Образ и характеристика Метелицы в повести Разгром Фадеева сочинение

Любимый герой А.Фадеева в романе «Разгром»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Любимый герой А.Фадеева в романе «Разгром»… Кто же он? Я думаю, что это Метелица. С какой теплотой, симпатией рисует писатель образ этого обаятельного человека!

Пастух Метелица «весь был огонь и движение». В нем чувствуется неуемная жажда жизни, он полон энергии. Метелица предан делу, которое защищает, для него идея революции – священное понятие. Это на удивление цельная натура.

Молодой, энергичный Метелица «не лишен военной сметки», он «выставил свой план отступления». Фадеев обращает внимание читателей на «смелый полет Метелицыной самостоятельной мысли». Да и сам командир отряда, Левинсон, с уважением относится к юному пастуху, невольно «любуется» им.

У Метелицы детская, добрая душа. Его трогает до глубины души маленький подпасок, парнишка, которого он встречает ночью, выполняя свое трудное задание. При виде этого мальчишки и всей его убогости (а перед ним крестьянский мальчонка в пиджаке «с хозяйского плеча», в рваных штанишках «с просвечивающими голыми коленками», бросается в глаза «тонкая детская шея») в душе Метелицы «пробуждается» «что-то – такое же жалкое, смешное, детское». Метелица отказывается от предложенного парнишкой угощения – картошки и хлеба, не желая объедать сироту.

Во время разведки Метелица проявил неосторожность и попал в плен. Среди врагов пастух ведет себя смело и решительно.

Первым делом деятельный, неугомонный Метелица «обшарил весь сарай, ощупал все дырочки, попытался даже выломать дверь», но это были «напрасные усилия». С завидным спокойствием осознав, что «на этот раз» «ему действительно не уйти», Метелица сосредоточил все свои «душевные и физические силы» на том, чтобы не показать людям, которые будут его допрашивать и «убивать», своего страха и, напротив, продемонстрировать свое «презрение» по отношению к ним. Какая твердость духа! Как независимо и мужественно ведет он себя во время допроса!

Сколько силы воли понадобилось ему, чтобы выдерживать взгляд своего «палача», при этом показывать всем своим видом, что «он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих».

Перед лицом смерти раскрылось все то лучшее, что есть в этом человеке: искренность, отвага, преданность делу и своим товарищам. Метелица вдруг осознал, что обманывал сам себя, когда думал, будто ему безразлично мнение окружающих, будто он «презирает» людей за их «мелочность». Метелица понял: все, что делал он в своей жизни, «он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей». Герой Фадеева вдруг ощутил горячую любовь к людям. Он «сердцем охватил» «колеблющуюся, пеструю, тихую толпу мужиков, мальчишек, напуганных баб…».

«Вот это да!» – чуть не воскликнул он, сразу весь распахнувшись, обрадовавшись этому всему живому, яркому и бедному, что двигалось, дышало и светило вокруг и трепетало в нем…».

Метелица не склонил головы перед своими «палачами». И ту силу, которая таилась в этом парне, почувствовали люди: «… и каждый человек на площади обернулся к нему и тоже почувствовал, затаив дыхание, как эта поступь, сила живет в его гибком и жадном теле».

Когда привели «свидетеля» (того пастушонка, с которым Метелица встретился ночью), он «с деланным равнодушием» смотрит на насмерть перепуганного парнишку. И когда офицер, исполняя приказ начальника эскадрона, бросился к мальчику, чтобы подвергнуть ребенка физическим пыткам, Метелица не выдержал и бросился на офицера. В то «мгновенье», когда толпа замерла от ужаса, «чье-то стремительное и гибкое тело взметнулось с крыльца». Не думая о себе, герой романа Фадеева, бросился на защиту ребенка. В Метелицу выстрелили в упор. Так героически оборвалась его жизнь.

И пусть Метелице Фадеев уделил меньше страниц своего романа, чем Мечику, Левинсону, Морозке, но этот образ получился на удивление светлый, притягательный. И Фадеев любуется своим героем! Метелица обладает всеми качествами, которые характеризуют настоящего мужчину: мужеством, силой воли, человечностью.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фадеев А.А. / Разгром / Любимый герой А.Фадеева в романе «Разгром»

Смотрите также по произведению “Разгром”:

Роман Александра Фадеева “Разгром”: анализ произведения, характеристика героев, история создания

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра – эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война – только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток – от начала разгрома и до прорыва – вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур – Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик – занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон – истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке – именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда – человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда.

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него – выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда – взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» – Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя – живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного – умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он – как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров – Левинсона, Дубова, Бакланова – и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие – ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» – за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал – он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик – выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, – грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко – проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции – передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием – «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка – остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них – неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах – кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» – это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Читайте также:  Сочинение Печорин и Грушницкий. Их отношения в романе Герой нашего времени

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава – это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.

Характеристика и образ Метелицы в романе А.А. Фадеева “Разгром”

Метелица – персонаж романа А.А. Фадеева «Разгром», командир взвода в отряде Левинсона, по отзывам партизан, « быстрый, исполнительный ». Он — бывший пастух, « всю жизнь коней пас, только чужих ». Лицо у Метелицы рябое после перенесенной оспы, тело « гибкое, скрученное, как ременный бич ».

Метелица — любимец в отряде. Восхищенно смотрит на него Бакланов, удивляясь и восхищаясь военной сметке Метелицы: « Давно ли коней пас, а годика через два, гляди, всеми нами командовать будет ». Когда Метелица мчался на коне, «согнувшись по-ястребиному», весь отряд «с бессознательной гордостью проводил глазами его не отмеченную никакими уставами цепкую пастушью посадку».

Метелица минуты не мог просидеть спокойно. « Он весь был огонь и движение, и хищные его глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться ». Левинсон называет командира взвода с лихим смолистым чубом сокровищем. Метелица нравится ему за « необыкновенную физическую цепкость, животную жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом ». Левинсон гордится тем, что «управляет таким человеком».

Отправляясь в разведку, Метелица «на совесть гнал жеребца, согнувшись над ним как хищная птица, жестоко и весело раздувая тонкие ноздри, точно опьяненный этим бешеным бегом после пяти медлительных и скучных дней».

