Образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение

Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Помещики Некрасовской поэмы

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, – бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха. За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности. Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

Оболт-Оболдуев

Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления. Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик. Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.

Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:

Помещик по прозванью Последыш

Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, – последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар. Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания. Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.

Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.

Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.

Оболт-Оболдуев в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание, портрет

Помещик Оболт-Оболдуев.
Иллюстрация В. Нагаева

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев является одним из ярких персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание, портрет в цитатах

Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают на своем пути помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева. Помещик жалуется мужикам на свою “несчастную” жизнь. Он грустит о крепостном праве, которое отменили в 1861 г.

Полное имя героя – Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев:
“. Соседнего помещика / Гаврилу Афанасьича / Оболта-Оболдуева / Та троечка везла. “

Возраст Оболта-Оболдуева – около 60 лет:
“. Шестидесяти лет. ”

О внешности Оболта-Оболдуева известно следующее:
“. Какой-то барин кругленький, / Усатенький, пузатенький, / С сигарочкой во рту. ”
“. Помещик был румяненький, / Осанистый, присадистый, / Шестидесяти лет; / Усы седые, длинные, / Ухватки молодецкие, / Венгерка с бранденбурами*, / Широкие штаны. ” (*венгерка – короткая мужская куртка)
“. Как сам, такой же толстенький. “

Оболт-Оболдуев – дворянин, помещик:
“. Извольте: слово честное, / Дворянское даю. ”
“. Помещик начал так. ”
“. Твои деревни скромные, / Твои леса дремучие, / Твои поля кругом. “

Оболт-Оболдуев гордится тем, что он – дворянин:
“. Я не крестьянин-лапотник — / Я Божиею милостью / Российский дворянин. ”
“. Нам чувства деликатные, / Нам гордость внушена. “

Оболт-Оболдуев происходит из старых дворянских родов. Помещик гордится своим древними корнями:
“. Я роду именитого. / Мой предок Оболдуй / Впервые поминается / В старинных русских грамотах / Два века с половиною / Назад тому. ”
“. Без мала триста лет. / Так вот оно откудова / То дерево дворянское / Идет, друзья мои. ”
“. Чем дерево дворянское / Древней, тем именитее, / Почетней дворянин. “

У Оболта-Оболдуева есть жена и дети:
“. Жена рукою собственной / По чарке им нальет. / А детки тут же малые / Посасывают прянички. ”
“. Что вон под той рябиною / Резвились наши детушки, / И Ганичка и Верочка, / Аукались со мной. “

Оболот-Оболдуев является богатым помещиком:
“. Так вот, друзья, и жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет. / Не только люди русские, / Сама природа русская / Покорствовала нам. ”
“. Эй, Трошка! рюмку хересу, / Подушку и ковер. ”
“. Расположась на коврике / И выпив рюмку хересу. ”
“. Гаврило Афанасьевич, / Вскочив с ковра персидского. “

Барин Оболт-Оболдуев не приучен к труду:
“. Сословья благородные / У нас труду не учатся. ”
“. А мне поют: «Трудись!»..”

Оболт-Оболдуев живет 40 лет в деревне, но совсем не разбирается в сельском хозяйстве:
“. Скажу я вам, не хвастая, / Живу почти безвыездно / В деревне сорок лет, / А от ржаного колоса / Не отличу ячменного. “

Помещик Оболт-Оболдуев грустит из-за того, что крепостное право отменили:“. Сорил казну народную / И думал век так жить. / И вдруг. Владыко праведный. » / Помещик зарыдал. ”
“. Помещик закручинился, / Упал лицом в подушечку. “

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был заядлым охотником. Теперь он не может себе позволить эту роскошь:
“. Ой ты, охота псовая! / Забудут все помещики, / Но ты, исконно русская / Потеха! не забудешься / Ни во веки веков. ”
“. Бывало, нас по осени / До полусотни съедется / В отъезжие поля; / У каждого помещика / Сто гончих в напуску, / У каждого по дюжине / Борзовщиков верхом, / При каждом с кашеварами, / С провизией обоз. “

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами:
“. Вы сами знаете, / Нельзя же и без строгости? / Но я карал – любя. ”
“. Да, был я строг по времени. ”
“. Теперь не бьем крестьянина, / Зато уж и отечески / Не милуем его. “

