Образ и характеристика Наташи в пьесе На дне Горького сочинение

Сочинение Наташа в пьесе На дне Горького образ и характеристика

Ключевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.

Наташа — это сестра хозяйки ночлежки Василисы. Для начала стоит сказать, что Василиса была некогда такой же, как и Наташа: милосердной, доброй, мечтательной и милой. По крайней мере, мне кажется, что именно та среда, в которой жила Василиса, общество, которым она была окружена, сильно повлияло на неё, и она стала такой, какой её видит читатель. Наташа — единственный житель ночлежки, который вызывает у читателя симпатию, ведь её речь искренна, не наполнена ругательствами, а её поступки благородны.

Отношения с сестрой у неё не заладились — та её постоянно бьёт и завидует ей, потому что любовник Василисы, Васька Пепел, предлагает именно Наташе уехать в Сибирь и жить там вдвоём, ведь он любит её. Про Василису же он говорит, что у неё нет души. Наташа единственная среди жителей ночлега, кто называет Клеща по имени, что характеризует её как человека, имеющего уважение к окружающим. Она также не томит лишними надеждами Ваську Пепла, говоря ему сразу, что она вряд ли его любит, потому что порой он ей нравится, а порой ей от него тошно.

Наташа появляется в пьесе всего четыре раза, но внимательный читатель может заметить, как сильно меняется её характер и поведение от проживания в этом омуте, название которому ночлег. Апогеем происходящего становится эпизод, в котором Василиса узнала, что её любовник Васька Пепельный предлагал Наташе уехать в Сибирь, поэтому Василиса решает жестоко избить свою сестру, вдобавок облив кипятком. В процессе этой потасовки умирает хозяин ночлега, а в его убийстве Наташа в истерике винит свою сестру и Ваську. Здесь уже героиня не сдерживает себя в словах, потому что её эмоции достигли предела. Из больницы, куда попала Наташа после того, как её облили кипятком, она исчезает, в ночлежку она не вернётся, и никто больше никогда не увидит её.

На мой взгляд, Горький достиг своей цели — показал, как пагубно может сказываться на человеке общество, которым он сам себя окружает. Наташе пришлось жить с людьми, которые изменили её полностью: из невинной ласковой девушки в конце пьесы она уже буквально превращается в свою сестру Василису, обозлённую на весь мир. Если бы Наташа была более устойчива к влиянию снаружи, то, быть может, жизнь её сложилась бы иначе, но ей не повезло ни с семьёй, ни с силой воли, чтобы не стать похожей на зверей, среди которых она живёт.

Образ Наташи (На дне)

В пьесе М. Горького «На дне» встречается ряд интересных мужских характеров. Они выражают в себе разную жизненную философию. Среди женских характеров можно заметить наиболее ключевой, по имени Наташа – двадцатилетняя девушка, которая является самой младшей из обитателей ночлежки. Примечательно в ней качество самой заботливой и отзывчивой из показанных автором женщин, наравне с самым старшим женским персонажем Квашней. Героиня активна, честна и концентрирует в себе поиск смысла жизни.

Впервые она появляется перед читателем вместе с ключевым персонажем, стариком Лукой и это действие знаково, также она, как и он, затем в конце исчезнет. Из слов Наташи становится ясно, что она ставит странника Луку выше всех остальных обитателей ночлежки: «Поинтереснее вас…» – и смело об этом заявляет. Она не боится спорить и отстаивать свое мнение, но, с другой стороны, терпит унижения и деспотическое обращение со стороны старшей сестры и ее мужа. Она является слабой, подчиняющейся стороной в отношениях с грубыми и жестокими хозяевами ночлежки, ее некому защитить.

Несмотря на молодой возраст, в ней нет женской наивности: «Ну, вы другим уж зубы-то заговаривайте» – отвечает она молодому человеку, уверяющего ее в своих героических порывах. Выросшая среди «опустившихся» людей Наташа, хотя и пытается держаться изо всех сил и старается не быть похожей на них, все же иной раз разговаривает грубо и это является отпечатком ее среды. В другое время она старается помогать слабым, таким как Анна, поддерживает наивные мечты Насти.

Наташа мечтает, чтобы кто-нибудь пришел и изменил ее жизнь, так как понимает, что одной ей уйти некуда. Оттого что честна и бесхитростна, Пеплу, ухаживающему за ней она прямо говорит, что не испытывает большой любви к нему. Но все же соглашается бежать с ним в Сибирь, следуя советам старца Луки, так как видит в его словах много истинного для себя.

