Образ и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Сочинение Образ Ильиничны в романе Тихий Дон (характеристика героини)

Казачка Василиса Ильинична является одной из героинь романа-эпоса, мать братьев Пера и Григория Мелеховых, жена Пантелея Мелехова. Образ Ильиничны – собирательный, олицетворяющий простую русскую женщину, хранительницу очага, верную супругу, любящую мать.

Внешний облик героини. Это уже пожилая женщина, с величавой походкой, несмотря на то, что всю жизнь трудилась не покладая рук, ее руки – натруженные, шершавые.

Ильична – потомственная казачка. Быт станичников был нелегок – наряду с хозяйственными заботами, воинская повинность защищать рубежи страны, поэтому женщины помогали мужьям по хозяйству, на их плечи ложилось воспитание детей, при необходимости, становились на защиту станицы в один ряд с мужчинами. У этих женщин особой «казачьей закалки» гармонично соединились решительность и женственность, независимость и покорность, незыблемая преданность семейному укладу и беззаветная любовь к отчизне.

Кроткая Ильинична спокойно и рассудительно ведет домашнее хозяйство, терпеливо относится к вспыльчивому мужу, который изменял ей и бил нещадно в молодости, трепетно заботиться о беспокойных детях и многочисленных внуках. Она берегиня своего семейного очага – в этом заключается смысл ее существования.

Главная добродетель этой женщины – материнское чувство, любовь к детям – искренняя и беззаветная: она ласково опекает их, величает: кровинушка моя». Мудрость матери противится насилию, ей претит гражданская братоубийственная война, бессмысленная жестокость враждующих, ведь каждый солдат–чей-то сын. Она бранит Григория, который убивает вражеских солдат, призывает опомниться и остановиться. Милосердие женщины поистине безгранично – принимает Мишку Кошевого в качестве зятя, великодушно прощая убийство собственного сына Петра.

По-женски понимает и поддерживает свою сноху Наталью, которая натерпелась от ее сына Григория и чуть было не наложила на себя руки, осуждает сына за бессердечие и жестокость к нелюбимой жене, и похождения с Аксиньей, но все-таки не теряет надежды его увидеть.

Трагичность судьбы героини заключается потере родных людей, ожидание сына Гриши с фронта было тягостным, больше они не увиделись.

Автор с особым проникновением и теплотой представил читателю образ матери центрального персонажа Григория Мелехова. Суровая жизнь не испортила ее чистую душу, всегда могла дать дельный совет снохам и дочери.

Сочинение 2

В «Тихом Доне» М. Шолохова много действующих героев, каждый из которых отражает определённый человеческий характер. Образ терпеливой и праведной матери семейства, трудолюбивой и смиренной казачки писатель воплотил в Ильиничне, матери Григория Мелехова. Уже в начале произведения Ильинична – пожилая женщина. Но годы не отразились на её «дородном стане», величавой походке. Портрет Ильиничны выдаёт в ней мудрую и рассудительную мать семейства.

Не всё гладко было в семейной жизни Василисы Ильиничны, много несправедливости вытерпела она со стороны мужа. Пантелей Прокофьевич и изменял, и руку поднимал. Но женщина сумела сохранить семью, воспитала трудолюбивых, любящих детей. Зная по собственному опыту, каково обманутой жене, поддерживала невестку, пыталась сохранить между ней и сыном тепло, помирить их.

Примерная мать и верная жена, настоящая хранительница очага – вот кто такая Ильинична. Вся её жизнь – преодоление трудностей. Она всегда в работе. Труд – это спасение, это будущее семьи, детей. Счастья в женской судьбе было мало, но никакие жизненные невзгоды не смогли её озлобить. Она осталась доброй, отзывчивой, и эти качества мать старалась воспитать в своих детях. Автор охарактеризовал её как «стойкую и надменную» старуху, но это её внешний облик, закалённый многочисленными обидами со стороны судьбы.