У ночного костра Метелица встречает маленького пастушка, оставляет ему до утра коня и отправляется на разведку в село Хаунихедза, занятое казаками. Подойдя к дому попа, где квартировал начальник казачьего эскадрона, Метелица останавливается у окна, «жадно вслушиваясь и запоминая все, что творилось там». Метелица принимает решение остаться под окном, «нервно дрогнув щекой», «вспыхнув и загораясь весь тем жутким, неотвратимым чувством бесстрашного отчаяния, которое толкало его обычно на самые безрассудные подвиги».

Метелица схвачен казаками: «кто-то большой и грузный навалился на него сзади и подмял под себя». До последней минуты Метелица не верит в то, что его могут скрутить, но жестокий удар по голове оглушил его, и Метелица потерял сознание и даже в бесчувственном состоянии «чувствовал на себе эти удары еще и еще». Очнулся Метелица в большом темном сарае. Удары, нанесенные ему, «еще шумели в голове, волосы ссохлись от крови», он чувствовал эту запекшуюся кровь на лбу и щеках. Метелица понял, что уйти нет никакой возможности, щели были так малы, что с трудом пропускали свет тусклого осеннего утра. Когда он понял, что смерть неизбежна, его волновал только один вопрос, « каким образом он, Метелица, о котором до сих пор шла только лихая и бедовая слава, может показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их ».

На сельскую площадь казаки собирают народ для опознания и допроса Метелицы. Он хорошо виден всем: « тугой и стройный, черноволосый, в мягких оленьих улах, в расстегнутой рубахе, перетянутой шнурком с густыми зелеными кистями, выпущенными из-под фуфайки », «с далеким хищным блеском своих летящих глаз, смотревших туда, где в сером утреннем дыму застыли величавые хребты». Метелица считал, что он не любит и презирает людей с их скучной и мелочной суетой, Думал, что ему все равно, как они отнесутся к нему. Метелица никогда не имел друзей и не стремился их иметь. И вот теперь, в последние минуты своей жизни, Метелица неожиданно понимает, что он жил « ради людей и для людей, что бы они смотрели на него, гордились, восхищались им и прославляли его ».

К начальнику эскадрона пробирается человек в жилетке. Он тащит за собой пастушка, чтобы тот опознал в Метелице человека, оставившего у ночного костра коня. Начальник эскадрона, схватив мальчика, решает его допросить «по-своему». Стремясь защитить пастушка, Метелица гибнет: « почти в то же мгновенье, как Метелица схватил его за горло, он выстрелил в него несколько раз подряд ». Когда подоспевшие казаки тащили Метелицу, он «еще цеплялся за траву, скрипел зубами, стараясь поднять голову, но она бессильно падала и волочилась по земле».

Через полчаса казачий эскадрон в полном боевом снаряжении выехал из села и помчался по той дороге, по которой прошлой ночью ехал Метелица. После боя с казачьим эскадроном партизаны занимают село. Левинсон отдает приказ расстрелять человека в жилетке, который «пастушонка неволил»: «. и ведь такая мразь. а Метелицы уже не воскресишь. »

Проблема подвига, героизма и мужества в романе А.А.Фадеева «Разгром». Образы Морозки и Метелицы. (ЕГЭ по русскому)

Что такое подвиг? Это героический, самоотверженный поступок, когда человек жертвует собой ради спасения других, ради своей высокой и благородной идеи, ради защиты Родины. Кого называют героем? Выдающегося своей храбростью, доблестью человека, самоотверженно совершающего подвиги. Героизм – это образ действия, присущий герою. Героизм проявляют те, кто, рискуя своей жизнью, спасает других, кто, движимый любовью к людям и стремлением защитить свои идеалы, бесстрашно бросается навстречу опасности, думая не о себе, а о других.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Мужество – это храбрость и присутствие духа в опасности. «Мы знаем, что нынче лежит на весах, и мужество нас не покинет», – писала А.Ахматова.

Каждый ли человек способен совершить подвиг? Каковы причины, по которым человек, забывая о себе, совершает героический поступок, идя на верную смерть? Что двигает людьми, мужественно глядящими в лицо смерти, почему они рискуют собой? Ответы на эти вопросы можно найти в романе А.А.Фадеева «Разгром».

Вспомним героя этого произведения, ординарца красного командира дальневосточного партизанского отряда Левинсона Морозку. Поначалу этот бывший шахтёр во втором поколении, участник первой мировой войны, получивший в сражениях шесть ранений и две контузии и уволенный из царской армии ещё до революции, кажется легкомысленным, безответственным, несознательным, недисциплинированным бойцом, неспособным на героические поступки. Он отказывается выполнить приказ Левинсона привезти пакет в соседний партизанский отряд, потому что ему не хочется. Крадёт дыни с баштана сельского председателя Рябца, из-за чего его поведение обсуждается на собрании. Вообще жизнь кажется Морозке простой и немудрящей, как муромский огурец с сучанских баштанов. Он идёт по жизни проторенными дорогами, ни о чём не задумываясь. В 1918 году ушёл защищать советы, взяв с собой жену. Советы проиграли в битве с объединённой армией Колчака и японцев, путь на шахту был ему заказан, он остался в партизанском отряде. Он мало задумывался над тем, ради чего живёт, в чём смысл его существования. Но на собрании, устроенном Левинсоном в воспитательных целях, потрясённый тем, что его могут выгнать из отряда, подавленный осуждением своих товарищей, таких же бывших шахтёров, как и он сам. Морозка говорит, что он за каждого кровь по жилочке отдаст. И это не громкие слова, так и происходит на самом деле. Он совершает подвиг, спасая товарищей.

Морозка отправляется в дозор вместе с Мечиком. Но Мечик проявил малодушие, не справился со страхом за свою жизнь. Наткнувшись на казачий разъезд, он соскользнул с седла, покатился по откосу и позорно бежал в лес, не думая о доверившихся ему людях, совершив подлое и гнусное предательство.

