезжая к госпиталю, этого никто не заметил. Его подчиненным и в голову не могло прийти, что он тоже устал. Он идейный патриот, готовый на жертвы ради своей цели. Левинсон верит, что и остальными в этом походе руководит не только инстинкт самосохранения, но и другой «не менее важный инстинкт…без которого никто не пошел бы умирать». Отряд доверил ему решать свою судьбу, но это дается командиру нелегко. Он скрывает свои чувства от чужих глаз, но в конце книги, узнав о смерти Бакланова не сможет сдержать слез.

Так в этих трех образах Фадеев показал нам совершенно разные возможные ветви развития человеческой души в условиях войны. Он создал противоположные друг другу образы людей, разделяющих разные взгляды и имеющих разные устремления. Война изменила всех и изменила по-разному.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id39844

Характеристика Мечика (по роману А. Фадеева “Разгром”)

Мечик – один из главных героев романа А. Фадеева “Разгром”. Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти.

Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: «чистенький». Фадеев пишет: « – Больно, ой… бо-больно. – стонал раненый, когда ординарец перебрасывал его через седло. Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови».

Морозке Мечик не понравился с самого начала. И вот что говорит Фадеев по этому поводу: «Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить».

Мечик – совсем еще юный, почти мальчик. Он как-то «не вписывается» в среду партизан, огрубевших, закаленных суровыми условиями жизни. Мечик оказался здесь, в партизанском отряде, не из политических убеждений, а из любопытства. Его влечет сюда романтика. Но первые же дни пребывания среди красных очень быстро убедили героя, что никакой романтики в этой классовой борьбе нет. Есть только суровая проза. Мечик почувствовал себя оскорбленным до глубины души, когда вместо ретивого, мускулистого коня ему досталась жалкая, худая лошаденка, привычная к крестьянской пахоте: «Он чувствовал себя так, словно эту обидную кобылу с разляпанными копытами дали ему нарочно, чтобы унизить с самого начала».

Сказать по правде, читая роман, я долго присматривалась к Мечику, решая, что же он все-таки такое. Сначала этот герой меня привлек какой-то своей мягкостью, интеллигентностью, деликатностью. Эти качества так выгодно смотрятся на фоне огрубевших, постоянно матерящихся партизан. Мечика влечет к старику по имени Пика, к его жизненной философии, заключающейся в том, чтобы быть близким природе, никогда не убивать, не воевать. Трудно не согласиться с Пикой: действительно, как бы было хорошо, если бы на земле воцарился мир, люди бы забыли о вражде, войнах.

Но постепенно, по мере более близкого знакомства с юным Мечиком, я вдруг открыла, что он ничего собой не представляет. Мечик трусоват: у него не хватает мужества возразить Чижу, оборвать отношения с этим двуликим, подлым человеком. Мечика покоробило, когда Левинсон отнял у корейца свинью, тем самым подтолкнув его семью к неминуемой голодной смерти. Трясущийся, седоватый кореец, в продавленной проволочной шляпе, с первых же слов «взмолился, чтобы не трогали его свинью». Сердце Мечика «сжималось». «Он убежал за фанзу и уткнулся лицом в солому», перед его глазами все «стояло» «заплаканное старческое лицо, маленькая фигурка» корейца. Мечик спрашивал себя: «Неужели без этого нельзя?». Он «знал, что сам никогда не поступил бы так с корейцем, но свинью он ел вместе со всеми, потому что был голоден».

Другой яркий эпизод романа – сцена «убийства» Фролова. Мечик стал свидетелем разговора Левинсона и врача Сташинского. Юноша узнает о жестоком решении Левинсона умертвить Фролова, человека, который тяжело ранен и давно должен был умереть. Отряду надо уходить, а Фролов – обуза. Страшное впечатление произвел подслушанный разговор на Мечика. Он бросился к Сташинскому: «- Обождите. Что вы делаете. Обождите! Я все слышал. »

Мечику тяжело видеть страдания обреченного на голодную смерть старика корейца; его пугает жестокость Левинсона, который ради «общего дела» готов лишить жизни человека. Но ведь Мечик ел вместе со всеми свинью несчастного корейца! И сохранил в секрете страшную тайну о том, что Фролов умер не своей смертью, а был отравлен ядом!

