Образ и характеристика Рахметова в романе Что делать Чернышевского сочинение

Образ и характеристика Рахметова в романе Что делать Чернышевского сочинение

Основное меню:

Библиография:

Писатели – классики:

Советский период:

Поиск по сайту:

«ЧТО ДЕЛАТЬ?» ОБРАЗ РАХМЕТОВА

ОБРАЗ РАХМЕТОВА

Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна – «обыкновенные порядочные люди нового поколения». Рядом с ними показан в романе Рахметов – «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы».

Дворянин по происхождению, он становится демократом по взглядам на жизнь, на народ и по поведению. Такое явление, как переход лучших людей господствующих классов на сторону угнетённых, не было случайным. Ещё Маркс и Энгельс в «Коммунистическом Манифесте» писали: «В те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный, такой резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, в руках которого будущее». Людьми, примкнувшими к революционному классу, были люди, подобные Герцену и Огарёву, вышедшим из богатых дворянских семей, полковнику генерального штаба Обручеву и др.

В образе Рахметова слились лучшие черты передовых людей эпохи Чернышевского, в этом образе немало и таких черт, которые были присущи самому Чернышевскому,

Рахметов – профессиональный революционер, революционный вождь. Это рыцарь без страха и упрёка, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. «Я встретил, – замечает Чернышевский, – до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)». Не сразу стал Рахметов «особенным человеком». Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным юношей. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в «особенного человека». «Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить».

Одарённый необыкновенными способностями, Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционному действию, становится революционером, человеком «особой породы». «Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе»,- говорит о нём Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний и после того, как переходит к революционной работе. В двадцать два года он был уже «человеком очень замечательно основательной учёности». Читает Рахметов только «самобытные» сочинения, и это потому, что, по его мнению, «по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что всё гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение – только напрасная трата времени». Понимая, что сила вождя – в его близости к народу, Рахметов пристально изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пильщиком, каменотёсом, вместе с бурлаками тянул лямку на Волге. Для простого народа он – свой, родной человек. Недаром бурлаки прозвали его Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря-бурлака.

Рахметов, готовя себя к революционной деятельности, знает, что ему придётся переносить лишения, мучения, быть может, даже пытки со стороны царских тюремщиков. И он заранее закаляет свою волю и тело, приучает себя переносить физические страдания, отказывается от всякой роскоши, ведёт жизнь аскета.

Рахметов отличается редкой трудоспособностью: «Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении временем положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как и в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно».

Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю»,- замечает писатель. Он только глухо упоминает о том, что у Рахметова

«дел. была бездна, и всё дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали. Он мало бывал дома, всё ходил и разъезжал, больше ходил. Но и у него беспрестанно бывали люди. часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом и молчаливый, как могила».

Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной деятельности.

Он кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: «Видишь невесёлые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем». Но суровость его только внешняя, за ней скрывается нежная и любящая натура. «При всей своей феноменальной грубости он был, в сущности, очень деликатен», – замечает Чернышевский. «Какой это нежный и добрый человек», – думает о нём Вера Павловна.

Для того чтобы помочь угнетённым выйти на богатые счастьем просторы жизни, Рахметов отказывается во имя любви к людям от личного счастья. «Я должен подавить в себе любовь,- говорит он любимой женщине,- любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня,- уж связаны. Но развяжу. Я не должен любить. такие люди, как я, не имеют права связывать чью-нибудь судьбу с своею».

Рахметов, как и все «новые люди» Чернышевского, действует по принципам «разумного эгоизма». Он борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни, смягчает его тоскливые думы и жгучую скорбь.

В тяжёлой и опасной работе он находит удовлетворение своей пламенной любви к народу. Не лёгок путь, по которому идёт Рахметов, но не скуден, а богат радостями и счастьем этот путь.

Хотя Рахметову посвящено меньше страниц, чем другим героям «Что делать?», он – важнейший герой романа, потому что идейный смысл произведения Чернышевского заключался в призыве к революционной борьбе за социалистическое преобразование общества.