Не так ведёт себя бывший ординарец Левинсона. Наткнувшись на казаков, он понимает, что Мечик совершил гнусное предательство. В эту минуту Морозка думает не о себе, хотя понимает, что сейчас погибнет. Он жалеет, что не увидит залитой солнцем деревни, куда едет отряд, что не увидит своих товарищей, близких и дорогих ему людей. У него даже и мысли не возникло, чтобы бежать, спасая себя, он думал только о товарищах, которые доверились ему и были беззащитны перед неприятелем. Морозка выстрелил три раза, как и договаривались, спасая партизанский отряд. И в это же мгновение прозвучал вражеский выстрел. Так погиб Морозка, совершив подвиг во имя людей и революции, пожертвовав собой ради других.

Героизм проявляет и другой партизан – взводный Метелица. Бывший пастух Метелица

командует конным взводом. Метелица был любимцем отряда, им невольно любовался и Левинсон. Бывший пастух – «человек минуты», «весь огонь и движение», не мог просидеть спокойно, а его «хищные глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Когда Метелица, согнувшись по-ястребиному, мчится на своём коне, весь отряд с какой-то бессознательной гордостью провожает глазами его «не отмеченную никакими уставами цепкую пастушью посадку». Левинсона, человека физически слабого, похожего на маленького гномика, восхищали в Метелице те качества, которых у него не было: порывистость движений, гибкое тело, туго скрученное, как ременной бич. На военном совещании Метелица выставляет свой план отступления, из которого видно, что горячая голова разведчика не боится больших пространств и не лишена военной сметки. Девятнадцатилетний помощник Левинсона восхищён смелым полётом мысли Метелицы, подчёркивая, что ещё недавно Метелица коней пас, а через два года может стать командиром партизанского отряда. Правда, Левинсон, воспользовавшись жаркой дискуссией, незаметно подменил план Метелицы своим – более простым и осторожным, но никто этого не заметил, и все голосовали как за предложение Метелицы.

Метелицу отправляют в разведку в самый драматичный для отряда момент, когда голодные партизаны остаются на ночёвку в тайге. 14 глава называется «Разведка Метелицы» и полностью посвящена этому герою. Поначалу Метелица мыслился как второстепенный герой, но затем, увлечённый своим героем, автор укрупнил этот образ, посвятив бывшему пастуху целых две главы, которые представляются самостоятельным произведением.

Получив приказ вернуться из разведки этой же ночью, Метелица на совесть гнал своего жеребца, как хищная птица, жестоко и весело раздувая тонкие ноздри. Герой любит движение, риск, опасность, опьянён бешеным бегом. Наехав на костёр, он увидел худенького черноголового мальчишку-пастушонка в убогом, с хозяйского плеча пиджаке. Душа Метелицы размягчилась, он почувствовал жалость к этому испуганному ребёнку. Между взрослым и ребёнком сразу же установились доверительные отношения. Когда мальчик сказал, что у него тут кони, Метелица весело расхохотался над «хозяином», заразив своим смехом пастушонка. Мальчик сообщил, что он уже полгода как сирота, отца, мать и брата убили казаки. Разведчик попросил сироту посторожить его коня, решив пешком сходить в село Ханихезу, предварительно выведав у мальчика, где стоит начальник белого эскадрона. Перепрыгнув через забор поповского дома, пройдя через густой сад, Метелица остановился у освещённого окна и стал наблюдать за происходящим в доме, где играли в карты старый попик, полный офицер с трубкой в зубах и ещё двое, один из которых – в чёрной папахе, в бурке без погон, заинтересовал разведчика больше остальных. Метелица хотел отойти от окна, но столкнулся с человеком в казачьей шинели. Началась паника. Разведчик до последней минуты не верил в то, что его смогут скрутить, приговаривая в борьбе: «Врёшь, не поймаешь». Метелица пришёл в себя в большом тёмном сарае и сразу же решил выяснить, нельзя ли бежать. После всех жизненных испытаний, подвигов и удач, сопутствующих ему во всяком деле и прославивших его имя меж людей, герой никак не мог поверить в то, что он может погибнуть. Убедившись в том, что уйти не удаться, Метелица перестал интересоваться вопросом о собственной жизни и смерти. Наиболее важным стал для него вопрос о том, как он сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их.

На допросе Метелица не сказал ничего. Сколько ни грозили ему револьвером, «суля самые ужасные кары в будущем, сколько ни упрашивали правдиво рассказать обо всём, обещая полную свободу, он не произнёс ни единого слова, даже ни разу не посмотрел на спрашивающих». Затем взводного вывели на церковную площадь, где толпился народ, оцепленный конными казаками. Раньше Метелице казалось, что он не любит и презирает людей «со всей их скучной и мелочной суетой». Он думал, что ему всё равно, как к нему относятся другие. «Но вместе с тем всё самое большое важное из того, что он делал в жизни, он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей, чтобы они смотрели на него, гордились и восхищались им и прославляли его». Каждый на площади почувствовал, «какая звериная и лёгкая, как эта поступь, сила живёт в его гибком и жадном теле». Метелице приказали встать на крыльцо, и тогда его увидели все. Перед толпой стоял мужественный человек – «тугой и стройный, черноволосый, в мягких оленьих улах, в расстёгнутой рубахе». Его «летящие глаза» «с далёким хищным блеском» смотрели на величавые хребты, покрытые серым утренним туманом. Неожиданно из толпы вышел мужик, державший за руку пастушка. Кулак требовал, чтобы мальчик указал на Метелицу, оставившего своего коня в хозяйском табуне. Но мальчик не хотел выдавать Метелицу. Когда начальник эскадрона схватил пастушка за худенькие плечи и уставился в глаза мальчика, тот закричал от ужаса. В это мгновенье стремительное и гибкое тело метнулось с крыльца. Это Метелица набросился на врага, пытаясь его задушить. Но начальнику эскадрона удалось вытащить револьвер и выстрелить несколько раз в разведчика. Так погиб красный партизан Метелица, совершив подвиг, защищая бедного пастушка, сохраняя верность идеалам революции.