Да, Мечик – мягкий человек, его коробят жестокость, бесчеловечность, все то, что несет с собой классовая борьба. Ему не хватает мужества, твердости, воли. Все, на что способен этот герой, – это потихоньку, подобно вору, сбежать из партизанского отряда: «Я не хочу больше переносить это», – подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко себя». И неслучайно Фадеев обращает наше внимание на мысли своего юного героя: «Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью,» – подумал он снова, чтобы еще сильнее разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную наготу и подлость». Я думаю, авторское отношение к Мечику – отрицательное. Проявляет его автор открыто, называя мысли своего героя «жалкими», «подлыми».

Читайте также:  Сочинение Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина

Не красит Мечика и его отношение к Варе. Варя полюбила этого человека. Наверное, в сердце девушки, которая не может отказать ни одному мужчине и которая отдавалась почти каждому партизану в своем отряде, живет тоска по настоящему чувству. Мечик привлек ее своей непохожестью на грубых партизан, показался Варе тем самым, единственным мужчиной. Девушку потянуло к нему, и Мечик, со своей стороны, сначала тоже тянется к Варе. Но герою не дано оценить ее самоотверженной любви. Да и вообще, разве можно назвать мужчиной человека, который грубо отталкивает женщину, бросившуюся к нему, чтобы поддержать в трудную минуту. Тем более, что эта женщина – единственный человек во всем свете, который его любит: «- Куда. Ах, пусти. – он рванулся и оттолкнул ее, лязгнув зубами». Мечик рванулся еще раз, едва не ударив ее! Но ведь и самой Варе страшно. Это Мечик, на том основании, что он мужчина, должен был поддержать и утешить Варю!

Мечик боится, что об их отношениях с Варей узнают в отряде. Я думаю, деликатному, интеллигентному, человечному Мечику не хватает качеств, без которых мужчина не может именоваться мужчиной. Он труслив, немужественен, не умеет найти подход к людям, напрямую высказать свои взгляды. Этот герой получает свободу ценой предательства.

Роман Александра Фадеева “Разгром”: анализ произведения, характеристика героев, история создания

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра – эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война – только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток – от начала разгрома и до прорыва – вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур – Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик – занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон – истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке – именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда – человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда.

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него – выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда – взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» – Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя – живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного – умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он – как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров – Левинсона, Дубова, Бакланова – и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие – ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» – за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал – он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик – выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, – грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко – проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции – передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием – «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка – остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Читайте также:  Трагедия Самсона Вырина - сочинение для 7 класса

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них – неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах – кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» – это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава – это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.

Образ и характеристика Морозки в романе “Разгром” А.А. Фадеева

Морозка, Морозов Иван — персонаж романа А.А. Фадеева «Разгром», 27 лет, ординарец командира партизанского отряда Левинсона, шахтер во втором поколении: « дед еще пахал землю, отец променял чернозем на уголь ». Морозка родился в темном бараке у шахты № 2, когда сиплый гудок звал на утреннюю смену. Отец, узнав, что у него четвертый сын, «напялил измазанный углем брезентовый пиджак и ушел на работу».

В двенадцать лет Морозка научился вставать по гудку, пить водку, сквернословить. По жизни он шел старыми выверенными тропами: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке. Морозка стал ходить по праздникам в село, на обратном пути вместе со всеми «шахтерскими» крал на баштанах арбузы, огурцы, купался в речушке.

Во время стачки на шахте Морозку посадили в полицейский участок «за болтливость», надеясь «пристращать и выведать о зачинщиках». Морозка рассказал спиртоносам в камере несметное количество похабных анекдотов, но никого не выдал.

На фронте Морозка попал в кавалерию, шесть раз был ранен, два раза контужен, « уволился по чистой еще до революции ». Он вернулся домой, пропьянствовал еще две недели, женился на гулящей, доброй и бесплодной Варе, откатчице шахты № 1. В восемнадцатом году, забрав с собой жену, Морозка ушел защищать советы. Советы отстоять не удалось, путь на рудник ему был закрыт. В партизанском отряде Морозка попадает сначала в шахтерский взвод Дубова.

Служебные обязанности ординарца Морозка выполнял с неохотой: надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а более всего — нездешние проницательные глаза Левинсона. После отказа Морозки отвести пакет, командир предлагает ему сдать оружие начхозу и убираться на все четыре стороны, так как в отряде «баламутов не надо».

Морозка угрюмо берет письмо и не столько Левинсону, сколько себе поясняет: « Уйтить из отряда мне никак невозможно, а винтовку сдать тем паче . Потому не из-за твоих расчудесных глаз, дружище мой Левинсон, кашицу мы заварили. По-простому тебе скажу, по-шахтерски. ».

Уезжая с пакетом, Морозка сообщает подрывнику Гончаренко, что командир промяться велел. «А то, говорит, ты тут еще детей нарожаешь». Морозка слышит вслед: «Дурак . Трепло сучанское».

Конь Морозки Мишка — крепкий, мохнатый, рысистый — очень похож на хозяина («такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив»). Партизаны любовались посадкой Морозки: « приподнявшись на стременах, отклонившись к передней луке выпрямленным корпусом, он плавно шел на рысях, чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи ».

Проезжая мимо заброшенных баштанов сельского председателя Хомы Рябца, Морозка воровато огляделся, отвязал мешок, соскочил с лошади и, пригибаясь к земле, пополз по грядам. Он складывал дыни в мешок, некоторые тут же съедал, разламывая на колене.

Рябец смотрел на Морозку невыносимо строгим и скорбным взглядом; ему трудно было представить, что человек, которого он в течение месяца кормил, одевал, как сына, обкрадывал его баштаны. Морозка опустил мешок, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошади. Он хотел вытряхнуть дыни, захватить мешок, чтобы не осталось никаких улик, но поняв, что теперь уже все равно, помчался по дороге «пыльным, сумасшедшим карьером».

Узнав о проступке Морозки, Левинсон распорядился к вечеру собрать сельский сход вместе с отрядом. В комнате было жарко, зелено от дыма. Партизаны и мужики забили проходы. Морозка протиснулся в дверь — сумрачный и злой.

В мужичьих голосах, осуждающих Морозку, не чувствовалось злобы: зачем шкодить было, так дадим («свиней кормим, не жаль дерьма для хорошего человека»). Левинсон «немигающим взглядом выдернул Морозку из толпы, как гвоздь». Морозка пробрался к столу, низко склонил голову, руки дрожали, он ни на кого не смотрел. Самым страшным был для него укор Дубова: «Блудишь? Позоришь угольное племя?». Дубов предлагал выгнать Морозку из отряда.

Морозка бледный, как полотно, не отрываясь смотрел ему в глаза, и « сердце падало в нем, как подбитое ». Дело решилось после заступничества Гончаренко. « Ну как нам выгнать его, дурака. Мы с ним весь Уссурийский фронт прошли, на передовых. Свой парень, не выдаст, не продаст. ».

Сам Морозка объясняет кражу дынь очень просто: «сызмальства это у нас». Он опять вспомнил слова Дубова, глаза его «брызнули светом, темным и влажным». « Я кровь отдам по жилке за каждого . слово дать могу . шахтерское . уж это верно будет — мараться не стану ».

Морозка уверен, что ему не везет, называет свою жизнь «жистянкой». Эти мучительные мысли приобрели особую яркость и остроту после ссоры с Мечиком. Морозка чувствовал себя обманутым в своем прошлом: от самых пеленок видел он только кровь и пот, гульбу и работу, каторжный труд.

С «грустной, усталой, почти старческой» злобой он думал, что ни одной минуты жизни уже нельзя вернуть, чтобы прожить по-иному. Морозке казалось, что кто-то упорно мешал попасть на казавшуюся ему прямой, ясной, правильной дорогу. По этой дороге шли Левинсон, Бакланов, Дубов. Морозка даже никогда подумать не мог, что «враг сидит в нем самом», поэтому считал, что он страдает «из-за подлости людей», таких, как Мечик «в первую голову».

Тревожное состояние Морозки усугубляется мыслями о жене Варе и Мечике. Услышав грязные намеки бойкого кудрявого парня, Морозка с силой ударил его ногой. Сильный Гончаренко, опасаясь за судьбу Морозки, сумел предотвратить скандал, разняв дерущихся. Гончаренко опасался, что о скандале узнает Левинсон. Впервые Морозка с интересом и любопытством смотрит на подрывника, который сочувствует ему.

Сам не замечая того, Морозка теперь старается быть около него. Гончаренко был «свой в доску», он «мог понимать», «сознавал». Скоро дружба Морозки с Гончаренко стала очень тесной. Общаясь с Гончаренко, Морозка начинал думать, что он тоже «исправный партизан». Думая так, он невольно приобщался к «осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко». В этой жизни не было места ненужным и праздным мыслям. Теперь лошадь у Морозки всегда в порядке, сбруя крепко зачищена, винтовка начищена и блестит. В бою он первый и надежнейший, товарищи любят и уважают его за это.

Убит конь Морозки Мишка. Морозка не шевелясь сидит около, безнадежно обхватив руками колени, прижатые к груди, смотрит на коня блестящими, сухими, невидящими глазами.