Образом Рахметова Чернышевский отвечал на самый жгучий вопрос, волновавший передовую интеллигенцию: что делать для того, чтобы освободить народ от всякого угнетения и произвола?

Огромно значение Рахметовых для жизни. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

«Таинственный» образ революционного вождя, изображённого в романе, заставлял усиленно работать воображение читателей «Что делать?».

Один из современников Чернышевского писал: «Этим своим образом. Чернышевский, уже изъятый из обращения и обречённый на полное молчание, из своего сурового заточения как бы говорил нам: «Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это есть единственный для вас путь, который может привести нас к желаемой цели». И образ Рахметова властно врезался в нашу память. помогая нам, поощряя нас на решительный шаг».

Для многих поколений революционных борцов образ Рахметова явился примером поведения и подражания, источником вдохновения, в нём они черпали силы и мужество.

По словам Плеханова, «в каждом из выдающихся русских революционеров была огромная доля рахметовщины». «На протяжении месяцев,- вспоминал выдающийся болгарский революционер Георгий Димитров,- я буквально жил героями Чернышевского. Моим любимцем был в особенности Рахметов. Я ставил себе целью быть твёрдым, выдержанным, неустрашимым, самоотверженным, закалять в борьбе с трудностями и лишениями свою волю и характер, подчинять свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса,- одним словом, быть таким», каким представляется мне этот безупречный герой Чернышевского. И для меня нет никакого сомнения, что именно это благородное влияние в моей юности очень много помогло моему воспитанию как пролетарского революционера».

Образ Рахметова в романе Что делать Чернышевского и его характеристика

Одним из центральных персонажей произведения является Рахметов, представленный писателем в образе особенного человека.

Рахметов имеет дворянское происхождение, представляя потомка знатной фамилии, из которой происходили боярские и военные представители. Однако юношу не привлекает привольность, обеспеченность родительской жизни и он поступает на обучение в петербургский университет на факультет естественных наук. Во время учебы Рахметов знакомится со взглядами социалистических утопистов, что является началом его революционной деятельности.

Став приверженцем революционных идей и полностью отступившись от образа жизни аристократов, Рахметов стремительно начинает расширение своего круга знаний, достигнув к двадцати двум годам значительно уровня собственной учености.

Герой осознает, что истинное предназначение руководителя революционного движения заключается в его близости к народным массам, поэтому с интересом изучает жизнь простого трудового народа, исходя пешком российскую глубинку и освоив тяжелые профессии пильщика, дровосека, камнетеса, бурлака. Именно в моменты сближения с народом Рахметов испытывает те тяжести, которые выпадают на долю соотечественников.

Готовя себя к революционным мероприятиям и понимая, что в будущем возникнет необходимость преодолевать лишения, страдания и пытки, Рахметов поддерживает тело в хорошей физической форме, отказываясь в пище от мясных продуктов и проводя сон на доске с гвоздями.

Характерной чертой героя является его рациональность, выражающаяся в умении распределить свой распорядок дня с целью его максимального полезного использования, не тратя время на второстепенные дела.

Посвятив свою жизнь идеям революции, Рахметов лишает себя всех человеческих удовольствий, включая любовь молодой и состоятельной вдовы, ставя перед собой в качестве жизненного ориентира мечту о победе революции.

В образе Рахметова, писатель запечатлевает основные качества нового революционного типа вождя, характеризующегося нравственными идеалами, непреклонным упорством, смелостью, выносливостью, способным на благородные поступки, отличающегося безграничной преданностью родной земле, своему народу, подчиняя свой жизненный путь избранным идеалам. По мнению писателя, Рахметов является глубокой личностью, вобравшей в себя боль и потребности простого российского народа.

Сочинение Характеристика Рахметова

Произведение Чернышевского писалось в течение года, написано оно было в Петропавловской крепости.

Чернышевский впервые решился написать о революции. Никто до него не писал о таких вещах. Мало того, он говорит о своем герое – Рахметове с большим восторгом и уважением. Задача автора выполнена. Он хотел, чтобы революционер был изображен исключительно в положительных тонах. Ему это удалось. Автор полностью разделяет мнение своего персонажа как, касаемо многих вещей.