Итак, подвиг – это героический поступок, направленный на спасение других. Не каждый способен проявить героизм, только люди, сильные духом, смелые, мужественные, преданные своим идеалам, готовы, жертвуя собой, рискуя своей жизнью, храбро и доблестно бороться до конца. Ими движет любовь к людям, в них нет ни тени эгоизма, малодушия.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id13864

«Разгром», анализ романа Фадеева

История создания

Роман «Разгром» написан молодым Фадеевым, когда ему было 24-25 лет. Это первый роман писателя, в основу которого лёг написанный за год до этого рассказ-этюд «Метелица».

Фадеев писал о событиях, о которых знал не понаслышке. Он с 7 лет жил в Уссурийском крае, знал его природу. С 18 лет будущий писатель состоял в Особом Коммунистическом партизанском отряде, а в Гражданскую войну участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, занимая пост комиссара, был ранен.

Литературное направление и жанр

Роман относится к направлению так называемого социалистического реализма. Хотя соцреалисты считали себя наследниками реализма, называемого ими критическим, а своё направление – новым творческим методом, принципы соцреализма не вполне реалистические, а предмет их изображения далёк от реальности. В соцреализме есть элементы, близкие к классицизму, он нормативен.

Читайте также:  Анализ повести Крошка Цахес Гофмана

Писатель-соцреалист должен был изображать правдиво и исторически конкретно действительность в её революционном развитии, попутно воспитывая читателя в духе соцреализма. На деле соцреалисты изображали только то, что не противоречило их идеям, а всё, что не вписывалось в прокрустово ложе соцреализма, не существовало для искусства. Например, Фадеева вовсе не интересуют человеческие качества японцев или казаков. Это враги, которых нужно убивать. Схваченный казак рыдает, враг не может проявлять мужество, как схваченный Метелица. Рефлексия Мечика по поводу убитого казака – признак слабости, опасных колебаний негативного героя.

Тема, основная мысль и проблематика

Основная проблема романа – главная проблема соцреализма. Она заключается в противоречии, высказанном мысленно Левинсоном: «Какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой немыслимо скудной жизнью». Это противоречие толкает героев соцреализма на подвиги.

Поднимается проблема отношения крестьян к войне. Кубрак – взводный, думающий больше о крестьянской страде и о еде, чем о партизанском деле. Гончаренко считает, что гордиться перед мужиками партизанам нечем, потому что в каждом «мужик сидит».

Фадеев через Левинсона поднимает философскую проблему гуманизма: Левинсон и Мечик похожи по первоначальным личностным качествам и условиям жизни, но Левинсон воспитывает в себе настоящего человека, а Мечик, потакающий своим слабостям, становится подлецом. Левинсон считает, что люди потому так ленивы и безвольны, что живут в грязи и бедности, верят в злого и глупого бога.

Сюжет и композиция

Роман небольшой по размеру, состоит из 17 глав. Действие романа начинается в тылу в июле. Отряд Левинсона уже пятую неделю стоял на отдыхе и оброс хозяйством. В начале августа пришла конная эстафета о поражении от начальника штабов партизанских отрядов. Левинсон собрался перевести отряд в деревню Шибиши, а госпиталю пока приказал оставаться на месте. Все больные постепенно ушли, остались только смертельно раненый Фролов и Мечик.

Мечик попадает в партизанский отряд Левинсона. В августе японцы заняли почти всю долину. Левинсон ведёт отряд через горы в долину, где есть хлеб и лошади. Отправленный на разведку взводный Метелица убит казаками.

Атакуя казаков, отряд Левинсона теряет людей, а у Морозки погибает конь Мишка. Ответный удар казаков теснит партизан в болото, из которого они вырываются, сделав гать. Левинсон теряет треть людей.

Уставший Левинсон доверил очередную разведку Мечику, который не подал сигнал, наткнувшись на казаков, и сам сбежал. В результате этого низкого поступка погиб Морозка, успевший дать сигнал. Левинсон прорывается через территорию врага и выезжает в мирную деревню, но в его отряде остаётся только 19 человек.

Композиция романа линейная, важное значение в ней имеют внутренние монологи героев, в основном из них читатель узнаёт о их прошлом.

Герои

Иосиф Абрамыч Левинсон – командир партизанского отряда. Он строг, но справедлив. Левинсон думает о деле и пользе, а не о внешней привлекательности. Символом такого прагматизма является его избитая японская шашка. Командир терпелив и настойчив. Он сравнивается с таёжным волком-вожаком, который водит стаю благодаря мудрости.

Глаза Левинсона глубокие, как озёра, голубые, как омуты, нездешние, видящие насквозь. Сам он маленький и неказистый на вид, «весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен».

Левинсон очень осторожен, но о его колебаниях не знает никто, кроме Сташинского. Поэтому почти всем в отряде казался «человеком особой, правильной породы», который «знает только одно – дело». Левинсон был скрытен, так что никто не знал, что его отец был беден и играл на скрипке, а сам Левинсон помогал ему торговать подержанной мебелью. Семья для Левинсона на втором месте после дела. Из двух писем – из города и от жены – Левинсон читает только первое, а второе – уже ночью. Всю жизнь он подчиняет исполнению задания письма – сохранить отряд как боевую единицу. Смысл жизни Левинсона в преодолении скудости и бедности. Он мечтает о новом прекрасном человеке. Его взгляд на вещи признан правильным и автором, который считает, что Левинсон видит все «так, как оно есть, для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Левинсон – «сила, стоящая над отрядом». Как настоящий соцреалистический герой, он был убежден, что сила его правильная, поэтому для дела он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, отнял свинью – мясо на всю зиму – у рыдающего корейца.

Кубрак называет Левинсона холерой двужильной, но Левинсон всё время боится показать слабину, например, уснуть на лошади. Потеряв большинство людей, он плачет, не скрываясь, но быстро находит новый смысл жизни: жить и исполнять свои обязанности.

Бакланов – 19-летний коренастый парнишка, помощник Левинсона, во всём ему подражавший. Он не кончил ремесленного училища, в котором учился на токаря. У Бакланова бритая голова, косые и узкие, как у татарина, глаза смотрели настороженно и пытливо. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. Это драчливый и весьма добродушный парень, которого Левинсон любил поддразнивать.

