Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова

Образ характеристика Тамара и Демон по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)

Тамара – главная героиня поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Это произведение является самым сокровенным творением автора. По своей сути «восточная повесть» – это опыт самопознания поэта, а условные герои поэмы и описанные в ней ситуации – способ непосредственного переживания глобальных проблем человеческого бытия. Сюжет поэмы построен на взаимодействии двух основных персонажей, которые являются представителями взаимоисключающих миров («неба» и «земли»).

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Демон – небожитель, он наделен бессмертием. Тамара – земная женщина, которую соблазняет Демон. История этой любви заканчивается смертью героини. Понятно, что Демон – персонаж фантастический, но Тамара, на первый взгляд, кажется вполне реальным лицом. Однако, такое впечатление обманчиво. Ничего индивидуального в портрете героини нет. Описание ее прекрасной внешности состоит из обобщенных понятий женской красоты: влажный (т.е. глубокий) взор, божественная ножка и т.д. В поэме подчеркивается нематериальность, бесплотность всех проявлений ее образа: ножка «плывет» в танце, улыбка «неуловима». Именно мотив детской незащищенности, наивности и ясности очень важен в характеристике Тамары, ведь ей противопоставляется образ сумрачного Демона, с его мучительно-сложной натурой. Песня Тамары, которая перевернула судьбу героя, состоит в основном из гласных звуков, многократно в ней повторяется ласкающий звук «л». Душа девушки абсолютно чиста и прекрасна, она без всяких усилий, легко и непринужденно изливается в потоке нежных летящих звуков. Женское очарование, неискушенность, душевная гармония и чистота – все эти качества Тамары сливаются в один прекрасный, романтический образ женщины, который представляет собой совершенный идеал духовной и физической красоты. В некотором смысле образ Тамары не намного реалистичнее, чем образ Демона. Впервые услышав песню Тамары, Демон вдруг понимает, что именно этот образ запечатлен был в его душе еще с начала времен, именно это сладкое имя звучало в его сердце. Имя Тамара в переводе означает – финиковая пальма, это дерево ассоциируется с югом, солнечным светом, теплом, яркими красками и насыщенной разнообразием жизнью. Любовная страсть, которая охватила душу и сердце Тамары такая же горячая и жгучая, как южное солнце. В поэме описывается состояние девушки с помощью ярких и точных метафор: «пожар любви», «пылает грудь» и прочие. Будто какая-то болезнь поразила юную красавицу, чувство любви настолько сильно проникло в ее суть, что нету даже сил дышать. Поэт подчеркивает невозможность конкретной обрисовки этого состояния, оно выходит за рамки материального и видимого.

Имя героини позволяет сравнить отношения Тамары и Демона с сюжетом стихотворения «На севере диком». В этом лирическом произведении одинокой сосне на севере «снится» прекрасная пальма. Это классическая модель для поэзии романтизма: противоположности разделены пространством и временем, но стремятся друг к другу для создания единого целого. В поэме «Демон» одна противоположность олицетворяет собой север, холод, угрюмость, одиночество и глубину познания (Демон), а другая – юг, тепло, солнечный свет, любовь и доверчивость (Тамара).

Поэма заканчивается картиной смерти главной героини. Тамара, лежащая в гробу, описывается такой же прекрасной, какой она была при жизни, лишь странная и загадочная улыбка, застывшая на ее устах, напоминает о том, что произошло с красавицей. В эстетике романтизма непостижимая тайна смерти почти всегда была связана с любовью. Эту связь Лермонтов отчетливо передал с помощью изображения загадочной красоты мертвой Тамары.

Кроме того, образ Тамары носит и очень серьезный психологический аспект. В своем произведении Лермонтов показал, что даже абсолютно чистая и непорочная душа человека не способна защитить себя от Демона, и более того, она даже стремится к нему, притягиваясь, как противоположность. Вечная тема трагического противоборства Зла и Добра раскрывается в поэме через страдания невинной Тамары, охваченной жгучей страстью к Демону.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3520

Образ-символ Демона в произведении «Демон»

Еще один не менее примечательный романтический образ-символ, занимающий особое место в творчестве и даже в самой духовной жизни М.Ю. Лермонтова, – образ Демона. «Во всех стихотворениях Лермонтова, — заметил В.В. Розанов, — есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный. То слышим вздох его, то видим черту его лика». По признанию самого поэта, он не мог «отделаться» от него на протяжении многих лет. Этот образ «преследовал» его, как некая живая сила, существовавшая объективно, вне сознания, но одновременно как нечто субъективное, определявшее его душевный склад и поведение.

