Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

Образ Иудушки Головлева в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Галерея сатирических персонажей, созданная талантливым писателем М. Е. Салтыковым Щедриным, удивляет многообразием представленных в ней типов. Это образы и чванливых господ, и капризных помещиков-самодуров, и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа “Господа Головлевы”. Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа – это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жиз­ни накануне отмены крепостного права.

Порфирий Владимирович Головлев — один из чле­нов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать – Арина Петровна – своих сыно­вей. «Порфирий Владимирович известен был в семей­стве под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», – эта исчерпывающая ха­рактеристика дана автором уже в первой главе рома­на. Эпизоды, в которых описывается детство Иудуш­ки, показывают нам, как формировался характер это­го лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность». «Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозритель­ностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде». Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он по­лучил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иу­душка стал сначала полновластным хозяином поме­стья Головлевых, затем — имения брата Павла. За­владев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Унаследованные от Арины Петровны черты бессер­дечного стяжательства, в Порфирий представлены в высшей степени своего развития. Если его мать не­смотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиро­там, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей — Владимира, Петра и младенца Володьку

Поведение и внешний облик Иудушки могут вве­сти в заблуждение любого: «Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Ли­цемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие – мать, братья, племянницы, сыно­вья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опас­ность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

Своей подлостью, гнусностью поступков Иудушка не может вызывать ничего, кроме омерзения. Своими речами этот кровопивец, по словам одного крестьяни­на, может «сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

Непременный атрибут иудушкиного пустосло­вия — разного рода афоризмы, послвицы, религиоз­ные изречения: «все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделы­вать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее. Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, ко­гда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нор­мы морали. Так, просившие у Иудушки помощи сы­новья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал — сам и выпутывайся», которые принимались как «ка­мень, поданный голодному человеку». В итоге — Вла­димир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонеч­ку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Эта ничтожная во всех отношениях личность гос­подствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, ис­кренне считая себя поборником правды.

Раскрывая образ Иудушки — «кровопивца», за­щищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нрав­ственные принципы крепостнического общества. По­казав в последней главе романа «пробуждение одича­лой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает со­временников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.

Иудушка в романе Головлева в романе Господа Головлевы характеристика и образ

Роман Щедрина можно считать историей семьи, которая была обречена на распад из-за утраты между людьми человеческих отношений. По-особому это показал Порфирий Владимирович Головлев, которого прозвали Иудушкой.

Мы видим, как он путается в этой жизни из-за собственного пустословия. Автор создал достаточно сложный и драматический образ. Весь его жизненный путь связан с тем, что он постепенно утрачивал отношения с событиями, происходившими вокруг него и людьми, участвовавшими в них, но перед своей смертью понял все ошибки, сделанные им. Как нам известно, из истории его судьбы, то Порфирий начинает еще с детских лет приспосабливаться к обстоятельствам. Ему нравилось приласкаться к матери, а иногда пожаловаться. Но даже Арина Петровна страшилась его взгляда, как бы догадываясь, что от сына можно ожидать подвох. Проходя службу в Петербурге, Иудушка постоянно пишет письма матери, где всегда спрашивал о ее здоровье, и тут же между строк появлялась просьба об оказании материальной помощи. Свое безразличное отношение к родному брату он скрывает за пустословием. Ему удается убедить Арину Петровну лишить Степана наследства.

В истории с другим братом Пашкой – тихоней также отражается внутренняя пустота Иудушки. Говоря с ним о смирении, он совсем не думал об этом. В мыслях закрался простой денежный интерес. К матери своей он также безразличен. Когда Порфирий завладел фактическими правами на поместье, то мать у него становится обыкновенной приживалкой, вследствие чего гордость не позволяет женщине оставаться с сыном, и она переезжает в Дубровино.

