Образ и характеристика Вернера в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Характеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Одним из второстепенных персонажей произведения является доктор Вернер, приятель главного героя Григория Печорина.

Автор представляет Вернер в образе молодого неказистого мужчины, средних лет, небольшого роста, имеющего большую голову, подстриженную под гребенку с сильными черепными неровностями, беспокойные черные глаза, старающиеся проникнуть в душу собеседника, а также сухие и жилистые руки. Походка доктора прихрамывающая из-за разной длины ног, в результате которой Вернер вынужден использовать при ходьбе трость. Несмотря на неброский вид Вернер очаровывает представителей женского пола, используя внутренние душевные качества и огромную силу воли.

Во внешности доктора Вернера отличительными особенностями являются опрятная и со вкусом подобранная одежда в предпочтительных темных тонах, а также острый и даже злой язык, способный задеть любого собеседника. Доктор легко увлекается женщинами, но отрицает семейные отношения, не желая на этом этапе своей жизни, вступать в брак.

Являясь неординарной личностью, доктор Вернер характеризуется аккуратностью, чрезвычайной проницательностью, добродушием и незаурядным умом, при этом не скрывающим свои скептические и материалистические взгляды, присущие многим медицинским деятелям, любящим, как и доктор Вернер, пофилософствовать на досуге.

Жизненным кредо доктора Вернера является проявление его холодной порядочности, выражающей в предпочтении в стороннем созерцании, а не прямом участии, способном изменить что-то в своей судьбе.

Обладая цепкой памятью и умом, Вернер характеризуется автором как наблюдательный человек, хорошо разбирающийся в людях и склонный к проявлению доброты к умирающим, однако старающимся скрывать свое настроение, используя ироническую и насмешливую маску.

Имея вышеперечисленные качества, роднящие Вернера с главным героем Печориным, доктор, в отличие от Григория, не способен на смелые и решительные поступки в достижении жизненных целей, проявляя духовную трусость.

Раскрывая образ доктора Вернера, автор изображает отличительные качества интеллигентского сословия, проявляющегося в сторонней пустой созерцательности.

Вариант 2

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» существует множество второстепенных героев. Одним из самых ярких является образ доктора Вернера, который приходился Печорину, главному герою, давним приятелем и присутствует лишь в главе «Княжна Мери». Образ Вернера, по мнению многих, создан как для понимания романа в целом, так и для приглушения образа Печорина.

Вернер был мужчиной среднего возраста, военным медиком в прошлом. Сейчас его работа включала в себя лечение богатых людей, приезжающих на воды, где и происходит действие главы «Княжна Мери». Внешность героя была непривлекательной, он был мал, слаб и некрасив собой. Особенно запоминающимся данный герой становится из-за своей схожести с Печориным. В большинстве случаев он не любил и не уважал людей своего времени, но внутренняя красота и богатый внутренний мир, которым он сам обладал, всегда его привлекали. Как и Печорин, он любил философствовать и называть себя «поэтом» и скептиком. Поэтому неудивительно, что даже обычные разговоры двух героев становятся похожи на словесный поединок, в котором ни одна из сторон не уступает другой. В целом, Вернер был умным, добродушным и обладал всеми нужными качествами, которые привлекали женщин даже при отсутствии внешней красоты.

Большую роль в раскрытии данного персонажа играет сцена дуэли Печорина с Грушницким и его поведение во время нее. Вернер выступал в роли секунданта. Узнав о договоренности Грушницкого с каким-то капитаном оставить пистолет Печорина незаряженным, он незамедлительно рассказывает об этом товарищу. Таким образом, он перекладывает всю ответственность за гибель Грушницкого на плечи Григория, а сам обвиняет черкесов. Такой поступок заставляет читателя задуматься о характере Вернера. Теперь он показывает не только свои положительные качества, но и свою трусость и слабость.