Бакланов совсем ребёнок: не пьёт, не курит, а от местных принимает в угощение молоко, в которое крошит хлеб. Фадеев постоянно подчёркивает детские черты в Бакланове, например, остатки молока на верхней губе, круглое расплывшееся лицо. «Тело у него было крепкое, плотное, смуглое, точно литое, а голова круглая и добрая, как у ребенка, и мыл он ее тоже каким-то наивным ребячьим движением — поливал из ладони и растирал одной рукой».

Метелица – взводный с повреждённым оспой лицом. Он был очень живой, нравился Левинсону за «необыкновенную физическую цепкость, животную, жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом и которой самому Левинсону так не хватало. Когда он видел перед собой его быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал, что Метелица находится где-то тут, рядом, он невольно забывал о собственной физической слабости, и ему казалось, что он может быть таким же крепким и неутомимым, как Метелица». В облике Метелицы было что-то звериное, животное.

Метелица, когда его вывели на расстрел, радовался тому, что люди будут гордиться и восхищаться им.

Морозка – ординарец Левинсона. Он шахтёр, предан делу революции. У Морозки есть жена Варя. Кажется, что Морозка любит лошадь больше, чем жену. Его жеребчик Мишка, которого Морозка называет сатаной и божьей скотинкой, удивительно похож на хозяина: «Такие же ясные, зелёно-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитёр и блудлив». Мишка был верным рабом.

Он не нуждался даже в привязи. Он появлялся, как в сказке, по разбойному свисту хозяина. Характеристики жеребца тоже сказочные: курчавый, звонкокопытый. Морозка называет его Михрюткой, то есть чёртом. Окружающие восхищаются Морозкиной посадкой на коне: «Как свечка».
Дед Морозки пахал землю, отец был шахтёром. Морозка был четвёртым ребёнком в семье, с 12 лет уже работал в шахте на сучанском роднике, пил водку и ругался. В юности Морозка во время стачки был посажен в полицейский участок, но не выдал зачинщиков. В армии Морозка попал в кавалерию, был шесть раз ранен и дважды контужен.

Морозка бесстрашно спасает раненого Мечика, рискуя жизнью ради незнакомого человека, хотя Мечик ему и не понравился.

Гончаренко на сходке, осуждая Морозку за кражу дынь, вспоминает, что они с ним весь Уссурийский фронт прошли на передовых и подчёркивает, что Морозка свой парень – не выдаст, не продаст. Шахтёр Дубов тоже подтверждает, что они с Морозкой «в одной дыре коптели… третий месяц под одной шинелькой спим».

На сходке речь Морозки сумбурна, он произносит искренние слова: «Да я кровь отдам по жилке за каждого». Для Морозки страх быть выгнанным из отряда сильнее, чем горечь расставания с женой. Он просит пустить его во взвод, а ординарцем назначить Ефимку.

Морозка знал, что его жена гуляет, но «относился к этому с полным безразличием», никогда не чувствовал себя семейным человеком. Морозку обижает, что Вера влюблена в Мечика, маменькиного сынка, чистенького. И предчувствия не оправдали Морозку – Мечик оказался предателем и стал причиной смерти не только Морозки, но и большинства членов отряда.

Павел Мечик – романтик и идеалист, носит в кармане портрет нежной кудрявой девушки. Лицо у Мечика бледное, безусое, чистенькое. Морозка называет его сопливым и желторотым, занудой.

О романтизме Мечика свидетельствует и его желание романтических приключений. Он был ранен через 3 недели после того как отправился к партизанам. Он шёл в отряд с хорошим, наивным, искренним чувством. Прежде чем стать своим в партизанском отряде, Мечик был по ошибке избит. Партизаны смеялись над интеллигентным Мечиком, над его городским пиджаком и правильной речью. А романтика Мечика развеялась, когда он увидел, каковы партизаны на самом деле, как они воруют друг у друга, дерутся и ругаются. Он научился огрызаться, не бояться людей, загорел и опустился в одежде, внешне сравнявшись со всеми.

Мечик склонен к рефлексии. Все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть.

Подлость Мечика проявляется даже по отношению к коню. Ему достаётся неказистая кобыла Зючиха, о которой он вовсе не заботится, желая её смерти. За это во взводе его считают лодырем и задавалой. Мечик сходится с таким же «интеллигентом» сплетником Чижом, который учит его отлынивать от обязанностей.

Проведя всего полчаса в карауле, Мечик понял, что хочет уйти из отряда и вести «счастливую, беззаботную и единственно возможную жизнь в городе», от которой когда-то бежал в партизаны. Когда Мечик делится с Левинсоном своими сомнениями, Левинсон про себя называет его непроходимым путаником, ленивым и безвольным человеком, никчемным пустоцветом.

Эти качества сполна проявляются, когда Мечик убегает, не дав сигнала об опасности. Но, даже совершив поступок, в результате которого погибло множество людей, Мечик отстраняется от него: «Что я наделал, как мог я это сделать, — я, такой хороший и честный и никому не желавший зла». Мысли его жалки, он подл и не способен убит себя, потому что больше всего на свете любит себя. Последний жест Мечика – выбрасывание оружия в кусты, его отказ от участия в войне – циничен, потому что уже привёл к гибели почти всего партизанского отряда.

Подрывник Гончаренко- противоположность Мечика. В его жизни нет места ненужным и праздным мыслям. Его большие узловатые руки жадны к работе, он был«свой в доску», он «мог понимать», он «сознавал», а кроме того, он не был пустословом, праздным человеком.

Доктор Сташинский – «сухой, высокий, негнущийся мужчина в сером больничном халате». У него костлявые, жёсткие ладони, «длинное и жёлто лицо с глубоко запавшими блестящими глазами». Кажется, что он смотрит на раненого безразлично, с тоской. Он рискует жизнью в партизанском отряде, потому что считает это своим долгом. Его блестящие чёрные глаза смотрят издалека и тоскливо, «будто вобрали всю бессловесную тоску по людям».

Варя – жена Морозки, на которой он женился как будто случайно. Она «милосердная сестра», которая общивала и обмывала весь лазарет. В ней чувствовалась «большущая любовь к людям». Её фигура спокойная и мягкая, у девушки тяжёлые золотисто-русые пушистые косы, дымчатые глаза, тёплые смуглые руки. Варя вызывает у Мечика чувство «всеобъемлющей, почти безграничной доброты и нежности»: «Она была немножко сутула и бледна, а руки ее излишне велики для женщины. Но ходила она какой-то особенной, неплавной, сильной походкой, и голос ее всегда что-то обещал».