Раньше Оболт-Оболдуев делал с крестьянами, что хотел. Но теперь крестьяне не являются его собственностью:
“. Ни в ком противоречия, / Кого хочу – помилую, / Кого хочу – казню. / Закон – мое желание! / Кулак – моя полиция. “

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев жил, как в раю. Раньше помещик держал целый полк прислуги:
“. Да, было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать. ”
“. Не день, не два – по месяцу / Мы задавали тут. / Свои индейки жирные, / Свои наливки сочные, / Свои актеры, музыка, / Прислуги – целый полк! / Пять поваров да пекаря, / Двух кузнецов, обойщика, / Семнадцать музыкантиков / И двадцать два охотника / Держал я… Боже мой. “

Теперь, после отмены крепостного права, Оболт-Оболдуев живет не так роскошно. Отмена крепостничества испортила его жизнь:
“. Ой жизнь широкая! / Прости-прощай навек! / Прощай и Русь помещичья! / Теперь не та уж Русь. ”
“. Невесело / Глядеть, как изменилося / Лицо твое, несчастная / Родная сторона. ”
“. И все прошло! все минуло. / Чу! похоронный звон. “

Помещик Оболт-Оболдуев по-прежнему держит у себя лакеев. Он привык быть барином:
“. «Эй, Прошка!» – закричал. / Лакей, по слову барскому, / Принес кувшинчик с водкою. ”
“. Эй, Трошка! рюмку хересу. “

Читайте также:  Анализ рассказа Житкова Как я ловил человечков

Оболт-Оболдуев ничего не умеет делать, кроме как жить чужим трудом, то есть за счет крестьян:
“. Достоинство дворянское / Поддерживать охотою, / Пирами, всякой роскошью / И жить чужим трудом. ”
“. Чему учился я? / Что видел я вокруг. / Коптил я небо Божие, / Носил ливрею царскую. / Сорил казну народную / И думал век так жить. “

Это был цитатный образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.

“Кому на Руси жить хорошо” – характеристика героев поэмы Н.А. Некрасова

Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств.

Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.

Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.

Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.

Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.

Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.

Главные действующие лица

Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.

При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.

Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:

Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.

Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.

Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.

Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.

Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.

Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.

В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.

Второстепенные персонажи

Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.

Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:

Князь Утятин (Последыш) – пожилой человек, выжил из ума. Его хватил удар после того, как он узнал об отмене крепостного права. Ему не хочется терять власть над крестьянами. Наследники князя просят крестьян ему подыграть, будто они крепостные, так не хотят потерять наследство. Обещают взамен дать крестьянам луга и заплатить за каждый причудливый поступок старика.

Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.

Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.

Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.

Корчагина Матрена Тимофеевна – осанистая женщина, крестьянка, ей 38 лет, красивая, с большими глазами. Путники считают, что она счастливый человек. Однако это не так, детство у нее было хорошее и счастливое, но после замужества все изменилось. Родственники мужа ее обижали, она перенесла смерть маленького ребенка, который умер по вине мужа.

Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.

Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.

Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.

Агап Петров – грубиян, непокладистый. Когда хозяин поймал его, несшего бревно с хозяйского двора, сорвался и грубо высказался о реальном «добровольном рабстве», в котором он задействован. Успокоили его только напоив, на следующий день он умирает.

Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.

Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.

Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.

Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.

Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.

Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.

Заключение

Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной.

Только два героя – поп и помещик успели рассказать о своей жизни до и после принятия закона. Некрасову помешали цензура и затяжная болезнь выполнить задуманный план.

Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»: характеристика героев

Меню статьи:

Знаменитая поэма Н. А. Некрасова описывает ситуацию неопределенности, которая характеризует этап истории после того, как было отменено крепостное право.

Лейтмотив произведения – счастье, ведь именно его ищут персонажи поэмы, ведя на эту тему беседы, в которых и раскрываются варианты ответа на вопрос: кому же живется хорошо и что такое счастье?

Любопытно, что писатель так и не смог закончить свое масштабное произведение – тяжелая болезнь сразила его раньше, чем он реализовал свою идею. На самом же деле, многие литературные критики относят этот текст к жанру романа, аргументируя свою позицию его объемами и глобальностью авторской задумки.

О героях поэмы-романа

Как и во многих других текстах, герои этого произведения тоже разделены на две группы: это герои главные и, соответственно, второстепенные.