Нельзя с уверенностью сказать, каким является образ доктора Вернера в романе Лермонтова. С одной стороны, мужчина не давал поводов усомниться в своих положительных качествах долгое время. С другой стороны, одно событие раскрывает способность Вернера проявлять трусость и некую подлость в ответственный момент. Как ни крути, Вернер все же остается умным человеком, достойным соперником Печорина, хорошим собеседником и интересной личностью.

Сочинение Образ доктора Вернера

«Герой нашего времени» – одно из самых ярких произведений русской литературы XIX в. Сложное и многоплановое, оно ставит перед читателем важнейшие вопросы морали и этики. В образах персонажей показаны модели поведения в непростых жизненных ситуациях.

Одна из таких моделей реализована в образе Вернера – интеллигентного, образованного, умного человека, обладающего тонким чувством юмора, склонного к язвительности. Эти черты сближают его с главным героем романа – Григорием Печориным. Неудивительно, что между ними устанавливаются дружеские отношения. Но образ Вернера неоднозначен и порой противоречив.

М.Ю. Лермонтов делает эти противоречия ясными и выраженными. Вернер, русский по происхождению, имеет немецкую фамилию. Его внешность неказиста, он непропорционально сложен и даже несимпатичен. Но при этом обаятелен и нравится женщинам. Он служит военным врачом, но предпочитает консультировать богатых клиентов. Обладая добрым сердцем и отзывчивой душой, он способен отпускать едкие и саркастические комментарии, нелицеприятные собеседникам. Он честен и прямодушен, но старается максимально дистанцироваться от происходящего. Все эти качества, уживаясь в одном человеке, показывают «мятущийся дух» и неуверенность жизненной позиции.

Событием, раскрывающим суть персонажа, является дуэль Грушницкого и Печорина. Вернер признает необходимость дуэли, понимает правоту Печорина, соглашается стать его секундантом. Он беспокоится за друга, его печалит и тревожит сложившаяся ситуация. Узнав о готовящейся подлости – Печорину собирались подсунуть незаряженный пистолет, он сообщает об этом другу. Но после гибели Грушницкого Вернер занимает позицию холодной отстраненности, перечеркивая всю теплоту дружеских отношений. Глубоко уязвленный и удивленный, Печорин считает это поведение проявлением трусости.

В образе Вернера показаны характерные черты «интеллигентского прекраснодушия». Эрудированный, способный поддержать разговор на любую тему, склонный к философствованию, честный и проницательный, он отворачивается от друга, когда надо разделить с ним бремя ответственности за дуэль и гибель ее участника. Решительности он предпочитает созерцательность, действию – философствование.

Образ Вернера не является ни однозначно положительным, ни отрицательным. Представляя собой результат размышлений автора над проблемами морали, он предлагает читателю поразмыслить и сделать выводы.

Характеристика 4

Вернер – один из ярких второстепенных персонажей повести «Герой нашего времени», приятель Печорина. Это человек среднего возраста, невысокого роста, худощавого телосложения. У него непропорциональна большая голова с коротко подстриженными волосами; маленькие чёрные, бегающие глаза с проникающим в душу взглядом. Из-за дефекта ног Вернер прихрамывает и этим похож на Байрона. Он всегда аккуратно и со вкусом одет. Руки Вернера украшают светло-жёлтые перчатки, а вся другая одежда состоит из чёрного цвета, за что его прозвали Мефистофелем. На первый взгляд, он выглядит некрасивым, но при более близком знакомстве, кажется привлекательным.

Вернер притягивает к себе людей незаурядным проницательным умом. У него чувствительная душа, но он прячет её за язвительными шутками и насмешками. Вернер пишет на знакомых злые эпиграммы и рисует карикатуры на своих больных. Печориным называет его материалистом за холодность и безразличие по отношению к людям.

Вернер – военный доктор. Он лечит на южном курорте состоятельных людей.

Доктор беден и мечтает разбогатеть, но не предпринимает для этого никаких шагов. Он – одинок и, несмотря на то, что любит женщин, не готов к тому, чтобы создать семью.