Также отчетливо показано, что на совести Иудушки лежит смерть его родственников. И что же ожидало его в конце жизни? Конечно же, одиночество. Спившемуся Иудушке по вечерам стали видеться призраки погибших родных. В конце произведения видно ,что вдруг у него проснулась совесть, но как это было сейчас для него поздно. И вот, желая найти ответ на этот вопрос, отправившись на кладбище, замерзает в пути. Салтыков-Щедрин ясно показал, что Иудушка стал жертвой из-за своего пустомыслия. И нам даже немного его жаль. Но писатель этим образом хотел сказать нам, что надо ценить настоящие чувства и не быть мелочными и эгоистичными.

Сочинение Иудушка Головлев

Порфирий – средний сын в семье Арины Петровны и Владимира Михайловича Головлевых. С детства к нему прилепились прозвища: «иудушка», «кровопивец», «откровенный мальчик», потому что был склонен к лукавству и доносительству матери на своих братьев.

Арина Петровна хотя и с опаской относилась к его заискиваниям, но ценила его преданность, и при разделе имения выделила ему лучший кусок. От матери перенял склонность к стяжательству, накопительству и скупости. Но дела свои не считает порочными, все делает по-родственному, не вдаваясь в смысл и последствия собственных поступков. С деревянным выражением на лице, но со змеиным взглядом, приводящим окружающих в смятение, лицемерно лопоча, он занят лишь помыслами и своей выгоде.

Иудушка много и красиво говорит, но каждое его слово – ловушка для окружающих. На протяжении романа одни и те же рассуждения о Боге, семье, благополучии, щедро приправленные пословицами, цитатами из Священного писания и молитвами. Огромная масса слов, обесцененных ложью. Главная разрушительная сила Иудушки – его изнурительное, удушающее, блудливое пустословие, позволяющее прикинуться религиозным человеком, почтительным и уважительным сыном, строгим, но справедливым отцом, мудрым дядей, рачительным хозяином и даже приличным человеком.

Порфирий – непосредственный виновник почти всех смертей в собственной семье. Несмотря на удачное накопительство и процветание имения, это приличное состояние семью не укрепило, а наоборот, разрушило, став причиной ее распада, гниения, уничтожения. Спиваются отец, братья и сын, другой сын и племянница кончают жизнь самоубийством.

В итоге Иудушка получил все наследство, но заработал «душевную гангрену», которая уничтожила и его самого. Человек, лишенный совести, склонен к саморазрушению. Ему стали в пустом и постылом доме чудиться призраки умерших родных. Головлево словно превращается в родовой склеп для всего семейства. Порфирий приходит к покаянию, просит прощения за всех, кого уж нет, за себя.

В конце романа осознает весь ужас своего существования, его посещает мысль о самоубийстве. Решив попрощаться с матерью, он на страстной неделе, почти раздетый, несмотря на мокрую метель, ринулся на ее могилу. Но, не дойдя до погоста, замерз у дороги. На последних страницах исчезают прозвища Иудушка и кровопивец, и автор называет героя Порфирием Владимировичем, последним головлевским барином.

Также читают:

Картинка к сочинению Иудушка в романе Головлева в романе Господа Головлевы

Популярные сегодня темы

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»

Для меня, как и для большинства людей во всем мире самое дорогое слово – это мама. Мама – это самый дорогой человек для каждого из нас на всем целом свете.

Доброта – одно из самых значимых человеческих качеств, когда человек проявляет заботу по отношению к другим, не ожидая вознаграждения за свои душевные устремления. Это и есть главные проявления доброты.

Моя собака Барни – лабрадор. Он светло-коричневого цвета. Наличие лабрадора в качестве домашнего животного служит у нас двойной цели. Мы не только получаем отличного друга, который всегда готов играть

Автор в дороге из Тифлиса через Койшаурскую гору познакомился со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Бывалый попутчик объяснил мошенничеством осетин то, что пустую повозку еле тащат шесть быков

Образ и характеристика Иудушки Головлева в романе “Господа Головлевы”: описание в цитатах (Порфирий Владимирович)

Иудушка Головлев.
Художники Кукрыниксы

Порфирий Головлев, или Иудушка, является одним из центральных героев романа “Господа Головлевы” Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Иудушки Головлева в романе “Господа Головлевы”: описание в цитатах Порфирия Владимировича Головлева.

Смотрите:
Краткое содержание романа “Господа Головлевы”
Все материалы по роману “Господа Головлевы”

Образ и характеристика Иудушки Головлева в романе “Господа Головлевы”: описание в цитатах (Порфирий Владимирович)

Порфирий Владимирович Головлев, он же “Иудушка”, является сыном помещицы Арины Петровны Головлевой. Он является средним из трех сыновей помещицы. Возраст Порфирия Головлева – около 40 лет (в начале романа).

Порфирий Головлев – потомственный дворянин, помещик:

“А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились?”

“Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой‑балбесом.”

“. он не мог воздержаться, чтоб не обозвать Порфишу кровопивушкой и Иудушкой. ” (Степан о Порфирии)

“. как истинный кровопивец, он не приступил к делу прямо, а начал с околичностей.”“Тот внутренний образ Порфишки‑кровопивца, который она когда‑то с такою редкою проницательностью угадывала. “

“И он воспользовался этим изъяном с свойственною ему лукавою ловкостью.”

“Арина Петровна так и ахнула. Во‑первых, ее поразила скупость Иудушки: она никогда и не слыхивала, чтоб крыжовник мог составлять в Головлеве предмет отчетности. “

“Иудушку не любили. Не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал да приставал. Даже земельные участки немногие решались у него кортомить, потому что он сдаст участок, да за каждый лишний запаханный или закошенный вершок, за каждую пропущенную минуту в уплате денег сейчас начнет съемщика по судам таскать.”

“Но ни один мускул при этом не дрогнул на его деревянном лице. “

“Порфирий Владимирыч, в валеных сапогах, словно змей, проскользнул к постели матери; длинная и сухощавая его фигура загадочно колебалась. “

“И Порфирий Владимирыч взглянул на нее одним из тех загадочных взглядов, которые всегда приводили ее в смущение.”

“И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность.”

“Он знал, что глаза Иудушки источают чарующий яд, что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека.”

“. вся эта комедия, к повторению которой она с малолетства привыкла, в которой сама всегда участвовала, вдруг показалась ей совсем новою, невиданною.”

“А может быть, даже и не мстит сознательно, а так нутро его, от природы ехидное, играет.”

“. а в ушах раздавалось слезно‑лицемерное пустословие Иудушки, пустословие, в котором звучала какая‑то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому. “

“. лицом к лицу с одним своим пустословием.”

“Перед таким непреоборимым пустословием оставалось только покориться.”

“. ведь это, Евпраксеюшка, страшно! Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда‑нибудь. Ведь страшно?”

“Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия.”

“. Ни одного‑то ведь слова верного нет! всё‑то он лжет! и «милый дружок маменька», и про тягости‑то мои, и про крест‑то мой… ничего он этого не чувствует!”

“. шильничает, лжет и пустословит еще пуще прежнего. ” (шильничать – обманывать)

“Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и, в довершение всего, боялся черта.”

“Густая атмосфера невежественности, предрассудков и кропотливого переливания из пустого в порожнее царила кругом него. “

“. от многих пакостей, на которые он был великий мастер.”

“. лицемерие было до такой степени потребностью его натуры, что он никак не мог прервать раз начатую комедию.”

“Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. “

“Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов.”

“Он был набожен и каждый день охотно посвящал молитве несколько часов. Но он молился не потому, что любил Бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что Бог избавит его от лукавого. Он знал множество молитв и в особенности отлично изучил технику молитвенного стояния.”

“Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства, не вносила никакого луча в его тусклое существование. Он мог молиться и проделывать все нужные телодвижения – и в то же время смотреть в окно и замечать, не идет ли кто без спросу в погреб и т. д.”

“Сверх того, она отлично знала, что Порфирий Владимирыч не способен не только на привязанность, но даже и на простое жаленье. “

“Но Иудушка был не такой человек, которого можно было пронять.”

“. он не знал за ним ни одного чувства, ни одной слабой струны, за которую предстояла бы возможность ухватиться и эксплуатируя которую можно было бы чего‑нибудь достигнуть.”

“У меня, брат, вывертов нет! Я весь тут, на ладони.” (Иудушка о себе)“Ну, да уже не взыщи – я, брат, прямик! Неправды не люблю, а правду и другим выскажу, и сам выслушаю! Хоть и не по шерстке иногда правда, хоть и горьконько – а все ее выслушаешь! И должно выслушать, потому что она – правда. Так‑то, мой друг!” (Иудушка о себе)

“Я, брат, – прямик, я всякое дело начистоту вести люблю!” (Иудушка о себе)

“. Иудушка, наскучив продолжительным вдовством. “

“. против него сидели два его сына: Петенька и Володенька.”

“Проведя более тридцати лет в тусклой атмосфере департамента. “

“Наконец младшие дети, Порфирий и Павел Владимирычи, находились на службе в Петербурге: первый – по гражданской части. “

“Тридцать лет сряду Порфирий Владимирыч толкался и мелькал в департаменте; потом в одно прекрасное утро исчез – и никто не заметил этого.”

“. Порфирий Владимирыч вышел в отставку и поселился в Головлеве.”

“Иудушка как засел в своем родовом Головлеве, так и не двигается оттуда.”

“Умны вы, даже очень умны, а Иудушка все‑таки без угла вас оставил!”

“. Арина Петровна, оскорбленная и негодующая, перебралась в Дубровино, а вслед за тем и Порфирий Владимирыч вышел в отставку и поселился в Головлеве.”

“. он выгнал ее из дому, но почтительности не прекращал. “

“В Головлеве он ниоткуда не встречал не только прямого отпора, но даже малейшего косвенного ограничения, которое заставило бы его подумать: вот, дескать, и напакостил бы, да людей совестно. Ничье суждение не беспокоило, ничей нескромный взгляд не тревожил, – следовательно, не было повода и самому себя контролировать. Безграничная неряшливость сделалась господствующею чертою его отношений к самому себе. Давным‑давно влекла его к себе эта полная свобода от каких‑либо нравственных ограничений. “

“Да. Хоть бы лакеи – ни один долго ужиться у нас не может; почесть каждый месяц меняем. Приказчики тоже. И всё из‑за этого. Тиранит.”

Не очень страшен, а тиранит, слов не жалеет. Словами‑то он сгноить человека может.”

“. как только он поселился в Головлеве, так тотчас же создал себе такую массу пустяков и мелочей, которую можно было не переставая переворачивать, без всякого опасения когда‑нибудь исчерпать ее. С утра он садился за письменный стол и принимался за занятия; во‑первых, усчитывал скотницу, ключницу, приказчика, сперва на один манер, потом на другой; во‑вторых, завел очень сложную отчетность, денежную и материальную: каждую копейку, каждую вещь заносил в двадцати книгах, подводил итоги, то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил.”

“. целый день корпел в кабинете, не выходя из халата.”

“Собственно говоря, он не знал даже, что делается у него в хозяйстве, хотя с утра до вечера только и делал, что считал да учитывал.”

“. что Иудушка, наскучив продолжительным вдовством, взял к себе в экономки девицу из духовного звания, именем Евпраксию.”

“Девица Евпраксия была дочь дьячка при церкви Николы в Капельках. “

“Иудушка вдруг спохватывается, что ведь и он находится в блудном сожительстве с девицей духовного звания.”

“Увы! это слово было: «прелюбодеяние», и обозначало такое действие, в котором Иудушка и перед самим собой сознаться не хотел.”

“Завтра, чуть свет, возьмешь ты Володьку, да скорехонько, чтоб Евпраксеюшка не слыхала, и отправляйтесь с Богом в Москву. Воспитательный‑то знаешь?”

“– Колотит? А я ведь слышала, что он перестал драться‑то?

– Меньше, а все‑таки… А главное, надоедает уж очень.

– Этого я что‑то уж и не понимаю. Как это отец надоедать может?

– Очень, бабушка, надоедает. Ни уйти без спросу нельзя, ни взять что‑нибудь… совсем подлость!”

“Петенька, с своей стороны, знал, что есть у него отец, который может его во всякое время притеснить.”

“Взаимные отношения отца и сына были таковы, что их нельзя было даже назвать натянутыми: совсем как бы ничего не существовало. Иудушка знал, что есть человек, значащийся по документам его сыном. “

“Умер, дружок, умер и Петенька. И жалко мне его, с одной стороны, даже до слез жалко, а с другой стороны – сам виноват! Всегда он был к отцу непочтителен – вот Бог за это и наказал!”

“Один сын его, Володенька, кончил самоубийством. “

“А кто Володю без копейки оставил? кто ему жалованье прекратил? кто?”

“Да ведь он писал вам; он объяснял, что ему жить нечем, что дольше ему терпеть нет сил…”

“Уж после суда, когда решение вышло. Писал, что он три тысячи проиграл, и вы ему не дали. Ведь вы, дядя, богатый?”

“. сын его, не доехавши до места ссылки, слег в одном из попутных городков в больницу и умер.” (о Петеньке)

“Многих он так‑то затаскал и сам ничего не выиграл (его привычку кляузничать так везде знали, что, почти не разбирая дел, отказывали в его претензиях), и народ волокитами да прогулами разорил.”

“Наконец брался за перо и писал жалобы к мировому судье и к посреднику.”

“. главную роль играла какая‑то болезненная жажда стяжания. Хотя Порфирий Владимирыч и всегда вообще был мелочен и наклонен к кляузе, но, благодаря его практической нелепости, никаких прямых выгод лично для него от этих наклонностей не получалось. Он надоедал, томил, тиранил (преимущественно самых беззащитных людей, которые, так сказать, сами напрашивались на обиду), но и сам чаще всего терял от своей затейливости.”

“Вот он состарелся, одичал, одной ногой в могиле стоит. “

“Порфирий Владимирыч сидел в засаленном халате, из которого местами выбивалась уж вата; он был бледен, нечесан, оброс какой‑то щетиной вместо бороды.”

“Нынче они, барышня, молчат. Все говорили и вдруг замолчали. Слышим иногда, как промежду себя в кабинете что‑то разговаривают и даже смеются будто, а выдут в комнаты – и опять замолчат. Сказывают, с покойным ихним братцем, Степаном Владимирычем, то же было… Все были веселы – и вдруг замолчали.”

“. до такой степени он похудел, выцвел и задичал.”

“Головлевский владыка выходил из кабинета весь одетый в черное, говорил мало и только, по‑прежнему, изнурительно долго ел.”

“И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы. “

“Повторяю: совесть проснулась, но бесплодно.”

“«А ведь я перед покойницей маменькой… ведь я ее замучил… я!» – бродило между тем в его мыслях, и жажда «проститься» с каждой минутой сильнее и сильнее разгоралась в его сердце. Но «проститься» не так, как обыкновенно прощаются, а пасть на могилу и застыть в воплях смертельной агонии.”

“. Порфирий Владимирыч шел по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни ветра и только инстинктивно запахивая полы халата.”

“. прискакал верховой с известием, что в нескольких шагах от дороги найден закоченевший труп головлевского барина.”

«Описание образа Иудушки в романе «Господа Головлевы»»

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую он не в силах. Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки — это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти.

Читайте также:  Анализ произведения Куприна Белый пудель

Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. «Порфирии Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу властной Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает»,— говорит она.

