Образ и характеристика Зои Берёзкиной (Клоп Маяковского) сочинение

Сочинение по комедии Маяковского В.В. «Клоп»

«Клоп»

Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвяще­на одной из центральных тем его зрелого творчества — кри­тике мещанства, разоблачению его низменной сущности. По­казателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. Главный герой имеет два имени. Одно призем­ленное, обыденное (Присыпкин). А другое — изысканное, утонченное (Пьер Скрипкин).

Женские образы противопоставлены по этому принципу: простое и скромное имя Зоя Березкина и изысканные ино­странные (Эльзевира Давидовна, Розалия Павловна).

Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется прием многоголосья: рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйст­венных продуктов. Сдавались в аренду отдельные предпри­ятия. Открывались мастерские.

Реплики продавцов создают в художественном простран­стве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мел­кобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискусси­онном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Коми­ческий эффект усиливается тем, что Присыпкин называет их «аристократическими чепчиками».

Пошлость в этом образе сочетается с невежественностью. Когда Баян предлагает Пьеру сыграть эпиталаму о боге Гиме­нее, тот спрашивает в ответ: «Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи?».

Мещанскую психологию Присыпкина с возмущением критикуют его товарищи по общежитию. Дело не в том, что он покупает себе новый галстук, а в том, что достижение внешнего лоска становится для него самоцелью. При этом Присыпкин не соблюдает элементарный правил гигиены. Вместо того чтобы поменять носки, он замазывает дырку на них чернильным карандашом.

Романтическое начало соседствует в тексте пьесы вместе со сниженными образами. «Так, так, тихим шагом, как будто в лунную ночь, в мечтах и меланхолии из пивной возвращае­тесь», — повествует Баян.

Центральное сюжетообразующее событие в пьесе — свадьба Присыпкина (Пьера Скрипкина) с Эльзевирой. По­шлость, показуха, желание героев шагать во всем в ногу с эпохой подчеркиваются даже в ремарках: «Пьер целует сте­пенно и с чувством классового достоинства». Казенные штам­пы звучат и в репликах персонажей. «Какими капитальными шагами мы идем вперед по пути нашего семейного строитель­ства!» — восклицает Баян. Подобные высказывания заставляют соотнести семейную историю с историей страны. Новая экономическая политика с тем разгулом мещанства, который она привнесла, явно не по душе автору пьесы. Свадьба не слу­чайно заканчивается пожаром. В.В. Маяковский не видит пер­спективы в этой политике. Не о таком светлом будущем меч­тает автор.

В построении сюжета пьесы В.В. Маяковский широко ис­пользует фантастику. В пятом действии возникает интересный образ — так называемый институт человеческих воскреше­ний. В нем как раз и воскрешают Присыпкина. Первое, о чем беспокоится герой, поняв, что попал в будущее, это то, что у него за пятьдесят лет «в профсоюз не плочено».

За это время ценности и привычки в обществе поменялись кардинальным образом. Пиво, например, стали называть от­равляющей смесью. Сатирически высмеивает поэт и «присту­пы острой влюбленности». Ушли в прошлое и танцы далекой эпохи. В конце пьесы Присыпкин попадает в зоопарк вместе с клопом. Показывая его посетителям, директор зоопарка объ­ясняет: «Их двое — разных размеров, но одинаковых по суще­ству: это знаменитые «клопус нормапис» и… «обывателиус вульгарис». Примечательны надписи на клетке: «Осторожно — плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши — оно выражается».

Пьеса «Клоп» гневно высмеивает обывателей, стремя­щихся обрядиться в мещанские одежды. Таким образом, В.В. Маяковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как драматург. Его небольшое по объ­ему драматургическое наследие внесло значительный вклад в развитие русской сатиры.

Характеристика героя Зоя Березкина, Клоп, Маяковский

Характеристика героя Зоя Березкина, Клоп, Маяковский

Зоя Березкина — персонаж сатирической пьесы В. Маяковского «Клоп», работница, бывшая невеста Ивана Присыпкина. В начале произведения становится ясно, что Зоя обыкновенная работница, соратница и подруга бывшего партийца. Узнав о том, что Иван собирается жениться на нэпманской дочке, она впала в отчаяние.

Когда она пыталась поговорить с ним и выяснить, почему он так поступил, он объяснил, что любит другую. Потрясенная этой новостью Зоя, пыталась покончить жизнь самоубийством,

Во время свадьбы Присыпкина пьяные гости устроили пожар и все, кроме него, сгорели. Сам он попал в подвал и оказался вмерзшим в лед. Его тело обнаружили через пятьдесят лет и воскресили. При эксперименте по воскрешению присутствовала та самая Зоя Березкина. Она была ассистенткой профессора.

Вместе с Присыпкиным в будущее перенесся и клоп на его воротнике, которого поместили, как редчайший экспонат, в зоосад. В итоге сам герой тоже был помещен в клетку зоосада, как уникальный экземпляр «обывателиус вульгарис» и как донор для клопа.

Дайджест:

Характеристика героя Присыпкин, Клоп, Маяковский Характеристика героя Присыпкин, Клоп, Маяковский Иван Присыпкин — главное действующее лицо комедии В. Маяковского «Клоп», бывший партиец, поменявший свои взгляды, ныне жених Эльзевиры Давидовны. Для благозвучия Иван поменял имя и. .

Краткое изложение Клоп Владимир Маяковский В. Маяковский Клоп Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин — в 1929 г., остальных шести картин — в 1979 г. Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя. .