Семь мужиков-крестьян

Среди главных персонажей мы могли бы назвать семь мужиков-крестьян: это Роман, Лука, Демьян, Пров, Пахов и, наконец, браться Иван и Митродор Губины. Именно они, по сюжету поэмы, отправились на поиски человека, который бы мог сказать, что он живет свободно и хорошо, то есть – что он счастлив.

Здесь следует сделать ремарку: автор явно связывает два явления или даже два чувства – это свобода (вольная жизнь) и счастье. Эта позиция имеет свою логику, так как о время отмены крепостного права многие крестьяне не знали, что им делать и как им управлять обретенной свободой. Известны случаи, когда бывшие крепостные плакали и бросались в ноги своему барину, чтобы тот не оставлял их. Любопытно, что крестьяне часто воспринимали помещика как отца, который заботиться о них, и нуждались, таким образом, в его отеческих советах и распоряжениях, без которых они не понимали, как им контролировать свою жизнь самостоятельно и, кроме того, нести за нее ответственность.

Н. А. Некрасов выписывает простых русских крестьян, которые привыкли к работе, неприхотливы и пытаются найти ответы на вопросы, которые в связи с новыми обстоятельствами жизни возникли перед ними. Среди этих мужиков нельзя выделить отдельных личностей: крестьяне не являются изолированными друг друга, сливаясь словно в единый и целостный образ.

Какие черты отличают этих крестьян? Это временнообязанные бывшие крепостные, простые бедные люди, необразованные, которые обходятся в своей жизни минимумом (например, в поэме есть слова «умылись, освежились»). Несмотря на отсутствие образования, эти герои вызывают к себе уважение и почтение. Все они имеют семьи и порой выказывают свою к ним привязанность. Их отличают также добродушие, мужественность и привычка к труду. Они упрямы и любят спорить. Вместе с такими чертами, как задорный и буйный характер, некоторая драчливость, существуют и совестливость, и скромность, ну и, конечно, вера.

Читайте также:  Сочинение Алексей Мересьев в Повести о настоящем человеке

Персонажи второго плана

Что касается второстепенных фигур, Матрену Корчагину, Савелия Богатыря, Якима Нагого, Ермилу Гирина, князя Утятина, Ипата, Оболта-Оболдуева, попа, а также Гришу Добросклонова.

Матрена Корчагина

Матрена Тимофеевна становится одной из первых, по мнению мужиков, «счастливых» людей. Однако, присмотревшись, мы можем понять, что она очень далеко от счастья. В ее жизни было множество грустных событий: тяжкий крестьянский труд, смерть ребенка, плохое отношение со стороны мужа и его семьи. Ее родители тоже погибли очень рано. Таким образом, ее судьба полна горя и несчастий, которые женщине удается стойко сносить.

Возможно, именно ее волевой и строгий характер, не позволяющий ей сломаться под гнетом жизненных невзгод, и поспособствовал тому, что окружающие видели в ней счастливого человека.

Матрена описана автором как крепкая, полная силы женщина, ей не чужд труд, она умеет самостоятельно содержать свое хозяйство. Ей приписываются такие черты, как ум, искренность, упорство, сила духа, свободолюбие, дерзость, резвость, честность и, конечно, терпение.

Савелий

Недаром он назван в поэме Богатырем. Его внешность, и правда, выказывает в нем настоящего богатыря. Его судьба также нелегка: 40 лет жизни он потерял, пребывая в ссылке. Он был осужден на каторжные работы, потому что выступал в защиту прав народа, противясь несправедливостям власти.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию характеристику Гриши Добросклонова в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Он – родственник Матрены, и его личность вырисовывается мужикам в процессе ее рассказа. Перед Матреной Савелий сильно виноват: недосмотрел за ее сыном и того съели свиньи. Впоследствии за этот поступок Богатырь себя сильно корит, что толкает его на уход в монастырь – в надежде замолить свои грехи. Как и положено богатырю, Савелий прожил очень долгую жизнь.

Справедливость, честность и доброта – это три нравственных столпа, на которых держится личность Савелия.

Это тоже «счастливый», по мнению мужиком, человек. Крестьянин, простой и трудолюбивый, Яким, однако, тонко чувствует мир. Для него характерно восприятие красоты и прекрасного: например, мужиков удивляет, что он коллекционирует картинки и украшает ими свой дом. Однажды Якима настигла беда – пожар. И тогда, первое, что он спас из огня, было именно картинками. Но тяга к прекрасному не лишает Якима смелости и решительности.