Когда читаешь произведение трудно не заметить, что Чернышевский совсем не упоминает слов «революционер», «революционная деятельность» – он предпочитает писать «особенный человек». О том, что Рахметов занимается подготовкой к революцией в произведении также ничего не упоминается. Особенно часто автор говорит об исключительности, необычности персонажа.

Рахметов, вероятно, из-за тяжелой жизненной ситуации в детстве – его отец обижал мать и простых людей, стал формировать демократические идеи. В возрасте мальчишки он видел, как крепостное право рушит жизни людей, как губительно оно сказывается на жизни не в чем неповинных людей. В большей степени его новаторские мысли процветают в момент знакомства с Кирсановым.

С того момента жизнь героя кардинально меняется. Он меняется, много работает физически, часто общается с простыми людьми, работает и плотником, и пахарем, и бурлаком. Он не видит ничего зазорного в том, что он занимается любой работой. Во имя революционных идей он отказывается от роскоши, удобств, любви, он становится более сдержанным, он готов причинить себе боль. Он старается общаться с людьми из самых разных сфер, чтобы быть ближе к народу. Все люди представляют для него интерес, они прекрасны в своем многообразии. Стоит сказать, что и народ, с которым общается Рахметов, с большой теплотой и любовью относятся к нему, что является очень показательным.

Мне нравится образ Рахметова. Это действительно человек, который перешагнул свою эпоху. Его стойкости характера, смелости можно позавидовать. Его идеи имели хорошую почву под ногами, у него было достаточно опыта, знаний для того, чтобы осознать такие сложные и необъяснимые процессы, как революция.

Вариант 3

Н. Чернышевский в романе «Что делать?» открыл нового для литературы человека. Рахметов – это тот образ, который ранее не упоминался в литературных произведениях. Он, как писал автор – «высшая натура». Рахметов значительно отличается от всех героев романа и его образ написан с особой любовью. Сам Н. Чернышевский не скрывает, что образ героя переплетается с его биографией.

Рахметов – революционер, человек нового поколения. Он словно выкован из стали. Его характер, манера поведения, взгляды на жизнь считаются эталоном. Но таким он был не всегда. До приезда в Петербург Рахметов был обыкновенным человеком, но после знакомства с Кирсановым его жизненная позиция перевернулась. Уже в Петербурге он познакомился с новым для него пластом населения, с учением социалистов-утопистов, а также научными работами Фейербахе. Кирсанов словно открыл ему глаза, а Рахметов внимательно слушал все его лекции.

Получив большой багаж знаний, а также познакомившись с социалистическим учением, Рахметов превращается в настоящего революционера. Он не только читает работы известных просветителей, но и цитирует народу. Чтобы стать ближе к населению, он объездил, казалось бы, всю Россию. Работал вместе обыкновенными жителями деревень, просвещал их, поэтому его знали и уважали. Богатство было не для него, он выбрал аскетический способ жизни. Заранее зная о возможных последствиях его революционной деятельности, он подготавливал себя к физическому насилию, а также к жизни в тюрьме. Также он подготавливал революционные кадры в университетах.

Чернышевский не писал прямо о революционной подготовке, скорее при помощи завуалированных фраз доносил о важности его деятельности. Этот герой появляется лишь в одной главе, но играет важную роль во всем романе. Даже название, которое дал Чернышевский роману, совпадает с внутренним вопросом Рахметова. При помощи образа этого героя автор призывает к революционной борьбе за социалистическое преобразование общества. Чернышевский – это первый автор, который преподнес революционера в своем романе. Рахметов сейчас является примером для подражания, он образец мужественного революционера.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Рахметова в романе Что делать Чернышевского

Популярные сегодня темы

Очень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне. Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику.

Когда-то давно жило племя сильных и смелых людей. Но случилось так, что пришли другие, более сильные племена и вытеснили этих людей вглубь леса. Там росли старые деревья, ветви их сплелись и не пропускали солнечный свет,

Пушкин написал свою знаменитую оду «Вольность» в 1817 году, после окончания лицея. Поэт написал это произведение, когда ему было 18 лет.