Она на грани отчаяния, на это показывает то, что она предупреждает Пепла, что не будет терпеть от него обиды. Девушка устала от такой унизительной жизни.

Вокруг Наташи происходит кульминация сюжета, когда в порыве гнева и заступничества за нее происходит случайное убийство старика Костылева, хозяина ночлежки. Сама Наташа оказывается на грани смерти и разум ее становится запутан и помутнен из-за подозрений в предательстве близких людей. Вероятно, она не привыкла рассчитывать на поддержку и бескорыстие со стороны других. Поэтому она ошибается и обвиняет Пепла.

Что хотел показать Горький, ведя свою героиню сквозь трудные и мучительные обстоятельства жизни? Удастся ли ей выбраться из этого безнадежного окружения? Развязка указывает на неопределенность и ничтожно малую надежду на счастливое разрешение описанных событий.

Также читают:

Картинка к сочинению Наташа в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Самое сказочное время года – это зима. В это время года кажется, что сама Снежная королева в сопровождении трех своих братьев, сопровождающих ее во время ее прогулок

Роман «Братья Карамазовы» – это великое произведение выдающегося и гениального русского писателя Федора Ивановича Достоевского. Замысел романа появился, когда писатель работал над произведением «Подросток»

Кто Чичиков для самого автора? Какое отношение у Гоголя к самому загадочному персонажу?

Фаддей – человек, который собирался жениться на главной героине, но он оказался в плену, потому Матрёна вышла замуж за его брата. Вернувшись, он сказал, что убил бы обоих, если б это был не Ефим.

Манилов — это первый помещик, которого посещает Павел Чичиков. Этот герой открывает галерею помещиков, созданную Гоголем. И каждый последующий хозяин пал ниже предыдущего. Таким образом, господин Манилов символизирует скромные

«Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»»

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром „бывших людей“», — писал он. Обитатели ночлежки — уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения.

Герои «На дне» — Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ — стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона — это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера — его былое служение искусству, у Насти — вымышленный ею роман со студентом, у Наташи — ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.

Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство — ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней — та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так — бью… что сама плачу от жалости… А бью». Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому — Наташа.

Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи. Но пока героиня не знает своего будущего и живёт так, как живёт. Её поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно её речь.

Читайте также:  Крылатые выражения и фразы героев Горе от ума (цитаты)

В своей работе «Заметки о мастерстве», М. Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.

Речь персонажа — это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нём самом, его культуре и уровне развития.

Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны. В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчёркивает её некую отстранённость от происходящего в ночлежке.

Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения. Одно её присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго».

Речь героини простая и ласковая, за это её и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев». Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался. Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не даёт ремарок к её словам.

Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась. Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама. Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет её отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи. Зачем жил человек?».

Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.

В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый («Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!») и боящийся смерти. Но самое главное — она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это её качество проявится в разговоре с Пеплом.

Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает. Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слёз. Наташа же утешает девушку словами, что ещё раз говорит о её мягкости: «Они — из зависти это… про себя им сказать нечего…» Ещё один афоризм.

Но Наташа может проявить и некоторую жестокость. Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но всё же достаточно грубая фраза.

Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, враньё-то… приятнее правды… Я — тоже…» Дальше читатель узнаёт, что мечтает она о чём-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле — чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждёт со дня на день.

Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому — хорошо жить? Всем плохо… я вижу…».

Это качество её характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки. Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы.

В конце четвёртого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Её речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…

Образ Наташи логически завершён, среда погубила и её. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке всё человеческое.

Наташа в пьесе “На дне” Горького: образ, характеристика, описание

“На дне”.
Сцена из спектакля

Наташа является одной из центральных героинь знаменитой пьесы “На дне” Горького.

В этой статье представлена цитатная характеристика Наташи в пьесе “На дне”: образ, описание героини в цитатах.

Смотрите:
– Краткое содержание пьесы

Наташа в пьесе “На дне” Горького: образ, характеристика, описание

“. вижу, ты девица строгая… хорошая… надежный человек…”

Наташа. Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался… ведь уж недолго…

Наташа. Знаешь… Мало знать, ты – понимай. Ведь умирать‑то страшно…”

“Нехорошо тебе жить… эта сестра твоя… дьявольский характер!” (Барон)

Костылев (выходит). Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?