Ермила

Ермил Ильич Гирин, пожалуй, пользуется наибольшим уважением среди крестьян. Он ставит свои интересы на второе место после интересов общества. Справедливый и честный, Ермил лишь один нарушил свои принципы, спасая своего родственника от удела стать солдатом. Известно, что солдатчина в то время отличалась крайней жестокостью, антигуманнностью, и сгубила немало жизней: если не истребив человека физически, то сломав его морально. Но даже в этом поступке Ермил признался, скрывать его от своих соотечественников он не стал. Отсюда происходят корни того доверия, которое испытывает к нему народ.

Он тоже принадлежит к разряду «мужиков». Нетрудно заметить, что все мужики в поэме Н. А. Некрасова отличаются простотой, решительностью, бойким характером и добротой. Между тем, Ермил является еще и грамотным человеком. Он гордый и сообразительный, надежный, а также не по годам мудрый. Ему также не чужды честность, правдивость, справедливость и совестливость.

Но счастье Гирина тоже тленно, потому что, поддержав однажды бунтующих крестьян, он попадает в тюремные стены.

Князь Утятин

Этот персонаж – пример радикальной ретроградности. Потомственный аристократ, помещик, владеющий значительным состоянием и вельможа преклонных лет все еще живет в рамках старой культурной парадигмы: его логике неподвластна мысль, что крепостного права больше не существует.

Злобный, страдающий умственными расстройствами, он ненавидит реформу с такой силой, что даже заболевает – у него случается инсульт. В итоге, он выживает из ума настолько, что его наследники в страхе остаться без гроша из наследства князя решают потакать его самодурству, подговаривая крестьян поддержать их в этой не слишком моральной затее.

За эту игру крестьяне по договору получали луга, принадлежавшие помещику. Между тем, до самой смерти князь остается деспотом и тираном.

Утятин не отличается строгой нравственностью: кроме законных сыновей, у него также есть три дочери, рожденных вне брака. Он спесивый, властный, загордившийся дворянин. Для его образа характерно высокомерие и жестокость, суровость и грубость в обращении с крестьянами, которых он рассматривает исключительно как рабов.

Путешествуя, мужики встречают и князя Утятина, вспоминая, как князь издевался над теми, когда они были детьми или крепостными.

Оболт-Оболдуев

Ретроградность и тоска по старым, дореформенным, временам отличает и этого героя. Он – дворянин и привык к выгодам крепостного права. После реформы он больше не может жить так, как раньше – используя других. Потому он страдает и рассказывает мужикам о своей нелегкой и «несчастной» жизни.

Оболт-Оболдуев гордится своим высоким происхождением, он не отличается привычкой к труду, и, прожив 40 лет в селе, совершенно не понимает толку в сельском хозяйстве.

Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Ермилы Гирина”в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Как и князь Утятин, он видел в крестьянах лишь свою собственность и привык жить, словно в раю. После реформы, впрочем, он все равно не может отказаться от большого штата слуг и лакеев.

Он очень любил охоту, но теперь излишняя роскошь ему не по карману.

Ипат тоже является персонажем ретроградным. После реформы он не может приспособиться к новым условиям, а потому так и продолжает верно служить своему помещику.

Можно заметить, что автор старается выписать образы представителей всех сословий. И вот – очередь доходит до духовенства. Но и здесь не нужно обманываться: от реформы 1861 года попы тоже имеют определенные выгоды. Поп хочет, чтобы жизнь крестьян улучшилась, чтобы они стали материально более обеспеченными. Но это объясняется тем, что доход церковники получают из карманов своих прихожан, а это значит, что чем лучше живет паства, тем лучше живут и сами попы. Впрочем, поп вовсе не скрывает своей осведомленности о негативном отношении к духовенству со стороны крестьян.

Но жизнь попа нелегка. Он, как говорится, «всегда на работе», ведь его обязанность приходить к человеку в любое время, погоду и сезон. У него трудная и полная беспокойств жизнь. Несмотря на выгоды для себя от реформы, поп искренне волнуется за тех, кому помогает. Он расстраивается при виде смерти и страданий.

Но какие бы положительные черты не отличали попа, в целом народ относится к нему пренебрежительно и не слишком его уважает. О попах слагают непристойные песни, а встретить попа – это дурной знак.