По жанровой направленности произведение представляет собой пьесу для театральной постановки, основной тематикой которой является изображение человеческих пороков в комической форме.

Ранним утром Индюк будит жену и требует, чтобы она сказала, что он является умнейшим среди птиц. Индюшка подтверждает его мнение, но тогда, он говорит о том, что соседи мало его уважают и не воспринимают его серьезно

Рахметов – образ героя в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Описание героя

Николай Гаврилович Чернышевский написал свой главный труд, находясь в Петропавловской крепости. Частично произведение представляет собой полемику с романом Тургенева «Отцы и дети», вот почему на его страницах появляются уникальные персонажи, волевые и сильные, которые, как надеялся автор, вскоре сформируются и в реальности. Прототипом персонажа был Павел Бахметев, человек благородного происхождения, продавший свое имение и отдавший все средства на нужды революции. В содержании текста этот реальный эпизод также нашел воплощение.

Центральным персонажем романа «Что делать?» является Рахметов, представитель дворянского рода, потомок знатной фамилии. Его внешность для понимания смысла не важна, поэтому писателем не отображается. Известно лишь, что он был высоким и сильным.

Называть героя изнеженным аристократом было бы в корне неверно: он не стремится к роскоши, предпочитает проводить время, изучая естественные науки. Именно в годы обучения Рахметов познакомился со взглядами социалистов-утопистов, что оказало серьезное влияние на его личностное становление.

Герой отказывается от барского образа жизни и пытается всеми силами отстоять революционные идеи. Он жаждет получать новые знания, поэтому тратит силы на образование. Вот почему нет ничего удивительного в том, что в 22 года этот молодой человек считается очень эрудированным, ученым и мудрым.

Составляя характеристику героя, следует кратко описать его основные черты:

  • Понимает, что подлинным предназначением лидера революционного движения является близость к народу, поэтому стремится постичь все тяготы жизни простых людей.
  • Не боится узнавать новые профессии, несмотря на знатное происхождение, с упоением изучает дело пильщика, дровосека, пробует себя как бурлак и камнетес. Это умный, думающий человек, который хочет в полной мере понимать тех, интересы кого он защищает — людей из народа.
  • Вместе с тем, это аскет, сознательно лишивший себя многих простых человеческих радостей. Так, он отказывается от употребления мяса, заставляет себя поддерживать хорошую физическую форму.
  • Чтобы закалить свой дух, этот необычный герой спал на доске с гвоздями.

Эти обстоятельства иллюстрируют, почему Рахметов — особенный человек. Он удивительно рационален, смог распланировать свой день так, чтобы все успевать и не тратить время на незначительные мелочи. Автор восхищается, любуется своим героем. Это прослеживается буквально в каждой букве текста, посвященного ему.

Значение героя

Если Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов — обычные люди нового поколения, то Рахметов — человек неординарный, выделяющийся даже на фоне революционеров будущего. Это «высшая натура», представитель «другой породы». При составлении описания Рахметова в романе «Что делать?» следует подчеркнуть, что, будучи лучшим представителем своего сословия, он сумел прочувствовать идеи демократии, разделить их, пропустить сквозь себя. В этом сила характера Рахметова.

От многого ему пришлось отказаться ради того, чтобы заняться делом всей его жизни. Этот человек лишен страхов и сомнений, он упорно идет вперед, кажется, будто он выкован из металла — настолько он жесток и тверд.

В качестве действующего лица он появляется в главе произведения «Особенный человек», уже в этом наименовании прослеживается авторская мысль. Это человек новой формации, сильный телом и духом, воспитавший себя и прошедший непростой путь к тому, кем он является в данный момент. Герой помогает Чернышевскому более глубоко раскрыть свои идеи, показать, что справедливость — категория, не имеющая отношения к принадлежности к тому или иному сословию, богатству, роду занятий. Она должна находить отклик в душе каждого. Только в этом случае светлое будущее, где все равны и счастливы, станет возможным.