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма «милому другу маменьке». Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: «Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить». Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему «вертит языком». Он пишет: «Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбию, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот-малюток».

Свое безразличие к спившемуся Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустословием. Одновременно он добивается от Арины Петровны того, что она лишает нелюбимого сына его доли наследства. Смерть брата Степана незримо приближает Порфирия Владимирыча к роковому одиночеству, зияющей пустоте.

«История умертвии» находит закономерное продолжение в судьбе другого брата Иудушки — Пашки-тихони. Сцена свидания Порфирия Владимирыча с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту Иудушки. За речами о религиозном смирении кроется меркантильный денежный интерес.

Отношение Порфирия Владимирыча к Арине Петровне также говорит о предельной мелочности богатого головлевского помещика. Завладев фактическими правами на имение, Иудушка отводит матери роль приживалки. Уязвленная гордость заставляет Арину Петровну переселиться в Дубровино.

Читайте также:  Герои произведения Русалочка Андерсена

«История умертвии» Не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Аннинь-ки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество! Салтыков-Щедрин населяет головлевскии дом призраками «умертвии», которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. «Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки».

В финале романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин рисует «пробуждение одичалой совести» Иудушки. «И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, “пожалело” бы его. Зачем он один?» В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. Вот что пишет о нем Салтыков-Щедрин: «Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа. Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов. Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия». Иудушка — жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Финал романа вызывает не только осуждение Порфирия Голов-лева, но и жалость к нему. Книга учит читателей ценить подлинные человеческие чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Как это ни грустно, но в «Господах Головлевых» действительно подводятся итоги. Роман — не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение «финальной черты».

Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М. Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа «Господ Головлевых» случаются «просветы». Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка — Головлев до мозга костей.

Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.

Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых. Нет: на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи — лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, — конец приближается неумолимо.

Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие «семья», вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.

Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается «у разбитого корыта», вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети — люди, что им нужны забота и тепло. «Постылым» детям она «выбрасывала кусок», пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли «нерадивая» дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.

Точно так же «подводят итоги» дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это — закономерность для рода Головлевых. Пустота — практически синоним их существования. При слове «пустота» в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это — наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой «гроб, наполненный прахом» (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).

Примечательно в романе то, что «подведение итогов» в большинстве случаев связано с «нехорошей» смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто — от старости. Есть персонажи, которых автор «помиловал», но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, «оставляя в живых» некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.

Итак, «семейные итоги» весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять «подведения итогов» для всего рода.

Сочинение на тему Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

«Господа Головлевы» является остросоциальным романом описывающим быт дворянства. Во времена крепостнического права наблюдалось не только разложение буржуазии, но и разложение семьи в целом. Происходит гниение нравственности, из-за чего в народе полным ходом шел упадок семейных ценностей и норм морали. М.Е. Салтыков-Щедрин обращает внимание читателя на исследование и анализ происходящих событий и последующих за ними последствий.

Обратим пристальное внимание на главу семейства Арину Петровну Головлеву. Это властная помещица, энергичная, целеустремленная, у нее в руках находится власть над окружающими ее людьми. Но именно эта власть делает ее испорченной и властолюбивой. Она одна управляет имением, разоряет крестьян, превращает мужа в приживальщика и калечит жизнь простым людям. Благодаря своим качествам она сумела во много раз умножить состояние своего супруга. Но открытым остается вопрос: для чего ей все эти богатства, ради которых, по ее же словам, женщине приходится трудиться не покладая рук и испытывать жуткий недосып. Вопрос это риторический, мы понимаем, что делает это Арина Петровна ради своих детей. Однако так ли это на самом деле? Может быть, слова о семье и материнском долге лишь маскируют истинную причину ее тяжелого труда? Может это все происходит лишь для того, чтобы никто и словом не мог упрекнуть женщину? Даже о своей мертвой дочери она говорит, что Бог отнял у нее одну, а дал целых двух. Речь идет о сиротах-близнецах. Но относится она к ним далеко не по-матерински, называя их «щенками, подкинутыми ей на шею».