Совесть и терпение в принятии своей судьбы – вот то, что действительно характерно для этого персонажа.

Гриша

Григорий Добросклонов демонстрирует нам то, что может ожидать молодое в будущем, он – образ положительного отношения к происходящему и веры в общественный прогресс.

Он ведет происхождение из семьи таких же простых крестьян-бедняков, как и мужики. Это умный и скромный мальчик, который проходит обучение в духовной семинарии. Между тем, он уже успел познать многие тяготы жизни: он знает, что такое голод и холод, что значит жить в суровых условиях.

Главное – это надежда, которая живет в душе этого 15-летнего юноши. Он искренне хочет, чтобы жизнь народа наладилась, а чтобы подбодрить своих односельчан, он слагает для них особенные песни.

Образы крестьян, помещиков и народных заступников в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (ЕГЭ по литературе)

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поражает читателей широтой охвата российской действительности. Её называют энциклопедией русской жизни. Семь мужиков отправляются в путь, чтобы выяснить,

Кому живётся весело, вольготно на Руси.

Мотив путешествия позволяет поэту изобразить пореформенную Россию во всей широте и полном объёме.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Первоначальное представление о счастье крестьян правдоискателей носит социальный характер и умещается в формулу-триаду: покой, богатство, честь. Счастливого человека они собираются искать среди чиновников, попов, купцов, министров. Пров называет царя, но никто из спорящих не упоминает мужика.

Помещики в поэме изображены сатирически. Помещик Оболт-Оболдуев, «осанистый, присадистый» барин страшно испугался, когда увидел семь рослых мужиков, но узнав о том, «какая заботушка»» «из домов повыжала» семерых странников, страшно расхохотался. Помещик гордится своим родословным дворянским деревом, с тоской вспоминает о прошлом почёте, о том, как он полноправно распоряжался судьбами и жизнями вверенных ему крестьян:

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – моё желание!

Кулак – моя полиция!

Помещику не свойственно такое нравственное понятие, как раскаяние, он уверен в своей правоте, самодовольно рассказывает о своих «благодеяниях», которые состояли в том, что он «христосовался» со всей вотчиной в пасху и накрывал «стол огромнейший» для крестьян в праздники.

Цель своей жизни Оболт-Оболдуев видит в пирах и роскоши, в жизни чужим трудом. Он даже гордится тем, что. Прожив в деревне сорок лет, не может отличить ржаного колоса от ячменного. Перед нами «небокоптитель», который ничего не умеет, незнаком с трудом, живёт за счёт крестьян, грустит по отмене крепостного права, лишившей его власти.

Если Оболт – Оболдуев понимает, что старой жизни не вернуть, то помещик Утятин, прозванный Последышем, не хочет признать крестьянскую реформу. Крестьяне за поёмные луга, обещанные им сыновьями – гвардейцами Утятина, добровольно согласились притворяться перед помещиком крепостными.

Сатирически изображая «дольщиков» – помещиков, Некрасов показывает, кто виноват в том, что народ живёт в нищете. Он раскрывает типичные черты помещиков: презрение к труду, паразитизм существования, высокомерие, спесь и жестокость.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль сочинение

Наиболее ярко раскрываются в поэме образы народных заступников. Один из них – Ермил Гирин, простой крестьянин, который заслужил народное доверие своей честностью и справедливостью и был избран бурмистром. За семь лет службы он «мирской копеечки под ноготь не зажал». Но однажды народный заступник проявил нравственную слабость. Вместо своего младшего брата отправил не по закону единственного сына Ненилы Власьевны. Муки совести довели Гирина до того, что он руки на себя чуть не наложил. Когда же ошибка была исправлена и справедливость восторжествовала, Гирин не успокоился, «с год как шальной ходил»

Народным заступником является и Савелий, «богатырь святорусский», о котором узнают правдоискатели от простой крестьянки Матрёны Тимофеевны. Он угодил на каторгу за то, что после 17 лет терпения произвола властей в лице управляющего немца Фогеля не выдержал и вместе с товарищами закопал мучителя живьём в колодце. Двадцать лет строгой каторги и двадцать лет поселения не сломили дух Савелия, он сохранил своё человеческое достоинство.