Ключевые характеристики

Глава «Особенный человек» представляет собой совершенно уникальный компонент романа. Это скорее отдельная повесть, которая стоит особняком в остальном тексте. Однако именно она наиболее полно помогает выразить авторский замысел.

Может возникнуть вопрос, почему разночинец Чернышевский сделал ключевой фигурой своего произведения потомственного дворянина, человека очень состоятельного, знатного, которому, казалось бы, улыбается сама судьба. Ответ очевиден — писатель наглядно продемонстрировал, что этот юноша оказался выше своего сословия, ради революционных идей отказался от всех жизненных благ.

Подробная информация о том, кто такой Рахметов в романе Чернышевского, представлена в форме таблицы.

ОсобенностьХарактеристика
Сложное детствоСуровый отставной генерал-лейтенант, отец героя, отличался деспотичными взглядами и не давал матери спокойно жить. С ранних лет Рахметов насмотрелся на несправедливость крепостничества.
Физическая силаРегулярные тренировки сделали свое дело, этот человек стал настолько сильным, что друзья прозвали его Никитушкой Ломовым (один из бурлаков).
Развитый мозгПолучил хорошее образование, читает книги, рекомендованные Верой Павловной и Кирсановым.
Отказ от удовольствийЦитата: «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». Старается жить не личным, а общим, делать все ради народа, а не ради самого себя.
Аскетичный образ жизниПо сути, Рахметов — почти спартанец, ничего лишнего в его жизни нет, питается он только самой простой едой, чтобы быть ближе к народу. У него нет хобби, этот герой не занимается незначительными делами, предпочитая уделять время лишь тому, что в полной мере значимо.

Если внимательно читать текст произведения, можно узнать о единственной слабости этого сильного человека — курение сигар. Однако во всем остальном он, согласно авторской позиции, безупречен. Он прямо и уверенно идет к поставленной цели, не отвлекаясь ни на что, упорен и терпелив.

В системе образов его роль особенна — несмотря на то, что Рахметов значим для развития основного конфликта в тексте, его основная функция в другом. Он являет собой пример «идеального», нового человека, который при всей своей уникальности не одинок. Чернышевский надеется, что в ближайшее время появится большое количество личностей, равных его герою по силе духа.

Сравнение с Базаровым

В школе может быть задано и написание сочинения на тему сравнительной характеристики двух «новых людей» из русской классики XIX века. Наиболее яркими представителями этой категории литературных героев являются рассматриваемый Рахметов и Евгений Базаров, главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Можно составить следующий список общих черт:

  • Оба имеют хорошее происхождение, однако Базаров — разночинец, Рахметов — дворянин.
  • Оба получили образование, при этом уделяли должное внимание саморазвитию, много читали, размышляли, искали себя.
  • Обоим присущ нигилизм: сознательный отказ от любви, наслаждения красотами природы, произведениями искусства.

Но Рахметов показан Чернышевским более цельной и сформировавшейся личностью, нежели Базаров у Тургенева. Этот разночинец не проходит испытания любовью: отрицая это чувство как таковое, он неожиданно для себя начинает испытывать романтическое влечение к Анне Одинцовой, что заставляет его усомниться в себе самом. Рахметов же не переживает подобных мук, он настолько силен и целен, словно гранитная глыба, что все жизненные тяготы и испытания оказываются неспособными отвернуть героя от намеченной цели. Он не влюбляется, не увлекается, а работает ради достижения своей цели.

Известно, что Рахметов мог бы вступить в романтические отношения — он спас прекрасную женщину, остановив бешено несущуюся лошадь, и полюбил спасенную. Однако сознательно отказался от зарождающихся чувств, решив сосредоточиться на деле — революционных переменах.

Такова краткая характеристика образа Рахметова, которого с полной уверенностью можно назвать особенным человеком. Его история — свидетельство того, что личность способна самостоятельно преобразить себя непрерывной работой. Главное, чтобы была поставлена цель. Каждый поступок героя направлен на достижение общего блага, он живет ради других и только в этом видит высокий смысл.