Вернер состоит в приятельских отношениях с Печориным, потому что у них много общего в характере. Они любят проводить время в обществе друг друга, рассуждая на философские темы и, сражаясь в словесной дуэли. Вместе с тем, каждый из приятелей дорожит своей свободой и не готов пожертвовать ей во имя дружбы.

Тем не менее, Вернер во многом помогает Печорину. Он посвящает его в тайны светского общества на водах, многие из которых ему, как лечащему врачу, доступны. Вернер предупреждает Печорина о готовящемся против него заговоре компании Грушницкого; а так же, о том, что во время дуэли в его пистолет не положат пулю. Печорин считает, что его приятель имеет дар предвидения. Он предсказывает гибель Грушницкого на дуэли. Вернер не настолько жестокосердный, как Печорин. В день проведения дуэли он печален и задумчив. После убийства в поединке Грушницкого, Вернер растерян и не отвечает на обращённые к нему слова Печорина, а с ужасом отворачивается от него. В свою очередь, приятель не понимает такого отношения к себе и расценивает его как предательство.

Лишь через день доктор приходит к Печорину, чтобы предупредить его о грозящих последствиях за дуэль и проститься с ним. Они расстаются прохладно, не пожав даже руку друг другу. Так навсегда заканчиваются отношения приятелей.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Эта сказка несет в себе не только развлекательное содержание, но и поучительный смысл. Также в сказке собраны юмор, сатира, традиции и мифы русского народа.

Иван Алексеевич Бунин взошел на олимп русской классической литературы, как талантливый прозаик, и не менее талантливый поэт. Его творчество выделялось среди творчества современников, благодаря неповторимому стилю

Читайте также:  История создания После бала рассказа Льва Толстого

«В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – так гласит одна из пословиц русского народа. Именно сказки дарят нам погружение в волшебный мир, и отвлечься от серых будней. Сказка Андерсена есть

В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.

В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы

Характеристика Вернера в романе «Герой нашего времени»

Вернер — один из второстепенных персонажей романа «Герой нашего времени». Он является военным доктором и приятелем главного героя Печорина. Мужчина появляется всего лишь в одной главе произведения, но его яркая личность не оставляет читателей равнодушными. Характеристика Вернера представляет собой собирательный образ интеллигенции тех времён. Врач носит маску порядочности, любит философствовать, но неспособен на решительные поступки.

Внешний вид доктора

Герою около 40 лет, у него иностранная фамилия, но по происхождению он русский. Вернер работает военным медиком на Кавказе и лечит богатых людей, которые приехали на курорт поправить своё здоровье. Он опытный врач, ему не раз приходилось провожать пациентов на тот свет.

Михаил Юрьевич Лермонотов даёт подробное описание внешнего вида Вернера, но мало упоминает о его лице. Особенности внешности доктора:

  • высокий рост;
  • худое телосложение;
  • жилистые руки;
  • большая голова с неровностями на черепе;
  • маленькие чёрные глаза.

У героя была отличительная черта — одна его нога короче другой. Особое внимание привлекал и его беспокойный взгляд. Создавалось впечатление, что он буквально проникает в мысли человека. Одевался мужчина изысканно, на нём всегда были светлые перчатки и строгий костюм чёрного цвета.

«в его одежде заметны были вкус и опрятность…».

Вернер был некрасив, но имелось в нём что-то притягательное. Об этом свидетельствует цитата из произведения:

«…Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии…»

Познакомившись с доктором поближе, понимаешь, что женщин привлекала в нём не внешность, а душа. Он никогда не был женат, внимательно относился к представительницам прекрасного пола, но считал их глупыми и сравнивал с заколдованным лесом.

Дружба с Печориным

Герой повстречался с Григорием Печориным в Ставрополе. Мужчины быстро нашли общий язык. Врач чувствовал родство натур с главным героем произведения, но в то же время понимал, что по-настоящему дружить они не смогут.