В главе «Пир на весь мир» мы знакомимся с ещё одним народным заступником – Григорием Добросклоновым, сыном приходского сельского дьячка, живущего в нищете. Жители деревни Вахлаки жалели мать Гриши Домну и её детей, подкармливали, как могли. Мальчик не забыл бескорыстной помощи вахлаков. В пятнадцать лет он уже знает, что будет жить для счастья

Убогого и тёмного

Гриша сочиняет стихи, в которых воспевает народ и Русь:

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Крестьянская масса делится в поэме на две группы: на честных тружеников, таких, как мужики – правдоискатели. Матрёна Тимофеевна, жители деревни Вахлаки, и холопов, утративших своё человеческое достоинство, гордящихся холопским званием. Ко вторым, например, относится лакей Ипат, который с умилением рассказывает, как Утятин, забавляясь, зимой выкупал его в проруби.

Мы видим, что широкая картина пореформенной русской жизни создаётся в поэме с помощью ярких образов крестьян, помещиков и народных заступников.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35296

Оболт-Оболдуев: характеристика образа помещика

Помещик Гаврила Афанасьевич — один из самых колоритных и запоминающих персонажей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образы помещиков в произведении собирательны, но при этом все они практически не вызывают ни симпатии, ни сострадания, в отличие от простых людей. Сам Оболт-Оболдуев по характеристике — типичный карикатурный образ зажиточного мужчины дворянских кровей.

Создание персонажа

В первых четырех главах поэмы автор размышляет о том, что такое истинное человеческое счастье. В главе «Помещик» ключевые герои поэмы, семь простых мужиков, встречают помещика Гаврилу Афанасьевича.

Дворянин выкладывает им свою историю и жалуется мужикам на свою «бедную жизнь». Помещик делится с ними тем, как скучает по крепостничеству, которое отменили в 1861 году. Оболт-Оболдуев сильно контрастирует с высоким идеалом народа — образом Ермилы. Он же один из тех людей, что довели русские деревни до нищеты, а в рабочем классе видели лишь рабочую силу. Гаврила отражает всех тех, кому не понять, каково было народу жить в крепостных, ведь ему в те годы было хорошо.

Самому автору уже в 40-е годы простой мужик и помещик представлялись как две несовместимые величины, чьи интересы и представления об идеальном обществе полностью противоположны. И тогда в своей поэме он решил столкнуть их вместе. И сделал так, что богач поведал все о своей жизни простому люду.

Сам типаж помещика как любителя псовой охоты присущ и другим творениям Некрасова:

  • «Шила в мешке не утаишь…»;
  • «Ростовщик»;
  • «Псовая охота»;
  • «Родина».

Образы помещиков часто восходят к настоящему отцу писателя. Алексей Некрасов был очень колоритным представителем эпохи, а определенные его черты проглядываются в характере Гаврилы Афанасьевича. Некрасов также страстно любит охоту, гордился своим дворянским происхождением и предпочитал кулаками расправляться с крестьянами.

Внешний портрет

Автор передает характер Гаврилы Афанасьевича через демонстрацию несоответствия между тем, что думает о своей личности сам герой и с каким смыслом он говорит те или иные слова, и тем, как он выглядит на самом деле в глазах простых мужиков и читателя. И впечатление о нем как о самодовольном, ничтожном человеке и комичном герое создается уже после первых слов, описывающих его внешний облик.

Мужики увидели какого-то «кругленького барина, усатенького и пузатенького». Во рту он держал не сигару, а «сигарочку» и достал «пистолетик», такой же как и он сам, «толстенький». Мужчине на вид лет 60, а лицо его украшают седые усы. Автор намеренно описывает его, используя уменьшительно-ласкательные слова, чтобы описать всю ничтожность образа. Ведь, увидев их, он с трусливой воинственностью направил пистолет. И это настолько противоречит обликам правдоискателей, что мужики невольно начали смеяться.

Происхождение имени

Помещик имеет очень интересную фамилию. Во времена Некрасова «обалдуем» был неотесанный человек, невежа. Значение слова имеет похожий смысл и сегодня. А Оболт-оболдуев — дважды болван. Персонаж не видит смысла в образовании, что только подчеркивает его фамилию. Он сам неуч, а потому резко отзывается об учреждении крестьянских школ. На его взгляд, народу грамота не нужна.