Характеристика и образ Рахметова из романа Чернышевского «Что делать»

Герои Николая Чернышевского беззлобны, общительны и образованны. Они твердо уверены, что идут верной дорогой, и она приведет к победе дела, которому посвятили жизнь. Характеристика Рахметова из романа «Что делать» поможет учащимся с точки зрения современности и собственного отношения к герою правильно оценить его поступки и понять необычность и полемичность всего социально-философского произведения.

История создания, тематика произведения

В романе Чернышевского «Что делать?» есть такие слова: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него». Путь к этому будущему, считал писатель, лежит через революцию, которую готовит его любимый герой Рахметов. На его примере воспитывались сотни будущих революционеров. И недаром образ этого мужественного человека создавался в застенках Петропавловской крепости.

В декабре 1862 года Чернышевский приступил к написанию своего легендарного произведения, главы которого передавались в следственный комитет, затем — на усмотрение цензуры. Последняя не видела в разрозненных отрывках завуалированного революционного смысла и пропускала их. Через 5 месяцев рукопись последней части романа была передана в редакцию «Современника», редактором которого в то время был Некрасов.

Но через некоторое время, когда по стране распространились сотни экземпляров, ошибка была замечена, номера с публикацией романа запретили к печатанию. Но к этому времени он уже в рукописях разошелся по России. Вскоре с помощью русских эмигрантов роман «Что делать?» вышел в Женеве, а позднее был переведён на многие иностранные языки. В 1905 году запрет на публикацию на родине писателя был снят, а годом позднее он был опубликован в России отдельной книгой.

Тематика романа многообразна, прежде всего это:

  • свобода, за которую сражается Рахметов;
  • свобода выбора, которой нет у женщин России.

Об этом говорит описание четвертого сна Веры Павловны, в котором читатель видит ее преобразование: из объекта лицемерного преклонения, рабыни, вынужденной подчиняться сильному полу, она превращается в сильную, независимую и прекрасную женщину, когда получает равные права с мужчиной. Важное место Чернышевский уделяет семье и любви.

Автор, как и его герои, считает существующую модель семьи устаревшей и безнравственной. Только новые взаимоотношения, совместная жизнь, основанная на любви, доверии и уважении друг друга, могут принести паре настоящее счастье. Удел жены не только в воспитании детей. Она наравне с мужем может заниматься любимым делом, которое принесет пользу и ей лично, и обществу.

Занимают писателя и мысли о настоящей дружбе. Он знакомит читателя с благородными и честными мужчинами, которые готовы пожертвовать своими благами ради друга. Кирсанов, видя отношение Лопухова к Вере, отказывается от нее, а затем Лопухов уходит от друзей ради их блага. По мнению автора, дружба держится на равенстве и свободе выбора.

Образ Рахметова

О Рахметове читатель узнает из главы «Особенный человек». Он знатного происхождения, отец его, бывший военный, уйдя в отставку, поселился в своем родовом имении. К моменту знакомства с читателем Рахметову 22 года, он обучался естественным наукам, но около трех лет не учился. Сначала нужно было заняться делами отца, затем долго путешествовал, устроил и оплатил учебу нескольким молодым людям. Когда вернулся в столицу, начал учиться на филологическом факультете.

Окружающие называли его Никитой Ломовым, как знаменитого бурлака, так как силу герой имел необыкновенную и развил ее физическими упражнениями. В университете подружился с умными людьми, стал много читать. Еще во время скитаний по России он выработал для себя ряд определенных принципов: «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». Он сознательно отказался от любви к даме, которую однажды спас. Считал, что чувство свяжет руки, хотя, как сам говорит «тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить».

Стал развивать мышечную силу, неприхотливость к еде и развлечениям. Когда говорили, что такая крайность ни к чему, Рахметов отвечал: «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью… не для себя лично, а по убеждению». Никогда не проводит время без дела, не читает бесполезных книг, дома бывает редко, больше занят общественными делами. Следуя своим принципам, подвергает себя лишениям:

  1. Ест только говядину, чтобы поддержать форму тела, объясняя, что питается только тем, что могут позволить себе бедные люди.
  2. Испытывая силу воли, спит на гвоздях.
  3. Очень огорчается, что не может побороть одну слабость — сигары.