На тему: В. В. Маяковский о будущем обществе в пьесах «Клоп» и «Баня» В. В. Маяковский о будущем обществе в пьесах «Клоп» и «Баня» Владимир Маяковский занимает особое место в русской литературе. В свое время он выступил как футурист и художник, рисующий будущее. .

Краткое содержание: Клоп, Маяковский КЛОП — феерическая комедия Президиум горсовета, охотники, дети, старики. Действие происходит в Тамбове, у универмага с вертя­щейся дверцей и затоваренными витринами. Рядом про­ходят разносчики пуговиц, яблок, кукол, абажуров, се­ледок, галантереи. .

На тему: Юмор и сатира в пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский Юмор и сатира в пьесах «Клоп» и «Баня» Многие произведения В. В. Маяковского высмеивают мещанство. Его иронические пьесы, написанные на злобу дня, остаются актуальными по сей день. Он беспощадно высмеивал. .

На тему: Настоящее и будущее в пьесе Клоп, Маяковский ­Настоящее и будущее Тема будущего занимает важное место в творчества В. В. Маяковского, в особенности в произведениях, написанных в 1920-х годах. Не зря его называли художником-новатором и футуристом. Как в. .

Клоп характеристика образа Присыпкина Ивана Присыпкин Иван — главный герой комедии; в списке действующих лиц значится как «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Персонаж иллюстрирует тезис о растлевающем влиянии мелкобуржуазной идеологии и мещанского быта на. .

Краткое содержание Клоп Тамбов. Первые три картины происходят в 1929 году, остальные шесть картин — пятьдесят лет спустя. Бывший работник и партиец Иван Присыпкин собрался жениться. Для благозвучия он сменил имя на Пьер. .

Краткое содержание «Клоп» Маяковского Маяковский Владимир Владимирович Произведение «Клоп» Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин — в 1929 г., остальных шести картин — в 1979 г. Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин. .

Краткое содержание комедии Маяковского «Клоп» Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин — в 1929 г., остальных шести картин — в 1979 г. Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в. .

«Клоп» Маяковского В. В Тамбов. Иван Присыпкин когда-то был рабочим и активным партийцем. Но в период нэпа Присыпкин решил, что пришло время и гму отдохнуть «у тихой речки». Для благозвучия он переименовал себя в. .

Анализ комедии «Клоп» Маяковского В. В «Клоп» Феерическая комедия В. В. Маяковского «Клоп» посвящена одной из центральных тем его зрелого творчества — критике мещанства, разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список действующих лиц. .

По комедии Маяковского В. В. «Клоп» Феерическая комедия В. В. Маяковского «Клоп» посвяще­на одной из центральных тем его зрелого творчества — кри­тике мещанства, разоблачению его низменной сущности. По­казателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. .

Характеристика героя Чудаков, Баня, Маяковский Чудаков Чудаков — один из главных героев пьесы «Баня», изобретатель машины времени. Это не особо практичный, но умный человек, сумевший создать удивительный аппарат, переносящий через время, а также способный продлить. .

Характеристика героя Победоносиков, Баня, Маяковский Победоносиков Победоносиков — один из основных героев сатирической пьесы В. Маяковского «Баня», главный начальник по управлению согласованием, так называемый главначпупс. Это заносчивый и чванливый человек, который очень высокого мнения о. .

Краткое содержание Клоп в сокращении Место действия — Тамбов. В 1929г. — три акта, еще шесть актов в 1979г. Иван Присыпкин, рабочий в увольнении, отошедший от дел партиец, ныне величающий себя Пьером Скрипкиным для сладкозвучия. .

Юмор и сатира в пьесах «Клоп» и «Баня» Не только творчество, но и сама личность В. В. Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию. .

Характеристика героя Лидия Михайловна, Уроки французского, Распутин Лидия Михайловна Лидия Михайловна — героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», учительница французского и классный руководитель пятого класса в одном сибирском городке. Она была добрым и великодушным человеком по натуре. .

Герой «феерической комедии» В. В. Маяковского «Клоп» Образ Присыпкина представляет собой модификацию распространенного комедийного типа. Среди его театральных предшественников можно назвать, например, Журдена. Если герой Мольера являл собой мещанина во дворянстве, то Присыпкин демонстрирует пролетария во мещанстве. .

Маяковский Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ Маяковский Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович, русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис. После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке и трагически нарастающее. .

Мой Маяковский Маяковский В. В Мой Маяковский Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным, непонятным и нескладным. Сказалось также сложившееся о нем представление как о певце революции. .

Читайте также:  Главные герои произведения Евгений Онегин (характеристика персонажей)

Характеристика героя Лара, Доктор Живаго, Пастернак ­Лара Лара — один из главных женских образов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; жена Паши Антипова и возлюбленная Юрия Живаго. Полное имя героини — Лариса Федоровна Гишар, после. .

Ответы на вопросы — Маяковский Какие известны драматические произведения Мая­ковского? Какова их творческая и сценическая судьба? «Владимир Маяковский» , «Мистерия-буфф» , са­тирические комедии «Клоп» , «Баня» . О трудностях постановки «Мистерии-буфф» Маяковский пи­сал в статье. .

Характеристика героя Ольга Ларина, Евгений Онегин, Пушкин Ольга Ларина Ольга Ларина — одна из главных героинь романа в стихах «Евгений Онегин», сестра Татьяны, невеста Владимира Ленского. В ней нет ничего оригинального. Онегин о ней говорит: «Кругла, красна. .