Читайте также:  Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского

Вот мы видим старшего сына Арины Петровны – Степана. Он остроумный, умный парень, но вместе с тем абсолютно безалаберный, отчего молодой человек спивается и умирает в нищете. Дочь дворянки, из которой так и не получилось бесплатного бухгалтера, убегает из родного дома. Но, к несчастью, вскоре ее бросает супруг, и женщина также умирает без средств к существованию. Бабушка берет ее двух близняшек себе на попечение. Изначально она видит в них лишь обузу, но вскоре привязывается к девочкам. Они вырастают и выбирают профессию актрис. Но вскоре, они, лишившись поддержки и не зная как себя защитить, попадают в тяжелую жизненную ситуацию, опускаются все ниже и втягивают себя в скандальный судебный процесс. В конце концов одна из девушек совершает суицид, а вторая, не найдя в себе силы для принятия яда, отправляется обратно в имение Головлевых.

Все богатства, для которых Арина Петровна посвятила жизнь, в конце концов, оказываются призраком. Ради денег и власти женщина уродует свою семью, теряет детей, и в конце жизни ей приходит осознание того, что все это было зря. Все ее труды привели семью Головлевых к полному вымиранию.

Сочинение 2

В своем произведении «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показывает жизнь одной русской семьи. Показывает без прикрас, и кажется, что эта история придумана писателем – все слишком ужасно, чтобы быть правдой. Да, здесь много вымысла, но два главных персонажа написаны с близких родных Салтыкова-Щедрина: Арина Петровна – с матери писателя, Иудушка – с брата.

Главный герой произведения – Порфирий Владимирович, получивший еще в детстве прозвище Иудушки. Он – один из четверых детей Арины Петровны Головлевой, самый любимый сынок. Остальных матушка причисляет к «постылым» – они не оправдали ее надежд: дочь рано умерла, «покинув двух щенков», ее внучек. Два сына оказались ни на что не способными, по мнению Арины Петровны.

И только Порфирий слушает «милого друга маменьку» и продолжает ее нелегкое дело – он умножает богатство. Зачем и для кого он это делает, не совсем понятно: ему, видимо, нравится сам процесс «усчитывания» и контроля. Два сына Иудушки уходят в могилу не потому, что у папы не было денег для помощи, а потому, что Иудушка не захотел расстаться с деньгами. Он просто «припасает» деньги, так же, как припасала их его мать, Арина Петровна. И она тоже не захотела в свое время помочь своим детям. И у нее гнили в погребах запасы, не съедались огурцы и капуста, а она кормила двух внучек-сирот кислым молоком, жалея свежее.

Пока вокруг Иудушки идет жизнь, он чувствует себя довольно комфортно: периодически общается с маменькой, заводит себе экономку Евпраксеюшку, «шильничает», лжет и пустословит. Но постепенно окружение начинает покидать Иудушку: умирают братья и маменька, обиженная Евпраксеюшка перестает разговаривать с Иудушкой и слушать его бредни. Две племянницы не хотят жить с «добрым» дядей, предпочитая жизни в деревенской глуши профессию «актерок», которая в то время была не так престижна и востребована, как сейчас, а совсем наоборот. Поначалу Иудушка тяготится отсутствием удобств – и суп пустой, и одежда драная. Но постепенно находит в уединении свою прелесть – никто не мешает ему «заниматься» любимым делом, предаваться бесплотным мечтам и умножению богатства в мечтах. Даже дворня начинает сторониться барина.