«…Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С… среди многочисленного круга молодёжи…»

Печорин не умел созидать и жертвовать чем-то ради других людей. Он позвал Вернера быть его секундантом на дуэли, так как тот был честным, умным и умел молчать. Григорий понимал, что его противник Грушницкий погибнет. Он также знал, что доктор примет исход поединка равнодушно, так как его не взбудоражит очередная смерть.

Особенности характера

Биография героя даёт возможность более подробно раскрыть его характер и роль в обществе. Окружающие признаю́т, что он замечательный человек. Доктор Вернер умён и с большой охотой демонстрирует это. Он умеет сочувствовать людям, но скрывает свою тонкую душу за иронией и насмешками.

Он скептик и склонен к материализму. Из-за этого мужчина кажется грубым и жёстким человеком. На самом деле в его душе живёт поэт, и он сам в этом признаётся. Врач мог бы стать гением, но слишком ленив и тратит время лишь на мечтания. Несмотря на большую занятость, герой не имеет богатства.

Доктор самолюбив и эгоистичен. Он любит злословить и часто насмехается над пациентами. Врач умеет предвидеть те или иные события. Как-то он предсказал, что Грушницкий умрёт на дуэли. Молодёжь дала ему прозвище Мефистофель, и это радовало героя. Можно выделить следующие черты характера Вернера:

  • тонкое чувство юмора;
  • доброта;
  • эгоизм;
  • проницательность.

В «Герое нашего времени» Вернер представлен в роли нерешительного человека, который не желает добиваться своей цели. Когда пришло время дуэли, он согласился быть секундантом Печорина. Он старался поддерживать товарища и был на его стороне, но в глазах его читалась печаль и тревога.

После поединка, в результате которого умер Грушницкий, Вернер не подал Григорию руку и холодно попрощался с ним. В этом поступке прослеживается слабость героя и создаётся впечатление, что личное благополучие для него куда важнее дружбы. Он отворачивается от Печорина, когда необходимо разделить с ним ответственность за дуэль и гибель человека.

Вернер: характеристика и образ героя

Одним из самых главных персонажей второго плана в романе “Герой нашего времени” Михаила Лермонтова является доктор Вернер, которому уделяется достаточно много внимания. В начале сюжета может показаться, что он очень похож на Печорина, и это действительно так. Он проницателен, скептичен и внимателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях. При этом автор также отмечает, что он имел «злой язык», и скрывал за насмешками и иронией свои настоящие чувства и способность сопереживать. Его знакомый Печорин самостоятельно отмечал их сходство: «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Однако, Вернер оказался наглецом в большинстве случаев на словах, он безучастно относится к протесту против общества, ограничиваясь насмешками и колкими замечаниями, его можно назвать просто наблюдателем. У героя явно проявляется, внутренняя активность ему не присуща. “Доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе” – такими словами автор подчеркивает, что его персонаж достаточно пассивен и не стремится к глубокому самоанализу.

Характеристика героя

Встреча Вернера и главного героя Печорина произошла случайно в Пятигорске. “Вернер человек замечательный по многим причинам”, писал Печорин в своем дневнике. Кроме того, Печорин считал его своим приятелем: “Мы, пишет Печорин, скоро сделались приятелями”. Отношения этих персонажей проходят через все произведение.

Автор представлял Вернера некрасивым, что подчеркивалось такими словами: “. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии”, и тут автор явно выражал собственное отношение к этому персонажу. Уже здесь отмечается, что герой хотя и был не красив в классическом смысле, но был достаточно приятен при дальнейшем общении, и притягивал себе людей странным образом.

Лермонтов только отмечал, что у него было доброе сердце (“плакал над умирающим солдатом”), но он не привык показывать свои настоящие чувства наружу и поэтому он всегда скрывал их за насмешками и иронией.

Образ героя

(Николай Васильевич Майер на картинке, доктор и приятель Михаила Лермонтова на Кавказе, ставшим прототипом Вернера в романе “Герой нашего времени”)

С одной стороны, Вернер представляется как прагматик как все врачи, а с другой неудавшийся поэт, который не смог и стиха написать. Он мечтал стать миллионером, но был бедным и свои мечты он никак не старался реализовать, будучи весьма пассивным и бездейственным. Однако это не мешало ему иметь определенные успехи – одной из единственных страстей доктора были женщины, и, что удивительно, женщины отвечали ему взимностью: “. люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин. “.