Кичится Гаврила и своим древним дворянским родом. И дает характеристику Оболт-Оболдуев себе цитатой:

Мой предок Оболдуй

В старинных русских грамотах

Два века с половиною

Гаврила был смешон не только при первой встрече. Забавляла мужиков и пафосность, с которой он рассказывал о нелепых подвигах своих предков, пытающихся сжечь Москву и ограбить казну, развлекающихся с медведями. Смешно было на него смотреть и в момент, когда он в охотничьем азарте махал руками и, крича первобытные возгласы, воображал, как травит лису.

Но все же для простых мужиков Оболт-Оболдуев не был просто смешным человеком. Все семеро испытывали к нему недоверие и внутреннюю враждебность. Никто из них не верит «честному, дворянскому слову», ведь есть «христианское слово», более крепкое и надежное.

По словам, которыми обменивались мужики и помещик, можно проследить их истинное отношение друг к другу. Они часто звучат с издевкой и пронизаны взаимным презрением. Оболт, переигрывая в доброжелательности, называет их господами. А они же, смеясь над подвигами его предков, кратко отвечают, что таких бездельников и сейчас немало шатается по улицам.

Отношение к крепостничеству

Неприязнь мужиков к Гавриле объясняется его рассказом о том, как же хорошо раньше жилось помещикам до наступления реформ.

Он восторженно вспоминает жизнь до отмены крепостничества. И особенное удовольствие ему приносят мысли о повиновении крестьян, как рабов, когда они падали ему в ноги. Забыв, с кем он беседует, помещик предается воспоминаниям о былой власти:

Кого хочу — помилую, кого хочу — казню.

С одной только этой фразы Оболта-Оболдуева понятно, что со своими крепостными он обращался чрезвычайно жестоко и за людей их не считал. Но затем он оправдывается перед собеседниками, что без строгости тоже нельзя. И быстро приводит примеры милого отношения к крестьянам, но они вновь показывают его не с лучшей стороны:

  • христосование с мужиками;
  • выдача крепостным вина;
  • разрешение молиться в господском доме.

Все эти поступки никак не нельзя назвать искренними проявлениями доброты. И помещик явно приукрашает действительность, рассказывая, как отпускал крепостных на заработки. Скорее всего, на чужбину им приходилось идти, чтобы не умереть от голода. А подарки для барина несли они не в благодарность, а в виде дани.

Счастлив был Гаврила и от ощущения того, что у него есть собственность — свои леса, поля, индюки, наливки и другие прелести барской жизни. Столь довольным упоением своей властью он цинично показывает свою силу над простым людом. А это также сильно разнится с заботами правдоискателей.

Странно ведет себя Гаврила, говоря тем, кто надрывается от работы, о своем неумении и нежелании трудиться. Он спокойно рассказывает, что 40 лет безвылазно живет в деревне, но абсолютно ничего не смыслит в деревенской жизни и в том, как обрабатывают землю.

Оболт-Оболдуев не оставляет без внимания и перемены в жизни России — упадок помещичьего хозяйства и рост буржуазного предпринимательства. Но сильнее всего его все-таки тревожит иное, что мужики уже не так почтительно к нему относятся и смело ходят по его владениям, или еще хуже — бунтуют в случае недовольства. Все эти перемены, которые за счастье для его собеседников, Гаврилу не устраивают, и настроен он враждебно. Ведь они связаны с уничтожением столь дорогой его сердцу помещичьей системы.

Но при настолько сатирическом образе Гаврила не маска, а настоящий живой человек. В своем рассказе мужикам он с упоением описывает природу и особенности псовой охоты, а также говорит про быт дворянских домов. Вспоминает свою супругу и предков, а также в своих речах он описывает русскую природу и несколько раз повторяет:

Герой горюет и искренне верит, что беспокоится он не о себе, а о судьбе своей родины. Он считает, что реформы в основном негативно отразятся на стране и на всех ее гражданах. Но слишком уж часто в своей речи он говорил «Я», «мое». А потому поверить в то, что он по-настоящему любит свою родину, сложно. Оболту-Оболдуеву горько за себя и плохо оттого, что наступило начало помещичьего конца.

Значение образа

Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев символизирует призрак прошлого, крепостника. С ним Некрасов учит, смеясь, расставаться. Он тот самый человек, которому уже не место в новой вехе русской истории.

И пусть Гаврила Афансьевич переживает тяжелый жизненный период, его страдания не идут ни в малейшее сравнение с многовековыми муками народа. Оболт-Оболдуев лишь привык жить за счет других и не может перестроиться, а жалости это не вызывает.

Ссылка на основную публикацию