Старичок Пика называет Варю блудливой, ласковой, такой, что не может никому отказать. Варя говорит о пристающих к ней мужчинах метко: «Вы все тут на одну колодку», «лезут, как мухи на мёд, кобели рваные». Она исполняет свои обязанности будто по долгу службы, даже не пытаясь сопротивляться.

Варя влюбляется в Мечика, потому что тот робкий, и дарит некурящему Мечику вышитый кисет. Она упрекает Морозку, что тот не сделал ей за 3 года ребёнка. Сташинский понимает, что Варя не может заменить всему отряду мать и жену.

Фролов, смертельно раненый партизан, пробуждает в партизанах совесть, его взгляд «пуст и тускл, как у мёртвого». Герои романа проверяются отношением к Фролову. Левинсон – железный человек, который берёт на себя ответственность, убивая безнадёжно больного Фролова перед тем как тронуться в путь. Мечик считает этот поступок неправильным. Фадеев показывает, что жертвы, которые приносит Левинсон, неизбежны, а Мечик только рассуждает о человечности, поступая бесчеловечно.

Художественное своеобразие

В первом издании в романе было гораздо больше ругательств, которые Фадеев ввёл для натуралистической передачи речи партизан и шахтёров. В последующих изданиях остались самые мягкие ругательства: дурак, трепло сучанское, калека, вертило немазаное.

Метафоры и сравнения в романе простые и ясные, но яркие. Например, образ рыбы, пойманной председателем Рябцом – символ внутреннего мира Рябца: «Рыба билась у ног, как сердце от невысказанных, вскипающих слов», рыба «в муках билась предсмертным биением».

Метафорически показано воздействие на отряд речи Левинсона: «Последние его слова хлестнули сразу развернутой пружиной так, что каждый вдруг почувствовал себя захваченным врасплох цыпленком, которого душат в темноте неумолимые железные пальцы».

Пейзажи в романе сжатые, но ёмкие: «По мглистым нехоженым тропам Млечного Пути в смятении бежали звезды».

Пейзажи часто контрастируют с состоянием людей, которые не чувствуют этой сияющей, светлой, чистой красоты.

Фадеев метафорически описывает внешность и внутренний мир героев: глаза Вари «чуткие, как дым», а мысли Мечека лёгкие, тают сами собой, «как розово-тихие облака над таёжной прогалиной».

Образ вождя в повести А. Фадеева “Разгром”

ОБРАЗ ВОЖДЯ В ПОВЕСТИ А. ФАДЕЕВА «РАЗГРОМ»
Гениальная интуиция Фадеева. О природе личности вождя как организующего и ведущего, создающего коллектив.

Образ Левинсона создан контрастным, даже парадоксальным способом. В произведениях, отразивших события Гражданской войны, обычно командир – человек из народа, свой среди воюющего войска. В повести А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда резко отличается от всех и внешне, и социальным происхождением, и национальностью. В повести раскрываются его нравственные и психологические качества, позволяющие ему владеть обстановкой и выполнить боевое задание, в итоге приведшие к универсальному выводу о смысле жизни: «исполнять свои обязанности».

Подлинный герой повести А. Фадеева «Разгром» (1925 – 1926) – командир партизанского конного отряда на Дальнем Востоке Иосиф Левинсон. Его появлением начинается повесть о Гражданской войне: «Бренча по ступенькам избитой японской шашкой, Левинсон вышел во двор». Командир маленького роста, старая японская шашка ему велика, он не по-военному бренчит ею по ступеням. Заканчивается повесть описанием его неожиданной реакции на происшедшее: он плачет.

Основу отряда составляют бывшие шахтеры, участники революционных событий, а также бывшие деревенские батраки и солдаты. Левинсон, скорее всего, – тоже бывший. В повести нет указания на его профессию, только намек на его городское прошлое. Сказано, что он не хочет вспоминать о детстве в семье бедного еврея, торговца подержанной мебелью. Левинсон выглядит в отряде как чужеродное явление, все в нем чуждо для партизан: сама его фамилия, голубые глаза, «не здешние», как они отмечают. Хотя партизаны ему и подчиняются, он не свой для них. Внешне он – полная им противоположность: маленького роста, с длинной рыжей бородой, как гном. «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». В отличие от партизан, сильных и выносливых, Левинсон физически слабый, страдает острой болью в боку, излечить которую, он знает, можно лишь длительным отдыхом.

Читайте также:  Сочинение Степан из рассказа Муму Тургенева

Левинсон чужд природе, которая так близка не только вчерашним пастушкам вроде Метелицы, но и всему «угольному племени», как шахтеры себя называют. Основная форма жизни в России того времени была деревенская. И хотя Морозка признается, что не любит мужиков, но и для него рай – это мирная деревня с жующими коровами и теплым сеновалом. Для Левинсона земля – грязь. «Едва Левинсон отошел от лагеря, как его обняла сырая, пахучая темь, ноги тонули в чем-то упругом, пахло грибами и гниющим деревом. “Какая жуть!” — подумал он и оглянулся. Позади не было уже ни одного золотистого просвета – лагерь точно провалился вместе с улыбающимся дневальным».

Он далек от природы и понимает, что может испытывать студент, стоящий в ночном карауле, спрашивает его: « Жутко стоять, да?» и признается: «А я вот никак не могу привыкнуть. Уж сколько один хожу и езжу – днем и ночью, — а все жутко. »

Отличие Левинсона от окружающих бросается в глаза. Таким, например, его увидел студент Мечик, недавно появившийся в отряде: «Впереди шел Левинсон, он выглядел таким маленьким и так потешно размахивал огромным маузером, что трудно было поверить, будто он и является главной направляющей силой». Мечик ощущает несоответствие внешнего вида этого человечка и его роли и не может разрешить этого противоречия. И не только он. «Как и всем в отряде, командир казался Морозке необыкновенно правильным человеком. Но так как жизненный опыт подсказывал ему, что правильных людей не существует, то он старался убедить себя, что Левинсон, наоборот, – величайший жулик и “себе на уме”.