Скорее всего, именно он принимает участие в «исчезновении» Лопухова, выступая в качестве доверенного лица, когда передает письмо Вере Павловне. Во время встречи он укоряет ее, что решила передать свою мастерскую в чужие руки.

Автор, описывая натуру Рахметова, как бы намекает на часть жизни революционной, скрытой от читателя по цензурным или иным соображениям, но считает его особенным человеком, «цветом лучших людей», «солью земли».

Характеристика героя на уроке

Образ Рахметова в романе «Что делать?» является центральным при анализе произведения Чернышевского на уроке. На предыдущем занятии, где шла речь о системе образов в романе и о «новых людях», было дано задание на дом: прочитать главу «Особенный человек» и составить по ней краткий цитатный план. Характеристика главного героя строится на основе вопросов:

  1. Кто такие «новые люди» и зачем даны их биографии (сообщение учащегося)?
  2. Как подчеркивает автор их обыкновенность по сравнению с Рахметовым (сообщение учащегося)?
  3. Для чего в роман введен образ Рахметова?
  4. Что делает его особенным человеком?

Учащиеся отвечают, что Рахметов — человек «другой породы», революционер. Хотя и дворянского происхождения, но демократ, не чуждается простых людей, живет так же просто и неприхотливо, как они. Автор не дает описания внешности героя, кроме замечания, что она «мрачновата». Вера Павловна в начале знакомства назвала его скучным, но, когда узнала поближе, поняла, «какой это нежный и добрый человек». Чернышевский сообщает, что в жизни встретил таких всего 8, из них — 2 женщины.

Он читает только полезные книги, и манера знакомиться у него тоже своя. Новых друзей заводит только из тех, кто имеет влияние на других. Но никто не мог избежать с ним знакомства, если он этого хотел. Отличается от «новых людей» тем, что «любит он возвышенней и шире» и в среде простых людей считается «своим». Кирсанов говорит о нем: «Он поважнее всех нас, взятых вместе». Говоря о роли Рахметова в произведении, Чернышевский писал, что «Не покажи я фигуру Рахметова,… Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов казались бы … героями, но это не так».

Образованный, с большой трудоспособностью, он упорно готовит себя к революционной деятельности. Главное его желание — увидеть всеобщее счастье, и для этого он готов на любые жертвы. Учащиеся зачитывают вслух отрывок из разговора с проницательным читателем со слов «Нет друзья мои,…» (глава 3).На дом дается сочинение «Мое отношение к Рахметову».

Образ Рахметова

Скачать сочинение

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов — один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”.
По происхождению Рахметов — дворянин, является представителем знатной фамилии, в чьем роду были бояре, генерал-аншефы, окольничие. Но привольная и обеспеченная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Уже в шестнадцать лет он уехал из провинции и поступил на естественный факультет университета в Петербурге.
Отступившись от аристократического образа жизни, он становится демократом по взглядам и образу поведения. Рахметов — истинный революционер. Таких людей, как он, не очень много. “Я встретил, — замечает Чернышевский, — до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин). ”.
Таким “особенным человеком” Рахметов стал не сразу. И лишь знакомство его с Лопуховым и Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось серьезным толчком к его превращению в “особенного человека”: “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”.
После перехода к революционной деятельности Рахметов с поразительной быстротой начал расширять круг своих занятий. И уже в двадцать два года Рахметов стал “человеком очень замечательно основательной учености”. Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе наилучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиком, дровосеком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе это позволить.
Он ест только говядину для поддержания физической силы. Единственной его слабостью являются сигары. Рахметов успевает за день сделать чрезвычайно много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел.
Также он отказывается от любви молодой и очень богатой вдовы, практически от всех жизненных удовольствий. “Я должен подавить в себе любовь, — говорит он любимой женщине, — любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить. такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.
Всем этим он постепенно подготавливал себя к революционным действиям, осознавая, что ему придется переносить муки, лишения и даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания. Рахметов — человек идеи в самом высоком смысле этого слова Мечта о революции для этого человека “особой породы” была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни.
Но образ жизни Рахметова Чернышевский не считает нормой человеческого существования. По его мнению, такие люди нужны только на перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. И в романе к Рахметову возвращается счастье любви после свершения революции. Это происходит в главе “Смена декораций”, где “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с ней оказывается человек лет тридцати,
В образе Рахметова Чернышевский запечатлел наиболее характерные черты зарождающегося в России 60-х гг. XIX в. типа революционера с непреклонной волей к борьбе, с нравственными идеалами, благородством и бесконечной преданностью простому народу и своей родине. В данном романе была впервые нарисована картина будущего социалистического общества, та великая цель, для достижения которой мужественные рахметовы готовят революцию. Образ Рахметова производил неизгладимое впечатление на читателей и служил образцом для подражания. Мечтой каждого революционера было вести такой же образ жизни, какой вел Рахметов.
И на вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова Он говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
Рахметов является рыцарем без страха и упрека, человеком, который выкован из стали. Нелегок путь, по которому он идет, но он богат всевозможными радостями. И рахметовы до сих пор имеют значение, являются примером поведения и подражания, источником вдохновения. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней. букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