Вечером он справляет «поминки по коню». Выставив вперед и растягивая гармонь «от всей души», точно «похабничал и тут же каялся», он идет посреди улицы с «циничным развальцем». Чуб у него растрепался, свисал на глаза и прилипал к красному потному лицу. За Морозкой шла орава местных пьяных парней без поясов и шапок. Они шли по улице, спотыкаясь, распугивая собак, проклиная «до самых небес, нависших над ними беззвездным темнеющим куполом, себя, своих родных, близких, эту неверную, трудную землю».

Ночью Варя чуть не наступила на Морозку, он лежал на животе, головой к плетню, подложив под голову руки, чуть слышно стонал. Лицо у него было измученным, бледным, опухшим. Когда Варя хотела постучать в избу, где стоял Гончаренко, Морозка протрезвел от испуга, болезненно сморщился и схватился за голову: «. Ведь он меня за человека, а я. Ну, как же? . Не-ет, разве можно . ».

Обида на Варю куда-то ушла, Морозка хотел поцеловать жену, но постыдился. За всю совместную жизнь он целовал ее только в день свадьбы, когда был пьян и соседи кричали «горько». На сеновале Морозка засыпает, прикорнув у ее плеча, а она не смогла заснуть. «Снова по старой тропинке одну и ту же лямку. ».

Утром Морозка с омерзением и страхом вспоминает свое вчерашнее недостойное поведение. Это он, Морозка, пьяный ходил по улицам и орал на все село похабные песни. С ним запанибрата был Мечик, его враг, которому он клялся в любви и просил прощения. Что скажет Левинсон? Разве можно показаться на глаза Гончаренко после такого дебоша?

Морозке дали нового коня, отбитого у белых. Это был гнедой высокий тонконогий жеребец с короткой подстриженной гривой и тонкой шеей, отчего он имел очень неверный предательский вид. Коня окрестили Иудой.

Все уже седлали коней и выводили их за ворота, а у Морозки все было неисправно. Седло без подпруги, винтовка осталась в избе у Гончаренко. Запасную подпругу дает ему Дубов, изо всех сил вытянув Морозку ею по спине. Тот не огрызнулся, не почувствовал обиды и боли, считая, что он это заслужил. Мир стал для Морозки еще мрачней. Выстрелы, что трещали во тьме, эта темь, эта судьба, что поджидала его за околицей, казались ему справедливой карой за все, что он совершил в жизни.

Загудели бомбометы, грохнули орудийные залпы, один за другим рвались снаряды. Шахтерский взвод Дубова мужественно бился, давая возможность отряду отступить. Мечика Бакланов посылает в дозор, за ним отправляют Морозку. Первый дозорный задремал в седле, не заметил казаков.

Морозка, зная, что впереди есть дозорный, плохо следил за тем, что творилось вокруг него. Он находился в состоянии крайней усталости, осталось одно желание отдыха, отдыха во что бы то ни стало. Он не думал больше о своей жизни, о Варе, о Гончаренко, не жалел о смерти Дубова, хотя тот был одним из самых близких ему людей. Он мечтал только о той обетованной земле, где можно будет приклонить голову.

Эта обетованная земля представлялась Морозке в виде большой залитой солнцем мирной деревни, полной жующих коров и хороших людей, пахнущих скотом и сеном. Он заранее предвкушал, как он привяжет лошадь, напьется молока с куском пахучего ржаного хлеба, потом заберется на сеновал и крепко заснет под теплой шинелью. Внезапно перед Морозкой выросли желтые околыши казачьих фуражек, Иуда попятился назад, всадив его в кусты калины, кроваво затрепетавшие перед глазами. Радостное видение большой залитой солнцем деревни в сознании Морозки слилось с мгновенным ощущением неслыханного гнусного предательства, только что совершенного здесь. «Сбежал, гад. » – сказал Морозка, вдруг с необычайной ясностью представив себе противные чистые глаза Мечика и испытывая чувство щемящей тоскливой жалости к себе и людям, которые ехали позади него.

Морозке жаль было не того, что он умрет сейчас, а того, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих, доверившихся ему людей, что ехали позади него. Он « так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревавших » людей, что в нем не зародилось мысли о какой-то возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности. Он выхватил револьвер, высоко поднял его над головой, чтоб было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено. В то же мгновение что-то звучно сверкнуло, ахнуло.

Мир точно раскололся надвое, Морозка вместе с конем упал в кусты, запрокинув голову.

Ссылка на основную публикацию