Образ и характеристика Солохи в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

Характеристика и образ Солохи в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

Солоха, мать кузнеца Вакулы – это женщина подлая и коварная, совершающая дурные поступки только ради собственной выгоды. Солоха одинока, но надеется встретить своего мужчину, поэтому она так приветлива с мужчинами, причем каждый думает, что только с ним она такая милая. Особенно отмечает она казака Чуба, у которого имеется свое немаленькое хозяйство, которое Солоха мечтает прибрать к своим рукам, и даже представляет в мечтах, как будет там хозяйничать.

Гоголь рядом с обычными людьми поселил и вымышленных персонажей, поэтому то, что Солоха является ведьмой, кажется абсолютно правдоподобным. Она может быть обычной деревенской бабой, а в следующий момент уже лететь на метле или заигрывать с чертом. Деревенские женщины ей завидуют, потому что хоть она и лицемерная, но очень обаятельная и красивая, хоть уже и не молодая. Солоха так же, как и черт, может изменяться внешне или делать вещи, недоступные простому человеку.

Ведьма Солоха была хорошей хозяйкой, никто не отказывался зайти к ней отведать отменной стряпни. Вот и в ночь, когда описываются главные события повести, у нее в доме собралось сразу несколько мужчин, что позже превратилось в проблему. Но Солоха не теряется и хитро прячет кавалеров в мешки.

И всё же ради своих целей она была готова навредить даже собственному сыну, и даже поддерживала его конфликт с казаком Чубом. А вместе с чертом она пытается спрятать луну. И всё же образ ведьмы Солохи не вызывает страх, а скорее сочувствие и улыбку, ведь ее козни – это последствия ее одиночества. Она не является идеальной женщиной, но ее хочется понимать и сочувствовать ей. Вызывает улыбку и то, что Гоголь, описывая Солоху, наградил ее не только мистическими способностями, но и слабостями обычного человека, потому что она так же попадает в неловкие ситуации.

Гоголь наградил Солоху жадность, корыстью, хитростью, ей не чужды такие пороки, как предательство и измена, но сделано это было, чтобы читатель понимал, что всё плохое, что есть в человеке, обнаруживается и становится глупым и курьезным.

Вариант 2

В сказочном произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством», Солоха приходится матерью главному герою, кузнецу Вакуле.

Солоха – обаятельная, красивая женщина, отличная хозяйка, вызывающая зависть у своих односельчанок. В этом произведении мистика переплетается с действительностью, и Солоха также ещё и ведьма. Но, как представительница нечистой силы, она не причиняет никому зла, полёты на метле для симпатичной ведьмочки являются безобидным развлечением.

Солоха – одинокая молодая женщина, мечтающая о простом женском счастье, и своим ведьмовским поведением, она лишь хочет досадить своим односельчанам. Имея привлекательную внешность и весёлый, задорный характер, Солоха пользуется успехом у мужской половины хутора. Среди её избранников самые именитые хуторяне, но более благосклонна женщина к казаку Чубу, самому зажиточному из сельчан. В мыслях она представляет себя хозяйкой его богатого подворья, которое хочет присоединить к своему хозяйству. Солоха привечает сразу несколько поклонников, которые до этой рождественской ночи, даже и не предполагали о таком вероломстве симпатичной вдовы. Но и после того, как они узнали об этом, они ни в коей мере не осуждают свою пассию, наоборот, они поощряют её ум и изворотливость. В изображении Гоголя, этот персонаж не вызывает отрицательных эмоций, даже такие её качества, как корысть и хитрость, вызывают лишь сочувствие и жалость.

Такие сказочные персонажи, как Солоха, чёрт, и ясновидящий казак Пацюк, добавлены в это произведение для создания ещё большего колорита. Действие повести происходит в рождественскую ночь, и участие в ней таких ярких и красочных героев, заставляет поверить в волшебство, ведь даже эти представители нечистой силы, несут в себе что-то доброе и человечное.

Сочинение Солоха в рассказе Ночь перед Рождеством

«Ночь перед Рождеством» окунает нас в мир народных сказок, верований, легенд. Особенно ярко это отражается на образе Солохи. Даже в ее имени звучит какая-то загадочность.

Солоха – мать Вакулы, интересная собой женщина, вроде ничем не отличается внешне от других, но что-то в ней есть таинственное, загадочное. Ей завидовали все женщины, когда она, статная и нарядная, шла по деревне. А когда наряжалась в церковь в красивое убранство, все мужчины, включая дяка, засматривались на нее. Да и поклонников у нее хватало, многие захаживали в гости, как и в ночь перед Рождеством. Она умела их одурачить и каждому крутила голову.

Но Солоха была себе на уме. Больше всего ей хотелось окрутить казака Чуба, чье богатство не давало ей покоя. Она уже представляла себе, как достатки с его двора и сундуков присоединятся к ее двору. Одно только не давало покоя, чтоб ее сын не стал зятем Чуба, он бы тогда не дал ей всем распоряжаться. Именно поэтому она ухитрялась всякий раз ссорить Чуба с Вакулой. Вот в этом проявляется ее жадность к богатству, алчность, хитрость в использовании всех средств заполучить желаемое. Даже сыну она вредит, чтобы заполучить богатство Чуба.

Автор показывает Солоху как в реальном, так и в фантастическом мире. В реальности она простая женщина, хорошая приветливая хозяйка. Мужчинам нравилось, как она готовит, они часто говаривали: «. как не зайти к Солохе, не поесть жирных со сметаной вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. ». Соседки недолюбливали ее за это.

Плохие поступки Солохи можно объяснить ее одиночеством. А вот в другом, фантастическом мире – она есть ведьмой, летает на метле в канун Рождества, собирает в рукав звезды, общается с чертом. Эти поступки никак не красят ее, но все равно вызывают улыбку, ибо описаны они с тонким юмором.

Читая произведение, задумываешься, ну как может вроде бы верующая женщина, которая ходит в церковь, в то же время устраивать вечеринку накануне Рождества, в строгий пост? Здесь автор, наверное, хотел показать лицемерие Солохи. На людях она была одной, а оставшись наедине с собой, совершенно другой. Коварству Солохи нет предела, но в конце концов все ее пороки обнаруживаются и становятся нелепыми.

Образ Солохи подан автором в повести, как негативный, но все-таки с элементами сочувствия и жалости. В нем собраны все пороки, из-за каких, в конце она стает женщиной смешной и неуклюжей для окружающих.