И поначалу, когда неожиданно в деревню к нему возвращается одна из племянниц, Аннинька, это вызывает некоторое раздражение Иудушки: вдруг «племяннушка» помешает его такой налаженной жизни. Но Анниньке некуда больше деваться: сестра-близняшка отравилась, из театра с позором выгнали, остался только дядя в опустевшем деревенском доме да ее жуткие воспоминания. И еще Аннинька «приучилась пить». И она пьет. Пьет каждый вечер, сначала в присутствие Евпраксеюшки. А потом и вместе с дядей, который вначале не поспевал за ней, но очень быстро научился. И теперь после ужина прислуга ставит на стол выпивку с закуской и удаляется, а дядя и племянница пьют, вспоминают и обвиняют друг друга во всех грехах. Почему после одного такого возлияния в Иудушке просыпается что-то человеческое, сказать трудно: то ли это – пьяный угар, то ли – совесть. Но он внезапно решает пойти на могилку к маменьке в чем был, а был он в старом рваном халате. И замерзает по дороге.

Какая нелепая смерть. И такая же нелепая пустая жизнь. У Иудушки все было пустым: мысли, слова и утроба, как пишет автор. После выхода «Господ Головлевых» вокруг этого произведения было много споров и противоречивых мнений. Но то, что «черты Иудушки можно найти в весьма почтенных людях», как написал один из рецензентов, признавалось многими. Прошло время. Имя Иудушки давно стало именем нарицательным. Мало кто знает Порфирия Владимировича. А Иудушку Головлева знают все, или почти все.

Господа Головлевы

Популярные сочинения

Быстрая смена эпох уже воспринимается людьми как должное. Всем неумолимо движет прогресс. Тяга к самосовершенствованию набирает бешеные обороты. Изменения претерпевает

Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие

Все мы ждёт чего-то от этой жизни, о чём-то мечтаем. И эти мечты бывают очень разнообразными, маленькими и большими, такими же разными, какими бывают все люди.

«Господа Головлевы»: образы, характеристика героев

В романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина выведена целая галерея образов одной семьи – помещиков Головлевых. Эта семья идет к деградации и разрушению, она распадается, а потом ее члены и физически отходят в небытие.

Образ Арины Петровны: это единственный незаурядный человек в семье Головлевых. Она мать и глава семьи. «Женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством» – характеризует ее автор. Арина Петровна руководит хозяйством, ведет все дела семьи. Она бодрая, волевая, энергичная. Но толк от этого есть только в хозяйстве. Арина Петровна подавляет своих сыновей и мужа, который ненавидит ее за это. Мужа она никогда не любила, считала шутом, слабаком, неспособным вести хозяйство. «Муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой».

По сути дела, проживя сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостячкой, которую интересуют только деньги, счета и деловые разговоры. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так страшно наказывает близких, когда они безответственно относятся к имуществу или не подчиняются ей.

Образ Степана Головлева:это «даровитый парень» с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к учебе. Однако он воспитан в праздности, вся его энергия уходила на проказы. Отучившись, Степан оказывается неспособным сделать карьеру чиновника в Петербурге, так как не имеет к ней ни способностей, ни охоты. Он еще раз подтверждает прозвище «Степка-балбес», долго ведет бродячую жизнь. К сорока годам он панически боится матери, которая не поддержит, а наоборот, заест. Степан приходит к осознанию, что он «ничего не может», потому что никогда не пытался трудиться, а хотел получать все даром, урвать кусок у жадной матери, или еще у кого. Он спивается в Головлеве и умирает.

Образ Павла Головлева. Это военный, но тоже человек подавленный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери. Но внутри боится ее и придирается к ней, сопротивляясь ее влиянию. «Это был человек угрюмый, но за угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и больше ничего». Перебравшись в Головлево, он перепоручает дела своей ключнице – Улите. Сам же Павел Головлев спивается, поглощенный ненавистью к брату Иудушке. Они умирает в этой ненависти, озлобленный, с ругательствами и проклятиями.

Образ Иудушки, Порфирия Головлева. Этот человек – квинтэссенция головлевского рода. Он избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах – и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

Образ Анны и образ Любы из «Господ Головлевых».Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис «сестры Погорельские» переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь. Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, «умирать».

Ссылка на основную публикацию