Свою самую известную поэму, в которой присутствует символ «нечистой силы», М.Ю. Лермонтов редактировал 8 раз. Демон — один из лермонтовских героев-изгнанников. Его образ очень многогранен. Демон изгнан всего лишь из рая и никогда не сможет вернуться в него, но в остальном он полностью свободен. Дух зла бессмертен, он ведет счет жизни не на дни, а на века. поэма мцыри лермонтов символ

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Образ Демона – самый загадочный символ поэта. У Демона целых три лика: это Демон страдающий, Демон искушающий и Демон обреченный. Поэт совместил в нем взаимоисключающие, несовместимые начала. Символический смысл образа чрезвычайно широк. Очень ярко выражены в Демоне черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Весь этот комплекс качеств принято называть демонизмом. Главная цель Демона – разрушение существующих духовных и материальных ценностей, но, как и любой романтический герой, он также способен любить.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы.

И видишь, я у ног твоих.

Открытием Лермонтова стал образ Демона, которому наскучило зло. Любовь Демона к княжне Тамаре дает ему надежду на возрождение, усиливает тоску по утраченной гармонии. Обращение к Тамаре — исповедь Демона,

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное-

Отражение православных идей в творчестве Лермонтова следует искать и в сюжетных, и в мировоззренческих компонентах. В основе поэмы “Демон” — изображение борьбы падшего ангела против Господа. Лермонтов близок к трактовке данного конфликта к библейским текстам. Жизнь и деяния Демона – это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая. Однако не следует полагать, что поэт на стороне Демона. Такое толкование поэмы противоречит её объективному смыслу, ведь то, что характерно для персонажа, не обязательно свойственно авторскому сознанию.

В “Демоне” замечается «сатанинская улыбка на жизнь, искривляющая младенческие ещё уста, это “с небом гордая вражда”, это — презрение рока и предчувствие его неизбежности» говорил Белинский. Эти строки взяты из описания Тамары, умерщвлённой Демоном. Лермонтов задерживает внимание на “странной” улыбке, теплившейся на устах усопшей:

Печальный смысл улыбки той:

Что в ней? Насмешка ль над судьбой,

Непобедимое ль сомненье?

Иль к жизни хладное презренье?

Иль с небом гордая вражда?

Как знать? Для света навсегда

Утрачено её значенье?

Но описание “улыбки” персонажа с разнонаправленными признаками, что свойственно гению Лермонтова, нельзя отнести к самому автору, делать вывод о его “гордой” вражде с “небом”, то есть с Господом. Поэтому распространённое суждение о том, что борьба Демона с Богом есть своеобразное воплощение теологического бунтарства или атеизма Лермонтова, не находит подтверждения. А напротив, совокупность художественных перипетий в “Демоне” воспринимается, как решительное стремление поэта показать всю бессмыслицу любви, вышедшей из отрицания, невозможность приобщения к любви и гармонии без признания силы и первенства Господа:

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру, —

говорит Демон Тамаре. И это не притворство: Демон действительно тяготится своим одиночеством (такова версия Лермонтова), равно как и властью над “ничтожною” землёй. Встретив Тамару, он ощущает прелесть добра и красоты. Ему кажется, что “жизни новой” теперь “пришла желанная пора”.

Тамара погибает, и между Демоном и Ангелом начинается борьба за её душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая. Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире. Здесь чувствуется связь данной поэмы с произведением 18 в. – «Фаустом» В.И. Гёте. Ведь Гретхен, оказавшаяся вовлеченной в круговорот страшных событий, доведших до убийства ребенка, по вине той же «нечистой силы» в лице Мефистофеля и Фауста, отдавшего душу «падшему ангелу», спасена и попадает в рай за свою чистую, честную душу, искреннюю любовь и величайшее раскаяние.