(Вернер на дальнем плане и Печорин)

У доктора Вернера не хватило силы духа, чтобы пройти весь путь для достижения конечной цели, не бояться различных препятствий. Он не отказался быть секундантом Печорина, он не считал правильным его поведение, понимая, что правда на стороне друга, он был грустный, когда пришел к нему утром перед дуэлью. Это говорит о том, что Вернер волновался и переживал. Но по окончанию дуэли, Вернер не протянул руку Печорину и невнятно попрощался с ним. Такой поступок доктора вызывал у Печорина бурю негодований: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,— а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Можно сказать, что Вернер в произведении был представлен достаточно умным, но не успешным, и рядом с ним все чувствовали себя одинокими. Причина тому – его сложный характер и пассивность, нежелание что-то менять в собственной жизни и предпринимать решительные меры для достижения мечты.

Образ и характеристика доктора Вернера в романе “Герой нашего времени”: описание в цитатах, взаимоотношения с Печориным

Доктор Вернер
в исполнении
актера М. Астангова.
Фильм “Княжна Мери”
1955 г.

Доктор Вернер является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика доктора Вернера в романе “Герой нашего времени”, описание характера и внешности героя, взаимоотношений доктора Вернера с Печориным.

Образ и характеристика доктора Вернер в романе “Герой нашего времени”

“. Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С… среди многочисленного и шумного круга молодежи. ” (вероятно, речь идет о Ставрополе.)

“. Они в Москве только и питаются, что сорокалетними остряками. “

“. Весь город говорит; все мои больные заняты этой важной новостью. “

“. Княгиня лечится от ревматизма, а дочь Бог знает от чего; я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне. ” (Вернер лечит богатую княгиню Лиговскую и княжну Мери)

“. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту. “

“. Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. “

“. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. “

“. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного. “

“. В его одежде заметны были вкус и опрятность. “

“. Вернер человек замечательный по многим причинам. “

“. Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием. “

“. такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков. “

“. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим. “

“. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные. ” (Печорин о Вернере)

“. я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом. ” (Печорин о Вернере)

“. Я предчувствую, – сказал доктор, – что бедный Грушницкий будет вашей жертвой. “

“. Он скептик и матерьялист, как все почти медики. “

“. разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях. “

“. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. “

“. Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными. “

“. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком. “

“. надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной: оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин.”

“. поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. “

“. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки. “

“. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями. ” (Печорин о себе и Вернере)

“. Доктор! решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга. ” (Печорин о себе и о Вернере)

“. а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. “

“. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился на это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. “

“. люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин. “

“. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту. “

“. Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом «Только приступи, – говорил он, – на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо. “

“. Даже, поверите ли, меня хотели женить! Но я отвечал, что я к этому не способен. “

“. Доктор согласился быть моим секундантом. “

Образы романа “Герой нашего времени”

Статья для написания сочинения на тему: “Образная система романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»”

Читайте также:  Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

Решая поставленную перед собой задачу – изобразить историю души человеческой, Лермонтов использует разнообразные художественные средства. Система образов, в центре которой находится главный герой – Григорий Александрович Печорин, построена так, чтобы под разными углами зрения осветить центральный персонаж. Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным его психологией, национальностью, возрастом, социальной принадлежностью. Все они вполне реалистические образы, а их взаимодействие с Печориным необходимо для характеристики главного героя: каждый из них открывает нечто новое в его характере, углубляет и обогащает его образ.

Максим Максимыч

Один из важнейших персонажей романа – штабс-капитан Максим Максимыч. Белинский писал, что читатели от души полюбят этого простого, доброго человека. Максим Максимыч беззаветно предан своему делу, и это является типичной чертой «маленького человека». «Для него «жить» – значит служить, и служить на Кавказе. » – писал Белинский о штабс-капитане. Он давно живет на Кавказе и прекрасно знаком с обычаями и нравами горцев. Ему также свойственна некая сентиментальность: при встрече с Печориным после многолетней разлуки у него на глазах выступают слезы. Однако, несмотря на взаимную искреннюю симпатию Максима Максимыча к Печорину, он не понимает и никогда не поймет своего друга. Штабс-капитан, проще относящийся к жизни, не склонен к глубокому самоанализу. Он относится к типу «простого человека». Печорин же личность рефлексирующая, раздвоенная. Он хорошо образован, мыслит критически и способен вступить в открытый конфликт с обществом. Максим Максимыч, напротив, не противостоит обществу. Именно такой человек является опорой всей государственной системы, и в нем, а не в Печорине, Николай I хотел видеть «героя времени». Максим Максимыч всегда будет преданно, не рассуждая, выполнять все приказы «сверху».

Портрет поколения раскрывается не только благодаря образу Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем этого времени.

Грушницкий

Как один из типичных представителей изображаемой эпохи воспринимается Грушницкий. Склонный к романтизации жизни, он любит производить эффект. В одной из дневниковых записей Печорин вспоминает о его безрассудной храбрости: «. Я его видел в деле: он махает шапкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость. » Грушницкий «часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям. » Как и многие юноши того времени, Грушницкий старается выглядеть старше своих лет. По природе веселый и не знающий истинной скуки, он играет роль разочарованного человека. Тогда как Печорин – это, действительно, человек, скрывающий мучительную тоску и неудовлетворенность собственной жизнью. Разгадав истинную суть характера Грушницкого, Печорин подсмеивается над ним.Желание молодого юнкера играть чужую, несвойственную ему роль оборачивается настоящей трагедией для него: приводит его к обману, к нечестной игре и, наконец, к гибели. Его подводит ложное самолюбие: он в действительности мог бы отказаться от дуэли и сохранить себе жизнь. Однако Грушницкий становится жертвой придуманной им роли, которая разрушает его.

Вернер

Если Грушницкий предстает перед читателем как пародия на Печорина, то Вернер сопоставляется с ним как человек, близкий ему. История взаимоотношений «героя времени» и доктора – это история несостоявшейся истинной дружбы людей, родственных духовно и интеллектуально. Если о духовной общности Печорина и Максима Максимыча не могло быть и речи, то с доктором Вернером его сближает очень многое. У Вернера не складываются отношения с обществом: его соперники распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих пациентов, и после этого многие отказались от его услуг. Доктор остроумен, способен зло высмеять пороки человека в своих эпиграммах. Ему присущ скептический взгляд на жизнь: единственное, в чем он убежден, – это его собственная смерть.

Все это роднит доктора с Печориным. Они оба скрывают томящую их тоску под маской непринужденности, подвергают сомнению способность человека любить и сострадать другим. Однако их собственный эгоизм обрекает их на одиночество. Их трагедия в том, что «приличием стянутые маски» в конце концов прирастают к лицам, уродуют души. Печорин и Вернер панически боятся проявления своих человеческих чувств. Так, в суете дуэли они напряженно и старательно скрывают свои эмоции: страх, сожаление, даже отвращение к происходящему. Но есть между доктором и «героем времени» различия. Вернер пассивен: он беден, мечтает о деньгах, но ничего не делает для того, чтобы их получить. Тогда как Печорин бешено стремится обрести удовлетворение в жизни. Портрет Вернера указывает на внутренние противоречия в характере, некий трагический конфликт. Он был слаб и худ, но голова у него была большая, череп неровен и бугрист; одна нога была короче другой. Однако его глаза старались проникнуть в душу человека, в самую ее суть. Надо заметить, что Печорин также стремится прорваться за внешнюю маску своих собеседников, увидеть их истинные лица.

Читайте также:  Анализ произведения Стендаля Красное и черное

Женские образы в романе: Бэла, ундина, княжна Мэри, Вера

Женские образы романа помогают читателю понять отношение главного героя к любви. На протяжении романа он встречается с женщинами в разных ситуациях: среди вольной и дикой природы, на минеральных водах, в скверном городишке Тамань.

Первой перед читателями предстает кавказская девушка Бэла. Ее характер не лишен таких национальных черт, как гордость и чувство собственного достоинства. Обидевшись на отсутствие Печорина, Бэла говорит, что она не раба его, а княжеская дочь и сама способна решить свою судьбу. Максим Максимыч особенно выделяет в облике Бэлы ее черные, как у серны, глаза. Она любит Печорина страстно, всем сердцем, но его чувство к ней неглубоко и несерьезно. Бела вскоре надоедает ему, становится в тягость. Любовь простодушной дикарки не принесла главному герою утешения, которого он так искал.

Следующая героиня – ундина. Она помогает автору показать стремление героя к загадочному миру вольности, представленному контрабандистами. Облик ундины романтичен: светлые длинные волосы, гибкое тело, магнетические глаза. Печорина поражает необъяснимая странность ее поведения. Именно она чуть не погубила героя, почти поверившего в возможность романтического свидания наедине с ней. Таким образом, «герой времени» оказывается лишним в мире «честных контрабандистов», разочаровавшись в очередной раз.

Однако и в светском обществе, к которому он принадлежит, ему также нет места. Так, в повести «Княжна Мери» Печорин встречает Веру, которую, как ему кажется, он страстно любит. Но глубокая, жаждущая деятельности натура Печорина не может позволить себе полностью подчиниться чувству к женщине. Вера является той единственной, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми его. мелкими слабостями». Она через всю жизнь пронесла любовь к этому человеку, но оказалась рабой своего чувства. Решившись на роман с Печориным, она потеряла нравственную опору в жизни.

Взаимоотношения с княжной Мери раскрывают основной порок Печорина – стремление к власти над людьми. Княжна умна, начитанна и романтически настроена. Ей нравится все, что таинственно и загадочно, обычные люди ее не привлекают. Кроме того, она самолюбива и стремится к успеху. Именно поэтому Печорин смог привлечь к себе ее внимание, умело манипулируя самолюбием княжны. По сути, он влюбляет княжну в себя, находя в обладании «молодой, едва распустившейся душой» минутное удовлетворение. Однако игра с Мери скоро наскучила Печорину, и он погружается в привычное состояние пустоты и одиночества.

Итак, вся образная система «Героя нашего времени» помогает показать читателю трагедию главного персонажа романа. Стремясь обрести смысл жизни и какое-то утешение в ней, он так и не находит удовлетворения ни в чем. Страдая от собственного эгоизма, Печорин обречен на одиночество и в конце концов на бессмысленную смерть.

Сочинение “Образ главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

I . М. Ю. Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины.

II . Образ главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. «Герой нашего времени» – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения…» (М. Ю. Лермонтов).
  2. Черты характера Григория Печорина.
  3. Нравственные принципы героя.
  4. Печорин – сильная личность.
  5. В чём трагизм образа Печорина?

III . Моё восприятие романа и его героя.

«Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины. Пафос его творений заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности», – говорил В. Г. Белинский. Я абсолютно согласна с мнением литературного критика. Лермонтов строго судит себя, своих героев, своё поколение, критически изображает современную действительность, пытаясь отыскать идеал, который соответствовал бы его моральным представлениям о человеке.

«Герой нашего времени» – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – так характеризует автор свой психологический роман. В центре его изображения – Григорий Александрович Печорин – молодой человек 30-х годов 19-го века, избранник судьбы, вечный странник. Печорин невольно становится разрушителем судеб всех, с кем пересекается его жизненный путь. Он словно притягивает несчастья своим непокорным нравом.

Безусловно, Григорий Печорин – личность исключительно одарённая и масштабная, обладающая ясным умом, сильной волей. Он настойчив, смел, решителен, целеустремлён, обаятелен, наделён способностью к критическому анализу. Но это анализ скептика, это достоинство героя и в то же время его мучение, наносящее ему «неизгладимые душевные раны».