Характеристика героя Штольц, Обломов, Гончаров Штольц Штольц Андрей Иванович — один из главных героев в книге И. А. Гончарова, друг Обломова, полная его противоположность, деловой человек с активной жизненной позицией. Его отец — обрусевший немец. .

Характеристика героя Лариса, Бесприданница, Островский Лариса Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива. .

Характеристика героя Наталья, Тихий Дон, Шолохов Наталья Наталья — одна из главных героинь романа «Тихий Дон», жена Григория, дочь Мирона Коршунова. Это «дюже красивая» девушка со смелыми глазами, открытым взглядом и смущенной улыбкой. Наталья по натуре. .

Характеристика героя Марья Болконская, Война и мир, Толстой Марья Болконская Марья Болконская — дочь старого князя Николая Болконского и сестра Андрея. С детства она жила в имении своего отца, где у нее не было подруг, кроме своей компаньонки. .

Характеристика героя Василий Шеин, Гранатовый браслет, Куприн ­Василий Шеин Василий Шеин — один из главных персонажей повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»; муж Веры Николаевны и брат Людмилы Львовны Дурасовой; князь и губернский предводитель дворянства. Василий Львович. .

Характеристика героя Дуняша, Тихий Дон, Шолохов Дуняша Дуняша — самая младшая из Мелеховых, сестра Григория, одна из героинь романа «Тихий Дон». В начале произведения она предстает перед читателем большеглазым, угловатым подростком с тонкими косичками. Со временем. .

Характеристика героя Комаровский, Доктор Живаго, Пастернак ­Комаровский Комаровский — один из наиболее отрицательных персонажей романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; преуспевающий московский адвокат, который, пользуясь своим превосходством, склоняет молодую Ларису Гишар к сожительству. Помимо этого он. .

Характеристика героя Андрий, Тарас Бульба, Гоголь Андрий Андрий — один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», младший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, брат Остапа. Андрий в отличие от своего брата не грезил боями. .

Характеристика героя Шарль Гранде, Евгения Гранде, Бальзак ­Шарль Гранде Шарль Гранде — персонаж романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»; кузен Главной героини и ее возлюбленный; сын Гийома Гранде, нажившего огромное состояние в Париже на оптовой торговле вином. .

Характеристика героя Княжна Мери, Герой нашего времени, Лермонтов Княжна Мери Княжна Мери — этой героине посвященная отдельная одноименная глава.­ Княжна достаточно молода, а потому романтична. Важный момент, выдающий абсолютную неустойчивость вроде бы прочного положения княжны в обществе да. .

Характеристика героя Лиза, Барышня-крестьянка, Пушкин Лиза Елизавета Григорьевна Муромская — главная героиня повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она от природы наделена смуглым и приятным. .

Характеристика героя Пантелей Прокофьевич, Тихий Дон, Шолохов Пантелей Прокофьевич Пантелей Прокофьевич Мелехов — один из персонажей романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», глава семейства Мелеховых, отец Григория и Петра, истинный донской казак и бывший урядник. По многим бытовым. .

Характеристика героя поэмы — Измаил-Бей Конфликт человека и общества, его разрешение — бегство как знак протеста или месть обидчику — становились шаблоном, повторявшимся у разных авторов с унылой последовательностью. Все герои ищут счастья в любви. .

Характеристика героя Садко Садко Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода, герой былин с мифологическими чертами, разбогатевший при помощи морского царя. Бытует мнение, что прообразом этого героя является известный новгородский купец Сотко Сытинич. .

Характеристика героя I-330, Мы, Замятин I-330 I-330 — одна из главных героинь в романе-антиутопии «Мы», женский нумер, возлюбленная Д-503 из организации заговорщиков. Это «демонический» персонаж, соблазняющий главного героя. Все в ее внешности указывает на хищническую. .

Характеристика героя Д-503, Мы, Замятин Д-503 Д-503 — главный герой и повествователь в романе Е. И. Замятина «Мы» , автор записок, талантливый инженер, математик и строитель «Интеграла». Это житель фантастического и утопического государства, существующего в. .

Образ и характеристика Зои Берёзкиной (Клоп Маяковского) сочинение

Сатирическое изображение современника в драматургии В.В. Маяковского (на материале пьес «Клоп» и «Баня»)

Пьесы «Клоп» и «Баня» были написаны поэ­том на одном дыхании: первая — в 1929-м, вто­рая — в 1930-м годах. В них отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной совет­ской действительности авторскому утопическому идеалу. Драматическим произведениям предшест­вовал ряд стихотворений, в которых Маяковский выступил с колкой сатирой в адрес новых обыва­телей и чиновников: «Прозаседавшиеся», «Пись­мо к любимой Молчанова, брошенной им», «Слу­жака», «Подлиза», «Помпадур» и другие.

Неспособный сглаживать недостатки и петь ди­фирамбы, поэт сквозь «увеличивающее стекло» сатиры рассмотрел зарождающиеся мещанские и бюрократические замашки своих сограждан. Он предостерегал их от набирающих силу опасных тенденций, которые отодвигали страну назад, ме­шали построить «город-сад».

Зрительский интерес к пьесам не пропал и в настоящее время. Показателен в этом отношении балет «Клоп» на музыку Р. Щедрина. Ставя своей целью агитацию современника, Маяковский за­тронул «вечные» вопросы. Если его творчество пе­риода «Окон РОСТА» представляет собой плакатно-лозунговую эстетику, то драматургия по­следних лет резко выделяется реалистичными мазками, которые органично сочетаются с сатири­ческими приемами карикатуры и гротеска.