В поэме «Демон» отчетливо появляется и образ-символ пути, изгнания, ведь автор называет своего героя «духом изгнания».

Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 15.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Читайте также:  Образ и характеристика Фриды в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Урок литературы в 10-м классе “О! Кто ты?” (М.Ю. Лермонтов. Поэма “Демон”, 2 часа)

Разделы: Литература

  • обучение интерпретации поэтического текста;
  • развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание нравственно – духовных ценностей.
  • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
  • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
  • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
  • стихотворения «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.);
  • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И.Тютчев

– Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

II. Вхождение в урок

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

– В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

Работа в группах

– Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

«Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

– Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Объединитесь в группы те, кто выбрал одинаковые стихотворения. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

«Мой демон» (1829г.)

унылый и мрачный
зло – его стихия и т. д.

«Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

всесильный – бог
я – грешник
теснота мира и т. д.

«Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

я – чужой для мира (земли) и небес
я – зла избранник и т. д.

соединение души с телом
разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

Проблема урока: Итак, что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

III. Анализ поэмы

Сообщение учеников о поэме «Демон»

1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина читаем:

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, – он рек, – тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в мире ненавидел,
Не все я в мире презирал».

3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

4. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

Работа над образом главного героя

– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

«За»: что положительное

«Против»: что отрицательное

– он сеял зло без наслажденья
– зло наскучило ему
– и входит он, любить готовый и т.д.

– лукав и коварен
– все благородное бесславил
– все прекрасное хулил и т. д.

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты.

Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:…

2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

1. Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.

2. И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего.
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

Образ Тамары (работа по группам)

– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.

1 группа – портретная характеристика:

И ни единый царь земной
Не целовал такого ока…
…фонтан…своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан.
…рука земная…таких волос не расплела;…

И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет… и др.

Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

2 группа – судьба героини:

Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.

А мне не быть ничьей женой!
Я гибну, сжалься надо мной!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою… и др.

Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Ей часто слышалася речь.
Под сводом сумрачного храма
Знакомый образ иногда
Скользил…Манил и звал он…но – куда.

Тоской и трепетом полна,
Тамара часто у окна
Сидит в раздумье одиноком…

Все чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы! и др.

Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

…Будь к земному без участья
И беспечна, как они!

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Демон даже дает клятву Тамаре, что:
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;

– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,…

– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…
И будешь ты царица мира,
Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –
Люби меня. и др.

Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию):

1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Люби меня.
………………………….
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее.
………………………….
Увы! злой дух торжествовал!
………………………….
«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…

2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

…И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон – это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.

М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!

Демоны близки духовному миру своих авторов. М.А.Врубель, иллюстрации картин которого вы видите, как и М.Ю.Лермонтов, рано почувствовал свою избранность. М.А.Врубель никогда бы не написал своего «Демона», если бы образ не был частью самого художника. Что вы можете сказать об авторе картин? Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова? Это тема вашей творческой работы.

Лермонтов. Поэма «Демон»

Сюжетом этой романтической поэмы послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. Отпав от Бога, ангел стал демоном, слугой Сатаны, и ополчился на Бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди покинут Бога. Но посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон разочаровался в Сатане. Ему надоело делать зло, и он решил помириться с Богом, снова припасть к Его милости.

Лермонтов написал поэму о том, что случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в Сатане. Вопрос, который был поставлен Лермонтовым, звучал примерно так: возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно Бога, если демон не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли примириться с Богом тот, кто остался индивидуалистом? Может ли падший ангел, вновь ищущий согласия с Богом, творить добро?

Поэма «Демон» создавалась Лермонтовым в течение 10 лет. Ее окончательная редакция сложилась в 1839 году. При жизни Лермонтова поэма не была опубликована и впервые появилась за границей.

Образ Демона. Главный герой поэмы — Демон, образ, олицетворяющий злое начало, которое доходит до всеобщего отрицания мира. Демон не просто скептик. Он страдает от ощущения бессмысленности бытия, и это придает ему мрачное обаяние. Демон вершит единоличный суд над миром. Он мстит обществу, человечеству и — Творцу. Лермонтовский Демон связан с европейской поэтической традицией. В конечном итоге этот образ восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором говорится о падшем ангеле, восставшем против Бога.

Демон Лермонтова не враждует с Богом, он хочет достичь гармонии, вновь почувствовать ценность добра и красоты («Хочу я с Богом помириться,/Хочу любить, хочу молиться,/Хочу я веровать добру») через любовь к земной женщине. Читатель застает Демона в роковой, переломный момент его судьбы. Демон вспоминает о прежней гармонии с миром, «когда он верил и любил». Горькая ирония судьбы состоит в том, что, думая отомстить Богу и миру, Демон поставил себя вне нравственных ценностей и отомстил себе. Индивидуалистическая позиция оказалась бесплодной и обрекла Демона на безнадежное одиночество.

Демон пресытился всем — и злом, и добром. Божий мир, к которому он стремится, также не вызывает в нем энтузиазма:

. гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенья Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

Без всякого очарования Демон смотрит на «роскошную Грузию», картина которой ничего, кроме «зависти холодной», не вызывает «в груди изгнанника бесплодной. ».

Демона не удовлетворяет ни отпадение от земной и мировой жизни, ни приятие творения Бога. Он хотел бы сохранить презрение и ненависть к земному миру и одновременно пережить блаженство слияния с мировым целым. Это невозможно. И рай, и земля живут по своим законам, не нуждаясь в Демоне. И тут его внезапно поражает своей красотой Тамара. Она напоминает Демону «лучшие дни», и в нем оживает «святыня любви, добра и красоты. ». Через любовь к Тамаре, надеется Демон, он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии.

Чтобы Тамара досталась только ему, «лукавый Демон» возмущает жениха Тамары «коварною мечтою» и способствует его гибели. Однако остается память Тамары о женихе, остается ее горе. Демон стремится уничтожить и их. Он предлагает Тамаре свою любовь, смущая ее душу сомнением в необходимости хранить верность и память о возлюбленном:

Он далеко, он не узнает,
Не оценит тоски твоей.

Вторгаясь в жизнь Тамары, Демон разрушает мир патриархальной цельности, а сама любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения и возвращения утраченной гармонии с миром. Цена этой гармонии — неизбежная и неотвратимая смерть Тамары. Покинув мирскую жизнь, она становится монахиней, но смятение не оставляет ее. Сомнение касается и Демона:

. И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокий.

Однако раздавшиеся звуки песни, в которой Демон вновь услышал желаемое им мировое согласие («И эта песнь была нежна./Как будто для земли она/Была на небе сложена!»), разрешают его сомнения: былое ощущение гармонии оказывается столь могучим, что снова овладевает Демоном, но теперь уже бесповоротно:

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.

Но добро, которого он жаждет, достигается с помощью зла. Недаром ангел Тамары говорит ему: «К моей любви, к моей святыне/Не пролагай преступный след».

И тут оказывается, что Демон по-прежнему тот же злой и коварный дух: «И вновь в душе его проснулся/Старинной ненависти яд». Искушая Тамару, он представляется ей страдальцем, которому опостылели зло, познание и свобода, нелюбовь неба и земли, отверженность и одиночество. Он просит любви и участия к его страданиям:

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.

Демон обещает бросить к ногам Тамары «бессмертие и власть», «вечность» и «владений бесконечность». Он хочет любить и быть добрым, не принимая Божьего мира в целом, и потому обречен на скепсис и на своеволие:

Все благородное бесславил
И все прекрасное хулил.

Люди оказались его послушными учениками, но у них есть надежда на Божье прощение. У Демона нет надежды, нет веры, он навечно погружен в пучину сомнений, а могущество власти, абсолютная свобода и всезнание обернулись муками страдания.

Демон сулит Тамаре безграничную свободу и вечную любовь, каких нет на земле, полное забвение земного грешного мира, равнодушие к несовершенной земной жизни.

Однако в том равнодушном, холодном и безгрешном бытии, куда Демон зовет Тамару, нет представления о добре и зле. От этой неразличимости добра и зла страдает сам Демон. Он хочет поменяться с Тамарой местами: погрузить ее в мир своих страданий и, отняв у нее жизнь, вновь пережить гармонию земного и небесного. Ему удается одержать верх над земной женщиной, которая одаряет его любовью («Увы! злой дух торжествовал!/Смертельный яд его лобзанья/Мгновенно в грудь ее проник»; «Двух душ согласное лобзанье. »). Но возрождение Демона невозможно. Его торжество над Тамарой оказывается одновременно и его поражением. Надеявшийся на вечное счастье, на абсолютное разрешение противоречий своего сознания, Демон на один миг становится и победителем, и побежденным. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне.

Конечным словом Демона, брошенным в мир, стало проклятие:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья, без любви.

Трагедия Демона разворачивается на фоне природы, которая хранит свою естественность и величие. Она продолжает жить прежней одухотворенной и гармонической жизнью. Страдания Демона по гармонической утопии, его порыв к свободе, страстный протест против несправедливого устройства бытия были бы оправданны, если бы гармония достигалась не своеволием, а целеустремленным напряжением творческих усилий.

Тамара. Антагонистом отверженного духа выступает в поэме Тамара. В ней олицетворено наивное сознание патриархального мира. Жизнь Тамары до того, как ее увидел Демон, протекала на лоне прекрасной природы. Тамара радуется миру, его краскам и звукам. Гибель жениха отзывается в ее сердце печалью. Демона привлекает в Тамаре бьющая через край жизненность, цельность и непосредственность. Эта цельность определена укладом жизни, исключающим абсолютную свободу, познание и сомнение. Встреча с Демоном означает для Тамары потерю естественности и погружение в область познания. Земная любовь сменяется могучей, сверхчеловеческой страстью, а цельный внутренний мир дает трещину, являя противоборство добрых и злых начал, выступающих как верность прежней любви и неясная мечта («Все беззаконною мечтой/В ней сердце билося как прежде»). Отныне противоречия раздирают душу Тамары и терзают ее. Тамара как бы вкусила от древа познания. С тех пор княжна постоянно погружена в думу. Ее «сердце недоступно восторгам чистым», а «весь мир одет угрюмой тенью». Душа Тамары становится ареной борьбы обычаев, патриархальных устоев и нового, «грешного» чувства.

Обольщенная Демоном, Тамара перестает воспринимать природу непосредственно. Тяготясь внутренней борьбой («Утомлена борьбой всегдашней. »), она предчувствует свою гибель («О, пощади! Какая слава? На что тебе душа моя?») и просит Демона отступиться, но его соблазны оказываются сильнее.

Проникшись глубоким сочувствием к страданиям духа зла, Тамара отвечает ему любовью и приносит свою жизнь в жертву этой любви. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлелся «след проступка», но ее спасает от власти Демона-искусителя ангел, смывающий слезами знаки зла с грешной души. Оказывается, Бог послал «испытания» Тамаре, которая, преодолев страдания и пожертвовав собой, полюбила Демона, чтобы тот обратился к добру. Поэтому она достойна прощения:

С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.

Злое начало, внушенное Демоном, как бы меняет свою природу: приняв его, героиня жертвует собой, защищая тем самым вечные ценности сотворенного Богом мироздания.

Если сбросить Демона с надземных высот на грешную землю, то в ином бытовом и социальном окружении начнет литературную жизнь другой герой, который многими чертами напомнит падшего ангела и тоже окажется демонической личностью с тем же строем чувств.

Такое лицо в романе «Герой нашего времени» — Григорий Александрович Печорин.

В поэзии Лермонтов завершил развитие русского романтизма, доведя его художественные идеи до предела, досказав их и исчерпав положительное содержание, в них заключенное. Лирическое творчество поэта окончательно решило проблему жанрового мышления, поскольку основной формой оказался лирический монолог, в котором смешение жанров происходило в зависимости от смены состояний, переживаний, настроений лирического «я», выражаемых интонациями, и не было обусловлено темой, стилем или жанром. Напротив, те или иные жанровые и стилевые традиции были востребованы вследствие вспышки тех или иных эмоций. Лермонтов свободно оперировал различными жанрами и стилями по мере их надобности для содержательных целей. Это означало, что мышление стилями укрепилось в лирике и стало фактом. От жанровой системы русская лирика перешла к свободным формам лирического высказывания, в которых жанровые традиции не сковывали чувства автора, а возникали естественно и непринужденно.

Поэмы Лермонтова также подвели черту под жанром романтической поэмы в ее главных разновидностях и продемонстрировали кризис этого жанра, следствием чего было появление «иронических» поэм, в которых намечены иные, близкие к реалистическим стилевые искания, тенденции развития темы и организации сюжета.

Проза Лермонтова предшествовала «натуральной школе» и предварила ее жанрово-стилистические особенности. Романом «Герой нашего времени» Лермонтов открыл дорогу русскому философско-психологическому роману, соединив роман с интригой и роман мысли, в центре которого изображена личность, анализирующая и познающая себя. В прозе, по словам А. А. Ахматовой, он опередил сам себя на целое столетие.

Образ характеристика Тамара и Демон по поэме Демон

Тамара — главная героиня поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» . Это произведение является самым сокровенным творением автора. По своей сути «восточная повесть» — это опыт самопознания поэта, а условные герои поэмы и описанные в ней ситуации — способ непосредственного переживания глобальных проблем человеческого бытия. Сюжет поэмы построен на взаимодействии двух основных персонажей, которые являются представителями взаимоисключающих миров.

Демон — небожитель, он наделен бессмертием. Тамара — земная женщина, которую соблазняет

Понятно, что Демон — персонаж фантастический, но Тамара, на первый взгляд, кажется вполне реальным лицом. Однако, такое впечатление обманчиво. Ничего индивидуального в портрете героини нет. Описание ее прекрасной внешности состоит из обобщенных понятий женской красоты: влажный взор, божественная ножка и т. д. В поэме подчеркивается нематериальность, бесплотность всех проявлений ее образа: ножка «плывет» в танце, улыбка «неуловима».

Именно мотив детской незащищенности, наивности и ясности очень важен в характеристике Тамары, ведь

Впервые услышав песню Тамары, Демон вдруг понимает, что именно этот образ запечатлен был в его душе еще с начала времен, именно это сладкое имя звучало в его сердце. Имя Тамара в переводе означает — финиковая пальма, это дерево ассоциируется с югом, солнечным светом, теплом, яркими красками и насыщенной разнообразием жизнью. Любовная страсть, которая охватила душу и сердце Тамары такая же горячая и жгучая, как южное солнце.

В поэме описывается состояние девушки с помощью ярких и точных метафор: «пожар любви», «пылает грудь» и прочие. Будто какая-то болезнь поразила юную красавицу, чувство любви настолько сильно проникло в ее суть, что нету даже сил дышать. Поэт подчеркивает невозможность конкретной обрисовки этого состояния, оно выходит за рамки материального и видимого.

Имя героини позволяет сравнить отношения Тамары и Демона с сюжетом стихотворения «На севере диком». В этом лирическом произведении одинокой сосне на севере «снится» прекрасная пальма. Это классическая модель для поэзии романтизма: противоположности разделены пространством и временем, но стремятся друг к другу для создания единого целого. В поэме «Демон» одна противоположность олицетворяет собой север, холод, угрюмость, одиночество и глубину познания, а другая — юг, тепло, солнечный свет, любовь и доверчивость.

Поэма заканчивается картиной смерти главной героини. Тамара, лежащая в гробу, описывается такой же прекрасной, какой она была при жизни, лишь странная и загадочная улыбка, застывшая на ее устах, напоминает о том, что произошло с красавицей. В эстетике романтизма непостижимая тайна смерти почти всегда была связана с любовью.

Эту связь Лермонтов отчетливо передал с помощью изображения загадочной красоты мертвой Тамары.

Кроме того, образ Тамары носит и очень серьезный психологический аспект. В своем произведении Лермонтов показал, что даже абсолютно чистая и непорочная душа человека не способна защитить себя от Демона, и более того, она даже стремится к нему, притягиваясь, как противоположность. Вечная тема трагического противоборства Зла и Добра раскрывается в поэме через страдания невинной Тамары, охваченной жгучей страстью к Демону.

Дайджест:

Образ характер и характеристика Демона по поэме Демон В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон — это не сатана, а скорее падший ангел. .

Образ характер и характеристика Тамары по поэме Демон В поэме «Демон» Лермонтов создал образ героя, характер которого ему удалось типизировать и передать с огромной выразительностью и проникновенностью. Особенно это заметно в шестой, наиболее полной, редакции поэмы. Черты характера. .

Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Именно Демон, а не человек, мог «всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать». Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской. .

Мятежный характер образ бунтаря по поэме Демон Поэма «Демон» относится к величайшим творениям М. Ю. Лермонтова. Тема протестующего одинокого героя-бунтаря давно волновала поэта. С юных лет его привлекал образ непокорного Демона с мятежным характером, который отвергает действительность. .

Образ Демона Он сеял зло без наслажденья по поэме Демон Прочитав немало художественных произведений, я ни разу не встречала образ, подобный образу Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот образ запомнится мне надолго своей необычностью и неоднозначностью. В нем. .

Социально-политическая тематика по поэме Демон Поэма «Демон» по праву считается вершиной творчества знаменитого поэта М. Ю. Лермонтова, которой он посвятил 12 лет. В течение всей творческой жизни Михаил Юрьевич возвращался к таинственному образу Демона, создав. .

Трагический образ типического героя в поэме «Демон» «Демон» Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя того времени нарисован с большим сочувствием. К образу Демона обращался. .

Поэмы Демон по поэме Демон Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности в ее отношении к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм и романов Лермонтова — это гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся. .

Смысл идея значение история создания по поэме Демон Поэма Лермонтова «Демон», особенно в ее наиболее цельной и последовательной шестой редакции — одно из самых значимых произведений активного романтизма, в котором трагический образ типичного героя того времени изображен с. .

Как Тютчев описывает образ Демона в поэме Лермонтова Как я понимаю слова Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как же бьешься на пороге Как бы двойного бытия! » по. .

Краткое содержание Демон в сокращении Над Землей летит «печальный Демон» и с космической высоты обозревает чудный мир центрального Кавказа: бурные реки, высокие горы — ничего не привлекает демона. Испытывает он только презрение ко всему, устал. .

Образ Демона в картине Врубеля «Демон поверженный» Картина «Демон поверженный» была написана в 1901 — 1902 годах. Несомненно, Врубель хотел создать нечто патетическое и грандиозное, способное потрясти. О замысле этого произведения, по мнению художника, вернее всего судил. .

Анализ стихотворения Маяковского «Тамара и демон» Автор, охотно поддерживавший репутацию поэтического нигилиста, обращается к известной романтической теме демонианы, которая в русской традиции связана прежде всего с лермонтовским наследием. На демонстративный характер интертекстуальных связей указывает название произведения. .

По картине М. А. Врубеля «Демон поверженный» Врубель Михаил Александрович известный русский художник, покоривший практически все жанры изобретательного искусства. Ему хорошо удавались и театральная игра, и живопись, и графика, и скульптура. Среди его работ не последнее место. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон» «Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829 годом. К тому же периоду времени относится начало работы над. .

Значение поэмы «Демон» как поэтически-обобщенного свидетельства эпохи Рабство и свобода — один из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. «Бедный! Больной, несчастный век!». .

Рабство и свобода — главные антиномии поэмы Лермонтова «Демон» Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной «регистр», связанный с проблемами социальными, конкретно-историческими, к которым современные Лермонтову. .

Краткое содержание поэмы Лермонтова «Демон» С космической высоты обозревает «печальный Демон» дикий и чудный мир центрального Кавказа: как грань алмаза, сверкает Казбек, львицей прыгает Терек, змеею вьется теснина Дарьяла — и ничего, кроме презрения, не. .

Демон Лермонтова Демон Лермонтова Демон — ангел, вигнаний з рай. У тузі й нудьзі він літає над землею, згадуючи своє довге життя. Йому все набридло, він утомився творити зло Джерело: східна повість. .

«Демон в творчестве Михаила Врубеля» Сочинение рекомендовано как описание картины или описание творчества художника. Михаил Врубель — талантливый и очень сложный художник. Он интересовался творчеством Лермонтова, его духовным миром, выразившимся в лирике поэта. Врубель всю. .