58150 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Рахметов как «особенный человек» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

/ Сочинения / Чернышевский Н.Г. / Что делать? / Образ Рахметова

Смотрите также по произведению “Что делать?”:

Образ Рахметова в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”

Аристократ по происхолсдению, Рахметов становится демократом по взглядам на жизнь и образу поведения. Рахметов — профессиональный революционер, революционный вождь. Это “рыцарь без страха и упрека”, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. “Я встретил,— замечает Чернышевский,— до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин). “

Не сразу стал Рахметов “особенным человеком”. Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным юношей. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в “особенного человека”. “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно лшть”. Одаренный необыкновенными способностями, Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционным действиям, становится революционером, то есть человеком “особой породы”. “Он повалшее всех нас здесь, взятых вместе”,— с уважением говорит о нем Кирсанов.

Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний. В двадцать два года “он был уже человеком очень замечательно основательной учености”. Читает Рахметов только “самобытные” сочинения, что, по его мнению, “по.калсдому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжилсается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная трата времени”.

Понимая, что сила воледя — в его близости к народу, Рахметов пристально изучает жизнь трудящихся. Ои исколесил всю Россию, был дровосеком, пильщиком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку. Для простого человека он — свой, родной. Недаром бурлаки прозвали его Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря-бурлака.

Рахметов, готовя себя к революционной деятельности, знает, что ему придется переносить лишения, мучения, быть молсет, пытки со стороны царских тюремщиков. И он заранее закаляет свою волю и тело, приучает себя переносить физические страдания, отказывается от всякой роскоши.

Рахметов отличается редкой работоспособностью. “Он успевал делать страшно много, потому что и в распорялсении времени положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как и в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно”. Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом.

О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. Он только исподволь упоминает о том, что у Рахметова “дел. была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали. Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него. бывали люди. часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый, как могила”. Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся стипендиаты, готовящиеся к подпольной деятельности.

Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем?” Но суровость его только внешняя, за ней скрывается нежная и любящая натура. “При всей своей феноменальной грубости он был, в сущности, очень деликатен”, — замечает Чернышевский. “Какой это нежный и добрый человек”, — думает о нем Вера Павловна.

Во имя того чтобы помочь угнетенным, Рахметов отказывается от личного счастья. “Я должен подавить в себе любовь,— говорит он любимой женщине,— любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня,— уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить. такие люди, как я, не имеют права связывать чыо-либо судьбу с своею”.

Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни. Нелегок путь, по которому идет Рахметов, но он богат счастьем и радостями. Огромно значение Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы”.

Наверное, такие люди, как Рахметов, необходимы обществу. Его “идеальность” порой вызывает недоумение. И все же невозможно не восхищаться человеком с такой выдержкой, силой воли, решительностью.

Читайте также:  Образ и характеристика Тани в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение
Ссылка на основную публикацию