Наташа (уходя). Да ведь вы в церковь идти хотели…

Костылев. Не твое дело, чего мы хотели! Ты должна свое дело делать… что тебе приказано!

Пепел. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга… Наталья, не ходи… не делай ничего. “

“Идти некуда… я знаю… думала… Только вот… не верю я никому… А идти мне – некуда…”

Наташа (смущенно улыбаясь). Так… Вот, думаю, завтра… приедет кто‑то… кто‑нибудь… особенный… Или – случится что‑нибудь… тоже – небывалое… Подолгу жду… всегда – жду… А так… на самом деле – чего можно ждать?”

“Он про нее говорил, что надоела она Ваське и что Васька бросить ее хочет… а Наташу взять себе…”

“Больше года я смотрел на тебя…” (Васька – Наташе)

Девушка не любит Ваську Пепла и прямо говорит ему об этом. Однако мужчину это не смущает, и он просит дать ему шанс:

“И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…” (Наташа)

“Ты… ничего, девушка! Хлеба нету, – лебеду едят… если хлебушка‑то нету…” (Лука)

“И я скажу – иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший!” (Лука)

“Ты подумай, милая, куда тебе идти окроме‑то? Сестра у тебя – зверь злой… про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик… И вся эта здешняя жизнь… Куда тебе идти? А парень – крепкий…”

Пепел (обнимает ее). Брось, Наташа! Всё равно.

Наташа (прижимаясь к нему). Ну… одно я тебе скажу, Василий… вот как перед богом говорю! – как только ты меня первый раз ударишь… или иначе обидишь… я – себя не пожалею… или сама удавлюсь, или…

Пепел. Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону. “

“Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.”

“Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала. ” (Пепел)

Наташа (вдруг, громко). А‑а… я поняла. Так, Василий?! Добрые люди! Они – заодно! Сестра моя и – он… они заодно! Они всё это подстроили! Так, Василий. Ты… для того со мной давеча говорил… чтобы она всё слышала? Люди добрые! Она – его любовница… вы – знаете… это – все знают… они – заодно! Она… это она его подговорила мужа убить. муж им мешал… и я – мешала… Вот – изувечили меня…

Пепел. Наталья! Неужто ты… вправду? Неужто веришь, что я… с ней…

Бубнов. Одна твоя племянница – в тюрьме, другая – помирает…

Медведев (гордо). Врешь! Она – не помирает: она у меня без вести пропала!” (о Василисе и Наташе)

Настя. Хватился! Она – давно вышла… вышла и – пропала! Нигде ее нет…”

Такова цитатная характеристика Наташи в пьесе “На дне” Горького: образ, описание героини в цитатах.

Читайте также:  Анализ пьесы Месяц в деревне Тургенева

Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал он. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения.

Герои «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Насти – вымышленный ею роман со студентом, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.

Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью». Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому – Наташа.

Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи. Но пока героиня не знает своего будущего и живёт так, как живёт. Её поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно её речь.

В своей работе «Заметки о мастерстве», М. Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.

Речь персонажа – это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нём самом, его культуре и уровне развития.

Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны. В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчёркивает её некую отстранённость от происходящего в ночлежке.

Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения. Одно её присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго».
Речь героини простая и ласковая, за это её и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев». Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался. Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не даёт ремарок к её словам.

Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась. Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама. Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет её отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи. Зачем жил человек?».
Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.

В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый («Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!») и боящийся смерти. Но самое главное – она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это её качество проявится в разговоре с Пеплом.

Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает. Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слёз. Наташа же утешает девушку словами, что ещё раз говорит о её мягкости: «Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…» Ещё один афоризм.
Но Наташа может проявить и некоторую жестокость. Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но всё же достаточно грубая фраза.

Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, враньё-то… приятнее правды… Я – тоже…» Дальше читатель узнаёт, что мечтает она о чём-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле – чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждёт со дня на день.

Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому – хорошо жить? Всем плохо… я вижу…».