Центральными фигурами здесь являются ме­щанин и бюрократ. Главный герой пьесы «Клоп» — владелец профсоюзного билета с арис­тократическими замашками. Он мечтает о «клас­совом, возвышенном, изящном и упоительном торжестве», когда его дом будет «полная чаша», а «будущие потомственные дети» получат воспита­ние «в изящном духе». Маяковский с язвительной иронией высмеивал мещанскую натуру Пьера Скрипкина (в прошлом — Вани Присыпкина).

Автор карикатурно обрисовывает темное мурло мещанства. Новоявленный аристократ — «быв­ший партиец, бывший рабочий» — постоянно по­падает впросак. То он не может сдержать зуда и начинает почесываться во время фокстрота, то под видом «аристократических чепчиков» для своих будущих младенцев покупает на барахолке «бюст­гальтеры на меху».

Речь советского мещанина полна смехотвор­ных несоответствий. «Не ваше собачье дело, ува­жаемый товарищ», — говорит Присыпкин своему бывшему приятелю рабочему, упрекнувшему его в обывательщине. Претензия на образованность заставляет его обращаться к языку цивилизован­ных людей, но площадная брань все же выдает темное нутро.

Высшая цель для Присыпкина — мещанское благополучие. Эгоистичные мотивы он прикрыва­ет благородными лозунгами: «Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть». Такая позиция была глубоко чужда Маяковскому. Поэт мечтал о духовном росте и нравственном очищении совре­менников. Постановка во главу угла материаль­ных интересов дискредитировала идею револю­ции, которой он был искренне предан. Поэтому таким безжалостным явилось сатирическое перо автора «Клопа».

Новое окружение «аристократа» Пьера Скрип­кина представляет собой разнородное сборище за­коренелых мещан. То, чему Присыпкин пока еще лишь учится, составляет «плоть и кровь» Баяна и семейства Ренесанс. Утрируя косность мещан, Ма­яковский использует значащие имена: Ренесанс не случайно пишется с грамматической ошибкой. Свадебная вакханалия захотевшего повеселиться соразмерно своим прошлым революционным за­слугам Присыпкина приводит к пожару. По мысли автора, катастрофа ждет тех, кто выбирает путь пошлости и мещанства.

И все же «Клоп» — это не прогноз грядущего мещанина. Напротив, пожар освобождает от него человечество. Но Маяковский далек и от безоблач­ного оптимизма. Воскресший через пятьдесят лет Клоп-Присыпкин тут же начал распространять за­разу пошлости. Автор предупреждал современни­ков об опасности, кроющейся в казалось бы невин­ном призыве к «хорошей жизни». Жители будущего смогли обезвредить себя от клоповьей сути пришельца из прошлого. Они поместили его в зоопарк в назидание посетителям. Сатирические краски усиливаются, переходя в гротеск. Смеши­ваются реальность и фантастика в образе экспона­та «клопус-нормалис», каковым стал «бывший ра­бочий, бывший партиец» Иван Присыпкин.

Главначпупс Победоносиков из пьесы «Баня» представляет собой тип советского бюрократа-«помпадура». Это ограниченный чиновник, озабо­ченный лишь тем, как он выглядит в глазах окру­жающих. Интересы дела глубоко безразличны главначпупсу — главному начальнику по управ­лению согласованием. В самом определении этой должности подчеркивается ее ненужность. В гла­зах автора, Победоносиков — бесполезный тру­тень на теле общества.

Как Присыпкин стыдится Зои Березкиной, По-бедоносиков отрекается от своей жены Поли. В нем так же сильны черты советского мещанина, как и в герое «Клопа». Поля не соответствует, по представлениям высокопоставленного чиновника, тому общественному положению, которое он зани­мает.

В глазах автора, Поля, подобно Зое Березки­ной, представляет идеал новой советской женщи­ны: героиня бескомпромиссна, честна, прямоли­нейна, чужда всему мещанскому. Именно эта ее черта больше всего раздражает мужа. У нее, как и у «любимой Молчанова, брошенной им», нет «изячного жакета», она мало значения придает внешней форме и мерит человека по его духовной сущности.

Победоносиков любит и уважает лишь собст­венную особу. Он воображает себя центром вселен­ной, вождем, стоящим «у руля и ветрил». Между тем главначпупс не только не соответствует, но и прямо противостоит подобному идеалу. Речи для докладов, которые он готовит, изобилуют ненуж­ными высокопарными отступлениями. В резуль­тате Лев Николаевич Толстой предстает в роли «крестного отца» советского трамвайного дела. Ханжество и лицемерие этого персонажа ведут к тому, что он совершает кощунственный посту­пок — подталкивает свою жену к самоубийству.

Как и Присыпкину, главначпупсу чудится, что без. его важной персоны не обойдется ни мировая революция, ни далекое коммунистическое буду­щее. Тем не менее Победоносикова безжалостно сбрасывают с корабля истории. По его собственно­му выражению, «время переехало» его. В такую же ситуацию попадает еще один бюрократ — сек­ретарь Победоносикова Оптимистенко. Автор пьес «Клоп» и «Баня» верил, что ни мещанин, ни бю­рократ не выживут в новом мире.

Читайте также:  Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

Утопическая проекция будущего в пьесах «Клоп» и «Баня» страдает наивностью. Автор был убежден в непременном духовном совершенство­вании человека, которое должно наступить в ре­зультате политических преобразований. Маяков­ский верил в «социализма великую ересь» и воспринимал революцию как духовное перерожде­ние масс.

Время показало ошибочность таких надежд. Но критика обывательщины и бюрократизма, про­звучавшая в пьесах, справедлива и своевременна и по сей день.

Теги: Сатирическое изображение современника в драматургии В.В. Маяковского (на материале пьес «Клоп» и «Баня») Сочинение Литература

Краткое содержание: Клоп, Маяковский

КЛОП – феерическая комедия

Президиум горсовета, охотники, дети, старики. Действие происходит в Тамбове, у универмага с вертя­щейся дверцей и затоваренными витринами. Рядом про­ходят разносчики пуговиц, яблок, кукол, абажуров, се­ледок, галантереи, духов; продавцы клея, шаров и книг.

Появляются Присыпкин, Розалия Павловна и Ба­ян. Присыпкин видит бюстгальтер и просит буду­щую тещу купить «аристократические чепчики для двойни». Баян, хихикая, уговаривает Розалию Павловну не отказывать, ведь дом Присыпкина, который принесет в их семью незапятнанное про­летарское происхождение, должен быть полной чашей. Таким же образом Присыпкин покупает игрушки, пуговицы. Пока Розалия Павловна тор­гуется с разносчиком селедки, Баян обещает сде­лать Присыпкину шикарную свадьбу за пятнад­цать рублей и бутылку водки. Присыпкин говорит ему, что «против мещанского быта — канареек и прочего» у него крупные запросы, он мечтает о зеркальном шкафе.

Идет Зоя Березкина, прежняя возлюбленная Присыпкина, почти натыкается на говорящих, прислушивается и растерянно хватает обоих муж­чин за рукава. Оба снимают ее руки, сбивая щелч­ком пыль.

Зоя спрашивает, о какой свадьбе они говорят. Олег оповещает ее о женитьбе Присыпкина на Ре­несанс, а Присыпкин говорит Зое, что между ними все кончено. Зоя плачет и цепляется за его рукав. Розалия Павловна возвращается с селедкой,вста­ет между ними, роняя покупки. Спор прерывает милиционер, требуя разойтись.

В общежитии чертит изобретатель, лежат на кро­вати парень с девушкой, мужчина в очках читает. Босой парень орет — потерял сапоги. Уборщик го­ворит, что их забрал Присыпкин, надел на свида­ние. Разговаривают о Присыпкине, уборщик слу­чайно задевает коробку, она падает со стола, по полу разлетаются визитки. Выясняется, что При­сыпкин сменил неблагозвучную фамилию на имя Пьер Скрипкин. Все смеются. Девушка мечтатель­но говорит, что эта фамилия очень изящная, мо­жет быть, Скрипкин делает на дому культурную революцию. Входит слесарь и говорит, что При­сыпкин взял расчет и теперь он не рабочий, же­нится на дочке парикмахера. Возвращается При­сыпкин в лакированных туфлях, бросает парню его башмаки. Баян приходит с ним и учит тан­цевать фокстрот. Присыпкин почесывается, Баян делает ему замечание и учит, как надо незаметно чесаться в обществе, как надо одеваться. Товари­щи пытаются вмешаться, но Иван одергивает их, считает, что «своим благоустройством возвышает весь рабочий класс и имеет право отдохнуть у ти­хой речки». Затем Присыпкин меряет обновки, садится на кровать и поет под гитару. Раздается выстрел. Все бросаются к двери. Застрелилась Зоя Березкина. Вызывают «скорую». Слесарь вышвы­ривает Присыпкина вместе с вещами за дверь, он уезжает.

В большой парикмахерской комнате с зеркала­ми накрыт свадебный стол. Присыпкин не начи­нает свадьбу до тех пор, пока ему не говорят, что секретарь завкома не может приехать. Сочетание безвестного великого труда с очаровательным ка­питалом, как называет этот союз Олег Баян, со­вершилось. Сам Баян, как он рассказывает, раньше тоже звался неблагозвучно — Бочкиным, но с но­вым именем он почувствовал себя равноправным членом общества. Гости и хозяева напиваются, де­рутся и опрокидывают печь. Начинается пожар. Пожарных вызывают слишком поздно — они не могут потушить огонь, и дом рушится, все гибнут. Не находят только тело Присыпкина, решив, что он «сгорел по мелочам».

В огромном зале заседаний, оборудованном лампами и экраном, два механика, старый и моло­дой, протирают оборудование. Предстоит важное голосование. Включают радиораструбы, по кото­рым будут принимать голоса. Оратор начинает рассказывать: в Тамбове, в обледеневшем погре­бе, обнаружили замороженного человека.

Институт человеческих воскрешений считает возможным его оживить — каждая жизнь рабо­чего должна быть использована до последней се­кунды. Просвечивание определило, что на его руках видны мозоли, — значит, он трудящийся. После всесоюзного радиоголосования решают воскре­сить Присыпкина.

При эксперименте присутствует выжившая Зоя Березкина, она просит профессора не воскрешать замороженного. Профессор не понимает ее. Шес­теро врачей начинают эксперимент. Присыпкин оживает и с гитарой, примерзшей к нему пятьде­сят лет назад, поднимается. Иван думает, что по­пал после свадьбы в отделение милиции. Тут он видит на календаре дату — 12 мая 1979 года — и в панике бежит. Зоя беспокоится, убегает за ним, он принимает бывшую возлюбленную за ее мать. Кругом машины, он не понимает, куда попал. С во­ротничка его сползает клоп, Иван неудачно пыта­ется его поймать, клоп убегает. Поняв, что он остал­ся один в неизвестном чужом мире, Иван падает в обморок на руки Зои.

В сквере репортер разговаривает с людьми, рас­сказывает о том, что Присыпкин — разносчик эпидемии. Всех собак в городе он научил «слу­жить» — вставать на задние лапы. Теперь собаки не лают и не играют, только служат, пристают к обедающим, подласкиваются и подлизываются. Врачи думают, что покусанные такими собаками люди заразятся эпидемическим подхалимством. Идет эпидемия пьянства, влюбленности, канкана и фокстрота. Клопа, воскресшего вместе с Присыпкиным, ловят и передают в зоосад.

В чистой медицинской палате — грязнейший Присыпкин. Врачи боятся заразиться от него, не могут терпеть его зловонное дыхание. Ему в целях восстановления дают пиво и сигареты. Приходит Зоя Березкина с двумя пачками книг, но Иван ни­чего интересного для себя не находит, кроме лис­точка с объявлением о клопе. Крича о том, что он спасен, Присыпкин убегает.

В зоологическом саду выступает с речью ди­ректор. По его мнению, профессор ошибся в том, что отнес Присыпкина к «гомо сапиенс» и классу рабочих. Директор зоосада дал объявление, что для потребностей клопа — обкусывания и разви­тия в привычных условиях — требуется живое человеческое тело. По объявлению к нему пришел «человекообразный симулянт» Присыпкин. «Их двое — разных размеров, но одинаковых по сущест­ву: это знаменитые “клопус нормалис” и… и “обы- вателиус вульгарис”. Оба водятся в затхлых мат­рацах времени.

“Клопус нормалис”, разжирев и упившись на теле одного человека, падает под кровать. “Обыва- телиус вульгарис”, разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разни­ца!» — говорит директор. По его мнению, «обывателиус вульгарис» гораздо опаснее, страшнее. Они с помощью мимикрии зазывает жертв и гадит в боль­ших количествах.

Открывают клетку. Там — клоп и Присыпкин на двуспальной кровати, везде плевательные ур­ны, разбросанные бутылки, с боков клетка осна­щена фильтрами и озонаторами. «Ручное живот­ное» (Присыпкина) выводят на трибуну, просят сказать что-нибудь. Иван покорно становится, по­кашливает, поднимает гитару и вдруг оборачива­ется на зрительный зал. Его лицо становится вос­торженным, он отталкивает директора, швыряет гитару и орет в зал: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!» Служители оттаскивают Скрипкина, директор про­ветривает трибуну, музыка играет туш, клетку за­дергивают. Директор просит извинения у публики: «Простите… Насекомое утомилось. Шум и освеще­ние ввергли его в состояние галлюцинации… Завт­ра оно успокоится… Тихо, граждане, расходитесь, до завтра. Музыка, марш!»

«Присыпкин – характеристика литературного героя»

ПРИСЫПКИН — герой «феерической комедии» В.В.Маяковского «Клоп» (1928-1929), он же Пьер Скрипкин, «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Образ П. представляет собой модификацию распространенного комедийного типа. Среди его театральных предшественников можно назвать, например, Журдена. Если герой Мольера являл собой мещанина во дворянстве, то П. демонстрирует пролетария во мещанстве. Оба персонажа, выражаясь идеологемами 20-х годов, перерожденцы, изменившие своему сословию, но не способные расстаться с его понятиями и житейскими представлениями. Подобно Журде-ну, П. постоянно попадает впросак, производит путаницу, обеспечивающую комедийный эффект. Так, оказавшись в универмаге, при виде бюстгальтеров П. восторженно (по ремарке) восклицает: «Какие аристократические чепчики!» В то же время этот «летающий пролетарий», осевший в нэпманском гнезде семейства Ренесанс, преисполнен глобальных притязаний своего класса, которые он экстраполирует на теперешние условия собственного существования: «Я человек с крупными запросами. Я — зеркальным шкафом интересуюсь…» Время действия первой части комедии — 1929 год. Основное сюжетное обстоятельство — женитьба П. на Эльзевире Ренесанс. Развязка почти апокалипсическая: «красная свадьба» сгорает в пожаре, учиненном пьяными гостями. События второй части разворачиваются пятьдесят лет спустя, в 1979 г. Место действия — федерация мира, утопическая республика, в которой воплотился идеал технократической цивилизации, где никто не знает, что такое «буза, бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков», где рукопожатия отменены как «антисанитарный обычай древности», где никто не страдает влюбленностью и «разумно распределяется» сексуальная энергия, где давно позабыли о водке и табаке. В этом стерилизованном обществе обнаруживается П., чудом спасшийся во время пожара и замороженный на пятьдесят лет. Появление П. приводит федерацию мира к полнейшей катастрофе. В ней распространяются эпидемии давно забытых болезней — подхалимства, влюбленности («острая болезнь древности»); возрождаются гитара и фокстрот. «Эпидемия океанится», и уже 520 рабочих попадают в клинику с приступами тяги к пиву. Первые критики комедии были буквально ошарашены картиной будущего, показанной Маяковским. «Само изображение людей будущего общества, — писал С.С.Мокульский, — отдает весьма неприятным, я готов сказать, антисоветским душком». Комедию назвали «злостным памфлетом на социалистический строй», автора же обвинили в «идеологическом срыве». Позднее, когда Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим», все эти обвинения были переадресованы постановщику спектакля В.Э.Мейерхольду, и тот, надо заметить, их принял на собственный счет. Режиссер намеревался поставить «исправленную» версию комедии, показав во второй части ударников, стахановцев, полярников и прочие «достижения нашего строительства». Ударники и стахановцы давали единодушный отпор размороженному П., и никаких эпидемий, от него исходящих, разумеется, не было. Другая попытка «выправления» комедии, также неосуществленная, принадлежала А.Я.Таирову: показать «будущее» как сон П. Все эти идеологические коррективы, предлагавшиеся режиссерами и многими критиками, противоречили замыслу «феерической комедии», ядро которого заключено в образе П. Герой Маяковского — фигура, с одной стороны, узнаваемая на литературно-художественном фоне 20-х годов, с другой — отличная. У П. много общего, например, с персонажами Н.Р.Эрдмана: Гулячкин («Мандат»), Подсе-кальников («Самоубийца»). Каждый из этих героев на свой лад пытается самоутвердиться в социальном пространстве, заняв в нем местечко, приемлемое для сносного житья; каждый ищет комфорт и уют, для достижения которых использует все, что нынче в цене, — мандат, пролетарское происхождение. Схожие «предлагаемые обстоятельства» и похожие герои получают полярные истолкования. Эрдман относится к своим персонажам если не с сочувствием, то во всяком случае с пониманием, что придает их характерам живость, психологическую достоверность и в известном смысле драматизм. У Маяковского превалируют «не живые люди, а оживленные тенденции» (слова поэта из его предуведомления к комедии «Баня»). Такой «оживленной тенденцией», аллегорией, олицетворяющей бациллу мещанства, выступает П., над которым Маяковский производит ряд лабораторных опытов, помещая означенную бациллу в разные среды: сначала в бытовую (современную), затем в фантастическую и утопическую (будущее). Интерес поэта сосредоточен не столько на герое, сколько на среде: как она поведет себя в ходе эксперимента, примет ли клопа или отторгнет. Вывод поэта, пережившего глубокий идейный кризис, потерявшего былую веру в футуристически-лефовские утопии (вторая часть комедии — это прежде всего пародия на них), мрачно взирающего на Советскую Россию, «крашенную рыжим, а не красным», этот вывод глубоко пессимистичен: бацилла живуча. Оттого П. в финале, выйдя за рампу по закону античной парабасы, орет «во весь голос», обращаясь к зрительному залу: «Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили?» Оттого-то «Клоп» — название всей комедии, а не первой лишь ее части. Первым исполнителем роли П. в спектакле, поставленном Мейерхольдом на сцене ГосТИМа (1929), был И.В.Ильинский. Комедия была воплощена в балете (хореограф Л.В.Якобсон, две версии — 1962 и 1974 гг., последняя на музыку Д.Д.Шостаковича).

Читайте также:  Сочинение Дядя Хвост в рассказе Муму Тургенева (характеристика, описание, образ)

В. В. Маяковский — основоположник поэзии нового типа

Школьное сочинение

Владимир Маяковский появился на поэтической арене в сложный, переломный для России период: атмосфера была накалена до предела, кровавая первая русская революция и вихрь мировой войны заставили людей усомниться во всех прежних идеалах и ценностях. Люди жаждали перемен и с надеждой смотрели в будущее. В искусстве, как в зеркале, отразились все сложные общественные процессы — в этом один из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной культуры, эпатажем, почти религиозным, культом техники, современной индустрии и ее сверхчеловеческой мощи. Противоречия эпохи нашли предельно концентрированное отражение в творческой индивидуальности Владимира Маяковского, который вышел навстречу ” настоящему” веку с удивительной искрой дерзости, юмора, иронии и одновременно с беззащитно обнаженным сердцем. Он стал первым в истории литературы свободолюбивым поэтом, который не был в оппозиции к властям, призывая от имени народа противоборствовать законам и предрассудкам, бросая вызов тем, кто несправедливо сделал себя хозяевами жизни. Напротив, он открыто заявил, что верой и правдой, каждой строкой своей хочет служить новой власти — власти советов, власти народа. Он видел “неизбежность крушения старья” и средствами искусства предвосхищал грядущий “мировой переворот” и рождение “нового человечества”. “Рваться в завтра, вперед!” — девиз поэта.

“Мне плевать на то, что я поэт, — сказал он однажды в сердцах. — Я не поэт, а прежде всего посвятивший свое перо в услужение — заметьте, в услужение — сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — Советскому правительству и партии”.

Новое время требовало новых форм. Все привычное, устоявшееся воспринималось поэтом, как и другими футуристами, как старое, отжившее, не соответствующее историческому моменту. Маяковский утвердил совершенно новое отношение как к самой поэзии, так и ко всем элементам стиха — к рифме, к ритму, к построению строки.

езда в незнакомое.

Это “незнакомое”, непознанное и становится предметом осмысления в его творчестве. И вместо спокойной, “усыпляющей” и “укачивающей” поэзии возникает новая, беспокойная, взъерошенная и будоражащая поэзия революции. “Я люблю Пушкина! — утверждал поэт. — Наверное, больше всех вас люблю его. Может, я один действительно жалею, что его нет в живых! Когда у меня голос садится, когда устанешь до полного измордования, возьмешь на ночь “Полтаву” или “Медного всадника” — утром весь встанешь промытый, и глотка свежая. И хочется писать совсем по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем, подымать стих до уровня наших дней. А время у нас посерьезней, покрупней пушкинского. Вот за что я дерусь”. И Маяковский неутомимо сражается за свою боевую, политическую поэзию. Он обращается со словом и словарем как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным лекалам. У поэзии Маяковского не только своеобразный язык образов и метафор, он также широко использует звуковые и ритмические возможности слова.