Характеристика Образ Петра I и Евгения характер по поэме Медный всадник И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей. А. С. Пушкин Пушкий не раз обращался к образу Петра I и тесно связанного с ним Петербурга. Поэма «Медный всадник»-. .

Характеристика и образ Алеко по поэме Цыганы Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком. Он считает, что цивилизация ограничивает. .

Работы русских текстологов над текстами поэмы «Демон» Русские литературоведы сделали очень много в области текстологии лермонтовских произведений. Прежде всего, немало было затрачено энергии, чтобы разыскать ряд автографов произведений и писем поэта. И некоторые находки представляют исключительный интерес. .

Анализ стихотворения Блока «Демон» Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском тексте, послужила демониана Лермонтова. Стихотворение. .

Анализ Стихотворения Пушкина «Демон» Стихотворение А. С. Пушкина «Демон». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Демон» было написано А. С. Пушкиным в 1823 году. В 1824 году оно было напечатано в альманахе «Мнемозина». Читатели увидели в. .

Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» На рукописи поэмы «Мцыри» помета: «1839 года Августа 5». Но это лишь дата завершения работы над произведением. Его замысел восходит к поэме «Исповедь» . К 1831 г. относится и план. .

В чем состоит внутренняя трагедия героя. Каков философский смысл поэмы Сюжет » Демона » взят М. Ю. Лермонтовым из библейского мифа об ангеле, восставшем против бога и по воле бога превратившемся в духа зла. Падший ангел — один из излюбленных. .

Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»? В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру? Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатириче­ское. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинново­лосого писателя, долгополого попа. .

Образ Плюшкина: характеристика и анализ по поэме Мертвые души Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются опустошение, ветхость. Все какое-то зловещее. .

Образно-смысловая структура «Демона» Лермонтова Поэма «Демон» — произведение всей творческой жизни Лермонтова. Она имеет 8 редакций. Первая изних начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 г. В основу сюжета поэмы положен библейский. .

Образ автора в поэме «Паломничество Чайльда Гарольда» Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» — это лирический дневник поэта. В ней он показал свое отношение к жизни, свои философские взгляды. Поэта, с одной стороны, захватывает красота, яркость и многоплановость. .

Творческая история создания поэмы «Демон» Поэма «Демон» имеет сложную творческую историю. Более десяти лет своей короткой жизни Лермонтов работал над этим произведением. Первоначальный замысел поэмы относится к 1829 году, когда юному поэту еще не было. .

Комментарий к стихотворению А. С. Пушкина «Демон» Современники считали, что в образе Демона изображен А. Н. Раевский, старший сын генерала Раевского. По этому поводу Пушкин написал заметку «О стихотворении «Демон», где, в частности, сказал: «Кажется, они не. .

Образ стихии и его символическое звучание по поэме Медный всадник В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» образ стихии является отрицательным. Она ломает судьбы людей, лишая кровли, хлеба, а иногда и самой жизни; устраивает бесчинства в Петербурге, разрушая все на. .

Образ главного героя по поэме Мцыри Лермонтов в поэме использует знакомую по романтическим произведениям фабулу: бегство романтического героя за призраком свободы, неудача, гибель. Однако автор делает переакцентировку фабулы: герой вынужден находится в монастыре, но его истоки. .

Образ, характер, характеристика чиновника Чичикова по поэме Мертвые души Гоголь постарался нарисовать полную картину распада экономики, который переживало в те времена натуральное крепостническое хозяйство. Через образы помещиков автор также показывает моральное вырождение господ, правящего класса. А вот в образе. .

На тему: Образ русского солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Образ русского солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» является одним из лучших произведений в творчестве автора. Она не только художественно отображает исторически. .

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов центральный образ поэмы В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к самопожертвованию ради других. Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан. .

Образ и характеристика Чичикова в романе в романе «Мертвые души» Чичиков. В системе образов поэмы особое место занимает Чичиков. Он и схож с другими действующими лицами, но в то же время и отличается от них. Это новое явление в русской. .

Своеобразие романтической поэмы М. Лермонтова «Демон» Невольник чести Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался, — без слез, но живой. М. Лермонтов, «Ангел» Демон не пугал. .

Ссылка на основную публикацию