Образец 4

Гоголь написал огромное количество разных произведений. Среди них имеется произведение, которое изучается в школе и называется оно «Ночь перед Рождеством». Одной из главных героинь является Солоха. Это мать кузнеца Вакулы. Недавно ей исполнилось сорок лет. Многие жители деревни считали ее ведьмой и может быть это и правда. Сначала это никто не мог доказать пока не наступило Рождество, где все и выяснилось. Именно этой ночью она летала на метле и собирала звезды прямо с неба. А рядом с нею находился черт, который украл луну и спрятал подальше ото всех.

Кроме этого ни с кем из деревни она никогда не ругалась и старалась со всеми жить дружно. Когда она встречала своих соседей, то кланялась им, а потом желала всех благ. Дома у нее всегда было чисто. А также к ней любили приходить гости, которые видели ее порядок и чистоту и всегда удивлялись этому. Она очень много знала всего, и поэтому с ней можно было разговаривать на любые темы, и она могла поддержать любой разговор.

Образ Солохи автором высмеивается, ведь с одной стороны можно подумать, что она является отрицательным героем. А все потому что она умела не только обманывать людей, но и лицемерить на людях, а на самом деле вести себя совсем по-другому. В конце произведения он раскрывается и после этого мы понимаем, что она на самом деле положительный герой. Она умело могла заполучить любого мужчину и очаровать его своей красотой.

А поскольку она еще и отрицательный герой, то сначала она кажется доброй и приветливой, а потом когда заполучит мужчину в свои руки, то крутит им, как ей хочется и может делать с ним все что хочет.

Из всего вышесказанного можно понять, что она не представляется автором страшной. Но все равно когда читатели читают произведение, то понимают, что она коварная и нейтральная одновременно. При помощи нее автор показывает читателям, что все тайное, когда-нибудь станет явным и поэтому ничего не нужно таить и скрывать. Когда Солоха окружает свою семью ложью, то и сама начинает в ней жить, а потом эта ложь разрушает не только ее, но и семью. Она говорит всем о том, что верит в Бога, хотя на самом деле это совсем не так. Кроме этого ей нравилось устраивать различные посты, хотя кроме нее этого больше никто не делал, и это считалось большим грехом.

Многим может показаться, что самым интересным персонажем является именно Солоха. И совсем неважно, что у нее имеются отрицательные стороны характера, которые она скрывала. Но при помощи своих чар она очаровывает и читателей произведения.

Вариант 5

Повесть отличается обилием фольклорных персонажей и полусказочным повествованием, как и полагается рождественскому произведению. Вроде бы, Диканька – обычное село…Однако здесь есть и местный колдун Пасюк, и местная ведьма Солоха, и даже временно проживающий черт. Черту, впрочем, осталась последняя ночь пребывания на земле, и он решил отомстить кузнецу Вакуле за «карикатуру» на церковной стене.

Мать богобоязненного кузнеца и местного живописца Вакулы – это и есть ведьма Солоха , одинокая сорокалетняя женщина. Хоть Солоха и не блещет красотой, однако она проворная хозяйка, хорошо готовит и, что самое главное – внимательна и участлива к любому мужчине. Она и выслушает, и рюмочкой угостит, и посмеется с ними. И до того искусна и обаятельна была Солоха, что ни один мужчина (а их захаживало к любезной хозяйке достаточно) не подозревал о наличии соперников. Как хотелось каждому думать, что только ему улыбается очаровательная хозяйка, только о нем мечтает! А мечтала она о вдовом казаке Чубе, точнее, о его богатом хозяйстве, о сундуках с красивой старинной одеждой – «покойная жена его была щеголихой»…Тоскливо жить одинокой женщине – выйти бы замуж за «справного» хозяина, да наложить руку на имущество… И от тоски стала она ведьмой. То звезды с неба в рукав соберет, то с чертом начнет заигрывать…А не то оденется понаряднее, да и пойдет в церковь. И не стоит там у двери скромно, а выйдет в первый ряд, чтобы все любовались ею. Тут не только селяне о боге не думают, а даже у дьяка нескромные мысли появляются. Одно препятствие было для исполнения мечты о богатом муже – собственный сын.

Мешала мысль о том, что женится он на дочке казака Чуба. И все богатство для нее будет потеряно. «Прибегнула она к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом», проявив при этом немалую смекалку.

И вот в ночь перед Рождеством черт и Солоха устроили вьюжную и беззвездную ночь, рассчитывая на то, что казаки не пойдут в гости к дьяку, а как обычно завернут к Солохе на огонек. И появится у Чуба повод побить кузнеца как следует. Но случился «сбой программы» – гости приходили по одному и при каждом стуке в дверь норовили спрятаться. Пришлось хозяйке проявить природную хитрость и запаковать их в мешки из-под угля. А потом эти мешки Вакула из хаты утащил на улицу. А Солоха, вроде бы, и ни при чем оказалась. И странно, после этой истории никто из пострадавших не поминал ведьму недобрым словом. Только Чуб потом весь вечер досадовал на «проклятую бабу», да и то скорее от ревности, чем от обиды.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Солохи в повести Ночь перед Рождеством

Популярные сегодня темы

Одним из героев произведения «Ревизор», который написал Гоголь, является Лука Лукич. Он работает чиновником в одном маленьком городке. Кроме этого он постоянно ездит в разные училища и проверяет их

Детство Ганса Христиана Андерсена было не самым легким, отец умер рано, и ребенку пришлось познать всё равнодушие взрослого мира на себе, именно оттуда берут свое начало многие сказки автора.

В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину

Глубина содержания творений всегда присутствовала в русской литературе. Русские авторы в своих сочинениях решали различные проблемы человечества, отношения между мужчиной и женщиной

Во многих произведениях различных авторов есть различные персонажи, которые обречены на одиночество и не могут жить счастливой жизнью. Некоторые живут так по своей вине, некоторые стараются изо всех сил

Характеристика героя Солоха, Ночь перед Рождеством, Гоголь

Описывая образ Солохи – матери кузнеца Вакулы, Николай Васильевич Гоголь стремился высмеять в своем произведении “Ночь перед рождеством” таких людей, которые отличаются своей хитростью, лицемерных, стремящихся делать подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам. Она в своих мечтах уже размышляла, как все там

будет, когда она будет полноправной хозяйкой. Писатель изобразил Солоху в тесном переплетении с реальностью и фантастикой: она в произведении может быть и бойкой, ловкой деревенской бабой и разъезжать на помеле, как ведьма, которая заигрывает и с дьяком, и с чертом. Ей завидуют сельские женщины.

Солоха очень лицемерная, но в то же время она красивая и обаятельная. Даже вера ее в Бога и та, понарошку, это видно из устроенных ею посиделок во время самого строго поста в Рождественский сочельник, а это считалось большим грехом. Показана героиня в двух мирах (и ведьма, и мать Вакулы). Она не создает страшного впечатления

Читайте также:  Анализ рассказа Платонова В прекрасном и яростном мире

о себе, так как в обычной жизни это очень добрая, умеющая причаровать самых степенных и богатых казаков села и даже самого черта, женщина. Эта любвеобильная и дородная, совсем не молодая героин повести показана писателем, как отрицательный персонаж. Она, как и черт превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые человек не может. Лукавая насмешка видится в образе Солохи, созданном великим писателем. В ней он хотел показать разные людские пороки, такие, как: измена, жадность, корысть и обман.­ Читатель видит, что все, что есть плохого в человеке, как правило, обнаружится в конце концов,­ и он в результате становится смешным для всех и выглядит очень глупо.

Другие работы по этой теме:

Характеристика героя Оксана, Ночь перед Рождеством, Гоголь Оксана Прочитав повесть “Ночь перед рождеством” со многими сказочными событиями и смешными приключениями, хотелось бы выделить из главных героев произведения красивую девушку по имени Оксана.

Характеристика героя Вакула, Ночь перед Рождеством, Гоголь Вакула В невероятно доброй и увлекательной повести “Ночь перед Рождеством” автором показано много действующих лиц. Она вся наполнена такими чувствами, как чувство справедливости, искренняя любовь.

Характеристика героя Черт, Ночь перед Рождеством, Гоголь Черт Черт показан писателем в образе очень хитрого и умного­ проказника. По сюжету произведения “Ночь перед рождеством”,­ ему осталась всего одна ночь, когда он мог.

Характеристика героя Пацюк, Ночь перед Рождеством, Гоголь Пацюк Во время изучения школе повести Николая Васильевича Гоголя “Ночь перед рождеством”, мы лишний раз убедились в таланте этого великого писателя. Во многих его произведениях.

Характеристика героя Чуб, Ночь перед Рождеством, Гоголь Чуб О бессмертном произведении писателя Н. В. Гоголя ” Ночь перед Рождеством”, которое вот уже многие десятки лет с неиссякаемым интересом изучается и читается, написано.

Характеристика героя Дьяк, Ночь перед Рождеством, Гоголь Дьяк Юмор в произведении Гоголя “Ночь перед рождеством” занимает значительную часть, он строится на замеченном автором несоответствии внутреннего и внешнего мира, в котором живут люди.

Краткое содержание Ночь перед Рождеством в сокращении (Гоголь Н. В.) Ночь перед Рождеством встретила жителей хутора светом ясного месяца и колючим январским морозом. Пока хлопцы и девчата собирались на колядки, из дымаря одной из хат.

Ночь перед Рождеством – Н. В. Гоголь На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной.

Краткий пересказ Ночь перед Рождеством (Гоголь Н. В.) Последний день перед рождеством прошел. Наступила ночь. Месяц вышел на небо. Все жители Сорочина в предвкушении колядования. На улицах так тихо, что слышны любые шорохи.

Краткое содержание “Ночь перед Рождеством” Гоголь “Ночь перед Рождеством” (Повесть из цикла “Вчера на хуторе близ Диканьки”) Пересказ Прошел последний перед Рождеством день, и наступи­ла ясная звездная ночь. Через трубу одного.

«Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами. Одним из таких произведений считается сказочная повесть «Ночь перед Рождеством». Согласно народному поверью, в эту ночь черт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: черт крадет месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений.

Настоящий враг черта — кузнец Вакула, изобразивший дьявольское отродье в непотребном виде, за что черт не просто невзлюбил Вакулу, но и поклялся ему отомстить при первом удобном случае. Случай вскоре представится, да только, скорее, пострадает снова черт.

Повесть отличается особым сказочным двоемирием. Например, сам черт в некоторых сценах напоминает вполне обычного губернского стряпчего, который даже может любезничать с Солохой, являющейся не только матерью кузнеца Вакулы и привлекательной женщиной, но и ведьмой. В ходе развития действия, как ни странно, одно другому не мешает. Солоха умудряется устраивать свидание сразу с несколькими своими поклонниками, отчего вынуждена по очереди прятать их в мешки из-под угля. Сын Вакула, посчитав, что накануне праздника негоже лежать в хате мешкам со «всякой дрянью», выносит их на улицу, оставив себе только тот, в котором якобы лежит «струмент», на самом же деле там сидит черт.

Сам же Вакула влюблен в дочь казака Чуба — красавицу Оксану. Многие хлопцы страдали от неразделенных чувств к ней, но после подыскивали менее избалованных девушек. Лишь Вакула не оставлял надежду добиться взаимности от капризной барышни. Завязкой всех дальнейших событий становится как раз ее каприз — желание иметь черевички, «которые носит царица». Только при этом условии она готова стать женой кузнеца.

Удрученный Вакула идет за советом к еще одной загадочной фигуре — Пузатому Пацюку: именно Пацюк, способный есть вареники со сметаной без рук, а с помощью волшебства, подсказывает ничего не подозревающему кузнецу, как лучше всего попасть в Петербург к царице — верхом на черте, который только и ждал возможности оседлать ненавистного кузнеца.

Повесть Гоголя сочетает в себе описание повседневных событий и сказочный вымысел. Без труда можно отыскать эпизоды, в которых действие повести превращается в сказку. Полеты Солохи на помеле, встречи с чертом, подлунное путешествие Вакулы в Петербург за черевичками — все это вплетается в описание ночи украинского села так естественно, что практически не ощущается инородность сказочных элементов.

А еще соединение несоединимого — сказки и реальности — вызывает у читателя улыбку, придавая всей повести юмористическое звучание. Жители Диканьки предстают смешными обывателями, любителями поесть и охотниками до земных удовольствий. Подчас они наивные до глупости, ленивые, вздорные, готовые к скандалам, лживые и лицемерные, даже трусливые, прячущие свои истинные действия и желания за словами.

Однако автор пишет об этом с юмором — не возмущаясь, не негодуя, а улыбаясь, посмеиваясь, как над вполне обычными и вечными человеческими недостатками. Например, когда Чуб и голова вылезают из мешка, они даже не знают, о чем им говорить друг с другом, ведь слишком уж смешным и нелепым оказалось их положение.