Наблюдая за поступками Печорина, автор раскрывает читателю его внутренний мир, его нравственные принципы. Не имея способности к дружбе, Григорий Печорин считает, что «всегда из двух друзей один раб другого». Он не готов жертвовать частью своей свободы и поэтому всегда одинок. Тем не менее Печорин легко располагает к себе людей, умеет создавать о себе самое хорошее мнение. Молодой остроумный офицер становится желанным гостем во всех светских домах. Но, как известно, где успех, там зависть. У Печорина появляются недоброжелатели, враги, и это лишь разжигает его интерес, азарт. Он не видит в этом угрозы, потому что нет ничего хуже смерти, а она всё равно неизбежна.

Печорин – интересная личность, мыслящая, хотя и противоречивая, эгоистичная. Он заранее знает, что поступает подло, но идёт на этот поступок. Он получает удовольствие от того, что нарушает правила. Его счастье, по собственному признанию, «насыщенная гордость». Печорин видит удовольствие в том, чтобы «быть причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права».

Всем женщинам, независимо от их социального положения, Печорин уготовил роль «неминуемых жертв», он ставит опасные эксперименты над чужими душами и выходит из них победителем. Любовь для него – подчинение себе. Свобода же, по мнению Печорина, высшая ценность.

Его жизнь должна постоянно кипеть, бурлить, меняться, иначе он просто затухает. Но, несмотря на всё сказанное выше, я считаю, что Печорин искренен и благороден больше, чем многие добряки или простодушная молодёжь. Умение терпеть и ждать делает его победителем в любой игре: будь то дуэль, игра чувств или карточная партия. Он возвышается над всеми остальными, потому что понимает каждую душу, знает её изнутри, в том числе и себя. Может, потому он так беспощаден к чужим слабостям.

Молодой человек не хочет тратить жизнь попусту, он стремится к чему-то высшему, но не может этого достичь. При этом он испытывает не только возможности окружающих, но и свои, часто рискуя и подвергаясь опасности. Целью жизненной активности Печорина становится познание смысла жизни и своей личности. Однако опыты каждый раз демонстрируют ему «бессмысленность бытия и роковую неопределённость цели его жизни». Печорин понимает свою слабость, но ещё отчётливее он угадывает беспомощность других, поэтому играет чувствами, девушками, врагами, друзьями… «Бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет себя в своих заблуждениях,» – говорит о герое Белинский. Печорин думает, что очередное приключение окажется новым и необычным, обогатит его ум и освежит чувства, однако его ждёт разочарование. Он понимает больше, чем другие, поэтому более несчастен. В ясном понимании им самим противоречий между «глубокостью натуры и жалкостью действий» и заключается весь трагизм личности Григория Александровича Печорина.

Сильная личность погибает без цели, без стремления совершенствовать мир; она затухает от бездействия, когда хочет совершать великое, не желая начинать с малого. В. Г. Белинский ставит Печорина в ряд «лишних людей», «эгоистов поневоле», для которых всё старое разрушено, а нового ещё нет.

По мере чтения романа я испытывала к главному герою разные чувства, от сочувствия до негодования, не сразу поняв, насколько несчастен и одинок Печорин. Но таких людей, которые, как наш герой, были настигнуты «болезнью века», немало и в наши дни. А причины такого состояния души – у каждого свои. Как же хочется, чтобы люди, подобные Печорину, обрели смысл жизни и направили свой ум, энергию, деятельность на благие дела!Однако, думаю, можно утверждать, что Григорий Печорин всё же сопротивляется негативному жизненному опыту, ищет в жизни положительное содержание, пытаясь доказать себе свою неправоту, основанную на безверии, индивидуализме, сомнении, равнодушии. В этом побудительном мотиве и состоит то духовное завещание, которое передано нам М. Ю. Лермонтовым.

Ссылка на основную публикацию