Это качество её характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки. Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы.
В конце четвёртого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Её речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…

Образ Наташи логически завершён, среда погубила и её. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке всё человеческое.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»

Смотрите также по произведению “На дне”:

Сочинение: Изображение дна в пьесе Горького На дне

Изображение дна в пьесе Горького На дне

Действие драмы «На дне» происходит на рубеже XIX–XX веков. Это время экономического кризиса для России, многие остаются без работы, теряют свой статус, положение в обществе, а некоторые опускаются на «дно» жизни. Горький неслучайно так живописует место, где ютятся его герои. Перед нами грязный подвал, похожий на пещеру: закопченный потолок, тяжелые каменные своды с обвалившейся штукатуркой. И везде вдоль стен – нары. Ужасную картину довершает мебель ночлежки: «большой стол, две скамьи, табурет – все некрашеное и грязное». После таких описаний становится страшно, неужели автор такой видит Россию накануне нового века?

Многообразны представленные в пьесе конфликты: и социально-бытовой, и любовный, и философский. Они разгораются как между героями, принадлежащими к разным общественным сословиям, так и внутри них самих. Действительно, «на дне» люди оказываются, как правило, переживая внутренний социальный конфликт. Горький дает читателю предысторию каждого персонажа. Так, Барон раньше вел интеллектуальную жизнь представителя высшего общества: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат!» Васька Пепел на это отвечает: «Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Наглядно показано, как условно в человеческом мире деление на социальные классы и как легко бывший барин сравнялся в своем положении с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом.

Параллельно с социально-бытовыми конфликтами развиваются и любовные. Здесь на первый план выходят отношения супругов Костылевых и Васьки Пепла с Натальей, сестрой Василисы Карповны Костылевой. С появлением в ночлежки Наташи, Пепел готов обратиться к другой, новой жизни. Ради нее Васька оставляет Василису, в нем остыли чувства к ней. Герой не может врать, быть неискренним. Кульминацией становится сцена, в которой Наташа ошпаривают кипятком, а Васька убивает Костылева. На первый взгляд, победительницей выходит Василиса, отомстившая бывшему любовнику и навредившая сопернице. Кроме того, после гибели мужа она остается полновластной хозяйкой ночлежки. Однако теперь становится совершенно ясно, что в Василисе не осталось ничего человеческого, она никогда не сможет обрести человеческое счастье. И в наших глазах ее падение «на дно» происходит еще более стремительно.

Приход Луки провоцирует созревание философского конфликта в обществе ночлежников. Читатель следит за его развитием по диалогам и монологам действующих лиц. Лука открывает в героях светлые стороны их натуры, побуждает их вспомнить свои мечты. По Луке, «сладкая ложь» нужнее людям, чем «горькая правда». В беседах со странником девушка легкого поведения Настя начинает грезить о чистой любви, Актер всерьез задумывается о возвращении на сцену, Васька Пепел стремится к честному заработку и жизни без обмана. Горький верил в человека, его способность управлять своей судьбой. Герой его пьесы Лука не хочет видеть в ночлежниках жуликов и обманщиков, он их всех уважает, считает, что «ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Странник искренне верит в то, что грехами и пороками человек обрастает, когда сама жизнь его «вываливает в грязи». Даже столкнувшись с действительными ворами, Лука не сдает их милиции, так как понимает, что не сладкое житье толкнуло их на этот путь: «Дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они мне – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно. Так они у меня всю зиму и жили». Лука от всей души желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути к новой, лучшей жизни.

После ухода Луки все происходит вовсе не так, как рассчитывали поверившие в слова странника герои. Потеряв последнюю надежду, Актер кончает жизнь самоубийством, Пепел после убийства Костылева отправляется в Сибирь, только не вольным поселенцем, а каторжником. Однако проповедь старика дала толчок к монологу Сатина. Именно он, как это ни парадоксально, продолжает дело Луки, не дает отчаяться потерявшим веру людям, предлагает им новую «философию жизни», способную поднять людей со «дна».

Таким образом, социальное понятие «дна» приобретает философский смысл. Горький пытался рассмотреть не только причины социального и нравственного падения людей, но и показать разные пути преодоления людьми отчаяния, духовного запустения и пессимизма.

Роль женских образов по пьесе На дне (Горький Максим)

Пьеса «На дне» – достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе. Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями. Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга. Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость. Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать. Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце. Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству. Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник. Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти. Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3883

Ссылка на основную публикацию
Название: Изображение дна в пьесе Горького На дне
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 16:30:17 23 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 98 Комментариев: 8 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать