Образ и характеристика отца Базарова (Василий) в романе Отцы и дети Тургенева

Отец Базарова – Василий в романе Отцы и дети Тургенева характеристика и образ героя

Василий Базаров не является главным героем романа «Отцы и дети», его можно назвать второстепенным. Это отец Евгения Базарова, одного из главных персонажей.

Василий Базаров немолодой мужчина, ему примерно шестьдесят лет, раньше он был военным врачом. Высокий, тощий мужчина с абсолютно седыми волосами. Даже после выхода в отставку он продолжает оказывать помощь людям, и даже бесплатно, что характеризует его как великодушного и доброго человека.

Живет Василий в небольшом имении, которое принадлежит его жене. После отставки он много времени и сил уделяет работе на земле и управлению имением. Живут они вместе с супругой. Василий не чурается работы на земле, наоборот, он признается, что труд физический ему очень приятен.

Василий очень добрый человек, любит свою жену, а вместе они души не чают в своем единственном сыне Евгении. Он воспитывает сына в свободе, считая, что если человек не имеет свободы мысли и поступков, он не развивается, прививает ему любовь к наукам и саморазвитию. В итоге Евгений тоже хочет стать врачом.

Несмотря на возраст, Василий Иванович старается не отставать от новшеств в науке и мире в целом, и занимается саморазвитием. Он любит природу, не устает любоваться красками заката. Базаров насаживает у себя в усадьбе прекрасный сад с разнообразными фруктовыми деревьями. Он считает, что нет ничего плохого в том, чтобы самому возделывать землю и выращивать свой хлеб.

Базаров верующий человек, предпочитает не нарушать заповедей, старается совершать добрые дела. Вообще, он болтливый человек, любит поговорить на разные темы. От религии до науки.

Особое место в романе занимает описание отношений отца и сына Базаровых. Василий Иванович очень любит сына, можно сказать, боготворит. Их отношения можно назвать нетипичными для того времени. Как бы ни был отец привязан к сыну, он понимает, что не может быть ему интересным собеседником, и старается не наказываться. Базаров – старший дает Евгению возможность жить своей, свободной жизнью. Но от этого любовь к сыну не становится слабее.

Смерть сына становиться трагедией в жизни Василия и крахом его надежд. Ему самому тяжело, но он поддерживает свою супругу, которую подкосила смерть ребенка. Они часто проходят на кладбище и там вместе грустят по усопшему.

Про Василия Базарова можно сказать, что он неординарный человек того времени. Он не придерживается навязанных правил и истин, имеет свой собственный взгляд на многие вещи. Он добрый и любящий отец и муж.

Сочинение Василий Базаров

Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в 60-х годах 19 века. Он отразил в себе всю сложность взаимоотношений людей, принадлежащих к разным поколениям. Каждый герой произведения раскрывает отношение писателя к нигилистическим взглядам, которые были распространены среди молодых людей во время написания романа.

Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова. В молодые годы Василий был военным доктором. Затем женился на спокойной и тихой девушке, поселившись в ее деревушке вдали от городской суеты. Здесь они вместе и провели годы своей жизни. После ухода со службы, Василий Иванович не оставил свою профессию и стал лечить крестьян. Базаров стремится быть полезным и с удовольствием помогает людям. Как и его жена, Василий Иванович верит в Бога, однако открыто своей веры не проявляет. Считает, что мужчина не может быть чувственным и сентиментальным.

Чтобы быть ближе с сыном, Василий Базаров старается казаться современным человеком. Но все нововведения не приносят ему радости и удовольствия. Поэтому с трудом удается ему поддерживать разговор с Евгением, ведь Василий Иванович человек старых принципов, придерживающийся консервативных взглядов.

Поддерживая неприязнь сына к нежным проявлениям доброты и заботы, Базаров старается быть суровым. Он прикривает на Арину Васильевну, строг с Евгением. Но Василий любит своего единственного сына и гордится им. Чтобы быть ближе с ним, Базаров старается во всем помогать Евгению. Нигилистическое мировоззрение Евгения, он считает, временным. Базаров верит, что впоследствии сын откажется от своих убеждений. Но, к сожалению, этого не происходит.

Василий стремится, как может облегчить последние часы жизни сына, с надеждой и восхищением встречают они с женой Одинцову, веря в чудо. Но чудо не происходит. Смерть Евгения сильно надломила Василия Ивановича. Но он смог пережить ее, и помогло ему в этом чувство любви, которое отвергал его сын.

Характеристика Василия Базарова становится полной противоположностью нигилистических взглядов Евгения Базарова. В Василии Ивановиче находит свое отражение образ сильно и мужественного человека, доброго и честного.

Также читают:

Картинка к сочинению Отец Базарова – Василий в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых

Одним из удивительных и содержательных произведений русской литературы является пьеса А.Н. Островского «Гроза».

Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.

Главным героем Тургенева «Му-му» является Герасим. Он всю свою жизнь прожил в одиночестве. Он работал дворником. Для житья ему была выделена очень маленькая каморка, в которой даже одному будет неудобно.

Мне нравится летними днями работать на дачном участке. Здесь тепло, свежий воздух. Поют птицы. Расцветает вишня, облепиха и абрикос. Рядом прорастают сосны, чистый воздух. Здесь в лесном бору можно подышать свежим воздухом

Образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети” (Василий Иванович Базаров)

Меню статьи:

Роман Тургенева «Отцы и дети» стал культовым произведением своей эпохи – актуальная тематика и проблематика, «живые» персонажи способствовали тому, что произведение вошло в фонд классической литературы и стало одним из самых популярных и по наш день.

Образ отца Евгения Базарова не обрел широкого действия в романе – на раскрытие его образа приходится несущественная доля произведения, но это не помешало этому образу стать одним из самых запоминающихся.

Элементы биографии

Василий Иванович Базаров был человеком простого происхождения.

В молодости он был военным лекарем и вполне успешно выполнял свои функции в качестве военного врача. За активные действия на медицинском поприще в борьбе с чумой его наградили орденом св. Владимира.

Символично его деятельность в качестве врача была связана с деятельностью деда Аркадия Кирсанова – Василий Иванович служил лекарем в бригаде под командованием Кирсанова. После выхода в отставку Василий Базаров посвящает свою жизнь семье и работе на земле. Женой его стала Арина Власьевна – девушка из обедневшего дворянского рода. Евгений был единственным ребенком в семье Базаровых.


Жизнь в отставке стала новым этапом в жизни Василия Ивановича – он был увлечен делами небольшого поместья жены. Так как крестьян, принадлежащих Базаровым, было очень мало, Василий Иванович часто выполняет «крестьянскую работу». Делает он это с явным удовольствием – работа на земле, несмотря на свою сложность, приносит наслаждение Василию Ивановичу.

Предлагаем вашему вниманию произведение “Бирюк”, которое написал Иван Сергеевич Тургенев.

Время от времени Василий занимается лекарской деятельностью – крестьяне часто приходят к нему за медицинской помощью.

На момент повествования Василию Базарову 61 год, но, несмотря на возраст, он остается активным человеком, как физически, так и духовно.

Нетипичность Василия Ивановича Базарова

Нетипичность Василия Ивановича – факт неоспоримый. Фактически в любой деятельности он является прогрессивным и деятельным.

В то время, как большинство помещиков активно эксплуатируют своих крестьян, Василий Иванович, наоборот, старается максимально облегчить им жизнь.

В отношениях семьей Базаров-старший никогда не проявляет авторитарный тип поведения – он изначально настроен на позитив и дружелюбие.
Он умеет ценить свободу и старается дать ее окружающим. Обладание свободой становится ключевым фактором в жизни Василия Ивановича, он считает, что человек, не обладающий свободой, не может гармонично развиваться и стать счастливым.

Кроме того, Василий Иванович не стесняется своих ошибок в прошлом – в молодости он, было, увлекся карточными играми, но, проигравшись, смог преодолеть свое влечение, осознав губительность этого пристрастия.

Принципы воспитания

Детство Евгения Базарова описано в романе весьма скудно, поэтому вопрос о принципах воспитания Василия Ивановича раскрыть всесторонне очень сложно – большинство информации просто не подано в произведении.

Основу воспитания Базарова-старшего составил принцип поощрения активности и любознательности. Василий Иванович старается развить в своем сыне интерес к исследовательской деятельности и саморазвитию.

Василий Иванович старается дать максимальную свободу своему сыну – он считает это залогом успешного развития. В виду совей огромной любви к Евгению, Василий Иванович не может быть строгим с ним – любовь к сыну всегда перевешивает.

Внешность

Василий Иванович Базаров отличается высоким ростом и тощей комплекцией. Волосы его бы взъерошены и уже абсолютно седые. Лицо его также было тощим, длинный орлиный нос заметно удлинял лицо и зрительно создавал эффект дополнительной худощавости. Зубы у него были черные, рот широкий.
Василий Иванович необычно смеялся – смех его был беззвучным – рот широко раскрывался, обличая почерневшие зубы, а бронзовые щеки заметно покрывались румянцем.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием повести “Ася”, которая вышла из-под пера Ивана Тургенева, автора-классика.

Одежда Василия Ивановича проста и в некоторых моментах неряшлива – его часто можно видеть в старом военном сюртуке и стоптанных туфлях. Одежда Базарова- старшего не всегда чиста – работая по хозяйству, Базаров часто пачкается и мало заботится о чистоте своей одежды. Так, например, его ермолка и шлафрок засалены.

Характеристика личности

Василий Иванович обладал спокойным нравом и тонкой душевной организацией, хотя последнее активно скрывал, особенно от своего сына. Василий Иванович – очень добрый человек. Он безвозмездно помогает крестьянам, оказывая им медицинскую помощь, хорошо относится к своим крепостным. Базаров старший никогда не бывает строг по отношению к своим крестьянам – в связи с этим у них возникли доверительные отношения, близкие к дружественным.

Таким отношениям способствует еще и новшества, введенные Базаровым по отношению к крепостным, – Василий Иванович, руководствуясь новомодными тенденциями, и, как он сам говорил, здравым смыслом, перевел крестьян на оброк, дав им землю.

Василий Иванович старается заниматься самообразованием – время от времени он интересуется новомодными тенденциями в области науки и искусства – это позволяет ему «не зарастать» мхом и «не отставать от своего века».

Однако наибольшее удовольствие Василий Иванович получает от взаимодействия с природой – Базаров-старший обожает любоваться «творениями» природы (вечером он повел всех в сад, чтобы продемонстрировать красоту заката) и активно принимать участие в процессе садоводства – Василий Иванович собственноручно посадил сад, в котором наряду с деревьями и кустами растут лекарственные травы.

Василий Иванович, считает, что человек должен быть самодостаточным существом и самостоятельно заботиться о своем пропитании.

Базаров также активно принимает участие в работах на огороде, заботясь за будущим урожаем. Василий Иванович – активный и трудолюбивый человек, такой способ жизни у старика сложился сам по себе, не преднамеренно – общий интерес и любознательность стали причиной его активной жизненной позиции.
Василий Иванович – любит общаться с людьми, ему доставляет удовольствие вести разговор с человеком – предаваться этому занятию Базаров может подолгу. Темы его разговоров могут быть самые разнообразные – от чисто бытовых, до философских.

Василий Иванович – набожный человек, но в хорошем смысле этого слова. Как и в любом другом дел, он знает меру – религиозность Базарова никогда не выходит за рамки здравого смысла и фактически является моральным кодексом – Василий Иванович признает преобладание науки над религией (но только в вопросах, не касающихся морали) и осознает важность развития науки, в частности медицины.

Отношения с сыном

У Василия Ивановича складываются нетипичные отношения с сыном. С одной стороны, Базаров-старший, будучи человеком сентиментальным имеет глубокую привязанность к сыну, но с другой стороны, он осознает, что Евгению хочется свободы от родительской опеки. Как бы ни был Василий Иванович образован, он уже не может быть столь интересным собеседником для молодежи – жизнь наложила на него свой печальный отпечаток. Интересы Василия Ивановича уже далеки от порывов юности и юного азарта – он может понять пыл молодых людей, но быть активных коммуникатором для нового поколения ему уже крайне сложно.

Читайте также:  Сочинение Что значит быть счастливым по рассказам Бунина, Чехова, Куприна

Исходя из этой позиции и ее осознания, Василий Иванович не навязывает свое общение сыну. Он понимает, что Евгений находится в том возрасте, когда перед ним открыты все дороги – сын может удачно реализовать себя и обеспечить свое будущее, при этом же «сидение под материной юбкой» будет для Евгения крайне губительно – он может упустить возможности.

Смерть Евгения становится трагедией и в без того не радостной жизни Василия Ивановича. Его любовь к единственному ребенку и надежды на то, что Евгений сможет применить свой талант и развить его были слишком велики.

Отношения с женой

Отношения с Ариной Власьевной у Василия Ивановича были также далеки от типичности – несмотря на возраст и различные жизненные трудности, супругам удалось сохранить теплоту отношений и привязанность. Нельзя сказать, что они часто проводили время в беседах, наоборот, их общение фактически состояло из мелочных фраз, фрагментарных тактильных ощущений, однако, несмотря на это, они оставались душевно близкими.

Такое положение вещей вполне объяснимо характером женщины – она душевна, добрая, ласковая и, по сути, является идеалом русской женщины, которая смогла воссоединить в себе умственное и эмоциональное начало.

После смерти сына Василий Иванович старается поддержать свою супругу, которая, судя по всему, совсем утратила интерес к жизни. Они вдвоем часто приходят на могилу сына и с тоской вглядываются в его высокую могилу.

Таким образом, Василий Иванович Базаров – это человек, который смог найти гармонию с окружающим миром. В глазах читателей он выглядит чудаком своего времени – его деятельность и манера поведения была слишком не типична для его эпохи, хотя нельзя сказать, что она была лишена логики – большинство идей, удачно воплощенных Тургеневым в образе Василия Базарова со временем стали не новомодной тенденцией, а распространенным явлением.

Образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети” (Василий Иванович Базаров)

Василий Иванович Базаров.
Художник К. И Рудаков

Отец Базарова является одним из ярких второстепенных героев романа “Отцы и дети” Тургенева.

Краткая характеристика отца Базарова

Образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети”

Полное имя героя – Василий Иванович Базаров:
“. щеки Василия Ивановича смутно покраснели. “

Возраст Василия Ивановича – 61 год:
“. вот я – старик, шестьдесят второй год живу. ”
“. Отец в шестьдесят лет хлопочет. ”

Отец Евгения Базарова управляет имением, принадлежащим его жене:
“. В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. ”
“. и моего отца усадьбишка оттуда недалеко. ”
“. небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. “

Отец Базарова по происхождению является “плебеем”, недворянином:
“. Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. “

В прошлом Василий Иванович служил военным лекарем:
“. в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров. ”
“. Он был прежде полковым доктором. ”
“. позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану. ”
“. Я у вашего дедушки в бригаде служил, – обратился он опять к Аркадию. ” (служил в бригаде у генерала Кирсанова – дедушки Аркадия Кирсанова)

Старик Базаров является простым человеком:
“. простого штаб-лекаря. “

Он – редкий человек, по мнению его сына Евгения:
“. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. “

Отец Базарова – хороший человек:
“. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один. “

Он является не строгим отцом:
“. Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. “

Старик Базаров – сентиментальный мужчина:

“. А у самого губы и брови дергало и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным. “

Отец и мать Евгения Базарова живут небогато и просто:
“. у меня здесь все по простоте, на военную ногу. ”
“. Весь его домик состоял из шести крошечных комнат кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван. ”
“. мы живем здесь, так сказать, на бивуаках*. ” (бивуак – стоянка войск для ночлега)
“. мы с тобой не Крезы и у тебя не дворец. “

Василий Иванович – добрый человек:
“. Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший. ”
“. добродушнее хохотал. его осчастливленный отец. “

Старик Базаров добр к крестьянам:
“. великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом. ”
“. По непринужденности обращения, – заметил Аркадию Базаров, – и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены. “

Он является болтливым человеком:
“. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает. ”
“. Василий Иванович собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал. “

Василий Иванович Базаров – подвижный, живой старичок:
“. он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою то небрежною неподвижностию. ”
“. Василий Иванович живо вскочил с скамейки. ”
“. Замечательная живучесть! – проговорил, отходя от окна, Базаров. ”
“. И Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями. “

Отец Базарова старается не отстать от века:
“. я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века. “

Старик Базаров является прогрессивным хозяином. Он перевел крестьян с барщины на оброк:
“. я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает. “

Василий Иванович сам занимается своим огородом:
“. А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. ”
“. Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде. “

Старик Базаров – трудолюбивый человек:
“. А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. “

Василий Иванович лечит бедных крестьян бесплатно:
“. Все это я делаю gratis* – анаматёр. ” (*gratis – бесплатно)
“. Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом – нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи. ”
“. толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей. “

Известно, что старик Базаров в молодости любил играть в карты:
“. Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости – точно; да и поплатился же я за нее. “

Василий Иванович Базаров любит природу:
“. Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера. “

Старик Базаров любит философствовать:
“. На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца. ”
“. Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ. “

Василий Иванович является скромным человеком:
“. затерли бы меня, маленького человека. “

Отец Базарова – набожный человек:
“. Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены. ”
“. в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу. “

Старик Базаров много видел в жизни:
“. мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии. “

Василий Иванович получил орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой:
“. За который ты получил Владимира? – подхватил Базаров. ”
“. он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы. “

Старик Базаров любит и гордится своим сыном Евгением:
“. не только боготворю его, я горжусь им. ”
“. Они тебя так любят. ” (родители любят Базарова)

Василий Иванович не жалеет ничего для своего сына:
“. рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания. ”
“. каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки. “

Он дает сыну полную свободу:
“. Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…”

Отец и мать Базарова хорошо относятся друг к другу:
“. Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали. “

Это был цитатный образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева – одного из ярких второстепенных персонажей этого произведения.

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”

“Отцы и дети” – величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы – поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха – вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде – один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) – врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени – нигилизма, что в переводе с латыни означает “ничего”. Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него – это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои – это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа – это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа – “это мастерская, и человек в ней работник”. В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника – Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Читайте также:  Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман “Отцы и дети”. Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта – ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров – образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание – вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он “убивает” своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное – природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. “Мастерская” (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Характеристика и образ Базарова в романе Отцы и дети

Одним из самых ярких образов, созданных Тургеневым в романе «Отцы и дети» является образ Базарова. Один из главных героев произведения, он появляется в романе на первых страницах, вместе с Аркадием Кирсановым приехав в имение прогостить.

Внешность

В романе Евгений Васильевич Базаров предстает в длинном балахоне с кистями. Отцу Аркадия представился ленивым голосом, в котором не было ни тени почтения к возрасту Кирсанова-старшего. Тургенев так рисует портрет Базарова:

Тонкие губы, длинные и густые волосы, выпуклый просторный череп завершают облик Базарова. Он небрежен во всем: в манере говорить, одеваться, в общении. Говорит отрывисто, и словно, нехотя.

Евгению около 30 лет. Аркадий младше его, и старается во всем подражать Базарову, преклоняется перед ним.

Занятия и мировоззрения Базарова

Главный предмет его изучений – естественные науки. Он и здесь, в имении Кирсановых продолжает ставить опыты. Он стремится стать хорошим доктором, а потому изучает анатомию не только на теории, но и на практике. Он препарирует лягушек, и по их строению делает выводы о функционировании органов человека.

Делая характеристику Базарова, следует отметить, что Евгений принадлежит к дворянскому сословию. Его отец – военный врач и сын дьячка. Мать – потомственная дворянка, владела небольшим имением и 15 душами крестьян. Но он не считает себя дворянином и открещивается от дворянского сословия, считает дворянство бесполезным. Аркадию он говорит:

В это время Аркадий рассказывает отцу и дяде о нигилистических воззрениях Базарова.

Сам Евгений Васильевич о своих мировоззрениях говорит так:

Базаров не одобряет того, что Павел Петрович следит за собой так, словно он собирается предстать в свете, хотя они живут в деревне. Павел Петрович в свою очередь отнесся к Базарову с едва скрываемым раздражением. За обедом между ними не раз вспыхивали ссоры, и даже дело дошло однажды до дуэли.

Базаров весьма внимательный. За короткое время он изучил состояние имения Кирсановых, приметил, что их мужики хитры и ленивы, а скот и лошади в плачевном состоянии. Своими наблюдениями он поделился с Аркадием.

Взаимоотношения с людьми

Базаров имел обыкновение рано вставать и гулять по окрестностям. В первое же утро он подружился с крестьянскими ребятишками. Он обладал способностью притягивать, располагать к себе людей, особенно низшего сословия, хоть и держался с ними небрежно. Тут же он поручил своим юным приятелям поймать лягушек.

У Базарова сложились теплые отношения с Фенечкой. Маленький Митя, сын Фенечки, тоже с доверием отнесся к Евгению Васильевичу, не стал противиться, когда тот взял его на руки. Дворовые Кирсановых видели в Базарове своего, не барина. Только Прокофьич не любил Базарова, а Павел Петрович и вовсе его возненавидел. Базаров прекрасно знает, что его ждут дома старушка мать и отец, однако, разъезжая по гостям, он не торопится домой, порадовать своих близких. А когда все-таки приехал, то ненадолго. Бедный отец был вынужден сдерживать чувства, подстраиваясь под Евгения, страдать в глубине души, когда он вместе с Аркадием уехал на следующий день.

Евгений влюбляется в Одинцову, но запрещает себе любить, закрывается от чувства, и тем самым причиняет страдания Анне Сергеевне и страдает сам.

Когда обращаешь внимание на то, как он общается с людьми, и относится к ним, складывается мнение, что он попросту использует их. Он отрицает искусства, поднимает на смех отца Аркадия, Николая Петровича, За то, что тот играет на виолончели. Он заставляет страдать своих родителей, боясь лишний раз сказать, что любит их, выразить радость встречи. Наконец, он мог не сидеть в имении Кирсановых, а поехать домой, где его любят и где его ждали.

Базаров – это еще один тип лишних людей, человек без будущего. Очевидно, поэтому Тургенев заканчивает роман его смертью. И в самом деле, с уходом Базарова в мир иной, когда прекращается его влияние на Аркадия, у того начинает складываться жизнь. Он женится на сестре Анны Сергеевны, Кате.

Образ Базарова. Характеристика главного героя

Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Первое, что бросается в глаза в поведении Базарова, можно истолковать как проявление самоуверенности. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Вот герой знакомится с отцом друга, будущим хозяином дома, где располагает погостить: «Николай Петрович крепко стиснул его руку», Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, на постоялом дворе мы впервые становимся свидетелями общения Базарова с мужиками. «“Ну, поворачивайся, толстобородый!” – обратился Базаров к ямщику». Однако это меткая грубоватая характеристика нисколько не обидела мужиков: «Слышь, Митюха, – подхватил другой тут же стоявший ямщик , – барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».

Окружающих суровая простота Базарова привлекает больше, нежели аристократическая любезность Павла Петровича, от которой, по меткому замечанию Фенечки, «так тебя холодом и обдаст». Николай Петрович, хотя и «побаивался молодого нигилиста», тем не менее «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». К нему «привязались» слуги, не исключая ограниченного в самодовольстве Петра. За Базаровым следуют, «как собачонки», крестьянские ребятишки. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, повел себя со всей любезностью. «Позвольте представиться, – начал он с вежливым поклоном, – Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный». Суровый доктор безошибочно тронул слабую струну в сердце матери – проявил внимание к ее ребенку. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, подтруниванием. За этим скрывается стремление, чтобы Фенечка не почувствовала себя ему обязанной. Здесь, в этом доме, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, и без того нелегко приходится подчас – Базаров это понимает. По-человечески он симпатизирует Фенечке, но предпочитает не вмешиваться в сложную семейную ситуацию. «Она мать – ну, и права».

Домочадцы, слуги, дети – все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он – интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий. В безыскусной простоте поведения Базарову подражает Аркадий. Оказывается, однако, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. У Аркадия это выходит намеренно, и при всей искренности намерений, неестественно. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Оставшемуся в гостиной с бьющимся сердцем отцу приходит в голову, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие. Втайне молодой человек любуется широтою собственных взглядов. Аркадию не приходит в голову, что подобное великодушие унижает отца, хоть он и рад искренности чувства старшего сына. О последовавшей сцене родственного объятия автор замечает: «…Бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти».

Читайте также:  Анализ рассказа Куст сирени Куприна сочинение

В грубовато-раскованных манерах кирсановского гостя существует своя градация. В одних случаях они маскируют тонкую деликатность, как с Фенечкой. В других – являются открытым ответом на замаскированную грубость же. Так он в день приезда «сорвался» вслед за Аркадием, хоть за минуту не имел намерения уходить. Но предпочел бесцеремонный уход подчеркнутому игнорированию со стороны Павла Петровича («Руки не подал , положил ее обратно в карман»). В дальнейшем мы видим, как Базаровская внешняя суровость помогает ему скрыть внутреннее смущение и даже робость (в отношениях с Анной Сергеевной). В любом случае, автор толкует нам поведение Базарова не только как особенность его характера, но и как национальную особенность. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», – вскользь, но многозначительно роняет Базаров в разговоре с Аркадием.

Другая черта Базарова, которая не может не вызвать к нему уважения, – «привычка к труду благородная». Это органическая невозможность праздного существования. Отмечается, что Базаров проснулся «раньше всех» в доме Кирсановых на другой день после утомительной дороги. Когда со времени приезда прошло «около двух недель», как о само собой разумеющемся, автор говорит: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Осуществляя научные опыты и наблюдения, герой не боится испачкать ручки: «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Опорой врожденному трудолюбию становится «просвещенный ум». Со знанием дела Базаров «толкует» другу, какие деревья, исходя из состояния почвы, следовало бы посадить в саду вместо погибших дубков. Он «в несколько минут» проник в слабые стороны хозяйства Николая Петровича. Во всем, что касается прикладных, опытных, научных знаний Базаров, показывает широкую образованность, наблюдательность и ум. При этом знания дались ему нелегко. Сыну лекаря, владельца деревушки и двадцати двух душ крестьян наверняка приходилось труднее, чем его другу. Впоследствии отец Базарова с гордостью выдает Аркадию семейную тайну: «. Другой бы на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверьте ли? Он отроду лишней копейки не взял. » Абсолютное бескорыстие, мужское стремление надеяться исключительно на собственные силы отличает Базарова. «. У Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля…» – справедливо указал критик. С полным основанием к Базарову можно применить определение, которого не удостоился Рудин – «гениальная натура».

Показать в герое его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. «“Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова, – записывал он в дневнике, – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». В одном из писем Тургенев прямо заявлял: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – я виноват и не достиг своей цели».

Но как и в случае с Рудиным, все сильнее становятся в облике героя диссонирующие нотки. «Мысль и дело сливаются в одно», – с восторгом писал о Базарове радикальный критик Д.И. Писарев. Сказано – сделано. Заметил Базаров «непорядок» – хозяин дома, Николай Петрович, «Пушкина читает . Это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду». Базаров же признает в качестве полезного чтения «что-нибудь дельное». И в тот же день, Аркадий «молча, с этаким ласковым сожалением на лице», «как у ребенка» отобрал у отца злополучную книгу. Взамен же «положил» по совету друга, брошюру немецкого естествоиспытателя. Стоп… Мы видим, как в натуре Базарова, на первый взгляд, открытой, простой и цельной, проявляются стремления, которые нравственное чувство принять не может. И возникают они своеобразным продолжением черт симпатичных. Мы говорили, что обаяние Базарова притягивает всех, с кем жизнь его сталкивает. Спустя несколько дней по приезде он уже средоточие интересов дома. Герой это знает и пользуется, заставляя окружающих жить так, как он считает нужным. Внешняя простота скрывает потребность искусно манипулировать остальными. Ведь и книгу он не сам отобрал у хозяина дома, а подтолкнул к этому друга зная, что Аркадий рад будет демонстрировать широту взглядов, а Николай Петрович сыну возражать не станет. Но, подчиняя себе интересы других, Базаров считает себя свободным ото всех обязанностей общежития. Тургенев делает нас свидетелями того, как герой нарушает все правила гостеприимства, уважения к старшим и даже нравственные нормы. В том же эпизоде с книгой поступки Базарова явно ведут к тому, чтобы рассорить отца с сыном. Гость позволяет себе грубые выпады и в адрес дяди Аркадия, в его присутствии и за глаза. Внимательный читатель заметит, что делается это демонстративно. Герой, очевидно, убежден, что имеет на это полное право. А как же его демократизм, его интеллигентность, в наших глазах присущая человеку, занимающемуся наукой?

Чем проще и демократичнее Базаров себя ведет, тем резче выступает его непохожесть на окружающих. Любому ясно, что перед ним человек незаурядный. Одинцова, которой он представляется как «будущий уездный лекарь», с живостью возражает: «Вы этому сами не верите . Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью !» Отец Базарова, Василий Иванович допытывается у Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет известности. »

– Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.

– Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.

Знает ли Базаров, какие на него возлагаются надежды? Знает. Аркадию Базаров вскользь напоминает, что является «внуком дьячка». И добавляет: «Как Сперанский». Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839), родившийся в бедной духовной семье, благодаря исключительно своему уму и талантам сделал головокружительную карьеру – до графа и министра двора. Сперaнский был ближайшим советником двух императоров – Александра I и Николая I. Раздраженный его независимым нравом, напуганный радикализмом предлагаемых реформ, Александр отправил Сперанского в ссылку. Впоследствии претендующий на престол Николай и декабристы согласны были в одном – без опыта и знаний Сперанского в будущем правительстве никак не обойтись…