Сравним мнение бывшего студента Чижа, который говорит Мечику о Левинсоне: «Да что ж, знаете, вовсе не такой уж образованный человек. Просто хитрый. На нашем горбу капиталец себе составляет. Не верите? — Чиж горько улыбнулся. — Ну да! Вы, конечно, думаете, что он очень храбрый, талантливый полководец. – Слово “полководец” он произнес с особым смаком. — Бросьте. Все это мы сами сочинили».

Характерный разговор состоялся между Кубраком и Левинсоном по поводу подготовки к походу. Кубрак не согласен, но Левинсон так убедил его в этой необходимости, что тот уже готов «теперь согласиться даже на то, чтобы везти овес на собственной спине, если командир найдет это необходимым». «Что нам может помешать? Да долго ли тут? Фу-у. хоть сегодня — в два счета». «Понятно, – угрюмо сказал Кубрак, удивляясь, почему он говорит это, а не то, что ему хочется». “Холера двужильная”, – думал он о Левинсоне, с бессознательной, прикрытой уважением, неприязнью к нему и жалостью к себе».
Впечатление Кубрака после этого: «Хитрый, стерва», – с досадой и восхищением думал начхоз».

Левинсон не обладает среди партизан абсолютным авторитетом, но ему повинуются. Приказы Левинсона организуют жизнь партизан на отдыхе, когда он руководитель и даже воспитатель. Но и тогда качества вождя в нем только приглушены, но не потушены. Внешне выступая в роли воспитателя Морозки, укравшего дыни на бахче Рябца, желая, на первый взгляд, наказать партизана и укрепить дисциплину, Левинсон на самом деле собрал крестьянский сход, чтобы услышать беседы крестьян между собой и понять их настроение. «…Вслушиваясь в растрепанные мужицкие голоса, Левинсон улавливал в них внятные ему одному тревожные нотки». Для крестьян земля – место их постоянного привычного труда и быта, война для них – зло в чистом виде. Их желание, как понял Левинсон во время сходки, – «уж скорее бы вышло на одно», так как что белые, что красные, что свои, что японцы – все требуют пищи и фуража. В результате он приходит к необходимости вывести отряд из села.

Левинсон обладает большой внутренней энергией, как носитель страстного заряда. «Он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи – непобедимой мудростью многих поколений». Получив тревожные сообщения, оставшись один, «он в задумчивости прошелся по саду, остановившись у яблони, долго наблюдал, как возится в коре крепкоголовый, песочного цвета жучок, и какими-то неведомыми путями пришел вдруг к выводу, что в скором времени отряд разгонят японцы, если к этому не приготовиться заранее».

Основные неуловимые качества вождя: способность к анализу обстановки, настроения окружающих, умение сориентироваться и принять нужное решение – эти свойства Левинсона полностью раскрылись в кризисной ситуации. Но чтобы осуществить план по спасению отряда, потребовались не только сильное психологическое воздействие, но и властность, способность убеждать не столько аргументами, сколько подавляя волю собеседника.

«. С каждым днем лопались невидимые провода, связывавшие его с партизанским нутром. И чем меньше становилось этих проводов, тем труднее было ему убеждать, – он превращался в силу, стоящую над отрядом». «…Он сам почувствовал себя силой, стоящей над отрядом. Но он готов был идти и на это: он был убежден, что сила его правильная». «Левинсон глубоко верил [курс. наш] в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, скрытый от поверхностного глаза, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге. Но он знал также, что этот глубокий инстинкт живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных, насущных потребностей и забот о своей – такой же маленькой, но живой – личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб.

Обремененные повседневной мелочной суетой, чувствуя свою слабость, люди как бы передоверили самую важную свою заботу более сильным, вроде Левинсона, Бакланова, Дубова, обязав их думать о ней больше, чем о том, что им тоже нужно есть и спать, поручив им напоминать об этом остальным».

Что это за инстинкт, Фадеев не расшифровывает. На примере жизни партизана Морозки, очевидно, следует догадаться, что инстинкт в данном случае – это классовая солидарность.

«С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха… но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рубцова баштана». Когда среди болота Левинсон является с угрозой – никто этому не удивляется, его силу над собой партизаны уже неосознанно ощущали и раньше. А как иначе удержать описанную в повести взрывчатую смесь низменных страстей, неизбежных в большом мужском коллективе, соединившем людей различного характера и происхождения, и страх смерти, мучения голода и жажды. И не только удержать, но и заставить повиноваться. Здесь даже не надо ставить вопрос о роли личности в коллективе или роли командира.

В эпизоде перехода через болото Левинсон стал откровенно силой над отрядом. Настал момент, когда «Левинсон оглянулся вокруг, все смотрели на него с уважением и страхом, но и только: сочувствия не было». Он воздействует прямой угрозой: «. его нервный, тонкий, резкий, охрипший голос прозвучал слышно для всех», он угрожает, и ему повинуется «притихшая, придавленная, сбившаяся в кучу» масса людей.

Оказавшись на болоте, люди впали в панику и готовы были обвинить Левинсона, заведшего их туда. «И вдруг он действительно появился среди них, в самом центре людского месива, подняв в руке зажженный факел, освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами, с большими горящими круглыми глазами, которыми он быстро перебегал с одного лица на другое. И в наступившей тишине, в которую врывались только звуки смертельной игры, разыгравшейся там, на опушке леса, – его нервный, тонкий , резкий, охрипший голос прозвучал слышно для всех :

– Кто там расстраивает ряды. Назад. Молчать! – взвизгнул он вдруг, по-волчьи щелкнув зубами, выхватив маузер, и протестующие возгласы мгновенно застыли на губах. – Слушать мою команду! Мы будем гатить болото – другого выхода нет у нас». и «. притихшая, придавленная, сбившаяся в кучу масса людей, только что в отчаянии вздымавшая руки, готовая убивать и плакать, вдруг пришла в нечеловечески быстрое, послушное яростное движение. В несколько мгновений лошади были привязаны, стукнули топоры, затрещал ольховник под ударами
сабель»…

Люди на болоте пришли «в нечеловечески быстрое, послушное яростное движение». О чем это? Людьми овладела чужая воля. Их энергия используется, на первый взгляд, для их же спасения, а на деле для того, чтобы они – как боевая единица – продолжили ту самоистребительную войну, которая поставила их в эти нечеловеческие условия.

Такой образ командира представляется гениальным прозрением Фадеева, художественно предвидевшим неизбежность появления во власти сильной личности в стране с подавляющим мелкобуржуазным (крестьянским) населением, которое практически не поддается влиянию коммунистической пропаганды, основанной на отчуждении собственности на средства производства. Вовлечь крестьян в классовую борьбу можно было только обещанием им земли, важной для них и совершенно чуждой организаторам движения, но после отказа выполнить это обещание удержать власть революционеры могли только силой.

В поступке Левинсона очевидна параллель с героем Горького Данко, который вырвал свое сердце, сделав из него факел, и тем вывел людей из трясины и спас их. Но колоссальна разница. Данко – герой, он пожертвовал собой и совершил подвиг. Левинсон же лишь продолжает свою работу, новым способом в новых обстоятельствах. Особенность героического в этой повести в том, что героизм показан обычным, повседневным явлением, обусловленным новым образом жизни, при котором надо ежедневно выживать, и не только на войне. Цель Данко – спасти людей. Задача Левинсона – сохранить отряд. Отряд важен не ради людей, его составляющих, хотя Левинсон знает цену каждому и высоко ценит лучших из них, а как «боевая единица», часть армии.

Данко стремится спасти людей ради их «заветов», чтобы с их гибелью не исчезли «заветы», то есть ради сохранения для потомков некоей высшей истины. Высшая цель есть и у Левинсона. И она не имеет социального звучания. Она чисто гуманитарная. «. Жила в нем огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека». Мечта о новом человеке – вот нерв всей деятельности Левинсона.

В повести Фадеева не звучит ни одного революционного лозунга, не сформулированы ни цель Гражданской войны, ни средства ее достижения. Писатель фиксирует осознание лучшим умом (Левинсоном) необходимости улучшения природы человека – словно не было на Руси христианской проповеди и примера полного преображения личности великого киевского князя Владимира после его Крещения в 988 году.

События в «Разгроме» происходят в начале ХХ века в христианской стране. Никаких атрибутов христианства в этой повести нет. Варя сказала, что Бог дал хороший день, шахтер отвечает: Бога нет. Она сказала как поговорку, а он воспринял серьезно. Другой предложил крест в качестве мишени, когда испытывали Мечика, умеет ли он стрелять. (Левинсон отклонил это предложение). После убийства Метелицы крестьяне указали Левинсону на священника как на предателя, так как он знался с офицерами. (Левинсон не тронул его). Мелькает в пейзаже замшелая часовенка. В финальной сцене как примета пейзажа – купол храма, просто как свидетельство, что место обитаемо. Как произошло отступление от веры, – эта тема вне повести Фадеева.

Но идеальная абстрактная цель Левинсона тоже была предметом веры, притом веры сокровенной. Об этой цели сказано так: «все, о чем он думал, было самое глубокое и важное, о чем он только мог думать, потому что в преодолении этой скудости и бедности заключался основной смысл его собственной жизни, потому что» иначе «не было бы никакого Левинсона». Это его заявление, его, можно сказать, интимное объяснение своей жизни и причины, по которой он руководит людьми (принуждает их) ради будущего нового человека. Интимное – потому что он об этом не говорит вслух. Во весь голос он говорит другое, только необходимое для общения или для действий, и не потому, что скрывает что-то, а потому, что считает себя тем, кому люди доверили решать за них их судьбы.

«Он знал, что о нем думают именно как о человеке “особой породы”, знал также многие свои слабости и слабости других людей и думал, что вести за собой других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои». Ключевое слово здесь: подавляя. Подавляя и свои и чужие слабости. Это было реальным решением идеальной проблемы.

Отряд сохранен. На место павших Левинсон привлечет других. Для вождя важна не личность того или иного человека, а его место в строю. Не личность, а строй должен быть сохранен. Вождь явился инструментом подавления, орудием насилия ради сохранения отряда как боевой единицы, то есть части сражающейся армии. Человек в СССР был объявлен винтиком в общественном механизме, а писатели – инженерами человеческих душ.

Ради достижения гуманной цели – преобразования личности человека – Левинсон предпринимает отнюдь не гуманные средства: ведет в смертельный бой, перед началом похода отравляют раненого, обрекают на голодную смерть не только корейца, хозяина огромной свиньи, но и всех, у кого отнимали последнее. “Неужели без этого нельзя?” – лихорадочно думал Мечик, и перед ним длинной вереницей проплывали покорные и словно падающие лица мужиков, у которых тоже отбирали последнее. “Нет, нет, это жестоко, это слишком жестоко”, – снова думал он и глубже зарывался в солому».

Для осуществления идеала, который представлялся объективно сверхзначимым, был воплощен иезуитский лозунг: цель оправдывает средства. Жизнь показала, что средства разоблачают цель. Убеждает только практика, притом практика личная. Трагический опыт Гражданской войны показал, что всё сверхличностное – против личности, всё надчеловеческое – против человека.

Левинсон выполнил поставленную перед ним задачу, пройдя через смертельные испытания, потеряв почти весь отряд, и не впал в отчаяние. В итоге всего пережитого он пришел к выводу: «Надо жить и исполнять свои обязанности» – к универсальному принципу существования человечества. То, что не удалось путем мирной проповеди христианства, пришлось осуществлять силой.

Поражает искренность и бесстрашие автора, который в момент создания повести не был ни профессиональным литератором, ни политиком и не ведал, какое общество рождалось в России, где принципы воспитания будут заявлены четко каждому: не умеешь – научим, не можешь – поможем, не хочешь – заставим. И это вполне соответствует заповеди апостола Павла: его Второе послание к Фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (3. 10) – и одной из заповедей (второй пункт) Морального кодекса строителей коммунизма: «…Кто не работает, тот не ест». Так социальные искания – через страдания – привели к проблеме нравственности.

Ссылка на основную публикацию