Поэт решительно и бесстрашно ломает привычные стихотворные формы. Напевную, мелодичную строку рвет на клочья.

Ритм стиха вольно меняет по требованию темы, а строки выстраивает так, чтобы они, как солдаты на плацу, “подменяли ногу” на ходу, чтобы “шаг” стиха соответствовал каждый раз, при любом повороте темы, новому смысловому строю.

Так, в стихотворении “Наш марш” отчетливо слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:

Медленна лет арба.

Сердце наш барабан.

Маяковский вводит в свои стихи приемы ораторской речи. Его строка разбита на ступеньки, что облегчает чтецу-оратору произнесение стиха вслух. Но от такого членения строка не распадается. Ее крепко связывают в одну звуковую цепь изобретательно найденные созвучия внутри слов, повторяющиеся схожие слоги. Неожиданные, никем не употреблявшиеся ранее рифмы заканчивают строки, “подтянув подпруги” стиха. Но эти рифмы — не просто оригинальное обрамление четверостишия, а отточенное оружие поэта: “Рифма — бочка. Бочка с динамитом. Строчка — фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, — и город на воздух строфою летит”, “Целься рифмой и ритмом ярись!”,”Дрянцо хлещите рифм концом”, — призывает поэт. Он убежден, что “самые важные слова в стихе — термины, названия, понятия, имена — должны быть обязательно зарифмованы, должны стоять в конце строчки ударными словами”.

В стихах Маяковского представлены необычные составные многосложные рифмы: “Носки подарены —наскипидаренный”, “Молоти стих — молодости”, “За мед нам — пулеметным”, “Оперяться — кооперация”, “Карьер с Оки — курьерский”. Такие рифмы легко запоминаются, а богатство ритмов придает стиху Маяковского особую энергию. Меняет Маяковский и словарь поэзии, ведь изысканное, хрупкое слово литературно-книжного обихода непригодно для речи поэта-трибуна, для марша, для лозунга. Поэт открывает доступ в поэзию словам разговорного стиля, иногда грубоватым и режущим слух, но полным жизни, свежести и силы. Маяковский убежден, что новое слово можно сказать только по-новому, поэтому у него так много необычных неологизмов. Он с неистощимой изобретательностью открывает новые, запоминающиеся созвучия, значительно расширяет запас рифмующихся слов, по праву считая себя поэтом-словотворцем, обогащающим литературный язык и помогающим народу выражать свои новые чувства и новые мысли. Но Маяковский не уставал подчеркивать, что не игра рифм и слов, и не блеск образов являются для него решающими в поэзии.

уесть покрупнее буржуя.

Маяковский в своем творчестве — бог, который создает свой поэтический мир независимо от того, понравится ли кому-нибудь его творение. Поэту все равно, что его нарочитая грубость может шокировать кого-то, он убежден, что поэту позволено все.

Так, например, дерзким вызовом и “пощечиной общественному вкусу” звучат строки из стихотворения “Нате!”:

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется — и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам,

Я — бесценных слов транжир и мот.

Маяковскому свойственно абсолютно новое видение мира, он будто выворачивает его наизнанку. Привычное в его поэзии становится странным и причудливым, мертвое — живым и наоборот.

Поэт чрезвычайно любит контрасты. Красивое у него всегда соседствует с безобразным, высокое — с низким: “Проститутки, как святыню, меня понесут и покажут Богу в свое оправдание”. Мертвые предметы в его поэзии оживают и становятся более одушевленными, чем живые.

Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней, сознательно стал рупором идей и настроений эпохи. Стихотворения поэта — “оружие масс”, он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами.

Владимир Маяковский был твердо убежден в том, что людям. нужно новое искусство, что поэзия должна стать поэзией улицы, толпы, должна выражать ее гнев, ее любовь, ее отчаяние — настоящие, простые и сильные человеческие чувства:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая —

ей нечем кричать и разговаривать.

Поэт подарил улице этот недостающий ей язык, позволил ей говорить, научил ее кричать о себе. Он сознательно принял идеи новой эпохи, потому что был уверен в их прогрессивности и гуманности, и считал, что своим пером он действенно участвует в революционном обновлении жизни, в очищении ее от грязи и мерзости.

Русской словесности Владимир Маяковский подарил новую индивидуальность поэта, преодолев, по мнению Б. Эйхенбаума, старое противоречие русской поэзии, обретя гармонию лирического и гражданского начал: “Маяковский вовсе не “гражданский” поэт в узком смысле слова: он создатель новой политической личности, нового поэтического “я”, ведущего к Пушкину и Некрасову и снимающего их историческую противоположность, которая была положена в основу деления на “гражданскую” и “чистую” поэзию”. Маяковский, в стихах которого бок о бок уживаются пафос и насмешка, оратория и частушка, здравица и проклятия, лирика и плакат, вывел за собой молодую поэзию Страны Советов на новые просторные пути. Его открытия восприняли и стали применять в своих стихах и другие поэты советской эпохи. Сам же Владимир Маяковский на протяжении всего творческого пути продолжал последовательно отстаивать свою дерзко-независимую позицию.

Ссылка на основную публикацию