Брошенное как бы между прочим сравнение приоткрывает нам границы честолюбия Базарова. Он, очевидно, готовит себя к будущему государственного деятеля. С той лишь разницей, что Сперанский был согласен подниматься по ступеням существующей общественной лестницы. Базаров же – нигилист. Объяснению этого социального термина и его значения в романе посвящен специальный эпизод. Базаров в нем не участвует, хотя речь идет в первую очередь о нем. Аркадий «с усмешкой» (как можно не знать таких простых вещей!) поясняет отцу и дяде: «…Это слово означает человека, который…» «Который ничего не признает?» – догадывается Николай Петрович. Павел Петрович усиливает негативный оттенок значения «nihil» – «ничто»: «…Который ничего не уважает». Но и это оказывается слишком слабо. «Который ко всему относится с критической точки зрения…» «Нигилист – формулирует Аркадий, явно со слов Базарова, – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но и это определение недостаточно отражает радикализм Базарова. Недаром в речах молодежи наиболее часты глаголы «не верить», «отрицать», «ломать», «разрушать». «Сперва нужно место расчистить», – говорит о задаче своей и своих единомышленников Базаров. «Тургеневский герой отвергает действительно все – все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта и даже психологии людей . Россия – в тупике, из которого не видно выхода . Существующий мир должен быть разрушен полностью, до основания…»

Базаров как государственный муж, мыслит категориями общероссийскими. Мы едва ли сомневаемся, что он готов принять на себя ответственность в масштабах страны. Пока же его орудие – наука. Естественнонаучные знания полезны не только как средство раскрыть тайны природы и помочь страдающему человеку. Первым это понял главный противник нигилизма, критик и литератор Михаил Никифорович Катков: «Он потому занимается этими науками (естественными), что они, по его мнению, прямо ведут к решению вопросов об этих первых причинах, орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей». «Для вразумления людей», – убежден Базаров, более всего подходит книга немецких материалистов. Недаром он почти силком заставляет неразумного Николая Петровича прочесть популярную брошюру Бюхнера. Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, убежденный материалист. Он был одним из пропагандистов теории «социального дарвинизма».Открытия Чарльза Дарвина в области естественных наук предлагалось перенести на структуру человеческого общества: принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. «Немцы в этом наши учители», – с признательностью говорит Базаров.

Но он идет дальше своих учителей. Название брошюры Бюхнера «Материя и сила» русский нигилист склонен трактовать, пропуская одну букву, как «Материя – сила». Все, что нематериально, чего нельзя потрогать, измерить, проверить опытным путем, – предрассудок. Культура, искусство, власть природы, уважение к старикам – это предрассудки, долженствующие быть уничтоженными во имя общего блага. Базаров-нигилист предлагает это как ученый и как общественный деятель. Ученый Базаров сомневается в существовании этих ирреальных понятий. Деятель Базаров отрицает их нужность, основываясь на принадлежности их старому миру. Старый мир плох – не по вине ли культуры? Если он должен быть сметен, неизбежно падут его атрибуты. Так считает «герой своего времени». Но ведь существует еще Базаров-человек, которому должны быть знакомы чувства и переживания?

«Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету у нее есть свои беспощадные идолы», – ядовито подметил тот же Катков. Молодежь 1860-х, современники Чернышевского, Добролюбова, Писарева, строит свою жизнь по строгим законам, обдуманным, выработанным путем чтения книг, бесед с друзьями. Недаром слово «прынципы» звучит из их уст резко, грубо, категорично. И если ради идей требуется отказаться от прежних привязанностей, переступить через чувства – что ж, не страшно. Герой с гордостью называет себя «самоломанным». Впоследствии Базаров скажет другу, что поддаться чувствам для него значит – «рассыропиться». Взамен дается гордое сознание того, что они сами, от начала до конца строят свою судьбу: «Воспитание? …Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например . А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

Для автора важно, что Базаров именно русский человек, явившийся даже в своих крайностях воплощением типических черт национального характера. Недаром Иван Сергеевич видел в нем «pеndant» (параллель) национальному герою, бунтарю Пугачеву. Еще в «Записках охотника» Тургенев заметил, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно». Тогда писатель склонен был оценивать это качество как безусловно положительное. Но встретившись с философией и практикой нигилизма, был встревожен. Ведь цели нигилизма возвышенны и прекрасны – счастье человечества. Но не слишком ли от многого приходится отказаться во имя «разумного»? Прежде всего вступить в бой со своей собственной душою, как это делает на протяжении романа главный герой. Во многом поэтому Базаров для своего создателя – фигура «трагическая», «дикая», «сумрачная».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

Ссылка на основную публикацию