Только вот главный принцип сказки сохранен: в конце добро непременно побеждает. Например, мать Вакулы Солоха, известная в Диканьке ведьма, не хочет женить сына не потому, что имеет что-то против будущей невестки, а потому, что сама мечтает выйти замуж за вдового Чуба и прибрать к своим рукам все его хозяйство. Но получает согласие и Оксаны, и ее отца именно Вакула, добившийся признания своенравной красавицы, в полной мере оценившей преданность и любовь кузнеца.

Получает свою «награду» и черт, поклявшийся вредить главному герою. Вместо этого он оказывается в ловушке: угрожая ему крестным знамением, Вакула садится верхом на черта и отправляется добывать царские черевички. К счастью для него, в Петербурге оказываются запорожские казаки, вместе с которыми и попадает Вакула на прием к императрице Екатерине. Государыня тронута искренностью молодого кузнеца и велит принести Вакуле свои башмачки.

Таким счастливым образом заканчиваются мытарства главного героя: как и положено в сказках, он получает достойную награду за свое душевное богатство. Важно, что происходит это в рождественскую ночь, когда могут исполниться самые заветные желания и у обычных людей. Эта повесть позволяет каждому сохранить веру в настоящее чудо. Потому-то и заканчивается повесть не свадебным пиром, как в сказках, а появлением «дитяти» в семье Оксаны и Вакулы.

И хотя произведение наполнено мистическими героями и событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже — в повестях «Вий» и «Заколдованное место».

Вечера на хуторе близ Диканьки

Персонажи

Поиск персонажей

  • Будем искать среди персонажей фандома

Всего персонажей – 48

Лихой казак, побратим Василя. Влюбился в ведьму Одарку и был готов пожертвовать своей душой, чтобы спасти её.

Трусоватый попович, любовник Хавроньи Черевик.

То ли человек, то ли дьявол в человечьем обличье. Гулял, спаивал казаков, приставал к красивым девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда! Те кто не брал — на того Басаврюк глядел так жутко, что взять было проще. А если взять — то по ночам к взявшей являлась нечисть и истязала несчастную жертву. Предложил Петрусю искать цветок папоротника, чтобы обрести вожделенное богатство.

Кузнец, главный герой повести “Ночь перед Рождеством”, сын ведьмы Солохи. Влюблен в дочь Чуба, Оксану и даже готов ради неё связаться с чертом и полететь в Петербург за царскими черевичками.

Тетя Ивана Федоровичка, добрейшей души женщина, посылала племяннику во время службы сушеные груши и чистое белье. На момент повествования имела лет около пятидесяти. Замужем она никогда не была и обыкновенно говорила, что жизнь девическая для нее дороже всего. Впрочем, сколько мне помнится, никто и не сватал ее. Это происходило оттого, что все мужчины чувствовали при ней какую-то робость и никак не имели духу сделать ей признание.

Ведьма, игравшая с казаком Василем (дедом дьяка Фомы) в карты, когда в закладе была его шапка. Знатно шельмит при игре.

В фильме приняла обличье жены Василя.

Цыган, который помог Грицько напугать Солопия Черевика, чтоб он согласился на свадьбу с его дочерью. Выторговал у Грицько волов подешевле, за счет оказанной услуги. Подкинул Солопию красный рукав свитки.

Возлюбленная Левко, козачка, которая приехала в родную деревню после того как некоторое время жила у дальней родни.

Отец Левко, деревенский голова, пользуется в своей деревне большим уважением. Не хотел, чтобы Левко женился на Ганне и на все эти просьбы обычно притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».

Сам сватался к Ганне. Вдов; но у него живет в доме свояченица, которая варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница.

Старый есаул, персонаж повести “Страшная месть”. Во время свадьбы сына выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в чудовище, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют.

Помещик того же Гадячского повета, что и Иван Федорович Шпонька, его сосед. Жил в пяти верстах от хутора Вытребеньки, в селе Хортыще.

Щеголеватый парубок, “Голопупенков сын” влюбившийся в Параську Черевик и затеявший авантюру, вместе с цыганом ради того, чтобы Солопий Черевик согласился на их женитьбу.

Названый брат есаула Горбеца, муж Катерины, дочери колдуна.

Русская царица, очарованная простодушием Вакулы, подарившая ему свои старые туфли для его невесты.

Казак, брат Петро, более удачлив и более щедр. Был сброшен своим же братом на столе и его душа пребывала на земле, дожидаясь свершения мести, установленной небесами.

Центральный персонаж однодоменной незаконченной повести, племянник Василисы Кашпоровны. Юноша, 38-ми лет, поручик в отставке. Был в детстве благонравным и послушным мальчиком, на службе — не куролесил и практически не пил. Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз.

Шестилетний брат Пидорки. Любил Петруся, просил отца чтоб тот не бил его за поцелуй с Пидоркой, передавал сообщения двух влюбленных.

Жена Данилы, белокожая и чернобровая, дочь колдуна. Когда прибыл на их хутор её отец — ей снились вещие сны.

Казак, отец Оксаны, один из любовников Солохи — матери кузнеца Вакулы. Ненавидит кузнеца, после того как тот сгоряча побил его. Ленив.

Странный человек, утверждает что он добрый Чёрт. Увивается вокруг казака Василя, часто обгоняет его, и не то помогает, не то чинит препоны. Староста деревни Василя заплатил ему, чтоб за убийство гонца к царице. Однако Василя он так и не убил, даже помог ему во время игры в карты с ведьмой.

Персонаж экранизации “Пропавшей грамоты”, в произведениях Гоголя лично не фигурировал.

Молодой казак, персонаж истории “Майская ночь или утопленница”. Влюблен в Ганну, после того как узнал, что его отец тоже к ней сватается, решил проучить его. Встретил мавку-панночку.

Дед дьячка * * ской церкви, Фомы Григорьевича, персонаж повести “Пропавшая грамота”. Был послан гетманом к царице с грамотой. Взялся помочь одному из запорожцев, который нехотя сознался что продал душу дьяволу. Лишился важной грамоты и ходил к нечисти, чтоб её вернуть.

Единственный персонаж, который появляется в двух рассказах кряду.

Ведьма, вышедшая замуж за сотника, отца панночки, изводившая падчерицу как в жизни, так в посмертии.

Подруга Оксаны. Та самая, красивые новые черевички которой глянулись Оксане и стали причиной для насмешки над Вакулой.

Ведьма, в которую влюбился Сатана. Обитала в заколдованной корчме, от взгляда на неё путники только сильнее хотели выпить. Полюбилась Андрею, побратиму Василя. Он за нее даже душу продал.

Дочь Чуба, возлюбленная кузнеца Вакулы, самая красивая девушка на селе, но капризна и горгда сверх меры. Насмехается над влюбленным кузнецом, посылает его за черевичками царицы, из-за чего тот едва не решает утопиться.

Дьяк в Диканьке, один из любовников Солохи и близкий друг Чуба, приглашал его на кутью.

Поп, который хотел было причастить Басаврюка к церкви. Впоследствии заявил, что всякий кто с Басаврюком знается будет отлучен от церкви.

Старый казак, живет вместе с сыном, его женой и детьми. Дал Василю в дорогу крепкий табак, от которого всякая нечисть расчихается.

Потомок казака Петро, колдун-злодей, каковых не было, который был наказанием для Петра. Поднимал мертвецов из могил, вызывал душу своей дочери и вообще хотел на ней жениться.

Читайте также:  Образ Петербурга в повести Невский проспект Гоголя сочинение 10 класс

Сотник, чья жена умерла. Женился второй раз на ведьме, которая изводила его дочь. Выгнал дочь из дому на четвертый день после свадьбы, панночка пеняла, что ведьма извела его душу.

Мавка-утопленница, некогда была дочерью сотника, утопилась сгоря после того, как отец вторчино женившись на ведьме, выгнал её из дома. Даже на том свете её истязает ведьма-мачеха, поэтому мавка просит помощи у Левко.

Красавица-дочка Солопия Черевика, персонаж повести “Сорочинская ярмарка”. В свои осьмнадцать лет первый раз выпросилась с отцом на ярмарку.

Колдун из Диканьки, знахарь, про него ходят слухи что он немногим лучше черта. Довольно ленив — даже галушки ест с помощью колдовства, однако в своих делах дока — сразу узнает, что черт находится в мешке за плечами Вакулы.

Казак, брат Ивана, предок отца Катерины Бурульбаш. Король Степан предложил большую награду за поимку турецкого паши, который сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Более удачливый Иван получает награду и великодушно разделяет её с Петром. Поехали Иван и Петро на жалованные королём земли и, проезжая по горной тропе в Карпатах, столкнул Петро Ивана вместе с лошадью в пропасть. Иван же зацепился за сук и сумел удержать сына-младенца, которого вёз с собой. И стал Иван просить спасти хотя бы сына, но Петро скинул пикой в пропасть обоих.

Красивый, но бедный парубок, влюбленный в Пидорку, дочь своего хозяина. Главный герой повести “Вечер накануне Ивана Купала”.

Красавица-дочка Терентия Коржа, сестра Ивася, возлюбленная Петруся.

Фаворит Екатерины, человек которого запорожцы ставили повыше царя.

Нечистый, питавший страсть к Одарке и уговаривавший её продать ему душу. Охотился на Василя и Андрия строя им препоны. Утверждал, что любит народное пение.

Персонаж экранизации “Пропавшей грамоты”, в произведениях Гоголя лично не фигурировал.

Один из казаков диканьки, собирался к дьяку на кутью, однако из-за метели, устроенной чертом, добрался только на Солохи. И свалился к её ногам в усмерть пьяный.

Живет в доме отца Левко, деревенского головы, варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница. Банда Левко дважды подставляла её в лапы людей головы, искавших смутьяна. Голова даже предлагал её сжечь, за что ему потом досталось, как и за сватовство к Ганне.

Солидный казак, отец Параськи. Находится под пятой второй своей жены Хавроньи, хотя дочку очень любит.

Мать Вакулы, ведьма, которая в Рождественскую ночь покрала все звезды с неба. Привечает многих степенных казаков. А также черта и дьяка — главное чтоб сына дома не было.

Старый казак, у которого работал Петрусь Безродный. Отец Пидорки и Ивася. Не желал даже слышать о любви дочки с бедным безродным сиротой.

Неугомонная жена Солопия Черевика, мачеха Параськи, строила препоны замужеству падчерицы. Выучилась держать сожителя в ежовых рукавицах, а падчерицу — в черном теле.

Муж звал её Хиврей.

Покойная жена Солопия Черевика и мать Параськи.

Один из обитателей ада. Встречается в разных произведениях цикла, с разными историями.

Ведьма. Персонаж повести “Ночь накануне Ивана Купала”. Одна из союзниц Басаврюка, помогала Петрусю отсыкать цветок папоротника. Привела ему Ивася, который стал жертвой за обретаемое Петрусем богатство.

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе

В оформлении материала использована картина Федора Мюллера (ГТГ)

Б. А. ЛАНИН, доктор филологических наук, профессор, автор УМК «Литература»

ПОВЕСТЬ Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» в 6 классе

Программа «Литература. 5-9 классы» отводит на изучение повести «Ночь перед Рождеством» 5 часов.

Это произведение сделало Гоголя по-настоящему знаменитым писателем. В 1831 г. вышел первый том повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

А.С. Пушкин написал сразу по прочтении:

«Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».

Проходит четыре года, и В.Г. Белинский пишет:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»

Долгое время в разговорах о Н.В. Гоголе был несправедливый крен в сторону реализма. Например, в академической «Истории русской литературы XIX-XX веков» (М.: Наука, 1983) рассказ о Гоголе целиком включен в главку «Формирование критического реализма. «Натуральная школа». В главке «Литература второй половины 1820-1830-х годов. Романтизм. Движение к реализму», написанное печально известным преследователем «чужаков»-инородцев В.Ю. Троицким, имя Н.В. Гоголя лишь упоминается. Да что Троицкий: представить Н.В. Гоголя реалистом или хотя бы «переборовшим в себе романтизм» писателем стремились многие маститые литературоведы. Не может быть более несправедливой оценки, особенно в отношении раннего Гоголя! Однако эти оценки порой еще живы, и даже передаются в методические работы.

Урок 1. Иван Петрович Белкин и Рудый Панько

Учитель рассказывает о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она состоит из двух частей. В каждой части 8 повестей. Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает второй сборник «Вечеров».

Предложите ученикам вспомнить: – Как мы называем повествование, которое ведет «подставной» автор? (Сказ)

«Издателем» книги назван «пасичник Рудый Панько». Поясните, что «рудый» – это рыжий.

Ученики уже сталкивались с «подставным» рассказчиком. Более того, они помнят эпизод с Миллером, которому Пушкин отказался раскрыть свое авторство «Повестей Белкина». Сейчас они встречаются с рассказчиком совершенно иного типа.

Читаем прекрасный пейзаж, которым открывается фрагмент повести в учебнике.

– Что нового вы узнали на первых страницах? (замечательные байки, неожиданные сравнения)

– Что означают новые для вас слова? (ученики обращаются к сноскам в учебнике. Сносок довольно много, не застряньте на них. Русским школьникам не обязательно нужно знать украинские диалектные слова…)

– Приходилось ли вам так же часто обращаться к сноскам, когда мы изучали «Повести Белкина»? (обычно отвечают отрицательно, ведь все слова были известны. Недаром Пушкин считается основоположником русского литературного языка!)

– Давайте обсудим, чем различаются эти два рассказчика.

Ученики объясняют, что Иван Петрович Белкин словно прятался за сюжетами повестей. Его речь невозможно было отличить от речи других персонажей. Это был литературный язык пушкинской эпохи. Иное дело – Рудый Панько. Во-первых, он из Малороссии, которая отличалась своим бытом и некоторыми обычаями. Его воображение очень богатое, и он любит рассказывать о тех происшествиях, которые то ли придумал, то ли узнал из народных поверьев, то ли услышал от других рассказчиков.

– Почему Гоголь «спрятался» за такого рассказчика, «пасичника»?

Возможно, Гоголю хотелось устраниться как писателю, дать волю народной фантазии, привлечь на свои страницы сказочных персонажей.

Разберите с учениками сноску, в которой рассказывается о колядовании.

Покажите, как лирический возвышенный пейзаж постепенно превращается в фантастический, сказочный.

Подготовить рассказ о казаке Чубе и его дочке Оксане, о кузнеце Вакуле и его матери Солохе.

Урок 2. Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?

Учитель обращается к классу:

– Итак, в Диканьке происходят небывалые события: черт украл месяц, ведьма влетела в труба и превратилась в Солоху, мать кузнеца Вакулы, тот же черт запутал Чуба и кума, поднял страшную метель, в результате кузнец Вакула не пустил Чуба в его собственный дом, да еще и поколотил…

Когда случаются неожиданные вещи, которых не ждешь в этой ситуации, люди невольно улыбаются, а иногда смеются, порой – громко и заразительно. Вы не раз засмеетесь над ситуациями из повести «Ночь перед Рождеством». Но давайте сначала разберемся, что же такое чувство юмора и почему люди смеются.

Здесь уместно обратиться к статье «Смех и чувство юмора», которая представлена в учебнике в этой же главе. Однако сначала дайте возможность ученикам сформулировать, как они представляют себе чувство юмора. Прочтите ее со своими учениками. Предложите им записать определение, которое дается в этой статье. Оно не выделено полужирным шрифтом, поэтому обратите на него внимание своих учеников сами:

«Чувство юмора – это умение увидеть в обыденном смешное, да еще показать это смешное другим».

Итак, теперь вам будет легче разобраться, есть ли чувство юмора у жителей Диканьки, у рассказчика или у казаков, пришедших к царице.

Герои повести частенько попадают в смешные ситуации. Приходит Вакула к Пацюку, а у того галушки сами в рот залетают, да еще не забывая по дороге вываляться в сметане. Вакула озабочен, не грех ли это – есть сметану в постный день, а сам продает душу дьяволу! Есть над чем посмеяться читателю!

Ученики делают вывод: герои повести попадают в смешные ситуации нечаянно, не намеренно, а по совпадению обстоятельств. Они не создают забавных ситуаций сами. А вот что является необходимым, если мы хотим понять наличие или отсутствие чувства юмора, так это умение забавно и весело рассказать эти смешные истории другим людям. Помните: мало увидеть в обыденном смешное, надо еще показать это смешное другим.

– И все же мы смеемся, когда читаем эту повесть. Закрывая книгу, мы делаем это с радостным и хорошим настроением. Так кто же нас так развеселил, если не жители Диканьки?

Ученики заключают, что замечательным рассказчиком с отменным чувством юмора является сам Гоголь, автор повести, который передал свой редкий дар подставному рассказчику: «пасичнику Рудому Панько».

Гоголь говорил: «Смех – великое дело; он не отнимет ни жизни, ни имени, но перед ним виновный – как связанный заяц».

Найти в повести неожиданные ситуации, смешные преувеличения-гиперболы, другие источники юмора и комического.

Урок 3. Вакула и Оксана

В повести много не только комического, но и лирического, задушевного, личного. Лиризмом, глубоким личным чувством окрашены пейзажи в повести. Комическое и лирическое переплетены в истории Вакулы и Оксаны.

– Расскажите, где застает Вакула Оксану, когда приходит к ней в хату. Чем занята Оксана? (Вакула застает Оксану в «серьезный» для девушки момент: она прихорашивается перед зеркалом. – Чудная девка! – прошептал вошедший тихо кузнец, – и хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!)

– Как относятся друг к другу Вакула и Оксана в начале повести? (Вакула влюблён в Оксану, но та относится к Вакуле снисходительно)

– В чем проявляется их отношение друг к другу?

– Какое условие ставит перед сельским кузнецом Вакулой Оксана? Выполнимо ли это условие? Почему Оксана дважды повторяет это условие? (Оксана требует от Вакулы достать ‘черевики, которые носит царица’и с издёвкой повторяет свое требование. Только после этого она согласна выйти за него замуж. Конечно, для деревенского хлопца это невыполнимое условие. Вот он и решает покончить с собой: ‘Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете’)

– С каким настроением уходит Вакула от Оксаны? Прочтите фрагмент от слов «”Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, – продолжала хорошенькая кокетка, – как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!” И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца. » до слов «- Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: “Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами”. – “Не хочу, – сказал бы я царю, – ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!”

– Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, – проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. – Однако ж дивчата не приходят. Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно»:

– Что предпринимает Вакула для того чтобы выполнить условие Оксаны?

– С кем приходится связываться Вакуле, чтобы добыть для Оксаны царицыны черевички? Прочтите фрагмент текста от слов «Нет, не могу: нет силы больше…»

– Почему Вакуле приходится прибегать к помощи нечистой силы? (Вакула понимает, что его сил не хватит, чтобы достать черевички, вот он и идёт сначала к Пацюку, который «знается с нечистой силой», и сам решает заключить сделку с чертом)

На этом вопросе стоит остановиться подробнее. У Гоголя были «свои отношения» с чертом. Он, кажется, верил в его существование, и свое творчество рассматривал как борьбу с дьявольскими искушениями, как их разоблачение. Эта тема потом встретится нам у Гоголя в «Шинели» и даже в «Мертвых душах»

Прочитать повесть до конца

Рассказать о том, как кузнец Вакула стал повелевать чертом

Урок 4. В поисках черевичек

Два события в повести происходят почти одновременно: девушки находят в мешке Голову, и этим приводят казака Чуба в полное замешательство, а кузнец Вакула велит черту доставить себя в «Петембург».

– Прочтите описание Петербурга от слов «сначала страшно показалось Вакуле» до слов «Здравствуйте, панове!»

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма. много еще дряни встречали они. Все, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.

Читайте также:  Анализ произведения Последний срок Распутина

Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. “Боже ты мой, сколько тут панства! – подумал кузнец. – Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те когда не городничие, то, верно, комиссары, а может, еще и больше”.

Его слова прерваны были вопросом черта: “Прямо ли ехать к царице?” “Нет, страшно, – подумал кузнец. – Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью чрез Диканьку. Они ехали из Сечи с бумагами к царице; все бы таки посоветоваться с ними”.

– Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!

Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. А Вакула не успел оглянуться, как очутился перед большим домом, вошел, сам не зная как, на лестницу, отворил дверь и подался немного назад от блеска, увидевши убранную комнату; но немного ободрился, узнавши тех самых запорожцев, которые проезжали через Диканьку, сидевших на шелковых диванах, поджав под себя намазанные дегтем сапоги, и куривших самый крепкий табак, называемый обыкновенно корешками.

– Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! – сказал кузнец, подошевши близко и отвесивши поклон до земли.

– Подберите эпитеты для описания Петербурга. Каким он представляется Вакуле, который никогда вообще не бывал в городе?

– Кто помогает Вакуле проникнуть во дворец? (Вакула попадает во дворец с помощью запорожцев)

– С какой целью запорожцы прибыли в Петербург? (У запорожцев вопрос политический. Они хотят отстоять свою самостоятельность, право иметь войско и воевать с соседями. Царица решила урезать самостоятельностью запорожцев и быть с ними построже во всех отношениях)

– Найдите описание дворца. На какие детали обращает внимание Вакула? («сени» – великолепные, лестница – «жаль ногами топтать», железа для перил ушло «рублей на пятьдесят», «Сколь ни удивительны эти малевания, но эта медная ручка еще больше достойна удивления»).

– Каким вам кажется это описание – забавным, точным, отвлеченным, восторженным?

– Какие реальные исторические лица встречаются в «петербургской части повести»? (Екатерина II, князь Потемкин, Фонвизин)

– Отличаются ли исторические персонажи от казаков по описанию и манерам? Что между ними различного?

– Как кузнецу удалось рассмешить царицу? (вопрос кузнеца был невпопад. Она готовилась ответить на требование политического характера, а простодушный кузнец заговорил о своем – о черевичках)

– Где ищут кузнеца в это время в Диканьке? (В Диканьке решили, что кузнец утопился)

– Как переменилось за это время отношение Оксаны к кузнецу? (Она поняла, что попросту тоскует по нему и упрекает себя за излишне строгое обращение с ним)

Проследите, как изменились герои к концу повести, и подготовьте развернутый рассказ. Какие события стали для них решающими?

Урок 5. Веселое возвращение домой

Итак, кузнец Вакула возвращается домой, раздобыв черевички самой царицы. Есть ли в чем раскаиваться ему?

Обсудите это в классе.

Действительно, Вакула был готов ради Оксаны буквально на все: и покончить с собой, и заложить душу дьяволу. Без помощи черта ему не удалось ни оказаться в Санкт-Петербурге, ни раздобыть черевички.

Какое же событие оказывается решающим для каждого из героев?

Ребята рассказывают, что представляется им решающим в повести. Конечно, Оксана почувствовала, что может навсегда потерять искренне влюбленного в нее Вакулу. Кузнец навсегда распрощался с чертом. Он понял, что с нечистой силой ему не по пути. Ведь и ведьма Солоха, даже будучи его матерью, строила ему всякие козни и препятствовала его женитьбе на Оксане. Солоха положила глаз на богатства Чуба, и боялась, что женитьба Вакулы на дочери Чуба помешает ей добиться своей цели.

Конец у повести, казалось бы, сказочный: свадьба между двумя главными героями. Однако есть и продолжение: кузнец Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил часть церкви даром. Таким поступком он загладил свою вину за то, что принял помощь у черта.

В конце работы можно еще раз повторить наиболее важные моменты повести. Для этого вам подойдет рубрика «Решаем читательские задачи».

“Ночь перед Рождеством” – краткое содержание повести Н. В. Гоголя

Аннотация к сказке

Книга была написана в 1830—1832 годах. В 1832 году впервые издана, позже переиздавалась. Литературный жанр — сказочная повесть. Автор — Николай Васильевич Гоголь. История создания книги: Н. В. Гоголь трепетно относился к жизни своего народа, что и отразил в ряде повестей.

Сказка похожа на фольклорное произведение. События, описанные в ней, связаны с фантастическими эпизодами, легендами, преданиями. Реализм переплетается с романтизмом.

А сам сюжет похож на множество других историй. Он повествует о любви и препятствиях между двумя молодыми людьми, о добре и зле.

События развиваются вокруг трех главных героев:

  • Оксана — первая красавица на деревне (хуторе);
  • Вакула — удалой работяга-кузнец;
  • Черт.

Вакула влюблен в Оксану, а она обещает выйти за него замуж только в том случае, если поклонник добудет черевички, о которых мечтает избранница. Красавица хочет такие сапожки, которые носит сама императрица Екатерина Великая.

Но ситуация усугубляется еще и тем, что Вакула конфликтует с отцом Оксаны. Что же делать несчастному влюбленному юноше?

Связываться с нечистыми силами и верхом на черте лететь в Петербург, чтобы достать обувь и жениться на Оксане.

Краткое содержание

Существует народное поверье, что в ночь перед Рождеством черт совершает последнюю пакость в году. Это и делает бес из повести: крадет луну. Что, в свою очередь, запускает череду забавных событий.

Вакула представил черта как настоящего демона, из-за чего разозлил вора. Черт пообещал отомстить Вакуле. По хитрому сплетению обстоятельств мама кузнеца (Солоха) была ведьмой и подругой беса.

Параллельно рассказывается история жизни Солохи. Она запуталась в своих поклонниках, ей даже приходится прятать их в мешки из-под угля. Вакула вытаскивает эти мешки на улицу, а себе оставляет только один. Потом выясняется, что в мешке сидит черт.

Черт выпрыгивает из мешка и забирается верхом на Вакулу. Но тот ловко изворачивается, хватает беса за хвост и сам седлает его. Как же Вакуле удалось усмирить черта и достать черевички:

  • пригрозив крестом, кузнец оседлал беса;
  • на нем добрался до императрицы;
  • откровенно рассказал ей свою историю любви;
  • получил желанную обувь;
  • тем же способом добрался обратно.

История заканчивается благополучно: сапожки получены и доставлены, отношения налажены, свадьба сыграна. Правда, сама свадьба не описывается. Зато рассказывается, что у пары родился ребенок. Да и подарок Оксана приняла не сразу, так как расстроилась из-за пропажи кузнеца (в селе ходили слухи, что он убил себя).

Героиня была рада, что Вакула оказался жив. В этот момент она поняла, что любит его, а никакие подарки ей не нужны.

Пересказ произведения

События берут начало в предпраздничную ночь. Молодежь готовится к колядкам, а бесовщина взобралась на небо (ведьма и черт). Они решили украсть луну, чтобы из-за темноты Чуб и кум не смогли дойти до Дьяка, а Вакула не смог добраться до Оксаны. Кузнец занимался росписью утвари, изображал лики святых, а вот беса всегда рисовал в неприглядном виде. Чем и рассердил нечисть.

Однако Чуб смог прийти в гости, а кузнец пришел к Оксане. Вакула признается девушке в любви, а та с надменным выражением лица отвергает молодого человека. Но в шутку и ради издевки говорит, что выйдет за него замуж, если тот добудет черевички Екатерины Великой и принесет их.

В дом возвращается Чуб (страшная метель сбила с дороги), но голос кузнеца пугает его. Герой решает, что ошибся домом. Чуб меняет голос, а Вакула выгоняет его. Тогда гость отправляется к матери кузнеца (Солохе). Женщина пользовалась спросом среди мужчин.

Позже в доме Солохи произошла настоящая путаница. В дом пришел Голова и Дьяк, а до этого в помещении находился еще и черт, а также Чуб, который передумал идти в гости. В итоге бес, Чуб и Голова были вынуждены спрятаться в мешки из-под угля. Потом домой пришел Вакула, и Дьяк тоже спрятался в мешок.

Кузнец принимает мешки за мусор и выносит на улицу. Там он встречается возлюбленную, которая напоминает про уговор. И без того задумчивый Вакула сердится еще больше, выкидывает все мешки, кроме одного, и убегает куда глаза глядят. Окружающие подумали, что кузнец сошел с ума.

В том мешке, что остался на плечах Вакулы, сидел черт. Но кузнец этого не знал, он направился к Пацюку, чтобы спросить дорогу к черту. Пацюк — родня беса. Вакула решил, что только нечисть поможет ему. Пацюк намекнул, что черт находится ближе, чем думает кузнец. Бес же жаждал мести и решил воспользоваться моментом. Но не тут-то было, кузнец оказался проворнее. Черт хотел оседлать Вакулу, но в итоге сам оказался в подчинении.

На спине беса кузнец примчался во дворец. Обманным путем со стражей проник внутрь. Там он оробел от доброты и тактичности Екатерины. После чего решил честно все рассказать и напрямую попросить ее сапоги. Императрица согласилась. В деревне в это время все думали, что кузнец покончил с собой. Все скучали, особенно тосковала Оксана. Девушка поняла, что давно любит Вакулу. А что стало с мешками? Люди решили посмотреть, что наколядовал кузнец. Какого же было удивление народа, когда из мешков вылез Дьяк, Голова и Чуб.

После возвращения в деревню Вакула отоспался, а потом нарядился и пошел к Чубу. При встрече протянул ему плеть, предложил три раза ударить себя. Затем Вакула протянул дары и попросил у Чуба руки его дочери.

Он согласился. Оксана в это время уже сама бежала с распростертыми объятиями к кузнецу. В конце произведения описывается семейная жизнь и дом молодоженов.

Основная мысль и анализ

Произведение учит тому, что за свое счастье нужно бороться, не бояться даже черта. А также повесть учит верить в сказку, в рождественское чудо, в исполнение желаний. В то, что добро неизменно побеждает зло. Несмотря на всю чертовщину (пропажа жителей в мешках, полеты ведьмы из печной трубы, похищение бесом месяца с целью испортить праздник), в селе царит теплая атмосфера любви и праздника.

Кратко проанализировать произведение можно следующим образом:

  1. Проблема произведения. Сказка учит верить в свои силы, идти на все ради своего счастья и любви.
  2. Тема произведения. Народ, его культура и жизнь.
  3. Основная идея. Добро всегда побеждает зло.

Гоголь настолько точно и красочно описывает атмосферу, что читатель, будто сам переносится туда. Ощущает мороз, хруст снега, ожидание чуда и праздника. А точное описание внешности героев, их пороков и слабостей позволяет еще лучше прочувствовать историю. Каждый персонаж интересен и уникален. Даже черт не вызывает отвращения, его образ завораживает.

Прототип и характеристики каждого героя можно найти в реальной жизни. Это и объясняет популярность произведения. Главная история, афоризмы и слова героев, мысли и поступки действующих лиц — все это обязательно напомнит читателю что-то из его жизни.

Гармоничное сочетание сказки и реальности добавляет в повесть нотку юмора. Жители деревни представлены как люди с примитивными потребностями, которых интересуют низменные удовольствия (еда, отдых, веселье). Они наивны, глупы, трусливы, лицемерны. Думают одно, а говорят и делают другое. Но Гоголь выставляет это не в форме критики, а в виде легкой иронии. Автор дает понять, что подобные недостатки свойственны всем людям.

В произведении Гоголь с теплом и иронией описал один день из жизни сельского народа. Но не обычный день, а праздничный. Читатель видит привычных жителей деревни: сильного Вакулу, богатого и глупого Чуба, самовлюбленную Оксану, хитрую Солоху. Такие персонажи есть в каждом селе. Это и увлекает читателя.

Ссылка на основную публикацию