Из всех жизненных испытаний, выпавших на долю этой стойкой казачки, самыми тяжёлыми стали война и потеря близких. В преклонном возрасте женщина потеряла сына и мужа. Она стойко переносит горе, не выпуская переживания наружу. Она продолжает жить ради детей, внуков. Выстоять помогает праведность. Ильинична и Григория наставляет: «… Бога, сынок, не оставляй…»

Ильинична разрешает дочери выйти замуж за человека, убившего её сына. Она чувствовала свою слабость и понимала, что не сможет поднять внуков в одиночку. В конце своей безрадостной и нелёгкой жизни Василиса Ильинична мечтала только об одном: увидеть и обнять в последний раз своего младшего, Гришеньку. Мечта её не сбылась, она не дождалась сына.

В образе этой героини Шолохов соединил все лучшие качества казачек: терпеливость, нравственность, глубокие материнские чувства, мудрость и рассудительность. Такие женщины, как Ильинична, сохраняли и продолжали казачью культуру, олицетворяли стойкость этого независимого народа перед житейскими тяготами.

Образ Ильиничны в романе Тихий Дон

Популярные сочинения

О.В. Попович – русский художник, который в своем творчестве изображает быт людей, их жизнь, повседневность, знакомые для всех ситуации.

Ольга Васильева Белоковская – современный русский художник. Она родилась и выросла в Москве . Окончила Художественную школу имени Сурикова.Ее популярность достигла пика в конце 20 века.

В своем произведении «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь сумел передать яркие и колоритные образы запорожских казаков. Все герои повести имеют судьбы, уготованные им свыше и отличные друг от друга.

Образ и характеристика Ильиничны в романе “Тихий Дон”: описание внешности и характера (мать Григория Мелехова)

Ильинична, Мишатка и красноармеец.
Художник С. Корольков
(часть 7 глава IV)

Пожилая казачка Ильинична является одной из ярких второстепенных героинь романа “Тихий Дон” Шолохова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ильиничны в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Образ и характеристика Ильиничны в романе “Тихий Дон”: описание внешности и характера (мать Григория Мелехова)

Пожилая казачка Ильинична является матерью главного героя романа, Григория Мелехова.

Полное имя героини – Василиса Ильинична Мелехова:

“. сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый. ” (сын Петро очень похож на свою мать Ильиничну)

“. Ильинична положила свою загрубелую от работы руку на голову снохи. “

“Часто рассматривала свои раздавленные многолетней работой руки. “

“По коричневому лицу ее, по глубоким морщинам на щеках катились мелкие, как бисер, слезинки. Понурив голову, она вытирала их рукавом кофты, шершавой ладонью. “

“Ильинична разгладила сборки на своей старенькой кофте. “

“. выбившуюся из-под беленького головного платочка седую прядь волос. “

“. шаркает старчески дряблыми босыми ногами.”

“Ильинична стояла рядом; каменно застыли ее тонкие губы.”

“. с давнишней, прижившейся на ее лице суровостью глянула на мужа. “

“. положила на пухлый свой живот чулок со спицами. “

“. закричала Ильинична, тяжело подкатываясь к лавке (у нее пухли ноги, ходила она, редко их переставляя, ровно на колесиках катилась).”

“Она увидела и себя — молодую, рослую, красивую…” (Ильинична в молодости)

“За свою долгую и трудную жизнь она выстрадала это право на отдых.”

“Удивительно, как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать.”

“. вздыхала Ильинична, вспоминая свою горбатую в работе жизнь.”

“. со вздохом сказала Ильинична. — Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя.”

“Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала?. А меня идол мой хромоногий смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что; вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на мне зло срывал. Прийдет, бывало, на заре, закричу горькими слезьми, попрекну его, ну он и даст кулакам волю… По месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей воскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить.”

“Смолоду, бывало, покойничек отец твой разгневается и зачнет меня бить… А кулачья-то у него были железные… По неделе лежала замертво.”

Ильинична – гостеприимная хозяйка:

“Хлебосольная Ильинична накормила гостей обедом, а уж потом начались разговоры.”

“Ильинична — эта мудрая и мужественная старуха — и с места не двинулась.”

“. облик прежней гордой и мужественной Ильиничны.”

“Ты вздумай, за один год у нас четверо в семье…”

“Ее не радовало счастье дочери, присутствие чужого человека в доме — а зять по-прежнему оставался для нее чужим — тяготило. Сама жизнь стала ей в тягость. За один год потеряв столько близких ее сердцу людей, она жила, надломленная страданием, постаревшая и жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много. Она была уже не в силах сопротивляться ему. “

“А Ильинична с каждым днем все резче и больнее ощущала подступавшее к ней одиночество. Она стала лишней в доме, в котором прожила почти всю свою жизнь. Дуняшка с мужем работали так, словно на пустом месте создавали собственное гнездо.”

“Она подолгу сидела на крыльце, на самом припеке, неподвижная и безучастная ко всему окружающему. Это была уже не прежняя хлопотливая и рачительная хозяйка. Ей ничего не хотелось делать. Все это было ни к чему и казалось теперь ненужным и нестоящим, да и сил не хватало, чтобы трудиться, как в былые дни. Часто рассматривала свои раздавленные многолетней работой руки, мысленно говорила: «Вот уж и отработались мои ручушки… Пора на покой… Зажилась я, хватит…”

“Примирившись с замужеством Дуняшки, Ильинична хотела лишь одного: дождаться Григория, передать ему детей, а потом навсегда закрыть глаза.”

“Почему-то чаще всего в воспоминаниях, в мыслях обращалась она к Григорию. Быть может, потому, что тревога за его судьбу не покидала ее все годы с начала войны и все, что связывало теперь ее с жизнью, заключалось только в нем.”

“Все болит… Кубыть, все у меня в середке отбито.”

“Вот так и зараз: все у меня ломит, будто избитая я…”

Образ и характеристика Василисы Ильиничны Тихий Дон Шолохова сочинение

Одним из ключевых героев в романе Шолохова “Тихий Дон” является Ильинична. Она живет на Дону, считает себя казачкой. Нельзя не упомянуть, что Ильинична воспитала Григория Мелехова – главного героя произведения, вокруг которого описываются события в романе. Героиня – дама в возрасте, но это не мешает ей заниматься домашними делами, вести хозяйство и работать.

Читайте также:  Сочинение Можно ли назвать Данко героем? (7 класс)

На долю Ильиничны пришлось не мало, об этом читатель узнает из разговора с Наташей. Героиня делиться переживаниями, о том, как ее бил муж, как изменял ей, но не смогла уйти от него из-за детей и нажитого вместе. После смерти мужа Ильинична не чувствовала утраты, стало жить тяжелее – все хозяйство оказалось на ней, она стала только лишь грустнее немного. Ильинична живет ради семьи, пытаясь обеспечить благополучную жизнь ее членам.

Шолохов показывает читателю, что русская женщина – прежде всего мать. На примере Ильиничны можно заметить особое, тонкое отношение женщины к своим детям. Григорий ушел на гражданскую войну, Ильинична ждала его каждый день, не теряла надежды, готовила ему чашку во время обеда или ужина, часто выходила на улицу встречать сына.

Материнское сердце Ильиничны не одобряет войну, она думает, что мужчины, участвующие в войне, неважно относятся они к врагам или к своим, особенно молодые, чьи-то сыновья или внуки, идущие на смерть. Ей чужда жестокость, она наставляет сыну быть милосерднее, не отрекаться от Бога, который учит любить других. Ильинична часто напоминает Григорию о семье, о детях, которые растут без отца.

Мишка Кошевой отличается особой жестокостью, он убил одного из сыновей Ильиничны, после женился на ее дочери. Но материнское сердце нашло жалость и ему, героиня помогает Кошевому: устраивает хозяйство, готовит ему, зашивает одежду, иногда помогает материально. После замужества дочери Ильинична меняется, она хоть и помогает убийце собственного сына, все равно чувствует отвращение. Она стала замкнутой, уже не так хлопотала по хозяйству, чаще сидела и молчала.

В последние годы жизни Ильинична желает только одного – чтобы Григорий смог наладить свою жизнь, был счастлив и заботился о своих детях. Но героиня, не дождавшись этого, умирает.

Сочинение про Василису Ильиничну Мелехову

В романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова существует множество различных персонажей, главных и второстепенных. Но героиню по имени Василиса Ильинична Мелехова по праву можно назвать самым глубоким из всех.

Ильинична была пожилой женщиной, казачкой. В романе она предстает воплощением настоящей русской женщины, которая вобрала в себя терпение, мудрость, нравственность, силу духа и богатый внутренний мир. Героиня способна вызвать у читателей восторг и невероятное уважение, потому что она показывает пример стойкости русского народа перед сложнейшими трудностями, которые постоянно встречаются на жизненном пути. Василиса Ильинична прошла через войну, избиения мужа и смерть всей семьи. Пережив все эти испытания, героиня до неузнаваемости постарела.

Война была сложным временем для всех, и Ильинична не была исключением. От всех воюющих её отличило понимание того, что война – бесполезная вещь, которая забирает жизни чьих-то детей. Муж героини позволял себе изменять и поднимать руку на супругу, но она в свою очередь терпела это ради сохранения семьи и могла успокоить мужа в порывах ярости. В течение романа Ильинична теряет мужа, старшего сына и других дорогих сердцу людей. Её поведение в эти моменты поражает. Она «…ни слезинки не проронила», замкнулась в себе и молча продолжала усердно хлопотать над домашними делами и делать добро всем окружающим. Каждый ли сможет поступить так же? Только вот все время она думала о младшем сыне, Грише. Её сердце разрывалось лишь от одной мысли о том, что они больше не увидятся. Но она не потеряла своё умение верить исключительно в доброе и светлое, поэтому ждала его возвращения в родной дом до самой смерти. Перед окончанием своей долгой и невероятно сложной жизни она отчаянно прощается с сыном, уходя из дома в степь: «Гришенька! Родименький мой! Кровинушка моя!». Таким горьким образом заканчивает свою жизнь Василиса Ильинична Мелихова, настоящая женщина с огромнейшим сердцем и душой.

Даже то, что Ильинична является второстепенным героем, не мешает ей раскрыться и надолго запомниться читателям своим характером и поступками. Существует немного людей, которые способны сочетать в одном лице настоящую женщину, отличную мать, хранительницу очага и труженицу. Именно таким человеком была Ильинична, поэтому нельзя не согласиться с тем, что она является примером для подражания. На таких людей следует равняться.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ильиничны Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Голубая мечта – это самая сокровенная, самая возвышенная и самая важная мечта всей жизни. Их не может быть много, она либо одна на всю жизнь, либо меняется для каждого крупного жизненного этапа

Название любого произведения несёт важную смысловую нагрузку, содержит подсказку к пониманию идеи написанного. Поэтому очень важно обращать внимание на заглавие при анализе текста.

Повесть Хемингуэя «Старик и море» рассказывает, как старому рыбаку на закате своей жизни удалось поймать огромную рыбу, то есть одержать победу над своей немощью и старостью.

Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа « Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.

Книга «Волшебник Изумрудного Города» немного похожа на жанр «фэнтези» – по большей части, тем, что там существует определенная группа человепокодобных (и не очень) персонажей, которые борются со злом

Образ и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки – Ильинична. Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка – подросток.

Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, кажется вначале незаметной, и в происходящих событиях мало принимает участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Одна из основных черт характера этой женщины – спокойная мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты Ильинична ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.

Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, говорит о многом: в этом доме есть душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков: «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего – вы и беситесь. Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала. Ну скажи, скажи, болезная, и это – хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю. По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

Она заботливо ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимания на мелочи, а видеть главное в жизни семьи.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость,» – говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Читайте также:  Роль художественной детали в рассказах Чехова

Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, – всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны.

Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну – и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке – Гришиному сыну, её внуку… И Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека и даже начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Вот она – великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое – рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения!

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много. ». «Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о нем думает Ильинична. Только им жила она последние дни: «Старая я стала. И сердце у меня болит о Грише. Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно». В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне. «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается. Будто он уже с нами. », – виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше.

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал. Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам. »

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына: «Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! – Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: – кровинушка моя. »

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви: «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем. ».

Образ Ильиничны в романе – это чистый образ материнства, образ «донской мадонны». И материнская любовь, благодаря этому образу, оказывается особенно натурально глубоко связанной с метафизическими пределами человеческой жизни: рождением и смертью. Только мать каждой клеткой своего существа, каждой каплей крови не может принять гибели сына, исчезновения его с белого света, куда она родила его на жизнь и радость. Сколько материнских слез, тоски, причитаний разлито по «Тихому Дону»! И зарываются матери в оставшиеся от умерших сыновей рубахи, ища в их «складках запах сыновьего пота», хоть какой-то, но материальный след и остаток от самого проникновенно любимого ими человека.

Женские характеры в романе «Тихий Дон»

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. В образах донских казачек – Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая ее образ, Шолохов ставил задачу показать ее «живой, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными». Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие – смерть дочери. Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество», «терзала ее невыплаканная тоска», «рос в горле крик, но слез не было», «хотела и не могла плакать». В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”». И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна».

И именно нужда и одиночество вынуждают Аксинью, вопреки «черной гордости» и беззаветной любви к Григорию, вернуться к Степану, который «жизнь ее молодую затолочил», «сердце высушил». Несмотря на порочные с точки зрения морали поступки, читатель не может осуждать и презирать Аксинью, потому что они жизненно оправданы. Отношения Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат ее, а подчеркивают красоту и глубину ее женской любви к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью – цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, ее право на сына признает Ильинична, дети Натальи называют ее мамой, и даже Степан стал с уважением относится к ее чувству к Григорию. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. . Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу. » Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья, в отличие от Натальи, наделена даром сопереживания, такта и соучастия. Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее – сама жизнь. «. Мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее», – отмечает Шолохов. Она увидела и поняла его душевную раздвоенность, когда он метался между красными и белыми, надеясь отыскать третью правду: «Она знала, о чем он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чем не спрашивала. Пусть он решает сам». Когда Григорий мечется между ней и Натальей, воспитывавшей его детей, она с насмешкой советует ему завести гарем. Но когда Наталья умирает, Аксинья, чувствуя себя виноватой в ее смерти, ждет, пока Григорий заговорит с ней первым.

Наталья – добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то. Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. И жалко тебя – кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего. Пусто. » Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое. В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения.

Читайте также:  Жанр Повестей Белкина Пушкина

Узнав, что Григорий продолжает ей изменять с Аксиньей, Наталья обвиняет мужа в распутстве и пьянстве: «. Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь». Григорий отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить. А я тебе зараз не утешник. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и ту почти не жалею, а о себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце. » Наталья не способна заглянуть в душу к любимому, и поэтому не к ней, а к Аксинье тянется душа Григория: «Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную осеннюю ночь далекий трепетный огонек костра в степи».

О Наталье же Григорий вспоминает редко. Он не ощущает ее поддержки. Не о ней, а главным образом о детях думает Мелехов в трудных ситуациях. Любовь детей возбудила в нем ответное чувство, которое перешло и на Наталью. Но после смерти Натальи Григорий стал вспоминать о ней чаще: «Он изнурял себя работой. и все же вспоминал Наталью. Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонацию голоса. »

В переломные моменты в судьбах героинь автор сопоставляет их внутреннюю жизнь с изменениями в природе. Так, жизнь Аксиньи и ее душевное состояние после того, как Григория женили на Наталье, автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Так и с Аксиньей. На вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком, истоптал, истолочил – и все. » Но Аксинья, а вместе с ней и автор, верит в продолжение жизни: «Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолченный в землю стебель: сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосиль- ной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер».

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу – обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что ее муж любит Аксинью – решается на аборт и умирает, простив мужа за все. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила ее. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

– Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: – Кровинушка моя!»

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и ее горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автора. «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. » – заметил Шолохов на первых страницах своего романа. Через многие испытания пришлось пройти любви Аксиньи и Натальи, но даже она не помогла им выстоять в буре того времени, в которое им выпало жить. Но главное, что эта любовь все же вспыхнула таким светом, что все сразу стало ярче и придало силы будущей любви, взлетающей на высоты нового времени.

Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:

Сочинение: Женские образы в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

(581 слово) Образы женщин в романе «Тихий Дон» имеют самостоятельное значение, независимое от мужчин. Героини не только служат для раскрытия персонажей мужского пола, но и представляют ценность сами по себе. Ильинична, Дуняшка, Аксинья, Наталья, Дарья — все эти характеры раскрываются в полной мере и интересуют читателя не менее образов Григория, Петра или Михаила.

Одна из главных ролей в произведении отводится Аксинье. «Губительная, огневая ее красота» привлекает всеобщее внимание: статная фигура, пышные волосы, темные, практически черные глаза. Но судьба одаривает красавицу сплошными трудностями. Изнасилованная собственным отцом, отданная в замужество к нелюбимому Степану Астахову, Аксинья сносит грубость мужа и терпит все обиды. Не может она противостоять только одному – своей любви к Григорию Мелехову. Поэтому своенравная казачка делает все, чтобы быть с любимым. Она честно и открыто заявляет о своих чувствах, не боясь ни гнева мужа, ни людских сплетен. По ходу действия романа читатель узнает Аксинью и как заботливую, ласковую жену и мать, способную на сострадание и нежность. Поражает в ней именно ее способность к самопожертвованию ради любви – за Григорием она способна пойти куда угодно, терпеть любые трудности. Образ Аксиньи притягателен: девушка естественна в своих поступках, она может любить и ненавидеть, поступать правильно и ошибаться, но всегда будет верна себе.

Наталья Коршунова хоть и представлена как антагонист Аксиньи, но во многом эти героини схожи. Наталья — сильная личность, волевая, трудолюбивая, но скромная и послушная. Красивая молодая девушка с серьезными и правдивыми серыми глазами сначала приглянулась Григорию, но холодность новоиспеченной жены оттолкнула мужчину, который все время вспоминал страстную и иступленную в любви Аксинью. Он сравнивал супругу с месяцем, который «не холодит и не греет». Образ Натальи также привлекает читателя своей живостью: увлекательно наблюдать за преображением скромной, отчасти наивной и преданной девушки в зрелую женщину, заботливую и хозяйственную, но уверенную в себе, не способную принять и простить вновь совершенную измену.

Сложную судьбу сильной казачки М.А. Шолохов заключил в образ Василисы Ильиничны, матери Григория. Эта мудрая женщина вытерпела долгие годы семейной жизни со скандальным и грубым Пантелеем Прокофьевичем, всегда была заботливой матерью и гостеприимной хозяйкой. Только мысли о любимом сыне Грише и забота о внуках помогают Ильиничне справиться с горем о потерях в семье. Автор романа на примере Ильиничны изображает, как революция и новый уклад жизни ломают судьбы: с появлением в доме заядлого большевика Мишки Кошевого в роли мужа единственной дочери Дуняшки жизнь Ильиничны становится все более невыносима, она чувствует себя ненужной, чужой в родном доме.

Дарья Мелехова, пожалуй, единственная героиня, которая не вызывает сочувствия. При всей внешней красоте и легком, веселом нраве, автор наделил ее негативными чертами: неверная и развязная, циничная, «с ленцой баба, спорченная». Из-за своего разгульного образа жизни Дарья заболевает сифилисом и кончает жизнь самоубийством, поскольку считает, что лечиться бессмысленно, и к тому же не хочет, чтобы о ней судачили на хуторе. Поздно Дарья осознает истинную ценность жизни, и к сожалению, болезнь не дает ей исправить собственные ошибки.

Интересен с точки зрения развития личности персонаж Дуняшки Мелеховой. В начале романа читатель знакомится с беззаботным, угловатым подростком, а к финалу произведения этот подросток превращается во взрослую, красивую и рассудительную женщину. Дуня грамотна, умеет читать и писать, отличается практичностью и хозяйственностью. Слепо влюбленная в Мишку Кошевого, Дуня выходит за него замуж, принимая тот факт, что он повинен в смерти ее родного брата. Именно этот выбор привлекает внимание читателя: сложно судить, верное ли решение приняла девушка, и в целом могло ли быть верное решение в такой ситуации?

В романе можно встретить разнообразные по характеру женские образы, но всех объединяет одно – каждая героиня переживает лихолетье войны и имеет непростую судьбу. Все они вносят свой неповторимый вклад в общее приятное впечатление от произведения.

Ссылка на основную публикацию